3-5 день

3 день

19 августа 2015 год

Подъем 8:00

Температура за пологом палатки +11,3°С, давление 973 гПа, высота над уровнем моря 675  м.

На улице прохладно, небо заволокло сплошной серой пеленой облаков. Обе палатки намокли из-за конденсата. Пока готовили завтрак и проводили сборы, накинули тенты палаток на деревья с тщетной надеждой, что они подсохнут к выходу.

Выход на маршрут 9:30

Траверс хребта Большой Таганай начинается с самой южной вершины – Двуглавая сопка, что расположена в 7 км к северо-востоку от городской черты Златоуста. Подъем осуществлялся сначала по, уже описанной выше, металлической лестнице, а далее по крутому каменистому, поросшему елово-пихтовым лесом, склону.

Шли практически не отдыхая, останавливаясь только что бы перевести дух и восстановить сбившееся дыхание. До самой вершины можно было идти и не озираться, т.к. сквозь густой лес, не было видно ровным счетом ничего.

У самой вершины скинули рюкзаки и начали карабкаться на верх уже без них (11:00). Поднявшись на южную вершину Сопки – «Перья» (1034м.), перед нами открылась замечательная картина: вдалеке виднелся г. Златоуст, лилась ручьем вдоль долины Большая каменная река, позади огромная одиночная скала, напоминающая старинный готический замок (Скалодром), а впереди громадный по размерам гребень, вздымающийся прямо из леса – Откликной гребень. На вершине пробыли не долго, т.к. поднялся сильный, холодный ветер, пробирающий до костей вспотевшие тела. Начал срываться мелкий дождь.

Сфотографировавшись на вершине южной Сопки, встали под рюкзаки и по восточному склону непосредственно под скалами на высоте 1010 м. направились к северной вершине Сопки, которая называется «Бараньи лбы». Расстояние между вершинами на столько мало, то мы даже не скидывали рюкзаки и чуть осмотревшись и полюбовавшись видами отправились дальше.

От Двуглавой сопки до следующей точки нашего траверса - «Митькины скалы» решено было идти по западному склону хребта, т.к. восточный на этом участке пути превратился в скальные обрывы и для того что бы их обойти пришлось бы значительно сбрасывать высоту. Западный же склон хребта представляет собой курумник – скопление каменных глыб крупного размера с острыми обломанными краями. Передвигаться по таким камням сложно и довольно опасно.  Сложности добавлял накрапывающий дождь. Страховкой для нас были альпенштоки и редко встречающиеся невысокие деревья.

К 13:00 мы спустились на высоту около 940 метров и пошли по седловине в направлении Митькиных скал. Седловина покрыта густым лесом, с высокими кустами малины, папоротников и прочих раскидисто цветущих растений. К 14:00 были у Митькиных скал, но взять их в лоб не удалось, т.к. южный склон представляет собой скалистый обрыв. Решено было взять восточнее.

Митькины скалы представляют собой скальную гряду между Двуглавой сопкой и Откликным гребнем. Высота останцев около 1020 метров. Восточный склон на Митькинских скалах тоже довольно крутой, поэтому залазили туда мы очень аккуратно и медленно, а у самой вершины  (15:00) скинули рюкзаки и последние 10 метров карабкались без них.  Гребень на вершине  оказался очень узким  - не в каждом месте можно было даже сесть. Хотя вид с него открывался, конечно, шикарный. Севернее того места, где мы стояли, совсем близко виднелись отдельно стоящие скалы-останцы, очертаниями напоминающие указывающие в небеса пальцы.

Спустившись чуть ниже, решено было устроить быстрый перекус прямо на скалах - чай из небольшого кол-ва воды, что мы носили  с собой, бутерброды и орехи. Задерживаться на горе долго не представлялось возможным, т.к.  Откликной гребень уже начал заволакивать туман, а нам еще нужно было пройти под его скалами без тропы.

Быстро собравшись в 15:45 начали спуск вниз на 150-180 м., что бы к Откликному гребню идти по максимально безопасным участкам курумника на западном склоне хребта.

К 17:00 мы вышли к большой зеленой поляне и сквозь туман увидели, как прямо над нашими головами вздымаются огромные зеленовато-серые скалы – Откликной гребень. Гора выступает длинным гребнем на несколько сотен метров.  Высота останцев от подножия Откликного до его вершины 150 м. Скалы Откликного сильно разрушены и на них время от времени происходят обвалы неустойчивых камней. Изучая маршрут дома и готовясь к походу, мы узнали, что  подъем на Откликной гребень возможен только при наличии снаряжения и спецподготовки и потому восхождение на его вершину в наши планы не входило. Мы должны были пройти у подножья его скалистой части, что, не смотря на туман,  нам все же удалось.

От Откликного гребня мы отправились к подножью горы Круглица. Т.к. в 18:00-18:30 по московскому времени в этих широтах заходит солнце, было решено не восходить на вершину Круглицы, а лишь пройти ниже нее на 200 метров.  Природа постепенно меняется с таежной на лесо-тундровую. Деревья мельчают, становятся все более кривыми, раскидистыми. Камень начинает отвоевывать территорию. Путь к г.Круглица лежит через долину сказок, по которой мы шли уже практически в темноте и от того наверное не ухватили всей прелести этой части маршрута. Не дойдя до купола вершины г.Круглицы в 19:45 было решено сворачивать в сторону приюта «Таганай».

Т.о. траверс был пройден нами полностью, но побывать на самой высокой вершине хребта Большой Таганай нам все же не удалось.

По пути к приюту вышли на тропу, ведущую от плато под Откликным гребнем прямо до опушки, где находился приют. По темноте было решено не сокращать через лес, а двигаться по тропе. Из-за непрекращающихся последние 2 недели дождей тропу размыло и двигаться по ней было очень сложно. Мелкий дождь постепенно превратился в ливень. И тропа стала напоминать небольшой, но довольно быстрый  водоток. Вымокшие, замёрзшие и безумно уставшие к 21:30 мы прибыли на поляну приюта. Ливень не оставлял нам шанса высушить вещи и согреться в палатке. Работник приюта, узнав откуда мы приехали в национальный парк и какой путь мы проделали за этот день, был очень удивлен, горд нами и предложил нам заселится в дом с печью, что бы высушить вещи и хорошенько отдохнуть для продолжения нашего маршрута. Отказаться было сложно. И уже в 23:00 наша группа спала в теплом доме, в окружении висящих мокрых вещей.

Отбой 23:00

4 день

20 августа 2015 год

Подъем в 09:00

Температура на улице +11,0°С, давление 925 гПа, высота над уровнем моря 769  м.

За окном домика ливень, выходить снова мокнуть совсем не хочется. Но и оставаться в домике, зная сколько всего интересного ждет нас впереди сегодня, тоже желания не было.

Отблагодарив работника приюта, в  10:45 вышли на маршрут.

От приюта «Таганай» до скал «Три брата» ведет нижняя тропа, еще ее называют Старой Киалимской Дорогой. Вчера под дождем мы прошли часть пути по этой тропе и делать это в трекинговых ботинках и без «фонариков» чревато мокрыми ногами и очень маленькой скоростью передвижения. Потому было принято решение идти по лесу, в стороне от тропы, что бы оставить ноги максимально сухими. Такое решение было принято не только нами, т.к. через 40 минут  движения по мокрому лесу мы наткнулись на недавно вытоптанную тропу, ведущую к Трем братьям. Тропа петляет и периодически пересекается с каменистой размытой дорожкой Приют-Три брата. Это давало нам уверенность, что мы случайно не сойдем с пути и все таки доберемся до Трех Братьев.

Тем временем дождь постепенно утихал. Но температура не поднималась. Когда мы к 13:30 добрались до Трех Братьев, было холодно и очень промозгло. Скалы оказались незамеченными, пока мы не подошли к ним на расстояние в 15 м. Прямо по среди леса, между деревьев, высится группа скал-останцев высотой 30-40 м. Удивительное зрелище! Скалы такие высокие и окружены таким густым лесом, что хорошо их сфотографировать практически не возможно.

Прямо под скалами устроили небольшой перекус, что бы согреться. В 14:00, попив чаю, но так и не согревшись, встали снова под рюкзаки и отправились по уже вытоптанной нами тропе до нижней тропы, ведущий к Киалимскому кордону.  Спустившись до тропы, дошли до развилки и повернули в сторону Киалимского кордона. Снова начал накрапывать дождь. Идти было очень сложно, т.к. нижняя тропа не успевает подсыхать и все больше и больше размывается каждодневными дождями.

В 16:00 подошли к большой поляне на берегу реки Киалим. Киалимский кордон — бывший поселок углежогов. Раньше назывался Верхние Киалимские печи. В настоящее время на кордоне стоит бревенчатый дом, в одной половине которого живет дежурный госинспектор, другая половина предназначена для размещения туристов (2 комнаты на 6 и 18 человек), и еще 3 отдельно стоящих гостевых дома вместимостью от 5 до 16 человек. В домах нет электричества, отопление — печное.

Т.к. небо было затянуто тучами, дождь не прекращал лить и через два часа уже зайдет солнце, решили снова обосноваться в «апартаментах» приюта.

Пока часть группы топила печь и готовила ужин, вторая ее часть пошла на разведку по тропе на Дальник Таганай. Разведка показала, что эта тропа так же размыта и плохо пригодна для быстрого передвижения. На обратном пути к приюту мы посетили курумную реку, расположенную 2 км к СВ от кордона по Карабашской тропе. Курумник представляет собой каменный поток («реку») с истоком в пределах восточного склона горы Дальний Таганай. Необычное зрелище. Россыпи авантюрина обрамленные по краям причудливыми «витыми» соснами.

Вернувшись в лагерь около 17:30, нас ждал ужин и ранний отбой.

Отбой в 20:30

5 день

21 августа 2015 год

Подъем в 05:00

Температура на улице +7,5°С, давление 942 гПа, высота над уровнем моря 611  м.

Быстро позавтракали, собрали вещи.  Решили использовать Киалимский кордон как базовый лагерь и совершить восхождение на Дальний Таганай налегке. Руководитель группы договорился с работником приюта, что мы сможем оставить свои вещи в доме, до обеда.

Выход 6:30. Погода хорошая – выглянуло солнце, ветра почти нет.

Дальнетаганайская горная тундра, самая обширная в пределах национального парка, является памятником природы, поэтому продвижение туристов к объектам осмотра должно осуществляться только вдоль основных существующих троп, в целях сохранения редкой тундровой флоры. Поэтому к метеостанции решили все-таки идти по тропе.

До вершины ведет каменистая дорога, в нижней ее части течет приличный ручей. Солнышко спряталось, стало прохладнее. Через 50 минут подъема мы заметили, что размеры деревьев значительно уменьшись. Сверху опускался туман, принося с собой ледяной воздух. Оделись по теплее и продолжили подъем. Поднимаясь до самой вершины, как будто побывали в трех временах года. Если бы на вершине выпал снег, мы, наверное, не были бы сильно удивлены.

Подходя к вершине, нам встретилась дружелюбная одомашненная кошка, которая стала нам своеобразным уральским провожатым. Пройдя 5 км за 1,5 часа, мы дошли до плоскогорья чуть восточнее вершины, на котором  находится самая высокогорная метеостанция на Урале - "Таганай-гора". Высшая точка горы южнее и на 30 м выше метеостанции.  Это самая северная точка и наиболее обширная вершина хребта Большой Таганай. Высота — 1112 метров над уровнем моря. Поднявшись туда и сделав фото, спустились обратно к метеостанции. Ветер набирает силу, холод начинает постепенно сковывать всё тело. Но туман не рассеивается.

Нам говорили, что на  метеостанции постоянно есть дежурный. Но кроме двух прелестных игривых кошек там никого не оказалось. Густой туман не желает рассеиваться, а температура как будто продолжает падать.  В 8:30 решено начинать спуск к кордону.

По мере сброса высоты, туман как будто становился все прозрачнее и прозрачнее, температура росла, мы уже сняли теплые куртки. Спускаясь, встретили 2 группы туристов, поднимающихся на метеостанцию. Кажется, огорчили их новостью о тумане на вершине.

На Киалимский кордон вернулись в 9:30. Перекусили, прилегли отдохнуть и собрав все вещи направились к хребту Ицыл 12:15

Ицыл - хребет на Южном Урале в составе Таганайского горного узла, на границе национального парка «Таганай». Является частью Большого Уральского хребта. По Ицылу проходит граница между Европой и Азией. Наивысшая точка — гора Ицыл, представляющая собой двуглавую вершину. Наш путь лежит к южному пику Ицыла.

Склоны хребта поросли смешанным лесом. С высоты около 1000 м подъем проходит по курумнику, обильно покрытому мхом. Вершины достигли довольно быстро. Южный пик Ицыла (1049 м) несколько ниже северного (1068 м) и отделен от него плоскогорьем, покрытым обломками горных пород диаметром 0,5 — 3 м. С верхней точки Ицыла открывается хороший обзорный вид на близлежащие хребты и озеро Тургояк.

Сфотографировались и начали долгий спуск вниз по огромным каменным валунам. Курумник спускается с Ицыла практически до его подножья. Спускаясь решили, оставлять за собой туры для других туристов, возможно следующих нашей же дорогой. Перемахнув через хребет Ицыл мы одновременно пересекли границу между Европой и Азией и вышли из национального парка Таганай.

Взяв немного восточнее, продолжали следовать на север к Избе Севостьянова, которая представляет собой небольшую опушку леса около маленького родника. На этой опушке мы оказались в 15:30 и решили набрать воды и продолжать путь до стоянки на реке Сухокаменка, т.к. в запасе до темноты у нас оставалось почти 3 часа.

Резких подъемов и спусков больше не было, все сложные участки остались позади. Стало немного грустно от мысли, что и самые живописные участки так же уже пройдены.

К месту стоянки ведет довольно широкая груновая дорога. Сухокаменка — небольшая речка, протекающая по территории Челябинской области и Башкирии. В некоторые сезоны речка полностью пересыхает. Река берет свое начало в районе Малого Уральского хребта и впадает в реку Куштумга. Пройдя урочище Сухокаменские печи подошли, спустились в долину реки.

Здесь были хорошие места под стоянки: сухая поляна с этой стороны реки и такая же поляна – на противоположном берегу. Решили перейти реку в брод и разбить лагерь подальше от дороги. К месту стоянки подошли к 18:20 – начинало темнеть.

Порядочно устав, быстро приготовили завтрак и решили долго не засиживаться, а подольше отдохнуть за ночь.