Стамбул -Анкара - Догубаязит - Арарат - Каппадокия - Средиземное море - Стамбул

Арарат

Такой недосягаемый Арарат

Маршруты.ру на фоне Арарата Маршруты.ру на фоне Арарата
в районе лагеря 4200 бушует метель (НБ) в районе лагеря 4200 бушует метель (НБ)
гид Нури (НБ) гид Нури (НБ)
голуби на обзорной площадке Голубиного ущелья (ДС) голуби на обзорной площадке Голубиного ущелья (ДС)
жилой домик в Учхисаре (ЕН) жилой домик в Учхисаре (ЕН)
Аванос. Гончарная мастерская. Рисунок на блюде. (ДС) Аванос. Гончарная мастерская. Рисунок на блюде. (ДС)
обучение премудростям танца живота (ДС) обучение премудростям танца живота (ДС)
жандармерия в Пашабай (ДС) жандармерия в Пашабай (ДС)
башня Галата в Стамбуле (ЕН) башня Галата в Стамбуле (ЕН)
полёты во сне и на яву (НБ) полёты во сне и на яву (НБ)
закат в Кизкалеси закат в Кизкалеси
кальян на Истикляль кальян на Истикляль
Рыбаки Золотого Рога (ЕН) Рыбаки Золотого Рога (ЕН)
Арарат (АБ) Арарат (АБ)
Кизкалеси - турецкий Форд-Байярд (НБ) Кизкалеси - турецкий Форд-Байярд (НБ)
В этом мире раскинувшемся под внимательным взором Аллаха есть вещи стремительно меняющиеся, а есть вещи непоколебимо вечные. Вот вроде Египетских Пирамид, более вечных и древних, чем исламский мирв котором они находятся. К столь же древним и непоколебимым относитсянесомненно и убеленный сединами Арарат, площадка для игр библейскихгероев и обычных курдских детей, гора находившаяся на территории неодного десятка самых разнообразных царств и империй. Последних 90 летАрарат находится на территории Турецкой республики.

Сама же Турцияотносится к тем вещам, что стремительно меняются. Побывав здесьчетырежды за последние четыре года этого просто невозможно не заметить.Бывший в 2005 году по сути огромным шумным базаром стамбульскийавтовокзал слегка остепенился, стал более понятным и нынче даже чем-топохож своих европейски сородичей. Внутри междугородних автобусовзаметно прибавилось женщин. И пусть они едут в неярких одеяниях иплатках, их часть уже достигает 20% пассажиров. Пути сообщения тожеменяются, в Стамбуле несколько новых станций метротрамвая, причем всамом центре, а шоссе на Адану — нынче почти немецкий автобан.. А ведьраньше автобусы и большегрузные автомобили еле еле тащились длиннымисерпантинами, оглушая местность надрывистыми потягами своих моторов.Нам удалось за сутки пересечь всю Турцию с востока на запад и при этомпровести еще несколько часов в ее столице — городе Анкаре. Небогатыйкакими-то древними сооружениями, мечетями и соборами город одарил наспрекрасным археологическим музеем и видом бесконечных красно-черепичныхкрыш старой своей части со стен расположенной на высоком холме в самомцентре городской цитадели.

Ночевать же приходилось полулежа вкомфортабельных, но все креслах, а не кроватях автобуса. Сами же туркипутешествуют так всю жизнь и их ничего не смущает в этом плане. Нассмущало скорее не положение тела, а остановки каждые 2-3 часа. Во времяэтих пауз движения помешанные на чистоте и гигиене (видимо благодаряэпидемии страшного богонеугодного свиного гриппа) стюарты и помощникиводителя выгоняли всех на улицы, а сами отдраивали салон автобусаизнутри и сам автобус снаружи. Будучи на одной из остановок выгнаннымипосереде ночи на улицу, мы, вслед за остальными пассажирами, потянулисьгреться в столовку, где и попробовали загадочное на вид, но вкусное посути блюдо из сладкой тыквы, тем самым символично отметив ночьХелловина.

Несмотря на всю эту изменчивость Турции, на ее восточных границахсклоны Арарата и окружающие горные массивы так и застыли в веках. Мы вДогубаязите, городе ставшей ареной ожесточенных сражений одной изрусско-турецких войн. Всю северо-восточную сторону горизонта занимаетгромадина Арарата. Он на самом деле не такой великий, но атмосферныйфронт взгромоздившись на склонах горы загородил полнеба.. В 2005 году унас был опыт (а точнее целое приключение) по нелегальному проникновениюв сторону вершины с западной стороны. Первоначально в эту поездку мысобирались сделать все чуть более официально, но предварительнаяпереписка на уровне емейлов выдала нам неприемлемую в первомприближении сумму уровня 300-400 евро на человека. Решено былопереписку прекратить, приехать прямо в Догу и без всякой партизанщинына каком-нибудь такси выехать в сторону деревни Эли. Начало подъема изЭли (а не от шоссе) экономит 2 дня. Вылезая из автобуса мы были сразуже обнаружены представителем нашего адресата по предварительнойпереписке, пожилым седым альпинистом с обгорелым и обветренным лицом изатащены им в офис Murat Expeditions окнами выходящем прямо наавтовокзальную площадь. На месте и с живым человеком беседа за чашечкойчая пошла легко и непринужденна. В итоге благодаря нашему главномупереговорщику, блондинке Наташе, цена на все приключение составляла уже150 долларов на человека. Сюда входил и пермит, и заброска-выброска идаже услуги гида, приятного молодого курда по имени Нури.

Микроавтобус трясется по закоулкам Догубаязита, распугивая кур ипривлекая новым необычным зрелищем курдских детей. Дети показываютзалетным иностранцем постеры с футболистами ведущих турецких клубов и кполному своему удивлению выясняют что я некоторых из футболистов знаю.Ну а уж выговоренный мною скороговоркой нападающий казанского «Рубина»Гёкдениз Карадениз для них является полной неожиданностью и поводом квосторженным кривляниям. Вот уж действительно, футбол творит мир безграниц. Тем временем провожаемый молодой женой к машине возвращаетсяНури. Он заезжал домой за обувью. Расцениваемый нами поначалу какбесплатное приложение к пермиту и заброске, Нури приносит в машинунастоящие альпинистские пластиковые ботинки, чем вызывает невольноеуважение и повышение собственного статуса в наших глазах. Впоследствиион этот статус скорее подтвердил чем потерял. Шел быстрее всех, тропилпо снегу, и вопреки ожиданиям и описанию курдских гидов найденных винтернете, не ныл в холодных и малопригодных для жизниусловиях.ночевки. К полудню микроавтобус доставил нас на верхнююоконечность села Эли, где мы в курдском домике попили чаю с пастухами иохотниками и двинулись вверх по тропе. Спустя пару часов, когда ужестали возникать первые мысли о постановке лагеря, выяснилось, чтоникакой воды нет. Мы ничего с собой не несли, а вулканические склоныАрарата , несмотря на ноябрь были покрыты не снегом, а высохшей травойи камнями. Летом эта проблема очевидна и такого прокола мы бы недопустили. Если бы когда-нибудь собрались на Арарат летом. Нури нес всвоем рюкзаке множество банок энергетического напитка и судя по всемусовершенно не озабочивался проблемой жажды. В итоге мы просто дошли допервых проявлений снега. Тот лежал тоненьким слоем на некоторыхтравяных кустиках и камнях, и женщины, вооружившись ложками, принялисьдобывать воду. Неподготовленными мы оказались и еще к одному фактору.Несильно, но все же вытянутая вдоль параллели Турция на своих восточныхокраинах имеет окончание светового дня в 16 часов. И полнолуниенесильное подспорье путнику в ноябрьских условиях полной облачности.Верхняя окраина села Эли лежит на высоте 2100 метров, а за вторуюполовину дня мы добрались по достаточно пологим склонам и серпантинамдо стоянки пастухов, с загонами сложенными каменными стенками. Высотаздесь 2700.

Утром снега заметно прибавилось, а видимость толькоухудшилась. Однако мы уверенно стартуем. И все же второй восходительныйдень начавшись за здравие, а закончился за упокой. Бодро вышагиваяутром по проложенной Нури в неглубоком снежке тропе, после полудня мыуже едва тащились прижимаемые тяжестью рюкзаков и вороша доходящие доуровня колен наносы снега под ногами. И вроде никаких сильных признаковгорной болезни и кислородной недостаточности, а вот тяжело и все тут.Ничего не поделаешь. Склон стал более крутым, правильной тропы давноуже не видно, непогода разыгралась вовсю. Отстал от основной группыметров на 50 и тропа занесена снегом. Нури уже тоже устал тропить итеперь уже не идет первым, а постоянно предлагает разнообразныеплощадки под устройство лагеря, грозя тем что дальше удобных мест до4200 нет. Кажется он надеялся, что мы обломаемся гораздо раньше итеперь с неохотой вынужден признать, что ему попались настырныеклиенты. Впрочем чем ближе стрелка часов приближалась к 16-ти, темсильнее спадала настырность клиентов. А плоские места под лагерьдействительно закончились. В итоге крошечные человеческие фигуркиоказались застигнуты особо сильным штормом прямо на склоне исполинскойгоры. Спускаться вниз и терять высоту решительно не хотелось, а гдевпереди закончится склон предсказать невозможно. Спасеньем казалсяовраг маячивший слева. Этот узенький кулуар, зажатый между двумяогромными склонами давал защиту от ветра и вероятность каких-то плоскихплощадочек. Какой-то лавинной опасности окружающий рельеф не таил.Оставалось только вытоптать ногами и нагребсти снежной лопатой местопод две палатки. И делать это надо было как можно быстрее, становилосьхолодно. Две металлических дуги от палатки треснули еще при ее установке,и все же жилище, более похожее по сути на убежище от холода и непогодыбыло поставлено и даже поскрипев по швам героически вместило шестьпостояльцев. Нури забился в свою собственную палатку поставленную чутьвыше по склону и следующие 24 часа он из нее не высовывался. Уже лежа впалатке, за чашечкой теплого компота, мы держали совет, разрабатываядальнейшую стратегию. Высота лагеря получилась 3600 метров. Расстояниедо вершины - полтора километра по высоте. Полгода назад с таким жеперепадом высоты мы справились на Демавенде, есть на практике ианалогичный эльбрусский прецедент. Итак, решено, на следующий ипоследний на Арарате штурмовой лагерь 4200 палатку не переносить, навершину пойдем утром отсюда, с 3600. В 6 утра группа из 5 восходителейотправилась наверх. В лагере осталась укутанная во все наши спальники иизначально вовсе не планировавшая никакого экстрима Лена, да Нури всвоей палатке. Нури услышав шебуршание наших сборов выглянул наружу иобнаружив, что клиенты вместо того, чтобы собраться и быстренькосбежать вниз, стоят перед в полном утепленном обмундировании,вооруженные ледорубами, сильно перепугался. Problem! Problem!, -пытался он донести свою мысль до нас, но тщетно. Наташа как-тоуспокоила его, что мы непременно вернемся если случиться Problem.Подъем был героическим. Это была добрая охота. Пусть и неудачная. Мыпрактически без остановок рубились вверх и вверх. Не видно было ни зги,ни того как и куда уходит наверху склон. Сменяя друг друга на первомместе шеренги мы тропили и тропили, местами погружаясь в снег по пояс.Иногда удавалось выйти на камни, тогда дело шло легче, но каменныйроссыпи быстро кончались. Теперь уже 10-15 метров отставания былодостаточно для того, чтобы ветер и метель уничтожали проложеннуюверхними товарищами глубокую траншею в снегу. Левая сторона лицаобмораживалась. А все, что попадало под дыхание: капюшон, верхняя частьзастежки пуховика, усы и борода - покрывалось забавным слоем инея исосульками. Крупные камни щетинились нанесенными снежными лапами.Погода все сильнее ухудшалась словно стремясь своими отчаяннымипорывами метели сломать решимость людишек. Те же добрались таки довысоты 4200 и местонахождения последнего штурмового лагеря. Было ровно,какие-то остатки стола и каменных стен, но очень ветрено и неютно.Найденный лгерь подтвердил верность выбранного направления пути идобавил энтузиазма. Однако сил то он кончено добавить не мог. Шли мы соскоростью примерно 150 метров набора высоты в час и где-то прибавитьдополнительно не могли, склон наоборот, становился все круче и круче, аветер порывыстее и сильнее. Тропить нормально могли уже двое-трое изпяти, остальные понуро преодолевая себя шли в хвосте. В 14-00 обнаруживна GPS показания 4560 я немного подумав принял решение возвращатьсяназад. Поубеждать народ пришлось, но слава богу мой опыт и авторитетимел солидный вес. Да, по ощущениям казалось, что сил нам идти дальшееще хватит долго. Но по темпу получалось, что на вершине мы будемвместе с заходом солнца, а то и позже. И что-то мне подсказывало, чтоэто решительно неправильно. Так нельзя. И сил уже не будет, испускаться в полной темноте. По иронии судьбы решение спускатьсясозрело одновременно с обнаруженной вешкой. Впервые за все времяподъема мы наткнулись на этот указатель, подтверждающий абсолютнуюверность пути.Правда ни предыдущей, ни последующей вешки сквозь порывывсеокутывающей пурги не наблюдалось нигде. В тот момент я шел первым, ивышел на небольшой кусочек льда, на котором чуть-чуть проскользнулвместе с неудерживающимся на льду снегом вниз. К чистому льду я всегдаотношусь с крайней осторожностью, и тут он словно бы включил какой-тотумблер в голове, заставивший посчитать время и одуматься. Основныеприключения начались конечно же на спуске. Проложенную вверх тропусловно стерли ластиком и мы просто пошли вниз следуя естественныморографическим понижением склона и сопутствующего хребта. Однаковзглянув на GPS я обнаружил, что идти надо резко на 90 градусов правее.Внешне казалось, что прямо в пропасть. Тут просто оказался какой-тооптический обман. Когда стоишь на белом склоне в белой пурге, кажетсячто он уходит вниз с увеличивающейся крутизной, подобно «бараньимлбам». И с каждым шагом все страшнее и страшнее, кажется что сорвешься.Ориентиров вообще нет никаких, это мозг сам по себе достраиваеткакую-то картину. Лишь зацепившись взглядом за камень, случайноторчащий из сугроба где-то по нужному направлению, удается нормальноспуститься. Смело погружаясь в снег по пояс на спуске и быстро шагаяширокими шагами иногда казалось что просто плывешь в пушистом снегу.

Вышли на гребень и дальше ием дальше по нему, сверяемся с GPS и та жеистория, прибор советует повернуть в пропасть на этот раз налево. Сжелезной логикой американских спутников не поспоришь. Самым сложным внашей ситуации было определять, а где собственно север юг и так далее.Дело в том, что корректно GPS работает только в движении, а находясь наместе он лишь указывает цифрами азимут. Два компаса оказалисьвстроенными в мои китайские треккинговые палки. Китайцы видимовставляли их туда для скорее для украшения, поэтому они так и не узналинасколько я им благодарен. Именно этими компасами мы исориентировались. Причем поскольку их было два всегда можно былопроверить, насколько врет какой-то из них, подождать пока колебаниястрелки успокоятся и направление на север окончательно «устаканится».Как рассказала потом Наташа, у нее таки был еще один компас, но где-тодалеко в рюкзачке и копошиться в нем, доставать на таком ветре и морозеей очень не хотелось. А руки действительно замерзали, я например не могвозиться с GPS дольше полуминуты, и отогревал потом каждый раз втечении пяти минут окоченевшие и побледневшие пальцы внутри варежки.

Недав нам вершины эта поездка дала неоценимый опыт перемещений в горах поGPS. Да, теперь я впервые за свою многолетнюю практику восхождений насобственной шкуре ощутил и понял, зачем нужен GPS в горах. И впервыеспустился слепо только по нему, не ориентируясь на что-то еще. Чего-тоеще попросту больше не было, 30-50 метров видимости ближайшего,занесенного снегом склона и все. Лагерь едва не проскочили мимо. Сновавыручил GPS указав, что вот он, рядом. Обе палатки превратились всугробы и не выделяются на общем фоне склона горы. Удивляемся, как сдвумя поломанными дугами и плотно засыпаемая снегом весь день нашаSalewa не рухнула на завернутую спальниками словно капусту Ленкусидевшую внутри весь день. Нури высунувшись из своей палатки несказаннообрадовался увидев вернувшихся клиентов и радостно сообщил, что сегодня«End of Program». То бишь: «Повалили ка все вниз отсюда, пока ещеживы». Разбитые и предельно уставшие мы собираемся вокруг своей палаткии, в принципе понимаем, что это наверное даже проще, не раздеваясьбыстро собрать лагерь и махнуть вниз. Сборы проходят уже в темноте.Палатка и тент просто сворачивается и запихивается как есть внутрьрюкзака, внизу мы ее достанем, посушим, и уже свернем нормально. В 17выдвигаемся вниз. Нури тропит и уверенно ведет группу. Мы же постоянноотдыхаем, и отстаем. Нури поджидает, подбадривает и поет своимиэнергетическими напитками. Вот место первого нашего лагеря 2700.Уровень снега выпавшего за прошедшие двое суток — метр. Вокругодинаковые каменные стенки, к каждой из них нужно пробиратьсяпроваливаясь в снег. В общем после недолгих поисков оставленные впервом лагере вещи было решено бросить. Вот удивятся весной курдскиепастухи, обнаружив мешок неиспортившихся яблок (вряд лизаконсервированным метровым слоем яблокам что-то грозит), зонтик ижурнал «Аэрофлот» на русском языке. А деревня Эли почему все такая-жедалекая. Ночью наконец-то распогодилось и мы видим далекие огниДогубаязита, и более близкие огни Эли. А где-то там на горизонтесветятся иранские города. Гора поиздевавшись над нами начинаетустанавливать хорошую погоду. Вот вышла луна и сказочно окрасила пейзажв голубые краски. За горизонтом даже показался конус Малого Арарата, досих пор не открывавшийся нашему взору, да и не видимый из Догубаязита.Очень тихо и холодно, кажется даже слышно как льется лунный свет. Такярко, что можно выключать фонарики. Мы этого правда не делаем, иначекак еще отсечь растянувшуюся длинной цепочкой по склонам группу людей.В домике пастуха-охотника мы оказались в десять вечера, итого 14 часовтреккинга, с набором высоты в километр и спуском в два с половинойкилометра. Главным итогом мероприятия стала непокоренная вершина.Однако есть и плюсы. Приобретен бесценный опыт хождения вотвратительную погоду и по GPS-у. Такой же опыт становления и собираниялагеря в неблагоприятных условиях. Теперь есть четкая тактика и дажезаписанный трек для будущих восхождений. В неблагоприятные периоды тутбезусловно рекомендуется штурмовать из лагеря выше 4000 метров. Хотя быпотому, что больше народа на горе скорее всего не будет ни души и тропутропить придется самим. Люди из Murat Expeditions активно приглашалинас на прощание приезжать еще, приговаривая, что в августе — самое оно.И ведь наверное приедем же, после двух обломов (январского иноябрьского) добить таки этот пунктик. Только в августе — слишкомскучно, не наш метод :)

Все утро вершина была прекрасно видна, словно дразня и приглашая сновапопытаться сходить на нее. Можно было расстраиваться и жаловаться насудьбу, но, пожалуй, наиболее верным утверждением будет что-то вроде"Иншалла". Да и часов в 9 утра на вершину таки село плотное облако,закрыв как раз все, что выше 4000 метров. Хотя наверное такого снежногоурагана как вчерашний все-таки не ожидалось. Турция же никуда неделась. Арарат закончился на удивление быстро, а до конца неделиосталась еще куча времени. Для начала следовала как следует отмыться вбаньке. Точнее в турецком хамаме. Догубаязитский хамам в отличии отвиденных мною ранее стамбульских куда менее мажорен, зато сущетсвенноболее дешев. И в общем то очень приятен. Ну и конечно надо обязательнобрать опцию массажа. Без этого ходить в хамам совершенно не стоит. Наследующий день нас ждала уже Каппадокия, со своими удивительнымипейзажами. Вечерние выступления сначала дервишей, а потом простотанцевальная программа самого разнообразного толка, в которой я большеналегал на явства, а вот например Шурик учился танцевать танец живота.Танцы живота я видел вроде б и раньше, но на этот раз танцовщица былапросто неповторима, а зал в восторге рукоплескал ей стоя. Наташка жеосновным мероприятием Каппадокии посчитала для себя воздухоплавание,что ей к огромному удовольствию удалось совершить. Перед возвращениемдомой навестили теплое Средиземное море, отогреться и посидеть напустынном пляжу. А также в последний день бродили по Стамбулу:Айа-София, набережная, старый район Галатасарай и совершенноочаровательная пешеходная улочка Истикляль в нем. Но пусть уж об этойполовине путешествия напишут другие участники, ежели у них дойдут доэтого руки и будет время. Я как-то вес больше о горах привык писать.Надеюсь и об Арарате не в последний раз пишу.