Только вертолетом можно долететь
Рассказ второй.
На край света

«Я поеду с тобой хоть на край света», — говорим мы своим любимым…
Вот я и поехала. И ведь не только поехала, потому что безумно любила, но и потому что всю жизнь мечтала жить в лесу, на природе. Меня всегда влекло из города. Я всю жизнь путешествовала. Любила лес в любое время года, зимний - заснеженный, весенний – просыпающийся, буйную зелень лета, неповторимые цвета яркой осени. Любила бурные реки, моря, горы, альпийские луга — океаны цветов. Мне всегда казалось, что жить среди этого всего — счастье.
На метеостанцию, что расположена на острове Большой Шантар в Охотском море, я попала, конечно же, путешествуя. Причем посетить Шантарские острова я мечтала много лет. И вот мечта сбылась. Но что самое удивительное, кроме тех красот, которые меня там окружили, я нашла там свою любовь.
Я осталась на метеостанции и прожила там более месяца (с середины августа почти до конца сентября). За это время я много узнала о жизни на ней…
Чай с маслом
Тема: Еда и питание. Что и где кушать

Только испеченный хлеб и эксперименты с едой Только испеченный хлеб и эксперименты с едой
Утро. На кухне уже растоплена печь — затопил дежурный, чтобы попить чаю. Да! Да! Чтобы выпить чашечку чая надо принести воды с реки, наколоть дров и затопить печь! Позже, правда, я поняла, что вовсе не для каждой чашки чая топят печь. Если топили печь вечером — до утра в ней чайник теплый. Топить не обязательно. Но еда — холодная. «Это нормально. Это по-Шантарски» — говорит начальник станции Владимир.
Ставим тесто на хлеб. Интересно, все на станции вроде пекут по одному рецепту. Хлеб же у всех разный. Но каждый раз, свежий хлеб — праздник.
— Будешь чай с маслом? — задает мне вопрос Владимир. До меня не сразу доходит, что хлеб с маслом — это главный деликатес с чаю.
Паек-то у метеорологов не велик, да не разнообразен. Крупы, мука, консервы, масла подсолнечного да сливочного по 2 упаковки в месяц. Немного овощей. И ни фруктов, ни сладостей! В огородах, что удивительно при здешнем климате, растет картошка, морковка, зелень. Основное в рационе — рыба. Иногда утку стрельнут.
Кулинарные изобретения

Я с горбушей Я с горбушей
Август — сезон горбуши. Рыба на столе во всех видах, икра, жареные молоки, печень. Собакам тоже рыба варится, коты — те сырую лопают. Собак, особенно зимой, кормить проблема — на них пайка нет…
Поняв, насколько скудное здесь питание, стараюсь изо всех сил. Изобретаю блюда из рыбы: котлеты, паштеты, пироги. Ламинарию тушу с рыбой, салатики готовлю из мертензии — вкусной местной травки. И, главное, почти из ничего научаюсь печь бисквиты, эклеры, печенье разное, пироги ягодные. Ставлю творог из сухого молока.
Работа на метеостанции
Тема: Население

Метеостанция. В служебном помещении Метеостанция. В служебном помещении
Гелиограф.Прибор для определения интенсивности солнечного сияния Гелиограф.Прибор для определения интенсивности солнечного сияния
Вид на море через антенны Вид на море через антенны
— Почему сегодня нет света! — задаю вопрос темным вечером.
Да. Со светом здесь большие проблемы. Включают его три раза в неделю по 3 часа. Дизель заводят. На большее солярки не хватит — 60 литров в месяц и ни грамма больше. Остальное время — керосиновая лампа.

Странно, но на станции всегда море дел. Дежурят метеорологи: сутки через двое (сейчас их здесь трое живут, а вообще штат — шестеро). Казалось бы, 8 раз в сутки надо выйти на площадку — измерения произвести, закодировать данные. По рации передать. (Кстати, именно по рации, азбукой Морзе — другой связи с материком нет.)

Да нет! Не так все просто. После срока, как называют выход на площадку, еще выход на актинометрию (замеры радиации).
Дежурный летом встает в начале пятого — минут за 10-15 до восхода солнца. Встретить восход солнышка, отметить время. Солнышко попозже встает — и дежурный может попозже встать. Но не позже 6.30. В 7 первый срок. Замеры, кодирование. Отправка данных. Теперь можно попить чаю и садиться проверять вчерашний день — не ошибся ли предыдущий дежурный где-нибудь в цифрах.
В 10 — опять срок.
В 11 «служебка» — прием, отправка телеграмм, новости с соседних метеостанций.
Дальше сроки 13, 16, 19, 22, 01, 04.
Но между ними тоже не расслабишься. Хорошо, если небо голубое, да солнце светит, да ветра нет. Тогда работы меньше. Иначе… На небе облака — запиши, какие. Ветер — «зашторми», срочно информируй о нем. Информируют о тумане, о грозе. Дождь идет — отметь начало и конец, степень силы, характер. А ведь дождь еще и разным на дню может быть и начинаться по десятку раз. Целый день во внимании.
А ночь… Можно, конечно, и поспать между сроками. Но только проспать — смерти подобно!

Заготовка дров

Дрова можно возить только по осени по литорали Дрова можно возить только по осени по литорали
Остальные дни, кроме непростого быта — заготовки на зиму. Веников для бани навязать надо, Иван-чая, моховки (смородины местной) на чай насушить, морской капусты заготовить. Ягод собрать.
У Владимира, как у начальника станции, полно бумажных работ — отчетов, проверок… Кончатся проверки — пора будет дрова возить…
Заготовляют дрова летом. Возить же можно только в сентябре. Дорога — это литораль, другой — нет. После зимы льдами изрыта она, изуродована и лишь августовские шторма выравнивают осушку, делают плотной. Только в сентябре может здесь пройти трактор. И только по отливу. Теперь задача: ловить отливы и возить, возить, возить. Задача почти на месяц…
Заброска

Я на Малом Шантаре Я на Малом Шантаре
В сентябре я улетаю домой.
И вот уже в марте месяце я еду на метеостанцию не туристом, а учеником метеоролога. Очень страшно оставлять сына, очень страшно окунаться в совсем новую жизнь, но любовь и природа делают свое дело — я еду.
На станцию летают два вертолета в год — весной и осенью. Это единственное сообщение с материком, не считая туристов. Весной… Но когда весной, никто заранее не знает.
Живем три недели в Хабаровске — рейс все откладывается. И не отъедешь никуда — ведь вертолет может полететь в любой момент. Но пока делаем закупки. Все для рыбалки, охоты — самое важное. Газовую горелку с баллончиками купили, чтобы хоть иногда утром теплую пищу есть. Крышки, чтобы закрывать дары природы на зиму, семена — ведь на одном пайке не выживешь. И много-много еще всяких мелочей, которые в городе мы можем купить каждый день, а там — только вот так, выйдя в отпуск раз в два года (раз в два года метеорологам проезд по стране дается бесплатный, а зарплаты мизерные, поэтому никто чаще на землю не выезжает). Что-то уж совсем резко необходимое могут прислать родственники, но это тоже раз в полгода с вертолетом.
В царство снегов

Спасаем морковку Спасаем морковку
Владимир регулярно посещает свое «гидро-метео» управление — пытается добиться запасных приборов на станцию. «Приборов нет. Денег на них тоже нет», — один ответ. А ведь на станции нет уже ни одного запасного термометра. Разобьется один — и что делать? С огромным трудом удается добыть трос для оттяжки антенн.
Наконец, объявили день вылета. Летим в Николаевск-на-Амуре. Вертолет отправится оттуда. Но и этот полет не без приключения. 11 апреля рейс откладывают — Николаевск не принимает — пурга. Летим 12-го. Но погода, похоже, не сильно лучше вчерашнего.
Вертолет снова откладывается.
Поселяют нас на аэрологической станции. Снегу в Николаевске — два роста человеческих. Чтобы на эту станцию пробраться, надо влезть на сугроб — край дороги, и по тропиночке, довольно сильно занесенной, так что периодически проваливаешься мимо нее в снег, дойти метров 300 до здания. А там ведь люди работают. Вот так каждый день на работу ходят.
Когда на день опаздывали в Николаевск, боялись, что не успеем сделать до вертолета последние закупки — ведь все на самолете не довезешь.
Теперь времени на закупки полно. Покупаем мыло, зубную пасту, шампунь — ведь это тоже на острове ниоткуда не взять. Какие-то вкусности закупаем, хоть и ненадолго хватит. Выполняем заявки тех, кто безвылазно сидит на станции.
А тем временем портятся закупленные в паек овощи. Уже давно пришла информация, что вертолет будет со дня на день — тогда овощи и купили. А вертолета нет… Капуста вся снаружи черная. Копнули — внутри. Вроде, ничего. Решили не трогать, чтобы не соприкасалась с воздухом еще не сгнившая часть. На моркови уже почти нет живого места. Владимир, я и начальница АУС (Амурская устьевая станция, где хранятся все продукты для труднодоступных метеостанций), чистим морковь, вырезаем гниль, трем, солим. Хоть сколько-то, хоть как-то довезти…
И вот завтра вертолет. И новая проблема. Весь груз он поднять не может. Надо часть пайка оставлять до следующего вертолета. А как жить-то? А как следующий поднимет?
Но делать нечего — приходится все скрупулезно перебирать, продумывать, чего хватит, чего нет, вспоминать Владимиру, каких продуктов на станции могут быть небольшие запасы.
К нашему отъезду в Николаевске началась весна. Пригрело солнышко, потекли ручьи. Сугробы уменьшились.
И вот, 19 апреля мы прилетаем на остров. В царство снегов.
Встреча

Дорожка на метеоплощадку Дорожка на метеоплощадку
Охотник с самодельными лыжами Охотник с самодельными лыжами
Встречают нас радостно. Развозим на импровизированных санях по местам продукты, народ рассматривает посылки, радуется привезенным заказам.
Конец апреля. Зима. Снег выше головы. Полутораметровая наледь на реке. В ней прорубь. К проруби спускаются ступеньки. Температуры уже, конечно, не зимние. Днем 3-5 градусов мороза, ночью – до 10-и. Если первой идешь к проруби брать воду, то нужно специальным приспособлением продолбить лед, очистить прорубь. Даже в такие морозы нелегко. А как в 30 градусов? В 40?
Очистить весь снег с территории станции, конечно, невозможно. Ходишь по натоптанным тропинкам чуть ли ни на уровне крыш хозяйственных построек. Одна лишь дорожка прочищается в течение всей зимы — это дорожка к туалету. И туда, в холодный деревянный домик — и в 30 градусов мороза. И в 40. А еще про зиму рассказывают, что когда метет, можно до метеоплощадки и на лыжах не добраться — только на животе и ползком.
Но идет «весна». Теплеет. Днем 0, небольшой плюс. Снег перестает держать. Приходится копать дорожки, где в метровом, где в полутораметровом снегу, во все направления — к бане, к воде, к метеоплощадке. Только откопаешь — порадуешься, а ночью метель… Все замело. И опять копать.
Стали очищаться ото льда участки рек — можно попробовать порыбачить. Но снега еще почти метр и он не держит. Хотя лыжи-то не простые. Самодельные. Широченные. Но… выйти можно только очень рано утром, часа в 4, по насту. К 8, 9-и возвращаешься — уже проваливаешься.
А рыбки-то свежей как хочется! Уже совсем замучила однообразная еда. Что можно из круп сделать? Овощи кончились очень быстро. Что съели, что все же испортилось. Хотя изо всех сил старались их сохранить. Хорошо, еще есть остатки прошлогодней картошки — варим странный суп — на консервах сайры, а овощи теперь лишь из банок — борщ не свой, а консервированный. Хорошо, я привезла пачку сметаны — закваска для творога. Так сухое молоко трудно заставить скиснуть, а с закваской — за один день. Регулярно делаю творог, на сыворотке — блины. Всегда немного закваски в подпол — для следующей порции творога.
Все ждали, когда горбуша пойдет, грибы. Это то, что обычно красит жизнь. Но, увы, в этом году ничего нет…

Утром иногда чай греем на горелке. Блины — холодные. Суп, чтобы был теплым к обеду, ставим на топленую с утра печку в служебном помещении. Может согреться, а может и прокиснуть. А вся готовка вечером — печка топится один раз в день.
Когда растаял снег, стало возможным на марях собирать из-под ледяной воды прошлогоднюю клюкву. Все какие-то витамины, да и вкусность к чаю — мусс делаю.
Дольше всего лед лежал на море (точнее лед лежит даже зимой только в заливах, у мысов, само же море полностью не замерзает ни при каких морозах.) Но вот и этот лед стал трескаться. Заходили с приливом и отливом туда сюда огромные глыбы льда — стамухи.

Идя на прогулку-рыбалку на реку Анаур, за 20 км от станции, наполовину шагаем по камням, наполовину скачем по прибитым к берегу приливом огромным льдинам. И лед этот мотается в море весь июнь, да чаще и июль в придачу.
В июне средняя температура воздуха +3. Июль, август — потеплее. Но за 20 редко переваливает. Красиво кругом, но все время холодно…

Кто выдерживает все это? Вот Владимир 15 лет живет. А остальные — год, два — и бежать. Мне тоже пришлось уехать, но теперь живу лишь одним — мечтой возвращения туда, на тот самый край света, куда идут за любимыми.