Предистория

За два года в Форельную было проведено 5 экспедиций. Пещера продолжается, интерес к ней проявляют разные клубы.
Если красноярцы еще поинтересовались нашим мнением по поводу своей экспедиции в Форельную, то томичи уже ни у кого ничего не спрашивали ( типа дыры все общие,сибирские). Мы поняли, что если мы не поедем зимой, пещеру у нас отберут окончательно.
Набралось 6 человек. Все геологи, с богатым опытом выживания в полевых условиях. Это нам пригодилось. Когда случалась очередная чуча, кто-нибудь говорил что-то вроде этого : «Фигня, у меня в отряде этим летом был такой случай. Шурфовщик зевнул и вывихнул себе челюсть. Ни есть, ни спать не может. Ближайшая точка связи – в 60км через тайгу по сопкам. Ничего, за сутки дошел. Ноги стер только». Таких баек у каждого хватало.
Через снега

Поднимались к пещере около 3 суток- несли много снаряжения. Тогда как-то не принято было оставлять веревки в пещере. Метр веревки стоил около рубля. При зарплате в 120 рублей(-13 подоходный, -6% -бездетный, 101р на руки) как-то не могли себе позволить полугодовую зарплату в пещере бросить. Снегу тоже хватало, точнее он был неправильной консистенции. Достаточно пушистый, чтоб не держать вес человека, но недостаточно ,чтоб его разгребать перед собой руками. Снегоступы пробовали в предыдущих экспедициях, но отказались. Снегоступ удобен, когда идешь один. А для заброски в три ходки, лучше сразу бить хорошую тропу. По ней и спускаться будет легко (если сумеешь ее найти на обратном пути)
Правильное тропление требует определенного опыта. Первое -траектория. Не дай бог подрезать склон - из лавины хрен выберешься самостоятельно. Мягкий и пушистый , под давлением снег превращается в плотный фирн, и не имея в руках лопаты, выкопаться из него невозможно. Второе - правильно распределить нагрузку на тропу. Первый человек идет без рюкзака и, проваливаясь по начало тела, подминает снег коленками и руками. Следующий, тоже без рюкзака, дотрамбовывает тропу, наступая невслед. Третий идет с рюкзаком и проваливается всего лишь по колено. Через час – смена. Первый бежит вниз за рюкзаком, второй встает на его место, третий бросает рюкзак и становится вторым т.д. Если снег сухой, то гидру можно не одевать и обойтись сапогами с высокими бахилами.
На Крепости

Погода нам благоприятствовала, было достаточно морозно и мы быстро дошли до пещеры. Ветров сказал, что тропа тропой, но если пойдет снег, то ее засыпет и обратно придется снова тропить. На границе леса нарубили двухметровых палок и провешали тропу (на обратном пути очень помогло). Лагерь поставили в гроте карстового останца. Абхазы его называют Крепость. Это в 120м от Форельной. Опытный Симкин сказал, что грот это конечно хорошо, но надо построить стену из снежных кирпичей, наподобие эскимосских иглу. Не знаю, когда это Симкин общался с эскимосами, но метод оказался простым и надежным. Выпиливаются кирпичи 0.8х0.5х1.2м и кладутся по спирали с небольшим уклоном во внутрь. Соответственно, наверху спираль замыкается и образуется купол. Прорубается дверь. Окно не нужно, света хватает. (Ветров решил сделать окошко, за что жестоко потом и поплатился). Если внутри развести костер или примус, то образуется ледяная корка, которая придает сооружению особую прочность. Говорят, что такая иглу выдерживает вес белого медведя . При некоторой сноровке такая иглу делается за час. Она гораздо надежней и комфортней любой палатки.
Пока ставился лагерь часть группы пошла бить тропу к пещере. Подойти к пещере было непросто, велика вероятность провалиться во входной колодец- поэтому решили пробить туннель. Забойщика естественно пристраховали. Туннель метров 5 и на выходе, около колодца , еще вырыли снежную пещеру 2х3м, чтобы уж совсем не зависеть от погоды. И правильно сделали. К вечеру погода начала портиться, а ночью такое началось!... Мы знали, какие циклоны бывают в горах, но циклоны в субтропиках - это что-то особенное. Нам повезло, что мы успели добраться до Крепости до начала циклона.
Кроме нас на хребте была еще группа Саши Морозова. Они выехали на 2 дня раньше нас и по идее должны были уже спуститься в Снежную до начала этого катаклизма..
Вниз

Спуск в пещеру до отметки 650 метров прошёл без особых приключений. Перед завалом, пройденным томичами, решили переночевать. В лагере нашли пакетик с коричневым порошком . Ганс авторитетно заявил, что это такое красноярское лакомство. Печенье с конфетами, прокрученное через мясорубку. Прокрученное для того, чтобы острые края печений не рвали полиэтиленовых упаковок. А знает он это от того, что две недели прожил с красноярцами в подземном лагере. Очень вкусно и питательно. Рекомендовал попробовать. Пока он все это рассказывал, нашлась инструкция к пакетику: «Просверлить дырку(бур прилагается), насыпать порошка, вставить детонатор(прилагается), взять медицинскую перчатку(прилагается), оторвать палец, налить воды, завязать ниткой, засунуть в шпур, спрятаться за камень, соединить контакты и будет БУМ!». В общем мы посоветовали Лене не тащить все подряд в рот…
Легли спать, но через несколько часов проснулись совершенно мокрые. Водяная пыль, висящая в гроте, за 4 часа промочила наши спальники .
Сразу под Мокрым лагерем начинался завал. Проходили его мастера своего дела.Похоже, тут несколькими "бухами" не обошлось. Завал вывалился в небольшой глиняный зал, за которым начался новый меандр, пошире Омара. Какой-то он был весь завернутый, несколько раз уходил сам под себя, ну чисто креветка. Так его и назвали.
Донная галерея - подарок спелеологу. На полу песочек, за стенкой протекает ручей, есть место под 3 палатки, под большую столовую, сушилку. Есть даже ватер клозет (узкая щель, по дну которой течет ручей)! Слева приток с озером, где можно даже поплавать кролем. Ветров с Симкиным сходили по этому притоку на разведку, но через пару сотен метров им пришлось остановиться, т.к. вода падала с 4 м уступа. Решили пока оставить, т.к. нас больше интересовали пути вниз.
По рассказам томичей мы знали, что галерея кончается завалом, но под галерей идет меандр с ручьём, по которому можно пройти метров на 200 и уткнутся в завал. Томичи нижний завал оценили как очень стремный. Наверно, они просто устали и не захотели в одну экспедицию копаться еще в одном завале.
Завал

Нам завал особо опасным не показался. Ну да, висели там глыбы, но они были достаточно надежно расперты о стенки меандра, ну и потом мы как-то у себя в подмосковных каменоломнях научились крепить такие завалы бутовым камнем. В общем, завал прошли за 1 смену. За ним открылся зал с уступом и водопадом. К тому моменту мы уже дотянули нитку топосъемки до этого уступа и продолжали ее дальше. Спустившись с уступа, я взял расстояние, азимут назад, обернулся в поисках места для следующего пикета… и обнаружил, что ставить его негде! Пещера кончилась. Небольшой зал 3х4 метра с вертикальными глухими стенками и ровным полом, покрытым щебенкой, через которую уходила вода. Такого облома мы не ожидали.
Обиженные, мы вернулись в лагерь. Симкин достал карбидку и нарисовал на стене миску с пловом(наверно по аналогии с очагом в каморке Папы Карло), потом кто-то в сушилке нарисовал веревку с майкой с надписью «Красноярск», кто-то рядом нарисовал огромные бутсы, лифчик , etc.. Презервативов кажется не рисовали. Зато в туалете нарисовали полную инструкцию к пользованию заведением с очень уж натуралистическими пиктограммами..
Однополые компании, они как-то очень быстро теряют налет цивилизации. Как-то мне довелось случайно услышать в одной из пещер диалог женской двойки .С тех пор я стараюсь заранее обозначить свое присутствие.
Всем известно, что лучше в пещерах надписи на стенах не оставлять Но в тоже время существует целая культура скальной живописи. Важен не сам факт надписи, а то что она выражает. Указатели, название гротов, какие-либо предостережения, изречения, имена и даты первооткрывателей- почему им не место в пещере? Банальные надписи, вроде – «здесь был Вася», конечно раздражают глаз. Но я видел подобную надпись в подземной галерее на Чуфут-Кале . Галерея, ведущая к караимскому колодцу , была засыпана(вместе с колодцем) турецкими завоевателями в 13 веке. Две девушки, Alina и Korina, оставили (в 13 веке!) свои автографы. Теперь это историческая ценность!
…………..
Мы внимательно осмотрели Галерею. В потолке на высоте 10м зияло отверстие. Для того. чтобы туда подняться, у нас ни снаряжения, ни опыта не было. Зато у нас была осветительная ракета, которую мы и запустили. Ракета улетела в никуда. Это могло означать либо огромный объем, либо непонятно что. Нам идея с объемом понравилась больше.
На дне особо ловить было нечего, и мы решили выбираться, тем более, что надо еще было сделать топосъемку.
Синдром Скотта

Предчувствие Предчувствие
Обратный путь был долог и мучителен. Сначала кончились сигареты. Потом все стало ломаться. Помню, как последний вылезший в лагерь под 130м колодцем, случайно задел мешок с примусом и тот улетел в 50м колодец. Сил и желания его доставать уже не было, оставили на утро. Утром Ветров, разбирая свой фонарь, сказал: «Ну и кто говорил, что стекло надо делать из плекса? Вон у вас весь плекс поцарапался, а я сейчас свое протру и дальше пойду с ярким светом.» Как только закончилась эта тирада, стекло выскользнуло из его рук и разбилось. «Н-да, конечно бывают всякие неожиданности, но я это предусмотрел и взял стекло из плекса», сказал Ветров и тут вдруг вспомнил, что стекло из плекса он вставил в окошко снежного чума и забыл его вытащить. Пришлось ему вместо стекла поставить кусок мутного полиэтилена. Надо пояснить, что у нас были фонари с отражателями от самого продвинутого советского фонаря «эмитрон» с диаметром 110мм.
Тут кто-то сказал, что эта экспедиция чем-то напоминает экспедицию Роберта Скота к Южному Полюсу. Полюса то они достигли, но на обратном пути всё не заладилось. Из-за холода рассыпались канистры с керосином(т.н. оловянная чума), пропала палатка с продовольствием, сломалась лыжа. Они начали гибнуть один за другим, пока все не погибли.

Некой проблемой стало вытаскивание груза через Крысиный колодец. В среднем на человека у нас было по 3 мешка - лагерь, веревки, мусор. Тогда как-то не принято было оставлять ни веревки, ни мусор в пещере. Тактика была такая: Поднимался первый по тросу, страховался за веревку. Потом на страховку цеплялось 3 мешка и верхний поднимал их противовесом. Второй шел по тросу, страховался за веревку с мешками и в случае надобности поправлял , если они застревали. Третий цеплял к страховке уже 6 мешков, так как в противовес работали уже 2 человека (120кг). Система по трудо- и время-затратам очень эффективна. Единственная проблема - пробросить освободившуюся веревку вниз. На 50м колодцах она с 3 раза проскакивала, а на 130м- не проскочила бы никогда. Но мы нашли решение. К нижнему концу веревки мы привязали 2мм шнурок(зачем его брали, я не помню). С его помощью легко спустили конец веревки на дно.
Дальнейшее вспоминается смутно. Помнится только, что в Гардеробе(120м) нашли забытый модуль с едой, а главное, сигаретами!

На поверхности была хмурая зима. Тропу замело, но кое-где торчали вешки. Они нас здорово выручили. К вечеру мы добрались до границы леса. Но потеряли тропу. Поставили палатку,. срубили сухую елку и попытались разжечь костер. Костер топил снег и все время норовил провалиться. Особо еды у нас не было – мешочек мяса и мешочек рожек. Мы все это сварили в темноте, так как пошел снег и единственная карбидка погасла и скрылась под снегом. Да и с кашей незадача вышла. Мешочек с рожками оказался мешочком с изюмом. Конечно мы не стали выкидывать солено-сладкую бурду из мяса и изюма, а все съели. На 5 человек 100г мяса и 100г изюма явно недостаточно. Решили с голодом бороться сном.
Спали мы недолго. И проснулись от грубого ора: «Да на, возьми мои сухие носки! Если тебе моя жизнь не дорога.» Два закадычных друга, Ганс и Ветров ,лежа, устроили потасовку.
Слава Федоров сказал: «У меня осталась одна сигарета, давайте закурим». Закурили, стали выяснять, что стряслось. Ветрову досталось спать с краю, вплотную к сугробу. Но он как-то отгородился гидрой, веревками и прибывал в относительной сухости и сознанием, что он страдает за всех. И вдруг в рассветной хмаре он видит силуэт Ганса, который что-то невнятно бормоча, начинает бить по потолку палатки, стряхивая снег. И в это время ледяная струя полилась в спальник Ветрову. Оттого и возник шум и драка.
Голод разогнал последний сон, мы решили на остатках вчерашнего костра согреть кипяточку и выдвигаться. Костер представлял собой интересное зрелище - протаенный в снегу колодец, глубиной 4м и там, внизу, дымящиеся головешки. Для того, чтобы их достать, надо было вешать веревку.
Стали собирать лагерь и искать карбидку. Тщетно . За ночь выпало еще полметра снега. Быстро накрутив всё на станки, мы двинулись вниз . И случилось чудо. Первый шел по снегу и не проваливался! Но чудо было недолгим, метров 100. Началась обычная тропежка. Единственно, что вниз тропить можно и с рюкзаком.
Снег, начавшийся ночью, лениво продолжал сыпать. Но на высоте 1100м превратившись в снег с дождем, падал на плечи, спину и стекал в сапоги. Каждые 20 минут надо было останавливаться и выливать воду. Сохранять тепло можно было только при ходьбе, а идти даже вниз сил уже не оставалось. И еще руки невозможно было прижать к телу - начинался холодовой шок. Приходилось идти в позе пингвина.
Но все, даже самое плохое, когда-то кончается. Мы спустились в Блабурхву, Немой Аркадий, муж Бабы Вали, напоил нас чачей и жизнь вернулась в обычное русло.

В Адлере билетов на поезд не было, мы сидели на холодном мраморном полу и ждали когда откроют бронь. На последние деньги купили 2 порции курицы и через минуту остались одни косточки. А еще через минуту мы съели и косточки.
P.S. Гибель группы Морозова

P.S. Зима 85года выдалась очень снежной. Мы с трудом выбрались из этого циклона. А вот группа Саши Морозова таки не успела добраться до пещеры. Мы об этом узнали, вернувшись в Москву. Они очень долго поднимались, делая несколько ходок и вышли на границу леса, когда началась эта круговерть. Их искали очень долго и много народу. Высказывались безумные идеи, что человек в замороженном состоянии может жить несколько недель. Так хотелось в это верить.
Их останки нашли в апреле, когда они вытаяли из снега. Ребята были в спальниках, а Саша наполовину из него освободился. Скорее всего , делая очередную ходку, они не дошли до своей палатки(100м) . Вырыли в снегу пещеру и легли спать.Ночью то ли они в ней задохнулись, то ли их накрыло лавиной. Мы долго обсуждали их гибель и решили малыми группами на Кавказ зимой больше не ходить…

----------------------------------Евгений Снетков, 2009г-------------------------------------------