полуостров Кольский / Пешеходный туризм | Спортивный туризм | Автотуризм

Долгая дорога домой, или отчёт о путешествии на Сейдъявр

11 - 20 сентября 2008 г.

перевал внизу золотой лес и Эльморайок перевал внизу золотой лес и Эльморайок
озерцо у первой ночёвки озерцо у первой ночёвки
Асана первая: Завод имени Тарковского – подъем по ущелью «сиреневых камней» - плато пагод – Золотой Лес Лориена – не дошли – «озеро которого нет»

Как только мы вступили на территорию завода, я сразу же вспомнил что мне всё это напоминает – Сталкер… Ни каких сомнений. Заброшенные по виду, но еще хранящие в себе какую-то странную жизнь корпуса завода. Поржавевшие остовы металлоконструкций. Осыпавшаяся штукатурка, обнажившая то тут, то там красный кирпич. Я совсем бы не удивился, если бы из цеха вдруг вышло бы какое-нибудь диковинное существо в стиле Миядзаки. Ощущение нереальности происходящего просто висело в воздухе. Апофеозом этой фантасмагории стали… вы не поверите… остатки одноколейной железной дороги. Просто восторг! Как часто я буду повторять это слово, пока слова не кончатся совсем.
Завод кончился как-то сам по себе. Не было ни забора, ни ограждения, просто мы перешагнули через рельсы, которыми, судя по всему, уже не пользовались лет 20 как минимум и вступили во владения следующего чуда.
От Ревды до Сейдозера по карте по прямой километров 8, не больше. Тропа начинается от завода идет по ущелью к перевалу и потом вдоль русла Эльморайок выходит прямо к западному окончанию Сейдъявр. В Москве я прикидывал, что это не может быть больше чем 15 километров, и по этому разумно полагал, что если мы, вышли в обед, то до ночи обязательно будем на месте. Как же я ошибался…
Справа и слева от нас на высоту метров так 60 взметнулись серые скалы, упирающиеся в ровно в тучи низкого северного неба. Тропа шла сначала прямо, но чем выше мы поднимались, тем извилистей она становилась. Несколько раз мы переправлялись через ручей. Через некоторое время мы стали замечать, что цвет у здешних камней очень странный. Смотришь на них прямо вроде серый базальт и ничего интересного. А отведешь взгляд в сторону и, кажется будто камни сиреневые. Кстати на фотографиях эффект на удивление сохранился.
Потом тропа кончилась. То есть она не кончилась, но тропой назвать её было уже сложно, потому что перед нами лежал натуральный завал из нагромождения камней самого разного размера. Причем края ущелья приблизились и некоторые из этих огромных глыб явно еще не так давно располагались на этих самых краях на высоте в десятки метров. Глядя на это, становилось как-то очень не уютно. А, кроме того, с того момента как мы вступили в ущелье нас постоянно не покидало ощущение «взгляда в спину», хотя, разумеется, кроме нас там никого не было.
А потом нам начали встречаться люди, то одинокие путники, то парами или небольшими группами. Было воскресенье, и получалось, что мы шли к озеру, а все оттуда возвращались. Так странно. Когда в Москве окунаешься, каждый день в море людей, то перестаешь замечать их вовсе. Они есть, а вроде, как и нет. Как там у классика: «Людей много, человека нет». Здесь все было иначе. Каждый встреченный человек казался последним в этой жизни, так как будто мы встретились не на Земле, а где-нибудь на Марсе. Некоторые персонажи были особенно удивительны. Например, средних лет петербуржец, одетый, если не откровенно бомжёво, то уж точно в сильно поношенные вещи, со странными видом рюкзаком и котомкой перевязанной поперек груди. Обросший, он представлял из себя очень чудное зрелище. Мы поздоровались, как и во всех других случаях. Сначала разговор был осторожный. Выяснилось что человек здесь уже больше недели, так вот просто ходит по горам и ночует под звездами совсем один, и уже не первый раз. Потом, когда мы были видимо, признаны за своих, он разоткровенничался. «Когда придете на озеро, оставьте подношение Хозяину, если он захочет, то вы Его увидите», - было сказано нам на прощание.
И мы полезли дальше по холодным камням. Когда мы вылезли на плато, то отменно взмокли. Открывшийся нам лунный пейзаж продувался всеми северными ветрами. Если бы мы двигались чуть медленнее, то однозначно околели бы. Еще на подъеме нас предупредили, что бы мы обязательно шли по «маячкам» и держались левее. Поднявшись, мы поняли ценность данного совета. Тропа не просто виляла из стороны в сторону, она регулярно пропадала в камнях, и находясь всего в нескольких шагах от нее, найти ее было совершенно не возможно. И если бы не «маячки» больше похожие на миниатюрные пагоды стоящие то тут то там по всему перевалу, то мы однозначно бы сбились с тропы и потратили бы на путь в два разу больше. К чему это могло привести станет понятно позже.
Через пару часов пути впереди появилось то, что заставило нас забыть о привале и ускорить шаг, не смотря на подкрадывающуюся усталость. Внизу в долине рос настоящий «Золотой Лес». Это было так фантастично, что трудно было поверить в то, что это не мираж. Посреди серых скал и серого неба был разлит ярко-ярко желтый огонь. Не знаю, видел ли это место режиссер «Властелина Колец», но срисовано было точно оттуда. Разве что, когда мы спустились в долину, деревья там были прямо скажем не великанского роста. Но для заполярья это был действительно крупный лес. Говорят, что это объясняется тем, что долина Сейдъявр практически со всех сторон окружена горами и здесь особенный микроклимат. Говорят, что некоторые растения встречаются только здесь. А может быть есть тому и другие причины. Но лес был прекрасен. Лес был не просто золотой, он был местами еще зеленый, иногда красный, причем такого красного у нас тут не встретишь. А справа от нас журчала речка с совершенно эльфиским названием Эльморайок. Мы шли, шли и шли… Прошло уже приличное количество времени и начинало темнеть. По всем расчетам мы уже должны были быть у озера, но его не было. Я отлично помнил по карте, что стена идущая слева от нас должна резко повернуть влево, и мы должны оказаться у озера. Наступила ночь, а озеро просто пропало. Вокруг был всё тот же, казалось уже бескрайний лес. Лес смотрел на нас волочащих ноги и рюкзаки, но упрямо идущих вперед, и казалось смеялся над нами, мол ну-ну давайте, путешественнички… После очередного спуска и подъема, стало ясно что силы кончились. Коленки дрожали, пот лился ручьем, организм кричал sos. Решили, что искушать судьбу больше не будем останавливаемся на ночевку прямо тут возле тропы. Справа в темноте виднелось небольшое озерцо - значит, есть вода. Попытался развести костер. Ничего не вышло. Сухостоя нигде не было, а спиленная осинка без керосина соответственно не горела. Измучившись в конец, из последних сил была поставлена палатка, и мы упали, в чем были засунув себя в спальники. Какая это была ошибка!!! Промокшая насквозь одежда сохла прямо на нас, а температура была ниже ноля. Лязг зубов был слышен, наверное, далеко от палатки. К рассвету, так толком и не заснув, протрясясь всю ночь и поняв безнадежность ситуации, решили вставать. Тушка ужасно болела, ноги, руки, плечи, спина невыносимо ныли. Каждое движение давалось просто с надрывом. Кое-как развели подобие костра. Я пошел за водой. Когда я вышел к озерцу, то просто замер от увиденного. С той красотой, которая была вокруг мы как-то уже начинали свыкаться, но озеро… вода в нем была такой чистоты, что казалось что её и нет совсем, а тоненькая корочка льда просто висит в воздухе. Боже, какая это была вода! Конечно, от нее сводило зубы, но вкус невозможно передать. Умывшись этим волшебством, мы смастерили чай и даже что-то приготовили поесть. Как ни странно сильно есть вроде и не хотелось. Было обнаружено, что оставленное перед сном подношение съедено вчистую и даже крошек не осталось. Хотя все были уверенны, что ночью возле палатки никто не ходил (спать то мы все ровно не спали). Выглянуло солнце и вдруг оказалось, что невыносимая усталость куда-то делась. Мы собрались и двинулись в путь, с твердым намереньем дойти до озера, где бы оно не находилось.