Экспедиция «Байкал-Аляска» — это историко-географический проект, который показывает современному миру Восток России, Тихий океан и штат Аляска в США. Маршрут проложен через озеро Байкал, реку Лена, Охотское море и Камчатку. Около 11 000 километров будут пройдены на парусном надувном катамаране океанского класса. Финиш состоится 30 августа на Аляске. Цель экспедиции "Байкал-Аляска" - собрать красочную информацию о труднодоступных местах, где практически не бывает людей и куда еще не дошла цивилизация, рассказать о великой истории Российской Империи и Иркутской губернии. Продемонстрировать дружественный путь сотрудничества между Россией и США через Алеутские острова. Данный отчет о первой части экспедиции, которая успешно состоялась летом 2017
Нитка маршрута
Иркутск - река Ангара - г. Северобайкальск - перевал Даван - река Киренга - река Лена - г. Ленск - река Ура - Синские столбы - Ленские столбы - г. Якутск - река Лена - река Алдан - пос. Усть-Мая - река Мая - пос. Нелькан - Джугжурский хребет - пос. Аян (берег Охотского моря) - Пос. Охотск - г. Магадан - мыс Поворот - залив Шелихова - п-ов Камчатка - г. Петропавловск-Камчатский
 

Краткий отчет

о первой части экспедиции «Байкал-Аляска»

Экспедиция «Байкал-Аляска» — это историко-географический проект, который показывает современному миру Восток России, Тихий океан и штат Аляска в США. Маршрут проложен через озеро Байкал, реку Лена, Охотское море и Камчатку.

Цель экспедиции "Байкал-Аляска" - собрать красочную информацию о труднодоступных местах, где практически не бывает людей и куда еще не дошла цивилизация, рассказать о великой истории Российской Империи и Иркутской губернии. Продемонстрировать дружественный путь сотрудничества между Россией и США через Алеутские острова.

Работа над данным проектом велась в течение 2013 – 2015 годов. В 2016 году была проведена частичная разведка некоторых этапов.

Летом 2017 года была успешно пройдена 1 часть маршрута.

Для данной экспедиции командой Анатолия Кулика был подготовлен парусно-моторный сборно-разборный катамаран океанского класса. Габариты судна 12х5,4 метра. Парусное вооружение: грот, стаксель, генуя, генакер; высота мачты - 10 метров. Установленные двигатели - Mercury, 2 подвесных по 30 л.с. Скорость катамарана - 10-22 км/ч. Экипаж: 6 человек, проживание - палатка (в спальниках). Вес самого катамарана – около 1 т, горючее – 1 т, экипаж с грузом – около 1 т.

1 этап: Озеро Байкал: 650 км – 8 дней

Иркутск – река Ангара – пересечение всего Байкала с юга на север – Северобайкальск (30.05 – 07.06.2017)

Экипаж: 6 человек

География состава команды: Иркутск, Новосибирск, Брянск, Ростов

Остановочные пункты / знаковые места:

- Большие коты

- п. Бугульдейка

- о. Ольхон

- мыс Рытый

- мыс Котельниковский

- г. Северобайкальск

Поломки:

- оторванный на мели шверт

Сложности / опасные участки:

- пересечение Байкала (80 км)

Байкал встретил экспедицию штормовым ветром, что ускорило процесс обживания команды на корабле и притирки друг другу. Температура воды +4, бухта Аая вообще оказалась в ледовом замке. Катамаран показал себя отлично, мотор спокойно справлялся, не смотря на 4-х метровые волны. В планируемый график уложились: от Иркутска до Северобайкальска – 6 дней пути. Байкальский этап экспедиции пройден успешно.

2. Река Лена: 2000 км (вниз по течению) – 10 дней

г. Северобайкальск – перевал Даван (перевозка на грузовике 120 км) – река Киренга (сборка катамарана) – река Лена – г. Ленск – река Ура – Синские столбы – Ленские столбы – г. Якутск (07.06 – 17.06.2017)

Разборка катамарана заняла 2 дня. Успешно пройден «Сухопутный элемент экспедиции» через перевал Даван – 120 км на грузовике до реки Киренга.

Технические доработки:

- Установка второго мотора

- Временные рули для этапа по мелководью, чтобы сберечь основные для морского перехода

Экипаж: 5 человек

Остановочные пункты / знаковые места:

- устье р. Киренги

- р. Лена

- р. Витим

- г. Ленск

- Синские столбы

- Ленские столбы

- д. Еланка

- г. Якутск

Поломки:

- дважды сломанные рули на мелководье

Сложности / опасные участки:

- мелководная река Киренга

Киренга – приток Лены, достаточно мелководен, потому данный участок пути управляющая катамараном часть команды «Искателя» провела в неусыпном напряжении - многократные попадания на мель не давали расслабиться ни на минуту, два таких налета кончились плачевно – рули катамарана были сломаны. Первый ремонт пришелся на ночь. Второй на рассветные часы, сразу после старта. Но этот факт не очень расстраивал команду, т.к. штатные рули «Искателя» были предусмотрительно заменены заменены на самодельные.

Река Лена принесла сильный встречный ветер и знакомство с местной полицией, которая охотилась на браконьеров. Отличные ребята, вдохновились нашей идеей, пожелали свершений наших планов. Ну а встречный ветер заставил почти сутки работать на пределе оба мотора, что грозило перерасходом топлива. Наша скорость колебалась в пределах 15-17 километров, это в два раза ниже плановой. Но это небольшое напряжение позволило спокойно дрейфовать целый день до Ленских столбов, любуясь сказочной красотой природы.

Связь была только благодаря системам спутниковой связи и навигации от компании «Над Нами Ру».

На данном участке в планируемый график уложились, финишировали без потерь.

3. Реки Якутии и Охотское море: 2 100 км (1700 вверх по течению + 400 км Охотского моря) – 23 дня

г. Якутск – река Лена – река Алдан – пос. Усть-Мая – река Мая – пос. НельканДжугжурский хребет (перевозка на УРАЛе 220 км) – пос. Аян (берег Охотского моря) – Пос. Охотск (17.06 – 10.07.2017)

Экипаж: 5 человек

Остановочные пункты / знаковые места:

- р. Алдан

- пос. Охотский перевоз

- пос. Хыдага

- р. Мая

- г. Нелькан

- бухта Аян

- пос. Охотск

Сложности / опасные участки:

  • транспортировка катамарана через Джугжурский хребет

По реке Алдан шли вверх по течению, поэтому средняя скорость была около 12 км/ч, иногда падала до шести.

Круглосуточно экипаж «Искателя» подвергался атакам. Днем это пауты, ночью – комары. Одной из причин обилия писклявых гурманов, являются верховые болота. Определенный географический нонсенс – по берегу порой встречаются вертикальные скальники, а множественные болота образуются благодаря вечной мерзлоте – воде просто некуда уходить.

Покинув Якутию, мы вышли на территорию Хабаровского края, другой часовой пояс. Белые ночи закончились. Пресноводный этап экспедиции был завершен, нам предстояла разборка катамарана и перевозка на УРАЛе 220 км через Джугжурский хребет, которая оказалась не менее богата на впечатления, чем путешествия по воде.

«С каждым километром, удаляющим нас от Нелькана, понятие дороги все более растворялось в бескрайней тайге, паутине рек и ручьев. Поначалу нам даже встречались мосты, но их вид внушал только уверенность в том, что вброд будет надежнее.

Первое впечатление о водителе, прибывшем с опозданием, сменилось странным ощущением, что для него нет ничего невозможного в этом медленном, вгрызающемся, неутомимом прорыве. Спокойный и невозмутимый, он будто бы являлся частью природного театра борьбы, где спектакль актеры знают наизусть, а нам выпала роль удивленных зрителей.

Машины от Нелькана до Аяна выдвинулось две. Преодолев, наверное, треть пути, мы заметили, что двигаемся в полном одиночестве. Второй экипаж потерпел крушение ходовой части. Еще одна ода водителям, сумевшим наладить ступицу КАМАЗа посреди тайги, была бы не лишней.

Как ни странно, по дороге нам попадались люди. Так, мы встретили дорожных рабочих, прорубающих ледник для будущего трафика, оленевода-якута, который любезно позволил нам вдоволь накататься на оленях, а уже на подходе к берегу нам попался и вовсе странный персонаж – мужик перевозил трехсоткилограммовый двигатель, просто волоча его на привязи по дороге.» (цит. Дневник Экспедиции)

Технические доработки: сборка перед морской частью

- установка мачты

- установка парусного оснащения, ванты, лееров, морских рулей, которые хранили на речных этапах

Сразу после выхода из Аяна, в Охотском море, мы проверили наш катамаран на морских волнах. Два встречных ветра – с моря и с берега, образовали короткие волны поверх длинных, от чего наше судно просто накрывало волной. Но катамаран проявил себя превосходно. Утром 10 июля, преодолевая сильное встречное течение отлива, достигающее десяти узлов, «Искатель» вошел в порт Охотск. Первый порт России на берегу Тихого океана

В планируемый график уложились, в Охотск прибыли в запланированное время.

4. Охотское море: 2 100 км – 24 дня

пос. Охотск – г. Магадан – мыс Поворот – залив Шелихова – п-ов Камчатка – г. Петропавловск-Камчатский

(10.07 – 03.08.2017)

Экипаж: 5 человек

Остановочные пункты / знаковые места:

- Бухта Еринейская

- Амахтонский залив

- Магадан

- Усть-Хайрюзово

Поломки:

- крепление генуи

Сложности / опасные участки:

- не удалось полноценно пополнить запас топлива

В Охотске мы проконсультировались с местными, чтобы не нарушить никаких законов и выяснили, что можем ловить до 10 крабов на одного человека в сутки.

16 км в час. на полных парусах попутном ветре

13 июля Охотское море укутало «Искатель» плотным туманом. С утра видимость не превышала 50 метров. Молочная пелена в полнейшем безветрии вынудила нас идти на моторах, а именно этого нам хотелось меньше всего, т.к. в Охотске мы не смогли полноценно пополнить запасы топлива и вместо необходимых нам 500 литров, нашли всего 250. Бензин был на исходе, и дойти до Магадана можно было только при наличии ветра. Но море было благосклонно к нам и безветрие длилось не долго.

Дневная вахта на «Искателе» имела пляжный вид – под палящими лучами солнца, в трусах и с удочкой. Такой наряд вызвал странное явление – крабы стали ловиться на простую байкальскую блесну. То, что крабов на блесну не ловят знают все, включая самих крабов. Однако тазик такого улова на поверку не оказался массовой галлюцинацией нашего экипажа. Ночная вахта, напротив, имела полярный вид. Флиска, жилетка, яхтенная куртка, пуховик и спасательный жилет – это минимальный набор одежды, для движения ночью. На ночь мы выставляли смены дежурных с ружьем и пустыми ведрами на случай гостевого визита медведей.

На этом отрезке пути странным образом приключилась простуда сразу у трех членов экипажа. Но не смотря на это, мы приобрели интересный опыт ремонта прямо посреди моря, да еще и ночью. Ремонтировали крепление генуи, для чего Роману пришлось забраться на её верхушку.

На п-ов Камчатка прибыли 17 числа 7 месяца, семнадцатого года, в семь утра. Вот такое интересное совпадение. А 19 июля поступили сводки из МЧС, что надвигается шторм. Он был еще далеко и у нас была возможность дойти до Усть-Большерецка. Но спустя некоторое время, мы получили предупреждение от МЧС: дальше будет только хуже. До Усть-Большерецка оставалось около ста километров, когда мы решили зайти в другую реку – Удова, чтобы укрыться от непогоды.

Но решить сделать и сделать – это еще не одно и то же. При входе в устье обстановка ухудшилась: трехметровые волны, короткие, с пенными шапками, словно казаки в конной атаке, бросающие всю свою мощь на береговую линию. «Искатель» впервые попал в такую передрягу, но перенес её достойно. На ощупь, в непрерывной качке, ища фарватер практически вслепую, мы укрылись в реке, неподалеку от поселения Устево. Там мы и пережидали непогоду, преодолев отметку в 6000 километров нашего пути от Иркутска. Прогноз предвещал сразу три циклона подряд, что подтверждалось ветром 20-25 метров в секунду и стеной огромных волн.

Встретили иркутян, прибывших на рыболовецкий сезон. Земляки так же были весьма удивлены, увидев, на чем мы прибыли. Парусных судов, по словам местных жителей, здесь не видели добрые полсотни лет.

Циклон Вася, так прозвали его члены экипажа внес свои коррективы в график движения – стать на воду удалось только после недельной паузы и Усть-Большерецк пришлось проскочить .

Финишировали в Петропавловске-Камчатском точно по графику.

Экспедиция "Байкал-Аляска" 2017 завершила 4-ый этап в Петропавловске – Камчатском. Продолжение в июне 2018 г.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Россия
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: