Тридцать первое декабря, без двадцати двенадцать ночи. Мы поднимаемся по склону холма. Небо пасмурное, фонарей нет, темно. Без десяти минут новый год мы стоим у полуразрушенной стены старой крепости. Мы знаем, что внизу плещется море, но черная вода сливается с черной землей. Редкие огни напоминают о том, что внизу живут люди. Без двух минут двенадцать в окрестных поселках взлетают несколько одиноких фейверков; дальше – тишина. Это всего лишь момент двухнедельного велосипедного похода по двум греческим островам – Родосу и Карпатосу. Посреди зимы - высокое небо, разноцветное море и пустая асфальтовая дорога. Что еще нужно людям с велосипедом?
Нитка маршрута
о.Родос-о.Карпатос-о.Родос
 
Как доехать до островов

Тридцать первое декабря. Без двадцати двенадцать ночи. Мы поднимаемся по склону холма. Небо пасмурное, фонарей нет, темно. Мы сбиваемся с тропинки. Я падаю и раздираю ногу. Наконец тропинка найдена. Без десяти минут новый год мы стоим у полуразрушенной стены старой крепости. Мы знаем, что внизу плещется море, но черная вода сливается с черной землей. Редкие огни напоминают о том, что внизу живут люди. Без двух минут двенадцать в окрестных поселках взлетают несколько одиноких фейверков. Дальше – тишина.

В двенадцать, как положено, мы загадали по желанию. Главное теперь вспомнить, что именно мы хотели. Разбитая нога осталась в старом году. Через десять минут после символического начала нового года мы встретили собаку. Она бежала по пустой дороге вдоль холма. С ошейником, но совершенно одна. Новогодний ужин, приготовленный в апартаментах, мы съели на троих: я, Сережка и собака. Утром она убежала, но вернулась к нашему отъезду. Долго бежала за нами, пока мы выезжали из поселка. Когда мы вернулись в Москву, то пошли в приют и взяли двух собак. Вдруг судьба?

Впрочем, новогодняя ночь была лишь моментом посреди двухнедельного велосипедного похода по двум греческим островам – Родосу и Карпатосу. Площадь Родоса в четыре с лишним раза больше Карпатоса. Дорог и достопримечательностей там тоже больше. Поэтому почти все время мы провели на этом острове. На Карпатосе мы пробыли два дня с небольшим. Однако документальных свидетельств этому не осталось. В последние дни поездки по Родосу мой Canon 5D Mark II приказал долго жить: несколько раз отказывался работать из-за отходящих контактов. Один раз Сережка с ним договорился, второй – починил, третий уже не смог.
 

Как доехать до островов. На греческих островах мы были уже не в первый раз. До этого проводили новогодние праздники на Кипре и Крите. Поэтому способы добраться туда хорошо известны. Сначала – самолет. Мы летаем на Аэрофлоте, который дороже, но зато берет велосипеды в счет общего багажа без доплаты, что большая редкость. Дальше есть варианты. На Кипр есть прямые рейсы Аэрофлота, поэтому проблем нет. На Крит и Родос в любом случае надо лететь до Афин, а дальше на пароме или на самолете местной авиакомпании.

Паром – это для любителей медленной езды по морю. Билеты на паром можно купить заранее по Интернету. Стоимость зависит от того, едешь ты на палубе, в салоне с самолетными креслами, в кафе или в каюте. Велосипеды провозятся бесплатно на палубе, где стоят машины. Паромы небольшие, но аккуратные и удобные. Я паромы очень люблю, поэтому езжу на них с удовольствием. Сережку немного укачивает, но он заранее пьет таблетки. Большую часть видно только небо и воду, но зато какие цвета!

Главный минус парома – это зависимость от погоды. В плохую погоду время прибытия может сильно сдвинуться. Например, в этот раз мы ехали на пароме с Родоса на Карпатос и обратно. Рейс «туда» сдвинули на сутки вперед, рейс обратно – на полсуток. В результате сократилось количество ходового времени на Карпатосе, и мы впритык успели на обратный самолет. С одной стороны, погода действительно была плохая. Даже на Родосе был очень сильный ветер и ливень. С другой стороны, менять билет на самолет не хочется.

Самолет – для тех, кто хочет долететь побыстрее. Тот же Аэрофлот предлагает пакеты из рейсов Москва-Афины, Афины-Родос. На этот раз мы решили попробовать этот способ. Честно говоря, я думаю, что это было ошибкой. Я специально звонила в справочную Аэрофлота и спрашивала, по правилам какой авиакомпании полетит рейс Афины-Родос. Мне сказали, что по правилам Аэрофлота, т.е. велосипед в счет общего багажа. На пути из Москвы так и вышло, поскольку билеты оформляли в Шереметьево.

На пути обратно греки стрясли с нас дополнительные 100 евро за негабарит, сказав, что у них свои правила. После этого мы наблюдали, как наши велосипеды не слишком аккуратно отправляли в багаж в аэропорту Родоса, а дома обнаружили, что титановый руль моего велосипеда сложен под углом 90%! Поскольку это был не первый странный случай, произошедший с нами в аэропортах Греции, у меня окончательно отпало желание летать в эту страну с велосипедами. Это очень обидно, поскольку страна – рай для велосипедиста.

Где можно провести ночь

Родос – плотно заселенный остров и рассчитан на туризм. Некоторые поселки недалеко от главного города Родоса, который имеет такое же название, построены специально для отдыхающих: многоэтажные гостиницы, фитнес-центры, большие продуктовые магазины, куча магазинов одежды, обуви и прочего. Однако зимой все это закрыто. В таких поселках мне казалось, что я попала во вчерашний день Лангоньеров: море, растения, дома есть, а людей нет. Сережка сказал, что это напоминает мир после прихода зомби, только здания слишком целые.

Кроме того, вдоль берега моря и недалеко вглубь острова расположено много поселков, в которых живут местные жители. Эти населенные пункты могут быть очень разными. Есть поселки аккуратные, с большими ухоженными домами, красивыми садами и ресторанами. 

 13.Родос14.Родос15.Родос
16.Родос17.Родос18.Родос
21.Родос22.Родос19.Родос
Есть поселки со старыми полуразрушенными зданиями и придорожными кафе, где собираются местные жители.
55.Родос58.Родос57.Родос
Однако в большинстве поселков есть и то, и другое. Большие продуктовые магазины и гостиницы стоят вперемешку с полуразрушенными зданиями.
94.Родос83.Родос84.Родос
85.Родос88.Родос89.Родос
90.Родос87.Родос91.Родос
92.Родос86.Родос93.Родос
Зимой многие места для цивильного ночлега закрыты. Однако в некоторых поселках с помощью booking.com Сережка находил работающие гостиницы или апартаменты. В это время они стоят дешево. За 30-35 евро в сутки можно получить апартаменты с ванной комнатой и плитой, расположенные на берегу моря, или номер в гостинице со всеми удобствами. В одном из таких поселков мы встретили новый год. С балкона было видно море с лунной дорожкой; над гостиницей - утес с остатками старой крепости.
36.Родос38.Родос37.Родос
41.Родос42.Родос39.Родос
43.Родос44.Родос40.Родос
47.Родос48.Родос
Кроме того, на острове есть много места для «дикой» стоянки с палаткой. На берегу можно встать между поселками. Дальше вглубь острова можно ночевать почти где угодно: населенных пунктов становится значительно меньше, а свободного места больше. Основная проблема – это питьевая вода. Ее лучше покупать в магазинах и возить с собой в бутылках. Еще она встречается в источниках вдоль дорог и в водохранилищах, но на это надеяться не стоит. Положение придорожных источников надо знать, а водохранилищ на острове всего два.

На Карпатосе ситуация другая. Там два порта, куда подходят паромы, расположенные в разных концах острова, но больших поселков гораздо меньше. Люди приезжают в основном позагорать на пляже, поэтому гостиниц и апартаментов, которые работают зимой, там мало. Большой выбор только в главном городе острова – Карпатосе. Цены примерно такие же, как на Родосе. Может оказаться, что в гостинице вы единственные посетители, поэтому вместо номера с видом на город, вам за те же деньги дадут более престижный номер с видом на море.

Где можно поесть

На Родосе с едой все в порядке. В крупных поселках есть большие универсальные и маленькие специализированные магазины, обычно мясные лавки и пекарни. В маленьких поселках есть небольшие универсальные палатки, ассортимента которых вполне хватает для завтрака и ужина, приготовленных на горелке. Качество продуктов хорошее: сыры, консервированные помидоры, перцы, оливки и рыба пользовались у нас наибольшим успехом. В пекарне можно разжиться классными пирожными или конфетами.

Кафе и рестораны тоже есть в большом количестве. В местных кафе обычно есть сувлаки, которые в России называют шашлыком. В ресторанах побольше, которые можно встретить где угодно – в поселках или вдоль дороги, встречаются замечательные блюда, типа жареного сыра с медом и орехами. Чаще всего меню есть на греческом и на английском; в заведениях побольше к ним добавляются варианты на немецком и русском. Нам особенно понравился ресторан в поселке Монолитос и ресторан Amytheta на приморском шоссе недалеко от поселка Kamiros Skala.

Одна беда – зимой многие магазины и рестораны, которые есть на карте, закрыты. Едешь-едешь, хочешь купить воды, а вот и нет. Поэтому для закупок надо выбирать поселок побольше.

На Карпатосе та же история. Большой магазин мы встретили только в главном городе острова. Маленький магазин попался в поселке Олимпус, но там ассортимент был совсем скудный. Зато женщина-продавец говорила на английском и на немецком. Благо, к тому времени, мы были уже обученные, и основные продукты везли с собой. Воду, хлеб и хлебные палочки нам удалось достать на месте.

Дороги

Дороги – это фантастика! Родос покрыт сетью асфальтовых дорог. Основная трасса идет вдоль моря, а второстепенные уходят вглубь. Дороги, как правило, неширокие. Во многих местах – это одна-две полосы в каждую сторону. Обочин практически нет, асфальт не идеальный. Однако эти недостатки компенсирует небольшое количество машин и осторожность водителей. (По нашим наблюдениям, это характерно для Крита, Кипра, Родоса, Карпатоса и Пелопонесского полуострова континентальной Греции. Досадное исключение – это Афины, где узкие дороги сочетаются с не слишком вежливыми водителями).

 49.Родос24.РодосЛось4
261.РодосЛось578.Родос
На первый взгляд, ездить по Греции на велосипеде трудно. Иногда возникает ощущение, что разметка дороги и светофоры сделаны для того, чтобы показывать приезжим, а местные жители ездят так, как удобно. Родос – яркое тому подтверждение. В небольших поселках люди паркуются вдоль дорог, занимая одну из двух существующих полос. Если кому-то не хватило места на этой полосе, он занимает еще половину второй. Едущие машины пробираются по оставшемуся пространству. В главном городе Родоса улицы шире, зато машины могут проскочить и через двойную сплошную, и на красный свет.

Однако то, что, на первый взгляд, кажется опасным, в результате становится «палочкой-выручалочкой». Видимо люди, которые постоянно ездят на машинах таким образом, привыкли смотреть на дорогу. Поэтому нас (как, впрочем, и друг друга) они объезжают очень осторожно. Стыдно признаться, но нередко причиной проезда через «двойную сплошную» были мы: водители просто старались объехать нас как можно дальше. Мало того, поскольку зимой дороги практически пустые, то в некоторых местах мы встречали 3-4 машины в час, поэтому могли ехать посередине дороги.

23.Родос76.Родос53.Родос
72.Родос77.Родос73.Родос
98.Родос80.Родос79.Родос
Тяжелее всего ехать в сильный дождь и после заката солнца. В дождь пытаешься увернуться от водяных струй, бьющих в лицо, а сильный ветер заглушает звуки, поэтому не всегда вовремя замечаешь машину. После заката мы старались не ездить, но один раз никак не могли найти место для ночлега. Были включены задний и передний фонари велосипедов, на головах горели налобники, но все равно было некомфортно. Ночь, как назло, была пасмурной. Сверху поливал дождь, сбоку брызгали машины. Фонарей вдоль дороги не было, поэтому периодически мы проваливались в ямки.
99.Родос111.Родос112.Родос
113.Родос114.Родос115.Родос
На Карпатосе есть одна дорога, которая идет из одного конца острова в другой. Если на Родосе в большинстве случаев набор высоты не превышает 100 метров, то здесь мы довольно быстро набрали почти 400 метров, а потом ездили «вверх-вниз». Однако на этой дороге есть замечательное узкое место, когда можно одновременно увидеть сразу два берега острова. Кроме того, машин на этом острове еще меньше, а пейзажи еще необычнее.

Главная «изюминка» дорог – это многочисленные ларьки, в которых продают всякую всячину. Они рассчитаны на туристов и поэтому зимой закрыты. Однако даже в это время года от них есть большая польза. С одной стороны, они украшают дорогу, с другой – поднимают настроение. Дело в том, что на многих ларьках есть надписи на русском. Однако люди, которые их делают, путают буквы кириллического и латинского алфавитов. Поэтому слова получаются причудливыми.

 95.Родос75.Родос96.Родос
97.Родос100.Родос
Погода

Для любителей велосипедных походов по Европе зимой выбор небольшой. В большинстве стран либо идут дожди, и температура приближается к «нулю», либо лежит снег. Большие греческие острова – Крит, Родос, Кипр - хороший вариант. Ночью температура редко опускается ниже «+5», днем – ниже «+10». Если повезет, будет солнце, если не повезет – дождь, который быстро закончится. Примерно так мы размышляли, когда вспоминали новогодние праздники на Крите и Кипре. Посмотрели на прогноз погоды, поверили в лучшее и купили билеты.

Сказать, что нам совсем не повезло, будет неправдой. Однако могло быть и лучше. Одну половину времени мы ехали под солнечным небом, разукрашенным легкими облаками. Большинство фотографий было сделано в эти периоды. Другую половину мы «упирались» под небом темно-серого цвета или под откровенным ливнем. Временами казалось, что мы попали на съемку фильма, и как раз сейчас актером поливают из шланга, чтобы создать впечатление очень плохой погоды. Вода струей текла по велосипедам, рюкзакам и плащам.

Например, огибаем мы южную оконечность острова. У нас грандиозный план: проехать по основной автомобильной трассе, затем свернуть на пляж и провести ночь в небольшом заповеднике, который выступает в море. Когда утром мы выезжали из пос.Геннади, пошел легкий дождь. За час он превратился в дождь средней интенсивности, а потом – в ливень. К этому добавился встречный ветер. Холодная вода била по лицу, порывы ветра тормозили велосипед, а потом сорвали и унесли куда-то чехол от велорюкзака. К тому моменту мне было уже все равно.

Ни о какой ночевке на продуваемой оконечности острова речи уже не было. Вопрос состоял только в том, насколько далеко мы успеем уехать от этого места. Когда дорога повернула и пошла вдоль южного берега острова, ситуация резко изменилась. Теперь тот же ветер, что не давал нам ехать вперед, стал дуть в спину. Я перестала крутить педали и посмотрела на спидометр: 18 км/ч по ровной дороге! Когда я начала еле-еле двигать ногами, скорость подскочила выше 20 км/ч. Я подумала, что схожу с ума, перестала крутить педали и снова получила 18 км/ч. Кстати, и дождь кончился.

Правда каждый реагирует на перемену погоды по-своему. Первую половину пути я мрачно ругалась, а вторую – радовалась. Сережка оценил нашу поездку наоборот. Сначала он радовался, поскольку крутил педали и грелся; потом расстроился, поскольку расслабился и замерз. Правда радоваться в этот день нам помогали плащи, которые продавались в Декатлоне под названием «плащи велосипедные». Они довольно короткие, поэтому не лезут в педали; держат воду и ветер. Главный недостаток - запотевают изнутри, но в такую погоду не до капризов.

Правда такая погода встречается не каждый день и тоже имеет свой «плюс». Когда дождь собирается, и тучи только затягивают небо, пейзажи становятся фантастически красивыми: контрастные цвета, невероятные оттенки. Когда дождь уже закончился, появляется радуга, иногда даже две. Вот на это уже хочется смотреть. Затем небо становится голубым, и появляется солнце. Вот такой январь: гроза-радуга-солнце.

 56.Родос121.Родос127.Родос
126.Родос259.Родос128.Родос
120.Родос262.Родос130.Родос
265.Родос260.Родос264.Родос
266.Родос267.Родос
Что можно посмотреть (1)

На Родосе есть, что посмотреть, как любителям природы, так и любителям городов. На Карпатосе мы успели увидеть только окрестности дороги. Поэтому дальше я напишу про Родос. В январе этот остров зеленый, воздух – чистый, местные жители собирают оливки и мандарины. Отдельно стоит сказать о домашних животных, заповедниках и водохранилищах.

Домашние животныеНа Родосе очень много собак и кошек. Собаки, как правило, в ошейниках, хотя часто бегают свободно. Кошки, напротив, как правило, живут сами по себе. На протяжении всего похода мы возили с собой сухой кошачий корм. На него всегда находились желающие. На Родосе к кормежке сбегалось котов по 10-15. Даже на набережной между мельницами и крепостью стоит будочка, где оборудовано место для ночевки животных. Рядом находится ящик, куда можно кинуть денег на корм.
239.Родос223.Родос241.Родос
81.Родос250.Родос160.Родос
46.Родос133.Родос7.Родос
Заповедники. На карте острова отмечено несколько мест, которые называются заповедниками. Заповедник по-родосски – это не место с кучей охраны, куда не пускают «посторонних». Это природные зоны, на которых просят не разжигать костры и по которым идут преимущественно грунтовые дороги. Мы проехали по одному заповеднику, который был расположен между поселками Psinthos - Archipoli - Eleousa - Dimilia – Salakos. Лесное место, в котором есть покосившиеся дома и пасущиеся козы. Просто тихо и красиво.
3.Родос1.Родос5.Родос
10.Родос6.Родос9.Родос
Лось2Лось1Лось3
 Водохранилища. На Родосе есть два больших водохранилища. Мы специально посетили оба. Одно водохранилище расположено недалеко от пос. Laerma, где мы провели новый год. Туда мы ехали по грунтовой дороге, обратно – по асфальтовой. Дорога есть вокруг всего водохранилища, но мы проехали только по одному краю. Световой день короткий, и погода портилась. Похоже, что в теплое время туда приезжают отдыхающие: есть стоянка для машин и остатки полуразрушенных зданий.
25.Родос26.Родос28.Родос
29.Родос32.Родос30.Родос
33.Родос34.Родос35.Родос

Второе водохранилище расположено недалеко от пос. Apolakkia.  Туда мы попали после сильного дождя, когда сквозь тучи начало пробиваться вечернее солнце. До водохранилища ведет асфальтовая дорога. Вокруг есть несколько домиков и закрытая зимой церковь. Сюда точно приезжают отдыхающие, поскольку на высоком берегу есть специальная поляна с оборудованным источником воды и местом для стоянки палаток. На дороге стоит указатель на какой-то развлекательный комплекс.

 59.Родос61.Родос60.Родос
64.Родос66.Родос65.Родос
68.Родос67.Родос71.Родос

Для любителей памятников архитектуры есть приморские крепости и город Родос.

Что можно посмотреть (2)

Крепости. Старые крепости, как правило, стоят на высоких скалах над морем. Одни крепости сохранились очень хорошо, от других остались «рожки да ножки». Самой известной крепостью (за исключением родосской) считается крепость в одном из самых древних городов Родоса – Линдосе. Мы посмотрели на нее с дороги, но заехать в нее не успели. 

51.Родос50.Родос52.Родос
 
Зато мы побывали в относительно хорошо сохранившейся крепости около пос. Монолитос...
101.Родос102.Родос
103.Родос105.Родос104.Родос
106.Родос107.Родос
108.Родос109.Родос110.Родос
...а также в остатках крепости около пос. Kritinia.
 122.Родос123.Родос124.Родос
Что можно посмотреть (3)

Город Родосглавный город одноименного острова. Главная достопримечательность Родоса – это «старый город». Путеводители расскажут вам, какую роль он играл в эпоху греческих городов-государств; какое влияние на него оказали рыцари; что с ним сделали турки, и как он вернулся к итальянцам. Наверное, все это лучше прочитать до прогулки по старой части Родоса, чтобы понять, почему она такая, какая есть.

 140.Родос142.Родос162.Родос
164.Родос166.Родос151.Родос
167.Родос172.Родос170.Родос
171.Родос182.Родос205.Родос176.Родос
202.Родос179.Родос201.Родос
178.Родос185.Родос177.Родос
181.Родос188.Родос174.Родос
186.Родос191.Родос193.Родос
192.Родос197.Родос190.Родос
194.Родос196.Родос199.Родос
204.Родос 219.Родос231.Родос
226.Родос220.Родос214.Родос
225.Родос247.Родос218.Родос244.Родос
207.Родос211.Родос206.Родос
212.Родос208.Родос213.Родос
Главное, что этот «старый город» отличается от многих других. В европейских городах старая часть – это, как правило, аттракцион для туристов – покрашенный, обустроенный, покрытый сетью магазинов. В Родосе – это место, где живут люди. В этом смысле Родос больше всего напоминает Венецию, где «отполированная» часть для туристов сочетается с несколько облезлыми домами и веревками с бельем, натянутыми через улицы. На Родосе этот контраст еще больше. Мы три дня жили в небольшой гостинице внутри «старого города» и поэтому прочувствовали этот колорит на собственном опыте.
131.Родос132.Родос145.Родос
134.Родос137.Родос150.Родос147.Родос
152.Родос135.Родос136.Родос
144.Родос139.Родос138.Родос
146.Родос149.Родос148.Родос
 227.Родос229.Родос230.Родос232.Родос
235.Родос233.Родос228.Родос
238.Родос257.Родос234.Родос237.Родос
240.Родос242.Родос243.Родос
246.Родос249.Родос245.Родос
251.Родос248.Родос253.Родос252.Родос
254.Родос255.Родос256.Родос
153.Родос156.Родос154.Родос
157.Родос158.Родос161.Родос
155.Родос163.Родос159.Родос Лось6
263.Родос258.Родос268.Родос
В Родосе мы пробыли три дня. Дальше пять часов на пароме, два дня на острове Карпатос, пять часов на пароме, последние апартаменты на Родосе, аэропорт и самолет в Москву. Вряд ли мы вернемся сюда в ближайшее время. Однако солнечные фотографии напоминают мне о том, что серая холодная зима всегда проходит, и ей на смену приходит пусть прохладная, но солнечная весна.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Греция
еще маршруты
О Маршруте