Швейцария на колёсах

_DSC7112.jpgУ нас было два билета в Милан, десять дней, пачка форумов, наполненных умными советами, несколько друзей-путешественников и евросчёт в банке, который в последний момент накрылся медным тазом. Не то, чтобы это был необходимый запас всего, что нужно для поездки, но если решил свалить на праздники из Москвы, это надо делать. Единственное, что у меня вызывало опасение – это Милан. Нет ничего хуже, чем город, набитый русскими туристами и неграми, продающими светящиеся жужжалки в центре, а также трэшем по окраинам. Такой город подобен дешевому привокзальному беляшу, комок мяса в центре которого столь же непригляден, как и кислое тесто по бокам. Но я знал, что если что-нибудь не предпринять, рано или поздно нам придётся пополнить собой фланирующую по торговым улочкам бессмысленную человеческую массу.

ЛюцернВ отличие от Исландии, где, как ты не пытайся, все равно поедешь проторённой дорогой, путей из Милана много, и все они перспективны. Можно было встретить новый год в Турине, а потом отправиться по Лазурному берегу до Тулона, а то и до Марселя. Можно было сразу же поехать в Геную, и дальше по западному берегу Италии доехать до Пизы, чекинуться там и засесть в любимой Флоренции. Можно было надеть болотные сапоги и увидеть высоководную Венецию, а не ту туристическую, к которой мы привыкли. Ну, или всё-таки поехать в Лугано, а оттуда исследовать Швейцарию.

Интернет – это полезная штука, до тех пор, пока не пытаешься там что-нибудь найти. Буквально за неделю я узнал, что:
1. Лазурный берег – это пошло. Там нет снега, ветер, смотреть нечего, вечные дожди, куча русских туристов, всё безумно дорого, и ни один разумный человек туда зимой не поедет.
2. Венеция зимой – это пошло. Там нет снега, всё затапливает так, что вода по шею, ветер, вечно темно, дождь, куча русских туристов, и ни один разумный человек туда зимой не поедет.
3. Генуя – это город стариков. Там нет снега, постоянный ветер, дождь, смотреть нечего, арабы, куча русских туристов, и ни один разумный человек туда вообще никогда не поедет.
4. Лугано – это дыра, оттуда все местные предпочитают свалить. Там нет снега, нечего смотреть, тоска, рано темнеет, всё безумно дорого, и ни один разумный человек туда зимой не поедет.

Такой сладкий выбор, что глаза разбегаются. В результате пришлось выбирать Швейцарию из принципа «ну пока деньги есть, а потом когда ещё съездим». 

ЛюцернИ не пожалели. Если какой-нибудь Брюссель является типичным примером проигрыша европейской цивилизации в битве с иноземным нашествием, то небольшие городки Швейцарии – это максимально удачный образ «старушки Европы», как я её представлял с детства. Именно этот образ раз за разом насилуют многочисленные креэйторы и пиарщики, скармливая мне под разговор о «европейском качестве» третьесортный товар со склада в Клину или путёвку в подмосковный пансионат «Истринские Альпы».

Собственно, первая наша картинка от страны была такая: сидячий поезд, мягкие кресла, столики. Изнутри как-то так выглядит. За окном - озеро, сразу за ним начинаются горы с ледяными шапками. К озеру спускается травяной склон, трава покрыта инеем. С другой стороны в окне каменная стена, вся в плюще. В соседнем отсеке сидит семья: папа, мама и 3 девочки с разницей друг от друга примерно в год. Самая младшая у папы на коленях. В руках у него – книжка, которую он читает дочкам. Это «Приключения Тома Сойера». Девочки завороженно слушают. Мама улыбается.

Да, я знаю, что эти строчки выглядят как сценарий очередной уёбищной рекламы РЖД. Я даже представляю себе этот ролик. Вот-вот появится проводник, который принесёт серебряный поднос с чайными кружками, поставит его и погладит за ухом плюшевого мишку, сидящего на колене у старшей из девочек. И в этот момент вся страна одновременно в очередной раз сблеванёт у телеэкрана, представив себе разбитое окно тамбура электрички Сызрань-1 — Инза.
Так вот, сейчас я уже сам в это слабо верю, но такие картинки бывают в реальности. Или это была очень проработанная галлюцинация. 

[More=О железных дорогах и не только]

_DSC7769.jpgКстати, я бесконечно восхищён швейцарскими железными дорогами. Ну правда, это нереальное что-то. И дело не только и не столько в чистых, быстрых и удобных поездах, таких по всей Европе завались. Хотя тут чище, чем поезда в Дании, например. Но важно другое. Чтобы добраться, например, от Люцерна до Монтрё, надо сделать 2 пересадки. Вы представляете, сколько это суммарно надо времени убить? Неверно. Около 10 минут. ЛюцернПоезда так состыкованы, что пересадки между ними по 3 минуты, причем чаще всего приезжают и стартуют с соседних платформ. Максимальная пересадка у нас была около 10 минут, но это мы последовали совету кондуктора, который подошел к нам, спросил, куда мы едем и сам предложил сойти, подождать следующую электричку, которая идёт экспрессом и коротким маршрутом. Да, он сам обошел всех пассажиров в вагоне и каждому давал советы, как удобнее добираться. И не пытался всучить лотерейный билет, сопровождая это угрозой "я буду приставать к вам до конца поездки, а то мы не выполним план, и меня уволят".

Да и вокзалы тут шикарные. Вот, например, смотрите какие люстры на вокзале в Люцерне. Ещё раз. Это обычный холл вокзала. В небольшом городе.

Один малююююсенький минус. Билет на поезд из Люцерна в Сант-Галлен (это меньше 100 километров) стоит примерно 1900 рублей с человека, если считать через евро. И так далее. А в наших планах было изрядно помотаться. Посему мы решились-таки приобрести свисс пасс, билет на проезд практически в любом транспорте страны на 8 дней. Он продаётся на границе в простой билетной кассе и на входе обошелся нам в 26000, но по примерным подсчетам окупился примерно троектратно. Собственно, от Кьяссо (это граница Италии со Швейцарии), где мы его купили, до Люцерна, где мы останавливались, билеты на двоих стоят примерно 5500. Да, кондукторы тут ходят в любом поезде и электричке.

Кстати о ценах. При первом посещении местного супермаркета берет лёгкая оторопь. Батон хлеба за 200 рублей (мы считали из курса в 40 рублей, в реальности меньше, но нам почти так обменяли при продаже свисс пасса), курица по 800 за кило, свинина около 4000, и так далее. 

_DSC8680.jpgПричем никаких интересных вкусовых открытий нет. Продукты более-менее обычные. Вот только молоко пахнет сливками, а мясо-мясом. Ну блин. Да, перед выездом в Швейцарию я послушал интервью, извините, Собчак по поводу того, как она, в свою очередь, брала интервью о Ходорковского. Цитирую, извините: "Меня абсолютно поразило – это честно не «продакт-плейсмент», но есть очень редкий напиток, так называемая «камбуча» - это напиток из специального гриба, он очень редкий, лично я его заказываю на специальном сайте, мне привозит я с доставкой по Москве домой. Это типа «Кока-колы», но только это полезно для здоровья, витамины, дает энергию. Это очень продвинутая штука, и о существовании этой вещи знают лишь несколько журналов – «Вог», «Харперс базар», - это модная и очень полезная энергетическая вещь. И я была поражена, когда пришла к нему – я вижу этот свой напиток, я не смогла сдержать эмоций: а что у вас делает «Камбуча» , откуда вы узнали об этом? А он говорит: я очень его люблю, мне нравится, мне жена привозила, еще, когда я сидел. Я вот тогда попробовал. И сразу, как освободился и здесь оказался, сразу заказал – нашел по интернету и мне доставили".

Ну, "специальный гриб камбуча", мы понимаем, это обычный чайный гриб, которым с детства меня пичкала мать. Но решил попробовать, так как сия жидкость там более-менее повсюду продаётся, а я подвержен продакт-плейсменту. Ну да, чайный гриб, чуть слаще, чем обычно. С лёгким ароматом смородины почему-то. 1.75 франка за бутылочку. Что, в целом, не особо дорого. И намного вкуснее, чем обычная простая местная вода, которая здесь, почему-то напоминает "Шишкин лес". 

Люцерн Люцерн

Кстати, в Швейцарии отсутствуют мелкие китайско-вьетнамско-арабские магазинчики, которых полно в остальной Европе. Собственно, кроме нескольких сетей супермаркетов мы там ничего продуктопродающего не нашли. И, вдобавок, магазины закрываются тут в 17-18 часов. Поэтому к тому моменту, как мы приезжали домой, что-либо купить можно только в привокзальном супермаркете, который ещё дороже. Наш хозяин рассказал нам, что специально ездит в Германию и закупается продуктами там. Тоже выход. Зато деньги тут красивые. С нотами и статуями.

_DSC7011.jpg _DSC7012.jpg

_DSC7587.jpgОсновной миф о Швейцарии, который реальное пребывание там смывает с каждой минутой – это то, что эта страна маленькая, и объехать её можно «за один день». Как я уже говорил, проведенный опрос среди моих знакомых выявил, что люди считают её министраной, а а реальности она размером с Голландию и в полтора раза больше каких-нибудь Армении или Бельгии. В целом, чтобы осмотреть Швейцарию так, как она того достойна, по ощущениям, нужно около полутора месяцев.

Когда летишь над Швейцарией, кстати, то кажется, что тут одни горы с малюсенькими перешейками посредине. В реальности перешейки эти весьма большие, по 2-3 километра шириной, и тут умудряются помещаться целые города. Когда едешь мимо них, то иногда кажется, что все, все дома построены с кривыми, наклонёнными стенами. Смотрится комично. А когда мчишься по этим тоннелям, то закладывает уши сильнее, чем в самолёте. Поезд набирает высоту очень быстро, ныряет у подножья горы, потом выскакивает уже в горах. Поэтому картина за окном меняется моментально.

Смотрите, это две фотографии из окна, снятые с разницей минуты в полторы максимум.

_DSC7034.jpg _DSC7041.jpg

И в этой красоте сам не замечаешь, как длииииинная телепортация “Москва-Рига-Милан-Кьяссо-Люцерн” заканчивается. Поезд прибывает.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте