Непал / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Путешествие в долину Цум и треккинг вокруг Манаслу

15 ноября - 7 декабря 2009 г.

17.11.2009 г. Единственный лодж Яру Кхолы 17.11.2009 г. Единственный лодж Яру Кхолы
Денди посреди реки Денди посреди реки
17 ноября 2009 г. (третий день трека): Macha Khola (Machakholagaon) (930) – Yaru Khola (1362).

Время в пути – чуть больше 7 часов.

Первые дни трека тропа вдоль Бури Гандаки представляет собой хаотичное нагромождение больших и малых камней. В отличие от троп в районе Аннапурны и Эвереста, идти этот трек без хороших горных ботинок, фиксирующих голеностоп, нечего и думать. Никакие кроссовки и тем более сандалии не подойдут для здешних дорог, это чревато вывихом или переломом. По пути постепенно овладеваешь искусством тонкой балансировки на камнях, когда место, куда поставить ногу, выбираешь уже не глазами, а "физическим ножным инстинктом".

Денди все эти каменные завалы нипочем, с большим рюкзаком по шатающимся и перекатывающимся под ногами камням он бежит с непостижимой легкостью, и еще разные свои альпинистские аттракции показывает: то на одних пальцах молниеносно вскарабкается на отвесную стену на пятиметровую высоту, то на середину реки допрыгает, как белка, по скользким камням.

По дороге прошли длинный мост над каньоном, там же очень красивый большой водопад.

Порядком притомившись на ап-н-даунах, отдыхаем и обедаем в Татопани (tatopani на непали означает "горячая вода", так называются практически все места, где есть природные горячие ключи). В Татопани обнаружился небольшой цементный бассейн (правда, воды в нем не было) и три "крана" из стены разной температуры, вода из которых льется в цементный желоб (самый горячий – правый "краник"). Если есть купальный костюм, можно недурно здесь ополоснуться.

Тут же есть местный трактир и достаточно оживленно: в тени под навесом отдыхают портеры, местные жители купают детишек, моются сами, моют посуду и стирают. В Татопани встретили Бена, молодого парня из Калифорнии, первого "попутного" треккера, в одиночку идущего вокруг Манаслу с гидом-портером. Шли они быстро и ночевать планировали не в Яру, как мы, а в Джагате, поэтому как убежали они вперед, так больше мы Бена и не видели.

Около 16.00 приходим в Yaru Khola. Yaru – небольшая река, правый приток Бури Гандаки. Яру Кхола представляет собой единственное строение с тремя пристройками. Главный дом длинный и поделен на три части: хозяйская спальня, маленькая "гостевая" дормиттори для туристов и кухня (уже традиционная, никаких стульев). Есть хорошая ровная площадка на песчаном берегу реки для установки палаток для организованных групп. Разбирать рюкзаки и ставить палатку нам лень, поэтому устраиваемся на ночь в "гостевой" (вэлкам ту парадиз):

Это далеко не самый худший лодж из встреченных по пути, крепкие местные три звезды. Обратите внимание на цвет одеял – спальный мешок здесь, в отличие от кольца Аннапурны, далеко не роскошь.

Слегка измотавшись во время перехода, я была полна решимости принять хоть холодный, но душ. Спрашиваю у хозяина: где душ? Приятно улыбаясь, показывает на реку. Дескать, это тебе не душ? Хошь – мойся, хошь – стирай, хошь – ГТО сдавай. Где туалет? Щедрый взмах руки на 180 градусов. Все понятно. Беру ковшик и плетусь к реке.

Хозяева лоджий в этом районе довольно радушные, но жадноватые. Вот и тут – вечером очень душевно, как мне показалось, посидели с ними за ужином у очага, Денди починил им контакты в неисправном древнем китайском фонаре (такой почему-то есть в каждом доме, размером с радиоприемник, работает на огромных круглых батарейках), а утром я опять получила "устный счет" за ужин и ночлег в районе 650 NRs (250 руб.). Ужин состоял из дал-бата, пары чашек тибетского соленого чая и стакана ракши "для сугреву".

Притхви Нараян Шах Притхви Нараян Шах
18.11.2009 г. Дети на кукурузном поле. Philim, Gorkha District, 18.11.2009 г. Дети на кукурузном поле. Philim, Gorkha District,
18.11.2009 г. Сарита Гурунг. Philim, Gorkha District, Manaslu ar 18.11.2009 г. Сарита Гурунг. Philim, Gorkha District, Manaslu ar
18 ноября 2009 г. (четвертый день трека): Yaru Khola (1362) – Philim (1590).

Время в пути – около 5 часов.

От Яру до Филима идти недалеко и тропа тут значительно лучше.

В этом регионе уже сильно буддистское влияние, основное население – кхасы и гурунги.
Ближайший населенный пункт после Яру Кхолы – Джагат, тут уже restricted area, а в районе Саллери (после Джагата) вдали маячат вершины Sringi Himal.

Проходим деревню мельников Ghatte Khola (ghatte – по-непальски "мельница"), тут мельниц не одна, а несколько, делают муку из проса, кукурузы и ячменя. Перед мостом к Филиму чек-пост, где у меня впервые спросили специальный пермит, заодно придиравшись к тому, что не сделала первую отметку в Аругате.

И вот мы в Филиме (другое название – Dodang), большой деревне, расположенной "ступеньками" на крутом холме, населенной гурунгами.

Быстро находим лодж и заселяемся в комнату на втором этаже, взбираться в которую надо по "непальской лестнице": бревну с насечками-ступеньками. Основная беда всех этих деревенских лоджей – низкие притолоки над входом, постоянно надо нагибаться, чтобы не треснуться лбом. Я первое время про это периодически забывала и ходила с шишками на голове.

Заселившись, первым делом устраиваем на ближайшей колонке большую стирку, так как за время пути основательно подзапылились. Затем, развесив вещи на просушку на солнышке, я пошла прогуляться по деревне.

Филим – богатая деревня. Со всех сторон она прикрыта холмами и климат тут почти тропический: растет множетсво банановых пальм, кактусы, тропические цветы вроде каланхоэ и орхидей. Большие пучки эпифитных орхидей местные жители часто сажают на чортены, в пустоты между камнями. В самой верхней части деревни видно несколько старых ступ. В поселке есть большая новая школа, построенная иностранными спонсорами.

Каждый плоский клочок земли вокруг деревни распахан под поля, тут выращивают просо, кукурузу, ячмень, картофель, различные овощи. Почти у каждого дома висят огромные охапки кукурузных початков. В подкосах крыш висят связки красного перца, чеснока, плетеные корзинки, глиняные горшки, благодаря чему дома имеют очень пасторальный и ухоженный вид. В полях вокруг деревни почему-то работают сплошь только женщины и дети, иногда совсем маленькие. Мужчины же большую часть дня предпочитают обсуждать свои дела и говорить про политику в регионе, сидя на лавочках перед домами.

Поднявшись к чортенам в верхней части деревни, я познакомилась с Саритой Гурунг.

В Филиме Денди не терял времени даром и еще пополнил наши продовольственные запасы, прикупив большой пакет местного "воздушного поп-корна с угольком" из кукурузы и зерен сои, по вкусу напоминавших кедровые орешки. Хлеб дальше уже в большом дефиците, и этот поп-корн в сочетании с ячьим (ну ладно, начьим) сыром служил нам всю дорогу отличным перекусом.

Поужинав, мы сели подышать свежим воздухом на лавочку у лоджа, взяв по пакету "семок" из сои. Стоявшая рядом группа местных мужичков из пяти человек о чем-то шушукалась, оживленно жестикулируя, потом все скинулись по полтиннику и один из них шустро почесал куда-то вглубь деревни. Явно не за хлебушком. За ракшей побежал – задумчиво озвучила я свою мысль. У Денди глаза на миг стали круглыми – а ты откуда знаешь? Я, давясь от смеха, произнесла речь про сходство непальской и русской культур. Алкохол калчер, – уточнил Денди, подняв палец, и тут мы покатились со смеху уже вместе.

Этот вечер был богат на русско-непальский культурный обмен. Денди выучил несколько новых русских слов: Марфа, брага, самогон, закуска. Слова, кроме последнего, вполне себе непальские: первые два – названия деревень в районе Аннапурны, а Самогаон (Ро) – деревня в районе Нупри (Манаслу), туда нам предстояло еще дойти.

Словом "закуска" Денди впоследствии блеснет перед моими соотечественниками-альпинистами в Горак Шеп, ну а слово "водка" известно ему уже давно: еще в Яру за ужином он рассказал мне очень смешную и слегка неприличную историю про одного своего знакомого бывшего русского военного, осевшего на вертолетной базе в Кхумбу, который дня не проживет без бутылки и не заснет без полбутылки.

Народ в Филиме настолько дружелюбен, что даже не верится, что эти люди – "исторические потомки" тех самых свирепых воинов-гуркхов, отборных подразделений непальских воинов, уже более двухсот лет состоящих на службе в Вооруженных силах Великобритании. Гуркхи – это не обязательно гурунги. Первых воинов-гуркхов набирали из числа жителей княжества Горкха (горкхали): кхасов, магаров, гурунгов, тамангов, сунваров, киратов, лимбу, так как всех мужчин в Горкхе с раннего детства обучали военному искусству "кхукри", по имени традиционного многоцелевого крестьянского ножа непальских горцев, имеющего форму крыла сокола. Сегодня же в армии Непала "гуркхами" называют всех военных, абсолютно независимо от этнической принадлежности и района происхождения. Отборные гуркхские подразделения служат в армиях многих иностранных государств и являются одними из самых дорогих на рынке военных наемников.

И самая известная в Непале историческая личность тоже родом из Горкхи: воинственный и кровожадный Притхви Нараян Шах, образовавший страну, которую мы знаем как Непал.

 Притхви Нараян Шах управлял горным княжеством Горкха с 1742 года, на трон он вступил в 20 лет. Княжество было бедное, хотя отец Притхви, Нара Бхупал Шах, несмотря на то, что большую часть времени проводил в комнате для молитв, присоединил к Горкхе несколько соседних княжеств. Едва взойдя на трон, Притхви обратил свой взор на Большую долину, которой правил тогда Джайя Пракаш Малла. Со всех сторон Большую долину надежно укрывали естественные преграды – крутые горы и холмы, поэтому завоевание долины Притхви Нараян начал с наименее слабой части, как он считал, с крепости Нувакот, защищавшем западную часть долины. В первый раз у Нувакота войско Притхви потерпело поражение.

Притхви стал готовиться к новому походу. Он начал учить и вооружать свою армию современным оружием, которое закупалось в Бенаресе (Индия). Каждый день гонцы и шпионы доносили Притхви, что делается в Большой долине и Нувакоте. А там, как обычно, происходили распри и интриги между раджами трех княжеств Большой долины. Притхви, заядлый интриган, сумел воспользоваться этими распрями, всячески разжигая их и подкупая предателей и шпионов. Второе нападение на Нувакот в 1743 году увенчалось успехом: западный форт Долины был взят. Богатая долина с двумя реками – Трисули и Тади, а также удобный караванный путь из из Индии в Тибет, проходивший по этой территории – все это стало добычей Притхви Нараян Шаха и существенно увеличило его доходы, уменьшив доходы раджей Малла. Наступление на Большую долину началось, и Притхви упорно, шаг за шагом двигался к своей цели, преодолевая все препятствия. Завоевание Большой долины продолжалось целых 25 лет.

В отсутствие Притхви на Горкху постоянно нападали соседи, их приходилось усмирять. В перерыве между всеми этими войнами Притхви даже сам съездил в Большую долину – поклониться Шиве в Пашупатинатх, и во время этой поездки успел даже подружиться с семьей раджой Бхадгаона Ранжитом Малла и его сыном, особенно враждебно настроенными по отношению к Джайя Пракаш Малла. В процессе интриг и шесть министров Патана прислали Притхви письмо, в котором просили взять Патан под свою опеку, так как их раджа нехорош. Притхви многое узнал в той поездке и, едва вернувшись в Горкху, стал готовиться к нападению на Киритпур. Армия Притхви все пополнялась, в том числе и перебежчиками. Еще после захвата Нувакота Притхви установил свои посты в горах и захватил ряд населенных пунктов вокруг долины: на востоке – Банепу и Дхуликхел, на юге – Макванпур, на западе – Дахачоук и Тханибеси.

Но тут снова пришлось отвлечься. В 1763 г. на Горкху напали войска наваба Бенгалии Мир Касима, а в 1767 году – армия Ост-Индской компании, диктовавшей политику в регионе и вызванной на помощь Джайя Пракаш Маллой. И тех, и других Притхви победил, и наконец смог заняться Киритпуром, крепостью всего в пяти километрах от Катманду. Киритпур был хорошо защищен, крутые склоны горы делали город неприступным, и войска Притхви семь раз терпели неудачу, обращаясь в бегство под градом камней защитников (по другим сведениям, киритпурцы обращали в бегство войска Притхви два раза). На восьмой раз Притхви решил взять город хитростью и воспользовался услугами перебежчика. Ночью потайным ходом его войска были приведены в крепость, и город был взят. В отместку за упорное сопротивление Притхви приказал всем мужчинам в городе, кроме музыкантов (Притхви питал слабость к музыке), отрезать носы и переименовать город в Наскатпур, что значит "город безносых".

Теперь Притхви нужно было взять Катманду. Для нападения был выбран день праздника Индры, 25 сентября 1768 года, когда все население столицы веселилось, а войска меньше всего думали об обороне. И хотя сопротивление все же было оказано, ночью Притхви ворвался во дворец раджи, бежавшего в Патан к радже Теджа Нарасимхе, а оттуда они в октябре 1768 года вместе бежали в Бхагдаон. Патан сдался гуркхам без сопротивления: министры давно уже покинули своего раджу и вышли навстречу войскам Притхви.

Притхви оставалось только взять последний оплот трех раджей в Большой долине – Бхагдаон. Притхви начал его осаду, подойдя с юга. Окруженный Бхагдаон отчаянно сопротивлялся почти год, нов ноябре 1769 года пал. В начале осады Притхви обещал радже Бхагдаона жизнь за выдачу раджей Катманду и Патана, но тот не принял этого предложения и война продолжалась. Пострадало от разрушений, огня и грабежа около пятисот домов, более двух тысяч человек было убито, а трое раджей оказались в плену. Раненый Джайя Пракаш Малла умер на второй день, Ранджит Малле было разрешено уехать в Бенарес, где он вскоре и скончался, а Теджа Нарасимха, раджа Патана, погиб в тюрьме.

Так Притхви Нараян Шах стал единоличным правителем земли в Большой долине и вокруг нее. И новое государство получило название Непал.


Комментарии
Guest27.03.12, 14:33
Интересный рассказ! 
Спасибо! прочла с удовольствием!
Guest26.10.11, 00:03
Молодца! 
круто-в смысле исполнения , увлекательно в смысле написания)
Guest13.01.11, 21:49
на любителя 
моя стихия это вода
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: