полуостров Кольский / Пешеходный туризм | Спортивный туризм | Автотуризм

Долгая дорога домой, или отчёт о путешествии на Сейдъявр

11 - 20 сентября 2008 г.

Куйва (чёрный силует на скале справа) Куйва (чёрный силует на скале справа)
вид на Сейдозеро от подножия Куйвы вид на Сейдозеро от подножия Куйвы
Асана вторая: Сейдъявр – Куйва – лунная дорожка

Выяснилось, что до берега мы не дошли ночью, каких то 100-200 метров. Стало понятно, что дело не только в неопытности. Можно было предположить что тропа в горах петляющая из стороны в строну окажется в отличие от карты не 8 километров, а все 18. Но дело было в другом. Нас проверяли. Эта удивительная страна смотрела на нас и хотела знать, сколько мы готовы заплатить, что бы быть удостоенными свидания. Видимо предложенная нами цена оказалась принята. Мы вышли к прекрасной поляне, на которой был отлично оборудованный бивак с очагом и бревнами по периметру и свежевыстланная дранка под палатку. Расположившись и избавившись от рюкзаков, мы пошли наконец-то к озеру. Вид на Сейдъявр с его западной оконечности удивителен. Справа и слева на сто и больше метровую высоту вздымаются древнейшие в Европе горы. Конечно это не величественный Кавказ и тем более не Гималаи, но та древность, которая исходила от них вызывала глубочайшее уважение. А прямо перед нами лежало озеро. Ветра почти не было. Стояла звенящая тишина. Лишь журчание Эльморайок и редких пичуг, шелест листвы и легкие-легкие всплески воды у берега. И вокруг на десятки километров никого кроме нас. Хотя Взгляд никуда не исчез. За нами по-прежнему наблюдали. Сопки, тянущиеся вдоль берегов озера, у дальней восточной его оконечности расходились в стороны, оставляя место для маленького кусочка горизонта. Где-то там начиналось Ловозеро – большой брат Сейда. Но видно его с нашего места не было и возникало ощущение, что это Портал в другой мир, это Край Земли за которым начинается что-то совершенно неведомое. Ощущение это усиливалось низкими облаками, практически лежащими на сопках.
Насладившись зрелищем, мы решили найти Куйву. Я читал о нем, что это гигантское изображение чёрного силуэта на скале у западного края озера. Отчасти так это и оказалось. Но сказать, что это просто изображение было нельзя. Как только мы увидели его, стало ясно, что просто природа это создать не могла. На человеческую фигуру это походило очень отдаленно, но это определенно было Существо, размер которого поражал (метров 70 в высоту). Странник, которого мы встретили на перевале рассказал нам, что местные шаманы рассказывают, что, мол, в незапамятные времена была у озера битва шамана местного и как водится «доброго» и чужого шамана, соответственно «злого». Могущества им, судя по всему было не занимать. Рассказывают, что оба метали друг в друга целыми горами, и творилось тут что-то сродни ядерной войне. Но, как и следовало предположить «добрый» победил, размазав соперника по скале. Представить себе битву семидесяти метровых существ «уж не знаю в кого они там превращались», было жутковато. Но мы решили все же подняться к самому подножию скалы. Сделать это было не очень просто. Большие обломки скал и валуны внизу с подъемом наверх сменялись на более мелкие и уже у подножия подниматься стало совсем трудно, потому что камни сыпались под ногами норовя увлечь с собой вниз. Забравшись метров на 40 по насыпи, мы уселись у ног древнейшего мемориала превосходству добра над злом. Нам открылся вид на всё озеро и прилегающие территории. Мы увидели и весь свой вчерашний путь с перевала и до самого озера. Увидели озерцо, у которого ночевали, весь Сейдъявр и за перешейком кусочек Ловозера и начинающиеся за ним бескрайней тундры. Погода была просто подарок. Весь этот день нас не покидало ощущение, что нам рады. Действительно такая погода на Коле в середине сентября огромная редкость. Спустившись вниз мы нашли «посох шамана» с которым, конечно же, сфотографировались. Палка была весьма забавная и оставленная у камня явно намеренно. Еще мы видели остатки какой-то совсем древней постройки, не то землянки, не то чего-то еще. Поев и отдохнув, решили, что времени на обход озера и похода к самим сейдам у нас все же нет. Так что решено было ночевать и утром отправляться в обратный путь.
Ночью у нас случилось новое незабываемое приключение. Уже в ночи, поужинав и сидя у костра, я услышал, что меня зовут с берега. Выйдя туда, я увидел стоящую как вкопанную Анку, а перед ней такое, что и сам замер тут же. Тучи рассеялись, обнажив звездное небо. А над сопками на другой стороне озера взошла Луна. Мало того, что это было самое настоящее полнолуние. От нас к противоположному берегу лежала на озере нереальная в своей красоте лунная дорожка. Нет, она не лежала, она двигалась жила миллиардами светлячков. Она манила и звала ступить на нее и пойти туда, на ту сторону, туда, где на том берегу поднималась Нунчёр и шаманское кладбище. Захлестнувший восторг невозможно описать. Мы стояли молча и смотрели, наверное, с тем же выражением лица, что у бандерлогов при виде Могучего Каа. И еще немного, наверное, мы бы тоже так же молча ступили бы на этот сверкающий Путь и больше бы никто никогда о нас не слышал. Разворачиваться и уходить было невыносимо тяжело. Наваждение не хотело нас отпускать. Мы то смеялись, то сидели молча у костра, думая, каждый, думая о своем.
Этой ночью мы учли ошибки предыдущей, и тепла стало чуть больше за счет одетого всего, что было сухого и теплого. И хотя летние спальники все ровно не спасали от холода, но стука зубов уже слышно не было. За то слышно было другое. Точнее говоря, мы не слышали ничего, просто чувствовалось, что вокруг палатки бесшумно ходят, смотрят, прислушиваются. Сначала стало немного страшновато, но потом я понял, что нам просто дали понять – аудиенция закончена, вы видели все, что вам было позволено в этот раз, видите себя хорошо и возможно в другой раз вы будете снова удостоены чести.