Сува, Фиджи 30 апреля - 5 мая

1 мая

Пришли в Суву и встали на карантинном рейде для оформления вчера в полдень. Место очень красивое, рейд защищен внешним коралловым рифом, на котором для острастки разбросаны обломки неудачников, которые не смогли найти вход. Горы, пальмы, красивый город с многоэтажными домами, в северном углу видны мачты яхт, пришвартованных в королевском яхтклубе. Власти были заказаны с утра. Стоим до сих пор. Что-то у них тут происходит внеплановое. Целый день портконтроль пытался нам как-то помочь, но к вечеру вышел на связь, и сообщил, что не может собрать необходимый комплект властей, и оформление переносится на завтра.
Тихий вечер на рейде, вокруг тарахтят дизелями большие суда, рядом стоит "биг грин вессел", вблизи которого нам указали якорную стоянку. На нем четверо русских, с которыми мы уже пообщались, перекрикиваясь в пространство, капитан - киви. С другой стороны борт к борту стоят четыре китайских рыбака. У них все как положено - вечером рис и китайская музыка на весь рейд, правда только на час, утром политинформация. С берега доносится шум длинного митинга. Поразила экспрессия и пассионарность оратора. Сразу как-то вспомнились старые хроники, с выступлениями Гитлера, Риббентропа... В общем, зажигал он конкретно. (Потом выяснилось, что это проповедник!) Здесь солидный порт с большим количеством судов, большой плавучий док и ремонтные мастерские. После нашего прихода фиджийские вооруженные силы, я думаю в полном составе, все шесть катеров, снялись в море и с час чего-то там исполняли.

Сегодня 1 мая. С праздником!

LATITUDE: 18-07.34S
LONGITUDE: 178-25.59E
COMMENT: Ancorage near Royal yacht club.

Мы пришли в Суву вчера в полдень, но оформились только сегодня утром. Спрашиваю - почему?, улыбаются и разводят руками. Оформлять приехали - санитарный врач, инспектор по животным и растениям, таможенник, офицер иммиграции. Привез их "лонч" - разъездной катер, покрашенный в оранжевый цвет с экипажем из двух веселых фиджийцев. Подходил аккуратно, не касаясь борта. Он же их и забрал через полчаса, подойдя еще раз. Все бумажки, также как и грозное предписание о предварительном уведомлении, старательно копируют комплект новозеландских.

Платить приходится только санитарному врачу - 33-75 ФД (Фиджи долларс, две трети от американ), и веселым парням с лонча - 106 фиджидолларов за работу. Поскольку фиджиденег с собой нет, лонч потом приходит на следующий день за деньгами, а санитарный счет пришлось оплатить, съездив в город - еще 2-10 за такси. Мы сменили якорную стоянку, встав в кабельтове от местного Королевского Яхтклуба. За предоставленные возможности - душ, прачечная, бар, ресторан, вода, топливо, динги-док, яхтклуб берет 8 фд в день. Если хочешь стать к береговому понтону, цена другая - 19-40 за метр полной длины в неделю. Несмотря на то, что мы пришли в самом начале сезона, мест у понтонов нет, мне показалось, их едва хватает местным.

Такси довольно дешевое, таксисты - индийцы. Город производит сильное впечатление. Много-много автобусов, все без стекол, чтобы не так жарко, такси, которые, даже проезжая по другой стороне улицы, посигналят тебе, вдруг тебе надо, а ты не заметил. Городская тюрьма рядом с Королевским яхтклубом, раскрашенная лубочными картинками из Библии, бесхитростно и сильно, думаю, самими заключенными. Грязные улицы, чад от изношенных дизелей, яркие одежды, индийская музыка, базары, базары, базары... Это не Пасифика, это Восток. Стиль вождения на дорогах, кстати - левосторонних, тоже бесшабашно-восточный. Хотя есть в городе и выраженная "евро" часть, но основной стиль сложился под влиянием индийцев. Они стройные, многие с очень тонкими чертами лица, как правило, в брюках, старшее поколение даже в пиджаках. Начищенные высокие ботинки, такие, как мы носили в школе. На улицах много чистильщиков обуви. В чистильщиках, как правило, могучие меланезийцы в возрасте, вообще - меланезийцев тоже много - веселых, черных, кудрявых, в шортах, майках, и босоножках. Меланезийцы в ботинках попадаются тоже, но, как и на Чуке, в основном в "понтовых" туристских или горных. Любят люди хорошие вещи... Босиком на улицах можно встретить только нищих. Видимо, по здешним понятиям, это последний предел. Здесь я впервые за время экспедиции ощутил присутствие и влияние мусульман. В городе интересно, хочется провести здесь побольше времени.

Мы стоим на Фиджи до понедельника. За это время нужно найти хорошие продукты и закупиться, долить воды и топлива. И есть надежда, что с этим всем здесь, в отличие от многих предыдущих портов захода, проблем не будет. Сегодня зашли в пару магазинов и на базар. Есть все, даже огурцы и помидоры. Нам предстоит довольно длинный переход в штилях до Маршаллов или Кирибаса - больше 1600 миль, а потом еще 2700 миль домой. Так что вопрос со свежими овощами достаточно серьезный, будем решать.

2 мая

Поскольку стоим на рейде неподалеку от местной тюрьмы, ложимся спать и встаем под тюремную сирену. Очень впечатляет.
Мне опять очень повезло с экипажем. Надеюсь, что за следующие полтора месяца удастся полностью излечить остатки самолюбования.
Вода у нас здесь 32, а воздух тоже где-то так. Каждый день начинается с ясной солнечной погоды, к вечеру с гор спускаются тучи и начинается дождь, иногда сильный. Идет когда весь вечер, а когда и всю ночь. Уже заготовили дождевой воды для питья везде, где только можно. Сегодня зашел в магазин рыболовных снастей, сам бы не нашел, спросил у местных, где, показали. Купил еще одну рыбку - воблера для дорад и тун. Все предыдущие - рыбы или погрызли или пооткусывали. Купил сегодня еще диск с фиджийской традиционной музыкой. Очень грустная - русские народные песни выглядят даже повеселей... Так интересно в городе, много восточного. Много смешанных людей, попадаются очень красивые. Типографии на каждом шагу, нигде такого не видел.

В понедельник уходим на север, дорога дальняя, всего до дома около 5 тысяч миль. Так что скоро будем.

3 мая

Вчера весь вечер пытался постирать белье в прачечной яхтклуба. Все по инструкции сделал, в машину засунул, порошок засыпал... Не стирает. Пошел в офис - говорят, нужно заплатить в ресторан, который откроется в шесть вечера. Вечером пришел, заплатил, они включили машину, правда другую. Пришлось все перетаскивать в другую машину вместе с порошком. Всю ночь опять шел дождь. Сейчас утро, скоро включат солнце, буду сушить, развесив на лодке.

Сегодня Саша должен был уехать на автобусе в Лаутоку. Машину я брать не захотел. Саша рулить не умеет. Попробовал на Самоа - получается, целый день за рулем, кроме дороги ничего не видишь. Я здесь, по Суве гуляю, надо еще рулевое подтянуть, такелаж посмотреть... куча мелких работ по лодке. Накупил кучу ДВД фильмов на английском языке, выбирать тут трудно, стоят копейки, понабрал что попало, буду учить английский. Лодка стоит на рейде на двух якорях, в компании новозеландца, американца, и немца. Вроде не воруют тут. Продукты будем закупать завтра, на такси и привезем из супермаркета. Здесь, конечно, нужно провести пару недель минимум, зайти на острова по дороге, остановиться в Лаутоке, но времени нет, ни у меня, ни у Александра, так что вперед-вперед.

4 мая

Мы бодры, веселы... реально бодры и веселы!

Саша вернулся только что, ночевал в Нади, белье высохло вчера к обеду, а фотиком не могу сейчас наиграться, как-то стало все получаться, только сейчас! Сегодня пришел американец - катамаран, который вместе с нами стоял на Самоа и уходил на Топутапу. Они вместо Нуитопутапу зашли на Вавау, это тоже Тонга, но южней. На топутапу не стали заходить, я так понял, что побоялись проходить во внутреннюю лагуну из-за сильного прибоя. Жаловался, что сначала штормило, а потом пару дней не было ветра. Он прошел кругосветку в этих местах 27 лет назад. Шел тогда на тримаране, без двигателя и электричества, без GPS, с секстаном. Реально крутой мужик. Сейчас у него ностальгическое путешествие в прошлое - с женой, другом, молодой парой (как я понимаю, с дочкой) и мелкой девчонкой, наверное, внучкой. Пообщался с его женой, они идут потом на Вануату, понасоветовал, к кому обращаться по стоянке, куда идти за красотой. Она говорит, - мы пойдем куда скажет Квен - он навигатор, я всего лишь кок. (Кук, по английски...). Американец действительно обрадовался, увидев меня на Фиджи. Как же, уже старые знакомые. В баре выпил с ними пива, еще и немец присоединился, который стоит здесь рядом, на рейде, похоже, гуляет по миру в одиночку. Как всегда при встрече с пожилым поколением, поговорили о том, куда катится эта планета, удалось, правда, пообщаться и на более жизненные темы.

Фиджи все больше напоминает российскую глубинку, возможно, в недавнем прошлом. В первую очередь суровостью законов, которые выполнять совсем не обязательно. Например, закон запрещает детям посещать бар, и игорные заведения, находиться в баре в шортах, с покрытой головой, в очках, про женскую одежду вообще ужас-ужас-ужас, не дай бог, если коленки покажутся. Народ на эти законы внимания не обращает, хотя строгие объявления висят везде, даже в нашем "королевском" яхтклубе. Смешно, дети в основном и играют в этот бильярд, а ползунки лазают под ногами у родителей, сидящих в баре. А куда их девать? В городе многие женщины одеваются по европейски, вплоть до того, что ходят в шортах и мини, что категорически запрещено законами Фиджи. Машинная цивилизация быстро раскатывает под асфальт религиозные устои, навязанные чуть больше сотни лет назад. Но, говорят, в деревнях продолжают жить традиционно. При визите в деревню нужно вручить подарок вождю - пакет сушеной кавы ( не меньше полукилограмма, это около 500 рублей), на территории деревни никак неможно (гм, это уже по-польски, от Яна на Самоа набрался) находиться в шляпе, любых очках. Нельзя надевать рюкзак, нести фотоаппарат, или сумку через плечо - только в руке. Колени и плечи - закрыты. В общем - страница всяких таких строгих предупреждений и рекомендаций...
Второе - наперсточники и прочие разводильщики, которые, к примеру, знакомятся под предлогом глубокого знания русского языка, (говорят "добрый день" по-русски), а потом пытаются всучить грубо выстроганные поделки "местного" искусства, и при этом лихорадочно быстро выковыривают твое имя на этой поделке, типа, тебе потом будет стыдно отказаться. Но я отказался в первый день, и сегодня утром тоже, легко. Стоит взглянуть на жизнь глазами "безжалостного самурая", как окрестил меня Саша, и все эти проделки выглядят очень примитивно.
Третье - грязь на улицах и качество дорог, уличные киоски, стекла которых затянуты крупной стальной сеткой, помнишь, еще несколько лет назад...

Сегодня выхожу из супермаркета, ходил готовиться к закупке продуктов - догоняет запыхавшийся секьюрити и пытается вручить толстый бумажник. Я, говорю, это - не мое! Ну как же, говорит, это осталось после вас на кассе, это ваше!!! С трудом отбился. Вот это Россию, конечно, никак не напоминает, тут две большие разницы.

5 мая

Сейчас с утра по властям, получить клиренс от таможенников и печати в паспорта от иммигрэйшн. Потом в супермаркет за продуктами, грузим все в такси, потом заезжаем на рынок за ананасами, на лодку - и уходим. (Ананасы, кстати, так и не купили, не сложилось.)