8 августа. ГОЛОВНИНА

Кунашир Кунашир
Кунашир.озеро Горячее Кунашир.озеро Горячее
Встали рано, в 8 утра. Сегодня программа-подняться по кратеру, посмотреть окрестности "с высоты" и выйти по озеру на фумарольные поля.
Вышли в 10 утра. Сегодня, кстати, здесь ожидается Гордон. Да-да,он самый! (однако мы так и не пересечемся с ним, мы уйдем во время его прибытия на фумарольные поля). Сходили на верх гребня и думали спуститься вниз напрямую до фумарол по стланнику...ан нет! Внизу по тропе гуляет медведь! Наблюдаем его в бинокль. Хоть у нас и есть фальшвеер и красный перец-после долгих раздумий решили спуститься тем же путем что и поднимались,и вдоль озера по воде дойти до фумарол (как бы в обход получается). Наталья наша осталась ждать Гордона-она гидом у них здесь будет (потом она нам покажет фото с ним:). Дошли до фумарол (на небе , кстати,ни облачка!). Фумаролы как и положено дымят, и вода вдоль берега "кипит"-слышно как пар выходит в воду:) Пофотографировались, покупались нагишом, пообедали, и понаблюдали за еще одним медведем-на противоположной стороне озера! Большой, черный, солидный! Понаблюдали за ним и тронулись дальше-искать реку, откуда должна быть дорога вверх, к нашему месту (мы как бы обходим кругом кальдеру вулкана). Шли и по воде, и по берегу ,и сквозь бамбучник, и сквозь осоку. В конце концов вышли на кордон-от которого спокойненько по тропе добрались до лагеря. Девчонки пошли в "грязевые ванны", ребята пошли за водой к ужину (минут 15 до ручья в одну сторону).
9 августа.ВУЛКАН МЕНДЕЛЕЕВА

Кунашир. Кунашир.
Сегодня должны попасть на Менделеева, но сначала выход с Головнина! Утром проснулись от шума ветра и воды (погода видимо меняется). Встала в 6 утра-затянуло туманом все. Позавтракали,быстро собрались,и вышли. Морось. А на смотровой площадке от мороси и ветра просто напросто СДУВАЕТ!К краю не подойти! При спуске вниз-появляется просвет. Машины за нами приехали в 12 часов,в 12.40 были под вулканом Менделеева.Рюкзаки сдали в машины, пошли наверх налегке с гидом Андреем (погода никакая честно говоря). Угостили нас гребешками (думали наверху ими пообедать,пожарить) Дорога-высокий бамбучник, выше роста человека,туман, вначале -крутой подъем, потом постепенно набираем высоту.Мокрые с ног до головы. Вышли к фумарольным полям около 14.00. Морось,холодно.2 большие фумаролины:) Видно плохо вокруг,нет смысла тут задерживаться.Девчонки хотели покупаться в "фумарольных ваннах",на на поверку-они оказались кипятком!в 15.30 стали потихоньку спускаться,в 17.30 пришли вниз.А машины то заказали на 20.00!Кто ж знал, что погода так испортится-и мы все бегом-бегом спустимся...что делать? Отправили гида пешком в поселок за машинами (попутку поймает), а сами занялись поеданием гребешков,сырых гребешков (да-да,кушать то уже охота!).Со спиртом (хорошо, что был,спас от замерзания).Чтобы не стоять, не мерзнуть, пошли по направлению к поселку,где нас и подобрали.По дороге встретили лисенка-попрошайку.Он и забыл наверное, как охотиться! Питается-что люди подадут:) Сидит на дороге и ждет машины-обязательно все остановятся и покормят!
Расселились в гостинице Айсберг.Ужин,стрика,сушка.ЗАВТРА-ВЫЕЗД НА ТЯТЮ!!!
10 августа.ЗАБРОСКА НА ТЯТЮ

"Мертвый лес"вулкан Тятя "Мертвый лес"вулкан Тятя
в 9 утра вы ехали из гостиницы в сторону побережья-заброска на Тятю по морю (около 50 км.далее -пешком). В 10.30 выехали на 2 моторках. Погода замечательная!Наш сопровождающий проверил краболовки-улов удался (на обед будут крабы:)). По дороге проплывали мыс Рогачева и остров Рогачева. Здесь-лежбища нерп, живут бакланы, орланы, альбатросы, топорки (с красными лапками и клювом). Остановились по пути у речки, поймали рыбу (будет и уха у нас на обед:)). По прбытию к месту начала выхода на вулкан (ручей Рубежный) сварили крабов и ухи:) Покушали, и 4 вечера вышли (Дмитрий остался на берегу с лодками, ждать нашего завтрашнего возвращения. Завтра же мы и должны отсюда уплыть обратно). Прошли минут 20-30 по ручью (высокотравье)-а дальше..сплошной высокий бамбучник, он смыкается сразу же тобой, путает ноги. Идти совсем нелегко-на спине рюкзаки, попадаются завалы деревьев, бамбучник бьет по лицу:(около восьми вечера закончился бамбучник-началось шлаковое поле (при всем при этом набираем высоту, правда потихоньку). Надо сегодня дойти до снежника обязательно (хоть тушкой, хоть чучелом)-больше воды не откуда брать...в 20.30 встали на шлаковой площадке в куполе Отважный. Снежник недалеко позади остался. Ужин, пара песен на гитаре и спать! Завтра утром выход на вулкан.
11 августа.ВУЛКАН ТЯТЯ

о.Кунашир. Вулкан Тятя о.Кунашир. Вулкан Тятя
о.Кунашир.Вулкан Тятя о.Кунашир.Вулкан Тятя
кратер вулкана Тятя кратер вулкана Тятя
В 6 утра встали с Ирой (дежурные). Ветер сильнейший! Еле огонь развели. Красивый восход, красное солнце, постепенно натягивает туман. В 8 утра налегке выдвинулись на вулкан. Интересно, поднялись чуть выше-ветра нет, палящее солнце! (когда спустимся к лагерю-там все также будет задувать сильно ветер!). Шли по шлаку, затем продирались вверх сквозь заросли ольховника, кедрового стланника (местами над пропастью качались на нем):). Тяжеловато подниматься под солнцем конечно по шлаку...Однако всем хотелось побыстрее добраться до снежника наверху (у лавового языка, с водой то проблемы, а пить охота еще как!). Сверху хорошо открывается вид на остров Итуруп. В 12.10 все поднялись! МЫ это сделали!:)
Погуляли немного по кратеру, валяются остатки вертолета (бьются тут-было дело,туман же почти постоянно висит , и второй кону совсем не видно).Быстрый перекус и сразу вниз (нам сегодня надо спуститься вниз до лодок и засветло уплыть обратно). В пол-второго начали спуск, около трех часов вышли на место, где оставляли рюкзаки, подхватили их и пошли вниз тем же путем. Шли по шлаковому полю (по бокам мертвый лес), чуть попозже чем через час вышли на бамбучник и высокотравье. В 6 вечера вышли на лодки, перекусили в 7 вечера, быстро погрузились и поплыли на "ЧАЙКУ"-термальный источник, недалеко от мыса Рогачева. По дороге наблюдали стаи дельфинов (посопровождали нас немного),топорки летают, бакланы, вроде как и хвост кита даже видели...:) В 20.30 приехали на ЧАЙКУ (тут оборудованный термо источник-в бетон одет), поставили палатки и пошли сидеть в ванне (она интересно сделана-прям на берегу, то есть сидишь в ванне-и смотришь на море). Много мошки,очень кусается.
12 августа.ЧАЙКА

о.Кунашир.Термальный источник о.Кунашир.Термальный источник
Кунашир. "Чайка" Кунашир. "Чайка"
Кунашир. Кунашир.
о.Кунашир о.Кунашир
Свободный день на Чайке.Утром ванна термальная,немного постирались. Пробежал табун диких лошадей, проехал народ на вездеходе (типа обзорная прогулка по морю у них-тут до людей км. 7-10 ), увидели островного полоза (живет по бетонной кладкой под ванной), угостили нас горбушей (пришли люди с кордона, чистить ванну-говорят, ждут ГРИНПИС), навестил нас Дмитрий (организатор транспорта)-привез крабов:) Ирина нашла во премя прогулки РЕДКОСТЬ и ЦЕННОСТЬ-ЗУБ КАШАЛОТА!!!:)
13-14 августа

Выходим по берегу в сторону цивилизации ( 5 км пройти по берегу-и там нас ждут машины), которые довезут по поселка , и оттуда выедем на озеро (12 км.по дороге) , далее 10 км по камням пешком и оттуда еще 1,5 км до крепости старой. Планируется там ночевка-и на следующий день-возврат в Южно-Курильск. (Я не поехала и не пошла на озеро, приболела.Осталась в поселке в этот день).

14 августа. В гостинице ФЛАГМАН остановилась, с видом на море.Туман полностью накрыл поселок, а кораблей на море вообще не видно в тумане. Завтра нам бы выплыть на плашкоуте на Шикотан. Народ вечером вернулся с озера, разместились по разным гостиницам ( гостиницы все маленькие, на 8-12 человек, всех в одну поместить невозможно, мест нет).
15 августа. ОСТРОВ ШИКОТАН

Шикотан Шикотан
о.Шикотан.Мыс "Край света" о.Шикотан.Мыс "Край света"
о.Шикотан.Бухта Димитрова. о.Шикотан.Бухта Димитрова.
о. Шикотан - самый крупный остров малой Курильской гряды, хотя длина его всего лишь около 50 км. Поэтому туристы называют его "островом на три дня". Если вам посчастливится попасть туда, вы будете очарованы красотой и великолепием острова. Тут совсем нет хищных зверей (типа медведей), равнинная местность, совсем другая природа (в отличие от Кунашира)-мягкая,добрая,спокойная. Самой высокой горой острова Шикотан является гора Шикотан, высотой 405 метров. Вулканов и минеральных источников на острове Шикотан нет.
В отличие от других островов Южных Курил, Шикотан слабо забамбучен, встречающийся стланик легко проходим.
Растительный мир острова удивительно разнообразен. Часто встречаются заросли тиса, лианы дикого винограда. На о. Шикотане нет медведей, хотя на соседних островах они довольно часто встречаются. Нередко можно увидеть орлана - белохвоста, но самые распространенные птицы - вороны. Здесь доводилось видеть лисицу и множество нерп.

Выехали на плашкоуте около 9 утра (плыть 4 часа) на Шикотан.Опять чуть было не посадили, когда увидели, что нас группа 12 человек (вывод: надо подходить по 2-3 человека отдельно). Приплыли в 12.30 на остров Шикотан. Нас встретили на машинахв Малокурильске и повезли в бухту Димитрова (где у нас будет ночевка). Ехали около часа. Сбросили вещи и поехали в стороны мыса КРАЙ СВЕТА (мыс Край Света - длинная и плоская поверхность мыса с трех сторон обрывается в океан 40-метровыми стенами. С верхней площадки открывается захватывающий вид на безбрежные просторы Тихого океана, и невольно приходит мысль о том, что ты действительно находишься на краю земли. Название предложено Ю.К. Ефремовым, руководителем Курильской комплексной экспедиции 1946 г.) По дороге побывали на маяке Шпанберга - его ставили еще японцы (мыс Краб),г де нам подарили пакет уже варенных крабов (честно говоря-не лезут они уже...впрочем, как и рыба. Я кстати после этой поездки месяц не ела ни рыбу, ни креветки...)!Погода отличная, немного облачно, но солнечно.
в 6 вечера вернулись в нашу бухту, поставили лагерь. В 7 вечера горит костер, готовится ужин:) Одинокая любопытная нерпа плавает вдоль берега-поглядывает на нас:) Девчонки вечером искупнулись:)
16 августа.

Всю ночь шел дождь (не ливень,просто моросил). Под утро прекратился, и прекрасная погода! Напротив островок, на нем чайки галдят:) там у них птичий базар. Позавтракали, собрались-и выехали в сторону еще одной прекрасной бухты. Здесь у нас ночевка (и завтра у нас теплоход на Сахалин). Поставили лагерь, и разбрелись кто куда. Кто то пошел на старое японское кладбище (там пара старинных надгробий), кто то пошел плавать, кто то полез вверх по склону наверх, любоваться видами бухты. Поставили ужин в 5 вечера. И вдруг..приезжают наши джипы и говорят что пришел наш теплоход и в 10 вечера начинается посадка!!!ОБАЛДЕТЬ! Теплоход то ожидали завтра утром! (вот с транспортом тут всегда засада-придет-не придет; а если придет-то когда придет-уйдет?):) Нам повезло, что ребята отследили этот вопрос:) Собрали палатки и вещи за полчаса!:) Жаль конечно, что не будет ночевки в такой красивой бухте...Теплоход Фарахутдинов. В 10 вечера посадка (ребята помогли с билетами-тут конечно же тоже сложности-надо записываться в администрации,и потом тоже не понятно-посадят-не посадят...) У ребят оказался капитан-знакомым:) В 12 ночи отплыли. Штиль. А!Ребята продали нам еще мешок свежайшей корюшки, саморучно выловленной на острове Шикотан и высушеной! Обалдеть! Пили пиво с корюшкой. Плыть должны через Итуруп и на Сахалин.
17-18 августа. о.Итуруп

Курильские острова Курильские острова
17 августа. ИТУРУП
Вот тут мы застряли... (не всёж должно было гладко пройти).
Утром были у Итурупа. К теплоходу подплыл плашкоут- народ сгружается на него и плывет на нем до острову, так же и загружаются новые пассажиры. Начало покачивать , и приплыл второй плашкоут-подпирать первый ближе к борту (а то его мотало не по детски, народ еле спускался на него) У меня началась морская болезнь...(причем на целый день , на следующее утро оклемалась только). Народ сгружался на остров, потом кто то загружался...Потом сгружали груз, потом загружали..Качать стало силнее, разбили какой там контейнер при загрузке (пустой хорошо оказался). Я не выходила из каюты, пару раз только выползла подышать:)Грузились до вечера, и вроде как должны были отплыть часиков в 6 вечера (по плану должны были в обед отплыть и утром оказаться на Сахалине) .Ан нет! ЯКОРЬ ЗА ЧТО ТО ЗАЦЕПИЛСЯ! Вот до утра и болтались в море (пытались отцепиться).

18 августа. В МОРЕ
Утром следующего дня только отправились на Сахалин. Весь день плыли. Как бы не зависнуть опять где-нибудь,з автра самолеты у нас. Самый ранний вылет в 12.50!По прогнозам в 10 утра должны быть на Сахалине завтра:)
19 августа.САХАЛИН-АЭРОПОРТ-МОСКВА

Приплыли в 8 утра, около 10 утра нас забрала с порта машина (мы заказали, чтобы нас забрали с порта, и перед вылетами повозили по городу немного-сувениры там прикупить):) А! Разделили еще икру (в г-це у аэропорта для этого дела сняли номерок на пару часов). Икру мы приобрели на Кунашире (ведро 25 кг). И вообщем то очень удачно все успели и все вовремя вылетели (летели тремя рейсами: КрасЭйр (который , кстати, через 2 дня развалился), Трансаэро и Аэрофлотом. На улице-солнце, жарко:)
В этот же день были в Москве.В Москве встретил проливной ливень....

Воообщем...:

Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил
И я живу у самого восхода.

А почта с пересадками летит с материка
До самой дальней гавани Союза,
Где я бросаю камушки с крутого бережка
Далекого пролива Лаперуза.

Над Сахалином низко облака,
И я живу над сопкой спозаранку,
Показываю солнце рыбакам
И шлю его тебе на Якиманку.

Припев.
В краю, где спорят волны и ветра,
Живут немногословные мужчины,
И острова, как будто сейнера,
В Россию возвращаются с путины.

Припев.
Ну что тебе сказать про Сахалин?
На острове нормальная погода.
Прибой мою тельняшку просолил
И я живу у самого восхода.