Снаряжение

Групповое:
1.Палатка 3-х местная Normal (апельсин) с тентом (6000 водяной столб), с алюминиевыми дугами и большими тамбурами с двух сторон, с двумя выходами;
2. Горелка MSR бензино-керосиновая;
8. коммуникатор с жпс HP 614 Business Navigator;
9. фотоаппарат ;
10. Аптечка;
11. Компас и свисток с компасом и термометром.

личное :
8. фонарики на ноги.
Выводы

Это только мои выводы.
Я надеюсь,  что другие участники напишут свои замечания и продолжение дневника.

1. Как я понял, нам просто повезло с погодой в этом сезоне. По рассказам местных это лето было не нормально теплым и сухим, а вот август не благоприятным для походов. Было сыро и холодно.
Самый хороший был сентябрь, конец которого мы и захватили.
2. Ключевская группа вулканов достойна лучшей подготовки в плане снаряжения:
а) ботинки все-же нужны пластиковые. Наши трекинговые боты промокли в первый же день похода. сушить  их в палатке при 100% влажности воздуха не представляется возможным. Мы смогли довести их до более менее нормального состояния в домике на озере Державина. И то только чтобы не хлюпало. Если бы мы далее вышли бы на ледник, то могли и обморозить ноги или попростывать. Но мы успели свалить вниз, там было теплее.
б) Пуховые вещи промокли чуть позже, но тоже насквозь. Дело в том что воздух был просто насыщен влагой и несся с большой скоростью, он проникал даже в рюкзак под все накидки и вещи мокли даже находясь в рюкзаке.
У меня промок и скомкался пуховый спальник У Насти полностью промокла пуховка, моя еще как-то держалась, но через день наверно и она бы сдалась.
Спасали только флисовые вещи, они грели даже сырые и конечно сало (оно грело из нутри).
Животным с большим запасом жира тут хорошо!
Народ ! не берите на Камчатку пуховые вещи! или может быть только зимой, хотя я не уверен...
И еще немного про Ключевскую группу:
Если бы мы имели больше времени, то можно было бы переждать непогоду, там были просветы хорошей погоды и кое-какой видимости. Но всеже одежда, обувь должны быть другими.
И мне кажется в этот период года могли бы сильно помочь снегоступы. Снег там выпадает быстро (за ночь полметра и выше) и много. Лыжи , мне кажется не вариант. Сильный подлип! Ехать все-равно не получилось бы, а снегоступы можно использовать с кошками.
3. Ориентирование - правы все те камчадалы, которые говорили нам, что без хорошего знания местности на вулканах, очень просто и легко заблудиться.
Дело в том что тучи здесь ходят очень низко и когда попадаешь в нее то вокруг нифига не видно дальше 5-метров. "Туман,туман и растаманы..."
Очень сильную помошь оказывает gps-навигатор с картой. Почему именно с картой? потому что когда движешься чисто по точкам gps по прямой и по свистку(по компасу), то легко выйти или на скальный взлет или на сбросы. Второе намного хуже. А в тумане, как мы уже выяснили очень сложно оценить высоту и крутизну сбросов.
Нам приходилось совмещать данные карты и gps-навигатора и корректировать путь подъема и спуска с учетом обхода скальных выходов кратера Козловского.
Совет: лучше дома сразу нанести на бумажную карту метки соответствующие градусам, минутам и секундам, которые потом будет показывать gps. Если конечно нет этой карты в навигаторе.
А лучше приготовить ее для навигатора заранее спомощью: http://gpsmapsearch.com/osm/mp/ или других проектов.
И еще одна фишка: горы там все конусообразные и не имеют ярко выраженных долин и хребтов. Подниматься всегда понятно куда... просто вверх и все. Вершина одна. А вот спускаться нужно очень внимательно! Если нет gps навигатора и местность не знакомая, то лучше дождаться хоть какой-нибудь видимости.
Я впервые столкнулся с этим на Эльбрусе (давно потухший вулкан), но видимость была хорошей и везде стояли вешки, указывающие путь вниз.
Тут мы все-таки блуданули... Прикол в том, что  если на верху ошибиться хотя бы на пол градуса по компасу или навигатору и пройти вниз (вниз всегда легко и быстро) несколько километров, то расстояние для возвращения на правильный путь увеличиться в десятки раз. Если на верху можно было пройти 2-3 метра по кустам и попасть в нужное русло речки, то внизу придется идти 5-6 километров прыгая по руслам и лазая по кустам с медведями. Что нам и пришлось в итоге делать!
Совет: идти вниз по точным точкам и как можно чаще корректировать путь!
4. Вода - в этот период года воды наверху практически нигде нет. Вода уходит вся в пористый  вулканический песок и камни. Ее очень много у подножий гор. полноводные реки, есть и болота. А вот на склонах гор очень много сухих русел. Даже когда едешь по дороге названия все такие: "Сухая речка", "сухонький" и т.п.
Нас спасал свежий снег. Весь не свежий снег покрыт толстым слоем черного песка и пепла.
Реки тут текут только в период таянья снега (май,июнь).
И еще одна особенность, на вулканах много воды, которой пить нельзя. Или крайне не желательно.
Так как там большой содержание серы. И снег внутри кратера тоже лучше не топить! Он даже с виду желтый и противный.
5. Ягода - народ! если вам повезло попасть на Камчатку в сентябре,начале октября, берите тару под ягоду. Ее здесь полно и везде. Чуть отедешь от города и все. Ягода большая и вкусная!
Ели мы там Чернику, голубику, бруснику, шикшу, рябину и шиповник.
Там можно при желании и варенья на варить и домой увезти на зиму! :)
6. Погода была резко переменчива, то дождь, то солнце, то снег, то жара. Причем в разных местах могла быть разная погода одновременно.
Когда мы вернулись из пурги под Горелым и Вилючей, на следующий день в городе была ясная погода и тепло, но мы видели что район Вилючинского по-прежнему затянут тучами.
7. Города и поселки - когда мы приехали в Петропавловск, нам показалось что городок весьма старенький дрябленький и умирающий.
Когда мы вернулись с севера, мы вдруг поняли что это настоящий мегаполис. Самый современный и крутой город на Камчатке. А потом мы уже просекли что на самом деле город растет и развивается, хотя больших новостроек спального района мы не заметили. Строятся и обновляются административные и торговые здания.
Чувствуется что былая роскошь увяла, встречаются бомжи и просто бедные люди, которые вспоминают как было хорошо когда сюда везли больше чем можно было найти на континенте.
Ключи - бывший закрытый военный город. Теперь это поселок городского типа, где множество заброшенных, полуразрушенных зданий. Люди как-то не особо приветливы и не особо гостеприимны, хотя может нам просто не повезло.
Эссо  - поселок очень сильно ориентирован на туристов. Там много горячих источников. народ в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Говорят  богачи из города покупают там дачи и ездят отдыхать. Предложений разместиться для отдыха в Эссо на много больше чем в Ключах и цены ниже.
в Эссо местные аборигены пытаются во всю показывать быт и жизнь коренных народов Камчатки, хотя сами так уже давно не живут.
Всех оленей местные оленеводы кочевники съели в период перестройки и теперь ошиваются без дела. Так как с оседлому образу жизни не приучены. Некоторые правда занимаются резьбой по дереву и кости и продают поделки туристам.
Козыревск нам показался тоже весьма заброшенным поселком с кучей деревянных двухэтажных домов, хотя по рассказам водителей тут работы для населения на много больше, не знаю какой.
Около города Мильково я заметил множество вспаханных земель . Видимо все-таки что-то выращивают там. И Мильково  больше поход на город  - много пятиэтажек, детсады,магазины и т.п.
В самой Паратунке мы не были, но как я понял там очень много баз отдыха устроенных на скважинах термальных вод. Мы были только на одной из баз "Аквариус".
Поселок термальный - очень маленький поселок, но городского типа, с пятиэтажками и инфраструктурой.
ПОселок работников геоТЭС - совсем заброшенный поселок, где дома стоят на сваях метров в 5 -7 над землей. Мы не видели ни одного подходящего для жилья дома. Полная разруха! Но зато там же не далеко стоит новенькая элиная гостиница в форме шайбы, ее так и называют. Здесь отдыхают богачи приезжающие на джипах и набирающие видимо целебную грязь из диких Дачный источников.

8. Животные - Нам так и не встретились медведи, даже издалека. Но вероятно от того что мы специально громко свистели и пели песни. И другой живности тоже не видели,скорее всего по той же причине.
А вот следов мы видели достаточно и медвежьих и волчьих или лисицы, а так же какого-то крупного  кошачьего. Причем эти следы были далеко выше зоны леса на склонах Мутновского.
Когда ходили на океан, слышали как кто-то плюхнулся в воду реки, но не успели рассмотреть кто это был.

9. Автостоп - Кто сказал что на камчатке нет автостопа??
Есть и отличный ! Люди отзывчивые и разговорчивые! По крайней мере нам попадались такие. Есть конечно и буржуи на крутых джипах, которые не берут даже если на улице пурге метет и видимости нет.. такие везде попадаются. Но в целов люди готовы понять тебя и твои проблемы (водитель даже просил по рации своих товарищей помочь нам, когда понял что могут быть проблемы... ).
Расходы

Это был весьма мало-бюджетный выезд..
1. Проезд от Новосиба до Красноярска в плацкарте - 664 рубля;
2. Перелет из Красноярска в Петропавловск и обратно 6120 руб (по распродажной акции авиакомпании Россия);
3. проезд от аэропорта Емельяново (Красноярска) до ж.д вокзала - 53руб 80 коп с багажем
4. Проезд из Красноярска в Новосиб - 583 руб (покупался билет через интернет по карте Виза, так дешевле).