Вечер на озере Толбо (Фото 17) Вечер на озере Толбо (Фото 17)
Здесь овцы, как кошки - гуляют сами по себе (Фото 19) Здесь овцы, как кошки - гуляют сами по себе (Фото 19)
Придется остыть и ехать задом (Фото 21) Придется остыть и ехать задом (Фото 21)
Вперед, в нагромождение гор... (Фото 23) Вперед, в нагромождение гор... (Фото 23)
Их адрес: Монголия, горы (Фото 25) Их адрес: Монголия, горы (Фото 25)
Долина ста дорог (Фото 27) Долина ста дорог (Фото 27)
"Стена" (Фото 29) "Стена" (Фото 29)
Уточнение маршрута (Фото 31) Уточнение маршрута (Фото 31)
река Ховд (Фото 33) река Ховд (Фото 33)
Привал на Ховде (Фото 35) Привал на Ховде (Фото 35)
Стойбище кочевников (Фото 37) Стойбище кочевников (Фото 37)
Граница заповедника (Фото 39) Граница заповедника (Фото 39)
За этими горами - Китай (Фото 41) За этими горами - Китай (Фото 41)
Озеро Хурган, исток реки Ховд (Фото 43) Озеро Хурган, исток реки Ховд (Фото 43)
Ирисы... (Фото 45) Ирисы... (Фото 45)
За шаг до цели (Фото 47) За шаг до цели (Фото 47)
Местный транспорт "4 х 4" Местный транспорт "4 х 4"
Кемеровская рыбалка (Фото 51) Кемеровская рыбалка (Фото 51)
Последние метры и камни до цели (Фото 53) Последние метры и камни до цели (Фото 53)
Стандартный размер (Фото 55) Стандартный размер (Фото 55)
На высоте 2080 м загар сильнее (Фото 57) На высоте 2080 м загар сильнее (Фото 57)
Утро на озере Толбо (Фото 16) Утро на озере Толбо (Фото 16)
Озеро - бриллиант, а это - оправа (Фото 18) Озеро - бриллиант, а это - оправа (Фото 18)
Впереди - перевал (Фото 20) Впереди - перевал (Фото 20)
Благодарность богам перевала (Фото 22) Благодарность богам перевала (Фото 22)
... к заснеженным вершинам (Фото 24) ... к заснеженным вершинам (Фото 24)
Поселок Уланхус (Фото 26) Поселок Уланхус (Фото 26)
Кусочек пустыни в горах (Фото 28) Кусочек пустыни в горах (Фото 28)
Два авантюриста (Фото 30) Два авантюриста (Фото 30)
Первая растительность (Фото 32) Первая растительность (Фото 32)
дорога-убийца машин (Фото 34) дорога-убийца машин (Фото 34)
Река Ховд (Фото 36) Река Ховд (Фото 36)
 Их богатство (Фото 38) Их богатство (Фото 38)
Остатки зимы (Фото 40) Остатки зимы (Фото 40)
Сам себе - хозяин (Фото 42) Сам себе - хозяин (Фото 42)
Мы остолбенели ...!!!! (Фото 44) Мы остолбенели ...!!!! (Фото 44)
 ...и эдельвейсы (Фото 46) ...и эдельвейсы (Фото 46)
Следующая колонка - в Китае (Фото 48) Следующая колонка - в Китае (Фото 48)
Кемеровская рыбалка (Фото 50) Кемеровская рыбалка (Фото 50)
Цель достигнута (Фото 52) Цель достигнута (Фото 52)
Ловись рыбка... (Фото 54) Ловись рыбка... (Фото 54)
Только ради этого стоит сюда ехать (Фото 56) Только ради этого стоит сюда ехать (Фото 56)
Наутро поутихло, и с восходом солнца я отправился кидать блесну. Бродил вдоль берега часа полтора, прежде чем мне повезло. Вытащил османа (горный голец по-научному) килограмма на полтора. Вернулся к палатке, разбудил Стаса. Рыбу пожарили и большую часть выбросили, потому что невозможно справиться с таким количеством мелких костей.
Днем, когда существенно потеплело, продолжили рыбалку. Стас на мелководье поймал четырех хариусов граммов по четыреста, а я на том же месте - еще одного османа меньше кило.
Вечер этого дня отлично провели за ухой из османа и жаренным хариусом, заодно истребив весь оставшийся запас водки. Погода наладилась, окружающие горы и озеро в свете предзакатного солнца были очень красивы, а мы чувствовали себя первобытными людьми и частью природы. (Фото 16,17,18).
За два дня ни один человек не появился на пустынных берегах озера. Только редкие хвосты пыли на трассе под горами от проходящих машин, да появившееся однажды поблизости стадо овец (Фото 19) напоминали о цивилизации.
За вечерними посиделками решили, что план по озеру Толбо мы выполнили и делать здесь в общем-то больше нечего. Более того, уже ознакомившись с местными дорогами, их состоянием и принципом прокладки по межгорным долинам, пришли к выводу, что можно попытаться проехать на озера Хотон-Хурган самостоятельно.
Ну, а если не получится, то ехать на озеро Ачит, расположенное не так высоко в горах и гораздо ближе к границе. Проще будет возвращаться домой. С таким планом и легли спать.
На следующее утро не спеша позавтракали, свернули лагерь и поехали обратно в Ульгий. Добрались до города без приключений.
На въезде заправились под завязку 92-м бензином (здесь он еще есть!), на рынке наменяли тугриков, закупили кое-какие припасы и снова попытались выяснить, где же получить разрешения на посещение озер?
Но этот вопрос для нас остался без ответа. Нас просто не понимали. Решили, что поедем без разрешений, а договариваться будем на месте.
С помощью местных жителей нашли выезд из города на поселок Уланхус, который лежал на нашем предполагаемом пути, и отправились в неизвестность. Не думаю, что мы решились бы ехать, зная заранее обо всех трудностях, которые нас ожидали.
Первый перевал за Ульгием высотой 2400 метров (по навигатору) и песчаной дорогой (Фото 20) преодолевали в несколько этапов. Машина грелась, система охлаждения не справлялась с нагрузкой на двигатель, хотя была включена печка и ее вентилятор все время работал на третьем режиме.
Останавливались, остывали и карабкались дальше. Последний участок перед горбушкой перевала машина вообще начала буксовать. Не хватало сцепления с дорогой передним ведущим колесам. Пришлось развернуться и оставшиеся 150-200 метров проехать задом (Фото 21).
Выехали на горизонтальную площадку на вершине перевала, по местной традиции положили свои камни и повязали тряпочки на "обо" (рукотворная пирамидка из камней), чтобы местные боги благоволили к нам и на следующем перевале (Фото 22).
Каково же было удивление монголов, набившихся в УАЗик, как селедки в бочку, которые через полчаса тоже поднялись на перевал. По-моему, они впервые видели здесь легковую машину, а тем более, с российскими номерами.
Дальше все пошло проще. Были и еще перевалы, но не такие высокие, были спуски и движение по долинам, когда дорога позволяла держать скорость до 50 км/час. Но на всем пути нас сопровождали великолепные пейзажи суровых гор, редкие юрты с обязательным стадом живности рядом (Фото 23,24,25), да одинокие орлы, высматривающие свою добычу.
Дорога до Уланхуса (80 км) заняла часа три или чуть более. Да мы особо и не торопились. Время позволяло.
Поселок этот, в соответствии со своим статусом, оказался гораздо более убогим, чем Ульгий. (Фото 26). Образовался он, видимо, только потому, что находится на перекрестке нескольких дорог.
Здесь нам было абсолютно ничего не нужно, поэтому миновали его без остановки. Запомнился он лишь надписью по-русски "Кафе" на саманной хижине (интересно, кто посещает это "Кафе»?) и деревянным мостом через реку Ховд, который преодолевали с величайшей осторожностью, боясь провалиться колесом в огромные дыры между полусгнившими досками.
Из Уланхуса двинули в следующее поселение - Дзенгел.
Ехали уже достаточно уверенно. Навигатор показывал генеральное направление, так что мы не боялись заблудиться среди множества дорог. Выбирали ту, что лучше, а к очередному перевалу они все равно собирались вместе. (Фото 27). По дороге фотографировали все, что казалось интересным, останавливались отдохнуть. В общем, наслаждались путешествием (Фото 28,29,30).
Вот и Дзенгел – очередное скопище глиняных хижин и юрт. Здесь возникла проблема. Попытались самостоятельно найти мост через реку Ховд, так как на карте дальнейшая дорога была нарисована и шла по его противоположному берегу.
Изъездили все окрестности, но моста так и не нашли. Пришлось обращаться к местным жителям. Собрался целый консилиум. (Фото 31). Они поняли, куда мы едем, но не могли врубиться, зачем нам надо на тот берег реки. Наконец, один смышленый парень, который чуть-чуть говорил по-русски, внимательно рассмотрел нашу карту и разъяснил, что она неправильная.
Мол, мост будет, но через сорок пять километров. А сейчас надо ехать вверх по реке этим берегом. Отблагодарили парня целой пачкой российских сигарет, а остальным дали по одной штуке. После выезда из поселка действительно попали на каменистую дорогу, идущую вдоль реки.
Здесь пейзаж резко изменился. По берегам реки и на склонах гор появились лиственницы, в пойме местами зеленели заросли каких-то кустов. Это была первая древесная растительность, которую мы увидели в Моноголии (Фото 32,33).
Несмотря на то, что дорога в общем-то шла горизонтально, машина начала греться. Заглянули под капот, а бачок с тосолом пуст. Вылили туда всю запасную канистру пять литров и некоторое время ехали нормально.
Потом машина опять начала греться. Причина - та же: недостаток тосола. Это уже серьезно, его у нас больше не было.
Остановились, начали искать причину утечки. Сняли термостат, а в нем - небольшая дырочка, образовавшаяся вследствие коррозии. Залатали ее эпоксидным составом, все собрали обратно.
Выхода не было, пришлось в систему охлаждения доливать воду из реки. С такой ситуацией я уже был знаком. Теперь вентилятор системы охлаждения уже не мог включаться автоматически, поэтому пришлось подсоединить к нему один из выключателей в салоне для ручного включения при необходимости.
На счастье взял с собой пару метров автомобильной проводки. Пригодилась. После этих модернизаций поехали нормально, только приходилось все время следить за температурой двигателя.
Эта дорога вдоль реки оказалась для нашей машины очень тяжелой (Фото 34). Недаром один старик в Дзенгеле посмотрел на ее дорожный просвет и жестами показал сомнение в возможности проезда на озера.
Основное препятствие представляли камни, которые не всегда можно было убрать с дороги или объехать, особенно на коротких, но крутых подъемах, которых хватало.
Тогда приходилось, просто не жалея подвески, тупо жать на газ и крепче держаться за баранку.
Я сто раз похвалил себя за то, что перед поездкой модернизировал машину, и столько же раз поругал за «экономию» на резине. Она у нас была обычная шоссейная и ходила уже четвертый сезон. Здесь, как минимум, нужна раллийная резина. Кстати, именно на этой дороге напрочь лопнуло одно из колес и пришлось заменить его запаской. У нас осталось только одно запасное колесо.
Тем не менее, мы двигались вперед.
Уже вечерело и, чтобы не ехать в свете фар, решили заночевать на берегу Ховда. Благо, и удобный съезд к реке подвернулся.
Место оказалось замечательное. Нашли полянку с настоящей зеленой травой, вокруг кусты, полно сушняка. Напротив нашей стоянки - речной перекат, под которым наверняка должна стоять рыба. И с дороги из-за кустов нас не видно (Фото 35,36).
Поставили палатку, приготовили ужин. Славно провели этот вечер на берегу горной речки.
А вот ночь дала о себе знать. Было очень холодно и утром обнаружили, что вода в бутылках замерзла.
С трудом дождались восхода солнца, впервые приготовили на костре завтрак (до этого готовили на примусе), позавтракали, свернули лагерь, уничтожили следы своего пребывания и попытались порыбачить.
С час кидали блесны ниже переката, но не увидели ни одной поклевки. Искать другие места не стали, так как надо было ехать.
Вырулили на дорогу и продолжили наш путь. Вдоль реки время от времени встречали чабанские юрты, в долине и на склонах гор видели стада овец и яков (Фото 37,38).
За все время езды навстречу попался один УАЗик, из которого монголы на нашу "девятку" воззрились как на инопланетный космический корабль. Но, по большому счету, никому до нас не было дела. Мы были наедине с окружающими горами и своей целью.
Наконец, дорога привела к мосту через Ховд, перегороженному шлагбаумом. Невдалеке стояли несколько юрт (Фото 39).
Из них подошли две женщины и куча ребятишек. Одна из женщин, немного говорившая по-русски, объяснила, что дальше начинается национальный парк и надо за въезд в него заплатить деньги.
Мы не возражали, тем более что речь шла о смешной сумме в 180 рублей с человека (в тугриках). Взамен она выдала нам зеленые билеты вполне официального вида, на которых написала срок пребывания (двое суток), который мы ей указали.
Другая женщина попросила еще каких-то денег. Мы поняли, что это за эксплуатацию моста. Заплатили и ей, получив взамен бумажку, написанную от руки. Ее она велела налепить на лобовое стекло.
После этих формальностей шлагбаум открыли, и мы, подарив детишкам шоколадку, поехали дальше. Судя по состоянию мостового полотна, взимаемые с путников, деньги тратятся не на ремонт, а на какие-то другие цели.
Обогнули справа гору, в которую упирался мост и через пару-тройку километров увидели белое огромное пятно, которое сначала приняли за соль. Оказалось, еще не растаял лед на замерзшей то ли луже, то ли озере. Сфотографировались на нем и продолжили путь (Фото 40).
Теперь мы удалялись от реки. Опять пошли подъемы, долины, перевалы. На склонах гор уже не исчезали редкие группы деревьев. Впереди показались снежные вершины, которые, как я предположил, и были горами на границе с Китаем (Фото 41).
Проехали еще с десяток километров по обширной долине (по ней бродил одинокий верблюд) (Фото 42), преодолели очередной подъем и...!
Дух захватило от открывшейся панорамы. На горизонте стояла стена снежных гор, под ней голубела широкая полоса озера Хурган, из которого тянулась темная ниточка реки Ховд (Фото 43,44).
Полчаса как зачарованные смотрели на эту красоту, фотографировали ее и себя на фоне. Кроме того, здесь впервые увидели цветы: ирисы и эдельвейсы (Фото 45,46).
Дальше дорога проходила вдоль озера, были и съезды к нему, но их проигнорировали, помня, что нам надо попасть на протоку между озерами.
Вот и она. На другой стороне какие-то строения с красными крышами и несколько юрт ( позже узнали, что это погранзастава) (Фото 47).
Но сначала встретили некие сарайчики, один из которых оказался магазином. Зашли в надежде на местные сувениры. Ничего стоящего не оказалось. Стандартный набор: мука, соль, спички, сахар и т.д. Ну и, конечно же, водка. Купили водки и сигарет, заправились 80-м бензином на одинокой колонке, что стояла неподалеку (Фото 48). В благодарность за принесенную выручку, хозяева этого "сервисного центра" дали нам покататься на лошадях (Фото 49). Попрощались и спустились к очередному мосту через Ховд.
На другой стороне виднелась группа людей и среди них парочка в зеленой форме - военные. На чистом русском языке услышали: "Переезжайте сюда". Переехали. Сначала подошел сильно удивленный парень русского обличья с вопросом "Откуда мы?". Когда сказали, что из Перми, он, мягко говоря, удивился еще больше.
Потом подошел один из военных и плохонько по-русски спросил, есть ли у нас разрешение на въезд в погранзону. Я прикинулся дурачком, сказал, что есть и предъявил ему зеленые билетики, полученные ранее.
Это оказался начальник штаба пограничной заставы. Конечно, его наши билетики не удовлетворили. Потребовал с нас паспорта. Дали. Он их забрал и уехал на мотоцикле. Нам сказали, что поехал искать начальника погранотряда, который здесь находился с инспекцией и сейчас рыбачил.
Вопрос начал раскручиваться. Его решение взял на себя Стас. Посчитали, что как бывшему военному, уволившемуся из армии в звании майора, ему будет легче договориться со служивыми. Я же пошел общаться с соотечественниками.
Тот парень, что подошел к нам первым, был одним из четырех кемеровчан, приехавших сюда за пару дней до нас на джипе "Тойота "Ланд Круизер". Они наняли юрту, обслуживающего ее и их казачонка и рыбачили с полным возможным комфортом (Фото 50,51).
Приехали они сюда уже то ли четвертый, то ли пятый раз. Одного из них я сразу узнал, так как видел на сайте "Кемеровская рыбалка", когда готовился к поездке. Зовут Дмитрий Кузьмин, а представляется он в интернете под кличкой "Аkа freemen".
Поговорили, порасспросил про рыбалку, погоду и т.д. Они обратили наше внимание на серьезность вопроса с разрешительными документами и пригласили вечером в гости.
Тем временем привезли начальника погранотряда (учился в России и говорит по-русски), который пригласил нас в юрту кемеровских мужиков для разговора. Я помалкивал, переговоры вел Стас.
Сначала нас запугивали ответственностью, говорили о суверенности монгольского государства и строгости его законов, а потом была озвучена сумма "штрафа" - 2500 руб. (в тугриках цифра звучит зловеще) с человека.
После длительных дипломатических переговоров Стас опустил ее до 1500 руб. с человека. На ней и остановились.
После передачи денег начальнику погранотряда, начальник штаба уехал на заставу и вскоре вернулся с двумя рукописными бумажками с печатями, которые якобы свидетельствовали об уплате нами штрафа в пользу государства.
Вручив нам эти бумажки и возвратив паспорта, начальник погранотряда разрешил делать все, что заблагорассудится в течение двух суток нашего пребывания здесь. Заодно подсказал, что разрешения (бесплатно!) можно получить в Ульгие в штабе погранотряда на территории дислокации воинской части. Больше мы их не видели.
Ну, что ж, мы на месте, все вопросы улажены, пора разбивать лагерь и заниматься тем, ради чего сюда приехали.
Остановиться решили на левом (по течению) берегу протоки, где еще на подъезде к мосту заметили симпатичную обширную поляну. Правда пробрались на нее не без труда из-за множества камней (Фото 52,53).
Уже через час стояли с удочками в протоке (Фото 54).
Я сходил к кемеровским мужикам узнать на какие мухи ловится рыба, а они мне их дали штук пять. Настроил нахлыстовую удочку и на первом же забросе поймал «черныша» (монгольский хариус с черно-фиолетовой окраской. Эндемик, больше нигде не водится) граммов на 400. Дальше дело пошло не хуже. За какой-то час поймал полтора десятка хариусов по 300-400 граммов. (Фото 55). Стас ловил на блесну, его результат был скромнее (Мухи, видимо, хариусу больше нравятся).
На этом остановились, начали готовить ужин. Рыбу пожарили и устроили большой "той" на природе. У нас впереди еще более суток, речка с рыбой рядом, вокруг неописуемая красота, погода чудесная: никакого ветра и вечернее солнце еще пригревает (Фото 56,57). От съеденного, выпитого и усталости потянуло в сон. Препятствовать не стали. Собрали вещички и завалились спать еще засветло.
На следующий день развлекались ловлей и отпусканием рыбы, стараясь поймать что-нибудь побольше. Ведь, все равно, ввозить рыбу из Монголии в Россию запрещено. Однако, ничего выдающегося взять не удалось. Все те же 400 грамм, до полкило. Большинство рыбы еще с икрой.

Комментарии
Guest05.06.13, 16:16
Как же красиво!!! 
Очень понравилось читать вашу историю, Монголия,настолько разнообразна и красиво, со всеми своими пейзажами и природой. Вот еще одна тоже такая же интересная статья, надеюсь вам понравится, как и мне! - http://www.travellers.ru/articles-mongolskie-stepi-porazhayut-svoim-odinochestvom
Guest31.12.12, 13:38
12 14 2012 
когда то жил в улан баторе сейчас в сочи есть уаз в моей автомобильной семье есть подготовленная 08 всю жизнь увлекался джиппингом более 40 лет занимаюсь подводной охотой где только не был а вот посетить монголию пока не получается моя мечта а вы просто молодцы нашу природу в сочи давно спустили в унитаз просто порвали а монголия это природная жемчужина короче удачи вам
Guest12.12.12, 19:18
Риск дело неблагодарное 
маршрут непростой,а подготовка ни к черту ,хотя и было время на маршрут,старая машина с плохим комплектом резины и пробитым термостатом не самая удачная шутка наших туристов,как они сами убедились сервис на дороге в степях Моноголоидов только для верблюдов!Как понятно теперь из сравнения природных зон Алтая и Монголии в наших местах краше!Чего было туда переть непонятно!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: