Большая Алматинская Кругосветка

Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Очерк о моем первом походе.

Мой первый поход.

Летом 2012-го года, будучи вместе со своим другом Евгением в городе Нью-Йорке, мы задумали совершить наш первый горный поход. Решение это было принято, скорее всего, под действием "Северных рассказов" Джека Лондона, которые мой друг читал в то время.
   Не могу сказать, что мы были опытными туристами, да и просто определение "турист" сложно приложимо к нашим личностям. Однако суровая романтика американского писателя уже завладела нашими умами.
   Решили идти в горы Северного Тянь-Шаня.
   По возвращению в Казахстан началась планомерная подготовка к походу.
   В первую очередь нужно было определиться с маршрутом. Решение было найдено довольно быстро - "Большая алматинская кругосветка". Маршрут несложный и вполне отвечающий нашей физической подготовке.
   Теперь нужно было собрать команду. Решили идти малым составом: я с Евгением, Азамат - друг детства и Нурхат - университетский дружище.
   Со снаряжением и пропитанием, если честно, долго не возились. Что-то взяли, что-то прикупили. Такое отношение (по большей части мое) в последующем будущем стало нам боком, но пока мы об этом даже и не задумывались. Пока все складывалось отлично.
   Итак, билеты куплены, рюкзаки уложены. 27-ми часовая поездка на поезде пролетает незаметно и мы в Алмате.
   О, Алмата... Блестящие высотки и старые уютные улочки с домами советской эпохи, гламурная молодежь и приезжие из деревень, высокие деревья и снежные вершины на горизонте, подернутые синеватой дымкой. Все это сливается в аромат теплого южного шарма...
   Хотя наверное мое мнение об этом городе не объективно. И действительно, в Алмате достаточно проблем таких как общественный транспорт, не всегда чистые улицы и прочее. Однако, если Астана, облаченная в строгие административные здания и вылизанные улицы, является мозгом нашей страны, то Алмата, несомненно, ее душа, с кое-какими грехами.
   Но вернемся к походу. На следующий день нашего пребывания в этом городе мы отправились в путь. Тяжеленные рюкзаки с трещащими лямками навевали нам мысли о предстоящих трудностях и лишениях, которые укрепят наш характер.
   Добравшись до гостиницы "Казахстан" мы сели на автобус №6, который доставил нас до с/к "Медеу".

С/к Медеу
с/к Медеу

Увидав, наконец, вблизи эти горы и деревья мы чуть ли не бегом двинулись покорять вершины. Впереди замаячила длинная лестница и кто-то сказал, что на ней ровно 1000 ступенек. Но в той ситуации нельзя было верить на слово, нужно было срочно это проверить. И мы, вместо того, чтобы обогнуть эту лестницу и пойти менее крутым и более удобным путем, решили штурмовать ее в лоб. Тут-то и начала сказываться вся наша неподготовленность.
  Во первых, огромное количество различного рода консервных банок значительно затрудняло наше продвижение. Каждый шаг давался с трудом, да еще и в условиях легкого кислородного голодания.
   Во вторых, наша китайская палатка, которая не влезла ни в один рюкзак, была передана в руки Нурхата, как самого незагруженного. Это, как ни странно, не придало ему энтузиазма. Однако он с достоинством нес свое бремя.
   Запала нам хватило на ступенек 300... После стали слышны выражения неудовольствия, переросшие в конце лестницы в откровенные ругательства.
   Абсолютно измученные мы добрались до конца лестницы. А ведь день только начался. Скрепя сердце и осушив запасы воды мы двинулись дальше. За время, что мы шли до горнолыжной базы "Чимбулак" нас обогнала куча автомобилей, группа тинейджеров и одна бабуля.
   Но вот мы и на "Чимбулаке", время примерно 12 дня. Пополнив запасы воды в туалете местного ресторана мы решили перекусить. Съели мы по одной шоколадке (у каждого их было по две), но как-то не произвели они впечатления на наши желудки. Я был бы рад съесть и вторую, но у нас был примерный план употребления пищи, поэтому я скромно сидел и пил воду. По лицам было понятно, что эти же мысли блуждают в головах моих товарищей. Наконец, Евгений предложил уничтожить вторые шоколадки, а потом докупиться в магазине, который виднелся метрах в 300 от нас. Предложение конечно же было принято, шоколад поглощен и Азамат на радостях решил идти в этот магазин. Но оказалось, что это была реклама магазина, который откроется здесь в скором времени.
Итак, первый день - шоколада уже нет...
   Но день еще не закончился. По плану нам предстояло сегодня взойти на перевал Талгарский, у подножия которого мы сидели, а затем спуститься на другую сторону в ущелье Левый Талгар, где мы остановимся на ночевку.
   Немного расстроенные мы взвалили на себя рюкзаки и продолжили путь. Плетясь по перерытому экскаваторами склону наша компания примерно к пяти часам добралась до перевальной седловины.
SDC18781
пер. Талгарский
   Наверное тут я впервые понял, что чувствуют люди, покорившие действительно высокие вершины да и вообще весь смысл лазить в горы. То чувство эйфории и невероятного облегчения, которое испытываешь стоя там наверху, вот чего ищут альпинисты и туристы. Конечно, это вовсе не все, что привлекает людей. Ведь есть еще и чувство товарищества, ощущение поддержки со стороны друзей, ну и просто невероятные пейзажи, которые не могут тебе открыться внизу на земле. Никогда не думал, что буду так счастлив, забравшись на какой-то "холм". Однако, именно так и было. Наше первое достижение произвело впечатление не только на меня, конечно же. Мои друзья тоже были беспредельно счастливы и это придало нам сил двигаться дальше.
   Мы, уже более бодрые, начали спуск по другой стороне перевала в сторону ущелья Левый Талгар. Я слышал, что там была тропа, но найти ее, к сожалению, не удалось. Продвигались вдоль ручья. Путь этот был не самый удобный, стоит заметить. Но мучения наши были скоро прерваны, так как нужно было разбивать лагерь. Спуститься в ущелье мы не успели, поэтому расположились прямо на склоне. Успев поставить палатку и заварить "бигбоны" в сумерках, поужинали мы уже в полной темноте. Дров у нас не было, костер развести не могли, поэтому уже в девять вечера мы лежали в палатке.
   Несмотря на мою огромную усталость я никак не мог уснуть. Палатка оказалась слишком тесной для четверых парней, некоторым пришлось спать на боку. А из-за расположения палатки на склоне мы все потихоньку съезжали вниз, что, кстати сказать, комфорта не добавляло.
   Ночь прошла тяжело, как и последующие две.
SDC18847
На утро после привала
        Утром, часам к шести, все уже проснулись. Несмотря на практически бессонную ночь чувствовали мы себя бодро. Заправившись гречкой с тушенкой и прекрасным растворимым кофе мы отправились в путь.
   Примерно через полтора часа хода нашим глазам открылся великолепнейший вид на ущелье Левый Талгар...
SDC18872
Вид на Левый Талгар

Дальнейший наш путь лежал вдоль ущелья, до слияния реки Левый Талгар и
ручья Туристов. Его мы проделали буквально за один день. Маршрут оказался очень простым - отличные тропы, маркировки из туров. В местах бурелома, видимо для особо ленивых туристов, сделали пропилы в деревьях, чтобы не нужно было их переступать. По пути нам встретилось штук пять специально оборудованных мест для стоянок, очень комфортных. Но мы решили их проигнорировать и вплотную подойти к перевалу Туристов, чтобы на следующий день с утра пойти на штурм.
SDC18921
Мы на фоне пейзажа
   В итоге, миновав прекрасные места для ночевок, мы остановились в месте менее прекрасном.
   Рядом с нами протекал ручей, но цвета он оказался глинисто - белесого. Отфильтровав воды мы упились чаю и приготовились ко сну.
SDC18939
Вторая ночевка
    Итак, утро!
    Выскочив из палатки в одной кофте и подштанниках я начал в энергичнейшем темпе начал одевать штормовку. Облачившись в нее я тут же почувствовал приятную теплоту. Далее не спеша поставив чайник и приготовив завтрак я встретил рассвет.
    Покончив с утренними приготовлениями мы отправились в путь.
    Часа через полтора мы дошли до ручья Туристов, который и должен был привести нас до одноименного перевала. Высота постепенно начала увеличиваться. Солнце жарит, а воздух холодный. Делаем привалы каждые минут 10-15. Ужасная отдышка. Двигаемся по сыповухе.
   Вскоре после начала движения в сторону перевала повстречали группу туристов из Екатеринбурга. Никогда еще в своей жизни я не был так рад людям. Перекинувшись парой слов и уточнив наше направление движения мы желаем друг-другу удачи и расходимся.
    Часам к 11-12 мы уже на перевале.
SDC18993
перевал Туристов (1А, 3800м)

Дальнейшее наше движение не составляло особого труда, т.к. шли мы по грунтовой дороге вдоль ручья Озерного, который впадает в Большое Алматинское озеро - наш конечный пункт.
SDC19028
речка Озерная, место третьей ночевки

После третьей ночи нам предстоял финальный марш бросок до БАО.

Расстояние это небольшое. Выйдя из лагеря в семь часов утра, уже к полудню мы были на месте.
   Мы дошли до построек на северной стороне озера. В одном из кафе мы взяли одну Колу и шоколад "Казахстан". Разделив эту трапезу на четверых мы присели у дороги, ожидаю попутку. Проехало очень много авто, но они не могли вместить нас и наше добро. Наконец нам попался парень на минивене, который хотел попасть на "Медеу", но случайно попал на БАО. Он то нас и забрал, подвез куда надо и денег за это не взял. За эту "случайность" ему спасибо.
   Часам к пяти мы были уже в городе.

Это был наш первый поход и он произвел на меня и на моих друзей сильное впечатление.
Впервые так близко увидеть снежные вершины, услышать громыхающую горную реку, провести ночь в палатке под сияющим звездным небом, а по возвращению пить холодное алматинское пиво.

Не могу сказать, что мой рассказ может служить конкретным теоретическим руководством. Но думаю его можно назвать небольшим "эмоциональным пробником" для тех, кто планирует посетить город Алматы и его горы.