Пеший поход II категории сложности, который проходил по живописным местам Южного Урала имел перед собой цель не только приобщить участников похода к туризму, но и познакомиться с природой, животным и растительным миром, жителями данного региона.
 

Уральские СКАЗЫ Уральские СКАЗЫ

Урал - это один из тех неповторимых уголков нашей планеты, на котором стоит остановить наше внимание. Уральские горы, это древнейшие горы планеты. И пусть они не так высоки, но их сила кроется в чем-то другом. Именно это и решили узнать воспитанники Нижегородского кадетского корпуса десантного профиля имени генерала армии В.Ф.Маргелова...

Идейным вдохновителем данного похода стал писатель Алексей Иванов, автор книг "Золото бунта", "Сердце Пармы", а так же совместного телевизионного проекта с Леонидом Парфеновым - "Хребет России".

В один из апрельских дней, ко мне на почту пришло письмо от Алексея Иванова, в котором он любезно согласился помочь мне с составлением маршрута. Вот текст письма...


Здравствуйте, Сергей.
Вот, я примерно прикинул маршрут вокруг Сатки.
Я предлагаю начать на станции Бердяуш (это на участке Уфа-Челябинск).
От Бердяуша по просёлочным дорогам дойти до посёлка Пороги. Посёлочек маленький, стоит на берегу красивого горного пруда реки Большая Сатка. На конце посёлка – прекраснейшая огромнейшая плотина из дикого камня с водопадами и старинным заводом-электростанцией 1910 года. Впечатления – грандиозные.
От Порогов надо добраться до села Старая Пристань на реке Ай. Наверное, можно пойти вниз по реке Сатке до её впадения в Ай, где на другом берегу Ая стоит деревня Асылгужино. Потом вниз по течению Ая по дороге вдоль Ая до деревни Верх-Айск. Ай – красивая и скалистая река метров 50-100 шириной.
По пути на левом берегу Ая будет деревня Иструть. Она стоит на устье маленькой речки Иструть, притока Ая. Где-то рядом с деревней на речке должна быть насыпь плотины, взорванной во время пугачёвщины Салаватом Юлаевым. Где-то там же в деревне был старинный раскольничий монастырь, сейчас не существующий, в подвале которого, по легенде, закопан пугачёвский клад.
В деревне Верх-Айск в 18-19 веках находилась пристань Саткинского завода. В деревне по правому берегу – высокие скалы. Здесь в 1774 году произошла битва Салавата Юлаева и полковника Михельсона, когда Салават не давал Михельсону переправиться. Это описано у Пушкина в «Истории Пугачёва». В Верх-Айске – подвесной мост через Ай.
Из Верх-Айска по хорошей дороге надо идти в село Айлино, потом в посёлок Межевой.
Межевой – исключительно живописный посёлок, стоит по обоим берегам Ая под скалами, на окраине – башни заброшенных известковых печей. На окраине посёлка можно найти место для днёвки. В Межевом несколько мостов через Ай.
От Межевого по автодороге надо идти на посёлок Сулея и в город Сатку.
Сатка прямо по центру города завалена гигантскими отвалами шлама от комбината «Магнезит». В Сатке есть несколько гостиниц. В центре города у плотины – живописный старый чугунолитейный завод. На заводской площади – музей. Рядом, у гостиницы «Старый город», - выставка военной техники.
От Сатки стоит пойти в город Бакал. На противоположной от входа окраине Бакала – гигантский котлован, который роют уже 250 лет. Добывают железную руду. Тоже сильное впечатление. Потом стоит выйти в посёлок Иркускан (дорога хитрая, объяснят только местные). Рядом с дорогой – живописные скалы. Из Иркускана надо выходить на автотрассу Уфа-Челябинск.
По этой трассе надо идти в сторону Челябинска (недалеко) до отворота на посёлок Магнитский и озеро Зюраткуль.
Постепенно дорога станет очень живописной. В посёлке Магнитском – кордон заповедника. Вход платный, но не дорогой. Рядом с домиком кордона над рекой Большая Сатка – скала Пугачёвская Копань, взорванная пугачёвцами в 1774 году.
Дальше идти по дороге к посёлку Зюраткуль на берегу озера. У дороги увидите бассейн с водопадом и небольшие бетонные сооружения заброшенной электростанции 1960-ых годов. Потом вдоль дороги будет тянуться бетонный деривационный канал, идущий до озера.
На берегу озера есть и базы отдыха, и поляны для «диких» туристов. Можно выбирать любое место. Я посоветовал бы поляну рядом с базой «Китова пристань». База очень необычна – с каравеллами и развлекательным городком.
Озеро Зюраткуль – красивое и горное. От него можно совершать различные радиальные выходы. Я советую обязательно подняться к скале «Медведи», где со склонов горы стекают курумы – «каменные реки», валунные осыпи. Вершина со скалами – место фантастическое. Отсюда (и от Иркускана) видно всё Синегорье – так называют узел горных хребтов. На «Медведей» ведёт оборудованная тропа.
Вокруг Зюраткуля много маршрутов, с ними надо ознакомиться на сайтах. И вообще с тем, что предлагается из развлечений этого места.
От Зюраткуля прежней дорогой надо вернуться к трассе Уфа-Челябинск. Можно уехать на рейсовом автобусе, можно дойти до Бердяуша, это недалеко.
Сергей, если вам интересен такой маршрут, тогда посчитайте по дням и километражу. Если у вас останутся лишние дни, могу ещё немного подсказать.
Пишите.
Алексей

Прочитав письмо, не возникло сомнений в выборе маршрута для летнего похода. Осталось только за малым, собраться.

4 июля, группа из 12 человек отправилась поездом из Нижнего Новгорода, через Ульяновск на станцию Бердяуши Челябинской области...

 Поезд мирно постукивает, убаюкивая после городской суеты и жаркого лета в городе. Вагон наполнен наполовину. Сидя за столиком, изучаются карты национального парка «Зюраткуль». Пересадка в Ульяновске на поезд до станции Бердяуш.

6 июля. Раннее утро. Поезд делает остановку на две минуты. Сонная, разношерстная по одежде группа вываливается на полустанок. Бердяуш. Городок небольшой. Завтракаем в вокзале сидя на рюкзаках. Впереди первый день пути. Никакого транспорта в Бердяюше нет, за исключением маршруток до Сатки. В 08:00 утра группа выдвигается в первый населенный пункт поселок Пороги. Дорога плавно выводит нас из Бердяуш в нужную сторону. Дорога периодически витает, кружит, поднимаясь то вверх, то вниз. Через 3 часа пути на берегу реки Сатки был устроен привал. Купание в реке приносит долгожданное облегчение. Погода солнечная и теплая. Пройдя еще около полутора часов, группа благополучно добирается до поселка Пороги, которая располагается на берегу живописного водохранилища.
На окраине поселка располагается гидроэлектростанция построенная в 1900 году. Расположившись на берегу реки, неподалеку от плотины мы отдыхаем и обедаем. Особое ощющение вызвало купание под струями плотины, сила потока, солнце и бурлящая река.

Гидроэлектростанция в деревне Пороги


Рассказывая далее, необходимо заметить, что большинство туристов в этих краях путешествуют по воде. Пеших туристов в этих краях не так уж и много. Поэтому, некоторая часть маршрута проходила по малонаселенным местам. 

Отобедав на берегу чудной реки Сатки, наша группа уверенно шагнула в неизвестность.

Следующим нашим пунктом остановки стал берег реки Ай, куда привела нас злополучная тропа. Сверив направление с картой и навигатором, мы пошли по течению углубляясь все дальше и дальше от цивилизации. Основным ориентиром для нас была несомненно река, а так же нежилой населенный пункт указанный в карте как Верх. Лопас. А тем временем уже начало смеркаться. На поиски приемлемого места под ночлег, проход через заросли и луговые травы  у нас ушло много времени. Найдя подходящее место на берегу этой заросшей, но в то же время широкой и местами глубокой реки, течение которой сбивает с ног, мы разбили лагерь и отужинав на скорую руку завалились спать. Поистине, это был самый тяжелый день нашего пути. А сколько было еще впереди.

7 июля. Солнце светит, птички поют, а вставать категорически не хочется. Все ноет и тянет. У кого-то уже появились первые мозоли, кто-то не может вспомнить, куда положил вещи и тд. Но несмотря ни на что, завтрак приводит в чувства всех, а купание в реке ставит нас на ноги.

Следующую часть пути мы преодолеваем по берегу, до тех пор, пока возможно идти. Наткнувшись на очередные заросли, принимаем решение свернуть и подняться на более высокое и сухое место продолжая путь параллельно течению реки до населенного пункта Иструть. На эту часть дороги мы потратили чуть более 5 часов ходового времени делая через каждые 30 минут вынужденные остановки с целью не только отдыха, но и осмотра тела, одежды с целью выявления клещей. Благодаря нашей бдительности был найден не один десяток сидящих или ползущих клещей, и не один из них не успел сделать свое кровавое дело. (Прививки от клещевого энцефалита были сделаны у всех членов группы). На пути встречались незаконные вырубки леса, следы варварского отношения к природе человека. Нужно ли говорить, как это плохо. Скажу лишь то, что когда-нибудь мы все об этом пожалеем,а главное, чтоб не было поздно…

Деревня Иструть

Иструть. Небольшая деревенька на берегу реки Ай. Несколько десятков домов, разрушенный монастырь с 3 – 5 послушниками. Небольшой привал. Остановившись у крайнего дома, общаемся с хозяином. С его слов в этот забытый людьми и Богом уголок наведываются крайне редко. Из туристов только водники. Бывают охотники-промысловики, а так, больше никого. Рассказав о том, что ни карта, ни навигатор не показывают ни одной дороги, собеседник смеется и предлагает нам ими не пользоваться. Глухие места. Указав нам кратчайший путь до Старой Пристани, мы прощаемся и двигаем дальше.

Уже под вечер мы на месте. Сам поселок располагается сразу на двух берегах реки Ай. Население под несколько сотен, если не больше. Пройдя до реки мы замечаем удивительный мост на тросах. Под мостом, ровно на середине реки остров. Сойдя на него мы ставим палатки, купаемся, готовим ужин, отдыхаем. Уже когда полностью стемнело, пытаемся проанализировать прошедший день. Но усталость берет свое. Лишь утром мы замечаем, что всю ночь нашими соседями по острову были коровы, мирно пасущиеся на соседней поляне.

 


 

 

 


PICT0091

Комментарии
Editor28.09.11, 06:06
Продолжение 
Нарисуйте плиз карту и ждём конечно продолжения
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: II
Опубликовал: Аперин С.Е.