Калининградское начало

Вот оно коварное межсезонье! Что в Москве, что в Калининграде ходят кто в чем: кто в пуховиках и теплых сапогах, кто в кожанках и лодочках! Прогноз погоды меняется стремительно и непредсказуемо, поэтому беру одежду на себя и на Таю по минимуму, но на все три сезона: холодную зиму, дождливую весну и теплое лето…

Прилетели в Калининград в ночь с 7 на 8 апреля, опоздав на целый день к приходу калининградского парусника «Крузенштерн» в порт. Пускают на него только в день захода в порт, что обидно, ведь я на него уже второй год попасть не могу, всё поздно приезжаем.

Как же приятно в Южном пахнет углём и разнотравьем, особенно после московской пыли и самолетного вакуума! Хочется дышать каждой клеточкой тела!   

Тая проспала до 6 утра, а проснувшись в незнакомом доме, сама встала, огляделась и, пробормотав «Ёжики», принесла мне в кровать массажные шарики) Я со спокойной душой провалилась дальше в сон, а она продолжала делать открытия… 

Мы показали Тае самый западный город России – янтарный Калининград, побывали на Дне селедки. Ее, как и меня в первый день знакомства с городом, заинтересовали «шары-инопланетяне» на деревьях, но больше всего ей понравился бабушкин «скотный двор» - кот, собаки, петух и курицы.
 

Как же здорово жить в доме, несмотря на все трудности его содержания!  Хочешь гулять – пожалуйста, и дела делаются, и ребенок не в четырех стенах. Почти месяц пролетел незаметно… 

На майские праздники была задумка прокатиться кольцевым маршрутом на машине по южной части Балтийского побережья. Но шенгенскую визу мы сделать в Москве не успели, а через недавно открывшийся в Калининграде визовый центр получилось долго и геморройно. С приглашением в Швецию у нас было все в порядке (спасибо семье Ивановых!), но пакет документов был далеко не полным! Его нужно собирать на каждого, а для мультивизы на ребенка требуется нотариально заверенное заявление от обоих родителей о том, что они не против, если  в следующие разы ребенок будет путешествовать только с одним из родителей. К тому же по новым правилам медицинская страховка должна включать временной коридор на 15 дней (так как визу дают не срок в срок поездки, а как раз плюс эти 15 дней). Вот с такими подводными камнями мы столкнулись.

Визу удалось получить только 30 апреля после разговора с секретарем из Генерального Консульства Швеции в Санкт-Петербурге, которая ради исключения согласилась выдать нам с Таей однократные визы на период поездки. Раскатали губу на мультивизы(

Фромборк (Польша) с высоты птичьего полета

На вечер (21:00) у нас была забронирована каюта на пароме Stena Line из Гдыни в Карлскрону, поэтому в Польше мы посетили лишь замок в городе Фромборк. Тая покорила винтовую лестницу самостоятельно и была награждена видом на этот небольшой город с высоты птичьего полета. 

Паром Stena Line

Цены на билеты на паром растут по мере приближения ко дню отплытия, поэтому из-за неясностей с визой мы дотянули до стоимости в 6000 рублей, которая включала каюту на двух взрослых и перевоз легковой машины.

Паром огромный, 11-этажный, качка вообще не ощущается. На борту множество магазинов, детских площадок, ресторанов (мы ужинали за «шведским столом» за 20 евро с человека). Каюта без иллюминатора, только бы ночь переспать. После этого плавания, Тая начала нас поправлять: не на «кораблике» плывем, а на «пароме»! 

Уютная Карлскруна (Швеция)

По Карлскроне мы устроили небольшую вело-прогулку, чтобы размяться и усыпить Таю в велокресле. Городок очень милый, аккуратный и ухоженный.

Когда мы ехали по одному из парков, я на скорости пронеслась мимо деревца, которое было увешено чем-то разноцветным (толком не разглядев, чем именно). Левое полушарие, сразу «увидевшее», что это ленточки, послало мне мысль: «Ничего особенного, просто памятное для шведов место». Этот древний обычай есть у многих народов, и ленточка может символизировать, например, просьбу, молитву или желание снова вернуться в столь живописное место. Но тихий шепот правого полушария заставил меня остановиться и приглядеться подольше и повнимательнее. Я «увидела», что это не ленточки, а…соски!

Впервые «сосочные деревья» появились в Дании, а потом эта традиция распространилась по всей Скандинавии и Европе. Говорят, даже в Питере недавно появилось такое дерево. Проблема отучения от соски в некоторых странах стоит достаточно остро. Творческим датчанам же аж в 1920 году пришла в голову мысль облегчить своим детям прощание с любимой пустышкой, устроив целую праздничный ритуал подвешивания ее на ветку вместе с сосочной феей, которая приходит ночью и тайком оставляет малышам подарки вместо сосок, которые он сам добровольно повесил на дерево. Вот так взрослые заботятся о том, чтобы малыши не грустили при расставании с соской, а наоборот, получали только позитивные эмоции.  

 

Церемонию прощания с соской устраивают, когда ребенку исполняется 3 года, потому что именно с трех лет начинается «взрослая жизнь» в детском саду. В дружеской атмосфере к дереву вместе с соской часто подвешивают записки следующего содержания: «Уважаемое «дерево сосок», пожалуйста, хорошо позаботься о моих сосках. я уже большой мальчик, и они мне больше не нужны. С любовью, Эдвин». 

 

Гостеприимный Лунд (Швеция)

В Лунде мы гостили у русских друзей, переехавших в Швецию. И "узнавали" Швецию через их рассказы. Икеа, тетрапак, вольво, сони, ерикксон, раздельный сбор мусора, велосипедисты, цветочные рынки на улицах, детские сады, языковые курсы - все это о Швеции. Мы гуляли с детьми по городу и Ботаническому саду, красили яйца на Пасху, пускали кораблики в ручье, смотрели на лошадей. Вообщем, активно проводили время:)

 
 
Велосипедный Копенгаген

Погостив выходные в Лунде, мы перебрались на нашем Маршрутомобиле в Копенгаген (Дания), велосипедную столицу Европы. Велосипедистов тут точно не меньше автомобилистов, я бы даже сказала, что пешеходы в меньшинстве. Для них тут установлены специальные светофоры, есть полосы велосипедного движения, и вообще велосипедисты ни в чем не уступают автомобилистам. Милиционеры тоже на велосипедах. Парковки в центре дорогие, поэтому мы покатались по городу на велосипедах около двух часов и вернулись к машине. Тая глазела по сторонам, сидя в велокресле. С детьми такого возраста велопрогулки приносят одно удовольствие!   

На набережной очень красиво цветут вишни и яблони.

 

А китайские туристы оккупировали памятник бедной Русалочке. Эта скульптура была создана по заказу крупного пивовара, учредившего торговую марку «Карлсберг», Карла Якобсена. С 1913 Русалочка стала символом датской столицы, но не только предметом восхищения и гордости, но и объектом вандализма:( Ее неоднократно обливали краской, лишали головы, руки, скидывали с пьедестала. Но жители города неизменно реставрировали свою любимицу. Сейчас Русалочка занимает свое место на сером гранитном валуне в гавани, неподалеку от пассажирского причала и набережной Лангелини.

Крупнейший в Копенгагене фонтан находится на той же набережной Лангелини. Скульптурная композиция представляет собой скандинавскую богиню Гефион со своими сыновьями, которых она превратила в быков. Ей надо было получить от короля столько земли, сколько она сможет вспахать за одни сутки. А поскольку сыновья были рождены ей от великана, то за сутки они, в виде быков, проложили глубочайшую борозду: так, по древней легенде, образовался остров Зеландия. Согласно другой, геологической легенде, остров Зеландия образовался совсем по другим причинам. Но об этом я расскажу ниже. 

 
Меловой остров Мён (Дания)

В который раз я убедилась, что у Ромы глаз наметан на классные места. Изучив карту Дании, он предложил ночевать в восточной части датского острова Мён (переплывать ничего не нужно, все острова соединены мостами!).

Мы остановились в кемпинге Mons Clint и только начали выгружать вещи из машины, как Тая уже сломя голову бежала к детской площадке с криком «Ка-а-аче-е-ельки-и-и-и!» А перед этой площадкой нехилый обрывчик, но она, казалось, даже не заметила, съехав с него на попе, как с горки! Еще бы: на детской площадке были и качели, и карусели, и батуты, и спортивный городок, и огромные кубики лего, савочки и ведерки в песочнице!

Как ни странно, но именно на этом острове находится одна из самых крутых природных достопримечательностей Дании! Это самый высокий датский горный массив - белые меловые скалы протянулись на 6 км в длину и достигает 128 метров в высоту. Здесь проложено много пеших, конных и велосипедных маршрутов. От нашего кемпинга мы добрались сюда на велосипедах через живописный лес за какие-то полчаса. Прогулка получилась очень приятная!

Велосипеды мы оставили наверху, потому что вниз ведет достаточно длинная деревянная лестница. Но вокруг такая красотища, что не обращаешь внимание на долгий спуск. 


Откуда же появились эти белоснежные скалы на берегах Балтийского моря?

Меловые скалы Мен это раскрытая тайна океанского дна. Около 70 млн лет назад Дания была скрыта от посторонних глаз, потому что ее территория была океанским дном! Океан был теплым, и в нем жило много разных видов животных и растений. Умирая, они падали на дно, и их известковые панцири за миллионы лет превратились в тонкий слой мела (с химической точки зрения известняк и мел это одно и то же вещество — карбонат кальция). Постепенно все изменялось: динозавры вымерли, континенты поднялись, возникли горы. Древнее меловое дно океана оказалось поднято над уровнем моря. Потом с востока пришел ледник и как бы снял «кожицу» (слой толщиной в 50 метров) с древнего мелового дна и смял ее в складки. Грубо говоря, образовавшиеся складки и есть остров Мен. После того, как ледник растаял, часто случались разрушения и оползни, которые и сформировали скалы такими, какими мы видим их сейчас. Здесь можно найти различные окаменелости моллюсков, так как море продолжает разрушать скалы. Самые распространенные это белемниты («чертовы пальцы») и окаменелые морские ежи (круглые шарики). Мы провели здесь почти целый день. Счастью не было предела: Тая восполнила недостаток кальция в организме, Рома искупался, а я вспомнила свои геологическую молодость, отыскивая белемнитов:)

 

Из-за особой природы меловых почв, здесь растет много редких растений, в частности, несколько сортов орхидей, а кора буковых деревьев имеет особый светло-зеленый оттенок.

Рядом расположен Геологический Центр (GeoCenter Mons Klint) - датский центр геологии и природы, конечно, он для детей постарше. Необычной чертой центра является решение архитекторов расположить большую часть здания под землей. Из уважения к природе, видимая надземная часть здания занимает очень небольшую площадь, а обширная выставочная зона полностью находится под землей. Эта идея очень гармонично сочетается с назначением центра, задача которого – рассказ о недрах Дании.

 

Скалы Møns были популярны не только у геологов, выделивших в геохронологической шкале датский ярус в меловой системе, но и у художников-пейзажистов.

Part of Mons Klint by Peter Christian Skovgaard (1852)

View of the sea from Taleren on Mons Klint by Peter Christian Skovgaard (1851)

 
Сейчас же скалы выглядят не менее прекрасными, чем на картинах 19 века.
 
 
Насыщенный Гамбург 
Экскурсия по Гамбургу

Паромом из датского Роксхавн мы прибыли в Германию. Добравшись до Гамбурга, мы поселились в у друзей. Вот тут-то и началась «жизнь в движении»! Где мы только ни были, даже несмотря на наши с Ирой беременные пузья:)

 
На метро добрались до центра. Метро довольно-таки приятное, наземное. И сидушки мягкие.
 
 
 Погуляли по центру города. 

 
 
Мы посетили кирху Св. Николая, башня которой видна издалека.
 
Внутри шпиля на высоте 75 м есть смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте и полюбоваться панорамой города.
.
 
Почти каждое столетие кирху «надстраивали и перестраивали». В 17 веке на ней появилось 25 колоколов, и здесь начали проводиться колокольные концерты, один из которых нам довелось послушать. Во время Второй Мировой Войны высокий остроконечный шпиль был настолько заметен, что, фактически, служил ориентиром при воздушных атаках. 28 июля 1943 года собор подвергся массивному удару с воздуха. На сегодняшний день восстановлена только звонница, а оценить какую площадь занимала вся кирха, можно по сохранившемуся фундаменту.
 
.    
Увидели мы и огромный бункер в Санкт-Паули, рассчитанный на 18 тысяч человек. Район порта во время операции "Гоморра" подвергся особенно сильному нападению, так как здесь располагались крупнейшие судоверфи, производившие подводные лодки. 
Miniatur Wonderland

Первым делом мы посетили Miniatur Wonderland (его аналогом является Гранд-макет в Санкт-Петербурге). Таким типам музеев можно петь бесконечные оды и падать ниц. Мы обожаем разглядывать маленьких человечков за работой. Дети тоже без ума от железных дорог, взлетающих самолетов, движущихся машин.

Посмотрите и вы, что мы там успели посмотреть.
Центр Управления Миниатюрного мира
Иногда находятся вот такие приколы, как эта бабочка-волшебница в гроте. 
А это уже настоящий мост через Эльбу. Кстати, под рекой проложен тоннель.
 

Старый Гамбургский тоннель

Что это за тоннель, мы узнали, когда приблизились к реке практически вплотную! Отличительной особенностью Старого Гамбургского тоннеля является отсутствие подъездных путей — люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. Северный вход в тоннель расположен в богато украшенной кирпичной ротонде под медным куполом, с треугольным фронтоном и колоннами. Южный вход был частично разрушен во время англо-американских налётов второй мировой войны и воссоздан в более скромном виде. 

Каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми и двумя пассажирскими подъёмниками, функционировавшими без замены более 90 лет.Лишь в 2000-ых годах в ходе реконструкции несущие конструкции подъёмников были заменены. Пешеходы могут также спуститься в тоннель по лестницам, пристроенным вдоль стен подъёмных шахт. Циркуляция воздуха обеспечивается турбинами, установленными под потолком. 

 

Тоннель разделён на тротуары и проезжую часть, оборудованную лежачими полицейскими.

Это очень интересное место в Гамбурге. История строительства этого туннеля такова (частично из Википедии). В конце 19 века перед Гамбургским портом встала проблема постоянно увеличивающегося пассажиропотока. Существующие паромы, курсирующие поперёк русла реки, стали серьёзной помехой для движения грузовых судов и пассажирских лайнеров, приходящих в порт Гамбурга, также они сильно зависели от погодных условий. Варианты решения проблемы мог стать мост, позволяющий проходить океанским судам (высотой около 55 метров он должен бы стоить очень дорого, причем заезды на него, в виду очень плотной застройки центра Гамбурга, было бы просто негде разместить), поворотный мост (занимал бы много места и мешал судоходству), канатная дорога и тоннель. Был выбран туннель, который решено было строить в одном из самых узких мест Эльбы — протяжённость тоннеля составила 426,5 метров.

В 1907 году началось строительство тоннеля по проекту инженера Людвига Вендемута. Руководство строительством осуществлял Отто Штокхаузен. Проходческий щит представлял собой отрезок трубы диаметром 6 метров, равным внешнему диаметру тоннеля. Щит подавался вперёд с помощью домкратов, грунт извлекался наружу, стены тоннеля позади щита сразу же бетонировали. Для того, чтобы в штольню не проникала вода, в ней постоянно поддерживалось повышенное давление воздуха. По этой причине ряд рабочих были подвержены кесонной болезни, трое из них погибли, несколько сотен серьёзно пострадали. Высота тоннеля сделана достаточной для того, чтобы кучер мог размахнуться хлыстом. Потолок тоннеля первоначально находился на 18 метров ниже уровня воды и в трёх метрах от дна Эльбы. Когда в 1980-ых годах проводились работы по углублению фарватера, расстояние от тоннеля до дна реки сократилось до одного метра, и свод тоннеля был дополнительно укреплён железобетонными плитами.

К 1911 году работы были завершены. Лишь в 1970-е годы с введением в строй нового восьмиполосного автомобильного тоннеля под Эльбой значение старого тоннеля стало уменьшаться и перешло скорее в инженерно-историческую плоскость.

Тем не менее, и в настоящее время тоннель выполняет транспортную функцию. Ежегодно с его помощью Эльбу пересекает 220 тысяч автомобилей, 60 тысяч велосипедов, 700 тысяч пешеходов. Для автомобилей (ширина которых не должна превышать 1,9 метра) тоннель открыт в дневное время по будням, стоимость проезда составляет 2 евро; для пешеходов и велосипедистов тоннель работает круглосуточно и бесплатно.

 
Крузенштерн

Следующий день в Гамбурге опять был связан с водой. На берегах Эльбы собралось много народа, и все смотрели на реку!

Парад парусников начинался! 

Наконец-то я побывала на российском барке "Крузенштерн" , который два года подряд мне не удавалось застать в Калининграде.

 
 

 

Глоббтроттер

Заядлые туристы, мы не смогли пройти мимо туристического магазина Глоббтроттер (Globetrotter).

Название Globetrotter дословно переводится с английского как "человек, много путешествующий по свету". Это ЧЕТЫРЕ этажа туристической одежды, обуви и снаряжения, но тут есть еще и бассейн для тестирования байдарок, холодильная камера для тестирования пуховиков, разный рельеф для тестирования ботинок, гамаки, слеклайны, палатки и тп и тд. Так что и "чтобы поглазеть", необязательно покупать, этот магазин отлично подходит!

Обратный наш путь в Калининград пролегал через Берлин (южная часть) с одной ночевка в польском городе Жопин. К отелю "Калиски" мы приехали уже ночью, и без предварительной брони успели взять последний "королевский" номер. Повезло.

 

Комментарии
О Маршруте
Опубликовал Роман Железов