Южный Урал / Спортивный туризм | Велотуризм | Горный туризм
 

По Южному Уралу-2012: по горам, дорогам, речкам.

15 - 29 июня 2012 г.
Часть первая 
Путешествие по национальному парку Таганай. Первые 4 дня похода.
Таганай

Вступление.

В 2009 году я первый раз поехал в поход по Южному Уралу. Тогда организатором похода была хорошая девушка Таня Скородумова. Тогда мы ехали в основном по Башкирии и она мне настолько понравилась, что решил съездить еще раз.

Подготовка заняла много времени и сил, учитывая, что это мой первый длительный поход, который я самостоятельно организую и собираю.  В результате первые шаги по подготовке начал делать еще в январе-феврале, а последние закончил в день отъезда (ну как обычно заканчивают).

Итак, поход по Южному Уралу – 2012.

С самого начала было только двое участников – я и Александра из Старого Оскола. Потом, ближе к дате старта начали присоединяться другие люди. Но в результате, после всех этих  - «поедем - не поедем» поехало три человека: Наташа из Питера, Александра из Старого Оскола и я.

Изначально старт планировался из города Салават и ехать в сторону Златоуста, постепенно привыкая к горам. Но по некоторым причинам, начали путь из Златоуста, и в первый же день пришлось карабкаться по горам.  Но обо всем по порядку.

Из Питера прямого поезда в Златоуст не оказалось, поэтому были куплены билеты до Москвы, а оттуда уже до Златоуста.
Выезд из Питера был в час ночи, прибытие в Москву в 11-30 на Курский вокзал. В 15-30 отправление поезда в Казанского вокзала.
Наташа из Питера выезжала другим, более поздним поездом и приехала на Ленинградский вокзал за час до отправления на Златоуст. Когда мы встретились, выяснилось, что на ее велосипеде спущено колесо. Решили пока ничего не делать,  ее рюкзак положили мне на раму, а ее велосипед повели «под уздцы», благо  до Казанского вокзала недалеко. Дошли, благополучно загрузились в поезд.
Еще не все проводники знают, что велосипед разобранный – это ручная кладь. Но более опытные проводники молодых коллег сразу наставили на путь истинный и проблем не возникло.

Часть первая. Таганай.

15 июня 2012, день первый.

И вот, наконец, мы приехали в Златоуст.  Стоянка поезда полчаса, неспешно выгрузились, пошли на вокзал. Там нас уже ждала Саша из Оскола.

По традиции – большой поход начинается с большого ремонта. Сначала разобрали колесо  Наташиного велосипеда, нашли прокол, заклеили. Потом, как выяснилось. Нашли прокол  в колесе Сашиного велосипеда – тоже заклеили. Потом настройка, упаковка вещей, и – в путь.

Город Златоуст – не такой уж и маленький оказался, в городе есть трамвайное движение – целых два маршрута, нашли веломагазин, несколько столовых, в одной из них мы обедали.


Историческая справка:

Город Златоуст - муниципальное образование в составе Челябинской области Российской Федерации (России), город областного подчинения, третий по величине в Челябинской области, самый высокогорный город Урала.

Свое название город получил по железоделательному заводу, основанному в 1754 году тульскими промышленниками И.П. и В.М. Мосоловыми. Уже в первоначальном контракте на строительство, заключенном 11.11.1751 г. в Оренбургской губернской канцелярии, завод было "велено именовать и писать Златоустовским".

Основание Златоуста относится к середине XVIII века, когда было начато промышленное освоение Южного Урала. 11 ноября 1751 года тульскими промышленниками И. П. Мосоловым и В. М. Мосоловым в Оренбургской губернской канцелярии заключен контракт на строительство железоделательного завода на речках Сатка и Куваш. Тщательнее изучив предполагаемое место строительства, Мосоловы решили строить новый завод несколько восточнее - на реке Ай, в устье реки Тесьмы. Разрешение на это было дано указом Берг-коллегии от 31.08.1754. В строй действующих Златоустовский завод вступил 14.08.1761, когда была задута первая домна. С этого дня история города связана с металлом и его обработкой, зарождению златоустовской качественной металлургии способствовала исключительная чистота местных руд.

Подробнее тут

Прокатившись по городу, мы двинулись на местное водохранилище – очень хотелось искупаться.  Долго рыскали, как туда попасть, учитывая, что оно охраняется – из него осуществляется водозабор.  Однако, если проехать подальше, то можно найти места для купания, что мы и сделали. Приятно было после душного вагона, потом после  жаркого солнца окунуться, наконец, в воду.


И вот, пришло время ехать дальше – путь наш лежал в сторону пос. Магнитка – именно через этот поселок рекомендовал посетить в Таганай  один из Екатеринбургских форумчан. 
Выехали. Доехали до официального въезда в парк «Таганай», там на кордоне зарегистрировались (регистрация и вход в парк бесплатный), купили карту Таганая, на обратном пути решили еще раз заехать туда и поехали дальше. Дорога до Магнитки представляет собой пыльную щебенку. Сначала дорога шла в гору и приходилось часто спешиваться. Усиливало эффект то, что мы еще не «вкатились». Однако рано или поздно мы преодолели перевал и начали спускаться к поселку.  Спуск оказался достаточно техничным, пару раз при торможении меня заносило в кусты.

Вот и поселок. Время обедать. Нашли там столовку, где очень недорого пообедали, потом затарились продуктами на 2 дня (столько времени мы планировали находиться в Таганае) и направились в пос. Старая Магнитка – из него выходит тропа в Таганай.

Точную дорогу я не знал, поэтому спросил у местных. Нам сказали: «направо, там дорога в гору, поднимитесь, а дальше прямо в гору, в гору…». Ну мы и поехали. Действительно, дорога пошла в гору. Она пересекла полузаросшую дорогу, по которой у меня был трек нарисован. Эх, надо было послушаться трека! Девки не захотели по ней ехать, результате мы попёрлись в гору по более накатанной дороге. И действительно – дорога шла все время «в гору, в гору». И все это время конечно же толкали байки вверх, а не ехали на них.  Настроение не очень у всех. Усугубляло состояние то что мы точно не знали, куда эта дорога ведет, когда же кончится подъем и дойдем ли мы до хребта Откликного.  Да и уходит она несколько не в ту сторону, в какую нам надо было.


Но вот дорога более-менее выровнялась, а потом даже стала поворачивать примерно туда, где находится хребет Откликной.  Дорога пошла вниз, и мы в конце-концов выехали на поле между горами. На этом поле дорога поворачивала налево, а прямо шла хорошо натоптанная тропа. Решили ехать по тропе. Немного проехав, встретили группу женщин-туристок, они выходили из Таганая в Магнитку.  Увидев меня (я, как полагается Сусанину, ехал впереди), они воскликнули – «О, мужчина и один! А у нас ни одного мужчины». На что я вынужден был их огорчить, что не один. Спросил про дорогу, сказали что нормальная дорога и правильно едем, а одна женщина предложила показать нам место для стоянки, так как до перевала мы сегодня все равно не успеем дойти. Мы согласились. Вернулись обратно на поле, пошли по той самой полузаросшей дороге, по которой был трек проложен, женщины по различным признакам нашли поворот к месту стоянки, показали на родничок (на Таганае с водой дела не очень хорошо обстоят) и поляну, где лучше встать. Мы их поблагодарили и стали ставить лагерь.

Место было укромное, с дороги его не видно, вид с места стоянки открывался красивый – прямо перед нами стоял могучий Хребет «Откликной», в лучах заката он принял причудливые цвета – от фиолетового до розового. Сам хребет с нашей стороны был похож на хребет динозавра.  С первого же вечера завелась традиция, что я готовил еду, а девчонки ставили палатки. Иногда мы делали костер – для души и от насекомых.  Поужинали, немного посидели, и расползлись спать. Я прибрал поляну и последним тоже спать лег.


Так закончился наш первый день похода. Всего мы проехали 42 км – в принципе столько, сколько и планировалось.

16 июня 2012, день второй.

На утро проснулись, все вроде живые. Вставали мы не очень рано, соответственно, выезжали тоже не рано. Некоторые товарищи заявили что не будут переходить на местное время… ну-ну. В общем, позавтракали, собрались и часов в 10 (по Москве) мы тронулись в путь.  Метров через триста мы вернулись к развилке и, нисколько не сомневаясь в правильности выбранного направления, поехали прямо по тропе. Сначала это была достаточно утоптанная и широкая тропа, потом начали попадаться корни, позже к ним добавились камни. В результате мы слезли с велосипедов и опять пошли пешком. А велосипеды не то, чтоб тащили рядом, а все чащи и чаще тащили на себе – перетаскивая через камни.  В какой-то момент начало одолевать сомнение в правильности выбранного пути.  Остановились. Стали решать, что делать. Попробовали тащить раздельно рюкзаки и велосипеды. Недалеко ушли. Дорога не улучшается, а становится еще более каменистой. Правда, когда ходишь налегке, то вполне комфортно по ней ходить – тропа все-таки для пеших походов подходит.
Пока ходили туда-сюда, встретили двоих парней, попробовали у них узнать дорогу. Оказалось, что они сами здесь первый раз и дороги толком не знают. 

Мне всё это надоело и я сказал, что хочу посмотреть поискать ту дорогу, по которой у меня проходит линия маршрута (этот участок я рисовал очень приблизительно, так как на гугло-картах ничего не видно было). Чтобы не кружить, решил идти по азимуту через лес. Отметил две точки и пошел.

Через 600 метров вышел на дорогу, а пока я ее осматривал, встретил мужика с дочкой (он шел в стороны Таганая) и он все подробно рассказал: куда эта дорога идет, куда та тропа идет и куда нам идти.  На том и расстались. Решил пройти по дороге и вышел к той самой развилке на поле и понял нашу ошибку.

Вернувшись к Саше и Наташе, рассказал им новости и наши дальнейшие действия. Мы вернулись к развилке (оказалось, что мы по тропе всего 800 метров прошли) и поехали уже по дороге.

Правда радовались мы недолго. Начали встречаться лужи и грязи с камнями. Но тут хотя бы было понимание направления дороги.  Пришлось слезть  с велосипедов и снова тащить их за собой. Дорога уверенно поднималась вверх, было преодолено несколько ручейков, одно болото и много камней. Я ушел метров на 100 вперед, поэтому не слышал, что девушки обо мне думали – и это было хорошо. Во время этого одоления у кого-то из девчонок родился стишок: 

«Крошка сын к отцу пришел

и спросила кроха:

велик в горы хорошо?

нет, сыночек, плохо!»

Добрались до ручейка с небольшой полянкой. Тут решили пообедать и набрать воды. Потом прошли мимо курумника – там немного полазали и отдохнули. Пока забирались наверх, встретили того же самого мужика с дочкой, он уже спускался обратно. Еще раз спросили его о стоянке и дороге и что там дальше вообще.  Он нам рассказал, где стоянка, где вода, как лучше идти по самому парку, про некоторые горы рассказал. На самом перевале на поляне воды нет, и мужчина посоветовал вставать на полянке рядом с дорогой перед перевалом. Еще он нас обрадовал, что после перевала дорога в Златоуст будет почти все время спускаться.
И, наконец, после всех грязей, болот, камней вышли к месту обещанной стоянки и решили никуда дальше не идти, тем более, наверху воды нет, а тут она рядом.

Разбили лагерь, отдохнули, даже немного поспать успели и решили забраться на хребет, тем более, он тут недалеко, а время еще есть. Спрятали вещи, и пошли.

Залезаем на гору и чем выше забираемся, тем красивее вокруг виды открываются. Наконец то мы достигли своей цели – хребет «Откликной». Я уже девчонок потерял, они где то ниже остались, облазал все что мог, как обезьяна, залез как можно выше на одну из вершин.


Хребет представляет собой скопление скал-останцев, вытянутых в линию, говорят, если громко крикнуть там, то будет эхо – поэтому его так и назвали. Мы не пробовали. Там я включил телефон и отправил несколько смс – где мы и как мы. Налюбовавшись видами и заметив, что солнце уже скоро закатится, начал спуск. Удивительно, но мы не потерялись и быстро нашли друг друга у отметки под названием «кеды» (в том месте на камне кто-то оставил старые кеды). Все это девушки лазали пониже меня и больше отдыхали, любуясь пейзажами.

Встретившись, решили пройти немного другой дорогой, подозревая, что она тоже приведет нас к лагерю – все дороги ведут к роднику, а он у нашего лагеря.  Мы не ошиблись и скоро были на месте.  Наступило время ужина и прочих процедур. День закончился.

За второй день мы прошли/проехали всего порядка 6 км не учитывая прогулку по хребту! Мои красавицы посчитали, с какой скоростью мы двигались: 700 метров в час! Вот это скорость, с такой я еще не двигался.

17 июня 2012, день третий.

Подъем, завтрак, сборы, решаем, куда дальше двигаем, и когда будем покидать парк. Лес в росе.

Мы уже готовили завтрак и размышляли, что делать дальше, так как еды мы брали на два дня, и по идее, сегодня должны были бы уже выходить из парка, а мы только попали в него.  Пока сидели, мимо нас прошла стайка пеших туристов – они спустились с перевала за водой. Пока они набирали воду, я с ними разговорился. Выяснилось, что они из Челябинска, и уже завтра будут идти обратно и что у них есть излишки еды. Меня это порадовало и мы договорились, что избавим их от такого тяжкого груза.  Таким образом, необходимость срочного выхода в цивилизацию отпала, и мы решили что спустимся до приюта «Белый ключ» и там заночуем.

Часа через полтора мы поднялись на перевал  и встретились с основной группой Челябинцев. Познакомились, они нас нагрузили всякой разной едой: чищеной картошкой, тушенкой, макаронами, хлебом и другими вкусностями – значит, на ужин будет картошка с тушенкой. На память сфотографировались. Ребята также объяснили, как нам выйти на нужную тропу.


Если на том месте, где мы стояли было просто влажно и росе все, то наверху был туман и даже маленький дождик шел. Было достаточно прохладно. Я попробовал сфотографировать торец хребта в тумане, но вышло не очень хорошо.  Но пока мы общались с ребятами и прощались с ними, погода разгулялась и трава подсохла.

Еще минут через тридцать мы тронулись в путь. Дорога действительно шла вниз, но была достаточно каменистой – не везде возможно было ехать. А где ехали – там достаточно техничный и интересный даунхил был – надо было вовремя понять, как объехать тот или иной камень, или на какой камень можно наезжать, чтобы не упасть. Наташа так вообще шла большую часть пути пешком, а мы с Сашей лавировали-лавировали, и вылавировали! Доехали до приюта «Гремучий ключ». Поговорили с местным держателем приюта. Он показал нам дороги на Митькины скалы и г. «Двуглавая Сопка». И разрешил оставить велосипеды, пока мы лазаем по горам.

Решили идти на Митькины скалы. Я там надеялся найти кристаллики Граната. Забегая вперед, скажу что ничего не нашел, потом, роясь в интернете, выяснил что не там искал, не у тех скал. Идти до скал было недалеко, через километр начался подъем. Скалы относительно невысокие, но живописные. Наташа по обыкновению своему выбрала удобное место и осталась медитировать, мы с Сашей полезли выше. Потом я уже один полез смотреть отдаленные останцы и виды на соседние горы. Эти скалы небольшой протяженности, поэтому получилось почти до конца пройти их. В результате долез на одну из оконечных скал и там решил посидеть – позагорать и отдохнуть.

Сижу, любуюсь видами, смотрю, птица какая-то, похожая на маленького ястреба или орла летит и вякает что то. Потом села на край скалы.  Я захотел попробовать её сфотографировать. Достаю фотик, выглядываю как бы из-за «угла», прицеливаюсь, и тут она взлетает и как начинает верещать и летать кругами над моей головой.  Честно говоря, я испугался – птица немаленькая и явно хищник. А тут еще вторая такая же прилетела, но потом улетела куда-то. А первая все кружится надо мною.  Решил слезать, пока не заклевали.  Так она не отставала от меня, пока слезал. По мере слезания со скалы (а там местами надо было просто вдоль стены лезть) птица усиливала тревогу.  Все-таки слез, дальше надо по камням пройти. Видать, я немного приблизился к гнезду ее, так как она совсем низко стала летать над головой.  Добежал до большого камня и спрятался под ним. Птица, потеряв меня, сделала еще пару кругов и села на скалу. Тогда я держась «тени» камня ушел ниже до деревьев и покинул опасное место. Так быстро я еще не спускался нигде.

Вернулся к «Гремучему ключу», там девушки уже сидели, альбомы, данные хозяином приюта, листали. Я им рассказал о своих приключениях, они рассказали о предложении хозяина заночевать на его территории. Что он предлагал: «номера» под крышей – там нары с матрасами 200 руб./место; номера люкс – не помню, чем отличаются, но отличаются – 400 руб./место; баня – 600 руб три часа; поляна для лагеря – 50 руб. Подумали – подумали  и решили остаться, не ехать до Белого Ключа. Заказали баню, сами выбрали поляну и разбили лагерь.  Баня – это то, что нам нужно было: помылись, попарились, постирались – хорошо!

Хозяин нам советовал еще завтра устроить 4 часовую прогулку до  хребта  «Средний Таганай» -  оттуда открываются великолепные виды на Таганай и окрестности.  Этот вопрос мы оставили до утра.  Также он рассказал, что на памяти – мы третья группа за 10 лет, которая с велосипедами идет со стороны Откликного. Еще он нам дам на просмотр книги с фотографиями и описанием мест здешних. Кстати, интересные книги оказались, жаль, названия не запомнил. Одна из них – про Златоустовский хребет в целом. Он, оказывается, не ограничивается Таганаем, а идет до самого Иремеля.

День склонился к вечеру, ужин у костра и баиньки. В тот день мы проехали совсем немного – я даже не засек, сколько.

18 июня 2012, день четвертый.

Утро у нас затянусь. В результате решили никуда не лезть, а двигаться прямиком на выход.  Мы и так вместо запланированных двух дней потратили на Таганай четыре. Для того, чтобы немного нагнать упущенное время (хотя «упущенное» - не совсем подходящее слово. Скорее  - весело и познавательно проведенное время J) решили от Златоуста долины реки Ай проехать на электричке.  Крайняя электричка была в 15-15 по Московскому времени.

Даунхил продолжился. Благодаря советам знающих людей не пропустили нужный поворот и объехали курумник по нижней тропе.  Проехали мимо «Белого ключа» - он мне показался более манерный, чем «Гремучий», правда к нему мы не заезжали, издали посмотрели.  Спуск закончился только у речки – там перешли мостик и начался крутой, но недолгий подъем.

По мере приближения к выходу из парка дорога становилась всё лучше и лучше. И вот мы выехали к кордону Златоуст.  Девушки прямой наводкой поехали в магазинчик и купили себе Златоустовских сувенирных ножей, я же просто ждал их.  После этого поехали на вокзал, уточнить расписание электрички.  Город небольшой, доехали быстро, выяснилось что до электрички где-то час еще. Наташа решила что похода с неё хватит и пошла узнавать что там с поездами (решила к родственникам поехать).
 

Купили продуктов, распрощались с Наташей, сели в электричку и поехали до ст. Кукшик.

Часть вторая. Долина р. Ай


  На второй странице.

 

Часть вторая 
Достопримечательности Айской долины
Долина реки Ай.

Подробно о достопримечательностях Айской долины можно почитать здесь

18 июня 2012, продолжение  четвертого дня. Кургазаская пещера

Пока ехали в электричке, успели перекусить и отдохнуть.

Высадились на остановке Кукшик, не найдя нормального схода, спустились прямо по насыпи к поселку, оттуда взяли курс к реке Ай. Предполагалось что до Кургазаской пещеры ехать недалеко – км 10. А если не найдем своротку нужную (на карте там как то все неясно было), то не будем искать, а поедем дальше. На месте решить планировали.

Достаточно бодро доехали до поворота к пещере, нашли поворот с шоссе – навигатор не врал и поехали. От шоссе шла грунтовая дорога с хорошим спуском, а после пересечения ручья – с хорошим подъемом. Проехали этот подъем, и я обратил внимание, мы стали отклоняться от маршрута в навигаторе направо.  Нашли поворот налево, поехали по нему, но это оказалась просто дуговое ответвление, возвращающее нас обратно к грунтовке. Потом еще несколько раз пытались свернуть левее, дороги кончались тупиком, искали вариант пробраться прямо через лес, но подлесок густой был и спуск очень крутой – не получалось. Хотя по картам находились совсем недалеко от цели. Возвращались на дорогу.  Решили ехать дальше по дороге в объезд. Проехали какие то развалины какого-то предприятия (сейчас, глядя на карту, вижу название «Шахта Кургазакская»). Там поплутали немного. Сашу эти плутания уже начали раздражать (а я все надеялся срезать дорогу и искал пути).  Поехали дальше по дороге, нашли  поворот а грунтовку с сильным и затяжным спуском к реке. Поворот этот увидеть легко: там стоит указатель «кемпинг Айская долина». Пропустив  поворот на кемпинг, выехали к реке. Вдоль реки идет дорога, по которой мы добрались до начала скал и приличных мест для стоянки. Там же нашли несколько родников.  В результате вместо 10  км проехали гораздо больше. 

Места хоть и засиженные, но живописные. Найдя место для стоянки, первым делом искупались – и сразу стало легче жить. Набрали воды из родника, установили палату и приготовили ужин. Так как уже начались сумерки, решили пещеру поискать завтра. Я думал, что она где-то на берегу.  


На соседней полянке разместился лагерь с детьми и воспитателями – они путешествовали по воде на надувных плотах и прочих лодках, останавливаясь везде, где только можно. Там мы разговорились с одним из инструкторов – он увлекается спелеологией. Он рассказал, где пещера, как попасть в нее и многое другое.   Весь вечер посвятили отдыху и общению.

Итого за весь день было пройдено 15 км от «Гремучего ключа» до вокзала «Златоуст» и около 20 км от пл. «Кукшик» до первой стоянки у р. Ай.

19 июня 2012, день пятый. Кургазакская пещера - Сикиязтамак

Утром после завтрака сходили в пещеру. До пещеры от реки идти минут 7 между холмами по дорожке, потом от нее по тропе подняться в горку и там найти вход. У входа в пещеру стоит табличка «Кургазакская пещера».
  Вход достаточно большой, войдя в пещеру хочется идти прямо. Но нужно быть внимательным: как только входишь, надо повернуть налево, найти начало ледника и по веревке сползти по льду вниз: там начинается основная пещера.  Дорога там одна, по мере продвижения свод понижается.  Мы шли до момента, пока не надо было вставать на колени.  Дальше не полезли, хотя можно было.
Погуляв немного по пещере, вылезли обратно тем же путем: по веревке пузом по  леднику. После пещеры полагается искупаться, что и было исполнено. Искупались, собрали лагерь, запаслись водой и решили попробовать идти по дороге, ведущей мимо пещеры – то есть, по ущелью по направлению к шоссе. Дорога хоть по мере продвижения зарастала, но не пропадала и мы в конце-концов уперлись в насыпь наподобие дамбы и крутой подъем направо. Забравшись, обнаружили что попали практически к шоссе, с которого вчера сворачивали.  Теперь стало понятно, почему мы не увидели нужный поворот – его сверху не видно из-за обрыва – видать, когда грунтовую дорогу  отсыпали – поворот к реке засыпали.  Получилось, что обратная дорога от пещеры заняла  1,5 км против десятка вчерашнего крюка.

Выехали на шоссе, поехали к Большим Притёсам.

Путь оказался недолгим, и плутать не пришлось – навигатор вывел нас точно к месту. В нужном месте свернули с асфальта на грунт, в конце дорожки было какое-то частное владение, но вдоль него шла полевая дорога, по которой мы и поехали. Пропустить нужное место не получилось – там была табличка с указателем «Смотровая площадка». Остановились, поли смотреть. Вышли на площадку и замерли – какая красота открылась вокруг! Высокие отвесные скалы метров на 100 вниз, внизу петляет река, напротив  лес, дивные пейзажи. Никакая фотография этих красот не сможет передать. Как смог, сфотографировал, постояли, полюбовались. 

Короткое описание Притесов

Налюбовавшись, двинулись дальше.  Немного проехав, вышли еще раз на обрыв  к реке – еще полюбовались на окрестности Притёсов, но уже с другой стороны.
  Теперь наш путь лежал до деревни Сикияз-Тамак и его пещерный комплекс.  Говорят, в тех пещерах раньше жил пещерный человек и геологи нашли следы его пребывания. Сам комплекс представляет собой скоплением пещер различных размеров и  форм. 

Выехали на асфальт, но ехать пришлось недолго по нему. У автобусной остановки он резко кончается и дальше идет достаточно подраздолбанная щебенка, да еще там крутой спуск начался с поворотом. Можно было поехать в объезд, но мы решили по крутому повороту поехать.

Весь спуск проехали на тормозах и благополучно въехали в поселок Алексеевка. В поселок заезжать не стали, а поехали вдоль Ая.  Пересекли  речку Улуир и увидели что дорога раздваивается: одна – прямо в гору идет, вторая – продолжает идти вдоль реки Ай. По плану – мы должны были ехать вверх, но на нас напала великая Нехочуха  (не хотелось опять в гору ехать)и мы решили попробовать поехать вдоль реки.

Дорога сначала была грунтовой, а потом откуда-то появился асфальт на ней. Получилась своего рода велодорожка.  Хорошо ехалось, пока асфальтовая дорожка также внезапно не кончилась, и не вернулся грунт. Дорога привела нас к стоянке и на этом закончилась. Дальше шла тропинка. Мы решили пробираться по этой тропинке. Сначала она круто поднялась в горку, потом пошла по лесу. Ну и мы шли. В конце-концов эта тропинка вывела нас к уединённой и очень красивой полянке, чистой и ухоженной. Там можно было бы стоянку сделать, если б не середина дня. Однако, почему бы там не отобедать? Что мы и сделали: искупались, пообедали, отдохнули, полюбовались местными красотами и решили двигаться дальше.
 

Попробовали идти по тропинке дальше, но очень скоро она затерялась в зарослях, а дальше начинался изгиб реки  под самые скалы – значит, вброд не пройти. Потыркались, потыркались и развернулись обратно. Пока ехали обратно, выяснилось, что у меня спускает переднее колесо. Остановились, починились. А сверху на нас пытался капать дождик. Но это были только попытки.

Доехали до речки Улуир – и все-таки полезли в горку – никуда она от нас не делась, маршрут был правильно составлен. Подъем был долгим и нудным, много шли пешком.  Хорошо, еще с погодой нам везет – дорога сухая. Вообще – непонятно, как по таким дорогам  на машинах ездят – камни и ухабы вперемежку с щебенкой. Подъем продолжался примерно 2,5 км.

Наконец, мы одолели перевал, и дальше дорога пошла вниз. И шла она под гору до самого Сикиязтамака.  Там мы собирались посмотреть Сикиязтамакский пещерный комплекс.
 

Немного о нём можно почитать здесь

Также интересная статья про саму деревню

Въехали в деревню, местные нам показали, где находятся пещеры, как до них попасть, а еще – показали на детский лагерь (или базу отдыха), куда мы и направились. Узнав, что надо вброд перейти реку, решили велосипеды оставить  в лагере. Договорились с руководством и пошли.

Туда мы одолевали брод босиком. Получилось долго и медленно – все-таки по острым камням босиком ходить не очень приятно. Воды было по ляжки.  После брода до пещер шли сначала прямо через поле напрямик, далее – по дороге, постепенно превращающейся в тропу в скалы. Идти пришлось около километра.  Дошли до скал, там пришлось изрядно полазать – склоны крутые, обрывистые, по краю идут тропки между пещерами.

С трудом взобравшись на вершину Каньена, восхитились открывшимися видами.  Высота метров сто, внизу, под обрывом изгибаясь, течет река.  На скалах есть несколько смотровых площадок, с которых виды на всю округу просто восхитительные. С них же присмотрели несколько пещер.

 
Пещеры больше похожи на гроты, некоторые пещеры сквозные. По некоторым из них мы полазали. Но вечерело, да и мы сильно устали. Насмотревшись пещер и пейзажей, стали спускаться вниз. На обратном пути мы не стали снимать обувь, пока шли через брод, и это значительно ускорило наше продвижение.  


Забрали велосипеды, поехал искать место ночлега. Пока ехали, окинули взглядом те скалы, где мы были – издалека они напоминают корону почти правильной формы. По пути нашли родник, там набрали воды. Пока набирали, познакомились с местной «сказочницей» - Ольгой Тумановой. Она предложила нам свою книгу со стихами собственного сочинения. Я подумал, да и купил её. Всё-таки интересно, чем живет народ. После – она показала нам большую поляну, где народ часто останавливается, а чтоб нас не видно было с дороги, показала какие-то кусты-деревья типа ивняка.

Но подумав, решили что все таки лучше поискать другое место. Решили проехать немного дальше – к соснам, за поворот реки, чтоб нас из деревни не было видно.  Места красивые, но сказывается наличие отдыхающих в этих местах – кругом мусор. Благо, были будни, и на полянах (практически напротив пещер) никого не было. Выбрали место, убрали мусор, расположились.  Вечерело, уже сумерки были. На ужин у нас были макароны с тушенкой (или не макароны) и коньяк. Пока готовили ужин, увидели мужика. Он шел мимо, но завернул к нам, разговорились. Выяснилось, что он пастух, идет к своим коням, в деревню ходил за продуктами.  Рассказал нам о местах, что если ехать вдоль реки, то можно добраться до артезианского фонтана, но тогда наш путь до пос. Лаклы увеличится в два раза.  Посетовал на приезжих, которые загадили берег, а напоследок подарил нам бутылку с молоком! Это была очень приятная неожиданность, мы как раз хотели было купить в деревне молока, но не дождались вечерней дойки.  Мы с ним попрощались, и он пошел к своим лошадям, а мы остались ужинать и отдыхать.

Итого за день мы проехали 32 км, включая крюк до красивой стоянки и гуляние по Сикиязтамакским пещерам. Проехали немного, но увидели Кургазакскую пещеру, Большие Притесы, красивое уединённое место, Сикиязтамакский пещерный комплекс.

20 июня 2012, день шестой.

Утром как обычно, проснулись неспеша. Утреннее купание-омовение. Тут я выяснил, что можно было сразу приехать на место стоянки, а от него спокойно перейти реку и сразу попасть к подножию пещерного комплекса.  Ну да ладно. Сварганили завтрак, собрали лагерь и покатили в сторону пос. Лаклы.
 


Пока я фотографировал цветочки, Саша уехала вперед, и не раздумывая, два раза пересекла речку Сикияз вброд. Я не стал так делать, а проехал краем, в результате, мне не пришлось ее пересекать совсем.
 
Набрали воды в роднике и стали подниматься в гору.  Тоже на полпути одолели перевал и спустились к поселку. Там у меня случился второй и последний прокол, только на заднем колесе. Остановились, починились.  После – последний взгляд на реку Ай, на лошадей, спрятавшихся под мостом, и – в путь. Мы попрощались с очень красивой и интересной рекой и покинули ее долину. Наш путь лежал в сторону г. Юрюзань.
 

Часть третья. Дорога до Белорецка

Часть третья 
Лаклы - Южно-Уральский Заповедник - Тирлян - Белорецк.
Дорога до Белорецка

От Лаклы идет асфальтовая дорога разной степени убитости.  Были участки, где машины предпочитали ехать по полям по земляной дороге, чем трястись по остаткам асфальта. Было жарко и пыльно от проезжающих машин.  За деревней Урманчино  прямо у дороги обнаружили могучий родник, он даже имеет собственное название – «родник невест».  Родник оформлен в виде бассейна, только там купаться не надо – вода питьевая и очень холодная. 
Там мы набрали воды, отдохнули, я включил «кондиционер» - намочил футболку и мокрую одел на тело. Рядом с родником расположились дальнобойщики, у одного из них попросили пассатижи и подрегулировали седло  на велосипеде Саши.   Дальше по скучному асфальту доехали до Баш-Ильичёво. Тут  мы порассуждали: ехать по нарисованному треку, или продолжать движение по асфальту. Асфальт уходил в гору и получался крюк. Я же, погуляв по полю, вроде нашел нужную дорогу – ехать можно было. Ну и поехали.  Свернув с асфальта, попали на грунтовку, которая круто стала уходить в гору и в сторону от намеченного маршрута.  Было жарко, душно и комары со слепнями одолевали. Зато земляники просто немерянно!  Забравшись метров на 100-200 вверх, поняли – что-то тут не то. Хоть и трудно было, но приняли решение развернуться.  Достаточно быстро спустились вниз и все-таки нашли нужную дорогу. Она оказалась проезжаемой, но заросшей травой.  Ехали медленно, там сильно не разгонишься. Пока едешь – жить можно, но стоит остановиться – одолевали полчища насекомых.  Доехали до очередной развилки, решил Сашу не мучать, бросил велосипед и пошел на развилку. На насекомых уже внимания не обращал. Поднимался в гору, ел землянику.  Пройдя метров 200 понял что это не та дорога. Вернулся, прошел немного по другой дороге – оказалось нужной. Снова вернулся. Ехать не стал, решили отдохнуть, сушками-плюшками перекусить.

Перекусили, отдохнули – вроде жить можно. Поехали дальше.  Едем, травы море, душно, вода кончается.  И ведь едем вдоль речки, а до нее не добраться. Наконец, нахожу поворот в сторону речки, решаю спуститься к ней. М-да…, от речки осталось одно название – так, ручеек. Но футболку намочить удалось и лицо сполоснуть тоже.  Саша почему-то отказалась :)

И вот, в соответствии с начертанным планом, наша дорога стала поворачивать… и подниматься в гору.  И почему тут везде горы? И почему лесные дороги так любят в эти горы забираться прямо «в лоб»? :)  Кое-как забрались в гору – и там увидели машину! Мужик рядом с ней тусовался. Поговорили. Оказывается, он сюда семью привез – они ягоды собирают, а он их ждет. Спросили про дорогу, далеко ли до поселка. Оказалось, недалеко и все время под гору – и мы въедем в Карагулово.  

После одоления горы дорога значительно улучшилась – хорошая наезженная грунтовка. По ней мы действительно достаточно быстро докатили до деревни.  Она, как и полагается всем деревням, стоит на горке – въехали и нашли колонку, где смогли набрать воды. И вот в этой деревни нас настиг дождь – крупные капли, сначала редки, потом частые. И небо все темное стало.  Но дождь был недолго – пока выехали из деревни, он прекратился.

Немного поплутали в полевых дорогах, выехали на одну из них и покатили.  Сначала с горки, потом в горку. Полевые дороги здесь – это черная земля, на ней очень гладкая дорога – катить одно удовольствие… пока она сухая. По этим дорогам доехали до какой-то речки, успели ее пересечь и тут резко начался сильный ливень. За пару минут отличная полевая дорога превратилась в совершенно непреодолимое препятствие – земля стала липкой и намоталась на колеса так, что через два метра велосипед уже не ехал.

Сошли с дороги, «спрятались» под деревом. А дождь усиливался и лил уже стеной. Началась гроза. Мы укрылись под низким раскидистым деревом и дополнительно спрятались под пенкой. В таком виде мы устроили обед.  Гроза ходила кругом, прямо над нами грохотало и сверкало, было страшновато – на краю поля рядом с речкой, да еще под деревом. Хорошо, что не на холме были.

Наконец дождь уменьшился, гроза прошла дальше. Сидеть на одном месте было уже холодно - промокли насквозь, решили двигаться дальше.  Ехать по дороге не представлялось возможным – земля сразу прилипала к колесам и блокировала их насмерть. Поехали по траве и благополучно выбрались на шоссе. Пока ехали через поле, дождь совсем кончился, а мы успели немного согреться. 

На асфальт выехали не доезжая до пос. Тюбеляс.  До Юрюзани добрались без приключений, только на въезде в город мнения разделились, как дальше ехать: Саша хотела по объездной дороге  вокруг города, я же хотел посмотреть на город. 
Поехали через город. Сам городок ничего особенного собой не представляет: старые двухэтажные дома, частный сектор, иногда пятиэтажные коробки. Достопримечательностей не обнаружили. А дорога по городу: три раза в гору и с горы ехали. Можно полюбоваться на водохранилище еще.
После посещения магазина поехали искать стоянку для ночлега.  Через городок Трехгорный мы не поехали – по имеющийся информации – это закрытый городок и могли не дать через него проехать.  Поехали в объезд по дороге на пос. Первуха. Рядом с Юрюзанью место найти не удалось, проезжающие мимо люди посоветовали доехать до озера и там встать. Пришлось одолевать очередной перевал (вечерами они как то с трудом одолеваются) и искать стоянку на озере. После перевала начался затяжной спуск, что позволило разогнать приличную скорость (км 50-60 в час) и домчаться до Т-образного перекрестка. После небольших поисков нашли спуск к озеру и выбрали место для лагеря.
Озеро оказалось водохранилищем, видно было, что пользуется популярностью у местных отдыхающих, на том берегу, где мы стояли – мест на поляну хватало, но вот заходы в воду плохие – дно глинисто-илистое. Сама вода не самая чистая, но для приготовления еды мы использовали ее. Пить ее не стали.
 
За день мы проехали порядка 80 км, увидели родник «Невест», г. Юрюзань, попали в сильную, но скоротечную грозу.
 

21 июня 2012, день седьмой.

Сегодня нам предстояло продолжение марш-броска – должны доехать до границы заповедника.

Встали утречком, ночные катальщики на катере ушли, мы позавтракали, собрались и стали решать, как ехать дальше. Почему-то подниматься по той же тропе, по которой спускались вчера к озеру не захотели – поехали по дороге вдоль озера. Выехали к плотинке, попали на асфальт и попробовали поехать направо – у меня на карте была указана некая дорожка, кончающаяся ничем, а со стороны шоссе вчера видел какую-то отворотку. Мне подумалось – может, они соединяются как то?

Может быть, и соединяются, но нам это выяснить не удалось – дорога уперлась в детский лагерь, через который нам пройти не удалось. Поехали обратно, объехав вокруг озера, вернулись на дорогу к Первухе. Была информация, что в поселке есть родник с питьевой водой, для нас это было актуально –своя вода кончилась. Действительно, там оказался родник, но чтобы его найти, надо спрашивать у местных жителей – он не на дороге (проехать почти весь поселок, найти хорошо наезженную дорогу направо вдоль забора, в самом конце оставить велосипеды и по тропинке пройти к роднику).

После родника поехали дальше. Пересекая речку Буланка, я внимательно смотрел по сторонам – когда планировал маршрут,  предполагал место для возможной стоянки. Хорошо, что не пришлось в этом месте ее делать – берега вдоль речки болотистые, съездов нет, полянок подходящих с доступом к воде нет. Едем дальше.

Благополучно добрались до пос. Меседы, заехали в него, там купили продуктов, устроили привал и обед. По параллельной дороге выехали обратно на дорогу.

Через несколько километров после Меседы асфальт кончился, и началась щебеночная дорога. Вскоре дорога пошла вдоль реки Юрюзань. Проехали поворот на Зюраткуль (дорога вдоль р. Большая Калагаза – по ней в 2009 году проходил маршрут «Башкирия 2009. От пещер до вершин», организованной Таней Скородумовой (http://www.marshruty.ru/travel/s-ural-2009/).  Вдоль Юрюзани при желании можно найти места для стоянок на реке. По реке идет граница национального парка Зюраткуль.

Доехали до речки Березяк. Там, на берегу есть две оборудованные стоянки, на одной из которых мы устроили обед и привал.  В 2009 году там был устроен лагерь перед въездом в Зюраткуль. И вот, я снова здесь. Искупались, пообедали, даже подремали.

Отдохнув, продолжили движение, и вскоре въехали в Тюлюк. При въезде в поселок открывается замечательный вид на горы Большой и Малый Иремель.  
Проехав до середины поселка, повернули в сторону Александровки. После поворота дорога сменила вид с щебеночной на гравийную и местами плохого качества – с ямами и лужами. Пока ехали туда, навстречу проехал велосипедист из местных – он ехал в Тюлюк в магазин. В Александровке магазинов нет. 
Несмотря на местами не очень хорошую дорогу, ехать было приятно – дрога идет между гор, как бы по широкому ущелью. С одной стороны идет  хребет Зигалька, с другой – хребет Бакты.

Без проблем доехали до таблички «Александровка». А поблизости домов-то нет. Где-то в отдалении виднеется пара домиков. 
Пришла пора искать место для очередной ночевки. Решили искать подальше деревни. Но пока ехали, мест рядом с рекой не было, хотя параллельно нашему движению текла Юрюзанька. В конце-концов нашли поворот в сторону реки, но до нее не доехали – встали среди берез с краю поля. До реки оставалось еще 500 метров. После того, как установили лагерь, я съездил к реке, искупался, набрал воды. Первый раз за все путешествие мы остановились в необорудованном месте.  Поужинали и отправились спать.
В этот день прошли  около 80 км, посетили стоянку на р. Березяк, посмотрели на седловину Иремеля, подобрались вплотную к границе Южно-Уральского Заповедника. Завтра нам предстоит проехать по территории Заповедника и добраться до Инзерских Зубчаток.

22 июня 2012, день восьмой.

Сегодня нам ехать в Заповедник. Вообще-то вход и въезд в него запрещен, но мы заранее, где-то за полтора месяца направили заявление о разрешении проезда через территорию. По телефону нас уверили что разрешили, с егерем, ответственного за ближайший участок договорились о способе получения пропуска.

И вот мы поехали – пересекли границу, обозначенную плакатами, и двинулись вглубь Заповедника. Дорога шла хоть и грунтово-травянистая, но хорошо проезжаемая.  После пересечения русла одного из ручьев (воды там не было – лето) обнаружили, что дорога повернула направо. По плану нам надо было прямо, но никакой дороги прямо не шло. Поехали куда дорога повела.  После поворота дорога стала забираться в гору, качество ее начало ухудшаться. В результате мы слезли с велосипедов, и пошли пешком. Видно было, что эту дорогу пробили не так давно – видать, по каким-то причинам старую дорогу забросили, и она заросла.

Наконец, запыхавшись и намаявшись отбиваться от комаров и слепней, мы выбрались на накатанную дорогу. Это было полотно бывшей узкоколейной железной дороги, которая раньше соединяла Белорецк, Верх-Катав и Катав-Ивановск . Раньше она служила в основном для перевозки металлов из Белорецка и прочих промышленных грузов. Ну и перевозила жителей деревень, которых теперь уже нет. Подробно о Белорецкой УЖД можно почитать например тут или тут. Нашел еще видео. Добавлю только, что на 2012 год УЖД разобрана полностью и следов от нее не осталось, кроме памятника в виде паровоза и тепловоза УЖД.

Дорога по насыпи бывшей УЖД была достаточно высокого качества. За исключением нескольких луж ехалось достаточно комфортно. Сначала она плавно понижалась и мы, не напрягаясь, проехали приличный участок до бывшей деревни Юрюзань. От деревни там осталось полуразрушенное здание вокзала.
Дальше был разрушенный мост, дорога обходит его,  и мы проезжаем речку Юрюзань вброд и возвращаемся на насыпь. Немного проехав дальше, встречаемся с егерями. Остановились, оформили обещанный пропуск, разговорились.  Пропуск стоит 700 рублей с человека, мы договорились об оформлении одного пропуска – получилось по 350 руб. с человека.
От них узнали  что развалины, которые мы проехали – д. Юрюзань.  Узнали что при расселении деревень, людей не бросали, а выплачивали деньги на переезд, подъемные, разрешали забрать все, включая дом. Не подтвердили, но и не опровергли версию о том, что у горы Ямантау построили некий секретный завод, из-за которого, в первую очередь, образовали заповедник и расселили деревни.  Сами они ехали на работы – рубили деревья на краю дороги – мы видели эти срубленные деревья. 
Пообщались и поехали дальше. Дорога после Юрюзани начала потихоньку забираться в гору, но плавно, поэтому этот подъем не доставил трудностей. А после определенной точки до самой Арши (пос. Верхнеаршинский) дорога спускалась.  Дорога действительно очень живописная, вокруг красота: каменные реки, скалы, иногда, когда среди тайги появляется просвет – открываются виды на соседние горы. Средняя высота – 800 метров. Очень приятная дорога, жаль что посетить ее сложно. Хотя, если бы она была доступна, возможно, не была бы в таком хорошем состоянии.
Всего по территории Заповедника нам надо было проехать около 20 км, что мы успешно выполнили. Пересекли шлагбаум, означающий границу, остановились передохнуть. Рядом с шлагбаумом стоял маленький бревенчатый домик наподобие сторожки. Заглянули в него. Там стояла печка, столик и скамейка. Больше туда ничего не влезло бы.

После выезда с территории Заповедника дорога действительно ухудшилась, но ехать можно было. Спустились до Верхнеаршинского (Арша). Там заехали в магазин, купили перекусить. Арша – когда то была крупной станции, сейчас от нее ничего не осталось.  Поселок живет дереводобычей и варкой пихтового масла.

Вернулись на насыпь УЖД. По ней же поехали до Тирляна. Изначально предполагалось поехать по грунтовой дороги напрямую, но после размышлений решили продолжить путь по насыпи, так как состояние грунтовки вызывали вопросы, да и не найти её начало было. Дорога вела вдоль р. Арша. Вообще, вся дорога шла вдоль какой-либо из речек – УЖД строили так, чтобы обходить горы по возможности, поэтому она такая петляющая получилась.

Въехали в Тирлян. Погода портилась, был ветер и небольшой дождик, и это немного напрягало – мы еще не приехали к месту ночевки. И еще пришлось отменить купание в водохранилище.

В поселке восстановленная после прорыва в 1994 году плотина, развалины завода, разрушенного наводнением и большое колесу – все, что осталось от цехов. На плотине установлена памятная доска с именами погибших во время наводнения.  Если посмотреть на поселок, то видно, что пострадала нижняя часть поселка, которая была ниже уровня плотины. Хорошо, что это небольшая часть поселка, основная масса домов находится все-таки на возвышенности.
 Закупив продуктов на два дня, двинулись в сторону Инзерских Зубчаток. Нам предстояло проехать еще км 12-15.  После пересечения речки Тирлян дорога оказалась сильно разбитая лесовозами: стоило отъехать от поселка подальше, как кругом стали видны  участки делянок и слышны звуки техники.  Если бы дорога не была бы сухой, мы не смогли бы проехать: красная глина с песком и большие ямы сделали бы невозможным передвижение. Но нам повезло: дождь кончился и дорогу не успел толком смочить. Оставалось только надеяться, что обратно нам тоже удастся проехать без проблем.
Эти 12 км мы ехали долго, так как дорога большей частью поднималась вверх, иногда спускалась вниз. Часто приходилось спешиваться, чтобы подняться в гору или обойти яму. Наконец, после финального крутого спуска по камням мы оказались у речки Миселя, на которой расположен кордон Миселя.
Спустились, перебрались через речку (брод), поднялись. На кордоне живет мужик, в гордом одиночестве, у него мы спросили, где находятся Зубчатки, а потом спросили, а где можно лагерем остановиться.  Он показал сначала дорогу на скалы, а потом тропинку на ближайшую стоянку. Вообще, мужчина показался нам достаточно замкнутым, много не рассказывал, но всю полезную информацию выдал.

Полянка оказалась приятной и ухоженной, даже дрова и хворост были заготовлены. До речки надо спускаться по тропинке, но это не беда. Встали, разложили лагерь, пошли купаться, устраивать себе банный день. Хоть в речке, но помылись. Ужин, рюмочка вина – немного расслабились. Завтра у нас дневка, прогулка до Зубчаток. Поэтому легли несколько позже – посидели у костра, поболтали.

Итого, за день проехали снова около 80 км, увидели фрагмент бывшей Белорецкой УЖД, развалины станции Юрюзань, встретили егерей, получили пропуск на проезд по Заповеднику, увидели развалины завода в Тирляне.

23 июня 2012, день девятый.

Сегодня дневка. Лагерь решили не собирать, позавтракали и собрались на Зубчатки. Об Инзерских Зубчатках можно почитать тут.

Дорога до скал помечена веревочками, собственно, она там одна.  До скал от стоянки идти порядка 6 км, лучше туда идти налегке – то есть, велосипеды оставить в лагере – все равно там велосипеды почти все время надо было бы тащить в гору. А так – получилась вполне приятная, хоть и долгая, прогулка. По пути к скалам встретили еще два места, где можно разбить лагерь. На одной из таких стоянок есть даже родник.

И вот мы добрались до начала скал. Тропинка уходит резко вверх и к скалам. Мы забрались на ближайшие – отдохнуть – посмотреть вокруг. Какая там, всё-таки, красотища! Недалеко прямо из леса видны скалы-останцы – как будто парят над лесом – прямо как на Пандорре!  Прямо перед нами раскинулась заповедная тайга – Зубчатки находятся рядом с границей заповедника. Только лес и горы, и больше ничего.
 

Полюбовались, полезли дальше. Потихоньку добрались до скал, которые образуют так называемую арену. Вот там я оторвался – постарался залезть на максимально доступную мне высоту. На одном из таких скал обнаружил веревку, думал, лезть, или не лезть недолго. Попробовал веревку – держит. И залез на уровень выше. Предложил Саше. Сначала она отказалась. Потом попробовала. Поняла, что руки слабоваты и решила не рисковать. Я же походил по уровню, обнаружил, что выше можно залезть только с помощью все той же веревки (на самом деле там две веревки закреплены).  Залез на следующий уровень и посмотрел на веревку, уходящую вертикально вверх на несколько метров. Как то страшно было бы лезть по ней дальше. Оглядевшись, обнаружил палку – она одним концом указывала на отверстие между камнями. Пролез через это отверстие, обошел по кромке камня нашел проход на вершину останца. И вот я на самой вершине! Ветер сильный, но вокруг такие виды! Полностью стала видна «арена», увидел вдалеке городок – по-моему, Тирлян, другие горы и – мир тайги! Все зеленое, из нее торчат скалы, ветер и больше никого! Где-то внизу сидит Саша и отдыхает, любуется красотой  вокруг. 

Пока был наверху, нафотографировался вдоволь – и себя, и виды, и пейзажи, и панорамы… и все-равно, фотографии не могут передать всю ту красоту, которую увидел. Но я очень старался! :)

Налюбовавшись на красоты, начал спускаться. По веревке слезать оказалось несколько сложнее, чем забираться, но ничего, справился и со спуском.
Вместе с Сашей спустились на «арену». Она решила подождать меня с краю, я же решил прогуляться по ней. Попробовал подойти поближе к разным скалам, пофотографировать их. Долго не получилось погулять – спугнули звуки грома. Решили выходить. Выходя – встретили группу квадрациклистов – у них какая-то сходка была, там даже какой-то фотограф со штативом был – видать супер-пупер фотки хотел сделать. Часть из компании ушла по скалам лазать, остальная часть – у квадрациклов расположились, коньяк пили. Мы мужикам: «О, такси пришел – поехали до базы!». Они – «5тыщ баксов – и без проблем». На что Саша сказала – хорошо, но за 5 тыщ баксов вы и квадрацикл оставляете :) . Пошутили, попрощались, пошли к стоянке.

Обратно идти было несравненно легче – всё-таки вниз шли.  Мимо нас проехала еще группа квадрациклистов – много же их там собиралось, потом еще пару уазиков – и все в гору. Ну а мы неспешно дошли до своей полянки. Прогулка получилась почти на весь день, вернулись ближе к вечеру. Дождь так и не начался, он только попугал нас.

После прогулки – заслуженный отдых, купание в местной речке, плюс я еще немного прогулялся по одной дорожке туда-обратно. Посидели у костра, поболтали и приготовились ко сну. Завтра нам возвращаться в Тирлян и ехать до Белорецка.
 

24 июня 2012, день десятый.

Утро. Сборы. Пока собирались, пришел мужик с Кордона, немного пообщались, что смогли – оставили ему из продуктов. Собственно, немного получилось – у самих продукты и спички заканчивались.

Собрались, поехали. Памятуя о том, какая дорога была сюда, представляли что  ехать будет тяжело и долго. Однако из всех сложностей было – преодоление брода у Миселей и подъем в первую горку. Дальше как то очень хорошо ехали, что мы очень быстро выехали к речке Тирлянке у поселка.  Нам очень повезло – дождя не было, несколько капель не в счет – иначе мы увязли бы на пути к Тирляну. Там мы не стали форсировать брод, а увидели мост, который почему-то стоял в стороне от дороги. Скорее всего, дорога постоянно изменяла свое местоположение. 

Выехали к поселку, купили мороженого. В Тирляне обнаружили фирменный магазин Башспирт. Богатый выбор настоек. Но немного подумали и решили пока не покупать:  по-любому можно будет найти такой-же магазин в конце похода.

Покатались по поселку, посмотрели еще раз на развалины завода, на местный клуб и центральную площадь перед клубом. Всё такое родное, советское! Клуб деревянный, памятник воинам и Ленину.

Выехали из поселка, по асфальтовой дороге поехали до Белорецка.  Почему то я ожидал, что дорога будет идти преимущественно под горку. Я ошибся – вверх ехали чаще, чем вниз.

Когда я готовился к этому походу, нашел информацию, что где то недалеко от Тирляна, между дорогой и рекой Мата находится Матинское месторождение горного хрусталя. Однако, сколько там не бродили, ничего не нашли.  Посмотрел в другом месте – там какой-то мини-карьер был – тоже ничего не нашел. Так ни с чем въехали в Белорецк. К тому моменту я понял, что после Белорецка наш маршрут поменяется: в Ишимбай мы не поедем. Было предложено после скалы Караташ поехать до Розовых скал, которые расположены рядом с пос. Бриштамак. Еще решали, где остановимся на ночевку.

Как обычно, в город мы въехали с «задов». Проехали через весь город, попали в центр, глянули на местные достопримечательности: водонапорная башня, ДК, площадь с фонтаном.
На этой площади было много битой посуды и мусора – явно какой-то праздник отмечался: то ли день молодежи, то ли выпускной, то ли день города – не поняли.  Почему местные коммунальные службы не убрали мусор сразу после праздника – было непонятно. Наверное «выходной – и не волнует». Посмотрев на это безобразие, мы с Сашей покатили дальше и доехали до автовокзала. Тут я и предложил пообедать – надоело искать забегаловку по городу. А здесь мы в 2009 году обедали – и ничего – живы остались. Пока обедали, развернули карту, купленную Сашей в ларьке, смотрели, куда и как едем.  Решили, что вполне успеваем доехать до пос. Серменёво. А дальше  - на подкиде до ст. Айгир.

Пообедали, тронулись в путь. Саша впереди, я сзади – и наблюдаю, что что-то не так с Сашиным велосипедом. Остановились, пригляделись. Оказывается, у нее сломался багажник – лопнули обе стойки. С такой поломкой далеко не уедешь, надо искать замену.  Поспрашивали народ, узнали, где есть веломагазины, даже нашли их. Но не судьба нам было купить в тот же день багажник – в воскресение спортивные магазины работали до 5-6 часов. Тогда решили найти гостиницу, заночевать, а на следующий день с утра купить новый багажник.  Была найдена относительно недорогая гостиница (1000 руб. номер) на краю города. Заселились. Честно говоря, гостиница и номера оставляли желать лучшего – по-моему, её сделали из какого-то полупромышленного здания непонятного назначения, из окон – вид на гаражи. Но зато с душем. Помылись, постирались,  решили налегке по городу покататься – время еще позволяло.

Пока катались, объездили весь центр, нашли рынок, потом спустились к плотине на реке Белой, пересекли. На дальнем берегу при въезде в завод нашли памятник Белорецкой УЖД: узколейный паровоз и тепловоз.  Когда-то отсюда начиналась УЖД до Тирляна и дальше до Катав-Ивановск.

После попробовали найти дорогу до железнодорожной станции «Белорецк», но с помощью какой-то доброй женщины свернули не туда и, в результате, сделав круг, вернулись в Белорецк, но с другой стороны.  Как раз к тому времени уже стало вечереть, решили, что пора купить продуктов и возвращаться в гостиницу.  

В гостинице мы приготовили на горелке ужин, после разлеглись по кроватям и потягивая пиво смотрели телевизор. Что там показывали – уже не помню. Помню, что Саша хотела еще футбол посмотреть, но посмотрела только 1 тайм.

В этот день мы проехали около 60 км, не считая катания по Белорецку.

25 июня 2012, день одиннадцатый.

Утром, как и планировали, поехали искать багажник. Нашли его в спортивном магазине «Хоттабыч» на территории городского рынка. Удивили цены: багажник стоил 500 рублей, причем алюминиевый, с дугами для предохранения рюкзака, петухи – по 100 рублей. Как сейчас помню – в Златоусте те же петухи стоили 300 рублей, а в Питере – от 500 и выше.

Подходящий нам багажник оказался последним, его мы и забрали. Довезли до гостиницы, там поставили его. Погрузили вещи, расплатились и поехали из Белорецка до вокзала. Расписания мы так и не узнали, ехали наобум, точнее – было то расписание, которое было найдено в интернете при подготовке к походу.

Выезд из города оказался тот же, через который в 2009 году мы въезжали в него – Лось на месте. Он стоит на развилке шоссе и дорога на вокзал (короткая дорога – так показывал навигатор). 

Поехали по этой дороге. Сначала это была асфальтовая дорога с минимальным трафиком – машин почти не было. Потом она превратилась в бетонно-грунтовую, но также прямо к вокзалу шла. Посмотрев на карту, выяснили, что мы едем рядом с бывшим аэродромом.  Два раза  она прерывалась канавами и обходила их по полю, потом шла сквозь садоводство и в конце-концов вышла к основному асфальтовому шоссе. Основной поток машин шел прямо по зрительному продолжению нашей дороги, нам же надо было налево и потом направо. Таким образом, от лося до ж/д вокзала можно проехать дорогами, мало загруженными машинами.
Часть четвертая 
Белорецк - Караташ - Ассы - Уфа
Караташ и дорога до Уфы

 Приехав на вокзал, выяснили что до подкида еще 2 часа.

Ну решили уже никуда не дергаться, подождать его.  Перекусили, отдохнули, закупили продуктов на ночевку, дождались подкида. Внешний вид поезда сильно напомнил мне дизелёк, который когда то ходил от Выборга до Житково: большой локомотив и один вагончик, разница только в том, что в данном случае дорога электрифицирована и вагон плацкартный.  Билеты на него продают проводники.  Загрузились, для чего пришлось снять передние колеса, а сами велосипеды поставить на сидение в отсеке плацкартном. Заняли весь отсек.
Ехать до ст. Айгир. Попросили проводников предупредить нас заранее, когда выходить. Ехалось хорошо, задремали даже. Правда чуть не пропустили свою станцию – проводники спохватились только тогда, когда поезд уже останавливался. В спешном порядке эвакуировались из поезда, задержав отправление поезда и посадку людей. Оказывается, на этой станции много туристов садится – здесь местная достопримечательность, к которой мы, собственно, и ехали – скалы Караташ.  Немного почитать о скалах можно тут и тут.
посмотреть небольшое видео 
Поезд ушел и мы остались одни.
И тишина… вообще никого вокруг. Неспешно собрали велосипеды, нашли тропинку на дорогу, осталось только через пути перейти. Попытались найти  переход через пути и более пологий подъем, но нам это не удалось. Пошли прямо по рельсам и по тропинке вверх. Забрались, поехали по грунтовой дороге с большими лужами. То ли недавно дождь прошел, то ли они вообще никогда не высыхают.
От станции проехали порядка 2-3 километров, когда Саша решила немного отдохнуть в луже. Тут и решили, что дальше ехать не надо.  Тем более почти напротив падения Саши обнаружился указатель на скалу.
Лагерь решили разбить на берегу реки Инзер – на полоске земли между рекой и железной дорогой. Собственно, вариантов больше особо не было, если не учитывать вариант лезть на скалу и там ставить лагерь.
От дороги до берега реки надо было спуститься по крутому склону, преодолеть пути и еще спуститься. Решили велосипеды не тащить с собой, а спрятать в ельнике, взяв с собой только рюкзаки. На пути к стоянке у самой железной дороги стоял памятник погибшему от поезда (Сидтиков Руслан).  Как он погиб – непонятно.
Выбрали поляну поприличней (на берегу Инзера несколько полян, почти все достаточно «засижены» туристами), поставили лагерь. Так как время еще было не позднее, я решил сходить на Караташ. Саша отказалась – сказывался ушиб, полученный при падении.
Тропа на скалу нашлась сразу благодаря указателю. Попав на нее, тут же начинается достаточно ощутимый подъём в гору. Чем ближе к скалам, тем круче подъем. Иногда останавливался отдохнуть. Несмотря на кажущуюся близость к вершине, изрядно устал, пока шел наверх. С велосипедами, даже пустыми туда не забраться. Вот тропа начала пробираться через курумники, вот уже лезу между скал-останцев, местами приходится прыгать с камня на камень. Тропа уходит как бы внутрь скалы через большие валуны, и вот я забрался на первую площадку. Она расположена между двух, более высоких площадок. Естественно, я полез выше. Забрался, наконец, на самый верх.  Какая же красота открылась передо мной! Горизонтальная площадка резко обрывается пропастью вниз метров на сто, внизу под площадкой нагромождение камней, если упадешь – костей не соберешь.
Где-то далеко внизу шумит речка Инзер, виднеется нитка железной дороги. Иногда по ней проезжают поезда.
Прямо передо мной раскинулась гора с курумником  в форме буквы «М», правее ее вдалеке видна гора Ямантау и даже виден пресловутый секретный поселок Кузъелга или Межгорье. Несмотря на крутой подъем на скалу, на вершине оказалось много удобных полянок для лагеря.

На вершине оказались ребята из Уфы, пообщались, рассказали, что это популярное место отдыха ввиду его доступности, еще тут неподалеку есть родник, правда его я так и не нашел. У них было расписание электрички от Инзера до Уфы, я на всякий случай его записал. После чего решил погулять по скале, посмотреть разные красивости.  Вообще – место идеальное для медитации и расслабления, жаль только, что с велосипедами туда нам было не забраться.  Погулял, посмотрел, сделал пару звонков и отправил смс и решил спускаться.

Дорога вниз оказалась не намного легче – крутой спуск заставлял напрягать ноги до дрожи в мышцах, несколько раз приходилось останавливаться, чтоб унять эту дрожь.

Наконец спустился. Пока я лазал по скалам, она приготовила ужин и успела немного вздремнуть. 

Натаскали дров, развели костер, поужинали, даже искупались в речке. Саша там нашла такое место, огражденное камнями – получилась своеобразная ванна. А еще рыбки там были – устроили настоящий рыбий пилинг, да настолько настойчивыми оказались, что как-то испугали меня – как будто съесть хотели. Непуганая рыбешка :).

Всю ночь мы спали под шум реки и грохот поездов – поезда так вообще как будто по головам проезжали – железная дорога проходит выше лагеря и совсем рядом.

В этот день мы проехали совсем немного:  15 км до ст. Белорецк, 3 км от ст. Айгир до стоянки у скалы Караташ и 70 км на электричке. И плюс прогулка по скалам.

 26 июня 2012, день двенадцатый.

Утром проснулись под очередной грохот поезда и поняли, что дальше спать не можем. Приняли «ванну», выпили чашечку «кофе» - в общем, позавтракали и собрали лагерь. К тому времени мы уже окончательно определились, что едем на Розовые скалы в Бриштамак. Немного про те места. Там есть фотография с розовых скал, которую нам не удалось сделать. И еще немного здесь.

Наш путь продолжился по дороге, идущей параллельно железной дороги. Состояние её было среднее – грунт и большие невысыхающие лужи. Но ехать можно было и даже вполне неплохо ехалось. Были подъёмы и спуски, но благодаря близости железной дороги и реки, они были не такие крутые и продолжительные, как обычно.  Проехали мимо места, отмеченного на карте как пос. Катаскин. На самом деле от поселка ничего не осталось, дороги отмеченной на карте тоже не было, по крайне мере, мы не увидели. Поэтому поехали дальше вдоль железной дороги, а не как планировалось – повернуть налево и напрямик к пос. Инзер.

Через 2,5 км после несуществующего посёлка подъехали к реке Инзер –  нам через нее. Река в этом месте достаточно широкая и глубина не позволяла просто перевезти велосипед по дну реки. А рядом через реку перекинут железнодорожный мост.  Предложил Саше перейти реку по мосту, но она отказалась – боялась внезапного появления поезда. И пошла бродить. Я тоже попробовал, но когда увидел, что больно глубоко, развернулся. А тут еще увидел, как один местный на мотоцикле едет по мосту. Это окончательно утвердило меня в решении поступить также как он.

На мосту оказалась узкая дорожка, по которой вполне можно проехать и два «балкона», на которых можно переждать проходящий поезд. Впрочем, поезда не было и я благополучно перебрался. С моста было хорошо видно, как Саша боролась с течением и велосипедом, но безуспешно – в конце-концов она на весу велосипед не удержала и поставила на дно. Рюкзак замочился. Но, как показал вечерний осмотр, внутри почти ничего не намокло.  В общем – преодолели реку и поехали дальше.

Дорога проходила среди живописных скал и всё так же рядом с железой дорогой, но уже с другой стороны от реки. Так мы и добрались до посёлка Реветь – в нём находится администрация Южно-Уральского Заповедника. Но нам туда не надо – нам в Инзер. Выехали на шоссе и, как выяснилось, с территории Заповедника. Дальше наш путь проходил по достаточно оживленному шоссе Белорецк – Уфа. До Инзера по шоссе ехать 5 км. Поехали. Рядом с шоссе был родник, Саша не стала притормаживать, я же остановился и пополнил запасы воды.

Заехали в пос. Инзер, купили перекусить – наступило время обеда. В этом поселке мы уже окончательно отклоняемся от ранее запланированного маршрута (до Толпарово) и выходим на выбранное нами уже в пути направление на Розовые скалы.  После пос. Усмангали  свернули направо.
На яндекс-картах этой дороги еще не видно, но она ведет не только в Бриштамак, но и в пос. Ассы.  На самом деле это асфальтированная дорога, не очень загруженная транспортом, но ОНА ВСЁ ВРЕМЯ ШЛА ВВЕРХ! Это меня вымотало до умопомрачения. Что там Саша чувствовала – даже представить не могу.  На протяжении 15 км был сплошной набор высоты с небольшими ровными участками.  Вроде бы и небольшая разница высот: с 272 метров до 480, но зато почти всё время вверх.

Добрались до развилки: направо  - до Ассы, налево – до Бриштамак. Поехали направо, почему-то решил, что можно на скалы и оттуда попасть.  По хорошему серпантину очень быстро спустились к поселку. Скорость достигала 60 км/ч – давно такого не было, приходилось даже притормаживать, чтобы вписаться в повороты.  

Пос. Ассы расположен в живописном месте в излучине реки Инзер. Вокруг поселка интересные холмы: сначала они лысые, только трава на них, а потом, ближе к верху начинаются деревья: одиночные елки, переходящие в лес. Красиво…  Вдоль реки к скалам шла дорога. Вначале она была асфальтированная, потом превратилась в щебеночную и пыльную.

Мы с Сашей доехали до места, где решили разведать дорогу на скалы. Сначала поехали по дорожке вниз – к реке и далее вдоль реки, но через какое-то время дорога закончилась и уперлась в болото. Мы вернулись. Спрятали велосипеды и пошли пешком по дороге вверх  -по ней много машин еще ездят. Шли долго, искали поворот на скалы, ушли где-то за километр, но так ничего не нашли. Пришлось вернуться. Честно говоря, я был расстроен. Надо было ехать всё-таки в Бриштамак, оттуда точно есть тропа на скалы.

Но делать нечего, уже вечерело, пора было искать место для стоянки.  Поехали обратно к поселку, полюбовались, как коровы переходят реку вброд. 
Нашли уединённое место для лагеря на отшибе, выше по течению от пос. Ассы, нас ни откуда не видно. 

В лагере я вспомнил об одной достопримечательности – водопад Атыш. Теоретически, мы могли бы его посетить. Только я точно не знал, где он расположен. Тогда послал смс Тане Скородумовой – мы с ней давно дружим. – с просьбой узнать в интернете, где он располагается. Через какое-то время в смс получаю координаты водопада.  Поставил точку в навигатор и сидел, думал – ехать или нет. Посовещались и решили, что завтра поедем на электричке до Уфы, а в электричке решим окончательно – поедем смотреть, или нет (для этого нам надо было выйти на промежуточной станции). Искупались, поужинали, огонь не стали разводить, почти сразу легли спать.

Итого за этот день мы проехали примерно 60 км.

27 июня 2012, день тринадцатый.

Проснулись рано – нам надо было успеть на утреннюю электричку до Уфы. Над рекой стоял туман, но не прямо над нами, а слева от нас стояло облако над рекой и справа – скрывало поселок. Я это дело даже сфотографировал. 

Проснулись вовремя, до платформы не более 3 км, поэтому неспеша позавтракали, собрались и покатили.
Если от Белорецка до Инзера ходит «кукушка» с одним вагончиком, то от Инзера до Уфы ходит нормальная четырех-вагонная электричка.  Из её окон мы успели осмотреть розовые скалы, даже немного пофотографировать.
В пути, глядя на карту и вспоминая, что пишут об этом водопаде, решили не выходить. Ехали до самой Уфы. Но также долго шла электричка! 4 часа ехали, даже устать успели.   Но доехали. Решили сдать рюкзаки в камеры хранения и покататься по городу налегке, посмотреть на столицу Башкортостана, познакомится с городом.

Почитать про город 

Честно говоря, оказалось, что не так много достопримечательностей в городе. Старины почти не осталось, все застроено современными домами и еще было много архитектурных уродств: на фоне старого фасада коробка здания из стекла и бетона. А фасад как будто приклеен к этой коробке.
Ужасно. Самая главная достопримечательность – это памятник Салавату Юлаеву с прилегающей площадью.
И еще – монумент дружбы. 
Покатались по городу, пофографировали разные дома: гостиный двор, церкви, виды с площади от памятника Салавату, сам памятник.

Саша решила поменять билеты и уехать в тот же вечер. После прогулки по городу и покупок сувениров, среди которых была продукция Башспирта, вернулись на вокзал, где она обменяла билеты. Уезжая, оставила мне палатку – мне еще 2 ночи надо было перекантоваться. И мы расстались. Она осталась ждать поезда, я поехал искать место для палатки.

Искать пришлось долго. Я хотел было расположиться на берегу реки Уфа, но не учел что там высокий обрывистый берег.  Пришлось после долгих плутаний по лесопарку остановится прямо в лесу. Было уже темно, и палатку расстилал при свете фонарика.  Установил в кустах палатку, поужинал и лег спать. Удивительно, но меня никто не беспокоил, и было достаточно тихо, так что я даже выспаться смог.

За день проехали примерно 40 км, при этом почти весь километраж – катание по городу.

28 июня 2012, день четырнадцатый.

Утром я проснулся свежим и отдохнувшим. Сварил себе завтрак, как мог, из бутылки умылся, собрал свои вещи, палатку и тронулся в путь. Сегодня- завершающий день моего путешествия, завтра утром – на поезд и домой. Планов конкретных не было, спешить особо некуда, поэтому стал искать, где можно искупаться и вообще – помыться. Выехал на дорогу и поехал в сторону р. Белая.  На ул. Пугачевская Слобода нашел съезд к реке, остановился. Попробовал искупаться, но дно там преотвратительное – илисто-глинистое и вода не очень чистая. Кое-как окунулся и поехал дальше. По пути увидел монумент дружбы, вдалеке – красивую православную церковь, потом обнаружил столовую, отметил её для себя, чтоб потом вернуться и пообедать. Покатавшись по городу, решил съездить на городской пляж. Для этого надо было переправиться на другой берег по мосту.  Когда то выезд из города в южном направлении осуществлялся по старому арочному мосту. Со временем его пропускной способности стало не хватать и тогда рядом с ним построили еще один мост. Теперь там стоит сдвоенный мост: старый и новый и по нему большой поток машин едет.
Но тротуары есть и это плюс.

На пляже я отдохнул, несколько раз искупался – там песчаное дно и заходить не противно. Даже есть душевая установка, под которой не грех сполоснуться после купания.

Освежившись, продолжил кататься по городу. Так как я был один, то мог себе позволить кататься с такой скоростью, с какой мне было удобно. Даже рюкзак не мешал – не стал его везти в камеру хранения.

Отобедал в обозначенной столовой – по деньгам получилось терпимо и по меню не так уж плохо.
Ближе к вечеру случилась встреча: группа местных велосипедистов, какой-то иностранец на велосипеде и я. С иностранцем пообщаться не удалось – не знаю английского, а вот с одним из местных вело-байкером познакомился. Его зовут  Костя, он показал мне баню и подсказал, куда направится на ночевку, за что ему огромное спасибо.

В бане я помылся-постирался – в общем, человеком себя почувствовал. После чего, затарившись едой на ужин-завтрак, поехал искать стоянку на другой берег Белой.

Переехал быстро, а вот дальше пришлось потрудиться, чтоб найти подходящее место для ночлега. Только проехав 5 км по грунтово-полевой дороге, нашел неплохую полянку на обрывистом берегу реки, скрытую со всех сторон деревьями. Палатку поставил в кустах на самом краю обрыва. Место видовое – красивые виды, широкая река, город напротив.

Единственное – шумно – в последствии грузовые и пассажирские поезда очень мешали спать ночью – звуки над рекой распространяются очень хорошо. Погуляв по берегу и пофотографировав реку и город, лег спать.
Спал чутко, все-таки на самом краю обрыва, ветер, шум города.
А еще в часа два ночи услышал звук машины и голоса людей. Мне как то не по себе стало, но носа не стал высовывать. Слушая их возню и негромкие разговоры, я аккуратно вылез из палатки и пристегнул велосипед. Спустя какое-то время голоса утихли. Еще раз вылез из палатки и увидел, что они уже на реке. Это были рыбаки. После этого я спокойно уснул.

В тот день я наездил примерно 42 км.

 29 июня 2012, день пятнадцатый. Заключительный.

Утром проснулся часов в 7 утра – рыбаки были еще на реке – уж не знаю, сколько и чего они там наловили, но на берег  пока не спешили. Я встал, позавтракал, собрал вещи и неторопливо поехал в город – до поезда еще оставалось время. Доехал до города, до вокзала. Сидеть на месте не хотелось – еще два-три часа до поезда было, поэтому поехал кататься. Хотел было найти, где можно было бы искупаться. Но не получилось. После того, как я забрался вверх в город по одной из крутых узких улочек, просто сполоснулся из колонки. Мне этого хватило. И еще хватило времени, чтоб купить продуктов в поезд. И уже надо было возвращаться на вокзал.

Приехал на вокзал, поезд уже подали, оставалось 20 минут до отправления. Разобрав велосипед, в три захода загрузил свои вещи в поезд. Всё! Поход окончен!

В этот день я проехал совсем немного – от стоянки до города, чуть-чуть по городу и до вокзала: порядка 15-20 км.

Заключение

По прошествии определенного времени, считаю, что поход удался, учитывая, что это мой первый опыт самостоятельной подготовки к длительному походу.  По мере прохождения маршрута что-то корректировалось, изменялось, но у меня и не стояло цели бить рекорды, идти строго как задумано. У меня была цель – отдохнуть, увидеть красоты. Поэтому я не видел ничего криминального в том, чтобы при необходимости пользоваться электричками.  И то, что группа была столь малочисленная, в этом были свои плюсы, главный плюс в повышенной мобильности и гибкости.

Увидеть всё, что планировал, не удалось, но и того, что увидели мы – хватило. Жаль только, что до Ишимбая не доехали, на Шиханы не посмотрели и не увидел водопад Куперля, который недалеко от Мелеуза. Но – всего не охватить.

Спасибо девченкам за компанию, Сашке за терпение и что не съела меня в этом походе за мои косяки!

Все фотки можно посмотреть в контакте: http://vk.com/album1292913_159398545

и в «моем мире»: http://foto.mail.ru/list/usas/S-Ural2012

Буду готовить новый поход на 2014 год.

Usas
08.09.2012.

Комментарии
Terra09.09.12, 00:01
Молодец!!! 
Хорошо получилось!! А фотографии - загляденье - особенно панорамы Зубчаток и вообще гор!!!
О Маршруте
Опубликовал Андрей Морозов