Двое суток на воде
5 августа

Место потерянных и найденных вещей. Вчера искал сначала ложку, потом фонарик. Сегодня когда занес вещи на плот, вспомнил что забыл кепку. Вернулся, забрал, отчалил. Только отошел, вижу, что оставил в избушке тапки. Пришлось опять приставать.
Этим утром не смог развести костер на улице, чтоб вскипятить воду. Пока на него воздух нагоняешь - горит, перестанешь – гаснет. Вроде и дрова сухие, сосновые. Плюнул, решил открыть банку сгущенки, тем более что хотел это сделать после 2-х пройденных порогов, а прошел уже 4.
 Наконец то в путь. Время 8.30. Через пару километров на ЛБ изба. Во, думаю, зачастили после порогов. Иду дальше. Ну, дело близится к обеду. Я домой на жопе еду. Смотрю еще одна база и снова на ЛБ. Решаю пристать. Супа утром не сварил и хрен бы с ним, а без чая плохо – надо кипятить, а дрова сухие на базе всяко есть. Чаевник мля!!! Подтаскивая плот к берегу, дергаю его, передняя камера цепляется за камень…. Приехали! Попил чайку! Быстро вытаскиваю камеру на берег. Дыра приличная.
Пробил
Во жизнь! 4 порога пришел и ничего, а тут на ровном месте…. Делать нечего, надо клеить. Сомневаюсь, подойдет ли клей, который я купил к старым заплаткам. Вроде подошел, да только через заплатку травит воздух. Спускаю камеру – надо ложить еще одну. Слышу гром – оказывается пока я возился, все затянуло тучами, и сейчас похоже будет нехилый дождь. Ну вовремя блин. Ладно пойду под крышу пережду. База – пара избушек, одна старая, другая новая еще даже без двери. На полиэтилене, которым затянут оконный проем, дырки от когтей и отпечатки маленьких медвежьих лап. Медвежонок наверно или пестун.
 Сидел минут 20, дождь поутих, иду назад. Клею, накачиваю – вроде нормально. Привязываю камеру к плоту и погнали. Чай кипятить не стал - и так 2 часа потеряно. Только вышел на середину реки, вслед за первой тучей вторая – гром, дождь, все затянуто просветов нигде нет. Вовремя я камеру заклеил, а тот сидел бы в избушке до вечера, а то и до утра. Вообще я надеялся, что проблем с ночевкой сегодня не будет, судя по частоте с которой избы встречались до обеда. Вот тут я жестоко обломался! До ночи я больше ни одного зимовья так и не увидел, хотя часов с 6 вечера постоянно их высматривал. Выхода 2 – ночевать в палатке или идти в ночную. Выбираю ночную – палатку ставить особо негде, берег не позволяет. В 10 вечера пристал к берегу, запарил пачку ролтона с тушенкой и луком, сварил котелок шары (шара - это дикая смесь из сгущенки, спирта и крепкого чая, которая варится в котелке) , и вперед.

Ночь с 5 на 6 августа

Ужинаю на плоту. Да-а тяжеленький денек выдался. С обеда дождь, порвал камеру, избу не нашел, да еще и ночь не спать. Ничего перебедуем. Сижу на плоту часов до 12, потом одеваю всю одежду, заворачиваюсь в полог и пробую уснуть. Не получается. Кажется, вокруг все бурлит, булькает, плещется – то есть не кажется, а так оно и есть, только в темноте непонятно что это – рыба, зверь или просто вода в камнях шумит. Ну все таки пару часов покипел в полглаза.
 Около половины пятого встал – и вовремя. Река в этом месте делает крутой поворот и резко сужается, а по берегам вырастают огромные каменные столбы, вершин которых даже не видно – их скрывает туман. Потрясающее зрелище!
Скалы перед Чунским порогом
Стоило ночь не спать. Ощущение будто плывешь в узком ущелье, зажатом со всех сторон гигантскими скалами.
Прохожу шиверу, которую принял за Чунский порог. Вот, думаю, хорошо как – бода большая после дождей, пролетел как фанера над Парижем. Расслабился, а рано! Через пару километров опять столбы и после резкого поворота бешеный рев воды. Причалить не успеваю, приходится идти ходом. Удачно пролетаю 2 каскада, вижу третий. Мелькает мысль – ну все теперь точно пи*ц! Огромные камни, перепад воды около метра. Такого мой плотик точно не выдержит. Пройти сходу нереально!!! Вижу справа, рядом со сливом, небольшая заводь, где почти нет течения. Здесь валуны перекрыли воду как плотина, и только небольшие ручейки перекатываются через них. Каким то чудом загоняю туда плот. Теперь можно немного перевести дух и подумать, что делать дальше.
Чунский порог
Да-а подвели меня местные товарищи с Муторая, которые говорили, что все пороги надо справа проходить. Все справа, а этот слева! К тому же они рассказав о 4-х предыдущих порогах, этот так вскользь упомянули, типа ничего особенного, а он оказывается покруче любого из них.
Разгружаю вещи. Провожу плот на веревке. Думал, застрянет т.к. слив очень узкий, уже моего дредноута. Ничуть не бывало. Поток воды движется с такой силой, что пропихивает плот через камни, буквально за 10 секунд.
Теперь самый геморрой – перенести вещи.
 Перенес без потерь, только когда грузился, поскользнулся на мокром камне и очень сильно ударился локтем. Перелома нет, тока ушиб, едем дальше. Вот засада, за поворотом еще один каскад, небольшой, но все таки. Уже на самом выходе из него задняя камера налетает на камень и застревает. Мертво. Пробую столкнуть шестом – никак. Что делать? Думать надо быстро. Слезаю на камень, на котором застрял и пытаюсь вытолкать плот назад. Хрен там – напором воды его прижимает обратно, тут трактор надо, чтоб вытащить. Напрягаю извилину – ладно назад не катит, так поедем вперед. Приподнимаю плот и толкаю его так, чтобы напор воды мне помогал. Тут главное успеть на этот плот обратно запрыгнуть, а то останешься на камне посреди реки, а он дальше себе пойдет. Успел. Больше по реке порогов не должно быть. Смотрю время – 8.00. Ночная закончилась. Начинается новый день.
Утро

6 августа

В 11 часов вышел к устью Верхней Чунки. Чуть выше по ее течению вижу избушку и Ура!! Лодку. В бинокль даже видно, как мужики завтракают за столом на улице. Пристать не получается т.к. поздно их увидел и пригрести к нужному берегу не успеваю. Ладно. Пойдут назад – мимо меня не проскочат.
 Буквально через 20 минут слышу шум мотора и вскоре вижу еще одну лодку, которая пристает к берегу. Цивилизация :) Пригребаю к ним. Впервые вижу людей с тех пор как начал путешествие по реке. В катере 2 мужика и один молодой паренек. Разговариваем. Прошу добросить до Байкита – соглашаются. Отправляют меня в избу – 6 км ниже по течению выспаться и отдохнуть, а вечером, говорят, поедем.
Через 1.5 часа догоняют. Иди, говорят, ходом дальше, проскочишь мелкие шиверы, и плесы, а вечерком мы тебя подберем. Ну, хозяин барин – пошел. Плес действительно очень длинный и мелкий. Встречный ветер. Та же история что и в начале пути – если не гребешь, относит назад. Руки отваливаются – гребу против ветра уже часа 3, а прошел всего около километра. :(.
 Плюнул, стал собирать вещи. Тут и ветер немного поутих. Вошел в поворот с хорошим течением и понеслась :) Часов в 6 слышу звук мотора. Ура!!! Конец, ветру, гребле, дождям, наконец то отдохну.
Катер вдалеке проходит мимо. Как так? Договаривались же. Смотрю остановились ждут на берегу. Грести к ним около часа. Минут через 15 они заводятся и уходят. Матерю их вслух и про себя. Как так – пообещали и кинули? Ну сказали бы сразу что не возьмут. Да ладно бы в городе где такое, а теперь и в тайге уже. Обидно.
Через часок успокоился, думаю, да и хрен с вами. Подходя к устью Нижней Чунки, налетел на единственный камень посреди реки. Зацепился средней камерой так, что плот накренился, и в воду полетела сумка и инструментами и палаткой, которая стояла на носу. Слава богу, успел поймать, хоть палатка и подмокла, но ничего не вывалилось т.к. она лежала сверху и закупоривала сумку как пробка.
К 20.00 подхожу к устью нижней Чунки. По любому тут должна быть изба. Должна быть, да только я ее не вижу. Причаливал, ходил, смотрел. Не могу найти и все, хоть ты тресни. Палатку ставить негде – на берегах одни валуны. Придется по вчерашней схеме в ночь. Зато завтра к вечеру буду в Байките, а в понедельник на самолет.
Ночь с 6 на 7 августа

После устья река опять сильно сужается. По берегам скалы – очень красиво. Жаль что уже сумерки – нормально не сфотографировать. Вообще эту красоту не передать ни словами, ни фотографиями – все это не то. Здесь надо быть, увидеть, почувствовать эту реку, небо, скалы. Ради такого, наверное, люди и отправляются в дальние путешествия.
 Да, но закончим с лирикой :) В 23.00 пристаю, кипячу чай. Нахожу в рюкзаке пакетик кофе 3 в 1, который непонятно как там очутился. Вот это сокровище :) Как раз то, что нужно! Пью кофе, прохожу шиверку и ложусь спать. По карте их впереди еще 3, но как-нибудь проскочу. Шиверы на этом участке не сложные, без камней – просто волны средней величины.
 Дремаю т.к. ту ночь почти не спал, при этом возникает реальное ощущение что на плоту идут двое – один спит, а второй на вахте стоит и толкает первого когда впереди шивера. Во глючит от недосыпа, хотя, действительно, просыпался только перед ними, последний раз уже часа в 4. Поднимаюсь часов в 6. На улице пасмурно – не зря вчера вечером мошка вилась. Казалось бы пасмурно, значит должно быть тепло, ан нет – осень видать настала. Туман, сырость, встречный ветерок и низкая температура делают холод почти невозможным – всего трясет. Ну тут все просто, холодно – греби. Помогает – сам пробовал. К 8.00 дохожу до устья реки Тычаны.
Пасмурно. Туман
За ночь прошел прилично.
7 августа

Почему-то я считал, что от Тычан до Байкита километров 30. Дневной переход. На деле же оказалось конечно больше. Километров на 20. Река широкая, но течение быстрее чем я ожидал. Гребу. Решил не готовить, не терять время. Перекусываю килькой в томатном соусе. Гадость редкая, раньше лучше делали. К 15.00 прохожу около половины пути, и вижу моторку рядом с устьем небольшой речушки. Иду к ней на всех парах – задолбался уже грести, а последний плес километров в 9 просто доконал. Болит плечо, болят кисти рук, да и нервный напряг, дает о себе знать.
 Причаливаю к берегу, набрав воды в один болотник. Мужик рыбачит с племянником, в это время перекусывал. Накормил, налил, согласился довезти. Эх, есть еще люди :)). Пока обедали, разговорились. Оказывается туристов здесь довольно много – по 4-5 групп за сезон, но идут они в основном от Байкита к Бору, по Подкаменной.
Дядька этот не спешил, еще рыбачил. Я спокойно собрал и сложил вещи, отдал ему пару нивовских камер. Очень жалко было оставлять плот и большие камеры, но разобрать его уже не было сил, да и везти на самолете дополнительно 15 кг. резины у меня не хватило бы денег.
 По реке в это время прошло 3 или 4 моторки, так что до Байкита я так или иначе сегодня добрался бы. Одна из них, увидев плот, развернулась и пошла к берегу. Епта!!! Вчерашние знакомцы. А я думал они в поселке уже. Говорим. Оказывается, это совсем не их моторка мимо меня проскочила. Зря мужиков материл. Они были потеряли своего товарища и задержались на сутки чтоб его найти. До Байкита еду с ними – у них мотор посильнее.
Поселок Байкит
Час езды, два торчания на берегу в ожидании машины, и вот я в гостинице. Сутки 800 р. Ну еще по божески, по сравнению с Ванаварой.
 Заряжаю телефон, отзваниваюсь всем, что добрался до места, 20 минут телевизора и спать.