Район похода: Алтай, Северо-Чуйский хребет. п. Чибит - пер. Орой (н.к) - оз. Шавлинское - пер. Орбита (1Б) - пер. Москвич (1Б) - пер. Разведочный (1Б) - р. Карагем - пер. Карагем (н.к.) - р. Джело - пер. Купол (1Б) - альплагерь Актру - п. Курай.
 
1 день. 19.07.2008

Калдина Калдина
Чибит Чибит
Участников было 6 человек, пятеро с моим рюкзаком ехали из Новосибирска на машине, я после прохождения летней алтайской практики ждал их в Акташе на сейсмостанции Алтае-Саянской геофизической службы. Машину оставили там же под охраной смотрителей этой станции. Они. кстати, нас на уазике подбросили к месту начала маршрута, к мостику за п. Чибит, за что им огромное спасибо.
Когда выходили, вместе с нами стартовала еще одна группа, так назывемых, «коммерческих» туристов. Эти люди обычно из разных городов, разных интересов и разной физической подготовки, покупают туры в интернете или в офисах туристических компаний, презжают или прилетают в Барнаул, где их встречают, доставляют до места старта и дальше сопровождают вест поход опытные инструкторы. Группа, которая встретилась нам, состояла преимущественно из молодых пар и семьи с детьми. Их маршрут лежал до Шавлински озер и обратно в неспешном темпе. Забегая вперед, скажу, первые два дня, практически до озера, так получилось, что мы шли вместе, а одному из наших участников пришлось вохвращаться вместе с ними, вопреки тому, что нам всем казалось, что мы с ними больше не увидимся.
Тропа до Шавлинского озера очень популярная, по ней даже можно доехать на лошади, чем пользуются многие отдыхающие, за деньги местные могут забросить рюкзаки прямо до места. Многие ходят, до озера и обратно. Дорога занимает 2 дня в одну сторону, но некоторые ее разбивают на 3 дня.
У нас первый день пошел плохо, много останавливались, плохо шли. В итоге ночевать пришлось до перевала Орой, а это меньше полпути до озера.
День второй 20.07

Участники Участники
Шавлинское озеро нижнее Шавлинское озеро нижнее
Дошли до Шавлинского только к вечеру. Последний раз я там был четыре года назад. Надо сказать, за это время много изменилось. Теперь найти место под палатку стало проблемой, с дровами совсем плохо, за более менее сухими надо идти в гору метров за 300. Народу очень много, причем немалая часть из Москвы, встречали несколько иностранцев. По моим оценкам, в ту ночь на берегу ночевало около ста человек.
У костра познакомились с группой из строителей, они возвращались домой. У них не получилось пройти свой маршрути они подарили нам несколько хороших обвязок, мотивировав это тем, что им на стройке их бесплатно выдают и они все равно их здесь оставят чтобы не нести домой. Что ж, мы не отказались, хотя перспектива тащить по еще одной обвязке весь маршрут не радовала.
Всю дорогу шел хороший дождь, и костер горел очень плохо, решили потратить немного бензина и сварить ужин на примусе.
День третий 21.07

пер. Москвич пер. Москвич
разминка разминка
Вид с пер. Москвич Вид с пер. Москвич
оз. Верхнее Шавлинское оз. Верхнее Шавлинское
На этот день было запланировано пройти связку из двух перевалов и подойти под третий, немало, по сравнению с тем что было в первые два дня. Утром была отличная погода и боевое настроение. Прошли озера Верхнее Шавлинское и тропа пошла круто в гору.
Один из участников, как оказалось, имел недостаточную подготовку и сдерживал общий темп довольно сильно, на третий день стало понятно что поход в срок нам всем вместе не пройти, а это было довольно критично, и по обоюдному согласию было решено, что он будет выбираться обратно до дома самостоятельно. Он, кстати, присоединился к нашей уже знакомой «коммерческой» группе и оставшуюся часть похода провел с ними. Как он потом рассказывал, они его с удовольствием приняли и палатка и еда, которую мы ему оставили, не пригодились.
Дальше мы ночевали впятером в моей 3 местной палатке Буран.
В этот день нам удалось пройти два перевала Орбита (1Б) и Москвич (1Б), на что была потрпчена оставшаяся часть дня и только под вечер, обессиленные, но очень довольные таким успехом, встали на ночь почти сразу за перевалом.
Перевалы, надо сказать, оказадись куда сложнее чем мы предполагали. Пришлось идти в связках и перепрыгивать открытые и закрытые трещины. Тропили по очереди, и как раз на меня выпал участок с закрытыми трещинами. Для меня вообще это было впервые, и ощущения от того, что твоя нога проваливается под снегом и потом ты видишь, что там темнота и пустота, ни с чем не сравнимые. Помимо этого, оказалось, что такой темп сильно выматывает.
День четвертый и пятый 22-23.07

Окрыленные вчерашним успехом, в этот день собирались взять перевал Терешковой и спуститься к озеру Камрю. Это был наш изначально запланированный маршрут. По срокам он был довольно сжат, и запасных дней не было. Всем надо было успеть к следующему Понедельнику быть в Новосибирске. То, что мы отставали от графика первые два с половиной дня, компенсировали в третий, но на четвертый день прохождение всего маршрута в первоначально задуманном виде оказалось под сомнением. Второй наш участник, для которого, кстати, этот поход тоже был первой серьезной вылазкой в горы, стал терять силы.
Довольно бодро спустились с перевала Москвич по реке Юнгур до следующего крупного левого притока и начали подниматься к перевалу Терешковой. Темп наш упал настолько, что стало понятно, сегодня нам его не взять, и, подойдя почти к самому перевалу, решили встать лагерем. В освободившееся свободное время сделали разведочную вылазку на перевал и к великому огорчению обнаружили, что спуститься мы там не сможем, из-за камнепада и очень узкого кулуара, это было бы слишком опасно.
У нас было два варианта, либо возвращаться назад, это заняло бы гарантированных 4 дня, либо попробовать пройти перевал Разведочный и выйти не к озеру Камрю, а в соседнюю долину реки с трудным названием Йолдоайры, что заметно удлиняло наш маршрут. Все участники были настроены на “идти до победного”, так как прохождение предыдущих двух перевалов в обратном направлении потребовало бы больше сил, как физических, так и, самое главное, моральных.
Вечером у костра на расстоянии всего около 30 метров увидели горных козлов. Они проходили друг за другом мимо, не замечая нас. Это было странно наблюдать диких животных в непосредственной близости. Оказалось ветер дул в нашу сторону, и наши запахи и запахи еды, готовившейся на костре, не доходили до них. Один из них, который шел последний, заметил что то неладное, остановился и начал смотреть в нашу сторону. Мы замерли и замолчали от такого восторга. Так продолжалось около минуты, пока кто то не полез за фотиком, и тогда козел понял, что мы можем представлять опасность, догнал своих и они быстро скрылись.
Мы были приятно удивлены такой неосмотрительностью диких животных.
Позже в долине реки Карагем, мы встретили лося. Буквально в 20 метрах что-то зашевелилось, едва мы успели повернуться в ту сторону, как из-за деревьев помчался прочь этот красавец. Вообще эти места очень нехоженые ни туристами, ни алтайцами. На конях к реке Карагем можно подъехать только со стороны одноименного перевала, что довольно далеко от сюда (20 км), и когда-то раньше говорят, что ездили со стороны р. Аргут, но мы лошадиных следов не обнаружили. Да и тропы-то порой не было, хотя на топографических картах 1992 года она обозначена довольно четко, и пробираться сквозь глухую тайгу было очень тяжело, иногда средняя скорость падала до километра в час.
Когда перепрокладывали маршрут, появилась еще одна проблема, брод через реку Камрю. Опять же переход, обозначенный на карте мостом, оказался скользким бревном. Но и на том спасибо создателям, и если бы не оно, искать брод пришлось бы существенно выше по течению.
К концу пятого дня дошли до впадения реки Йолдо-айры в р. Карагем, перешли саму реку Карагем. Вышли на поляну, где уже видны следы жизни, какие-то постройки, может быть, даже баня, и дорога. Дорога со свежими (!) следами протектора уазовской резины. Весь оставшийся вечер мы шли в ожидании, что кто-то поедет в попутном направлении и подбросит нас на перевал Карагем, куда и вела эта дорога, но этого не случилось, машина, скорее всего ушла в нужном нам направлении утром, мы опоздали.
Видели следы жизнедеятельности джиперов, места их стоянок выделяются наклейками на деревьях с фотографиями пройденных препятствий и различным самопиаром в виде рекламы джип-клубов.
День шестой, седьмой и восьмой 24-26.07

вершина Купол 3556 м. вершина Купол 3556 м.
Вид с перевала открывается на долину реки Талдура, очень красиво. Необычно осознавать, что совсем недавно на практике был там всего в 20 километрах на месте огромного оползня, сошедшего после крупного алтайского землетрясения 2003 года, которое, кстати, хорошо ощущалось в Новосибирске. Еще порадовала дорога, сюда можно приехать на хорошем джипе и покататься по таким красивым местам. А вообще мысль о том, что ты идешь там, где можно ехать, идти мешает, поэтому о том, как потом когда-нибудь сюда приеду на машине, решил подумать позже.
После перевала вышли к реке Джело. Встали на обед и встретили еще одну группу туристов и тоже «коммерческих». К нам подошли поговорить только предводители. Рассказали, что возвращаются с Южно-Чуйского хребта и сейчас идут то же дорогой, что и мы, через перевал Купол до альплагеря Актру, но у них на это 3 дня, в отличие от нас. На том и разошлись, пожелав друг другу счастливого пути. Нас удивило, что они ходят такие длинные и продолжительные маршруты.
В верховьях р. Джело встретили полудикое стадо яков с единственной (!) белой особью, судя по поведению, являвшуюся предводителем. Точнее оно наверно дикое, вряд ли кто-то их там пасет. Опять порадовала близость природы и человека.
На ночь вставали с настроением на завтрашний победно завершающий наш поход день. И действительно, утром настроение было отличное, шли бодро и быстро и через два часа были на перевале Купол (1Б). Еще час, и с вершины купол я уже пытался позвонить в Новосибирск, куда, по моим расчетам, наш сошедший с маршрута участник должен был добраться к тому времени. Включил телефон, сеть поймал (МТС), но для звонка сигнал был недостаточный, а так было бы здорово.
После Купола стало попадаться навстречу много туристов, в основном налегке, и что опять удивило, половина из них из Москвы. Видимо это несложно, живя в столице, купить билет на самолет до Барнаула и поехать на Алтай по туру или самостоятельно, даже ближе получится ехать, чем нам с Новосибирска. Правда самостоятельных групп мы не встретили.
Последним препятствием на нашем пути был спуск к альплагерю. Все уже расслабились, видя, что лагерь так близко, и уже слабо следили за дорогой. Оказалось не так просто найти нужный кулуар среди обрывистых сбросов, чтобы безопасно спуститься по нему без веревок. Видимо, мы, все таки, сбились с дороги, судя по проходящим внизу группам, здесь дороги нет. Пришлось прокидывать веревки.
Да перевалки спускались уже бегом, идти было очент легко, хотелось до темноты успеть словить какую-нибудь попутку, чтобы не идти пешком до трассы. Договорились с местным ЗИЛ-131 за 1500р. доехать до Курая. Предыдущая группа на такой же машине в кузове почему–то отказалась нас брать с собой, ничем не мотивируя, поспешно уехала. Видимо этому поспособствовали водители, зарабатывающие на этом деньги. В Курае таксист на Волге за 500р. согласился довезти нас до Акташа. Волга трещала по швам от шестерых человек и пяти рюкзаков, но со своей задачей справилась.
В этот же день мы добрались до машины, оставленной в Акташе, это была суббота, и, решив не всавать на ночевку, поехали сразу до дома. Это был самый длинный день в походе. Еще утром мы проснулись на реке Джело до перевала Купол, а меньше чем через сутки были уже дома. Дорога заняла 10 часов. Довольно утомительно ехать впятером в машине еще и с рюкзаками. С трудом представляю как они ехали сюда с шестью (!) рюкзаками в багажнике. Калдина порадовала, при полной перегрузке и всю дорогу с включенным кондеем, средний расход составил 7.5 литра на сотню.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2