9 — 10 августа прошли открытые соревнования по радиосвязи на ультракоротких волнах «Кубок памяти Суворова А.С.», которые ежегодно проводят Новокузнецкий радиоклуб и Новокузнецкое отделение ДОСААФ России. Мы приняли в них участие и заняли призовое место.
Перевал Семинский - "Серые скалы" - гора Сарлык - "Серые скалы" - перевал Семинский
«Ведь нам без связи ни вверх, ни вниз...»
Что это за спорт?

Как это ни покажется кому-то странным, но есть такой спорт, со своими разрядниками, КМСами, мастерами, и даже мастерами спорта международного класса — совсем как в олимпийских видах. В дисциплине радиоспорта «Радиосвязь на ультракоротких волнах» цель участников соревнований — набрать максимальное количество очков. Очки начисляются за каждый километр проведенной радиосвязи, а затем результат умножается на коэффициент в зависимости от сложности диапазона: чем выше частота, тем сложнее провести связь, тем больше коэффициент. Не забываем, что радиоволны в диапазоне УКВ «как правило» распространяются в пределах прямой видимости, и как положено в любом спорте, задача превзойти это «как правило». То есть, используя эффективные антенны, радиоаппаратуру, оптимальное расположение радиостанции, различные физические явления в атмосфере, и конечно удачу, провести как можно больше радиосвязей на как можно более дальние расстояния за отведенное время. При этом нужно безошибочно принять позывной сигнал корреспондента, контрольный номер связи, зафиксировать все данные (дату, время, диапазон, вид модуляции) в аппаратном журнале. После окончания соревнований каждый участник составляет отчет со всей информацией и отправляет на проверку судейской коллегии. Если связь подтверждается другим отчетом и нет ошибок — связь засчитывается. Если есть ошибки, например, разница во времени более чем две минуты — связь снимается с зачета у обоих корреспондентов. Обычно на подготовку и высылку отчета отводится две недели, потом начинается кропотливое судейство. Поэтому результаты соревнований становятся известны не сразу, как в большинстве видов спорта, а через месяц, а то и больше.

Спортсмены-укависты сами решают, с какой позиции им выходить в эфир. Кто-то работает со стационарных, хорошо оборудованных мест — из дома, радиоклуба, загородной дачи. Другие предпочитают выезжать в поля, подальше от индустриальных и городских помех, надеясь занять более выгодное тактическое положение. Приходится выбирать: комфортные условия, капитальные антенны, постоянно установленную радиостанцию, питание от электрической сети, или поле, палатку, разборные антенные системы, автономный источник питания.

Суворов Алексей Сергеевич (30 марта 1921 — 19 сентября 2012), — именно в честь него проводятся эти соревнования — старейший радиолюбитель Новокузнецка. Радиолюбительством увлекся еще в школе. До войны занимался радиофикацией сел на юге Кузбасса. В эфире Алексей Сергеевич с марта 1958 года. Являлся пионером телевизионного вещания в Новокузнецке. Весной 1959 года установил деревянную вышку на горе в поселке Рассвет, на ней самодельный ретранслятор и начал трансляции телевизионных передач на Новокузнецк из областного центра. Самодельный ретранслятор проработал два года до начала вещания государственной телевышки. В 70-х годах прошлого века, он, техник-практик, возглавил Новокузнецкое пусконаладочное управление треста «Кузбассшахтостроймонтаж», где организовал участок АСУ. Алексей Сергеевич был очень разносторонним и творческим человеком: снимал фильмы, рисовал картины, конструировал автомобили и вездеходы, коляски с электроприводом для инвалидов, медицинские технику, приборы для незрячих людей, организовал первое в городе кабельное телевидение, помогал начинающим радиолюбителям, каждый день он что-то конструировал. Активно работал в свои 92 года в любительском эфире.

Ультракороткие волны (УКВ), радиоволны с длиной волны от 1 мм до 10 м. Применяются для радиосвязи в пределах «прямой видимости».
(Энциклопедический словарь. 2009).

Около 45 тысяч радиолюбителей насчитывается в России — именно столько радиолюбительских лицензий (позывных сигналов) выдано ФГУП «Главный радиочастотный центр». Всего в мире радиолюбителей около 2 миллионов.

Подготовка

Поскольку радиоволны в УКВ распространяются в прямой видимости (почти как свет), то логичное решение — поднять антенну как можно выше. Проще всего это сделать разместив радиостанцию на высоком месте. Поэтому еще в 2011 году возникла идея провести эксперимент с участием в соревнованиях из Горного Алтая — с горы Сарлык, которая имеет высоту 2507 метров, является высшей точкой Семинского хребта, и забраться на которую можно без специального снаряжения. Тогда с комплектом аккумуляторов, радиостанцией с УКВ диапазонами 144 и 430 мегагерц, легкой двухдиапазонной антенной мы поднялись на гору и… заняли 29 место. При этом дальность радиосвязей впечатлила: максимум 519 километров с района Семинского перевала до Тогучина Новосибирской области. Но самих связей было мало, всего 29 за 8 часов. Тогда же появилась идея подняться на эту гору не с легкой полутораметровой антенной, для установки которой достаточно было фотоштатива, а с чем-то более серьезным.

Я говорю «мы», потому что в одиночку все наши многочисленные радиопутешествия были бы невозможны. Исторически сложилось, что нас как минимум двое, и бессменный участник горных радиоэкспедиций — Иван Дружинин по профессии программист, по образованию математик, и совсем не радиолюбитель. Ему больше интересен активный отдых на природе с палаткой и рюкзаком, но подальше от популярных мест с шумными «туристами», или, вернее сказать, отдыхающими.

К 2014 году мечты материализовались. На диапазон 144 мегагерца была построена антенна с длинной бума пять метров — девятиэлементный волновой канал, на 430 МГц — 23-элементный волновой канал длинной 6 метров. Все это с мачтой представляло собой восемь сегментов дюралевых и стеклопластиковых труб по два с половиной метра. Весило это счастье около 15 килограмм, да еще крепеж с инструментами. Снятые для транспортировки элементы положили в самодельный тубус из пластмассовой трубы. Сюда же добавим две бухты коаксиального кабеля, 15 килограмм аккумуляторов. На этом фоне сам трансивер (приемопередатчик) весит совсем немного. И, наконец, обычное туристское снаряжение: палатка, спальники, котелки, запас теплой одежды (а в этих палестинах мы как-то в мае попали на –18 градусов ночью).

Все это предстояло пронести на себе 10 —15 километров по пересеченной местности на высоте 1600 — 2000 метров и поднять на Сарлык.

И путь далек, и горы высоки

Утро на "Серых скалах" Утро на "Серых скалах"
Начало подъема. Склон Сарлыка. Начало подъема. Склон Сарлыка.
Вот эти трубы, да на 2500... Вот эти трубы, да на 2500...
Подъем антенн Подъем антенн
Осталось не много до вершины Осталось не много до вершины
На вершине! На вершине!
"Серые скалы". Пока еще бодр "Серые скалы". Пока еще бодр

Как обычно, «последние штрихи» в постройке антенны остались на последнюю ночь, поэтому мы выехали из Новосибирска с опозданием на пару часов, движение на трассе к этому времени стало напряженным, что еще задержало в дороге.

В итоге на Семинском перевале были около 16 часов. Взвалили на себя нелегкую ношу и пошли знакомой тропой. Засветло дошли почти до подножья горы, и с утра продолжили подъем. Склон горы покрылся туманом, из которого время от времени появлялись фигуры спортсменов-биатлонистов из учебно-тренировочного центра «Семинский», ритмично и слаженно, перепрыгивая с камня на камень, они растворялись в утренней дымке. Грустно мы глядели им вслед: «Вот бы каждому по аккумулятору, да по дюралевой трубе…». Вторая мысль, которая не давала покоя, это вопрос к самому себе: «Зачем я здесь?».

Во время одного из многочисленных и продолжительных привалов мы опять услышали ритмичный топот. К нам приближались две фигуры.

— Где база?— был вопрос, — Мы на обед опаздываем!

Мы показали рукой направление. Оказалось, спортсмены спустились с горы, в тумане потеряли направление, и поняли, что сбились с тропы когда оббежали Сарлык и уткнулись в снежные озера, потом снова забрались на вершину по крутому восточному склону, и теперь повторно спускаются. Тут на минуту туман рассеялся и в дымке на склоне горы Тияхты показались корпуса спортивной базы.

— Теперь не заблудимся! — обрадовались спортсмены и их мерный и ритмичный топот растворился в тумане. Нисколько не сомневаюсь, что к обеду они успели.

Мы же продолжили свой путь дальше, рискуя опоздать к началу соревнований, и обещая, что «больше никогда»… Не давала покоя мысль, не забыл ли я в спешке чего-то важного. Например, какой-либо детали, без которой не будет работать антенна, или, чего хуже, микрофон. И что делать, если таки забыл. Возвращаться несолоно хлебавши? Вспоминался курс античной литературы, и очень похожий на нас герой из Коринфа. Но он-то был наказан богами — катать камни в гору. А мы-то за что?

За философскими размышлениями, наконец, мы поднялись на вершину… Было около 17 часов вечера. До начала соревнований целых три часа.

На вершине. Соревнования

На вершине! На вершине!
И еще снег И еще снег
"Там у поваленного столба скорчиться неказисто..." "Там у поваленного столба скорчиться неказисто..."
Сборка антиенн Сборка антиенн
Антенна волновой канал на 430 МГц Антенна волновой канал на 430 МГц
А вокруг -- красота! А вокруг -- красота!
Антенны... Антенны...
Тур Тур
Этот батыр пугал моего напарника своим взглядом Этот батыр пугал моего напарника своим взглядом
Утро. Иней. Август Утро. Иней. Август
Сарлык утром. Восточный склон Сарлык утром. Восточный склон
Антенна. Радист за работой. Антенна. Радист за работой.
Я с антенной на вершине. Чего только Сарлык не видел... Я с антенной на вершине. Чего только Сарлык не видел...
Полдень. Восточный склон Полдень. Восточный склон
Геодезический знак на вершине Геодезический знак на вершине
Несу... Несу...
Почти внизу Почти внизу
Бодрым шагом Бодрым шагом

Вершина горы оказалась в облаке, стоял плотный туман, дул несильный по сарлыкским меркам ветерок, температура была плюс пять градусов. После жаркого подъема пришлось срочно утепляться.

Антенны никак не хотели быстро собираться, поэтому провозились с ними часа четыре, пропустив полтора часа соревнований и безвозвратно потеряв очки за первый тур.

Новокузнецкие соревнования продолжаются восемь часов: четыре часовых тура вечером субботы, и четыре тура утром в воскресенье. Повторные радиосвязи разрешаются в разных турах и на разных диапазонах. А у меня не три, а только два диапазона, и полтора тура пропущено. То есть, соперник может провести с каждым корреспондентом максимально 24 зачетные радиосвязи, а я уже только 14.

Но я помню о своей выигрышной позиции и ввязываюсь в борьбу. Первая же связь на 144 мегагерцах — Север Кемеровской области — 603 километра! Вот и «прямая видимость»! дальше пошли связи 260, 300 километров, Связи с Красноярским краем (близ Ужура) 519 и горой Гладенькая около Саяногорска в Хакасии — 440 километров. Потом провожу связь с Красноярским краем в диапазоне 430 мегагерц (519 километров с коэффициентом 2!), это 1038 очков. А кому-то в Кемеровской области чтобы набрать 1000 очков нужно провести пару десятков связей с ближайшими корреспондентами!

Но тут я замечаю еще один свой «прокол». В июле, мы были на сопке в Тогучинском районе, там можно было проводить связи даже на повернутую боком к корреспонденту антенну, а если развернуться по направлению корреспондента слышно было громче — не более того. Тут же сказалась острая направленность антенны — поворот ее на 10 — 15 градусов в сторону — и корреспондента я не слышу. Соответственно, и он меня не принимает. А антенну я поставил метрах в пяти от палатки, и приходилось постоянно бегать и поворачивать антенну то в одну, то в другую сторону, рискуя промазать и теряя время, связи и очки…

Заполночь вечерние туры закончились. Следующие четыре тура начинаются в 7 утра. Ночью температура опускается до нуля. Я радуюсь своему спальнику и отдаю запас теплой одежды товарищу по несчастью — его спальник дает повод для легкой грусти. Утром видим, что вода застыла в бутылках, и все в округе покрылось изморозью. Впрочем, ничего удивительного, даже снег вполне мог выпасть.

С утра я устранил проблему с антенной — поскольку распогодилось, и опасности дождя не было, я перенес радиостанцию к антенне и мог одновременно вращать и антенну, и ручку приемника — поиск корреспондентов пошел быстрее.

Во время соревнований услышал как кто-то проводит связь с командой, находящейся неподалеку, в 130 километрах на горе в районе Белокурихи. Пытаюсь связаться, поворачиваю антенну в их сторону на Север — бесполезно. Они меня не слышат, я принимаю их, но неустойчиво. После нескольких попыток мы оставляем идею провести связь.

Затем, во время связи с Красноярским краем вдруг громко и отчетливо слышу Белокуриху. Вызываю. Коллеги в Белокурихе мне отвечают — тоже слышат громко и отчетливо. Мы удивляемся, ведь наши антенны повернуты на Северо-восток, и слышать друг друга мы не должны. Видимо по прямой трассе между нами находится какая-то гора, которая закрывает сигналы, а при повороте на Северо-восток наших антенн мы слышим отражение сигнала от какого-то горного массива. Связи с таким отражением удавалось проводить на обоих диапазонах. Только в последний час, ближе к 11 утра этот вариант «закрылся», видимо, изменились какие-то физические характеристики «отражателя»: то ли дождь прошел, то ли наоборот, склон высох под солнцем, и изменилась его электропроводность.

Соревнования подходят к концу, я слышу по порядковым контрольным номерам, что отстаю от лидеров: 116, 147, 126 связей против моих 72, 76, 77… Неужели зря сюда залез?

Соревнования закончились, результат 81 радиосвязь на 144 мегагерцах и 23 радиосвязи на 430. Почти в три раза больше, чем в 2011 году! Но результат по очкам не ясен: аппаратный журнал вел карандашом на бумаге, и расстояния пока не известны.

Разбираем антенны, собираем рюкзаки, предстоит обратный путь. Товарищ по несчастью предлагает махнуться ношей — на этот раз трубы нести мне, а ему элементы в «тубусе», они легче. Соглашаюсь. В конце-концов, это мое удовольствие участвовать в соревнованиях, поэтому приходится любить «саночки возить».

Вниз дорога веселее, с горы спустились за полтора часа, а к восьми вечера были уже на трассе Семинского перевала. Нас ждет ночная дорога домой, ведь в понедельник всем на работу.

Отчет

Карта связей на 144 МГц (2 метра) Карта связей на 144 МГц (2 метра)
Карта связей на 430 МГц (70 см) Карта связей на 430 МГц (70 см)

По приезду не терпится составить отчет, чтобы узнать результат — компьютерная программа автоматически считает расстояния и очки. Обнаруживаю, что в спешке повторно передал два контрольных номера, значит, судьи снимут с зачета эти связи…

Результат 46247 очков. Это больше, чем когда-либо было в этих соревнованиях! И в пять раз выше моего результата за 2011 год.

Пока на УКВ-форуме читаю истории других участников. Команда из Новосибирска выехала в Кемеровскую область и поднялась на гору Югус (550 м) под Междуреченском, собрали и поставили антенны, а далее случилось непредвиденное: «В 19.45 по неудачному стечению обстоятельств при подключении питания трансивер вышел из строя. И нам только осталось весь остаток дня пить чай у костра и обозревать окрестности и звёздное небо. К настоящему моменту работоспособность аппарата вроде как восстановлена (выгорела всего одна дорожка), но...». Красноярцы рассказывают, что собирались в спешке, и таки забыли активный элемент — вибратор к антенне. Четыре часа пытались выйти из положения, в ход пошли дуги от палатки — сделали «на коленке» новый элемент и работоспособность радиостанции была восстановлена.

Итоги

UA9OAP_сертификат 430_int UA9OAP_сертификат 430_int
UA9OAP-1_int UA9OAP-1_int
UA9OAP-2_int UA9OAP-2_int
UA9OAP-3_int UA9OAP-3_int
UA9OAP_int UA9OAP_int

К концу августа судейская коллегия подводит предварительные итоги. В соревнованиях участвовало 32 спортсмена и 6 команд коллективных радиостанций (обычно команда это три человека) из Кемеровской и Новосибирской областей, Алтайского, Красноярского краев и Республики Хакасия. В числе участников три мастера спорта, один мастер спорта международного класса, семь кандидатов в мастера и 27 разрядников. В общем зачете за нами призовое третье место с результатом 43145 очков. Чуть больше шести тысяч очков проиграл лидеру — Леониду Олешко из Прокопьевска. Вот цена и потерянного тура, и задержек с поворотом антенн вечером в субботу! Правда, он провел 221 зачетную радиосвязь, у меня же после судейства их 96. Но он был в гуще активности, и ему приходилось проводить связи с ближайшими корреспондентами, у меня же связи по очкам «весят» больше. Все это говорит о правильности выбранной тактики: эффективные антенны, наивысшая точка расположения радиостанции — залог успеха. Теперь готовимся к 2015 году, впереди всероссийские соревнования «Полевой день» и «Полевой день Сибири», где можно с этой позиции показать хороший результат. Вопрос в том, как поднять на эту высоту еще более эффективные антенны и такой источник электроэнергии чтобы его хватило на 24 часа соревнований…

Радиоспорт — технический вид спорта, включающий в себя спортивные дисциплины: многоборье радистов, спортивная радиопеленгация, скоростная радиотелеграфия, радиосвязь на коротких волнах телеграфом, радиосвязь на коротких волнах телефоном, радиосвязь на ультракоротких волнах. Радиоспорт включен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС).

За выполнения норм и требований по видам радиоспорта присваиваются спортивные разряды и звания вплоть до заслуженного мастера спорта, а в дисциплинах по которым проводятся крупные международные соревнования — до мастера спорта международного класса.