Дневник похода

Широко, но мелко Широко, но мелко
Птенцы чаек? Птенцы чаек?
Типичный пейзаж Типичный пейзаж
Устье р.Марийок Устье р.Марийок
Обед на возвышенности Обед на возвышенности
Обычное дело Обычное дело
В избушке В избушке
Ягельный подлесок Ягельный подлесок
Ручей Койнийок Ручей Койнийок
Тоже Койнийок Тоже Койнийок
"Не отходя от кассы" - Не выходя из лодки "Не отходя от кассы" - Не выходя из лодки
Космическая голубика Космическая голубика
У устья У устья
Верховье Поноя Верховье Поноя
Тут стоим Тут стоим
Типичное Типичное
Плес Плес
Первый рыб Первый рыб
Куокса Куокса
Дорога раз-два яица. Налево Кинемур, направо - руч. Холодный Дорога раз-два яица. Налево Кинемур, направо - руч. Холодный
Совсем сузился Совсем сузился
Волок Волок
Урожай Урожай
Стрельна у волока Стрельна у волока
Красная смородина! Красная смородина!
Самодельная разделочная доска Самодельная разделочная доска
Ближе к устью Ближе к устью
Копчение мегамонстра Копчение мегамонстра
Лунный пейзаж Лунный пейзаж
Водопады - не редкость. Водопады - не редкость.
Здесь обитают крикливые птицы Здесь обитают крикливые птицы
Пороги у устья 2 Пороги у устья 2
Пороги у устья 8 Пороги у устья 8
Пороги у устья 10 Пороги у устья 10
Пороги у устья 11 Пороги у устья 11
Полудикий конь Полудикий конь
Умная и добрая Умная и добрая
Р. Чаваньга Р. Чаваньга
Чаваньга Чаваньга

27.07.2011.  Отправление в 22-20 Поезд №382.

28.07.2011.  В поезде ехали с геологом Ильёй, который 17 лет, каждый год, по месяцу – полтора, живет в избушке, которую мы будем проходить около г. Урмаварака в верховьях Афанасии. Чудак он. По-доброму.

29.07.2011.  день 1.  В 9-17, по расписанию в Оленегорске. Думаю, нам сразу повезло, и нас, и семейную пару, и парня на Паше подвезли на микроавтобуса до Ловозера по 500 рублей с носа. А мы уже планировали по 1000 отдавать – там 80 км.
В 11-00 уже наблюдали воду около «Семерки». В этом месте дров НЕТ. По пути купили разрекламированного Ловозерского хлеба – обычный, но пирожки там хороши. Особенно на непозавтракавший желудок. Старт в 12-30. Говорят, в Семерке есть ГИМС, и действующий, но к нам не подплывали.
Поскольку настрой был боевой, соответствующий нашим планам, то 18 км по озеру мы пропахали за 3 часа. В устье и пообедали. Места там, в самом устье, шикарные. Песочек, и всё такое. Но быстро заканчиваются, появляется трава. На озере песок и галька, тоже не редкость.
Около 3-х км мелкая шивера, но плывем, затем проводка с берега – СТЕЛС. Так мы окрестили способ, когда один тащит за веревки по берегу, а второй плывет в лодке, подгребая и снимая лодку с камней.
После притока Марна, река сужается с 30 до 20 м, при этом такая же мелкая. По реке сегодня 15 км – 3 часа. Молодцы, для начала!
Статистика: 33км 8ч (Ловозеро 18 км 3 ч+15 км 5 ч по реке Афанасия вверх)

30.07.2011.  день 2.  До притока Марийок около часа, после притока река сужается до 10 м, опять без последствий для глубины. И, даже есть участок около 4 км, где можно плыть. Сегодня обогнали группу молодежи на катамаранах. Ну и достаётся им, а ведь задумали они кругосветку через Ефимозеро и обратно на Ловозеро. Ну, удачи.
Впервые видели оленя. Близко. Пару раз кинул спиннинг. Поймали случайно форель, но отпустили – одной маловато, а времени ловить нет!
С первым повышением берегов, обедаем на шикарном песчаном откосе. Солнечно и позитивно. К вечеру на месте волока. Видели огромного белого лебедя.
Статистика: 30 км река Афанасия вверх 10 ч

31.07.2011.  день 3.  Утром приморосило. На волоке с 10-30. До озерца, с которого можно плыть идем 2,5 часа – тащим лодку и по рюкзаку. Тропу потеряли в начале, поэтому по азимуту так долго и тяжело. А зачем нам тропа, тропа нам и не нужна!  Зато интересно! Видели домик Паганеля – так, про себя, мы, не сговариваясь, назвали нашего нового знакомого из поезда. Там лежат шкуры оленя – на удивление оказались толстые и мохнатые. Оставили записку с приветом.
Обратно по тропинке добежали за час. И отволокли вторые рюкзаки ещё за час. Ну, я малость подольше, за 1-40. На длинном озере и пообедали. Гонялись за тетеркой.
Под рюкзаком, в лесу, в голову лезет всякая бредятина. Например, что я - это крупногабаритная фура, несущаяся по трассе, не замечающая вокруг никого и ничего. Ломающая ветки, топающая, шумящая и грохочущая, глушащая всё в лесу… А вокруг тишина, и, стоит остановиться и затихнуть, проявляется естественный фон леса – далёкое хлопанье крыльев, шуршанье грызунов, колыханье верхушек деревьев, полет насекомых, даже нагревающиеся на солнце камни, казалось, издают потрескивание. А я всё бегу и бегу….
Нашел красивый камушек. Прислонил к щеке. Холодный. Холодный как камень, - сразу услужливо подсказала память. Так вот это откуда! Вокруг, в целом, тепло и солнце, а камни ледяные! Никогда так остро это не ощущал. Именно ощущение, не разум, не опыт, а ощущение. И тянет, тянет тепло, хотя сам-то маленький.
И ещё какую-то чушь. Крышу мне, что ли, там снесло?
На скале, с видом на озеро и прилегающее болото и пообедали. Красота! И грибов полно.
Койнийок, в начале, узкий до 50 см, и байду приходится проводить на одном баллоне. И заносить на поворотах корму или нос. В чистейшей воде видел немаленького – около 50 см фореля (почему-то уверен, что это был именно ОН, наверно это еще действие пешки на меня.). Гонялся за ним с веслом. Не попал.
В верховьях Койнийока также растет Космическая голубика. Ни с чем не сравнимая – растет на высоких до 0,5 - 1 м берегах, и склоняется к реке целыми охапками, крупная и очень вкусная. Особенно хороша, когда можно есть её, не вставая с лодки. Такой вы нигде не найдёте!
Хороших мест для стоянок полно.
Встали перед вездеходной дорогой и бывшими бараками. Поляна шикарна. Вечером пунш!
Статистика: 12 км всего 10 ч (волок 5 км 5 ч + 8 км 5 часов р. Койнийок)

01.08.2011.  день 4.  9-00 – 10-45 отплыли. Река опять удивляет – часто до 50 см шириной. Но иногда, чуть не 15 метров. Там и мелко. Прямо перед устьем отличные высокие стоянки. Хотя их везде много, кроме участков по 2-3 км, пару раз.
Обедаем в замшелом лесу в 2-х км от слияния с Поноем. Он сначала мелкий и до 50 м шириной, но быстро сужается и становится глубже. Гоним косяки рыб перед собой вниз по реке. Не ловим – торопимся. Встали в 21-00. Обед 1 час. Отбой около часа ночи. Как всегда.
Статистика: 32 км 9ч (Койнийок 12 км 4 ч + Поной 20км 5ч)

02.08.2011.  день 5.  1,5 часа до Элнцёка, затем глубже. Стоянок полно. Ниже притока около 15 км стоянок нет. Хорошие стоянки только перед порогами. 11-16 до обеда, обед 40 минут – стоянка плохая. Видели глухарей.
Видели группу, идущую с Чурозера.
 Затем до вечера, до 22 пахота. Устали. Стояночка – шоколад, едим жареную щуку. Пьем ОН®.
«Эх, сюда бы летом!!» - основной лейтмотив похода. Холодно…
Прыгая, кувыркаясь, и налетая друг на друга, в сумерках веселятся лемминги. И скрипят, как дверные петли. Очень понравились зверушки. Они ещё и плавать умеют, но их едят щуки.
Ле?мминги — относятся к отряду грызунов подсемейства. У всех леммингов плотное телосложение, короткие ноги и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. Очень резвые.
Мошка бывает с 18-22, местами комары.
Статистика: 50 км 10 ч

03.08.2011.  день 6.  Перед Краснощельем встретили местного Николая с собаками на моторной лодке. Ночует в чуме – куокса называется – на остов из жердей натягивается брезент. Наверху дыра, внутри костерок и второй тент поменьше от комаров.10-14= 20 км до Краснощелья. Река около 80 м шириной. Летают вертолеты. Магазин с 14-15 на перерыве. А в 15 мы уже в 5 км от Краснощелья на обед становимся. 16-23 пашем до Кинемура. Течение есть везде 1-2 км/ч. Понойская депрессия – выдумки – стоянок отличных, действительно нет, но сносно стоять можно, за исключением разве, места раздвоения Поноя и до Кинемура. А в Кинемуре опять получше.
Статистика: 70 км 12 ч

04.08.2011.  день 7.  Поздно легли – поздно встали. С 12 плывем до устья Холодного 2 часа.
Течение 1-2 км в час.
Волок возможен по Кинемуру – есть множественные описания, как трудно там волочиться, но все ходят там. Там тяжелые болота, по ним трудно плыть и т.п. но сам волок, в благоприятном случае, 3 км, В том числе и 3 группы этого года, кои мне были известны. А про Холодный был один отчет, где написано, что, в конце концов, группа свернула с него и пошла напрямик по болотам. До сего дня Андрей с умным видом кивал при слове Кинемур головой, и покачивал ею при упоминании Холодного. Однако утром я узнал, что нам надо на Холодный. А я что, я ничего, наливай, да пей… Нечто подобное я давно ожидал.
Идем по Холодному – он красив, интересен, но труден – много петель и завалов. Но реально плывём!!!
Андрей спереди, пешком с пилой, я гоню лодку по реке. В основном плыву. По Холодному до первого озера 6 часов. Течение 2-3 км в час. Перед озером очень узко и кусты – легче нести. До второго озера тоже пешком. Тяжело, но ожидаемо тяжело. Озеро мелкое. На дальнем берегу второго озера отличные стоянки. От них тропинка.
Статистика: 21 км 10 ч (вверх Кинемур+Холодный=19+ волок 1+2 км) = 10 км напрямик.

05.08.2011.  день 8.  Весь день волохаемся. Сил нет, приходится делить рюкзаки, и увеличивать кол-во ходок. Болят колени, ноги, спина и всё остальное. Руки болели перед этим. Что не болит, того, наверное, у меня нет. Болю весь. Значит живой! Стоим в какой-то жопе, на кочках, без дров, в болоте. И дождь…
Статистика: 4 км 10 ч волок.

06.08.2011.  день 9.  Последний день смерти. К вечеру вышли в М.Варзугу. Встали рано – около 18  - отдыхаем примерно посредине двух волоков. На месте нашей стоянки паслись около 15 глухарей. Огромные. Поймать не удалось.
«Вечерняя ИКЕБАНА»®. Умылись, высохли, согрелись, кушаем ОН®. Окончен самый страшный волок! Впереди только икебана! (Ну и ещё один сухой волок и многокилометровый мокрый, и шторм, и похолодание, и… но об этом мы ещё не знали…)
Статистика: 8 км 10 ч (4км 7ч волок+4 км 1 ч река М. Варзуга).

07.08.2011.  день 10.  22 км 4 часа до волока, Волок + обед 4 часа (чистый волок в одну сторону 40 минут по тропе) Высаживаться в 300 м после большого затона слева. По Стрельне 3 км камни, проводка, затем завалы, но пиленые, везде прошли, и сами попилили малость. Но нам и ручей Холодный зачтется – мы его почти весь очистили, по крайней мере, для байдарок.
Видели красную смородину!!! Очень красивая – бордовая. И неожиданно. А то она мне раньше по берегам мерещилась, а я от себя раньше даже мысль отгонял такую – думал – тут не может её быть!
Статистика: 41 км 12 ч (38 км 9 ч река+3 км 3 ч волок).

08.08.2011.  день 11.  Стояли в устье р.Песчаной. Дров мало. Ночью рыба не давала спать - -плескалась в воде.
Утром, когда я рассказал о некорректном поведении рыбы Андрюхе, он принялся её вываживать. Два раза срывалась, и, только на третий раз, зацепилась намертво. В прямом смысле. Огромная.
Вода, пока река маленькая – прозрачная, затем даже мутная. Но устью муть осядет. Станет опять чисто.
Пасмурно, к вечеру дождь. Пейзаж среднерусский. Странно. Наловили окуней. Большая щука ушла. Но вскоре поймали ещё больше – сантиметров 80. Как настоящие, везем мешок с рыбой!!!
На обед потому уха. Варил лично Андрей – сначала побольше воды, затем специи отдельно поварил – лук, лавр, перец, затем щуку, и, за минуту до готовности – соль. Кто знает, тот поймет. Я не мешал. Уха удалась!
Около Березовой депрессия, но устье хорошо! Березовая-Слюдянка 1 час=8 км. Нет воды – нет порогов!
Статистика: 40 км 8,5 ч.

09.08.2011.  день 12.  Видели 4-х мужиков – катамаранщиков – у них баллон лопнул, а клей кончился. Подарили два тюбика клея, остался один… У них формат «немного» другой – заброска на вертолете 105 000 рублей, да идут они уже неделю по Поною, да оставшиеся 80 км., должны растянуть на 10 дней… И встречают их у устья…
Издали увидели корягу на ровном слое песка, затем коряга встала и ушла – это был олень, высокий, за 2 метра, плюс рога - отдыхал на пляже в центре реки. Неторопливый такой.
По краям реки тут и там красивейшие водопады. Многокаскадные, с чистейшей водой. Напротив такого и стоим. На холме «лунный пейзаж» - ровная площадка, поросшая ягелем, с редкими деревьями, и полная луна. Красиво! Сидим под тентом, едим копченую щуку. Дождь…
Статистика: 48 км «целый день» - уж очень много проводок.

10.08.2011.  день 13.  11-40 – 23-30 – х…рим. Проводка в сумме - 2-3 км. Особенно  в конце. Олени шляются. Особенно красивы маленькие – с белыми хвостиками и без рогов.
Статистика: 52 км 11ч

11.08.2011.  день 14.  8-10 встали. 4 часа до устья. Сегодня впервые пороги. Их всего пять. На каждом не одна ступень. Большие. 3-5 категории. Поскольку вода малая, не прошли только третий, и то на половину – лодку спустили с падуна, и Андрей плюхнулся в неё перед вторым сливом.
ТУТ ОЧЕНЬ КРАСИВО!!!
У устья старая деревня и новые домики на сдачу. Стоимость путевки 1800 евро на неделю. Всё включено – доставка, еда, жильё, лицензия на ловлю. Иначе лицензия 350 или 800 рублей, ГАЗ 66 до Варзуги 30 000 рублей, Ночь в домике 1000 рублей.
Теоретически, по пятницам есть вертолет из Чапомы или Чаваньги в Варзугу. 1200 рублей. Но мест может не хватить. Нас могли с утра отвезти в Чапому, или сами бы добрались -12 км, но вдруг не сядем в вертолет – тогда совсем не выберемся. Потому сразу плывем в Чаваньгу по морю.
Штормит. Идем один час. Андрей замерз, пристаем на обед. Появляется бредовая идея идти пешком. Сушились 4 часа. Выкинули часть вещей. Легче не стало. За 2 часа прошли 7 км. Собрали за час лодку, поплыли.
Время 12 ночи. Сумерки. Большая луна. Море потише стало. В 6 утра в Чаваньге.
Статистика: 56 км 13ч (12 км по порогам + 5 км по морю + 7 км пешком + 30 км по морю в ночи).

12.08.2011.  день 15.    При высадке дали дуба. Ждем вертушку. На 12 часов не было места, в 14 она не прилетела (Из Чапомы шла, могла транзитом сесть, но поленилась из-за двоих). Отъедаемся. Отсыпаемся. Хотели плыть дальше, но шторм и ветер сильный и встречный. Ездят тут только ГАЗ 66, вездеходы (танки) и зимой снегоходы. На моторках не модно – сезон, что ли, маленький?
13.08.2011  день 16  Сегодня, с оказией (автокараван целый едет за бензином на всю зиму), за 1000 рублей с носа едем на шишиге (ГАЗ66) до устья Варзуги. Я хочу отметить, что лучше б я ночью на щуке по морю этот путь проделал. Трясёт, как хомячка в клетке в руках 5-летнего мальчика.
Затем паром за 150 рублей через Варзугу. Тут нас тачка ждет до «Отворотки» - съезда с главной дороги (по 500 р.). Видели зайца – еле упрыгал – жирный и ленивый.  Затем такси до Кандалакши (6000 рублей). На вокзале около 17, поезд в 1-50. 6 часов, гуляли, читали, ели, спали…..
14.08.2011  1-51 В поезде
15.08.2011  11-12. В Москве.

P.S.: На поход затраты на 1 человека = (билеты туда 1900+ такси туда 500+ еда 3500 + ГАЗ66 1000 + паром 150 + до «отворотки» 500+до Кандалакши 3000 + билеты обратно 1900+ еда в поезде 1000) = (350+400+300+600) = примерно 13500 рублей.

Пятьсот километров тайга, где нет ни жилья, ни селений,
Машины не ходят туда, бредут, спотыкаясь, олени…

Оленегорск, микроавтобус, Михаил – 8-921-154-3394

Кузомень, База Отдыха, такси, Виталий – 8-911-321-34-38

Кузомень, такси, Валера – 8-911-306-91-87

Умба, такси, Беляев – 8-911-341-30-78

Варзуга, с вертолетом поможет и с базой на Стрельне – 8-911-342-17-94

На Кольском повезло. Прошли за 2 недели маршрут, который стандартно
ходят за три-четыре. По трекам - 514 км ( http://teux.ru/strelna.html ).