Одна маленькая но очень гордая и независимая страна обязательно найдется в каждом горном регионе. Будь то Кавказ, Гималаи, или даже вот Пиренеи. Единственное место с единственным официальным каталонским языком, не имеющая аэропорта, но отправляющая международные автобусы в три других страны. Конечно же, своя футбольная сборная, едва не оставившая Россию без участия в эпохальном ЧЕ-2008, и прочее-прочее... В своем пиренейском регионе страна культивируется как территория спортивного образа жизни, огромный дьюти-фри, горнолыжка зимой и треккинг (до альпинизма не дотягивает таки) летом. Ну, а раз треккинг - то поехали, погуляем...
Андорра-ла-Велья - Кома-Педроса

Маунт-арт по пиренейски..

За год в Каталонии я уже изрядно оброс связями. Так что за идею спасибо кардиологу-ординатору, а попутно лыжнице-скайраннеру Маше. За гпс-трек уже обходившему все что рядом горному туристу Гоше, а за треккинговые палки (без них там делать нечего) обычному каталонскому физтеху Ире. Но вот в горы я в итоге поехал один, больше дураков не нашлось, или связи пока еще не многочисленны и бородаты... В Москве, конечно, на подобный призыв за неделю до поездки откликнулось бы полтора десятка авантюристов.

Зато при одиночном путешествии совершенно по другому воспринимаешь горы и пропитываешься ими. Плюс не надо постраиваться по скорость группы или время просыпания. В итоге выходит максимально быстро и адекватно возможностям. Разве что не очень безопасно. Но на высотах до 3000 можно, по крайней мере с опытом моих соло-похождений на таких же высотах в Абхазии.

Идея от Маши - гора Кома Педроса, 2942 метра, лежит на знаменитом транспиренейском маршруте G11. Маша пробежалась там за три дня до меня, в полнейшем тумане, сплошном дожде, местами с градом, надевшая на себя вообще всю одежду, что была. После рассказов об едущей под ногами сыпухе, километров набора высоты, поисков тропы и вот такого промовидео:
(ютьюб не вставился, но там - андорский сурок)

я особенно захотел попробовать залезть на эту Кома Педроса. Главной проблемой по ее словам было отсутствие внутриандоррского автобуса Андорра-ла-Велья - Аринсаль, из-за которого она намотала лишнюю 20-ку километров, с наборами и спусками до 1000 метров.

Мне повезло. Не только с погодой, но и с автобусом. А может просто хватило терпения, потому что автобус ходил раз в 60 минут. Погода - так и вовсе идеальна: облака, но выше гор и без осадков. То есть и на солнце не сгоришь, и увидешь, все что надо (в том числе путь).

Сложнее было найти остановку этого автобуса в маленьком городке узких односторонних улочек. Но, как известно, язык, пусть даже испанский, вместо каталонского, он до Аринсаля доведет... Хотя я наверное подзадолбал водителей всех останавливающихся автобусов вопросом "Где же мой L5". Зато по их реакции было понятно, что L5 существует.

а вот и он. Проезд стоит 3-30 в один конец
(а Барселона-Андорра стоит еще 30 в один конец)

Прямо с маршрута автобуса кроме велосипедов на фонарных столбах видна цель - Кома педроса, 2942 м

городок Ла-Массана, что лежит на полпути до конечной остановки в Аринсале, порадовал своими осветительными столбами. Все до одного украшены велосипедами!

Приехали в Аринсаль. Он весь такой напоминает о том, что Андорра все таки горнолыжный европейский курорт...

Чтобы не промахнуться мимо начала пути, на всякий случай, еще разок применил скилл "испанский язык уровня А2". Да, оказалось верно, начало трека вон там: вверх к водопадику и налево в лес.

лекарственные травки

Запас провизии с собой был довольно скуден, поэтому классным подспорьем оказалось то, что тропа бежит поначалу сквозь орешник. Я не все подряд фотографировал. Только начало. Дальше ел. Кстати, зеленая вроде бы не очень спелая лощина (скорее белая) - гораздо вкуснее привычного фундука. Чем-то кокосовый орех напоминает.

а вот грибы игнорировал.. Их же готовить надо.

Забежал за 20 минут от Аринсаля вверх. Вон  та огромная асфальтовая площадка-паркинг и есть конечная остановка-разворот автобуса. Гигантский каменный забор поперек долины видимо призван защищать от селей и лавин, а попутно является естественным переходом для животных между бортами долины, как это принято в Европе и Северной Америке, ориентированных на права животных. Под всем сооруженией пробит тоннель, не слишким длинный, но на дующем в трубу мощным холодным ветром с гор успеваешь здорово продрогнуть.

Я честно изо всех сил пытался заблудиться... Но столбики подобные этому не дали шанса. Кроме того многие тропы в начале оказались параллельны и постепенно сходящимися. Плюс андроид-приложение Catalunia Offline. Совершенно прекрасная штука здесь, хотя мы уже и не в Каталонии, но граничными картами все что нужно зацепило... Только карту нужно скачать зарание (для Кома Педроса это будет карта номер 44).

Андоррские горные домики - все такие по европейски аккуратные, из камней сложенные

Самое время и место обнять белый ствол и пустить скупую эмигрантскую слезу

Прямо на камни, около дороги, насыпана соль. Кого-то прикармливают. Я очень надеюсь, что не домашних животных, а кго-то вроде пиренейских оленей.

Дабы сильно не зависеть от обстоятельств, решил ехать в субботу днем, а возвращаться воскресение вечером. Так наверняка все успею. Только вот из-за того, что еду один, палатку не потащил, ибо размер и вес рюкзака посчитал важнее. В рюкзаке в итоге только спальник, пару яблок и шоколадка. Ночевать собирался в домике, обозначенном на карте как Refugio Pla del Estany. Маша сказала, что он открыт и внутри есть одна пенка, а Гоша, что рядом бьет источник очень вкусной воды.

У нас бы в горнотуристическом описании это место назвали б "цирк". Здесь оно называется Pla del Estany. Последнее слово означает "пруд". Пруд как вы видите - высох. Появился на каменно-тровяном фоне искомый домик.

мерная палка для измерения уровня воды в высохшем пруду. И восход Луны. Луна - она и по-русски и по-испански и по-каталунски звучит примерно одинаково.

Уже поближе. Просто zoom

Отсюда это кажется странным, но тропа взлетает вверх примерно по центру и уходит налево. Это уже на следующий день.

Пару слов про приют.

Оказалось действительно открыто. Внутри шесть койкомест, карта, аптечка и даже дрова для печки. А еще я просто был уверен, что там пусто, но оказалось пятеро молодых каталонцев из городка Манреса. Три мальчика и две девочки, которые для сугрева прыгнули в койки к мальчикам, так что свобоных мест было аж три. И пенка свободная тоже. Кстати было действительно холодно... Прогноз, так и вовсе "-1" показал на ночь.

Языковой барьер стоял между нами не долго. До первой всткрытой бутылки традиционного каталонского Motseny (название я может перепутал, но какое-то такое, на Mont.. а по вкусу 15% сладкий херес). Я раньше думал, что "пошарам" - местный, оказалось, что это баскский. Я представился как белорусский строитель квестов, которого занесло в Барселону. Ребята завизжали от восторга и кажется собрались прийти. В свободное от стройки время - посещаю горы и особенно высшие точки стран всяких. Ребята сразу же позвали на местную Pica d’Estats - 3143, на что я отшутился - после 2 октября, сейчас не могу. (1 октября - Референдум по отделению Каталонии от Испании). Потом как-то незаметно наступила ночь, мы вывалили на улицу, под бесконечное звездное небо, пили вино и пели какие-то каталунские песни. В 8 утра я сподобился встать и, умывшись лицом в гошином источнике с вкусной водой, смог уйти дальше наверх. С остальных коек доносился уверенный храп. Из рассказа ребят я понял только, что путь прям отсюда на Кома Педроса сложный, лучше идти в обход по тропе (см. карту).

Пока шел на север, все поглядывал налево, где же там короткая тропа напрямую, но видел только сыпух крупногабаритную..
Наверняка все таки есть там путь, но один я не решился. К тому же, так рано стартовав решил поголять побольше и попутно, раз уж так вышло, прогуляться на парочку перевалов под 2750.

взгляд на Кома Педроса с востока. Может и не так уж и страшно (как смотрелось снизу, от домика), но совершенно точно без тропы. А отсюда уже далеко туда поворачивать. Чего хорошо в соло-походе, взял и придумал новый план в любой момент.

Сзади меня постоянно настигали какие-то люди, и пока я не мог их различить, меня мучала мысль, что я такой крутой восходитель по всем горам мира с двухчасовым гандикапом уступаю в скорости каким-то студентам из Манресы. Ан нет, каждый раз при обгоне выяснялось, что это отчаянные спортсмены, скайраннеры, которых тут оказалось очень много часто. Ребят из Манресы я больше не видел, даже взгрустнулось как-то..

восход. щелкнул из окна, и залег спать еще на пару часов))

Внизу цирка, по высохшему озеру и окружающим склонам бродят коровы и много лошадей. Спят они тоже прямо тут, где-то в травах. Если спят. Мне, во всяком случае, пока я спал, все время чудился какой-то отдаленный бардовский концерт. Это потому, что к ним привязаны колокольчики, непрерывно дребезжавшие...

Даже репейник, если в цветах, то это красиво

Казавшаяся снизу невозможная тропа по края цирка вблизи оказалась обычной тропой. Однако понятно, что зимой тут не пройти - лавиноопасно.

Аринсаль уже очень далеко внизу остался

Пробегающие мимо скайраннеры

Козы, одновременно и горные и домашние

Озеро. Невысохшее. Или если по местному Estany (пруд). При виде первого восхитился. Дальше уже сбился со счета и привык к ним.. Сверху если смотреть на карту Пиренеев и отключить высотные изоклины - больше похоже на Финляндию, столько тут озер...

Вот в этом, самом первом. Одни из скайраннеров вдруг бросились удить рыбу.

За первым сразу второе, а потом и третье. И так незаметно уже и оказался на перевале Estanys y Forcats 2743

Чуть чуть августовского снежка оттуда же

вид на запад, в Испанию (Каталонию). Провинция - Лйеида. (а Каталония, частью которой является Лйеида - это не провинция, а автаномное сообщество).

Дальше тропа и карта внутри приложения настоятельно рекомендовала спускаться в Испанию, к озерам с названием Балау, и высотам 2500. А уже оттуда, обратно в Андорру, через перевал Балау, снова на 2750. Озера приветливо подмигивали голубоватым зеркалом. Ну уж нет, решил для себя я, и резко повернул налево, с целью осущетвить самостоятельный траверс осыпных склонов, не потерять высоты, времени и самомнения. Удалось во всем, пожалуй кроме времени.

начало траверса

подмигивающие озера

направление траверса - вон на ту красную

В один прекрасный момент траверс даже превратился в короткое горизонтальное скалолазание, что добавило адреналина в казавшееся обыденным путешествие. Правда при просмотре потом уже издалека всего, что я прошел, показалось, что скалолазания можно было избежать, пройдя чуть выше

Разбор Траверса до начала основной его части:

и после (взгляд назад), уже выйдя на тропу к перевалу Балау

Что меня в этих пиренейских тропах поразило, так это их прямолинейность. Вот есть взлет на перевал Балау со стороны Испании. Я полагал тихой сапой и медленным шагом туда зайти по серпантинчику. Ан нет. Тропа просто тупо взвилась по крутой прямой куда ей надо. Даже толком не передохнуть негде. Скайраннеры напрямую бегут к своей цели. Пришлось и мне.

Взгляд на северо-запад с последних метров подъема на перевал Балау

перевальный тур и вершинка Pic Sanfonts на юго-запад с перевала

а вот так выглядит Кома Педроса с перевала Балау. Попроще, чем со стороны приюта, где я ночевал. Оказалось, что картам и приложению верить не стоит, как и своим глазам. Вот этот вот очевидный и простой 200-метровый взлет сейчас закрыт и запрещен. И все проходят тропкой по скалам слева. Я этого не знал, не увидел, и поперся прямо в лоб, по казавшейся очевидной тропе. И схватил то, что называют Каналета (со смыслом "дурацкий собачий подъем - лестница"). Я когда-то пять лет назад благополучно избежал Каналеты на Аконкагуа, потому что там оно все слиплось льдом. Но от кармы не уйдешь и она настигла меня здесь, в Пиренеях. Принцип ее прост - два шага вверх и скатываешься на шаг вниз. Очень энергозатратно и очень неудобно устраивать передышки.

вот примерно так, только статичной фотографией не передать

Весь подъем отлично видно Черное озеро, что лежит на основной тропе GR11

конец подъема сверху. небольшая перемычка. оказывается здесь натянут трос, чтобы никто не ходил вниз по "неправильной" дороге

вид на перевал, с которого я пришел

на вершине Кома Педроса (2942 м) обнаружились еще два человека. Поэтому, мы пофотографировали друг друга, и в фотоотчет попал автор. Еще там есть непромокаемый железный ящичек с тетрадкой для посетителей и пишущими принадлежностями.

вид в сторону Аринсаля и Андорра-ла-Велья

вот этот кусок снега я сегодня уже фотографировал и вышел на перевал левее и выше него

вид на запад в сторону Испании и точечки уходящих туда людей

Черное озеро с вершины Педросы

Теперь, когда вершина позади, а ориентирование вниз очевидно (по пути классического подъема мимо Черного озера и приюта Кома Педросы), самое время обратить внимание на простую красоту горных пейзажей и детали творящегося под ногами...

уже спустившись, я обнаружил в самом начале бывшей "официальной" тропы последнего подъема на гору два жирных желтых креста, видимо запрещавших этот подъем

а вот и Estany Negro уже вблизи, во всей красе

конечно же совсем не Негро, а очень даже прозрачно. Словосочетание "Чистая вода" как раз здесь наиболее применимо

Дальнейший спуск в сторону приюта Кома Педроса по GR11

Присмотревшись, можно разглядеть домик этого приюта

Мимо продолжают проноситься бегуны скайраннеры. На спусках у них скорость возрастает в несколько раз. Я вообще никогда не понимал, как можно бежать по тропе... Это запросто не заметить камень, споткнуться, упасть и т.д.

На следующих двух фотографиях главная причина, по которой полуторадневная прогулка чуть не превратилась в трехдневный маршрут

Высотная граница леса - одиночные хвойные. Где-то на уровне 2300

Картинка-загадка. Найди домик!?

теперь проще

сложная природная система проток и каналов...

Такова адндоррская архитектура строений не для горного туризма, а для пастухов и скота, пасущегося в высокогорье

Приют Кома Педроса. Полная противоположность тому, где я ночевал. Огромное двухэтажное здание с постоянными сотрудниками внутри и даже баром, в котором можно опрокинуть баночку пива усталому одинокому путнику...

Пока я ее опрокидывал, обратил внимание на указатель расстояний. Как и положено, в горах, расстояния указаны в часах ходьбы. До сих пор я слегка не соблюдал его. От подножья Кома Педросы вниз до приюта обещалось 1h15min, однако у неторопливого и уставшего меня это заняло почти 2h. Сейчас до Аринсаля было 1h30min, а до удобного автобуса из Аринсаля в Андорру по часам оставалось 1h20min. Примерно в этот момент я решил, что разнообразие путешествия должно быть полным и пора наконец-то в него добавить спорта и отчаянного бега вниз. В итоге получилось даже за 1h15min, но пришлось быстро топать, не обращая внимания на красивости вокруг (впрочем все равно уже насмотрелся) и не щелкать фотоаппаратом. Спуск казался неимоверно долгим (так оно и есть) и если б не хорошая двухколейная дорожка последнего километра, по которой я пробежался в самом деле, на автобус не успеть. А так - успел. Пунктуальность андоррских водителей радует: даже ради единсвенного пассажира они доезжают сюда.

Что могу сказать: профессионала и спортсменам треккинга здесь прекрасное место. Любителям же и совсем неподготовленным вроде меня бегать скайраннинг, даже вниз, явно не стоит. Едва я плюхнулся на сидение в автобусе - сразу отнялись ноги и отказывались ходить до следующего утра, а восстановить нормально дыханние я смог только часа через четыре, уже в Барселоне. Но оно того стоило!)

Итоговый маршрут склеенный несколькими скриншотами приложения Catalunia offline
Заняло часа полтора неспешно в субботу и 9 часов довольно бодрого путешествия в воскресение

Коллекционер топ-вершин пополнил список (Россия Украина Турция Аргентина Франция Италия Иран Марокко) еще и Андоррой