ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ МАРШРУТА
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

7 августа (день первый): Прощай город - здравствуй, Тофалария!

Первый день начался в комфортабельном грузовом автомобиле марки Урал, где-то на середине реки Бирюса. Выгрузка  на большую землю состоялась во второй половине дня, сразу, после чего дежурные занялись приготовлением пищи. Кто-то отправился за дровами, остальные стали разбивать лагерь. Был произведен учет провианта. Адмирал ознакамливает с графиком дежурства и меню.  И так – первый ужин состоялся. Все перезнакомились – путешествие обещает быть весёлым. После ужина была произведена небольшая экскурсия по окрестностям, по желанию отдыхающих.Вечером пришли каюры  с лошадьми.

Задолго, после того как стемнело, все разбрелись по своим палаткам, в преддверии следующего дня.

ДЕНЬ ВТОРОЙ "НАСТОЯЩИЙ..."

8 августа (день второй - настоящий): Подъем в 9.00. Дежурные готовят завтрак (каша и остатки роскоши после ужина – колбаса и сало). Сегодня нам предстоит переход через перевал Катышный.

После завтрака собираем свои рюкзаки. Рюкзаки и провиант поедут через перевал на лошадях. Весла спасательные жилеты и рамы на нас. Выход на перевал состоялся около обеда, два человека остались в лагере, так как все вещи за один раз унести не удастся. Идем через карьер, дорога накатанная, местами перерыта, приходится переходить небольшие речки в брод. Мы вышли раньше каюров с лошадьми, на привале пока их дожидались, местный охотник принес череп медведя – зрелище «то еще». Группа разделилась на несколько подгрупп, расстояние между ними составляло около 500 метров. В гору поднимаемся по тропам, после обеда начал моросить дождь, почва под ногами влажная, местами встречается болотистая местность. В лесу есть ягоды, толком никто не знает, как они называются – но съедобные (проверено, все остались живы).

Одолели перевал, дошли до реки Мурхой. Переходим реку в брод. И первая потеря – унесло весло. Реку переходим по три человека, одних чуть не смыло течением, вовремя удержались. Часть группы перешла выше от указанного места брода, река шире, зато мельче. Ура, перешли. Лагерь разбили на правом берегу Мурхоя. Сразу занялись приготовлением обеда . Сушим вещи, чьих то рюкзаков еще нет, главное, что еда с нами.

Место чудеснейшее, пейзаж великолепен. Погода балует – то выходит солнце, то моросит дождь, но в итоге солнце победило. Вода чистая прозрачная, вкусная и холодная. Имеется небольшая заводь – есть, где помыться. После обеда ребята собираются на рыбалку. Кто-то пошел за грибами. Но дежурные знают свое дело – они уже занялись ужином! Первый улов! Ура! Главный рыбак нашего похода Евгений Черевков принес улов – два хариуса. Их тут же засолили и съели.

Вечереет. А второй части рюкзаков с Адмиралом и Оксаной еще нет. Мы начинаем волноваться, появляются первые версии их отсутствия. Кто – то предположил, что они придут завтра, так как лошади могли устать в дороге и еще один переход будет проблематичным. На ужин к счастью наших мужчин – было мясо изюбря (настоящее). А также во славу наших грибников – жареные грибы. После того как стемнело, пришли лошади со второй частью груза и нашими командирами. Адмирал был немного зол и весел. Отбой у всех состоялся в разное время, кто-то еще долго сидел у костра.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ "СОБЕРИ СЕБЕ КАТ"!

9 августа, день третий «собери себе кат»: Утро началось с ободряющей улыбки Адмирала, и наставления на грядущий день. Сегодня нам предстоит собрать каты, Рамы для катамаранов уже заготовлены по заказу организатора группы, нам остается только накачать баллоны и закрепить на них рамы. Погода отличная, на небе гуляют серые облака, ярко светит солнце – можно загорать.

Адмирал произвел распределение участников группы по катамаранам. Все счастливы, довольны, с оптимизмом принялись за работу, сильный пол – за сборку катамаранов, а прекрасная половина распределение груза на каждый кат.

Дежурные знают свое дело!!!

В лесу есть ягоды, брусника и голубика. К ужину у нас был великолепный компот из голубики и чай из трав. В этот день из вод Мурхоя были пойманы еще три хариуса: 1 – Тимур Дойхон и 2 Евгений Черевков, Жека лидирует! Сборка катамаранов практически завершена. Вечером пошел дождь и подлился почти до утра. В палатке холодно и немного мокро. Спим.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ "НАЧАЛО НАЧАЛ ИЛИ ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ"

10 августа, день четвертый «начало начал или первый блин комом»:

Подъем в 8.00. Завтракаем и собираемся. Погода мокрая, всё мокрое. Прохладно, пасмурно, кто-то немного нервничает перед выходом. Сегодня мы спускаем «каты» на воду и отправляемся за новыми впечатлениями вниз по Мурхою. Начинает моросить дождь. Увязывает вещи на катамараны и в путь ребята. За ночь вода из-за дождя вода немного поднялась, течение сильное. Перед выходом Адмирал проводит инструктаж по технике безопасности и наливает по «50 гр. Боевых»

Первый поворот прошли удачно! На втором рвем один «кат». Баллон разорван практически до середины, чалимся, чтобы устранить проблему. Принято решение заменить порванный баллон на на баллон из «запасного» катамарана. Дождь не прекращается, после холодной воды становится зябко. Меняем баллон и отправляемся дальше. Стоянку организовываем на левом берегу р. Мурхой после 2,5-3 часов сплава, за это время прошли около 15 км, местами приходилось делать обносы, так как воды в реке не много.

Ставим лагерь. Дождь периодически прекращается. Сушим у костра вещи, рыбаки пошли ловить удачу… кому-то даже повезло. Евгений опять отличился, несколько пойманных хариусов зачислены на его счет. Каждый нашел себе занятие по душе: кто за грибами ушел, кто за ягодами, кто-то отправился смотреть предстоящие пороги. Вечером все собираемся у костра, немного страшных историй из предыдущих походов и по палаткам. Отбой как всегда у всех по-разному. У кого-то он начался еще с момента оформления стоянки, а у кого то поздней ночью.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ "ПРИПЛЫЛИ"!!!

11 августа, день пятый «приплыли!»:

Подъем в 9.00. Идет дождь. Завтрак. Завтрак удался… Готовили его Дима с Вовчиком, повара постарались на славу, было вкусно и много. Я наелась. По «приказу» Адмирала все натираются согревающими мазями, чтобы не так замерзнуть в воде, неопрен не всегда спасает. Где-то в верховьях идет дождь, в результате этого вода в реке заметно поднялась. Это замечательно! Первым выходит катамаран «» капитан Кицин Дмитрий, экипаж: Задоянов Андрей, Лапина Александра, Лаптева Надежда, пассажир: Лапина Настя , вторым пошел «Басег»: капитан Олифиренко Дмитрий, экипаж: Крюклв Владимир, Рогулев Олег и Катя Смахтина; третьи: катамаран «Стремительный» (самый большой и неповоротливый, как позже признались члены экипажа) капитан: Ткачев Григорий, боцман: Пушкарев Александр, духовный гуру: Тимур Дойхон и защитница лагеря: Красноперова Снежана, завершающим был К-2: капитан Чирцова Оксана, экипаж Черевков Евгений.

Настроение отличнейшее, вот они пороги, вот они! Пару раз попали в небольшие ямы, накрыло волной. Один раз закинуло на скалу правым бортом. Главное кат не порвать, а то нас порвет Адмирал. Все препятствия проходим кормой вперед – Адмирал ругается, идем без потерь! Это были еще цветочки.

Впереди порог зубья и супер слив. Перед порогом «зубья» мы зачалили каты, был произведен осмотр порога, оценили все возможные пути прохождения. Решили идти вдоль левого берега, минуя зубья и яму. Так же была организована страховка и съемка прохождения порога. Так как вода в реке средняя все зубья прекрасно просматривались, но были люди умеющие страху нагнать, кто-то даже собирался катамаран по берегу обносить во избежание ЧП. Общая протяженность порога метров семь, может быть 10. Порог всеми пройден успешно! К-2 пошли по левой стороне, разрезав бочку своим катом –  красавчики. Сплавляемся дальше.

К-2 выходит в лидеры сегодняшней «гонки» обогнав все три катамарана. И кульминационный момент сегодняшней программы: три катамарана попадают в «карман».  Причем первый туда течением забило, а остальные два думали, что там стоянка будет и сами зачалились.

К-2 зачалился на противоположной стороне и наблюдал за всем происходящим со стороны, нервно хихикая. Из кармана вырваться пытались несколько часов, но как бы мы не старались пробить течение и вырваться в струю, так никому  и не удалось. В одной из таких попыток капитан катамарана «Басег» упал за борт. Но благополучно забрался обратно на судно. После того, как стало ясно, что все попытки вырваться, бесполезны, решили делать обнос через скалу. Отправили двух ребят разведку территории. Всё еще периодически идет дождь. Пасмурно и холодно. На горе было решено разбить лагерь. Все рюкзаки и прочие вещи поднимали на гору по глинистому каменистому склону. Одна часть группы поднимала вещи, вторая разводила костер и собирала дрова. Натянули тент чтобы просушить вещи. Ставить палатки практически негде, везде либо мох либо корни деревьев, плюс ко всему палатки стоят под наклоном, так как лагерь разбили на небольшом склоне.

Дежурные знают свое дело!!!

На ужин были жареные грибочки, потихоньку начинают надоедать. А что делать «подножный корм» - должно быть вкусно и полезно. Для того чтобы набрать водя для приготовления еду нужно было спускаться к реке – путь не из приятных с двумя ведрами воды подниматься по мокрому склону под углом в 70 градусов. Во время ужина все весело разбирали происходящее, травили анекдоты и пили огненную воду.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ "НАС ЖДУТ ВЕЛИКИЕ ДЕЛА"

12 августа, день шестой «нас ждут великие дела»

Утро. Утро началось с того, что мы проснулись в луже. Причем все проснулись в разных: у кого-то она была посередине палатки, кто-то довольствовался ей в ногах. Дождь моросил, было пасмурно, но не все потеряно. Даёшь оптимизм!

К завтраку у нас было приготовлено вкуснейшее какао, а главной изюминкой рецепта приготовления оказалась перчатка для гребли, в которой еще и вещи по грязи таскали. Рецепт оценили все, но на бис повторить почему-то никто не попросил.

Сегодня нам предстояло затащить катамараны наверх, а потом спустить их к реке с другой стороны склона. Для того чтобы лучше было тащить катамараны, решено было снять с них рамы и отдельно перетащить баллоны и палубы. Также оказалось, что у одного баллона «Басека» была порвана обшивка, следовательно, нужно было просушить его и зашить. Так что решили делать на этом чудесном склоне дневку. Ну, куда мы без приключений. Сегодня свое дело знал Адмирал, так что на обед у нас была отборная солянка!!!

После обеда мы отправились за грибами. Никому не пожелаю встретить на своем пути таких грибников! Чем-то напоминало фильм ужасов «Пила»: четыре мужика (извините за грубость)  два из них в болотниках и дождевиках, которые схожи с плащами, в которых фашисты в 1941 г. на Россию шли, один в сланцах на босу ногу с закатанными штанами и в дождевике напоминавшем «халат» хирурга и еще один в охотничьем камуфляже, все как один с бодуна. И вся эта гвардия вооружена топорами и охотничьими ножами, а для грибочков был прихвачен с лагеря маленький беленький пакетик. Как вспомню, так вздрогну. В общем, в поиске грибочков мы прошли 1-2 километра по лесу. Грибов было не так много, как ожидали, но этот пакетик все-таки набрали.

На ужин опять грибы…

Ребята перед ужином ребята перетащили катамараны в назначенное место, и это означало, что теперь можно хорошенечко отдохнуть, как говорится «сделал дело, гуляй смело». Погода вроде наладилась, дождя было мало, после обеда он и вовсе прекратился. В этот вечер перед тем, как лечь спать Олег Александрович изменил ландшафт из корней деревьев под палаткой, искусно орудуя топором прям в палатке. Это опять оценили все, но опять никто не попросил повторить на бис.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ "ОСТАЛОСЬ МЕТРОВ 50 И ВОТ УЖЕ ПОРОГ..."

13 августа, день седьмой «осталось метров 50 и вот уже порог…»

Утро. И снова здравствуй лужа. Подъем в 9.00. Завтракаем, пакуем рюкзаки, собираем вещи, вяжем катамараны и в путь друзья мои! Так хотелось услышать эти теплые слова от Адмирала, но… было все по другому: «Щас завтракаем, час на сборы и уходим….  и не злите меня (было отдельным лицам сказано, после нескольких минут дискуссии). Даешь позитив!

Было сказано - будет сделано. Тем более, что никому не хотелось здесь задерживаться. Вокруг лагеря этой ночью был медведь замечен, если точнее – его следы утром. Вещи собраны, катамараны связаны. Всё готово к завершающему сплаву по р. Мурхой и встрече с р. Гутара. За время нашей стоянки вода в реке поднялась приветно на 50 см. Сегодня нас ждет препятствие «Щеки», река здесь петляет, начинается настоящий слалом. Прошли несколько километров, остановились в очередной щеке. К-2 затащило под скалу течением, ребятам удалось успешно выбраться, впереди намечалось очередное препятствие. Мы заходим в «Щеки», расстояние между скалами не более 7 метров, основная струя течения ударялась в скалу слева, справа был здоровенный камень, за всем этим нас опять ждали скалистые берега, река на этом отрезке была довольно глубокая. Думали, будет страшно, а оказалось даже весело. Первое препятствие мы прошли на ура, после чего нас опять развернуло кормой (привычное состояние для «Басега») и некоторое время мы проходили «щеки» в таком состоянии, после чего вернулись в исходное положение. Перед выходом из щек «Басег» «сел» на скалу левым бортом, правый хорошо погрузился в воду, но и с этим мы справились. Дальше опять началась мель и шивера. После прохождения щек, все зачались на перекус. Эмоций конечно море. Делимся впечатлениями и сплавляемся дальше, впереди нас ждем бочка.

Бочка оказалась действительно большой. Находилась она ближе к правому берегу реки, поэтому ее легко можно обойти слева. Из-за небольших порогов и шивер просматривалась она плохо, поэтому большинство экипажей распознали ее в последней момент, но, тем не менее успели обойти слева. Четвертый катамаран «Стремительный» пошел через бочку, почти сложившись вдвое. На этом препятствии этот катамаран сломал раму.

День завершился. Мы зачалились на левом берегу, недалеко от деревни Верхняя Гутара. Сам поселок находится в 3-4 км. от места стоянки. Место чудесное есть даже небольшой пляж.

Настроение у всего коллектива приподнятое, смело могу сказать «все счастливы». Погода отличная, дождь прекратился, ярко светит солнце. Натягиваем веревки для сушки вещей. Делаем кухню.

Дежурные знают свое дело!!!

Практически все вещи оказались на веревках. Часть группы во главе с Адмиралом ушли в деревню, договариваться на счет бани и лошадей для похода на перевал. Кто-то ушел на рыбалку, но в этот раз улова не было. Поужинали. Вернулся Адмирал с Оксаной, вторая часть их группы осталась в деревне.

Дежурили в этот день до 4-5 утра, так как могли прийти местные жители, первый раз за весь поход на небе были видны звезды. Здорово! Так и просидели у костра, но никого не было, за исключением какой-то собаки покушавшейся на нашу колбасу.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ "ВЫХОДНОЙ"

14 августа, день восьмой «выходной»:

Утро. Утро у всех началось в разное время, кто-то спал до обеда. А кто-то уже с 8.00  возился на кухне, Андрей отличался постоянством. Каждое утро на протяжении всего похода Андрей поднимает дежурный и принимает активное участие в разведении костра и приготовлении завтрака. Спасибо, Андрей, что ты пошел в этот поход!!!

Александр начал утро с принятия ванны, прыгнув в реку в спасательном жилете и с морковкой, видимо ему полегчало после ночного дежурства.

Сегодня по плану у нас поход в баню и матрасный отдых. А завтра «нас ждут великие дела». Все свободное время сегодня мы с Настей посвытили написанию поздравительной песни для Саши, у него завтра скоро день рождения! С наступающим тебя!!!

Погода чудеснейшая. Солнце. Много солнца. Загораем, купаемся. К деревне ведет очень хорошая накатанная дорога, но обрывается у реки. Через реку есть навесной мост, который убирается на время зимы и паводка, протяженность моста несколько десятков метров. Идти по такому мосту немного страшно. Дома в деревне все деревянные, улочки маленькие, но все везде ухожено. В бане мы были у Олега Ивановича Лычагина. Очень приятная гостеприимная семья. Люди расположены к общению, никакой агрессии по отношению к туристам, наоборот проявили максимум уважения и терпения. Отдельное им СПАСИБО!!!!!.

После бани вернулись в лагерь. Поужинали. Часть группы осталась на дежурство, сегодня ночью допоздна не дежурили. Отбой в 2.00

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ "АЭРОПОРТ, СНИКЕРСЫ, ДОРОГА.."

15 августа, день девятый «аэропорт, сникерсы, дорога...»:

Подъем 9.00. Завтрак. Сегодня мы начинаем свое путешествие к водопадам. Идем на легке. С собой берем только самое необходимое и палатки. В лагере остаются три участника похода, сторожат вещи.

Бог солнца Ра нам улыбается, он нас любит! Стоит жара! В этот день впервые за весь поход произошло чудесное появление сникерсов из скромного рюкзачка Адмирала. УРА!

Сегодня мы идем на водопад Гутарский. Дорого проходит по холмистой местности, общая продолжительность пути составила около 4-6 часов. На середине пути нас догнал каюр с лошадьми, так что весь груз пришлось тащить опять лошадям. По дороге к водопаду мы знакомимся с местными достопримечательностями – аэропорт, магазин, школа, почта.

Август время сенокоса у местных жителей, поэтому на пути мы встречали несколько групп (возможно и семей), которые занимались покосом. По словам местных жителей, поход до водопада должен был составить 3 часа, но оказалось это совсем не так. Три раза переходили реку в брод. В результате сделали стоянку около 17.00 по местному времени. На берегу р. Гутара рядом находится 2 охотничьих домика. К водопаду решили идти утром следующего дня. Андрей не выдержал столько часов ожидания и отправился на водопад один сразу после установки лагеря. Вернулся он после ужины, уже начало темнеть. Как оказалось до водопада идти не далеко, но подобраться к нему не просто. Андрей сорвался со скалы, имелись ушибы и ссадины. Возможно, поход на водопад будет отменен. Но, черт возьми «утро вечера мудренее» (еще моя бабушка говорила).

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ "САША С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!!!"

16 августа, день десятый «Саша с днём рождения!!!»:

Утром моросит дождь, пасмурно. Сегодня день рождения Александра Пушкарева.

ЗавтракаеМ, и идем на водопад. Ура! По дороге на водопад нам встречается еще одна избушка охотников. Здесь есть хорошая печка, немного еды, полати, стол. Есть даже пара книг и журналы.

Дальше мы переходим  реку, в кто в брод, кто по бревну. Идет постепенный подъем в гору, местами встречается болотистая почва. Дошли до водопада. Нашли наиболее безопасный спуск к нему. Спускаться пришлось по глинистой каменистой почве, пронизанной корнями растений. И вот он. Здрасьте, водопад Гутарский. Открылся красивейший вид на один из самых красивейших водопадов восточных Саян. Мощный водопад в глубоком каньоне, отвесные стены которого сложены гнейсами и мраморами нижнего протерозоя. Высота падения воды - около 40 м, а ширина - до 15 м.

Выражение «Увидеть Париж и умереть» теперь в прошлом, теперь можно сказать так: «Увидеть водопад и жить еще год под впечатлением от него». Классно. Здорово. Мощно. Стоило.

Вернулись поставленный лагерь. Именинник уехал с каюром на лошадях в деревню для украшения праздничного стола, святой водой. Остальные занялись приготовлением праздничного ужина, и подарка. Также был «испечен» праздничный торт. Веселье началось после 21.00 и продолжалось… как всегда для всех по-разному…как впрочем и следующее утро…

ДЕНЬ ОДИНАДЦАТЫЙ "КИЛОМЕТР НЕ КРУГ ДЛЯ БЕШЕНОГО ТАРАКАНА..."

17 августа (день одиннадцатый «километр не круг для бешеного таракана или похмелье лечим марш броском»)

Оставшаяся группа опять разделилась на две части. Первая – это те, кто мирно сопел в спальнике, а вторая – вторая это мы: Оксана, Андрей и Катя. Утро выдалось пасмурное. Дежурные спали. Позавтракав остатками праздничного ужина, мы отправились на поиски водопада Эденский. Как оказалось в последствии лучший способ вылечить похмелье – это марш бросок в 60 километров, он творит чудеса!!! И голова не болит!

Опять же по словам местных жителей до водопада было 3-3,5 часа ходу. Путь проходил по горной местности, на пути встречались каменные россыпи, шли по болоту. Через два часа пути обнаружили, что за нами идет сабака, которую, мы нашли в места стоянки у Гутарского водопада. В лесу много ягод, так, что перекус был всегда под рукой. Через три часа пути мы перешли Эден в брод. Дно реки песчаное, ноги немного вязнут. Река довольно глубокая, но течение умеренное. После брода тропинка выходит к охотничьему домику, от которого тропы расходятся как лучи солнца. Погода вроде налаживается, дождь моросить перестал. Продолжаем идти дальше по тропе. На тропе встречаются следы свежие следы медведя. Переходим несколько мелких рек. После 6 часов хода, вышли на перевал Федосеева. И тут… Эврика!!! Мы прошли водопад…

На перевале лежит небольшой ледник. Открывается великолепный вид на горное озеро. Красотища! Но немного не то, что хотели увидеть. Здесь мы устроили небольшой привел и перекус.  Водопад мы прошли несколько часов назад, пошли не той тропой. Ну и что, зато на перевал я уж точно бы специально не пошла, хотя… Короче – день более чем удался!

Проанализировав скорость движения и время в пути, сделали вывод, что прошли около 30 км. Нужно возвращаться. Вторая часть группы должна была отправиться на прежнее место стоянки, близ деревни в три часа дня, не дожидаясь нас.

Решили ускорить ход, тем более, что дорогу теперь мы знаем. Время пути до перехода реки в брод удалось сократить с 3-х часов до 2-х. После брода пошли нижней тропой, обогнули болото. Скорость передвижения снизилась из-за усталости, и последний участок мы преодолевали уже не три, а четыре часа. Общая продолжительность выхода составила 12,5 ч. Заночевали в охотничьей избушке, оставленная кем-то луковица отлично сочеталась с яблоком, а заварка пригодилась для чая со сладостями. Ужин получился отменный! Мы дежурные, мы знаем свое дело))). Растопили печь, легли спать.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ "НОГИ В РУКИ..."

18 августа, день двенадцатый «ноги в в руки и шагаем дальше, а так же бессонная ночь в ожидании блудных туристов»:

Утро. Как бы не хотели встать в шесть утра, но ничего не получилось, встали в 7.30, вышли около восьми. Холодное утро, немного было пасмурно, опять реку в брод три раза перешли. На траве иней, ночка выдалась холодная. На середине пути к нашему лагерю, встретили Адмирала. Он был рад. Мы были рады. Еще большую радость и восторг вызвал сникерс с лесным орехом. Казалось, что дорога до лагеря будет длиться вечность.  Пришли в лагерь около трех часов дня. Пообедали и спать. Всё тело болит.

Что происходило в лагере, пока не было нас: в первый день, когда мы вышли на водопад, вторая группа в запланированное время вышла в лагерь у деревни Гутара. Был также организован поход в магазин, и в отделение связи. В магазине продается шоколад весом 1кг. Выглядит такая плитка шоколада мощно, но на вкус как-то не очень. В эту ночь, дежурство в лагере длилось до трех часов, но мы так и не пришли.

Следующий день начался как обычно, вернее нет. Он начался с поисков Адмирала, он ушел на поиски нас еще перед рассветом. Спасибо Дмитрий Василич! Ну а продолжился завтраком, для кого-то рыбалкой, кто-то загорал, кто-то вел учет продуктов. В общем в итоге поужинали и спать.

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ "НА ВЕСЛА И В ПУТЬ"

19 августа, день тринадцатый «на вёсла, и в путь»:

Утро. Солнце. День чудесный. Подъем в 9.00 завтракаем, собираем свои манатки (так моя учительница по математике выражается) и отправляемся дальше. Нас ждут Великие дела!

Река дальше широкая и спокойная, хотя по пути кое-где встречаются небольшие препятствия, но они легко проходимы. Делаем небольшие остановки – осматриваем территорию. ПО пути встречается небольшой водопад, он впадает в р. Гутара. По борегам реки много поваленных деревьев, некоторые торчат из воды, надо быть осторожнее. Река мелкая, местами приходится перетаскивать катамараны. Очень много проток.

Встречаем туристов из Красноярска. Чудные люди (ударение на «У»). Через несколько часов чалимся, обедаем. Впереди нас ждет порог, протяженностью около десяти метров. Обсуждаем как лучше его пройти. С левого берега реки торчит большой камень с небольшим шпилем, с права обливные (Дмитрий Василич, опишите его, я не знаю как). Прошли, что называется кто во что горазд. К-2 сели на камень одним баллоном, почти перевернулись, но всё прошло успешно, прошли красиво.

«Басек» решил брать тот же самый камень штурмом и налетел на него со всего маху. Уселись на него рамой. Маты заглушали шум воды. Если бы они с него сами не слезли, Адмирал стащил бы их за шкирку, нечего на баллонах прыгать, так и порвать их можно.

Третьи вошли в порог Андрей и Адмирал. Красиво вошли. Кормой. Для них этот порог показался, так прост, что они усложнили себе задачу и решили пройти его кормой вперед. И только их развернет носом в струю, как они снова разворачивают катамаран. Ах, да, тот камень они обошли слева. Красавцы, пошли по перекатам.

Ну, и самая главная жемчужина, катамаран «Стремительный» устремился в этот порог последним. Три настоящих мужчины на катамаране, а ответственность всё равно легла на хрупкие женские плечи. Прошли порог красиво, без помарки. Что тут скажешь: «Девушки, рулят!».

Стоянка сделали на левом берегу, у Жанны! Жанна, это жена одного из каюров, который наши вещи через перевал Катышный переправлял. Сама она с мужем живут в поселке Верхняя Гутара, а здесь у них дача. Ну, ничего себе так дача!!! Аккуратный домик, есть банька, ТУАЛЕТ. Небольшой огород и очень даже рыбное место. Адмирал готовит вкуснейший за всю историю похода борщ, просто вкуснейший, да еще и в мое дежурство! Дмитрий Василич, вы меня всегда выручали. С моими кулинарными способностями, никто не знает чем бы мог закончиться этот день!!

Каждому свое!!! Мы в баньке засели на пару часиков, ребята пошли на рыбалку. В этот день Адмирал обиделся на прекрасную половину группы, он так и не дождался своей очереди в баню, и ушел спать с репликой «Я вам еще припомню!!!». Слава Богу – не припомнил… наверное забыл!!

ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ "ТОФАЛАРСКИЙ БОГ"

20 августа, день четырнадцатый «Тофаларский Бог»:

Утро. Погода стоит такая, что сами себе завидуем. Завтракаем. Собираемся и уходим. Стоянку организовываем на правом берегу у каменного идола. Сооружение действительно впечатляет, огромные камни очертанием напоминают древнего идола, можно даже различить черты лица. Здесь находится большой дом с баней. Ура, есть туалет!

И самое главное, рыбалка – то, что доктор прописал. В глазах ребят появляется охотничий азарт. И смело можно сказать на ужин у нас была уха. А еще свежеиспеченные блинчики с брусничным джемом. Вкусно. Блинчики кстати Оксана готовила, как раз в тот момент, когда я Адмиралу свой ноутбук в шашки проиграла… а еще два подсигара и кожаный пиджак… Вечер закончился игрой в карты и увлекательной беседой о смысле жизни. Отбой. Завтра нас ждут великие дела.

ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ "БАНЯ, ПЛЯЖ, МАТРАСЫ"

21 августа, день пятнадцатый «баня, пляж, матрасы»:

Позавтракали. Адмирал сегодня не в духе, вчера съели весь джем! Завхозу влетело по первое число, точнее по двадцать первое. К черту все сомнения, собираемся и выходим. Сплавлялись не долго, не прошло и пару часов, как мы оказались в раю. Вот уж действительно, это настоящий рай в тайге.

Здесь есть всё! Всё для комфортабельного отдыха. Большой дом с кроватями, не побоюсь этого слова. Там есть настоящие матрасы, это еще одно Тофаларское чудо. СПАСИБО тому дяденьке, что завез эти матрасы.

Еще шикарная, чистая банька с верандой. Большой стол под навесом на улице. Пляж. И конечно же рыбное место тоже было здесь. За пару часов ловли было поймано ведро хариуса. Ближе к вечеру раздается боевой клич изюбра. Это Вовка собирает своих соседей по палатке для очередной «исповеди» перед едой.

Вечером баня. После бани был придуман туристский аттракцион: прыгали с берега (высота 1-1,5метра) в реку в спас жилете, была страховка. Еще одна порция адреналина прыгающим была обеспечена. После бани ужин и посиделки за большим столом. Сладкий сон на матрасах.

ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ "ЛАБИРИНТЫ"

22 августа, день следующий «лабиринты»:  Ленивый выдался денек! Проснулись рано, приготовили завтрак. После завтрака опять отправились на матрасы, так уж не хотелось с ними расставаться, так провалялись еще несколько часов. Пока не обнаружили, что весь лагерь уже почти на веслах сидит. Так быстро мы еще не собирались. В результате от места стоянки отошли вторыми.

Течение реки небольшое. Река начинает делится на протоки, останавливаемся выбираем по какой протоке идти. Река превратилась в настоящий лабиринт, здесь не сложно и потеряться. Прошли около 7-9 часов. Стоянка состоялась в 19-20.00 вечера. Берег песчаный, но встречаются камни, место для палатки выбрать сложно. Все устали. Готовим ужин и спать. За ужином происходит битва за пряничные крошки со сгущенкой и халвой. Как всегда Катя с Настей получают желаемое! Ура! Наелись, а теперь спать.

ДЕНЬ СЕМНАДЦАТЫЙ "ТИШИНА"

23 августа, день семнадцатый «тишина»:

Подъем 9.00. Спуск на воду 11.00. Сегодня первым идет катамаран «Стремительный». Место стоянки, выбранное вчера «Басегом» команду не устроило, и они решают показать мастер класс по этому делу. Погода как всегда отличная, «…утреннее горное солнце озаряет вершины гор своим ярким светом, и украдкой ищет отражение в горных холодных реках…» Ах, оставьте, это всё пустое. На самом деле все было по-другому! Быстро погрузив свои вещи на «кат», и не разглядывая, какое там сегодня солнце, не говоря уже о его отражении, катамаран «стремительный» устремился вперед и скрылся за поворотом через 7,5 минут. Течение в реке все тише и тише, грести уже лениво. Препятствия на пути встречаются все реже… делать нечего… спирт на исходе…

От жары членов экипажа, клонит в сон. Начинаем развлекаться: выбрав участок, где речка поглубже. Туристы водники начинают «погружать свое тело в сказку». Холодная вода быстренько заряжает оптимизмом, и движение вперед продолжается. На «Басеге» Настёна показывает мастер класс в прыжках в воду с катамарана, членам экипажа не запоминают её технику с первого раза, поэтому Настя повторяет на бис сие несложные комбинации: «топориком», «камушком» и т.п.

Поход близится к завершению. И катамаран во главе с Адмиралом, дружно переименовывается в катамаран «Рогоносец». Такое не хитрое название присуждается за Оленьи рога, прихваченные как сувенир от Олега Ивановича. Вперед рогами!!!

В то время, как все туристы занимаются матрасным отдыхом на катамаранах, наш главный рыбак Евгений «знает свое дело!!!». Он пополняет свою коллекцию пойманным ленком, причем ленок был пойман, прям с К-2. Ура, Женя, ура!!! Экзамен по рыболовству почти сдан!

Где-то в середине пути начинаются шиверы. Большие камни разбросаны по всему руслу реки, типа нужно маневрировать. Но «Крейсер Аврора» знает свое дело, и мы садимся на один из таких камней правым баллоном. Положение обзавидуешся: По середине реки, причем глубина такая, что дна не видно – оттолкнуться не от чего. Звенят фанфары и бравый боцман Александр, проявив сноровку и инициативу, погрузив свое тело в сказку, вызволяет нас из этого каменно-водного плена. Проплывающий рядом Адмирал косит лукавым глазом.

Сплавляемся около 9 часов. Ближе к 6 вечера катамаран «Стремительный» вооружившись биноклем, начинает разведывательные действия в поисках самой лучшей стоянки за весь поход. Как ни странно пристать практически некуда. Либо обрывистые берега, либо если берега пологие обязательно полно камней и мало дров. В поисках стоянки плывем еще 1,5 часа, следом идет «Басег», «Рогоносца» и К-2 нет в пределах видимости, есть подозрения, что они совершат стоянку самостоятельно и группа разделится. Лагерь разбили примерно в 20.00, в течении часа под сплавились все остальные катамараны. Наломали дров (в прямом смысле), готовим ужин.

Макароны… пригорели… ну и что, с кетчупом все равно съедобно. «Рогоносцы» набрали грибов, значит, завтра будут грибы на завтрак. Перед сном пара партий в карты и снова в свой холодный спальник: «Привет, Дружище!» (скучаю по нему, а имя то, какое звучное – 159!!)

ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ "ОСТАЛОСЬ 100 КМ ДО МОСТА"

24 августа, день следующий за семнадцатым «осталось около 100 км. до моста»:

Утро. Погода потихоньку портится. Немного пасмурно. Сегодня репетируем день рождения Адмирала. Поискав в своем огромном рюкзаке, кто-то даже нашел воздушный оранжевый шарик. Надули, обвязали красивой ленточкой и подарок готов.  На завтрак сегодня гречневая каша с грибами, все этому рады (молочный суп с макаронами уже организм не принимает), рады все за исключением Гриши. Как выяснилось ранее Григорий не есть жареный лук (который и находился в грибочках). Не ест или не ел, пока с нами не познакомился… Гриша, прости, но открою тебе чудную тайну (ударение на «У»). Так вот – жареный лук ты всё-таки ел: это был гороховый суп, картошка с грибами и еще парочка блюд, каких я уже не помню.

Сегодня должны пройти около 40 км. Сплавляемся до «Генеральской дачи». Напротив дачи возвышается скала рельефами выдающейся части тела… то ли Генерал постарался, то ли само собой образовалось… Ближе к обеду начинает моросить дождь, погода немного портится.

По пути встречаются моторные лодки с местными рыбаками, а может даже и туристами. Встретили катер с тремя рыбаками. Сделали остановку возле домика на берегу. Дом жилой, но хозяев не оказалось. В доме есть продукты… арбуз, шоколадные конфеты, водка. Мы приличные до неприличия туристы, мы ничего не взяли. Смахнули голодную слезу и поплыли дальше.

К стоянке причалили ближе к вечеру. «Басек» радостно гулял по берегу с бутылкой водки и ярым желанием поделится ею. Обманщики… обманщики, так нельзя поступать… злые люди, шипко не добрые! Не было там водки… только воды Тагула.

Погода портится окончательно. По дождю разводим костер, готовим ужин. На этом месте стоянки мы не одни. Причалили ребята на катере, и еще двое рыбаков на резиновой лодке. Как выяснилось, рыбаков сюда забросили на моторке, по их словам до деревни осталось километров шестьдесят. Заброска в эту часть реки в 2010 году стоит 4000 рублей с человека.

Ребята с катера разместились в домике, мы довольствуемся берегом реки. Палатки ставить проблематично. Колышки не держаться, так как «почва» из песка и мелкого камня. Олег эту ночь провел также в доме (вместе с рыбаками), ароматнее носков и такого забористого храпа он не слышал уже давно, признался он на утро. Короче выспаться ему не удалось. Вечером жарим оладьи. В этот день Настя завалила дерево голыми руками, вот она настоящая женщина! И коня на скаку остановит и в горящую избу войдет, и дерево руками сломит.Ночью идет дождь. На улице мокро.

ДЕНЬ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ №В ПРЕДДВЕРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ"

25 августа, день девятнадцатый «в преддверии цивилизации»:

Утро. Немного мокро, но с неба уже не капает. К завтраку у нас кисель. И что-то еще было, не помню. Собираемся и в путь! Сегодня нас ждет практически последний рывок! Ура. Свободу попугаям! Достали последнюю заначку… по «скотским» расчетам должно хватить для поднятия настроения. Хватило… настроение… встало.

Погода налаживается, река спокойная, временами даже очень – практически стоим на месте. Опять встретили рыбаков, на этот раз на моторке. Добрые люди, у них есть сигареты и рыба, чем они и поделились. Сигареты заканчивались уже давно, у кого-то они опять появлялись, но перебои были жесткие. Поэтому такому угощению некоторые члены катамарана искренне порадовались. Рыба. Что делать с сырой рыбой, если нет соли? Есть кетчуп…но это совсем, совсем, прям очень совсем безумно. Это вам не халва с салом (Андрей, спасибо за рецепт, теперь я знаю, как себя дома побаловать). Посовещавшись, команда приняла решение – догнать Адмирала и выменять у них соль, на остатки конфет. Двадцать минут усиленной гребле по «стоячей» воде и мы добились желаемого. Засолили рыбу и съели, сигареты скурили. Плывем дальше, надо отдать соль! Отдаем соль и остатки конфет. Погода всё лучше и лучше. Стоянка на левом берегу Тагула. К месту стоянки пришли примерно около 15-16.00. Берег имеет два яруса, на второй ведет лестница с резким подъемом. На берегу расположен большой деревянный дом с лежаками, в доме есть печь. Около дома есть небольшая пристройка, чем-то напоминает баню. Рядом имеются небольшие постройки.

Кухню разбили на первом ярусе берега. Часть группы разместилась на берегу, часть в доме.На ужин у нас сегодня гороховый суп и оладьи со сгущенкой, халвой и конфетами. Приготовлением оладий сегодня занимаются Надя и Саша. Всё приготовленное съедается сразу же, как говориться «пока горяченькое». Вкусняшка получилась, просто объедение. Отбой как всегда, у всех по-разному.

Ночью были слышны посторонние звуки на улице рядом с домом. Думала глюк, но Гриша слышал их тоже. Немного жутковато.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЫЙ "МОСТ, ПОСВЯЩЕНИЕ"

26 августа, последний день на воде «посвящение»:

Сегодня дежурит Гриша. На завтрак у нас макароны по-флотски и остатки вчерашней печеной роскоши.

До конечной точки маршрута осталось сплавляться несколько часов. Собираемся и в путь. На этой стоянке я оставила свою походную куртку, оставила, а потом сожгла. Отчаливаем около 11.00-12.00. Река спокойная, погода отличная. Встречаются небольшие протоки, очень красивый пейзаж. Через 2-2,5 сплава проплыли небольшую деревню. Магазина в ней нет (выяснили у местного жителя). От деревни на противоположный берег ходит паром. Чалимся на перекус, Александр собирает гербарий. На берегу ребята нашли змею. Отчаливаем.

Еще несколько часов сплава,  и вот он!!! Мост!! Доплыли! Ура! Начинаем фоткаться на фоне моста… настроение великолепное, но немного грустно. Первым к мосту пришел «Басег». Чалимся разбираем и сушим каты. Адмирал и еще 3 человека идут в деревню, договариваться на счет автобуса, для того, чтобы доехать до г. Тайшет. В процессе ожидания – перебираем вещи, моемся, кто-то уже переодевается в «чистую» одежду. Начинается дождь. Чтобы не намочило вещи, натягивает тент. Периодически подъезжают местные жители, для каких целей – не понятно.

Из еды остались только сухари, кетчуп, лук и мед))). Даже не знаю, можно ли такое изобилие назвать «набором туриста». Сухари с кетчупом очень даже ничего – съедобны. Один местный житель специально для нас привез сало (домашнее), взамен попросил рассказать о нашем путешествии, показать фотографии. И Тимбуртук Тантрический, как духовный Гуру нашей команды, возложил эту миссию на себя.

Немного о мосте. Очень своеобразное изобретение. Мост имеет металлическую конструкцию (скелет), а настил выложен из шпал, прогнившие шпалы заменили обычными досками 50 мм. Кое-где встречаются просто дыры. Ходить, а тем более ездить по такому мосту жутко. Адмирал вернулся около 20.00 по местному времени. Все вещи погрузили в автобус, впереди нас ждет посвящение в туристы. Эх!

По такому случаю было приготовлено отборное «пойло» (как выяснилось позже). Глинтвейн из земляничного вина, Дмитрий Василич, Вы как всегда – оригинал! Все испытуемые или новоиспеченные туристы должны пройти обряд посвящения, который состоял из обязательного испитая священного напитка и процедуры обливания. Даже медики утверждают, что контрастный душ полезен для здоровья, но только утром, а не в темное время суток. Но, тем не менее, мы его приняли, а после получили веслом по самому мягонькому и нежному месту – по попе!!!

Дорога в Тайшет заняла около двух часов. В город мы приехали в 23.58 по местному времени. Кто-то кому-то даже проспорил на счет это.  Разместились в трехзвездочном зале железнодорожного вокзала. Цивилизация радует, немного от нее отвыкли. Через два часа после прибытия позвонила домой…мама назвала на «ВЫ», капец неудача!!! Дожилась!!!

Ложимся спать около 3-4.00 по местному времени. Спим в зале ожидания на полу, ну ничего так, даже удобно.

ДЕНЬ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ "ТАЙШЕТ"

27 августа, день в Тайшете:

Город Тайшет не большой, больше напоминает районный населенный пункт. Встречаются пятиэтажные дома, есть новостройки многоэтажки, но эти дома еще не сданы. Недалеко от железнодорожного вокзала есть рынок, на его территории много кафе, в основном кухня восточная. Еда съедобная, вкусная. Если сравнивать стоимость продуктов в магазинах с Омскими ценами, то примерно одинаковая ценовая политика.

На площади ж/д вокзала расположено интернет кафе, 100 рублей час. Компы старые почти не тянут уже, но имея хорошее терпение и усидчивость (коим и отличается Женька) за ними можно и по работать. Сегодня мы гуляем по городу, играем в карты, пьем пиво, разгадываем кроссворды. Сегодня ночью в 3.48 по местному времени у нас поезд. Едем домой!!!

Конец!

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Весь маршрут можно разделить на три участка: 1. река Мурхой – поселок Верхняя Гутара, 2. поселок Верхняя Гутара  -  река нижняя Гутара, 3. река Тагул.

Первый участок характеризуется большим количеством препядствий, рядом порогов, прижимов, длинных шивер и перекатов. Начиная со второй половины маршрута сложность препятствий, заметно уменьшается, и на реке Тагул они прекращаются вообще. На третьей части маршрута основным препятствием являются завалы леса. Основное время желательно планировать на первые два участка маршрута. Здесь помимо сложных препятствий очень красивые места (река Мурхой). Во второй части можно сделать акцент на радиальном выходе. Уделить внимание гольцам, озерам и водопадам.

В первой и второй части маршрута кровососущих насекомых почти не встречаются, начинают появляться они ближе в третьему, завершающему этапу похода. Район, где пролегал маршрут не инцефалитоопасный, хотя подстраховаться всё-таки стоит. По всему маршруту люди встречаются редко, исключение составляет поселок Верхняя Гутара и река Тагул, на Тагуле попадаются рыбаки, есть и туристы.

Рассмотренный участок является достаточно сложным и интересным. Требует от участников навыков в прохождении порогов, умения быстро ориентироваться и принимать решения на воде, т.к. просмотр всех сложных участков реки занимает много времени. Наша группа, прошла все пороги, любезно предоставленные нам реками. Маршрут просто великолепный. Было всё! Самое главное заряд положительной энергией и масса воспоминаний обеспечены вам на долгое время.