Непал / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Путешествие в долину Цум и треккинг вокруг Манаслу

15 ноября - 7 декабря 2009 г.
28 ноября 2009 г.: Namrung (2660) – Lho (3180). Upper Nupri

Девочку зовут Пема, пытается на пальцах показать, что ей восемь Девочку зовут Пема, пытается на пальцах показать, что ей восемь
Ходоки за конфетами Ходоки за конфетами
Дети и женщины – все работают Дети и женщины – все работают
Порой видишь такое, что впадаешь в ужас Порой видишь такое, что впадаешь в ужас
Мальчики тоже работают – например, рубят и носят дрова Мальчики тоже работают – например, рубят и носят дрова
Тибетки увешаны массивными золотыми украшениями Тибетки увешаны массивными золотыми украшениями
Пуджа в монастыре деревни Lho Пуджа в монастыре деревни Lho
Пуджа в монастыре деревни Lho Пуджа в монастыре деревни Lho
Пуджа в монастыре деревни Lho Пуджа в монастыре деревни Lho
Пуджа в монастыре деревни Lho Пуджа в монастыре деревни Lho
Высокое начальство тусовалось неподалеку на лавочке Высокое начальство тусовалось неподалеку на лавочке
На край поля высыпало все детское население деревни Lho На край поля высыпало все детское население деревни Lho
Мальчик с белой раковиной "дункар" (dung dkar) Мальчик с белой раковиной "дункар" (dung dkar)
Набор высоты: 610 метров. Идти вниз: 90 метров, время в пути – около 4 часов.
Легкий и приятный отрезок пути, дорога наконец выходит из леса и начинаются тибетские поселения. Где-то на пол-пути встречаем "белого человека" – молодого парня, идущего вниз, метров через триста из-за поворота навстречу выходит еще один – пожилой.

Перекинувшись парой слов, узнаем, что он француз, отец того парня, которого мы встретили. Его сын чем-то отравился и сильно заболел желудком, и на перевал они не пойдут, самостоятельно возвращаются в Аругат. А впереди нас из Аругата медленно идет большая французская группа в 10 человек, с гидом, парой ассистентов гида, шерпами сопровождения, двумя десятками портеров и куком с помощниками. Сегодня, по расчетам, мы должны эту группу догнать.

Виды по пути изумительные – открывается вид на массив Манаслу: Manaslu, Manaslu North (7157), Naike Peak (5515), их снежные вершины словно парят над долиной.

Деревня Lho также чрезвычайно интересное место. Население, как и в долине Тсум, щеголяет в традиционных нарядах. Тибетки увешаны массивными золотыми украшениями.

Дети и женщины – все работают. Порой видишь такое, что впадаешь в ужас. Девочки от семи до двенадцати лет, таская корзины по двадцать кил, в свои годы выглядят маленькими старушками.
Мальчики тоже работают – например, рубят и носят дрова с ближайшей горы.

Однако чувствуется, что эти места посещаются туристами: детишки, завидев нас на дороге, несутся навстречу с воплями "сим-сим" (shim shim – по-тибетски "сласти, конфеты"). По-английски, правда, пока не научились.

Многие дети щеголяют в маленьких чубах, которые, скорее всего, переходят по наследству из поколения в поколение. На треке вокруг Аннапурны такого не увидишь, там ребятишки носят китайский акрил с микки-маусами. А на треке к Эвересту дети встречаются в основном только до Намче, в деревнях дальше жизни нет, только бизнес.

Посреди деревни стоит очень красивая буддистская гомпа. Ниже гомпы расположен монастырь. А чуть повыше и левее – лодж, в котором мы остановились, лучший в деревне. Комната более чем приличная, с постельным бельем и чистыми одеялами. Рядом удобства и колонка с водой. При лодже есть небольшая лавочка с хозяйственными товарами, я прикупила там конфет, мыло, порошок, и несколько пакетов вместо порвавшихся. Возможность сделать эти покупки после двух недель в глуши приносит радость даже мне, не являющейся фанаткой шоппинга – в треке учишься ценить самые простые вещи.

Тут же, во дворе, расположился лагерь французов. Они идут на полном самообеспечнии, с палатками. В лоджах не едят, все готовит повар из своих продуктов, которые несут портеры. Есть палатка-столовая, палатка-штаб, палатка-душ, и палатка-туалет. Молодые на нас посматривают с недоумением (как это – одна, без группы, без портера, с гидом в одной комнате), старшие же, в том числе лидер группы, ведут себя довольно приветливо, общаются.

Не успели расположиться в лодже, к нам в комнату пришли с официальным визитом ходоки за конфетами – ну разве можно отказать таким симпатягам?

После обеда идем в монастырь на вечернюю пуджу. Там оживленно и многолюдно – из "райцентра" понаехало много важных лам, вчера они танцевали тут Мистерию Цам (а мы ее, получается, пропустили, вот жалость).

На важных пуджах и при исполнении тантрийских обрядов (таких, как мистерия Цам) из музыкальных инструментов на пудже для исполнения хуралов используются также трубы Дунчен (dung chen) и Ачен (rnga'chen) – барабаны зеленого цвета.

Сидя в дальнем уголку у входа, я фотографировала. Мне никто не препятствовал, отношение было очень благожелательным (а попробуйте достать камеру на службе, например, в монастыре Шечен в Катманду – выгонят нафиг).

После пуджи, несмотря на присутствие высокого начальства, монахи расслабляются - играют в футбол. Рядом с монахами, играющими в футбол, на край поля высыпало все детское население деревни Lho в полном составе.

А крестьяне в этих краях – удивительно тощие и изможденные непосильной работой. Все работают на окрестные монастыри. Каждая семья обязана отдать как минимум одного ребенка в монастырь, чтобы он стал монахом или монахиней. Лучшие поля в районе Нупри и Тсум тоже принадлежат монастырям, причем работают на них не монахи, а все те же крестьяне.

Комментарии
Guest27.03.12, 14:33
Интересный рассказ! 
Спасибо! прочла с удовольствием!
Guest26.10.11, 00:03
Молодца! 
круто-в смысле исполнения , увлекательно в смысле написания)
Guest13.01.11, 21:49
на любителя 
моя стихия это вода
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: