Опуа, Вангарей, Окленд, Новая Зеландия 31 января -1 апреля 2008

(сокращенный вариант)

Несколько минут назад закончили швартовку у карантинного пирса Опуа-марины. Как обычно, пришли ночью, в полночь. Во-первых, больше острых ощущений, во-вторых, тут заметные течения, заходили по приливу, по длинному фарватеру с поворотами. А на самом деле, как всегда, просто так получилось. Лодка любит соваться в новое место по ночи.
Огромное количество яхт, закрытое тихое место, туман, морось, рыба плещется. Сквозь туман фонари, ракушки хрупают, слышно в тишине. На подходе пейзаж напомнил Японию около Нагасаки, но запах совсем другой. Города вблизи нет, какие-то поселки типа Чука, ну да мы здесь ненадолго.
О переходе позже напишу отдельно подробней, в целом, здесь заканчивается "противошерстяная" часть экспедиции, нестандартный доморощенный вариант. Отсюда, из НЗ мы пойдем рекомендованными курсами и в положенное для круизеров время - в апреле.

1 февраля

Сегодня отхожу от моря, видимо. Полдня заняли формальности, общение с персоналом марины, потом пошли попытались посчитать страховку на яхту, с меня ее стали требовать в марине, потом жена страхового менеджера, Мелисса свозила нас в банк - обменять деньги, и супермаркет.
По поводу Вади - решили, что надо сдаваться в поликлинику для опытов, и решать после этого, что делать дальше, скорей всего - надо реально смотреть на вещи и готовиться к эвакуации, на что он ответил, что скорей всего, как только здоровье позволит. В пакете рекламы и всяких забавных подарков, который вручили нам власти при оформлении захода, нашелся и пароль к бесплатному Вай-Фаю, так что удалось позвонить страховщикам в Москве через Интернет, они будут искать ему врача здесь, чтобы по крайней мере разобрались, что за болячка.

Сходил ближе к вечеру, прогулялся по окружающим сопкам. Запахи опъяняющие, природа напоминает нашу дальневосточную с вкраплениями тропиков - пальм там всяких, что-то типа туи, красные цветы на деревьях, я уже к ним привык. Море - голубого цвета из-за песчаного дна. Приливы высокие 2-3 метра, поэтому сильные приливно-отливные течения. Днем дует, ночью тихо, как общем-то и в море. В супермаркете купили продуктов - яблоки, бананы, сыр, хлеб, помидоры, Вадя решил пить молоко, (как я его ни отговаривал), огурцы, палку колбасы (это уже я себе). В пересчете на наши деньги - около 800 рублей, цены похожи на наши.

2 февраля

Вчера Вадим дозвонился по Скайпу до страховщиков, позже ему скинули е-мэйл, с адресом клиники, которая готова его осмотреть. Сегодня с утра поехали с ним в эту клинику, в поселок Кава-Кава в 12 км от Опуа. Вышли на дорогу, (около километра подьема), помахали руками. Остановился дед на джипе, подбросил нас прямо до госпиталя. Вадю, конечно, сразу там и зафиксировали. Поставили ему капельницу - антибиотики и панадол, взяли анализы, жаловался, что наделали в руках кучу дырок. До понедельника, как я понял, там появится специалист и его отправят в Вангарей на УЗИ, а дальше ставить окончательный диагноз.
Мужика отдал в надежные руки, там такая приятная врачиха, толстая и красивая. Остался он вот только без компьютера и Интернета, почему-то был уверен, что его сразу отпустят.
Мне тоже надо перебираться в Вангарей, там уже ждут. Сейчас буду решать, когда. Здесь недалеко, как от Владивостока до Витязя. Вот, вышел из госпиталя, прошел по трассе с километр, меня подобрал француз - путешествует по НЗ на автомобиле. Подкинул меня назад в Опуа.

Уже сутки стоим в койке А03 Опуа марины. 35 - 18'822S and 174 - 07'305.

Полдня вчера заняли формальности, общение с персоналом марины, потом пошли попытались посчитать страховку на яхту, с меня стали требовать в марине (нет страховки - плати дополнительно по 20 НЗ долларов в день), потом жена страхового менеджера, Мелисса свозила нас в банк - обменять деньги, и супермаркет. Они -интересная пара, я думаю 60-70 лет, активные и веселые, очень дружественные.

В общем, страна здесь цивилизованная, санитарная инспекция отобрала у нас все продукты, которые нашла - мы большую часть попрятали. Мужик радостно ушел с огромным пластиковым мешком (мед, чеснок, гречка, бобы, крупы (то, что было в столе в расходных банках). Таможня пыталась открыть дело о нарушении закона, потому что мы дали неполную информацию о прибытии - не было в сообщении за двое суток до прихода номеров паспортов. Потом, правда, смягчилась и ограничилась предупреждением. Симпатичная женщина, в форме. "Вы нарушили закон, вы нарушили закон, вам нужен адвокат!!!" В Японии, говорю, одни правила, у вас другие, а в тропиках вообще все просто. Запутались. Давайте будем считать это проблемой первого раза, мы больше не будем. В общем - сказала, что мы в компьютере, шаг вправо, шаг влево приравниваются к побегу. На первый раз - предупреждение. Марина стала выкручивать руки со страховкой. Это вам не Вануату. Но страху нет, все вопросы удалось решить.

Вадим загремел в госпиталь с какой-то болячкой, типа острого холестицита. Диагноз от меня, любителя, по книжке. Его серьезно прихватило еще миль за 300 до НЗ, до полной потери трудоспособности, с утра сегодня поехали, его там сразу и повязали в стационар, для опытов. Хорошо, что в России сделали медстраховки.
Удручает, что я такое вижу не в первый раз, и у меня ощущение, что такие заболевания - от обезвоживания. Народ мало пьет воды в походе. Видимо надо стоять над душой и заставлять больше пить.

3 февраля

Позвонил Вадиму, есть ему не дают, под капельницей, ночью уколы. Ругается, говорит, когда ел, лучше себя чувствовал.
Договорились, что позвоню завтра.

Я расплатился за стоянку и ухожу в Вангарей.

4 февраля

2-10

LATITUDE: 35-50.77S
LONGITUDE: 174-31.82E
COMMENT: Ancorage near Whangarei

Только что (2 часа ночи) встал на якорь в маленькой бухточке возле фарватера реки Вангарей. Сейчас посплю немного, дождусь прилива и пойду в марину, до нее несколько часов ходу по реке. Устал, как собака.

11-06

LATITUDE: 35-49.05S
LONGITUDE: 174-29.67E
COMMENT: Ancorage Durch point

Народ, не представляете, как здесь красиво. У меня до сих пор времени не было оглядеться, сегодня с утра вышел на палубу - фантастика. Высоченные горы вокруг, бухточка с голубой водой, с десяток яхт, дожидаются прилива... Искупался в первый раз в НЗ. Вода - как дома, прохладная, хотя прибор показывает 25С. Пофотал, дай думаю, схожу в следующую бухту, по ходу вглубь. Кстати, тайфун подходит, что я вчера и гнал. Здесь ветер дует, но от волны акватория защищена. Захожу в следующую - стоянка Дарч пойнт. Еще краше. В лоции указано, что здесь высадились первые переселенцы на НЗ. Фотаю, и думаю, что после месячного отстоя и ремонта перейду сюда, хотя бы несколько дней постоять, красоты загрузить...

23-07

Пришел в Вангарей. Получил первый опыт речного плавания по фарватерам. За счет того, что с севера подходит циклон (тропический) сегодня дуло, и чтобы попасть в прилив вовремя, пришлось вырубить движок и идти под маленьким стакселем, растянув его в ДП. Во внутренней реке проходил мимо голландца -Гринписа, оттуда выскочил мужик и стал орать по-русски, увидел российский флаг. Парой слов перекинулись, я не мог остановиться, думаю встретимся, он неподалеку. Подошел к месту стоянки, ветер навальный, течение больше узла в спину, гнездо у стенки, загроможденное спереди - там яхта стояла вторым бортом (ребята с офиса написали электронку, куда вставать для начала, и ушли, рабочий день закончился). И сотня аксакалов в баре-ресторане, я практически к нему и швартовался. В грязь лицом не ударил, пришлось втыкаться с ходу, хорошо, подбежал какой-то парень, мне показалось, с соседней яхты, и принял кормовой. Кормовым и двигателем ход погасили, кранцы уже висели и попали на сваю, как положено. Парень на берегу бегом заложил на пал носовой - все, лодка стоит на швартовах, двигатель стоп, переход закончен. Ехидный дед ходил вокруг, выжидая положенные полчаса после прихода, потом подошел, и спрашивает, это лодка откуда, что за флаг. Раша, говорю. А что, русские тоже ходят на яхтах? Я говорю, русский, вот яхта под русским флагом, пришла из России своим ходом. Андэстэнд?
Насчет того, что это город, пока не скажу. Это скорей такой рафинированный рай для круизеров - дешевая стоянка, интересная тусовка, и сотня сервисов, ориентированных на круизеров, в таких одинаковых пакгаузах. В пять часов вечера город выключается, только супермаркет работает до 8. Одноэтажная Зеландия, в общем. Класс!

В этот момент подъехал на велосипеде Дима Шаромов, это он кричал с Рейнбо Ворриера. Легендарная, кстати личность - достаточно вспомнить эпопею "Урании-2", а кроме этого - много другого. Достал я своего коня из трюма, поехали на Ворриера, познакомились с ее интернациональным экипажем, рядом стоит замечательная баркентина 137 футов. А коком на баркентине - русская, Татьяна. Так что удалось и баркентину облазить. Выпили по паре кружек чаю с медом на баркентине, название в следующий раз, сейчас не помню, потом по паре кружек с сыром - на Ворриере. В общем собрались три дальневосточника в Новой Зеландии, в районе Вангарея, и очень душевно поговорили. Ворриер завтра уходит, но к концу недели вернется, баркентина стоит в ремонте перед вояжем по Южной Пасифике, так что в следующий раз возьму фотик. Очень притягательные посудины. Интересно, что народ удивляется нашим рейсовым скоростям - говорят, быстро. Ворриер ходит переходы всего в полтора раза быстрей, да и баркентина около 7-8 узлов.
.......
По приходу пошел сразу звонить в Каву-Каву, в госпиталь. Вадя говорил в прошлый раз, что после УЗИ останется в Вангарее и будет меня встречать. Так подозреваю, что его не отпустили. Полтора доллара карточки сожрались на промежуточных переключениях, успел только медсестре по буквам продиктовать фамилию. А зашел я в Вангарей в 17=15 по местному. Потом долго бегал и искал, где позвонить, но все уже было закрыто. Позже, по ночи, пытался позвонить по телефону Шаромова - у них уже все спали, видимо, трубку никто не брал.

5 февраля

В первую очередь - по Ваде. Сел я на велосипед и с утра съездил проведать его в госпиталь. И рассказал он мне при встрече страшную историю. В Кава-Кава, решили сделать ему рентген. Как только сделали, сразу на "скорой" перевезли в Вангарей, врач пришел, небритый такой, с короткой стрижкой, и ошалелый. Как, говорит, вы себя чувствуете? Судя по снимку, вы уже должны помирать, а выглядите неплохо. В таком духе пообщавшись, они сделали еще один рентген в госпитале Вангарея, потом что-то типа томографии. Короче, нашли воздух в брюшной полости, это значит, что была дырка в желудке, верней не в желудке, а на выходе, по моему - 12-перстная кишка называется. Потом эта дырка затянулась. Они сначала дернулись спасать его, типа операцию делать, а сейчас, в связи с тем, что Вадя себя неплохо чувствует, решили подождать и поглядеть, может само рассосется. Вадя выглядит нормально, сегодня, говорит разрешили поесть, вроде хуже не стало.

7 февраля

По дороге вдоль реки маленькие понтончики, и яхтенные тузики пришвартованы. Динги-док. Шел неподалеку, слышу хлоп-бах, и что-то в тузике заворочалось, такое большое. Зашел я на понтон, подхожу к тузику. Рыба-дура, типа сазана, с крупной чешуей, сантиметров 60-70, килограмма четыре. Запрыгнула в тузик! Я постоял, посмотрел ей в глаза, засучил рукава, поймал ее и отпустил. Потом по дороге долго искал, где руки отмыть от чешуи. Вот скажите, это был знак? Потом подумал, можно было зажарить... но рыба речная, да и куда мне столько, но это потом.

9 февраля

Сегодня поучаствовали в аукционе. Ежегодно в середине февраля проводится аукцион среди местного народа, стоящего в марине. Выкладывают на стриженой лужайке возле офиса марины все ненужное, начиная от гостевых флагов и заканчивая подвесными моторами. Разжился массой ценных вещей, комплектом блоков по 10$, книжкой Джимми Корнела за 20, гостевыми флагами по 10$, еще и толкнули веб-камеру, купленную в Японии ради телефона-микрофона (чтобы говорить по Скайпу). Бизнес ради удовольствия, в общем.

Вечером разговаривали с немцем в марине. Ему 66 лет. Четырнадцать лет назад они с женой покинули Германию, чтобы за три года сделать кругосветку. Шли они, шли, пока не оказались в Новой Зеландии, - пережидать сезон циклонов. С тех пор они здесь. Каждый год ходят на Фиджи, Тонга, Новую Каледонию... Иногда летают в Германию, хотя, говорит, мы уже местные жители, у нас вид на жительство в Новой Зеландии. Сейчас ему 66 лет, все свое имущество в Германии давно продал. Мой дом, говорит - здесь, на яхте. Здесь лучше. И хотя каждый год мы собираемся отдать концы и закончить нашу кругосветку, особенно моя жена настаивает на этом, мы выходим в море, идем несколько суток, и потом она говорит, да ну ее, эту Европу, пойдем лучше на Фиджи. И мы идем на Фиджи. Я говорит, знаю многих, которые закончили поход, и сразу хотят снова идти в море. Неужели вы по своей воле вернетесь в ваши холода, в Сибирь? Я говорю - семья ждет меня. Да, семья, говорит, ее нужно забрать и идти сюда, в южную Пасифику. Я, говорит, побывал в разных местах, здесь самые дружественные люди и самая прекрасная природа. Надавал нам ценных советов, по поводу сроков и мест посещения, погоды в марте-апреле. Тут много таких - немцев, шведов, французов, которые ушли в свою кругосветку, и не могут, да и не собираются ее заканчивать.

15 февраля

Вчера занимался двигателем. Подтягивал хомутики, менял масло, протер машинное отделение, даже мыть не понадобилось. Хороший движок. Как здесь говорят дэк хэндс (матросы) - мэйнтенанс (обслуживание). Сегодня вроде намечается погода, полезу на мачту, заниматься палубным светом. Вадим почистил и покрасил комингсы люков, сегодня будет третий слой грунта накладывать. Вчера вечером приезжал Дима, привозил на экскурсию "девушку с парусника", как он выразился. На этих судах (Рэйнбо Ворриер, Сорен Ларсен) распространено волонтерство, то есть люди приезжают на должности дэк хендов и работают бесплатно. Причем - стоит очередь. Вот, эта Мия с Сорен Ларсена - новозеландка, и сейчас готовит бригантину к походу. Ну так вот, я сразу их и сводил на гору, как местный проводник достопримечательностей. Сначала на велосипедах доехали до тропы, а там пешком, в режиме марш-броска, чтобы успеть засветло заскочить. На указателе - 40 минут хода, мы запрыгнули за 20. Мало того, что там мемориал второй мировой войны, это еще и священная гора маори (сакред маунтин). Когда спускались, стало темно, и в чаще леса засветились глоу вормс - фантастика, но в Новой Зеландии нет светлячков, зато есть светящиеся червячки, и их очень много, живут среди корней, скопления их напоминают звездное небо. Они светятся белым, некоторые зеленым светом, и не мерцают. По дороге нашли пещеру, и естественно, в нее забрались. Хорошо, что она была небольшая, метров 20 ходов, потому что на четверых у нас был один фонарик. В пещере тоже были глоу вормс. Пока бежали вниз, русская часть экскурсии уже подсчитала экономический эффект. Здесь такие экскурсии по пещерам с поиском глоу вормсов стоят по 70 долларов на человека. Мы уже скоро наэкономим на еще одну лодку. Вернулись к лодке по темноте, Мия сразу распрощалась и поехала спать - они работают без выходных, и в семь утра ей надо лезть на мачту. А мы еще долго сидели в кают-компании, Дима расказывал об экспедиции 91 года на пакетботах на Аляску-Сиэтл, которая была в один конец - туда.

20 февраля

Уже третью неделю занимаюсь ремонтом и подготовкой лодки к дальнейшему походу. Вроде никаких серьезных поломок по пути сюда не было, - вожусь с профилактическими регламентными работами с утра до вечера и конца-краю не видать. Понятно, что не было бы времени - и так сощло бы. Даже подкрашивать еще не закончил - неделю погоды нет, моросит, как в июне во Владивостоке. Лак с планширя облез лохмотьями полностью, как кожа у сгоревшего загоральщика - тропики. До этого годы стоял хорошо. Здесь тепло - днем 28, ночью 15. Ходим в шортах и майках. В окружающих магазинах и лавках - все, что душе угодно, для яхтенного народа, новое, б.у....

24 февраля

Подготовка к походу и ремонт затянули, ношусь на велике целыми днями, вечером падаю в койку, вот пишу сейчас, образовалось время из-за непогоды, да и праздник как-никак.

Фантастика, но энергетический вопрос на лодке решился кардинальным образом. Началось с того, что мне неожиданно прислал тысячу долларов для поддержки экспедиции почти незнакомый человек - Виталий из Благовещенска. Мы общались с ним до этого по поводу строительства стальной моторной яхты по проекту Дадли Дикса и встречались на лодке. Такой ресурс от чистого сердца нужно было достойно потратить, так что я решил, что на ветряк мне хватит - здесь Айрекс можно взять за 1200 американских. Поехал (на велосипеде) в знакомый яхтенный магаз, заказал ветряк, пообещали, что будет через два дня - доставят из Окланда. По дороге назад заскочил к знакомому парусному мастеру, Пелли. Он швед, и делает сейчас на лодку бимини. Я показал ему рекламку, что заказал, говорю, хочу заказать трубу, чтобы установить ветрогенератор, можешь посоветовать человека? Этот Пелли и говорит - Вообще-то у меня есть такая труба, и генератор есть, практически новый, с регулятором. И панель солнечная есть тоже с регулятором... Отдам по дешевке, дитё родилось, нам с Шелли это все не скоро понадобится. (У него Бенетушка сорокафутовая, подозреваю, что здесь лодки в каждой семье). Завтра вытащу все из гаража и привезу. Приезжайте, посмотрите, может быть вам не придется покупать новую вещь за сумасшедшие деньги. Я развернул велосипед назад и притормозил заказ. На следующий день я приобрел ветряк Аэроген 4 и здоровенную панель на 100 ватт, со всеми регуляторами и стойкой с раскосами за 1500 НЗ (НЗ доллар = 20 рублей) долларов. В общем-то, ко всеобщему удовольствию - Пелли Петерсон освободил свой гараж, а я получил нужную энергетику меньше, чем за половину магазинной цены. Пришел в магазин, сорри, говорю, отменяю заказ. Менеджер улыбается, говорит - "Но воррис" - нигде больше не слышал такого выражения, только от новозеландцев, типа - все в порядке, "мы", говорит, "будем счастливы сделать еще что-нибудь для вас".
Панель запустил сразу, днем выдает до 6-8 ампер в бортовую сеть. С ветряком оказалось все не так просто. Стойка, которая к нему прилагалась, мне не совсем подходит - вооружение гафельное, и гик выходит за транец. Чтобы нормально установить ветряк за кормой, нужно городить огород - стойку придется монтировать на расстоянии 500-700 мм за кормой, чтобы лопасти ветряка не цеплялись за грот. Ветряк небольшой, и решил я поставить его на топ фок-мачты. Тот же Пелли посоветовал фирму, поехал я туда с эскизом (труба на полтора дюйма и длиной 1200 мм с двумя солидными хомутами, чтобы закрепить к мачте, и отремонтировать сломанный кронштейн для топового и якорного огня). Мастерская, вполне в российском духе, верстаки, гильотина для листового металла, сварочники, инструмент по стенкам, даже календарь с голыми девками, только необычно чисто. Возятся два работяги. Хелло, говорю, кто мне может помочь? Вот тут дальше пошли существенные различия с любимой родиной. Мужик снял сварочную маску, посмотрел на мой эскиз, потом отвел меня в офис (одна! женщина в офисе). Мы за десять минут обсудили работу, нашли по каталогу стандартные хомуты под этот диаметр мачты и посчитали примерную цену. Мы, говорит сейчас закажем, завтра утром хомуты привезут, днем выкроим время, сделаем... Завтра, говорит, афтенун, приходи и забирай. Платить, говорю? Удивленно отвечает - завтра и заплатишь. Не забудь желтую бумагу об освобождении от НДС. Я забрал отполированные железки на следующий день, кстати, мою старую, на которой надо было поменять сломанную пластину крепления, они тоже отполировали целиком, заплатил в пересчете около 3500 российских рублей, и ушел, офигевший и счастливый. Сделали очень качественно. Я, говорю, вернусь, у меня еще есть кое-что для вас. Мы будем счастливы, отвечают. Чувствуешь различия, да? Это было вчера.
Закончил оборудование камбуза, теперь все закреплено, вплоть до мусорного ведра, больше ничего не будет летать по каюте при качке. С гальюном и штурманской - осталось по мелочам, типа маленькой полочки и резиновых жгутов (вдоль переборки, для фиксации предметов).

Уже несколько дней льет дождь, циклон со стороны Австралии, сильные порывы ветра гуляют по марине, в прилив вода подымается до уровня набережной. Перед непогодой яхты в марину заходили одна за другой, прятаться, и теперь нет ни одного свободного места ни на палах, ни у стенки - много лодок стоит вторыми бортами, на вход-выход остался узкий проход. Народ весело штормует... Завтра собрались в Окланд - Вадя летит домой, а я прогуляться, посмотреть город и встретиться со знакомыми и незнакомыми людьми.

28 февраля

Вчера около двух часов дня вернулся из Окленда. Проехал 180 км за четыре часа - автостопом, или, как он здесь называется хичхайкингом. Сначала 20 км меня подбросили друзья - Энтони с Леной, мы у них ночевали. Потом меня подобрал и вез 60 км секьюрити - тонганиец. Последнюю сотню километров - веселый молодой любитель марихуаны. Весело, в общем. Наболтался английским языком на неделю вперед. Окленд - самый большой город Зеландии, около миллиона.
Впечатления - женская половина населения ходит в шлепках, кое-кто просто босиком, дети поголовно босые. Очень просто одеваются, распространены глубокие декольте и голые спины, явно бросается в глаза по сравнению с другими странами. Половина мужчин в шортах, майках и шлепках на босу ногу. Ветер, много ветра, совсем не жарко, лес мачт, очень много азиатов - японцев, китайцев, и индийцев. В основном молодежь - студенты. НЗ охотно учит иностранных студентов, у них какие-то льготы. Мы попали как раз на начало учебного года в университете. Город расположен на крутых сопках, наверное, местами покруче нашего проспекта красоты. Впечатлений, конечно, очень много, буду потихоньку выкладывать. Видно, что люди очень глубоко связаны с морем образом жизни, традициями, духом. Я стоял и смотрел, как швартовался "Спирит оф нью Зиланд" - парусная баркентина. Они при швартовке пели шанти, а потом танцевали что-то шотландское на баке, возле брашпиля, когда закончили. Чартерная яхта, одна из бывших претенденток на Кубок Америки, буквально влетает в узкую и загроможденную судами гавань, очень лихо подходит задним ходом, шкипер останавливает лодку, матрос делает шаг на пирс, швартовы на кнехты, через несколько секунд стреляет пушка - 12 часов. Чартер окончен - два часа под парусами с 10 до 12. Это красиво, и это очень высокая квалификация. При том что на здоровенной гоночной лодке три человека экипажа - два молодых парня и девушка. А катальщиков они набирают человек двадцать, одевают на них страховочные пояса и пристегивают в кокпите. Между прочим, это стоит 120 долларов с человека, накрапывал дождик, и лодка вернулась полная народу - дедушки, бабушки, естественно, но много и молодежи. Психи, - говорит Франсуа, наш знакомый француз, который в одиночку ходил на яхте вокруг Австралии на Гонконг - они катают свадьбы при ветре 38 узлов...

В Окленде впервые в жизни попал в казино, очень интересно. Опять же в первый раз переночевал в настоящем буржуйском двухэтажном доме. Я потрясен объемами. Встретился с русскими и с нерусскими, замечательно пообщались. Прокатился на автомашине с открытым верхом. Хичхайкнул 180 км до Вангарея, замечательно, меньше четырех часов. Сэкономил сумасшедшие деньги - примерно 25 долларов, а главное время - автобус один и идет после обеда до вечера.

Среди местных считается, что время для похода на север наступает в апреле-мае. Это конец сезона циклонов, их становится меньше, а зимние шторма еще не наступили. Виза у меня проставлена до конца марта. В принципе нет проблем ее продлить, но смысла нет. Чтобы проскочить весной через наш "тайфунный пояс", выходить нужно где-то в конце марта-начале апреля, и не особо рассусоливать по всяким Фиджам-Тонгам. Да и есть причины вернуться домой в июне. В общем - в гоночном режиме пойдем домой, кое-куда зайдем на несколько дней. В марте погода считается довольно неустойчивой, народ рекомендует выжидать подходящие "окна" между циклонами, так что мы должны быть готовы за 7-10 дней до конца марта. На мой взгляд, погода здесь сложная в любое время года и нужно быть готовым к любому варианту развития. Этот регион славится "метеобомбами" - когда из безобидной депрессии в считанные часы и в любое время года может развиться суперциклон с ветрами в 60-70 узлов, и 15-метровой волной. На Вануату мы общались с капитаном 17-метровой шхуны, который зарекся ходить в НЗ - говорит шел в мае из НЗ, попал в погоду за 60 узлов. Валяло - страсть. И никакого предупреждения, метеорологи такое не просчитывают...

Сегодня разобрал грота-гик, хочу сделать новую обойму для шкота. На старой лопнула скоба из нержавеющего прутка диаметром 8 мм, по-живому. Меня это так удивило в море, кто бы знал, и ветра то не было, так - зыбь. Привязал капроновым кончиком шкот к гику и больше проблем не было. Сейчас собираю железки в ремонт и модернизацию - надо все же кронштейн для виндекса сделать, хочу перенести его на грот-мачту. И антеннку VHF туда же. Блочки виадановские посыпались шариками - отстой конкретный. Хожу, собираю б.у. Ронстан за смешные деньги. Внутри двигаюсь с кормы в нос - покрасил пиллерс под грот-мачтой, родной российской эмалью, и кисточку с валиком - тоже на себе притащил из дому. Освободил ахтерпик, нужно внимательно посмотреть на рулевое устройство, нареканий не было, вот, чтобы не было и дальше. Соседи - Швейцария, тоже жужжат целый день вдвоем, непрерывный майнтенанс, что-то пилят, строгают, днями висят по мачтам. Сегодня притащили из офиса швейную машинку, хоть этой заботы у меня нет. Тяжелое это занятие - ничегонеделанье между сезонами.

2 марта

На родине хоббитов плановый циклон. Они здесь, как и на родине слонов, во Владивостоке, приходят исключительно по выходным. Ветер свистит, ветряки шумят, флажки трепещут, на порывах лодки с высоким рангоутом кланяются ветру. Туман, дождь. Есть в этом что-то карнавальное. Снова наш тупичок забит лодками. С утра они заходили одна за одной и тыкались куда попало, ветер уже свистел. Здесь только одна надувнушка с подвесником на всю марину, остальные гребут на веслах - смысла нет, пара гребков и ты у пирса. Хозяин - молодой парень, все утро авралил, заводя приходящим швартовы на палы. И ни одного мата, ни одного навала, спокойно так. Пришел среди прочих небольшой стальной крейсер, весь в потеках кровавой ржавчины, как будто из двухвитковой кругосветки без заходов.

Электричества море, комп можно не гасить. Кстати, о некоторых местных особенностях яхтенной и не только жизни. Береговое электричество подключить можно, нужно заплатить за аренду кабеля и потом по счетчику за киловатты. И... нельзя. Для того, чтобы подключиться, нужно иметь сертификат соответствия судовой проводки местным правилам, - вызывать инспектора и платить. Душ в марине - струйка горячей воды, не очень и тугая, - доллар за шесть минут - бросаешь монетку в специальный ящик - вода потекла. Стиралка - 2 доллара за стирку. Удивительные различия по сравнению с Японией.
По прошествии месяца здесь хожу за продуктами как заправский киви - беру в основном спешл. Спешл - это товары со скидкой процентов 50-70. Каждый день цены меняются, мало того, эти товароведы меняют все местами - приходится шерстить пол супермаркета, чтобы найти, то что нравится и к чему привык.
Страна четко делится на зоны - резиденшл - это где живут, коммерческая - это где делают деньги, есть зоны общепита - в Окленде здоровенная улица, утыканная ресторанами. Смешивать зоны - нельзя. Здесь нет чайна-таунов, и вообще поселений по принципу национальностей - их наоборот размешивают до однородной массы. Практически нет черных.
Много курильщиков. Много босоногих и татуированных. Маори продолжают тереться носами при встрече и танцевать боевой танец хаку.

С эти танцем, кстати, вышла незадача у доблестного капитана Кука. Высадился он на берег, а местное племя, в соответствии с традициями, устроило танцы. А танцы у них, как у нас демонстрация возможностей спецназа - и нападение с копьями, и жонглирвание дубинками. Есть у них еще камни на веревках, они их крутят так, что воздух жужжит. Очень страшно. В ответ гость должен предъявить ветку папоротника, демонстрируя добрые намерения. А Кук испугался, высадил десант, и перебил всех танцующих. Так что не было ему после этого ни еды, ни воды, ни берегового отдыха, война так война.

В жилых зонах тишина такая, что сверчки стрекочут днем и ночью. Вчера взял в руки молоток, нужно было постучать на лодке, так призадумался. Потом решил - марина цыганская, нам закон не писан, и врезал хорошенько. Минут через десять слышу, один турбинкой заработал, другой тоже молоток достал. Однако стараются сильно не шуметь.

Александр, который из Франции, решил все свои вопросы и прилетит 20 марта. На следующей неделе устанавливаю готовый тент, и начинаю возвращать на место паруса, менять веревки и блоки - приводить лодку в боевое состояние.

4 марта

А еще мне рассказали очередную историю про маори и танец хаку. Я уже писал про этот танец. Они его сейчас танцуют для туристов, причем туристов привозят в бутафорскую деревню, маори, правда настоящие, татуированные и при оружии. И вот один американец (так и хочется сказать - по Задорнову - ту-у-пой) вместо того, чтобы поднять эту веточку папоротника в знак мира, "пошутил", наступил на нее. А ближайший маори взял и треснул его по башке дубинкой. Ну, американец, конечно, копыта откинул, они его быстренько уволокли куда-то, наверное, в реанимацию. А самое прикольное - народ решил, что казачок-то засланный, и это входит в программу. Все были в восторге, хлопали и визжали.

8 марта

Выставил я бимини, дырки просверлил ( был у меня учитель по молодости, всегда сильно ругался за "дырки" - отверстия!). Подкрасил вчера голый металл, сразу и ржу поубирал, где народ краску пооббивал. Открутил старые лебедки, думаю, может их в музей сдать, все-таки им уже под сорок лет. Можешь себе представить какая это была инженерная задача - гайки в ахтерпике внутри, а головки винтов снаружи, в кокпите. Слазил на мачту. Весь с мыле, так и день прошел, вот оно счастье. Вчера вечером съездил на велике к старым знакомым, на бригантину. Собираются стартовать в конце марта. С утра пораньше пробежался вдоль речки, йога, воздух чистый, птички поют, на другой стороне реки девки-спортсменки вытаскивают из сарая каное, с визгом заходят по колено в воду, потом с песнями гребут... ночью +12, днем +25. Солнце встает, местная колония уток нагло не желает уступать дорогу моей надувнушке, приходится брызгать на них веслом, они недовольно крякают.
Тут второй день погода, до этого неделя дождя. Все повылазили. Соседи активно ковыряются на лодках. Бетонная соседка ушла, на ее место пришла стальная. Я не перестаю поражаться качеству работы, у меня так скоро начнет развиваться комплекс, или придется еще одну строить. Начинаю как-то поддерживать смысл разговора по-английски, общаюсь с соседями, даже стал понимать новозеландцев и австралийцев, не только шведов.

Айзек, говорю, кто варил тебе швы? Я сам, говорит. Мою первую лодку варили профи, она была вся кривая и поведенная от сварочных деформаций. Это - работа над ошибками. Я не профессиональный сварщик и смог себе позволить варить по технологии. У тебя для первого раза очень даже хорошо, просто может стоит зашпаклевать корпус.
Вообще здесь самостроя очень много, австралийского, новозеландского. Очень много металлических лодок, есть сделанные средненько, но многие очень хорошего качества.

17 марта

Были у меня в гостях соседи, австралийцы. Завтра улетают в Сан-Франциско, оставляют лодку на две недели. Айзек говорит, сердце не на месте, хотя место безопасное, а все равно страшно оставлять. Дом, говорит. Накормил их своим карри, твоими "корабликами", попробовали капитанский ром, у меня еще четверть бутылки осталась, той самой, из Владивостока. Принесли свои бутерброды и пиво, думали, у меня ничего не будет. Очень интересно пообщались. Посмотрели фильм про Шантары с моими комментариями, они в трансе были, когда народ на надувастике, разгребая льды веслами... Хорошо, два часа проговорили, и убежали собираться. Они рассказывали про Сан-Франциско. Что стояли там в марине, которую облюбовали сивучи. И что сивучи очень любят залезать на яхты, в кокпит, на палубу, воняют как мокрые собаки, и очень тяжелые. А спихнуть его с лодки трудно, потому что он спит, не добудишься. Пихаешь, пихаешь, он так лениво подвинется, типа, проходи, что ли. Но с лодки уходить не хочет - вода холодная, а на солнышке в самый раз. Вообще Сан-Франциско рекомендовали, рассказывали, что там центр джазовой музыки западного побережья, сильное влияние французской культуры. Интересное место.

19 марта

На следующей неделе собираюсь уходить отсюда. Экипаж, как обычно, в начале - пятеро. Двое русских - из Франции и из Владика, и двое новозеландцев, симпатичная Алексис с Полом, тоже симпатичным. Так что у меня международный экипаж, по крайней мере на полторы тыщи миль, англоязычный кусок, очень интересный опыт. Учусь готовить, с дрожью вспоминаю первую половину похода, буду теперь закрывать грудью... приобрел буржуйскую книжку о готовке на яхте, каждый день что-нибудь делаю на камбузе, кормлю соседей, все вокруг уже лучшие друганы...

23 марта

Сегодня делал пробную постановку парусов, навязать бегучку - для взятия рифов... При уборке грота я его порвал. Это было просто нереально. Я не поверил глазам - парус выглядит как новый, ткань рвется руками. Фок - тоже самое. Паруса отвязал от рангоута, сложил в кисы. Завтра попытаюсь найти парусного мастера. Проблема, в общем. Хорошо, что проверил паруса в марине, обнаружить такое в море, после таможенного клиренса было бы совсем грустно. Боюсь, что во вторник выйти в море нереально, задержка будет не меньше недели.

27 марта

Мы договорились о заказе нового грота и фока. Стоить это будет 4,5 тысячи НЗ долларов, около 3,7 американских.
Завтра с утра едем в Окленд, в иммигрейшн для продления моей визы. Потом возвращаемся и помогаем парусному мастеру для ускорения процесса. Он обещает, что мы закончим дело к концу следующей недели. Новозеландцы остались в экипаже и подпрыгивают из Окленда, предлагая помощь. Надо сказать, что эти дополнительные дни - как раз то, чего мне не хватало до сих пор. Сейчас в спокойном режиме продолжаем готовить лодку, подошел циклончик и поливает с утра, приятно сидеть в марине в такую погоду.
Сегодня познакомились с Михаилом. Он русский, из эмиграции, жившей в Германии. Видно, что человек с такой радостью говорит по русски, путая падежи, времена и слова. Моряк, бывший капитан, как и многие другие, "застрял" в южной Пасифике во время кругосветки и уже восемь лет здесь. Надавал нам кучу полезных советов, рассказал, как лучше добыть нужные карты, больше часа общались. Придет в гости в субботу. Пачку своих плакатиков я почти всю раздал, осталось штуки четыре. Это оказалось лучшим подарком для гостей.

28 марта

Сегодня весь день шил паруса с Пелле. С утра забрали готовый фок и примерили, поставили на место. Ребята делали обвесы на леера, на лодке. Познакомился здесь с кучей интересного народа, раздобыл с помощью Михаила - немца, родители которого бежали из России после революции, он неплохо говорит по-русски, комплект копий бумажных карт на дальнейший маршрут. Завтра отдыхаем, приезжает Саша Саморуков из Окленда и придет Михаил в гости. Послезавтра весь день буду дошивать с Пелле грот, уже практически приобрел новую профессию. Такими темпами мы должны к ночи понедельника иметь грот и чехлы на паруса, а во вторник, с приливом, уйдем в море после оформления в Марсден-пойнт, на выходе из Вангарея. Некогда уже шарахаться по побережью, как я хотел раньше.

Вечером Игорь сварил борщ, говорит, в первый раз в жизни, я сбегал в магаз, нашел свеклу, капусту, мясо. Игорь, кстати начал с того, что спросил у меня - как готовить. Не знаю, говорю. Как так, говорит, ты же должен все знать... Потом методом мозгового штурма определили, что кидать и в каком порядке. Хорошо получилось, и вкусно, может потому что весь день работали, к вечеру только толком поели.

30 марта

Работали целый день с Пелле, разговаривали. Говорю, русские часто работают по выходным, а ваши, шведские, наверное, редко? Он говорит - никогда. Я работаю эти субботу и воскресенье только потому, что знаю вашу ситуацию и хочу помочь. Видимо, завтра после обеда заберем последний парус - грот, и уйдем из Вангарея. Послезавтра оформляемся на выход и уходим на Самоа. Новозеландцы должны приехать завтра. Завтра очень много дел с самого раннего утра, и, боюсь, до самого выхода, и после выхода...