Поход
"Наши приключения начинаются уже в аэропорту"

Свободное время у нас было только в июле, 6-го числа вылетаем в г. Норильск. В это время на Таймыре пешие походы никто не начинает. Лето здесь короткое. Лед на оз. Лама иногда сходит только в июле! В конце августа в горах может лечь снег на зиму.

Наши приключения начинаются уже в аэропорту. Рейс задерживают из-за тумана, и постоянно откладывают по непонятной для пассажиров причине. Прошло 10 часов народ начинает роптать. Дело доходит до мордобоя администрации. Вызвали ОМОН (5 человек) против сотни?! Работникам Норильскникеля нельзя опаздывать из отпуска, сразу уволят. Аэропорт в г. Норильске не работает из-за ремонта в выходные. Угрозы толпы подействовали, мы вылетаем.

Несмотря на сложные времена, в Норильске после 2003 года построено новое здание автовокзала, начата реконструкция центрального стадиона. Это происходит на фоне отсутствия строительства жилья и его ремонта, даже в центре города. Необычная ситуация. От времен коммунизма в городе остался бесплатный телефон, смешные цены на жилье. От времен социализма работающие заводы по производству очень тяжелых и дорогих металлов. Находятся они зачастую в черте города, запах серы ощущается на зубах, все окрестности покрыты тонким слоем пыли от работы комбината. Отзывчивый народ, съехавшийся сюда со всего Союза в основном за хорошей зарплатой, сейчас многие, уезжают на материк.

Зашли в новую церковь и мечеть, в МЧС, получили разрешение на посещение центральной части Плато. Это единственный заповедник в России, где с меня не попросили денег за посещение, все меньше народа может себе позволить добраться сюда. В этом году мы оказались единственной, спортивной группой. Расходы на поход прилично возросли. Мне поездка обошлась более чем в 40 тысяч и это без вертолетной заброски. Такие затраты уже не под силу даже большим группам водников, их в этом году нигде не было зарегистрировано.

Пограничники опять ужесточили условия пребывания в некоторых районах на территории России. Пришлось оформлять пропуск в городе Дудинка.

Идея путешествия

Основная идея нашего путешествия была не только осмотр чудес природы. Мы идем почти в межсезонье, когда заканчивается таяние последних, крупных снежников и нестабильная погода. В такой ситуации реки и болотистые места представляют иногда труднопреодолимые участки пути. Наиболее интересные места находятся за озером Аян, куда обычно попадают на вертолете. Нам это надо сделать без него, туда и обратно.

Может быть, даже удастся дойти пешком до каньонов р. Хибарба, если не в этот раз, то в дальнейшем, когда будет больше времени.

Из-за опоздания самолета наш катер ушел. Поздно вечером, удалось договориться с небольшим судном за 10 тыс. на двоих.

8 июля. Озеро Лама

Утром 8 июля высадились в восточной части оз. Лама. Около 100 км болот, озер и редколесья отделяет город Норильск от Плато. Отдохнули и после обеда начали пробираться по заболоченным склонам в долину реки Хойси. Здесь местами еще лежат крупные снежники, цветет верба и ярко-желтые весенние цветы. Вечером выходим в верховье каньона и упираемся в его стены. С плато падают многочисленные водопады. В конце лета многие исчезнут.

10 июля. О каньонах и кордоне.

10 июля начинаем подниматься перед каньоном, по крутой осыпи, на плато. Проходим широкую террасу с набором высоты примерно полкилометра и выходим на перевал. Через два часа спускаемся к краю плато. Внизу озеро Собачье, окруженное со всех сторон крутыми стенами. Река, по которой мы пришли, здесь падает в мрачный каньон 70 метровым водопадом. Спуститься невозможно, ходить по краю тут не «очень», скалы того гляди рухнут. Каньоны в Путоранах могут быть чудовищных размеров. На реке Хибарба он достигает 1200 м высоты! Невозможно представить, что такое может сотворить вода, пока не увидел, снятые с вертолета фотографии этих мест.

По интуиции уходим в соседний распадок. Там удается пройти по камням ручья, обойдя каньон. Нариману на руку со склона упал камень. К вечеру запястье распухло, работать пальцами не получается. Несколько дней мне приходится одному делать почти все. Далее начались прижимы на реке, которые пришлось обходить, часа два пробиваясь через кусты. Озеро, близко, решили заночевать на его берегу. В час ночи разводим костер и ужинаем, в три утра спустились к озеру. Вечером пошли на кордон. Он, пожалуй, единственный, обитаемый в заповеднике. Все держится только на энтузиазме егерей. Часа три беседовали, ели рыбу… Туристы здесь бывают крайне редко.

Река Хоронен и первый сильный ночной дождь

Река Хоронен, впадает в озеро, поэтому много болот и труднопроходимый лес. Сложный участок, только через день вышли в долину р. Хихикаль Нижняя. Нам надо перевалить плато и выйти в южную часть оз. Аян. Долина реки живописная, за полдня прошли ее почти всю. Удобных вариантов выхода наверх нет, есть 2-3 возможных, но они непростые. Со стен падают водопады, один из них совсем близко.

Пока хорошая погода много времени трачу на видеосъемку особенно водопадов.

Вечером все-таки решили подниматься на плато, по крутой осыпи, в месте, где недавно сошла сель. Когда поднялись к скалам, небо на горизонте почернело. Вот- вот пойдет дождь. Место для ночлега надо еще найти и подготовить, на это уже нет времени. Успеваем до сильного дождя спуститься вниз и перейти «Рубикон».

На следующий день переправиться через реку будет невозможно, так как решили идти в долину реки Хихикаль Средняя поглядеть, что там интересного.

Этот первый сильный ночной дождь изменил до неузнаваемости обстановку. Водопады с утра уже повсюду и их мощь сильно увеличилась. Река бешено несется.

Река Хихикаль Средняя

В долину реки Хихикаль Средняя пробились к обеду, обойдя прижимы и каньоны. Только до выхода на плато на этой небольшой речке, прошли три водопада, далеко не каждая река может этим удивить. Всего пять, интересных и разных по высоте водопада, из них два в районе 40 метров.

В нижнем течении продвигались в каньоне. Нам удалось пройти вдоль стены в направлении перевала. Погода солнечная, около водопадов водяная пыль создает радугу. Пару раз пришлось по пояс в воде переносить на полки рюкзаки. Лезть наверх на крутой склон нет желания. Чтобы не идти по сильно заболоченным участкам рек Гулэми-Икон и Гулями поднимаемся на возвышенность Чая-Аян и два дня продвигаемся по бескрайним каменным полям. Ничего особенного, водопады и каньоны внизу.

К вечеру пришлось уйти к реке Гулями, небо почернело, поднялся ветер. На песке множество всяких следов старых и совсем свежих: медведь, волк, росомаха копыта разных форм и размеров, немало пернатых. Самих обитателей не видно успевают нас учуять раньше, если животное замрет в камнях, то его не видно.

17 июля

17 июля, всю ночь и весь день штормило и поливало дождем, мощь реки увеличилась раз в пять. Под вечер надоело валяться, ветер разгоняет тучи, мы идем дальше.

Белые ночи позволяют идти в любое время суток. Прямо из-под ног на галечной отмели вылетает кулик и начинается представление, обиженные крики птицы на весь лес. Яйца, четыре штуки лежат прямо на песке и ничем не отличаются от соседних камней. Быстро уходим, но птица долго сопровождает нас.

По пути попались остатки «пасти», ловушка на песца, и идолы, вырезанные на концах шестов, когда-то местными жителями.

19 июля

19 числа днем вышли наверх последнего каньона на реке Гулями и оттуда обозреваем всю южную часть озера Аян. За ним залив Капчук, и дальше уже виднеются размытые в дымке очертания горы Камень 1701 м. Это самая высокая точка на Таймыре. Южную часть озера пришлось проходить через болота и делать переправы двух полноводных рек.

21 июля. Подъем на центральное плато

21 июля начинаем подниматься на центральное плато. Связались с капитаном судна, чтобы уточнить как там с отплытием. Он уже нам ничего не гарантирует на 31 и 1 августа. Остаются только варианты на 28 и 29 числа. Камень близко, тогда в этой ситуации почти 300 километров надо пройти за 8 дней. Прикинули по карте, нет смысла, гробить здоровье и ставить рекорды, которые все равно не оценят. Уходим обратно (домой) на озеро Лама. У нас вполне хватит времени на осмотр интересных мест, несмотря на почти 240 км до озера Лама.

Продвигаемся по восточному берегу озера, погода просто на заказ. Неожиданно попадаются следы былой деятельности: разбросанные бочки из-под топлива, груда капканов, брошенная база геологов и т. д. Не проста, оказалась переправа через реку Амнундакта, самая сложная из рек на нашем пути. Много проток, течение сильное или очень сильное. Пришлось залезть в озеро, где поток не так сильно сбивает с ног, переправились, рискуя промокнуть или замерзнуть в глубоких и холодных местах. Долго отогревались после такого купания.

23-26 июля

23 июля скорость передвижения вдоль озера упала почти до нуля. Такими темпами пока пробьемся здесь и по реке Бол. Хонна-Макит катера точно уйдут. Сухого леса вдоль берега немало, делаем плот, достаем лопасти весел. Ширина озера не менее полутора км. На все это мероприятие ушла большая часть дня. Западный берег намного проще, но все равно надо идти быстрее.

На следующий день по каньону и продолжительной осыпи поднялись на перевал 1310 м. С утра идет дождь, наверху добавился ветер, промокли основательно. Надо срочно искать клочок, защищенный хотя бы как-то от ветра. Какое тут может быть еще сухое место, когда ручеек на глазах превращается в поток, все склоны сплошная вода. Сбросили метров 250, неожиданно повезло. На ручье крутой берег, небольшой сухой участок под палатку увеличили камнями и выровняли. Приняли спирта, залезли в сухую одежду и часов в шесть уже уснули.

С утра погода долго собиралась устаканиться. Как только ветер стал рвать и разгонять облачность, рискнули выйти и не промахнулись. Развесили шмотки на рюкзаке, сушимся. Долина реки Негу-Икон сплошной камень и сильно заболочена, вода стекает к реке буквально ручьями. Присели отдохнуть, за рекой движение. Среди камней своеобразными прыжками передвигаются три росомахи, видимо охотятся. Впервые вижу этого зверя живьем, а не следы. Очень, подвижное, милое семейство, все размером с хорошую собаку, уйти от них сможет далеко не всякий крупный зверь. Минут двадцать возился с камерой, чтобы снять их хаотичные перемещения.

Поздно вечером вышли на перевал 1255 м, палатку ставить негде – кругом камень, ночуем на снежнике. Прошли за день всего 37 км, надо спешить. Перевалы в сторону оз. Аян уже ниже нас. В основном перевалы в Путоранах весьма протяженные. Это не только море камней, но и сильно заболоченные участки, озера и даже вязкая грязь. После небольшого спуска, поднимаемся на следующий перевал, ведущий к реке Гулями. На берегу делаем обед. Каждый кулик хвалит свое болото. Птица полтора часа сидела напротив, и своим пронзительным криком трепала нам нервы пока мы отдыхали. Приходится до ночи преодолевать стык рек, протяженный заболоченный участок. Пернатых всякого калибра в траве и камнях немало, постоянно на них натыкаемся, совсем нас не боятся.

Нариман потянул ахиллесово сухожилие и на сложных участках отстает. Продвигаемся в свободном темпе, иногда часа по два-три без остановок. За день получилось 47 км. Только в начале третьего утра попалось хорошее место под палатку, быстро ужинаем и спать.

27 июля. Река Хихикаль

27 июля, вышли поздно, в 12 часов. Опять камень, болота, иду тяжело, сказываются километры и короткие часы отдыха ночью и днем. Последний подъем на плато дается с трудом. На обед остановились на последнем взлете под скалами. Горелку зажечь не удалось, накрапывает дождь. Залили крупу водой, через пять минут едим. Это не смертельно, в моей практике и не такое было.

В 2001 г. на Приполярном Урале жарили местных мышей и даже в охотку схрумкали их вместе с костями. Тогда собака с утра умыкнула полбанки тушенки во время моего дежурства, я ее пообещал оставить без ужина. Это был единственный случай, замеченный нами за все походы. Днем она поймала зайца, мы его пожалели, кожа да кости. Вечером поймала несколько леммингов и угостила нас, добычу она, почему-то отдала нам. Очевидно, долг платежом красен….

Поделили шоколадку, сало с сухарями. Откуда-то появилась прыть. Ноги сами побежали вверх. Плато 1307м. Здесь начинается река Хихикаль. Далеко впереди каньоны реки Бунисяк. Солнце садится за горизонт, озаряя золотом каменные джунгли. Длительная, монотонная ходьба прекращается только по мере надобности. В лучах заката зловеще смотрится правый каньон р. Бунисяк. Увиденное, никак не соответствует изолиниям карты, если мы там застрянем, то точно опоздаем. Совсем не факт что мы найдем спуск в этом каньоне и быстро преодолеем систему озер, проток и ручьев.

Отсюда собственно и начинается этот правый приток реки Бунисяк. Левый приток, по крайней мере, течет в проходимом каньоне, правда до него придется сделать крюк 6-7 км.

В два часа утра находим более-менее подходящее место среди джунглей, где можно поспать перед решающим броском на запад. Без огня ужин занял не более десяти минут. Позади еще 37 км и столько же впереди, причем это будет самый сложный участок пути. Преодолеть его надо до победного конца менее чем за сутки.

28 июля. Река Бунисяк и...финиш

Утро 28 июля прошло без завтрака, решили дойти до дров. Упаковались за десять минут, выход в 8 – 45 мин.

В 11 часов спустились по крутым разрушенным скалам ниже водопадов. Впереди каньон, мощный ручей течет среди крупных завалов и прижимов. Чтобы не продираться, через кусты на крутых склонах выше прижимов, несколько раз переправляемся через бурный поток в каньоне. Скорость кот наплакал.

Время 14-10. Час ушел на долгожданный завтрак. В долине вся вода соединяется, возникает река Бунисяк. Далее путь возможен только по одному берегу, выбрали левый. Приходится преодолевать все кошмары на этом берегу: обходить по верхам прижимы, каменный хаос по воде или в лесу, болотистые участки, протоки...

Особенно сложный «Гордеев узел» на поворотах, а их на реке хватает. Комары в Путоранах особой породы, атакуют молча. Достают особенно в зоне леса, когда нет ветра и тепло. Попили кровушки, пока я работал с видео-фотоаппаратурой за двадцать дней.

К обеду, к 20 часам прошли меньше половины, но долина стала широкой и путь значительно проще.

Началось 29 июля, спать некогда вышли к нижнему каньону. Без труда, проходим его почти весь верхом. С востока от озера Лама самая широкая долина, место сбора многих рек, перед тем как все это окажется в озере. Непогода уже не один час гонится за нами, кругом сумрачно и сурово, но не безнадежно.

Утром с появлением солнца все может резко измениться. Долина сильно заболочена много бурелома, по реке завалы из деревьев, следы мощных весенних паводков. Мы уже давно не замечаем, что промокли почти до ушей, как-то не холодно, как в прочем и не жарко. Реку Хойси перешли по протокам молча по пояс в холодной воде.

Вышли на берег озера, идем на автомате последние несколько километров.

В начале седьмого финиш, 22 с половиной часа длился последний марафон.