Непал / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Путешествие в долину Цум и треккинг вокруг Манаслу

15 ноября - 7 декабря 2009 г.
19 ноября 2009 г.: Yaru Khola (1362) – Lokpa (Lakuva) (2240)

Время в пути – около 4 часов.

Вышли около восьми утра. Вторая половина ноября – конец туристического сезона в Непале, в горах становится очень прохладно и нет необходимости выходить на тропу слишком рано: солнце в полдень уже совсем не такое жаркое.

Поток туристов в двадцатых числах ноября сокращается многократно, маоисты-рекетиры расходятся по родным деревням заниматься своим прямым делом: пасти скот, ремонтировать сараи и копать огороды. На тропе мы одни – тишь да гладь.

После EkleBhatti заметная развилка: широкая натоптанная тропа налево, вдоль течения Бури-Гандаки, ведет в район Манаслу (долину Нупри), крутая каменистая дорожка направо, вдоль реки Syar Khola – в долину Tsum. Нам направо.

"Tsum" (от тибетского "Tsombo") на местном наречии означает "яркий", эта долина лежит, как и многие долины в Гималаях, в нише горного массива, между хребтами Химал Чули (7823 м) на западе, Ганеш Химал (7429 м) на юге и Шринги Химал (7187 м) на севере. Это одна из восьми священных долин, история которой тесно связана с гуру Падмасамбхавой, который еще в восьмом веке, как говорят, основал тут безопасную, охраняемую могущественными духами территорию для людей, где они могли укрыться от последствий войн, голода и религиозного гнета извне.

Хотя одно место из-за осыпи проходить пришлось буквально "на руках", карабкаясь по круче, словно обезьяны, и цепляясь за вывороченные корни деревьев, в Локпу доходим на удивление быстро, тропинка становится все лучше и лучше, нет прежней каменистости, начинается густая лесная поросль. Тропические растения вроде банановых пальм исчезают, но основу здешней растительности составляют все еще лиственные породы: бамбук, папоротники, рододендроны.

В Lokpa единственный лодж, совсем новый, двухэтажный (дормиттори с 5 кроватями на втором этаже, внизу хозяйские помещения). Одна беда: крепко поддувает из щелей, а лежа в кровати, ночью можно изучать звездное небо.

Тут типичное "мужское хозяйство", женщины на время холодного сезона уезжают из гор в город, и еда так себе. Хотя утром за вегетарианскую тхукпу из острейшей китайской лапши, два вареных яйца и чайник кипяченой воды я заплатила уже 750 рупий.

Зато быт обустроен: есть туалет, где можно, как и в Филиме (извините за шокирующие подробности) принять холодный бакет-шауэр, есть колонка, из которой я пью без боязни и набираю воду в пластиковую бутылку. Кстати, за весь трек мною была куплена одна-единственная пластиковая бутылка в Филиме, чтобы набирать в нее воду, и бутылка эта продержалась до самого Сьянже. Пили всю дорогу откуда все местные пьют, из колонок и ручьев, стекающих с гор, чаще пили в кипяченом виде (местный тибетский чай), проблем с желудком ни разу не возникло.

Денди не дает покоя история с крысой из Мача Кхолы, он рассказывает ее за каждой трапезой и наотрез отказывается хранить рюкзак с сырной головой у своей кровати. Вечером, отходя ко сну и погасив фонарики, спорим, в чьем рюкзаке должна упокоиться на ночь сырная голова. Спор постепенно переходит в активную фазу: мы начинаем перебрасываться ею в ночи. Мыши по углам восхищенно наблюдают, как сыр со свистом летает между кроватями, а я ввожу в обиход слово "маусефобия". В общем, лодж оказался очень веселым местом.

Утром, покидая лодж, мы придумали ему романтичное название "Red Panda": во-первых, они в этих местах вроде бы водятся, а во-вторых, мы за ночь сами превратились в красных панд: по причине холода спали одетыми, укутавшись в местные китайские красные ворсовые одеяла, и поларки с утра были сплошь покрыты неотчищаемым красным ворсом.
20 ноября 2009 г.: Lokpa (Lakuva) (2240) – Rainjam (2470).

20.11.2009 г. Добрая настоятельница монастыря в Тегаоне 20.11.2009 г. Добрая настоятельница монастыря в Тегаоне
20.11.2009 г. Женщина из деревни Raindjam. Lower Tsum 20.11.2009 г. Женщина из деревни Raindjam. Lower Tsum
20.11.2009 г. Бесстрашный строитель, Chumling, Lower Tsum 20.11.2009 г. Бесстрашный строитель, Chumling, Lower Tsum
20.11.2009 г. Обед со строителями. Chumling, Lower Tsum 20.11.2009 г. Обед со строителями. Chumling, Lower Tsum
20.11.2009 г. В ожидании обеда. Chumling, Lower Tsum 20.11.2009 г. В ожидании обеда. Chumling, Lower Tsum
20.11.2009 г. Готова тзампа. Налетайте! Chumling, Lower Tsum 20.11.2009 г. Готова тзампа. Налетайте! Chumling, Lower Tsum
20.11.2009 г. Тропинка в Chumling, Lower Tsum. 20.11.2009 г. Тропинка в Chumling, Lower Tsum.
20.11.2009 г. Тибетские женщины и дети обедают в поле.Lower Tsum 20.11.2009 г. Тибетские женщины и дети обедают в поле.Lower Tsum
20.11.2009 г. Мальчик из деревни Raindjam. Lower Tsum 20.11.2009 г. Мальчик из деревни Raindjam. Lower Tsum
Время в пути – около 8 часов (с большими перерывами на обед и отдых).

Маршруты треккинговых агентств рекомендуют делать остановку в Чумлинге. Это действительно прекрасное место, самое, пожалуй, "цивилизованное" на треке. Тут еще не слишком высоко, окружающие горы покрыты изумрудным ковром хвойных лесов, кристальный воздух, чистейшая вода, словом, райское место. Именно поэтому район Чумлинга бурно осваивается иностранными спонсорами. Английские, французские, японские, немецкие, голландские компании – все покупают тут земли под застройку, чтобы впоследствии возвести на этом месте отели категории "люкс" для немощных миллионеров, пожелавших отдохнуть в горах, по цене от 180 до 2500 долларов за ночь, как в районе Эвереста. Пройдут десятилетия, и потомки людей, построивших тут сегодня несколько грубых домов сарайного типа, тоже станут миллионерами. А пока построено лишь пара хороших подвесных мостов.

Многие прекрасно понимают, каковы здешние перспективы, и уже сейчас тут кипит строительство лоджей, пока очень простых, каменных. Возле строящегося лоджа мы решаем сделать остановку и напрашиваемся на обед со строителями.

Каша оказалась довольно вкусной, несмотря на содержание песка, который слегка скрипел на зубах. Ко мне наконец вернулся аппетит, и я легко умяла целую тарелку. В условиях полного отсутствия хлеба тзампа идет просто на ура.

Тзампа, или цзампа (тут ее чаще называют диндо (dhindo) – одно из двух основных блюд непальских горцев, наряду с дал-батом. Дал-бат – это блюдо, которое обычно едят дома у очага, а диндо – основная еда для путников и для тех, кто работает в поле. Тарелки тут не моют, а вылизывают.

Подкрепившись, решаем не останавливаться в Чумлинге, а пройти до Рейнджема, судя по карте, это совсем близко. Однако карта лгала, расстояние очень приличное, и остановиться все же следовало в Чумлинге. Некоторое время шли с тибетской крестьянкой и ее сыном, возвращающимися с полевых работ. Их приветливость, доброжелательность и вежливое, без навязчивости, любопытство меня просто очаровали.

По дороге в Рейнджем попили чаю в местном женском монастыре в Te Gaon. Деревни в Тегаоне нет, только этот монастырь.

Наконец дошли в Рейнджема. Несмотря на романтичное "английское" название, место сильно проигрывает Чумлингу: один большой дом над обрывом, колонки нет, хозяев тоже не обнаружили, зато есть кемпинг плейс. Поставили палатку, а тут и хозяева подтянулись, вернувшись с полей. Несколько мужчин, одна их общая жена (так часто заведено у тибетцев), двое детей, оба ходят с родителями в поле, старший малыш (семилетний) тащил на голове большую корзину шишек на растопку. В доме довольно грязно, но тут нам повезло: получили на ужин большую миску вареной картошки и по паре вареных яиц.

А хозяева затеяли сварить еще и супчик. Рецепт меня просто поразил. Ингридиенты: большая, литров на 30, корзина утрамбованной крапивы, несколько небольших кусков тыквы, соль, палка с рогулькой на конце. Крапива (немытая) слоями укладывается в кастрюлю с кипящей на огне водой, рогулька вставляется в кастрюлю и быстрыми вращательными движениями (как индейцы вращают палочку для добывания огня) перемалывает стебли и листья в густую зеленую жижу. Туда же добавляется тыква, еще крапива, все снова измельчается. Повторяется несколько раз, пока огромная корзина крапивы не окажется утрамбованной в маленькой кастрюле. Потом зеленая жижица слегка остужается, все садятся вокруг и приступают к трапезе. Это был самый своеобразный супчик, который мне довелось попробовать в жизни.

Комментарии
Guest27.03.12, 14:33
Интересный рассказ! 
Спасибо! прочла с удовольствием!
Guest26.10.11, 00:03
Молодца! 
круто-в смысле исполнения , увлекательно в смысле написания)
Guest13.01.11, 21:49
на любителя 
моя стихия это вода
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: