Сентани - Джаяпура - Вамена - треккинг 7 дней к яли - Вангомало - треккинг к комбаям и до Янирумы - треккинг через деревни короваев до Басмана - на моторных лодках Басман - Сенгго - Агатс - на веслах 2 дня по деревням асматов - Мерауке, нац. парк Васур - Сентани На все это потрачено 24 дня и около 2000$, не считая авиабилетов в и из Папуа.

На рынке в Вамене На рынке в Вамене
Дети - они везде дети... Дети - они везде дети...
По прилету в Сентани я отправилась в полицейский офис, в котором собиралась получить пермит. В местном офисе мне отказались писать в пермите тот список деревень, который я приготовила заранее. В список входили места в районе долины Балием, основные деревни яли и пигмеев, деревни по маршруту от Вамены через Декай до Агатса, места комбаев и короваев, Мерауке и окрестности вплоть до Мутинга, деревни асматов и Тимика. В полицейском офисе в Сентани мне объяснили, что не знают ситуации в удаленных местах и поэтому не могут дать мне разрешение на те места.
Пришлось ехать в Джаяпуру, где полицейский оказался умнее и впихнул все необходимые названия в мой пермит.
По дороге обратно в Сентани из Джаяпуры, а перемещалась я на маршрутках, у меня появился первый добровольный помощник - папуас из Маноквари. Он пересаживался со мной с одной маршрутки на другую, платил за меня за проезд, носил мой рюкзак и дальше сопровождал меня целый день.
На самолеты до Вамены в тот день я уже опоздала, забронировала билет на следующий день на 4-й (дополнительный) рейс.
В аэропорту мы подцепили еще одного местного, немного дефективного, который тоже остаток дня ходил с нами. Оба папуаса почти не говорили на английском, и мне было не очень понятно, с какой целью они со мной ходили.
Вечером мы благополучно расстались, а в районе 12-ти ночи в мою дверь в гостинице кто-то долго лупил. Выглядываю в окно - дефективный пришел ко мне ночевать, так как якобы больше негде. Пыталась долго ему объяснить, что не может он у меня ночевать - безрезультатно. Избавил меня от него один из сотрудников гостиницы.

На следующий день к 6 утра я отправилась в аэропорт испытать судьбу и попробовать прорваться на более ранний рейс до Вамены.
Возле кассы встретила человека, тоже собирающегося в Вамену и не имеющего билета. Это был индонезиец - директор школы в Согокмо (Согокмо - деревня по дороге из Вамены в Куриму). Выяснилось, что есть билеты на 3-й рейс. Директор написал на бумажке свое имя и цифру 3 и протянул в окно. Я взяла ту же бумажку и написала свое имя и цифру 3. Человек в окне спросил, готовы ли мы лететь первым рейсом, если кто-то из пассажиров не придет. Конечно же мы были готовы. Пока директор бегал в гостиницу за своим багажом, мне выдали билет и провели на регистрацию. Директора вызванивали по мобильному и он успел-таки на тот же рейс. Он пытался отблагодарить работника Триганы деньгами, но тот не взял.
Сложилось такое впечатление, что иностранцы имеют приоритет в получении билетов и что даже если билетов нет, то вероятность того, что Вы улетите, очень высока.

По прилету в Вамену, в аэропорту не было ни гидов, ни дедушек в котеках, предлагающих сувениры. Возможно, потому, что я была с директором и мне их услуги не были нужны.
Первое впечатление от Вамены - ощущение счастья, что я наконец-то там, куда столько времени мечтала попасть, что вот они - папуасы, женщины в разноцветных одеждах с сетками на головах, вот он первый мужчина в котеке - в середине Вамены, молодой, статный, гордый. У меня шок, я не успеваю сообразить, что надо фотографировать, и мужчина уходит. Так было в первые дни, потом постепенно стала привыкать и начала их фотографировать.
Директор пригласил меня остановиться у него в доме в Согокмо и я была рада такому случаю. У директора семья - трое детей, несколько человек - папуасов прислуги. Директор изначально родом с Явы, его 18 лет назад после окончания института Родина послала в Папуа образовывать папуасов. И он счастлив там жить и служить Родине, так же как счастливы учителя и другие сотрудники школы, приехавшие из цивилизованных мест.
В тот же день мы с директором на его мотобайке съездили в Акиму к мумии и дальше в пещеру.