республика Кабардино-Балкария / Спортивный туризм | Горный туризм

Отчёт о горном туристском походе 1 к.с. по Приэльбрусью

29 июля - 7 августа 2007 г.
Описание района:

Приэльбрусье – туристское название части Большого Кавказа от западных подходов к Эльбрусу до бассейна реки Чегем на востоке. Южная его граница проходит по Главному Кавказскому хребту. Это земной рай для альпинистов и горнолыжников, туристов и отдыхающих. Летние маршруты, проверенные и испытанные, к ледникам и водопадам, к природным нарзанам и в живописнейшие ущелья, в сопровождении опытных инструкторов. Маршруты, доступные любому желающему.
Приэльбрусье славится живописными ущельями, расположенными на высоте 2000 м над уровнем моря и более. Самое крупное из них – Баксанское.

Нитка маршрута:

пос. Хурзук – р. Улухурзук - пер. летчика Машкова (1А) - пер. Балкбаши (1А) – л. Уллучиран – р. Кызылсу – ур. Джылысу – р. Каракаясу - пер. Каракайский Южный, или Исламчат (н/к) - пер. Исламсу (1А*) - р. Кыртык - пос. Верхний Баксан – пос. Терскол
Протяженность: 98 км

Описание
Тема: Подробное описание

Справочные сведения о походе

Маршрутная книжка: № 27/3-110
Выпускающая МКК: МКК ТК «Вестра», г. Москва.
Время проведения: 29.07 – 07.08.2007
Район: Центральный Кавказ, Приэльбрусье
Вид туризма: горный
Категория сложности: первая
Количество участников: 11 чел
Протяженность (с учетом коэффициента 1,2): 98 км
Руководитель: Усачев Михаил Львович
Телефон: 182-6618
e-mail: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

* Понятия "правый", "левый" даются орографически, если это не оговорено отдельно. "Чистое" ходовое время (чхв) - время движения (технической работы) без учёта привалов, "грязное" ходовое время (гхв) - с учётом всех привалов и остановок.

Описание района

Маршрут запланированный

пос. Хурзук – р. Улухурзук - пер. летчика Машкова (1А) - пер. Кольцевой (1А) - пер. Балкбаши (1А) – л. Уллучиран – р. Кызылсу – ур. Джылысу – р. Каракаясу - пер. Каракайский Южный, или Исламчат (н/к) - пер. Исламсу (1А*) – р.Субаши - пер. Субаши (1А) – р. Ирикчат – р. Ирик - пер. Терсколак (1А) - пос. Терскол
Протяженность: км

Маршрут пройденный

Протяженность: 98 км

Изменения в маршруте и их причины

После пер. Исламчат в связи с тем, что мы не успевали по времени пройти пер. Субаши и пер. Терсколак, было решено идти в Верхний Баксан.

Заезд в район

Поездом до г. Невинномысск, далее на заказанной в ООО "КавказСкиТур" маршрутке до пос. Хурзук. Их координаты: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ; www.kavkazskitur.com; тел: +7 (8662) 967990+193; моб: + 79289837748; icq: 437878902. Общались мы там с Ляной Керефовой. Встречать нас приехало почему-то 2 человека. Соответственно нам было на одно место меньше. Доехать-то доехали, но 11 человек с рюкзаками + 2 водителя в маршрутке все-таки многовато.
Назад на маршрутке от пос.Терскол до г.Нальчик, а оттуда уже поездом до г.Москвы.

Состав группы

10 Куликова Дарья Михайловна 1988 3ГУ Ц. Кавказ летописец
11 Мошкин Денис Владимирович 1981 ПВД Финансист, снаряженец

Сводная таблица препятствий

Вид препятствия Название Категория трудности Характеристика Направление прохождения
1 перевал Летчика Машкова тр.-ос. р.Уллухурзук – р.Битюктюбе
2 перевал Балкбаши тр.-ос. р.Битюктюбекол– р.Кызылкол
3 перевал Исламчат (Южно-Каракайский) н/к тр.-ос. Р.Малка – р. Исламчат
4 перевал Исламсу 1А* сн.-ос. р.Исламчат-среднее течение р. Субаши

Сводная таблица по дням

День Дата Путь Пройденное расстояние, км (c учетом коэффициента 1,2) Способ передвижения Погода
1 29.07 пос. Хурзук – р. Уллухурзук 19,42 Пешком утром солнечно, к вечеру - пасмурно
2 30.07 Место ночлега - морена перед ледником Кукуртлю 7,97 Пешком солнечно
3 31.08 Место ночлега – пер. Летчика Машкова, 1,А - приток р. Битюктюбе южн. 6,82 Пешком Утром и днем солнечно, вечером пасмурно
4 1.08 Место ночлега – подоход под пер. Балкбаши, 1А 7,13 Пешком Утром и днем солнечно, вечером дождь с градом
5 2.08 Место ночлега – пер. Балкбаши, 1А – морена ледника Уллучиран 5,07 Пешком Утром солнечно, днем дождь
6 3.08 Место ночлега – р. Кызылкол 4,92 Пешком Рано утром дождь, днем и вечером солнечно
7 4.08 Место ночлега – плато Ирахиксырт - Ист. Серебряный - Ист. Джылысу 15,03 Пешком Утром и днем солнечно, вечером дождь
8 5.08 Место ночлега – пер. Исламчат, н/к 7,836 Пешком Утром солнечно, днем пасмурно
9 6.08 Место ночлега – р. Исламчат - пер. Исламсу, 1А - р. Субаши 8,28 Пешком солнечно
10 7.08 Место ночлега – пос. Верхний Баксан 19,98 Пешком солнечно

Техническое описание

29 июля (1 день): пос. Хурзук – р. Уллухурзук

Наш поезд прибыл в Невинномысск в 0.36. Мы сели в машину и были в пос. Хурзук в 4.30. Начало движения в 4.50. Идем по дороге вдоль реки Уллухурзук. Дорога идет вдоль речки, мы несколько раз переходим ее. Через 150 метров – 1-ый мост, в конце первого перехода (через 25 мин. чхв) – 2ой. Через 2ч. 48 мин. чхв делаем завтрак у ручья. Далее дорога уходит направо по ходу движения. Стрелку р. Битюктюбе и Уллухурзук мы не видим, так как дорога идет выше, в зоне леса. Через 2ч. 27 мин. чхв делаем привал у коша. Тут очень красивые места: ковер из зеленой травы, сосны и широкий чистый ручей, есть хорошие места для стоянок. Дорога кончается, дальше идем по тропе. Еще через 20 мин. чхв из-за начинающегося дождя ставим лагерь. В получасе ходьбы есть более хорошие места для стоянки - мы их заметили уже после постановки лагеря. Там ровнее площадки и ближе вода.

30 июля (2 день): морена перед ледником Кюкюртлю

Продолжаем движение по тропе вдоль р. Уллухурзук. Тропа идет по дну долины, иногда теряется. После 4ч. 26 мин. чхв мы выходим на морену перед ледником Кукуртлю, где упираемся в р. Уллухурзук и ее левый приток. Из-за сильного течения перейти их днем невозможно. Ставим лагерь. С места ночевки виден моренный холм перед подъемом на перевал летчика Машкова.

31 июля (3 день): пер. Летчика Машкова, 1,А - приток р. Битюктюбе южн.

Подъем в 5.35, выход в 7.05. Переходим речку по камням, сначала приток, затем сам Уллухурзук. Поднимаемся на боковую морену л. Кюкюртлю, оттуда по осыпному кулуару, слева по ходу движения, обходим скальные сбросы и подходим к ручью, образующему ниже водопад (1ч 10мин чхв). Здесь есть вода и места для ночевок. Затем поднимаемся на бараний лоб и дальше идем по руслу ручья (крутизна до 35 градусов) до перевального взлета (2ч 35 мин). Затем по осыпному склону поднимаемся на седловину (45 мин). Седловина представляет совой футбольное поле, есть места под палатки, но ближайшая вода – в 300 метрах в озере на пути к перевалу Кольцевой. Мемориальная табличка и тур находятся в западной части седловины. Подъем от места ночевок до седловины занял 4ч.33 мин. чхв. Спускаемся по осыпному склону крутизной до 35 градусов. Местами видна тропа. Через 48 мин. чхв делаем привал у небольшого озерца. Вода в нем довольно грязная. Тут можно ставить палатки. Продолжаем идти по осыпи, она становится более крупной, но менее крутой. Спускаемся к руслу ручья и продолжаем движение по нему. Через 1ч. 22 мин. ставим лагерь около еще одного озерца. Есть места под палатки и ветрозащитные стенки.

1 августа (4 день): подоход под пер. Балкбаши, 1А

Спускаемся к р. Битюктюбе южн. по мелкой живой осыпи крутизной около 40 градусов. Дальше продолжаем спуск вдоль русла реки. Прижим обходим слева, потом река поворачивает на северо-запад, мы переходим ее по камням и идем по правой стороне. На травянистом склоне видна тропа – продолжаем движение по ней. Взбираемся на холм. Нам становится виден кош на другой стороне. Мы спускаемся с этого холма к речке. Напротив нас красивый водопад. Перейдя речку по камням, забираемся на отрог (травянистый склон до 40 градусов). Дальше двигаемся по травянистому гребню (до 30 градусов), по которому, судя по карте, идет тропа, но ее не находим. В два часа начинается сильный дождь с градом – ставим лагерь. К этому моменту мы успели подняться до выполаживания на высоте 3100, воды поблизости нет, за ближайшей водой приходится спускаться на север на 100м вниз. Остаемся тут на ночь. Чхв за день - 3ч. 43 мин.

2 августа (5 день): пер. Балкбаши, 1А – морена ледника Уллучиран

Всю ночь гремела гроза, мешая спать участникам. Но с утра небо было ясным, и мы продолжили дорогу. Продолжаем подъем по гребню, через некоторое время находим тропу. Дальше ее серпантин хорошо заметен на склоне. По этой тропе за 2ч. 40 мин. мы зашли на перевал Балкбаши, 1А. Тур находится справа по ходу. Сняли записку группы туристов Золочевского ДДЮТ Харьковской области, зашедшей на перевал 29.07.07 Седловина перевала осыпная, не очень широкая, но при желании можно поставить палатки. Ручей виден при подъеме на перевал. Он находится справа по ходу. Стоит отметить, что более простой путь на перевал идет севернее отрога, по которому мы шли, и там есть вода. С перевала хорошо просматривается урочище Ирахиксырт. По осыпному склону спускаемся в карман морены ледника Улучиран. Через 20 мин начинаем спускатья к левобережной морене л. Улучиран, по которой надеемся выйти к р. Кызылкол. Ледник непереходим. Пройдя по морене упираемся в непереходимую речку, и, осознав, что далее нас ждет еще и ранклюфт, принимаем решение обойти участок по травянисто- осыпному склону, расположенному над мореной. Для выхода на склон начинаем подниматься обратно, но начинается сильный дождь и принимаем решение ставить лагерь на морене. Ближайшая вода в леднике, площадки приходится ровнять.

3 августа (6 день): р. Кызылкол

Мы возвращаемся на 50 метров назад по морене и начинаем подъем вверх по осыпному склону. Осыпь живая. Через 50 мин чхв мы находим тропу. Далее двигаемся по ней. Встречаем несколько групп туристов: они утром бродили р. Кызылкол. Радости нет предела, потому что тропа явно ведет, куда нам нужно. После выхода на зеленку тропа теряется, и мы спускаемся в сторону обозначенного на карте брода вдоль реки. К броду подходим в 13 часов (1ч.37 мин. чхв от места ночевки). Перейти речку уже невозможно: при попытке наведения переправы Элла сносит. Ставим лагерь. Есть хорошие места под несколько палаток. Рядом течет красивый ручей. Ближе к вечеру приходит группа из трех украинцев, которая тоже идет на перевал Исламчат, только с него потом на Кыртыкауш.

4 августа (7 день): плато Ирахиксырт - Ист. Серебряный - Ист. Джылысу

Выход в 6.35. Река переходима, мы переправляемся по камням на 300 метров выше стоянки. Поднимаемся на плато Ирахиксырт по травянисто-осыпному склону. Через некоторое время мы находим вначале тропу, а затем тракторную дорогу. И за 2ч. 43 мин. мы доходим до источника Серебряный, где располагается целый палаточный лагерь. От него по дороге, перейдя по навесному мосту р. Кызылкол, за 1ч. 34 мин. добираемся до источников Джылысу, где купаемся в нарзанной ванне и делаем обед. После обеда мы продолжаем движение в сторону пер. Исламчат по дороге, ведущей от Джылысу на юг. Вскоре начинается дождь, и мы ставим лагерь (1ч. 50 мин. чхв от Джилису). Слева по ходу от дороги есть ручей. Как потом оказалось, это была последняя вода на левом берегу реки Каракаясу.

5 августа (8 день): пер. Исламчат, н/к

Выход в 8.35. Продолжаем подъем, вначале по дороге, потом она теряется и мы поднимаемся по травянистому склону. Через 3ч. 4 мин. чхв мы делаем привал у р. Каракаясу, практически напротив пер. Исламчат. Речку перейти невозможно, она гораздо более бурная, чем те, что встречались раньше – не понятно, насколько утром спадет вода. Ночевать около речки нельзя, потому что нет воды ( в реке она очень грязная). К нашей радости на той стороне реки оказывается группа мчсовцев из Адлера, которая идет поход 3кс. Они помогают нам натянуть навесную переправу, и почти за час мы перебираемся на ту сторону. В 16. 50 мы продолжаем подъем на перевал, прижимаясь к правому по ходу борту цирка. Метрах в 50 от реки, на склоне мы находим ручей и пополняем запасы воды. За 1ч. 5 мин. чхв мы заходим на пер. Исламчат, н/к. Седловина широкая, можно поставить палатки. С перевала открывается красивый вид в долину р. Каракаясу. Тур находится слева по ходу. Снята записка группы туристов из г. Сочи, как раз тех, которые помогали нам натягивать переправу. На перевале есть источник воды. Он находится под большим камнем, справа по ходу. Спустившись немного вниз (20 мин. чхв), ставим лагерь на зеленке. В нашем распоряжении куча места для постановки палаток, чистый ручей, лужок с белыми цветами и некоторое количество сыроежек, которые мы не преминули собрать и съесть.

6 августа (9 день): р. Исламчат - пер. Исламсу, 1А - р. Субаши

Выход в 11 часов. Принято решение идти траверсом вдоль правого борта долины реки Исламчат, чтобы без потери высоты подойти под перевальный взлет. Практически от места нашей ночевки в сторону перевала идет тропа. Начинаем движение по ней, через некоторое время она теряется. Идем по травянисто-осыпному склону. Дальше спускаемся по крупной сыпухе 100 метров, и траверсируем осыпной склон в сторону перевала ( 1ч. 27 мин. чхв). На подъеме нам встретился лишь один снежник, метров 10 в длину и 7 в ширину. Его можно легко обойти по осыпи. Подъем на перевал идет по мелкой и средней осыпи, крутизна склона до 40 градусов. За 1ч. 48 мин. чхв мы заходим на пер. Исламсу, 1А. Снята записка группы туристов т/к «Романтик», зашедший на пер. 06.08.2007. Спускаемся вниз вначале по осыпному склону, потом по травянистому в сторону р. Субаши. Внизу видна дорога – спускаемся до нее и дальше идем уже по ней. Через 1ч. 25 мин. чхв ставим лагерь около ручья.

7 августа (10 день): пос. Верхний Баксан

Выход в 9.00. Спускаемся в Верхний Баксан по дороге вдоль р. Субаши. За 4ч. 35 мин. мы спускаемся в Верхний Баксан. На машине доезжаем до пос. Терскол и останавливаемся у спасателей. Поход окончен!