Судан

26 ноября

На Кубани - кубанцы

А в Судане - суданцы

(из декларации общества кубано - суданской дружбы)

Ну вот и Хартум, уф. Долго торговались с таксистами, поехали в недорогой отель, но у араба свои мысли насчет недорогого отеля для белых. После четвертого отеля (цена за номер 120$), водила плюнул, забрал деньги, выкинул наши рюкзаки, и сказав что - то нехорошее, уехал. Остались мы с Виктором в совершенно пустом и темном городе, даже собаки не лают. Постепенно привыкнув к темноте и к ситуации увидели, что не все так пусто. Напротив, пекарня, на земле спят уставшие пекари а рядом кучкой лежит свежеиспеченный хлеб - запах обалдеть. И спят, и охраняют готовую продукцию. Завернули за угол, а там солдатики с автоматами сидят - караулят. Они и помогли нам, вселиться в "нормальную" гостиницу, распинав сонного портье. Гостиница с громким названием "Дама фундук". (фундук - гостиница по арабски).

Хартум находится у слияния Белого и Голубого Нила собственно в Нил. В переводе с араби Хартум это - " хобот слона" - очень же романтично. Вместе с северным Хартумом и городом - спутником Обдурманом образует метрополию с населением, превышающим четыре миллиона человек.

Утром пошли смотреть что и как в Хартуме, тормознули микроавтобус и наткнулись на русского негра, точнее на русскоговорящего. Он сказал, чтобы мы звали его Толян, что он очень рад нам и, что все будет хорошо. Толян учился в Краснодаре, потом его выперли и он возвратился в Судан, прихватив молодую жену. Дело это было лет двадцать назад и его мучит ностальгия по молодости и по России (см. СССР). Договорились, что встретимся завтра.

Совершили визит в Российское посольство. Консул, Аржанцев Евгений Вадимович сказал, что это хоть и не его дело, но в Дарфур или юг Судана ехать не стоит - смотреть там нечего, кроме убогости и проблем. Жара стоит адская. По дороге "домой" мы заблудились Бродили кругами, подключая интуицию, по солнцу, и по знакомым признакам, но все впустую. Потом стали спрашивать у местного населения, а оно и само не знает, тем более, что наш отель "Daman" раньше назывался по другому. Махали в разные стороны. А жара за 40, а сухость во рту?. Хорошо, догадались показать местным карточку отеля с адресом на араби.

А тут и солнце зашло, но воздух все равно раскален, и освещения уличного нет. Тут вам не Египет, с его энергоресурсами. Все хватит, пошли под кондиционер поздравлять Светлану Борисовну с днем рождения.

28 ноября

Есть такой город - спутник у Хартума - Обдурман, переехать нужно через речку. Основной вид транспорта в Хартуме небольшой автобус или микроавтобус. В каждом районе города существуют автостанции - Сук - Шаби, объединяющие в себе автотерминал и рынок - барахолку. Автобусы в другие Сук - Шаби стоят шеренгами и отваливают по мере заполнения, причем места только сидячие. При каждом автобусе свой кондуктор, который вместе с водителем кричат название маршрута и затаскивают людей в автобус. Полный набирается минут за пять, подходит следующий. У каждого кондуктора своя изюминка: кто - то монетки на сдачу носит в ухе, как в кошельке, кто - то свернутые в трубочку деньги, карандаши и сигареты хранит в буйных волосах, а вообще ребята они общительные и всегда скажут где, что и куда. Пассажиры в автобусе ведут себя очень корректно, и по большей части молчат. Остановится или ехать дальше просят с помощью щелканья пальцами или слова "кыс - кыс", причем говорят это вполголоса. Пассажиры же между Сук - Шаби, останавливая автобус не машут руками а целомудренно и аккуратно крутят пальчиком.

Попали на Ливийский рынок. Правильнее было бы назвать его китайским по основному количеству товара из поднебесной. Полицейский в штатском поймал за руку вора и избивал его минут десять в том числе и рукояткой пистолета. Толпа смотрела, но не вмешивалась, а не воруй.

В 12 часов рынок опустел: закрытые прилавки, ни продавцов, ни покупателей Все на намаз. Мальчишки имеют свой бизнес: собирают разбросанные картонные коробки от барахла и продают народу, который использует их вместо молельных ковриков, а так же небольшие кувшинчики с водой для омовения перед намазом. Правоверные стоят рядами во всех свободных пространствах. Сегодня пятница - святой мусульманский день. Суббота туда - сюда, а воскресение на работу.

Сегодня Толян взял над нами шефство и устроил холидей. Бросил работу и повез нас в харчевню, где накормил до отвала. Кастрюлька с фулем, кастрюлька с жареной бараниной, кастрюлька с овощами и блюдо с лепешками. Релаксировать и иметь десерт в виде фруктов, а так же пить чай - каркаде поехали на берег Нила. Места очень напоминают местечко Выям на Красной горе в Сыктывкаре. Так же загажено и истоптано, но в Хартуме это считается лучшим местом. Виктор проникся моментом и совершил очистительное омовение и даже немного поплавал в Ниле, чем немало удивил местное население, которое занималось нетрадиционными видами отдыха. Народ играл в карты, не на деньги, в футбол, имел семейные посиделки с каркаде, девушки загорали в черных перчатках - и в " никабах - такая одежда, что наружу одни ресницы. Виктор думал, что очиститься, может и очистился.

Пока катались и разговаривали, Толян подвозил по своему маршруту пассажиров, причем ему приходилось кричать, что белые - это просто так, не страшно, и можно садиться и ехать. Одна молодая черноокая мадам дала Толяну деньги, и просила передать какому - то водиле - она не знает имени. Сегодня утром она не заплатила за проезд, так как оставила кошелек дома. И она боится, что аллах ее накажет за это. Толян сказал, что обязательно найдет этого шофера и передаст деньги. И он действительно так сделает.

Были на рынок деревянных сувениров. Цены там примерно в два раза ниже, чем в буржуйском районе Аль - Амарат. Все сувенирное хозяйство размещается на столах вдоль дороги. Фигурки животных и людей, вырезают из дерева здесь же под столами. Сидят умельцы и строгают не отходя от кассы. И живут - спят под столом. А солнце жарит.

Опять искали наш отель вместе с Толяном, нашли с трудом.

Города, озаренные солнцем,

Словно склады в зеленых трущобах,

А из них, как грозящие руки,

Минареты возносятся к небу.

А на тронах из кости слоновой

Восседают, как древние бреды,

Короли и владыки Судана,

(Николай Гумилев)

29 ноября

Суданцы слабо знают слова "бакшиш" и это вдвойне приятно после бакшишевого Египта. Суданцы помогут, дадут информацию и обязательно проводят до места, и все это с радостью и энтузиазмом.

Едем в Шенди, а оттуда на древние развалины Муссаварат - эль Суфра и Нака темпля царства Куш, Мероэ. Зачем едем? Мероэ - это историческая область в среднем течении Нила - от Асуана на севере до суданского города Дабба на юге и все это называют Нубия, а происходит от древнеегипетского слова "нубу", что означает "золото" - так то.

Для древних египтян Нубия была "воротами в Африку". Когда египетское государство имело период расцвета, фараоны захватывали Нубию; когда Египет ослабевал, нубийцы восставали и снова обретали независимость За 700 - 800 лет до нашей эры нубийцы одно время даже правили Египтом. После этого в Нубии процветали государства со столицами в Куше, Напате и Мероэ. Эта цивилизация не уступала древнеегипетской, но пока об этом известно немного, вот мы и захотели поглазеть на эти развалины " вживую".

Посадка в Бахре (Обдурман). Автобус с кондишеном, занавесочками, елочными гирляндами, TV, музыкой, записью наших данных в путевой лист, табличками с изречениями из корана на лобовом стекле. Все, как положено, и народ степенный, не шаляй - валяй. По ходу пьесы - поездки давали взлетные конфетки, разносили воду и фанту, был "самолетный" обед и периодическое брызгание освежителем воздуха в решетку кондиционера. - лайнер, да и только. На каждом посту проверка документов под пристальным взглядом. Виктор решил снять местность через окно автобуса но бдительное око КГБ это дело заметило и за фотосъемку стратегического объекта - пустыни, было получено последнее китайское предупреждение.

Шоссе совершенно прямое. При остановках "до ветру" очень греет избитое выражение "заснеженная Россия". Вспоминаешь и уже не так жарко.

По приезде в Шенди, толпа праздношатающихся мусульман, все в галабиях - человек сорок, обступили нас и только, что не трогают пальцами. Сначала стояли молча, пока шел диалог с лидером - здоровым бородатым моторикшей, потом потихоньку начали давать советы и поучения, улыбаться. Пришлось улыбаться в ответ, а толпа все увеличивалась. В оконцовке этот самый рикша с бородой отвез нас, но почему то в полицейский участок, чтоб искать машину на развалины, а там опять неспешная бодяга: то нет раиса, то предлагают за поездку астрономическую сумму. Возвратились обратно в Шенди и наняли таксиста за 50 фунтов. - цена устроила всех: водителя, так как он был без работы и нас, так как уже устали торговаться. Хасан не очень хорошо знает дорогу и пару раз сворачивали не туда, ехали долго. В пути нас застал вечерний намаз и пришлось дожидаться пока он свершиться. К развалинам Мусавварат - эль Суфры приехали уже в сумерках. Быстро пробежали по развалинам, но из кустов успел выскочить человек с портфелем, и квитанциями. Платите ребята за осмотр достопримечательностей и древнейших развалин. Прикинулись шлангами, но человек стоял на своем. Письмо о том, что мы друзья Африки и имеем научный интерес уменьшило тариф вполовину. Обратно ехали в полной темноте через пустыню и под звездами.

Хасан высадил нас на трассе, а сам поехал в свое Шенди. И стоим мы, как те два тополя и смотрим на звездное небо, а до Хартума, как минимум километров 150 будет.

Ночью автобусы в Судане не ходят и видать придется ночевать в гадюшнике при дорожной харчевне, под звездами, а поутру ловить транспорт. Поели фуля, а на сытый желудок и удача приходит - остановился цивильный джип. За рулем молодой суданец, едет из Вади - Халфы. Забрал нас с мешками и вперед. Долетели часа за два, причем почти что до самого " дома". Сердечно попрощались, а тут как - раз закончился футбольный матч, " наши" опять победили и вся толпа со стадиона вывалила наружу. Мы попали в гущу вполне придурочных и экзальтированных болельщиков. Полноценно поддержать победивших не было сил, крикнули пару раз, что Спартак чемпион. Как хорошо, что выиграли "наши".

30 ноября

Лучше всего умеют слушать те люди,

рядом с которыми лучше не болтать

(из инструкции шумерских партизан)

В 11 - 00 сдались. В Эфиопское посольство за 20$, а в 15 - 00 получили визы. Быстро и удобно, как летать самолетами Аэрофлота в Советском Союзе До трех бродили по Хартуму и боялись снимать даже цветочки, но Виктору очень уж понравились суданские девушки с книжками. Он корректно попросил их позировать и. был схвачен на месте преступления. Нас препроводили в полицию, где долго и нудно пытались узнать, зачем же мы фотографировали Национальный банк, оказавшийся фоном студенток с книжками, но и на этот раз отпустили пригрозив пальчиком. Слава богу банка в кадре не оказалось, а если бы был?. Карта "VISA" В Судане не прохиливает. Как объяснил управляющий того самого банка, который не влез в кадр, во всем виноваты американцы, слава богу, что не русские.

В харчевне платишь раису деньги " за поесть", а он выдает пуговицы разных цветов, и с этими пуговицами идешь на кухню, где и меняешь их на акиль (еда - араби). Дают тазик. Есть надо правой рукой и лепешкой, и нет ничего нечистого, так как в ислиме над задницей не работает ни правая ни левая рука, все делается с помощью воды и молитвы. А если бы коран был напечатан на скрижалях, а не на бумаге, может быть и в Судане появился пипифакс.

1 декабря

Пора в Эфиопию, через восточный Судан, город Гедареф. Стартуем с терминала Мина Барии, в Гедарефе пересаживаемся на автобус до пограничного города Гулилабад. Автобус конечно поломался в два часа по полудни, в самое пекло. Заглушили мотор, вместе с кондиционером, вот тогда то и пахнуло. Мужики между делом и чтоб не терять время, подмылись и совершили намаз.

Восточный Судан район сельскохозяйственный. Животноводы. А что? с кормами проблем нет - вечное лето. Народ живет преимущественно в хижинах. Глиняный или изготовленный из жердей цилиндр 3 - 5 метров в диаметре с колпачком из соломы. В цилиндре две дырки: большая - дверь, малая, налево от входа - окно, все по фун - шую. Еще есть оградка, у тех кто побогаче глиняная, а кто нет, как у зайца - лубяная или соломенная. Еще может быть ослик с тележкой. Все.

Во всем Судане видел только одну европейскую рожу, да и та голландскую. Ближе к границе рожи чернеют. Едем в Эфиопию, а что мы о ней знаем? Ну у Пушкина где то там родственники живут. Фольклерное выражение "эфиоп твою мать". Но все это не очень отражает сущность страны и народа. Да, еще в совковые времена был такой "лучший друг советского народа" и лично товарища Леонида Ильича Брежнева - Менгисту Хайле Мариам, который хотел построить социализм в одной отдельно взятой африканской стране. В результате народу положил немерено, а когда запахло жареным, слинял Менгисту в Зимбабве, где и доживает свои дни на правительственной вилле в неге и праздности, а в Эфиопии его между тем приговорили к смертной казне через повешение. Боб Марли - король рэгги тоже эфиоп и гордость нации.

В Гулилабад приехали под вечер. Переход обозначен мостиком через вонюченький ручеек без воды. Чек - пост, секьюрити, таможня, эмигрейшин - хрясь штамп в паспорт - вот мы и в Эфиопии. В пограничной Метеме ветхий офис освещает одна сороковаттная лампадка. За столом два мужика сидят на страже интересов страны и дворик, где дожидается своей очереди въездная публика. Процедура постановки штампа заняла пол - часа. Эмигратор - иммигратор внимательно и долго, в полумраке изучал различные амбарные книги и блокноты, искал наши фамилии, а когда не нашел записал на бумажке.

После пуританского Судана - Эфиопия страна свободная и нравы свободные тоже. Метема - это полное отсутствие уличного освещения, и обилие питейных заведений, а так же хелперов и девушек легкого поведения. Чувствуется смена муслима на христианство.

Долго допытывался у эфиопского паренька: Менгисту " гут" или не "гут". Говорит, что мол "гут", может и врет.

На ужин съели инжеру - национальное эфиопское блюдо, чуть - чуть спирта "с устатку" и уснули сном младенцев назло комарам, которых пугнули, брызнув из баллончика.

Девушка принесла ночной горшок и воду для подмывания, чем мы и не воспользовались.

Абиссинец поет, и рыдает багана,

Воскрешая минувшее полное чар;

Было время, когда перед озером Тана