Покхара и Лумбини

Вид на Покхара и озеро Фева от World Peace Pagoda
(Здесь и далее фотографии - Д.Славин, Жаркова и Никитина с нами уже не было)

Изрядно сократив пребывание в высокогорной части Гималаев сильно расстраиваться я не стал, быстро составив план по посещению более низких и доступных непальских достопримечательностей. Начав, как водится с гастрономии. Промучившись пару дней с животом после невероятного обжорства всегда сопутствующего европейцу, спустившегося с высоких гор в Катманду, и доев последних два десятка таблеток активированного угля, переехали в Покхару. Это вроде как второй по значимости город Непала.

Город состоит из большей основной современной части и небольшой туристической. Мы понятное дело расположились в старой туристической, на берегу озера Фева (и поэтому называемой Lakeside), да и вообще переключились с активно треккинговой части путешествия, на неторопливую и расслабленную бэкпекерскую его часть. Покхара крайне этому способствовала. Тут недостаточно высоко, чтобы было холодно как бывает холодно в Гималаях, но и недостаточно низко, чтобы было жарко и мусонно, как бывает во всем Индостане. Тут и катание на лодке по озеру, к острову с храмом и птицами, и плавание среди распустившихся водяных цветов. Тут и все радости кулинарии. Именно в Покхаре получилась самая классная еда по комбинации свойств цена-качество-количество-вкус. А уж удивительные заведения с только фруктовым ассортиментом первых и вторых блюд, не считая соков и десертов... Тут и множество музеев. Наиболее интересным мне показались: музей Гуркхов (местные и очень выносливые жители, состоящие на службе в Британских Вооруженных силах, участвующие в вооруженных конфликтах по всему миру), и музей Альпинизма им. Мориса Эрцога. Этот француз был первым человеком, кому покорилась вершина восьмитысячника. О чем он очень интересно и подробно описал в своей книжке «Аннапурна». Сама Аннапурна величественной грядой со многими своими вершинами различных порядковых номеров и соседними горами возвышается севернее Покхары. И собтсвенно вид на нее и считайется главной достопримечательностью Покхары. Именно с ним и связаны многочисленные треккинги в окрестностях Покхары. Треккинги ведут на вершину какого-нибудь холма, откуда вид на Аннапурну наиболее прекрасен. Мы выбрали холм с World Peace Pagoda в надежде увидеть не просто Аннапурну, но еще и ее отражение в водах озера Фева. После затяжного подъема среди сельских угодий мы были вознаграждены прекрасным видом на Покхару и озеро, а вот сам Annapurna Range оказался плотно закрыт облаками. World Peace Pagoda очень приятное место, здесь оказалось очень тихо и малолюдно. Пагода-ступа смотрит в четыре разные стороны, напоминая о четырех главных буддистских местах паломничества связанных с жизнью Будды Гаутамы. Это место рождения (Лумбини), место просветления (дерево Бодхи, Бодх-Гая), место первой проповеди (Сарнатх, около Варанаси) и места ухода в нирвану, а заодно и кремирования (Кушинагар). Есть еще водопады Деви и какие-то пещеры, но водопады в мае оказались крайне маловодны, а пещеры показались мне, опытному спелеологу и вовсе смешными. Аннапурна таки вечером показала свой розовеющий закатом хребет, и видно ее было достаточно неплохо как с крыши нашего отеля, так и прямо с улицы.

Вид на Аннапурны с крыши отеля

Вот такая нереально древняя машина ехала по набережной Покхары

Вид на озеро Фева из борта лодки

Из Покхары отправились в Лумбини. Сложилось ощущение, что городок этот (а точнее деревня) оказались в Непале по чистой случайности при разрезании отступающими английскими колонизаторами карты колониальной Индии на новые независимые государства. До границы с Индией — считанные километры, и все здесь типично индийское. Бескрайняя выжженная солнцем равнина с какими-то сельскохозяйственными делянками и вонючими речками, и ни одного намека на горы. Туристический сервис тоже несильно развит. Страшноватая гостиничка, единственной спасение в которой - это облиться холодной водой (если можно посчитать эту воду холодной) и мокрым упасть в кровать под включенный вентилятор (который на полночи выключается). Будда родился так давно, что ничего об этом уже и близко не напоминает, только летописи. Да дерево, проросшее из семян того дерева, под которым родился Гаутама (такой же фокус с деревом в Бодх-Гае, где он просветлел). Есть еще одинокая колонна царя Ашоки. Царь этот родился через 200 лет после смерти Будды и был явным приверженцем учения, а по сути его спонсором, здорово способствуя его распространению.

А вот несомненный плюс в том, что ни паломников, ни туристов в Лумбини почти нет (правда не берусь утверждать что такая же ситуация на праздниках). Недостаток исторических ценностей тут компенсируется масштабным строительством. Похоже тут строится (а большей частью уже построено) некое подобие Выставки Достижений Буддистского Хозяйства. Каждая уважающая себя буддистская страна или конфессия занята сооружением своего павильона. Прекрасная кстати возможность сравнить буддистскую архитектуру разных школ. Ни бурятского, ни калмыцкого павильона конечно же нет. Нас же более других очаровали китайский и вьетнамские павильоны. А в последнем даже случись небольшое приключение. Внутренний дворик был уставлен статуями разнообразных животных, в том числе какими-то огромными фиолетовыми красноклювыми цаплями высотой человеческого роста. Неожиданно несколько статуй ожили и начали бодро бегать по дорожкам. При фотографировании с людьми они сначала добродушно позировали, а потом вдруг накинулись на Олесю и едва не заклевали ее. Хорошо, что эти вьетнамские фламинго оказались далеко не страусами и нам удалось поспешно ретироваться. Ну более близкое знакомство с животными состоялось уже на следующий день и в ста километрах восточнее от Лумбини.

Лумбини. Дерево проросшее из семян дерева под которым родился Будда.

Вход во вьетнамский павильон

Олеся и агрессивные вьетнамские журавли

Надписи на древнем языке на колонне царя Ашоки (3 век д.н.э.)

World Peace Pagoda

Непальский мотоцикл

Скалодром имени М.Эрцога в Музее Альпинизма

Цветы озера Фева

Вся Покхара уставлена вот такими футбольными мячами

карта Покхары из Lonely Planet

Забавно непальские художники рисуют животных:

Крокодильчик в Саурахе (Национальный Парк Читван)

это символ Bat Cave
а это символ одной из автобусных компаний

Читван, Бхактапур и Боднатх

Читван. Купание со слонами. (фото - Д.Славин)

От Лумбини до Читвана мы добирались полдня. Сменив при этом три автобуса и два джипа. Первым автобусом доехали до Бхайрава. В городе от конечной остановки лумбинского автобуса до автостанции можно добираться пешком, велорикшей или маршрутным такси. Увидев маршрутное такси в виде изрядно потрепанного, но вполне еще работающего УАЗика мы как истинные патриоты прибегли к его услугам. Помимо нас (белых европейцев на переднем сидении) в кузов на импровизированные скамеечки набилось еще человек восемь, а весь багаж разместился на крыше. Автобус из Бхайрава в Читван шел долго, постоянно высаживая и подсаживая пассажиров, и в какой-то момент кроме нас никого не осталось. Мы тут же были пересажены в какой-то более полный автобус, который через полчаса выбросил нас на каком-то перекрестке в каком-то городе. Было уже темно и что делать дальше не совсем понятно, но до Читвана мы пока еще явно не добрались. Оказывается на этом перекрестке нас уже давно поджидает джип гостиницы, в которую мы находясь еще в Катманду купили двухдневный тур. Несмотря на наше 8-часовое опоздание водитель не просто дождался, но еще и не заснул и умудрился выловить на оживленном перекрестке своих пассажиров, уже собирающихся передвигаться куда-то еще. Через час мы были уже в гостинице, где к огромной взаимной радости обнаружился Юрик.

УАЗик в Бхайраве (фото - Д.Славин)

Вечер в Саурахе. Закат над джунглями (фото - Ю.Жарков)

Юрик повел нас сразу же на набережную. Там под открытым небом расположено множество ресторанчиков. Мимо неторопливо несет свои воды заполненная крокодилами река Рапти, а на другом берегу колышутся читванские джунгли. Только всего этого не видно, так как сейчас тут тропическая темнота, хоть глаз выколи. Расположившись за столиком при свечах мы принялись рассказывать друг другу истории своих путешествий. Однако спокойно посидеть не давали бесчисленные стрекозы и кузнечики ринувшиеся на свет свечки. Потушив ее и включив налобные фонарики (все-таки хотелось завершить трапезу), мы получили всю эту жужжащую и стрекочущую массу прямо в лицо. Первое знакомство с джунглями ошеломляло.

Второе знакомство состоялось уже утром, в светлое время дня. Мы плыли на деревянной лодке и наблюдали гнездующихся и кормящихся птиц. Иногда наш капитан откладывал свой бамбуковый шест и, заговорщицки поднося указательный палец к своим губам со звуком «Тс-с-с-с», указывал другой рукой на какое-нибудь плывущее в воде полено. Это по идее должен был быть крокодил, однако ни разверзнутую и оскаленную острыми зубами пасть, ни мелькающие в воде мощные хвосты заметить не удалось. Впрочем многие туристы полагают, что это таки крокодилы. Ни подтвердить, ни опровергнуть не решусь. Зато носорог, принимавший ванну неподалеку от берега был самый настоящий. После заплыва нас ожидал небольшой двухчасовой треккинг по джунглям. Предусмотрительно одевшись в ботинки и раскатав рукава во избежание укусов насекомых двинулись в лес. В начале мая тут сухой период и ни топей, ни полчищ мошкары не обнаружилось. Проводник все время останавливался и прислушивался к чему-то, однако кроме то ли куропатки, то ли павлина нам никто не повстречался. Зато премило подремали на вышке. Это такое специальное сооружение, на котором можно остаться на ночь, чтобы послушать звуки леса. Днем же ничего интересного кроме проходящих мимо групп других туристов обнаружить не удалось. Спустившись с вышки и направившись в сторону поселения людей наконец-то удалось обнаружить что-то поистине интригующее. Это были несметные полчища ярко красных тараканов облепивших деревья и землю у их основания. Тараканы словно заснули и совершенно не двигались, позируя для нашим фотографий.

Тьмутаракань (фото - Д.Славин)

вышка в джунглях (фото - Д.Славин)

лодочник (фото - Ю.Жарков)

Слоненок (фото - Ю.Жарков)

Лодки на реке (фото Ю.Жарков)

Залезание на слона (фото - Д.Славин, в роли акробата - Ю.Жарков)

В Саураху (это поселок, где расположены все гостиницы национального парка Читван) мы вернулись в полдень. Солнце в зените, страшная жара, самое время купнуться. И пусть при свете дня видно что река не самая чистая, да и вроде как с крокодилами... А тут еще на купание пришли слоны. Это такой местный аттракцион. Погонщик помогает тебе усесться на слона, и слон начинает купаться. Для начала он окатывает водой с помощью хобота всех кто у него на спине, а потом трясясь мелкой дрожью, словно подтанцовывая начинает заваливаться в реку. Те, кто не слетел во время «пляски» все равно барахтаются в воде вместе со слоном, когда тот окончательно завалится на дно. Залезать обратно надо по подставленному хоботу держась за уши. Море восторга у всех посетителей независимо от возраста, пола и национальности. Стоимость — в пять раз дешевле бутылки пива.

Вечером в нашем отеле кроме нас наконец-то появились еще посетители: автобус индусов и отдельно от них самостоятельно русская девушка Яна. Она уже давно живет в Америке, а сейчас вот решила попутешествовать по миру. Свое полугодичное путешествие она начала с Катманду, и соответственно Читвана. И днем следующего дня отправилась с нами на «элефант райдинг». Усевшись в четырехместной корзине на спине слона мы отправились в джунгли. Ездить на слоне гораздо интереснее чем ходить пешком. Во-первых совершенно не устаешь, а во-вторых сверху открывается отличный вид, в-третьих никакой тряски — только неторопливо покачивающееся дно корзины. Тут еще и сотрудники парка постарались, согнав всех туристов Саурахи в единое время «элефант райдинга» они заодно и согнали всех близпасущихся носорогов. Фотоаппараты щелкали со всех сторон безостановочными пулеметными очередями, а носороги недовольно хрюкали и перебирались из одной лужи в другую. Помимо носорогов в объективы попались несколько пугливых оленей, павлины, обезьяны, змеи и возможно кто-то еще кого я забыл. Вообще же Читван — это в первую очередь именно «слоновое» место. Наблюдать и общаться с гигантами тут едва ли не лучшее место на Земле. В этот день мы еще успели посетить Elephant Breeding Centre где было множество совершенно очаровательных слонят. Рядом с центром находилось одно из самых легендарных футбольных полей — место проведения ежегодных чемпионатов мира по слоновьему футболу.

Театр теней (фото - Д.Славин)

Погонщика уже скинули со спины, но Юрик пока еще держится (фото - Д.Славин)

Прогулка со слонятами (фото - Ю.Жарков)

Мамаша и ее трехдневное дитя (фото - Д.Славин)

Стоянка таксистов (фото - Д.Славин)

Экипаж подан. Садитесь пожалуйста!
 (фото - Д.Славин)

Фотоохота (фото - Ю.Жарков)

На улицах Саурахи (фото - Ю.Жарков)

Редкое зрелище - верблюд на улицах (фото - Ю.Жарков)

Бесчисленные отели и лоджи в Саурахе (фото - Д.Славин)

В темнице сухой горюет слон молодой (фото - Ю.Жарков)

Разборки молодых (фото - Ю.Жарков)

Хребет Аннапурны виден даже из Читвана (фото - Ю.Жарков)

Носорог отдыхает в прохладной луже (фото - Ю.Жарков)

Иногда в Читване можно встретить кого-нибудь и помельче слона или носорога (фото - Ю.Жарков)

Скворечник в Саурахе (фото - Д.Славин)

Пресыщенные впечатлениями мы вернулись в Катманду, где до отлета домой у нас оставался ровно один день. Его мы потратили на визит в расположенный неподалеку от Катманду городок Бхактапур. Там тоже конечно же есть своя площадь Дурбар и расположенные вокруг нее многочисленные исторические здания. Сохранилось тут все получше Катманду, чай не столица, да и туристов поменьше, а исторический центр размером заметно побольше. Проникнув в него через боковые улочки совершенно бесплатно мы стали искать знаменитый храм, на барельефах которого изображены слоны, занимающиеся сексом в миссионерской позе. Здание оказалось в самом углу площади, совершенно невзрачное и больше походило на трансформаторную будку. Если бы не торговка семечками прямо под знаменитыми слонами, мы б его так и не нашли. Остальные здания и храмы были вполне интересны и величественны. А на главной площади происходила выставка школьных работ. О том что в Непале обучение детей в школе — это просто какой культ я уже писал в части «Долина Ролвалинга», здесь же мы только дополнительно убедились в этом факте.

Последнее что мы успели посетить в Непале — это местечко Боднатх. Это крупнейшая буддистская ступа в Непале (а может и в мире?) сооруженная еще в 6 веке. Проникнуть к ней также можно бесплатно через боковые улочки. Тут главный центр тибетского буддизма в Непале, многоголосая и разношерстная толпа паломников и туристов бесконечной вереницей вращается по часовой стрелке вокруг гигантской ступы. Повертевшись немного с ними мы отправились в аэропорт, а оттуда домой, вертеться уже в Москве, в своих делах и заботах.

Те самые слоны в миссионерской позе (фото - Ю.Жарков)

Читванские красные тараканы (фото - Ю.Жарков)

Терракотовая армия горшков. Бхактапур (фото - Ю.Жарков)

Главный вход на площадь Боднатха (фото - Д.Славин)

Выставка школьных работ в Бхактапуре (фото - Д.Славин):

необычная таблица к изучению английского языка