Довольно интересная река по весеннему паводку
Мытищи - пос. Белебелка - Мытищи; Смоленск - пос. Белебелка - Смоленск
Полисть 2021
Порог в Бракловицах

Ну что "Поехали"

Планы на открытие сезона стали созревать ещё в апреле. Варианты маршрутов сильно не обсуждались, но Эдик предложил сходить на реку Полисть (на которой он был 13 лет назад) по той причине, что эта река своеобразна своим быстрым течением особенно в период весеннего паводка, а также наличием большого количества шивер и перекатов. С учетом того, что в межсезонье в нашей сплавной команде появилась еще одна байдарка Хатанга Expedition, увеличив общее количество до трех, то появилась возможность идти чуть более многочисленным составом. Я и Эдик решили идти со своими детьми, Артёмом и Тимофеем соответственно, плюс мой брат Игорь и Саша Кост – наш компаньон по прошлогодним водным походам.

Изначально планировали пойти на вторые майские праздники на три дня, но ввиду того, что в этом году Президент сделал подарок людям и своим решение совместил первые и вторые выходные мая, то решили подстроиться под погоду без привязки к числам. Но погода в этом году решила не быть к людям так благосклонна как Президент, и все 10 дней выходных она была холодная и дождливая, а так как мы собрались ехать с детьми, то лишний раз мерзнуть и мокнуть не хотелось. В итоге мы решили перенести наш сплав до ближайших выходных с хорошей погодой, хотя это решение уменьшало количество дней сплава с 3-х до 2-х, тем самым усложняя мероприятие, так как протяженность реки на маршруте достигала почти 60 км. Первые же выходные нас подвели в плане погоды, да ещё и Саша работал и не мог составить нам компанию. И после этого мы решили идти в последующие ближайшие выходные в любую погоду, потому как время шло, а мы всё ждали и ждали тёплых дней.

Но перед самыми выходными выяснилось, что Саша заболел и нам срочно нужно было найти желающего «помаслать вёслами»!, с чем Игорь справился очень быстро, предложив принять участие в нашем мероприятии студенту Максиму, который проходит практику у него на заводе.

И вот наступила пятница, вещи сложены в машину. Навигатор сказал, что ехать не менее 7 часов – далековато конечно для похода выходного дня, но уж очень хотелось посмотреть именно эту реку. С учетом московских пробок, я решил, что выезжать будем в 2 часа ночи, Эдик же из Смоленска выехал ещё вечером в пятницу, но ему ехать также необходимо было около 6 часов.

Ночью Эдик был уже на месте, а мы стартанули в его сторону. К моему удивлению навигатор даже без пробок сулил 7 часов дороги, что совершенно не радовало. Решили ехать по Новорижской трассе, где на втором повороте с трассы на город Ржев находится красивый впечатляющий мемориал в память захороненным воинам, погибшим во время второй мировойвойны.

Как в итоге оказалось решение ехать по Новорижской трассе было ошибочное, так как съехав с трассы в сторону Старой Руссы, было обнаружено почти полное отсутствие дороги, где 100 км мы ехали более 2 часов. В итоге только в 9 утра мы приехали на место, где Эдик уже качал свою байдарку и собирал вещи по гермомешкам.

Погода была своеобразна, - за три часа до нашего приезда светило солнце, а небо было кристально голубым, но только мы стали подъезжать к месту стапеля, так погода стала резко меняться в худшую сторону, и когда мы прибыли, то дождь успел подмочить вещи и еще даже ненадутые байдарки.

Приехав, мы сразу съездили посмотреть на заброшенную ГЭС в Белебёлке, далее разгрузили машины и приняли решение отогнать одну из машин в Бракловицы, чтобы в конечной точке маршрута не искать как вернуться в Белебёлку за машинами.
IMG_20210522_090622_9.

Когда мы с Эдиком вернулись в Белебёлку, ребята готовили суп, потому как время было уже около 12 часов дня и было принято решение поесть плотно, чтобы потом лишний раз не останавливаться.

Пообедав, скомпоновали вещи в гермомешки и в начале третьего двинули в путь. Частенько накрапывал дождь.

Течение на реке, как мы и ожидали, было довольно оживленным, и хоть настоящих порогов не было, но участков реки с мощным течением довольно много встречалось. Береговая линия у реки довольно скучная – кругом одна ольха, а мест, организованных для стоянок нет от слова совсем, но зато течение было выше всяких похвал, мы даже подумали, что в Карелии в прошлом году на реке Суна было меньше по количеству перекатистых мест.

На реке помимо нас была еще группа на пластиковых каяках, с которыми мы неоднократно встречались на протяжении всей реки.

И вот неожиданность первого сплавного дня – на одной из быстрин было поваленное дерево, которое заставило совершить роковую ошибку наш экипаж синей байдарки – Игоря и Макса, которые отталкиваясь от дерева, перестарались и перевернули байду, а с учетом того, что у Макса рост более 1.90, то он сам сразу не смог эвакуироваться из плавсредства, и Игорь выскочив из байдарки проводил небольшую операцию по спасению матроса. Благо всё закончилось хорошо, Макс благополучно эвакуировался, а Эдик с Тимофеем, оказавшись неподалеку помогали подбирать вещи, которые выпали из байдарки у ребят.

После этого так скажем происшествия желание остановиться на ночлег стало усиливаться, потому как ребята-ныряльщики были мокрые, и если Игорь был в коротком гидрокостюме, то у Макса была обычная одежда, но естественно мокрая. Несмотря на поздний выход на реку, в первый день мы прошли около 25 км. Как я уже написал, мест для стоянок по берегу практически не было, поэтому решили остановиться на ночлег на открытой поляне неподалеку от деревни на холме.

Когда пришвартовались и разгрузили вещи, Игорь с Максом решили подняться в гору до деревни и уточнить не будем ли мы кому мешать. Из одного из домов вышел «дружелюбный мужик с ружьем», но, узнав, что нам необходимо только переночевать, мужчина дал добро. Правда сразу к ребятам прицепился паренек лет 10, который с час был рядом с нами, наблюдая за нашими действиями, хотя возможно он это делал от скуки в деревне.

Когда разбирали байдарки, то в байде Игоря и Макса обнаружили отсутствие пластиковой литровой бутылки со взрослой прозрачной жидкостью – ВОДКА, - о ужас!!! Скорее всего когда ребята перевернулись, то бутылка выпала, как и многие вещи и скорее всего пошла ко дну, так как была налита под крышку. Ну как говорится ужин нас ждал насухую, но невелика потеря, зато была масса впечатлений.

Лагерь мы расставили в принципе быстро: палатки пришлось поставить на бугристой земле и ночью это многие ощутили. Артём с Тимофеем добывали дрова для костра с дерева, в которое попала молния. После того как лагерь был установлен, дрова наношены, а ужин потихоньку начал готовиться, Макс расчехлил гитару, а Тимофей стал пытаться лягушку превратить в царевну!

На ужин делали картошку с тушенкой, без водочки поели очень быстро, а с учетом того, что мы выезжали в 2 часа ночи, то усталость стала сказываться и, чуть стало смеркаться, все пошли спать и набираться сил на следующий сплавной день, тем более вечером опять предстояла дальняя дорога до дома.

Ночью под утро пошел дождь, но к моменту, когда мы стали вставать, он практически закончился, хотя дождь и в первый и во второй дни шел несколько раз, подмочив нам настроение.

На завтрак приготовили яичницу на сале, попили кофейку, и, сложив вещи в байдарки, стартанули дальше по реке. Характер берегов ничуть не изменился, а течение было такое же быстрое и интересное. Идя по реке, несколько раз встречали низко натянутые тросы для понтонных переправ и вот на очередном из таких тросов несогласованность действий экипажа опять таки синей байдарки – да-да-да именно Игорь и Макс снова перевернули своё плав средство, но на этот раз правда уже оба сразу же смогли оперативно выбраться из перевернутой байдарки, а Макс к тому же еще встал на натянутый трос, тем самым дав возможность остальным байдаркам пройти препятствие «без приключений». Получилось так, что быстрое течение не позволило парням оперативно сориентироваться по своим действиям, кстати последний экипаж из группы, которая шла на пластиковых каяках, повторили «подвиг» Игоря и Макса на этом тросе. Так же через пол часа другой экипаж из этой же группы на очередном быстром перекате не справился с управлением и, налетев на камень, перевернулись, но благополучно выбрались на берег, очень уж расстроилась самая маленькая участница экипажа – девчонка лет трех, которая уж очень ревела.

Для остановки на обед долго искали место, чтобы зачалиться, да еще дождь не давал расслабиться, а останавливаться на обед и мокнуть не очень-то и хотелось. В итоге, изрядно проголодавшись, нашли более-менее подходящее место для обеда. Решили приготовить суп, но случился казус и ещё несваренный суп оказался на земле!, но мы оперативно решили сделать гречку с тушенкой и пообедали с большим удовольствием. Пока ели в очередной раз пролил дождь. Пообедав, пошли дальше по реке и часам к четырем дня оказались на пороге в Бракловицах, а это как известно было заранее было место окончания водной части нашего похода. Порог довольно сильный, хотя особой трудности не представляет. На пороге катались и фотографировались экипажи из группы на пластиковых каяках, мы же не стали развлекаться с повторными попытками преодоления порога, потому как впереди нас ждала семичасовая дорога. Еще на пороге рыбачил местный мужичок, который на червя поймал судачка и подлещика. Увидев это, мой сын сразу же расчехлил спиннинг в надежде добыть что-то интересное, но как позже оказалось все его старания были тщетны.

Пока ребята стали разгружать байдарки, я отправился пешком в деревню Ивановское за 5,5 км, где находилась машина. Выйдя на трассу и легкой трусцой побежал в сторону машины, к моему большому сожалению первая проезжавшая в моем направлении легковая машина не остановилась, зато водитель второй машины был гораздо человечнее предыдущего водителя и согласился меня подбросить, хоть я к этому моменту уже пробежал около половины пути.

Забрав машину и вернувшись к месту антистапеля, мы загрузили вещи Эдика и Тимофея ко мне в машину, причем Эдик часть вещей попросил положить в бокс на крыше авто, и двинули в сторону Белебёлки. Доехав, мы разгрузились, и поехали в разные стороны. И вот подъезжая к Бракловицам я понял, что вещи из верхнего бокса Эдик не забрал, я ему стал звонить, а он мне сразу же и говорит, что уже и сам это понял и едет назад, несмотря на то, что успел уехать далеко, а мои уговоры оставить вещи мне его не остановило. Съехав с трассы в сторону реки оказалось, что одна из машин, а именно Соболь, которая приехала забирать группу на пластиковых каяках застряла на узкой проселочной дороге, свалившись в размоченную дождем колею, и семь здоровых мужиков катали этого Соболя туда-сюда. Еще минут 20 всеобщих стараний, и мы вытолкали машину. Я конечно задумался о необходимости и безопасности спуска к реке на своей машине для загрузки вещей, но пошел на риск. В итоге на полном приводе выехал назад без особых приключений, правда ребята не садились в машину, а стали на страховку при необходимости подтолкнуть в случае пробуксовки.

Недалеко от Бракловицкого порога мы зашли на братскую могилу захороненных в годы Великой отечественной войны. Приехал Эдик с Тимофеем, мы им перегрузили их вещи и в очередной раз поехали в разные стороны – на этот раз мы решили ехать по платной Ленинградке, тем более навигатор сулил её как более быструю дорогу. Дорога назад у нас заняла все те же 7 часов, но по качеству была в разы лучше той, по которой мы приехали на реку Полисть.

Что хочется сказать в заключении – река очень интересна своим течением и будет полезна всем начинающим водникам в период весеннего половодья, предоставив им возможность обучения в маневрировании на быстрой воде, ну а кто не в силах справиться с этим течением, тот получит возможность тренировки по эвакуации из перевернутой байдарки. На реке много натянутых поперек реки тросов, которые так же могут привести к нежелательному переворачиванию плавсредств. Природа на протяжении всех 60 км конечно же однобока – ольха, да и только. Мест, приспособленных для стоянок, нет, что очень портит впечатление от реки. Ну и конечно в нашем случае (Смоленск и Москва) для ПВД река уж очень далеко находится, а тем более чтобы на нее ехать на два неполных дня. С погодой нам так же не очень повезло, хоть мы и выбирали выходные для сплава, но все же мы ошиблись. В итоге моя общая оценка реке – 7 с натяжкой по 10-ти бальной системе.

Но главное – задача открытия сплавного сезона была выполнена, река хорошая, и может быть когда-нибудь мы вернемся на неё снова.