Самостоятельное восхождение в возрасте три года и десять дней на вершину горы Большой Иремель 1582 метра
пос. Тюлюк - Большой Иремель - пос. Тюлюк
Восхождение на Большой Иремель маленького туриста
Подъем на Большой Иремель в возрасте три года и десять дней.
Сборы

Прошлогодний подъем на Конжак оставил в нашей памяти очень яркие впечатления. Говорят, что люди не помнят, что происходило в их жизни до трех лет. Нашему сыну на тот момент только-только исполнилось два, а значит, он вряд ли это будет помнить. :)
Ну значит нужно это повторить. Единственное, что напрягало, это дорога. Путь до старта составлял порядка 600 км. Ну и погода в этом году на Урале не сильно нас баловала. И тут друзья предложили: А не махнуть ли нам вместо севера на юг? На Южный Урал. Высота такая же, ехать до старта всего 370 км, а весь маршрут пешком порядка 11 км в одну сторону. Да и вообще там парк. Ну парк так парк, мы любим в парке гулять.
  Почитав в интернете, что там за парк, сколько стоит и прочее, мы начали собираться. За год сын подрос и малость прибавил в весе. Специально для этого похода была куплена станковая переноска для детей. Предполагалось, что мама будет нести сына, а я все остальное. Сложив в рюкзак нашу палатку и теплые спальники я понял, что осталось чуть меньше половины от 120 литров объема моего рюкзака. А еще хотелось бы взять какие-то вещи, котлы ну и перекусить наверное тоже захочется за двое суток. Нужно было, что-то решать. Отказываться от гор очень не хотелось. Решения проблемы было два. Либо покупать еще одну супер легкую палатку и суперлегкие спальники, или искать попутчиков, которые бы готовы были нести общак. Мы пошли по второму пути :) По ходу дела мы все же отказались от хороших спальников и взяли попроще и похолоднее, но зато два легких спальника занимали по весу и объему ровно столько же места, сколько один теплый. Правда в этом случае, пришлось для мелкого брать отдельный спальник, чтоб в случае чего укутать его в два спальника. На момент подготовки к походу была до конца не ясна картина с установкой палаток. Типа парк это почти заповедник и ставить палатки можно только в специально отведенных местах. Этих самых мест на карте было не так много. Больше всего их нарисовано на средней тропе. Было решено идти по ней. Ситуация с кострами была еще более непонятной. Можно их жечь, нельзя? Можно пользоваться печкой или только газовой горелкой? Короче, из двух зол (между турбопечкой и газовой горелкой) мы выбрали обе. Взяли и то и другое. Предполагалось, что сперва мы будем готовить на турбопечке, т.к. на ней быстрее чем на газу, но если злые егеря половину из нас за такое варварство расстреляют без суда и следствия, то оставшиеся в живых смогут готовить на газу. Это я так себе представлял. Хотите рассмешить Бога - расскажите ему о своих планах.

День первый.

Группа получилась очень большая. Подстраиваться ни кто ни под кого не хотел, по этому было решено кучковаться по машинам. Наша команда состояла из 5 взрослых и 1 ребенка. Мы выехали из Каменска в 2 часа ночи в субботу и в 8-30 мы уже были в Тюлюке. Оставшаяся часть нашей группы уже была там. На этом наши пути с ними расходились. Все дружно решили ехать на маршрутке до КП, мы же не ищем легких путей и идем все сами, от машины до вершины. Юля попыталась намекнуть, что может быть мы тоже на маршрутке? Но настрой у все остальных был боевой! На скорую руку позавтракав мы отправились в путь.
Старт

И все шло хорошо, было тепло, не комары, ни мухи нас не кусали, даже мелкий шел сам, ну почти всегда сам.

Изрядно мешали снующие туда-сюда маршрутки. Особенно сильно они напрягали, когда нужно было обойти очередную лужу. Нужно сказать, что проезжающие мимо водители, относились с пониманием и при приближении к нам сбрасывали скорость. Некоторые даже останавливались и предлагали подвезти. Через два часа мы дошли до конечной остановки маршруток и присели отдохнуть. Но некотором из нас не сиделось на месте, очень уж сильно хотелось идти вперед.
Пойдемте уже

Немного передохнув, мы двинулись вперед, до КП. Там мы зарегистрировались, оплатили пребывание в парке на двое суток, пофоткались и вышли на тропу.

Нужно отметить, что в парке есть две тропы. Верхняя и Нижняя. Верхняя длиннее на 1 км, но по ней легче идти, Нижня же самая короткая, но идти нужно по курумникам, там это называется "каменная река". Если же вы идете первый раз, или несете большие рюкзаки, или с вами идут маленькие дети, которым будет проблематично прыгать с камня на камень, то выбирайте Верхнюю тропу. В этом случае ваша прогулка будет мало чем отличаться от прогулки в городском парке. Если бы мы знали заранее, на столько разные Верхняя и Нижняя тропа! Ну да ладно. Наш приоритет бОльшее количество стоянок. И по этому мы идем по средней тропе. Сперва как все мы прыгаем по "каменной реке".

А потом, после моста, уходим на среднюю тропу и поднимаемся вдоль ручья. Если до этого момента была "тропа" то после поворота пошла "тропинка" мы её даже пару раз теряли из виду, и наша скорость передвижения резко упала. От КП мы прошли всего три км, на это у нас ушло три часа, ТРИ часа (2 ч. 50 мин) на ТРИ километра!!! Мои туристы, что-то приуныли.
Спасала ситуацию лишь оставшаяся часть группы. Которая задавала темп и поддерживала морально-боевой дух все этой авантюры. Дойдя до первой стоянки на этой тропе, она есть на карте. Вполне себе стоянка. Не очень большая, но при желании можно было бы поставить две палатки. Народу ноль, вода рядом, с дровами проблем нет.
Но это не наш метод :) Мы здесь останавливаемся только на обед. Дальше план действий был такой. Т.к. это первая стоянка из трех на этой тропе, то прежде чем вставать на ночлег не плохо бы посмотреть оставшиеся две и уже потом выбирать. Решили оставить все вещи здесь и выдвигаться на вершину Большого Иремеля. По пути мы как-раз посмотрим все стоянки и по возвращению выберем наилучшую. Это было в планах... Но обед наш растянулся на 2 часа, и вернулись на тропу мы только 17-00. Продолжили подъем. Следующие 2,2 км, с набором высоты 230 метров мы прошли всего за 1 час 15 минут. То ли пообедали хорошо, то ли по тому, что переноску с мелким помогал нести Александр. Ужасно неудобная переноска, для несущего её человека. 100500 раз вспомнил добрым словом струю добрую переноску Мандука. В этот раз коррективы в наши планы внес мелкий. Он уснул. Переноска абсолютно непригодна для транспортировки спящего ребенка (привет Мандука). Я попробовал тащить его просто на руках. Но если таким макаром перемещаться по тропе еще куда не шло, то подниматься на вершину было просто нереально. Остановившись на границе зоны леса мы разделились.
Сон час
Мы с мелким остались спать, остальная часть нашей команды пошла не вершину как и планировали. Решили, что тут нет ни какой подходящей стоянки с водой и костром, мы возвращаемся на вторую стоянку, которую проходили мимо, и там ставим лагерь.
  Немного отдышавшись и оглядевшись я наконец то увидел, какая тут красота. На сколько тут приятнее ночевать, чем в лесу. Надо еще сказать, что нам невероятно повезло с погодой. Вечно хмурый и дождливый Иремель в этот раз был очень солнечный, без облаков и без ветра, т.е. совсем без ветра. Прикинув, что если мы сейчас вернемся на стоянку и будем ночевать там, то завтра нам снова придется проделывать этот же самый путь до вершины. Передав мелкого Юле, я пошел оглядывать местность. По карте где-то здесь должен быть родник. Если получится его найти, то тут вполне можно встать на ночь. И так и да. Я нашел этот родник, к больше того, рядом с ним хорошее место для лагеря, есть костровище и дрова. Но как передать отделившейся группе, о перемене места ночёвки? Догнать... далеко уже ушли, по рации! но они остались в рюкзаке, где мы обедали. Конечно, зачем с собой таскать рации, ведь в рюкзаке они точно пригодятся :(
  Вообще, я не любитель так резко менять планы, тем более, что перед этим вся группа решила возвращаться в лес. Как они отнесутся к изменениям, когда вернутся? А вернутся они уже затемно, и им придется по лесу шагать за рюкзаками. Ладно, об этом будем думать по дороге. Пока же оставляю Юлю с мелким на дороге, на тот случай, если они вернутся раньше чем я, сам же пошел за рюкзаком. По дороге обдумывая варианты дальнейшего развития событий. На спуск вниз на легке у меня ушло 30 минут, а на подъем с рюкзаком 1 час 20 мин. По возвращению к роднику в моей голове было два варианта развития событий. Вариант первый, мы решаем все вместе ночевать у родника, для этого нужно перетащить ночью еще три рюкзака. Как вариант, я готов был в третий раз вернуться и забрать рюкзак Веры, чтоб не гонять её по лесу ночью. Вариант второй. Группа по возвращению будет категорически против менять место для лагеря. Этот вариант тоже возможен, мы запросто можем поделить еду, котлы, у нас их два, и два источника огня, газ и турбопечка. При таком варианте мы с мелким завтра спокойно штурмуем Большой Иремель, ребята спокойно совершают радиалку на Малый и Сукташ. Каждый в своем темпе возвращается к машине и все вместе возвращаемся, как приехали. Времени на обдумывание всего у меня было предостаточно. Вернулся к роднику я практически одновременно со второй половиной группы. Мелкий к тому времени уже проснулся, солнышко село и стало заметно прохладнее. Да что там прохладнее, они просто околели, пока нас ждали. Я в футболке, пот градом, Юля с мелким одели на себя все, что только было.
  Изложив свои доводы по поводу ночлега, меня даже не стали пинать ногами. Кроме всего, Надим сказал, что притащит свой рюкзак и рюкзак Веры сам, ну и Александр принесет свой. Если честно, я был очень рад такому развитию событий, к тому моменту у меня сильно разболелось колено, видать этот марш-бросок за рюкзаком не прошел даром. На этот раз отправляем парней в полной экипировке, фонари, рации, навигатор, все по уму. Сами остаемся ставить палатку, разводить костер и отогревать мелкого.

Через два с половиной часа парни вернулись. Они были просто мокрые насквозь и от них шел пар. Мы поужинали и улеглись спать под журчание родника решив, что планы на завтра мы будем строить завтра.
День второй.

А по утру они проснулись... Обычно мелкий просыпается в 7-30. В отпуске же он просыпался в 5-30 :) Тут же он побил все рекорды и проспал до 9 часов. Наверное горный воздух на него так повлиял... Позавтракав мы выдвинулись в сторону вершины Большой Иремель, оставшаяся часть нашей команды решила строить свои планы после нашего ухода.
  Пока тропа была видна и хорошо различима мелкий шел сам, даже пытался отобрать у меня палки.

После того как тропа закончилась, решили усадить его в переноску.

И дальше уже мы начали подниматься "верхом".
Но, буквально метров через 30 тропа закончилась совсем. Скакать по камням с постоянно меняющимся центром тяжести за спиной и нормально функционирующим только одним коленом это то еще наслаждение. Пройдя еще несколько десятков метров таким образом я уже был готов повернуть обратно. Прикинув сколько еще сил понадобится потом на спуск. Но Юлю такой вариант не устраивал и она пошла вперед. Пройдя еще несколько метров она увидела, что основная тропа на верх идет в стороне. Кое как доковыляв до неё, мелкий был извлечен из переноски и послан дальше подниматься своим ходом, чему он был несказанно рад.

С пустым рюкзаком, да по тропе, наша скорость несколько возросла.

По дороге мы даже пытались фоткаться.
  Когда мы подошли к вершине, там уже было полно народу. Народ нас тоже заприметил, и уже на последних метрах, все присутствующие там, встречали нас аплодисметами.
Стало как-то не по себе. Поднявшись на верх, мелкий со всеми поздоровался, познакомился, нас угостили конфетами и мы приступили в фотосессии :)
Мелкий не успел конфету прожевать.

Вот он, кайф, когда ты на вершине.

На вершине была группа из Екатеринбурга. Один из участников был на 58 или 59 лет старше Ильи. Жаль, не догадались их сфоткать вместе.

На обратном пути, у меня уже не было ни какого желания тащить Илью на себе, по этому он всю дорогу шел сам, когда с мамой, когда с папой.

Дойдя до "земли" мелкий забрал у меня палки и побежал впереди нас, за нами почему-то такой прыти замечено не было :)
Вернувшись в лагерь, мы не застали оставшуюся часть нашей команды, как потом оказалось, они пытались покорять в это время Малый Иремель. Мы же приступили к приготовлению обеда. Пообедав и собрав лагерь мы двинулись в обратный путь. Выбрав в этот раз самую короткую дорогу. Было предложение пойти по Верхней Тропе, как по более ровной, но она несколько длиннее Нижней. На тот момент казалось, что значительно длиннее, а разболевшееся после подъема колено просило выбрать маршрут по короче (возможно более длинная дорога оказалось более легкой, кто знает).

Обще фото и в путь.
Т.к. скорость у всех была разная, то наша группа разделилась, забрав у меня часть вещей Надим с Верой начали спускаться с удобной для них скоростью, договорившись встретиться у машины. Мелкий, поспав на обеде, с новыми силами побежал вниз, Юле то и дело приходилось его останавливать, чтобы хоть как-то поспеть за ним.

Моя же нога совсем отказалась хоть как-то сгибаться, по этому я плелся самым последним. Чтобы поддержать меня морально и физически, Александр шел рядом со мной, за что ему респект.
На путь до КП, у нас ушло два с половиной часа, с одной остановкой.

И еще пол часа до остановки маршрутки.
Если в первый день постоянно курсирующие уазики доставляли нам неудобство, то сегодня все было с точностью до наоборот. Заработав деньги в субботу и частично ушатав свои машины, в воскресенье вечером желающих подзаработать извозом не было. Народу на остановке накопилось человек 18, и за один раз точно не уехать. Минут через 30 приехал уазик, но из нас, удалось посадить только Юлю с Ильей, оставив все рюкзаки с нами. Когда машина вернулась за нами, солнышко уже село и до машины мы добрались когда стало совсем темно.

Поужинав мы двинулись в обратный путь. Саму дорогу описывать уже совсем неинтересно, напишу только, что дома мы были около 5 часов утра, в к 8-30, я как всегда пришел на работу.