Сплав по реке Чуня в Эвенкии. Отчет сделан в формате дневника путешествия.
Красноярск - Ванавара - Муторай - Байкит - Красноярск
Заброска
Красноярск - Ванавара - Муторай
25 июля

Ну вот и сбылась мечта идиота. АН-24 за 2 часа довез до поселка Ванавара. В Черемшанке досмотр прошел без проблем (волновался за нож и сигнал охотника), провез даже 20 кг. на халяву – спасибо товарищу с работы, придется проставляться. Не обошлось и без накладок – был разговор про дешевую гостиницу, поэтому я не ожидал, что мне объявят цену – 2.5- 3 т. р. за сутки. Пришлось делать рожу кирпичом и ждать когда встречающий меня дядька подключит свои связи и договорится на подешевле. В итоге живу за 1,5 тысячи – цены в этом северном поселке космические.
 Возле гостиницы 3 продуктовых магазина, все необходимое в них есть но стоимость опять же… Потратил 1,5 тысячи на основные продукты – крупы, тушенку, сахар. «Порадовала» цена на лук – 130 рублей за килограмм. На сотку дороже, чем в Красноярске. Предприниматели тут хорошие деньги делают. Выкупают места в самолете, выкидывают сиденья и забивают грузом до отказа – так получается дешевле чем оплачивать багажом. Кстати я летел именно в таком «полугрузовом» самолете.
Полугрузовой самолет
При подготовке к путешествию мне пришлось подключать большое количество людей, которые так или иначе помогли мне (за что я им безмерно благодарен), но о том, что я еду в одиночку знали единицы. Почему? Все просто – мне не хотелось каждому повторять оно и то же, что-то доказывать, постоянно выслушивать как это все опасно и так далее. Да жизнь вообще опасная штука – от нее умирают. Вероятность несчастного случая в городе гораздо выше, чем на сплаве (я не говорю про сплав по категорийным рекам на катамаранах и каяках, а про сплав по спокойной реке). Конечно, определенный риск есть, но мне кажется, его можно свести к минимуму, обладая необходимыми навыками и проведя тщательную подготовку к путешествию – продумать маршрут, собрать необходимое снаряжение, инструменты, аптечку и т. д.
 Сейчас самое время упомянуть про мой рюкзачок, в котором и хранилось пресловутое необходимое снаряжение. Вес его составил 40 кг., и его надо было сначала поставить на возвышенность чтобы одеть на спину. Имела место и сумочка поскромнее, весом в 20. Когда эти 2 вещи и я объединялись, для моего организма наступал полный П. К тому же в Ванаваре к этому добавилось килограмм 10 продуктов, так что у меня единственная надежда что меня встретят в Муторае, иначе я кончусь при переноске груза к реке, не приступая к постройке плота.
Балабас
Погода стоит мерзкая – низкая облачность, морось. Надеюсь завтра, улечу без проблем.
26 июля

Встал в 7 часов. Пасмурно :(. ХЗ полетит вертушка или нет. С встречающим меня мужичком договорились что к 9 я подъеду в порт, но в 8.30 я уже был там. Купил билет. Кассирша обнадежила, сказала что погода для МИ-8 вроде нормальная. Позвонил товарищу, тот пришел с каким то мужиком – Юрой, который позвонил в Муторай начальнику вертолетной площадки чтоб он меня встретил. Вылетели в 11, с задержкой на час – сказали в Муторае непогода. Позже я узнал что с погодой там все было в порядке, а рейс задержали видимо из за своих муток с грузом.
Аэропорт Ванавара что тут еще добавить
Наконец то он взлетел, этот волшебный летающий трактор воздушных трасс Эвенкии, и я на его борту. Волнуюсь – не из за полета, а из за того как меня там примут. Приняли оперативно и очень тепло. Начальник муторайской вертолетной площадки Володя Соколов в течении 2-х часов накормил меня и идеально порешал вопросы. Он отправил меня на 100 км. выше по реке на лодке с местным охотником Ромой, который ехал на свою базовую избушку (или «базу») с семьей отдыхать. Надавал кучу полезных советов, нарисовал схему реки с порогами, объясняя как их лучше проходить, дал ведро картошки. В общем помог сильно. В городе для родни, порой, люди не делают того, что он сделал для абсолютно незнакомого человека, ни взяв, ни копейки.
 Но вот я в лодке. На борту 5 человек, 7 собак и около 600 кг. всякого груза, поэтому осадка очень низкая.
Заброска груза - серьезная и опасная работа
Чуть шевельнешься, и лодку сразу начинает шатать, и если не удержишь равновесия, в лучшем случае искупаешься в холодной воде, в худшем утонет весь груз. На протяжении всего пути мне вспоминалась фраза из документального фильма «Счастливые люди» - «Заброска груза - тяжелая и опасная работа». Теперь я на собственном опыте убедился что это действительно так. Путь в 110 км. по реке длится около 7 часов, и все это время приходится сидеть неподвижно чтобы ненароком не перевернуть лодку.
Эвенкия
Еду я с местным жителем Ромой, который как я понял из разговоров, то ли местный депутат, то ли кто-то вроде того. Дядька серьезный, но в то же время любит пошутить, особенно подколоть эвенка Ваньку, который учился с его женой.

В 10.30 приходим на базу, баня, уха из свежего сига, спать!
Сиг
27 июля

В 11.00 выхожу на стройку. Ванька намного помог мне со штилем спилив жерди, которые я ему показал. Работаю до 22.00, периодически под дождем. Не доделал.
Стройка
Устал с непривычки как собака, а пришлось еще натаскать воды в баню. 6 раз по 3 ведра. И все бы ничего, но тропа до речки, откуда берут воду, полный швах – по кочкам и болоту, в котором сапог вязнет по щиколотку, если случайно наступить не туда. :(
 В 12 баня, жареная щука, спать!