Черезвычайно подробный отчёт о прохождении маршрута, много фотографий, ссылки на видеоматерьялы: видеофильм, снятый в процессе путишествия. За время похода пройдено 750 км, взято 6 перевалов разл. сложности, затрачено 23 дня походного времени, однако если бы не фатальные ремонты камер - можно пройти за 18-20 дней вполне уверенно. Отчёт содержит диалоги с местными жителями, которые могут быть интересны тем, кто пойдёт этим путём, а так же особенности дорог и троп, могущие помочь тем, кто пойдёт за нами, избежать технических неприятностей.

Отчёт

Маршрут: верх.Бийск - Кебзень - Артыбаш - Чулышман - Балыкча - Кок-паш - Коо - пер.Кату-ярык - Пазарыкские курганы (пер.Пазарыкский) - Балыктуюль - Улаган - пер.Улаганский - Акташ - Чибит - Белый Бом (ак-боом - Устье р.Чуя - Инегень - пер.Казнахтинский - р.Казнахта - р.Тургунда - Тюнгур - Катанда - Усть-кокса - Абай - Сугаш - пер.Кырлыкский - Кырлык - Усть-кан - пер.Чакырский - Беш-озек - Шаргайта - Барагаш - пер.Верх-кукуя - Улусчерга, - Черга - Камлак - Усть-сема - Усть-муны - Манжерок - Созуга - Карлушка - Горно-алтайск (минуя Майму)

Предисловие от автора.

Наконец-то свершилось! Начато осуществление этого проекта - велопохода по Алтаю. Идея зрела давно: за последние экспедиции и походы по горам Алтая, с 2003г., начал медленно но верно приходить к мысли, что на хорошем байке
Велосипеды в плацкатрном купе (кр.-чёрные чехлы вверху)

бОльшую часть пути можно проехать, тем самым
охватив большую территорию. Просматривались отчёты в сети, вёлся
анализ. Выяснилось, что маршрут, устраивающий нас по дистанции и времени, в общем-то, один - Алтайская кругосветка. Остальные - либо коротки, либо требуют некоего опыта, которого у нас, не смотря на длительную историю велопоходов - нет. Оставалось решить главную проблему - как везти велосипеды. В мае 2007г. в велопоходе "Не Бросно" была испытана технология перевозки велосипедов в чехлах, выработаны нормативы сборки-разборки, выявлены тонкости и толстости, что позволило быть уверенным, что от Москвы до Бийска мы доберёмся без осложнений, перевозя все байки прямо в купе поезда на 3-й полке. Однако ехать до Горно-Алтайска из Бийска по трассе с сильным трафиком и без особых красот 1,5-2 дня тоже не весело. Мы нашли друзей в Горном, готовых нам с этим помочь, причём забросить нас туда, куда нам надо будет. На этом стадия превентивной подготовки была завершена. После выяснения деталей маршрута и утверждения состава группы (т.е. тех, кто сможет пойти, потому как желающих как всегда больше чем могущих) начата техническая подготовка.
Были закуплены недостающие инструменты, оснащений. Конечно не всё что надо было бы: у Ястреба не было переднего крыла (но ему так больше нравилось), у него же и Резидента задние обода были одинарными и алюминиевыми, их замена, в купе со втулками уже выходила за бюджет проекта. Тем не менее покрышки они поставили новые, с более ядрёным протектором.
В наличии было самое главное:
Желание
Байки
Велорюкзаки
необходимая сумма денег на всё-про всё - 10.000р. на человека.
И вот, в конце июля 2007г., мы грузимся в поезд Москва-Барнаул, вагон до Бийска, мы полны ожиданий, предвкушая совершенно необычный для нас велопоход - рекордно длительный по времени и длинный по километражу.

День 0
Заброска.
С Биййского вокзала нас быстро погрузили в машину химчистки Корбута и вскоре мы очутились у него дома в Горно-Алтайске. Тут дежурные отзвоны в Москву, сытный обед. Выясняется, что погода в этом году не радует, дожди, но на
Cтоянка под верх.Бийском

Телейком озере тепло.
Само озеро аномально тёплое, купальный сезон, несмотря на дожди. Решаем не ехать на машине до
Артыбаша, а забросится и начать велопрохождение от Верх-Бийска, что бы "разъехаться", войти в ритм.
После без сборов сразу отправились на той же машине в сторону Верх-Бийска. Дорога влажная, мелкий дождь сыпет периодически, сразу настраивая на походный ритм. Не доезжая до моста через р.Бию сворачиваем направо, где ощущается удобная стоянка.
Правда быстро выясняется, что она занята, но мы всё равно выгружаемся. Ястреб постоянно напевает под нос "Я бы с радостью... освежевал...тебя!..." и сноровисто собирает велосипед, преверяет тормоза.
Беркут успевает не только собрать байк, но и поснимать видео. При этом никто не замечает, как исчезают соседи занимавшие стоянку на берегу, причём вместе с машиной. Видимо стрельба, поднятая нами по просьбе друзей, их спугнула.
В нос лезут свежие запахи, в уши - звуки. Сразу чуствуешь, что это не подмосковная поездка, наваливается масштаб.
Собрав байки, прощаемся с Корбутами. Теперь мы с ними должны увидится, только когда проедем весь квадрат M-45, уже в Горно-Алтайске.
Заход на ночёвку бивуак производим уже в полностью походном режиме и полутьме - уже 10:00 вечера. Теплые лепестки костра начали отогревать зачерствевшие в городской суете души. На ночь Резидент с Беркутом устраивают камлание на погоду.

День 1.
Верх-Бийск - АртыбашНа счётчике: 2649,2км.
Пройдено: 50,05 км.
Счётчик: 2697,9 км.

Дорога на Артыбаш вдоль р.Бия

Подъём в 8:00, выезд в 10:00. Асфальт хороший, дорога -горки-спуски, однако ощущается, что вверх едем больше. Набегает мелкий дождь изредка. Однако усилий тратится с непривычки столько, что потеем, становится жарко. Раздеваемся до голого торса и так едем.
Прохлажный ветер ласкает истосковавшуюся по свободе кожу. Приходит чуство погружения вновые ощущения, и иногда кажется что велосипед катится сам собой. К полудню начело себя проявлять ночное шаманство - тучки поразбежались, засветило солнце. Много снимаем.
В Кебзень купили мороженого, хлеба, соков, запасена на перекус дыня, заодно потеряли винт от багажника Ястреба.. Алкашу, настойчиво просившего на опохмел купили сок. Самое интересное, что он и этому рад был! На перекусе дыню съели, Ястребу ввинтили винт из рем-набора а Резидент затеял переукладку рюкзака.
Далее дорога петляет по берегу Бии. Красиво. Останавливаемся, любуемся водоворотами и горными пейзажами. Снято несколько красивых кадров, в основном Ястребом. Дорога от Кебзеня пошла практически ровная. Небольшие подьёмы разнообразили темп движения.
Однако замечено часто появляющееся явление - едешь как бы вниз, или ровное место, но едится с превеликим трудом, около 18км/ч. Ответ прост: это подъём, просто рельеф и пейзаж местности обманывает восприятие наклона. Явление это
Артыбашский порт

названо "откатный глюк".

У Беркута 1-й прокол. Заменил камеру. После р. Юрток дорога запрыгала крутяками кверху, и мы свалились в Артыбаш. В Артыбаше постояли-поснимали с моста, где успели стаь сами по себе достопримечательностью. Подходил народ, спрашивал, откуда мы.
- Из Москвы, - отвечаем.
- И... Вы что, на велосипедах оттуда едите?...
- Да... - весело отвечает Беркут. - Вообще, мы в Питер ехали, но что-то не туда свернули... какие-то горы пошли, заблудились наверно.
- А!..
Тут доходило до всех, что вопрос был подстать ответу.
Мы приступили к поиску катера до Чоулышмана. Сразу нашёлся Семён и его лодка за 6000р. Показалось дороговато, и мы пошли искать других перевозчиков, нашли Олега с миникатером за 5500р. до Чоулышмана. Договорились выйти на следующий день пораньше, в 9 утра, пока волна на воде низкая. Сразу вспомнились выпуски новостей, где говорилось о погибших на Телецком в результате переворота лодок. Кроме того выяснилось, что последний месяц шли дожди, и это едвали не первый день когда более менее сухо. Встали в 1км до Артыбаша, забравшись в чащу рядом с автосервисом. Лес казался сухим, но внутри дерево было сырым насквозь. Ястреб взялся, но не смог сделать костёр. Провозился 3 часа и устроил истерику. Спал на улице, пытаясь справится с собой.

День 2.
Артыбаш - БалыкчаПройдено: 20,10 км.
Счётчик: 2719,0 км.

Встали в 7:00, не завтракая, собрались и выдвинулись в порт. 8:45 - мы уже на пристани. Разделяемся. Ястреб берёт штатив, и идёт занимать стратегичискую позицию на ремонтируемом катере для съёмки видео, Резидент же с Беркутом, отыскав Олега, начинают погрузку. Эксперементальным путём выяснилось, что в катерок байки без разборки не лезут совсем. Пришлось опять разбирать и аккуратно заталкивать всё барахло в катер. Олегу пришлось даже переднее сиденье снять. Ближе к концу погрузки пришёл Ястреб, и мы, попрощавщись с цивилом, тесно устроившись в катерке Олега, мы двинулись по воде озера. Беркут пытается что-то снять
Каратюрек, или "берег Большого черепа"

на камеру и фотоаппарат, Резидент шаманит ветер - чтоб без волн.
Порывы ветра, которые таки налетали, давали
небольшой впрыск адреналина, но не более. Работа с вером отнимает у Резидента не мало сил, поэтому ему не до красот, в лодке он как спит. Солнце, водопады, дикие берега... в общем "виды". После часа скоростного хода по воде, причалили в Каратюрек - который Беркут сразу обозвал как мыс Большого Черепа. Необходимо было устроить променад, размять кости.
Уловив дух жителей берегов Телецкого озера можно было ожидать визита некоего "хозяина", который скажет:
- Знаете что это за место?
- Да, - скажем, - Знаем, мыс Большого Черепа.
- Так вот, Большой Череп - это я, и платить будете мне!...
Однако Большой Череп не пришёл (неуспел наверно) и денег никто не просил. Мы снова забрались в катер, но процесс выхода в фарватер без заднего хода начал удивлять Ястреба.
- А что, у катера нет задней передачи? - спросил он у Олега.
- А зачем?...
- Нуу... замялся Ястреб, а если например трафик большой...
- Ну типа поворотники когда включать...? - выручил растерявшегося Олега Беркут, и все засмеялись.
- Так вы как поедете назад?
- Своим ходом. Через Усть-Кан и Ябоган.
- Далеко... Оружие есть?
- Есть.
- Это хорошо. И правильно... Опять полетела вода под килем, мы шли по огромному простору Телецкого озера,
Коса Чулышмана. Золотые пески Алтая.

купающегося в лучах солнца и поблёскивающего своими волнами. Дикие , обросшие тайгой горы,
Водопады на скалах,
корабли на воде... Приходило странное чувство иной реальности, какого-то необычного отрыва, погружения в неизведанное. В то же время просматривались ютящиеся редкие палаточки туристов на берегу, и небольшие постройки турбаз. Впрочем, вида они не портили, поскольку их было очень мало. Ещё около часа мы идём на катере, но уже молча. Просто впечатления, которые проплывают рядом, заставляют заткнуться и наслаждаться окружающей природой.
И вот впереди открылась пасть долины Чулышмана, уходящая в горизонт. Жёлтым языком из этой пасти свисает "Коса" - намывной тонкий берег, с чистым бело-жёлтым песком и редкой кустообразной растительностью. Глядя на него трудно отделаться от мысли, что тут нет пальм, и это всё не где-то в тропиках. И верно. Олег рассказывает, что здесь зимой -15RС нонсенс, но бывает. Растут груши, виноградники. Это полюс тепла Сибири. Сияют белизной деревянные топляки на берегу, копошаться отдыхающие около палаток и машин, катера причаливают с явно курортствующей публикой, вызывая некий контраст с общей дикой природой, не покорёженной жадной рукой человека. Нос катера упирается в песчанно-галечные берег, и мы начинаем выгрузку. Надо шевелиться - Олегу надо ещё успеть вернуться до того, как разгуляется ветер - Резидент уже его не усмиряет. Беркут завороженно смотрит на воду - её прозрачность вызвает у него поросячий восторг, можно только представить, какая здесь красота может быть, если понырять с аквалангом! Справа, к западу, под скалой, мы замечаем удобное место для стоянки и перебераемся туда - надо позавтракать, собрать-наладить байки. Кроме того, хочется уделить внимание съёмкам. Вскоре появляется проворная дама-алтайка, которая сообщает, что это место, как и многие другие на косе принадлежит ей, и тут же оглашает прайс услуг:
Потавить палатку - 100р в сутки.
Костёр - 50р.
Оставленный мусор и рубка деревьев карается жестоко.
Стало ясно, благодаря чьим усилиям здесь всё ещё так красиво... Но мы её расстроили - палатки не ставим. За костёр не платим. А начёт мусора и рубки деревьев - поддерживаем. Свои слова она тут же подтвердила делом: собрала и унесла куда-то оставленный около стоянки нерадивыми и непойманными туристами мусор. За всем этим порядком смотрят "хозяева" из Балыкчи. Тут же можно заказать конную экскурсию по окресностям. Такая вот, Чулышманская цвилизация...
Закончив с сборкой и наладкой велосипедов и поев, Ястреб снимает с горы. Пляж, катера, туристы. РТО велосипедов после
Дорога на Балыкчу.

сборки.
Около 16:00 мы выдвигаемся вглубь долины Чулышмана. Сначала идёт довольно грязная грунтовка, разбитая
автомобилями, но потом она поднимается немного вверх, становится каменистой, и посуше. Видимо дожди до нас тут изрядно поработали. Сразу почуствовали что такое горная дорога. Камни злые: мелкие и не очень, но очень острые. В связи с этим произошло событие, косвенным образом придавшее довольно причудливый окрас всему остальному походу: прокол у Ястреба. Остановка на ремонт, замена камеры из запасов. Самое важное, чему никто не придал значение, так это то, что Ястреб хорошо накачал колёса. Заодно заменил отснятую кассету в камере на новую. У Беркута они остались слегка недокаченными, а у Резидента полуспущенными, он этого никто не заметил. Беркут был больше озабочен постоянно сползающим набок рюкзаком, поэтом "прибил" один из подсумков к багажнику практически намертво, устранив даже саму возможность перекоса в будущем. Так, ровным ходом по каменистому просёлку с злыми камушками мы докатились до Балыктуюля. Там, посреди посёлка догнали пеших туристов, остановились, поговорили. На
Прокол у Ястреба.

наши велосипеды они, понятно, смотрели по-особому...
Немного
отъехав от посёлка, получает первый прокол Резидент. Пока его "лечим" пешие нас обходят, но потом мы быстро их обгоняем снова. Потом около нас останавливается УАЗ-ик, из которого выпрыгивают алтайцы с цифровым фотоаппаратом, и просят нас сфотографироваться с ними, как с некоторой достопримечательностью. Несмотря на то, что ребята явно немного "подшафэ", они приветливы и почему-то стали убеждать Беркута что они не дикари... Тем не менее приятно пообщавшись мы поехали каждый в свою сторону. Резидент получает прокол, который никак не хочет заклеиваться. Пока он воюет с камерой, Беркут отправляется пешком в разведку на поиски стоянки для ночёвки. Видно, что Резидент сегодня не ездок, да и с непривычки надо адаптироваться. Биоритмы не обманешь. Ястреб забирается на скалу, сделать панорамные кадры, в то время как Беркут, возвращаясь из разведки, обнаруживает потерю своего фотоаппарата. Резиденту не легко. Камера не клеится, а к нему постоянно пристают с вопросами проезжающие мимо мото и авто-туристы. Беркут посидел с ним, помог с ремонтом, устроили перекус. Потом пошёл искать фотоаппарат. Поиски увенчались успехом, потому как следы он читать умеет, особенно свои и свежие... Вскоре начинает медленно наваливаться вечер, и Беркут с Ястребом садятся на велы и едут искать место для ночёвки. Находят километре в полутора, в кустах и за валунами. Резидент приходит пешком и ритуально купается в Чулышмане.

День 3.
Балыкча - р.ТурокаяПройдено: 35,16 км.
Счётчик: 2753,2 км.
Подъём: 50м(?)

Стоянка под Балыкчой.

С утра начался ремонт велосипеда Резидента. Кроме прокола, с которым справились общими усилиями, начала разваливаться педаль. Отказал ещё у него спидометр - порван провод. Начали возникать проблемы с задним тормозом, что вызывало беспокойство. Выехали со стоянки поздно, около 13:00. Резидент обнаружил у себя свежий фурункул на ноге и вынужден одеть шорты. Беркут это не приветствовал - на шортах не повесишь минимальный нательный набор - рацию и нож. К тому же клещей никто не отменял. Но в штанах Резидент упревал.
Ехали довольно медленно, дорога радовала красивым пейзажем и хорошей погодой, но не баловала разнообразием. Камни постепенно перестали быть злыми, острые попадются, но не часто. Беркут постоянно уезжал далеко вперёд и устраивал подтяжные. Отставал в основном Ястреб, но его ожидание не было сильно утомительным. Однако сам Ястреб явно начал нервничать по этому поводу, видимо, потому что не хотел казаться слабаком. Перед поворотом на Кок-Паш, где надо поворачивать направо - не в Кок-Паш, а на мост через Башкаус, есть небольшие протоки, которые переходятся вброд. Что мы и сделали. Одкако этот момент стал для всего похода краеугольным. Ручьи несли в себе немало каменной крошки, которая в процессе переправы не замедлила забраться между
На вершине у КокПаш.

камерами и покрышками Беркута и Резидента.
Поскольку подспущенность колёс у Резидента была больше, то и крошки ему
досталость больше. Но мы этого не знали. Отмыв заодно байки от грязи, мы спокойно двинулись на мост, отсняв несколько красивых эпизодов на камеру. За мостом через Башкаус начинаются резкие подъёмы. Мы их берём частично пешком, но не без аварий - у Ястреба летит настройка скоростей и слетает цепь, а Резидент получает неожиданно прокол. Нам бы догадаться, и почистить покрышки изнутри, но нам это в голову почему-то не приходит... Пока все чинятся, Беркут въежает на верх, оставляет байк и забирается на отдельно стоящую гору, что бы с вершины снять проезжающих товарищей, и сидя "на связи" ждёт, отмахиваясь от мошки, когда они поедут.
Ожидание было долгим. ремонты тяжёлыми. Пока Беркут томился на вершине к нему подошёл человек явно туристического вида. Их автобус стоял внизу, и приехали они к "магнитному камню", обладающему некими чудодейственными свойсвами. Сам камень вылезает из склона напротив, через дорогу, но к нему идёт дорога-торпинка с довольно крутым подъёмом. Мужик поинтересовался, как отсюда попроще спустится, и сам нашёл ответ, увидев спуск.
Жарко. Температура более 30RС, иногда чуствуешь и выше, под 40RС. И вот наконец ребята готовы, и Беркут делает долгожданные кадры с высоты. Завершив подьём, ребята обнаруживают не менее вкусный спуск, и сразу берут его, удаляясь
Беркут и Магнитный камень.

по плоской долине от спускающегося с горы Беркута.
Беркут, быстро спустившись, решает таки посетить "магнитный
камень", тем более, что от него будет только спуск. Однако поднятся на велосипеде верхом не удалось, подъём к камню местами имеет уклон 45, поэтому и пришлось велик тащить вверх руками. Добравшись и посидев у камня, а определять его пришлось исключительно чутьём, поскольку никак он не обозначен, Беркут решил сфоткать его на память. Но не тут-то было. Камера в упор отказывалась делать снимок - получалось или совершенно нерезко, или темно, или вовсе не срабатывала. Беркут быстро понял, что дело не в фотокамере. Подойдя к камню, Беркут погрузился в медитацию, и поговорив с камнем нескольо минут, уговаривает его не мешать съёмке. После этого фотоаппарат сделал своё дело, и Беркут поехал вниз... Благодаря высокому рулю управлять на таком спуске получалось удобно, не рискуя кувырнуться вперёд головой. Но вот незадача - велосипед начал быстро разгонятся, несмотря на нажатый задний тормоз. Беркут зажимает тормоз до предела, но байк продолжает набирать скорость и дело пахнет серьёзной аварией. Беркут
Перекус под Коо.

нажимает на передний тормоз, и скорость начинает падать.

Добравшись до дороги Беркут остановился: Адреналин, полученный только что, надо переварить. А впереди ещё один спуск... выводы сделаны не замедлительно - разгонятся на крутых спусках нельзя - не затормозишь. Предельная скорость там не более 15км/ч.
Тем временем, отъехав с 1,5км от этого места, Резидент получает ещё один прокол, и по случаю устраивает подтяжную для Беркута. Тот появляется в растрёпанных от спусков чувствах, и оказав помощь Резиденту в ремонте через 200м. сам получает прокол. Запасные камеры уже кончились, и в дело пошли заплатки. Отремонтировашись, мы проехали ещё 300м, и Резидет снова получает прокол. Снова ремонтируемся. Группа начинает нервничать - проколы до самого Коо преследовали Резидента, и реже - Беркута. А причина такого невезения оставалась загадкой...
Очередной ремонт на обочине был превращён в запоздалый перекус. Красивый классический вид Российской глубинки - ровная, широкая долина, лошади полощаться в речке вдали... и горы до небес вокруг. А мы сидим в зарослях конопли и жуём бутерброды, запивая разведённым тут же соком. Дорога такая же как и раньше, довольно ровный каменистый просёлок. Однако нам кажется, что камни на дороге просто
Пейзаж в районе Коо.

пережёвывают камеры задних колёс, причём избирательно у Резидента и Беркута.
То,
что надо было всего лишь очистить изнутри покрышки от мелких обломков камней, намытых туда на переправе перед Кок-Пашем - в голову почему-то не приходило. И мы меняли одни латанные камеры на другие, изводя ставшими вдруг драгоценными заплатки и не менее драгоценный клей.
И вот наконец Коо. На подъезде к посёлку нас встретили местные дети-велобайкеры. В самом Коо наша задача была прикупить хлеба. Увидив нас пара алтайцев поинтересовлась, что нам надо:
- Еу...! Молоко, хлеб нужно?
- Хлеба возьмём - Беркут перекрикивал через улицу.
- В магазине нету. У нас - есть!
- А почём?
- 60р.
- ???
- За батон!
- Ребят, - улыбаясь во весь рот ответил Беркут, - За такие деньги мы сухарики погрызём!!!
И действительно, зайдя в магазин узнаём, что хлеба нет, можно только купить в посёлке, тот, который пекут тут жители сами. Цену мы уже знали, и решили, что обойдёмся. За Коо дорога полна сюрпризов. Сначала она заложила крутую петлю на восток, к Чулышману, и уронила нас в переправу глубиной около метра. Благо течение несильное. Накатом, т.е. не слезая с велика её пройти не удалось, поэтому прошли вброд, под оком видеокамеры. Подсумки велорюкзаков, понятно, немного намокли в поцессе. Далее дорога идёт по парку. Именно так. Или по саду. Она ровная как стрела, а по сторонам ровные ряды ухоженных деревьев. Дорога песчанная, с редким камнем, едешь приятно и мягко. Это позволило без особых проблем её быстро не только проехать, но и получить удовольствие от езды. Хотя Резиденту было не легко, Проколы его подкарауливали казалось везде, и уходя от этих засад, Резидент начал неуклонно отставать от балдеющих в сёдлах Беркута с Ястребом. Парк закончился так же, как и начался - переправой. Не такой глубокой, но всё же. Сразу за ней открывается степь, в степи заметны развалины древних курганов. Здесь очередная подтяжная, но ждём уже Резидента. Он приезжает и долго и печально ремонтируется. Солнце уже начало садится когда он закончил, и Беркут с Ястребом едучи старательно
р. Турокая.

неспеша решили всё-таки доехать сначала до стоянки,
а потом уже подтащить туда аварийного Резидента.
В степи начались 'стиральные доски' а потом, когда свернули на юг пошли нерезкие, но почему-то утомительные подъёмы.
Мы выглядывали по сторонам пригодные места, но всё время находились причины ехать дальше. Так продолжалось, пока мы не подъехали к мосту через ручей Турокая.
Место оказалось сильным и красивым, а место для бивуака пришлось определять с некоторыми усилиями. Однако вырано было правилно - рядом с дорогой и невидимое с неё, рядом с самим ручьём. Сушняка вокруг навалом, и Беркут сразу взялся за обустройство. Ястреб, скинув с вела рюкзак, отправился облегчать жизнь Резиденту. Ручей красивый. Ближе к 23:00 мы уже были вместе, и поужинали. Ястреб к ночи устроил склоку по политическим мотивам и отправился спать. Беркут же с Резидентом ещё несколько часов сидели у ручья, смотрели на костёр и пили чай. Мы пытались разгадать загадку проколов и насытится сильной и доброй энергией так и прущей тут из земли, попытаться разобрать, о чём воркует Турокая рядом с нами.

День 4.
р.Турокая - водопадПройдено: 17,28 км.
Счётчик: 2770,5 км.

Утро, по традиции началось с ремонта. Пришлось, кроме массы клеек камер (у Беркута за ночь тоже спустило заднее) заменить педаль Резиденту. Та, что вышла из строя продавалась вместе с велосипедом, и надёжностью не отличалась. Столь долгие ремонты утром нервировали Беркута: мы начинали выходить из графика, потому как должны быть уже у перевала Кату-Ярык. Но до перевала надо ещё как-то
Водопад р. Утукая.

добраться.

Выезд в 12:00. Сразу, немного отъехав от стоянки Резидент получает очередной прокол, но быстро его "лечит" - видимо уже накапливается навык. Вскоре ещё один прокол, причём почти в одном месте и у Беркута и у Резидента. Резидент, которого постоянное прокалывание начало порядком доставать, каждый раз, когда чувствовал как садится на обод, кричал расстроенно: "Ну ё-моё!!!" Беркут, помучавшись и не справившись с уже измученной камерой, просто заменил её на какую-то более-менее живую.
Резиденту везло меньше. Заклев одну дырку, тут же находилась другая. И так не менее 10 раз. "Ну ё-моё!!!" звучало всё чаще и чаще. Ястреб, у которого ничего не ломалось и не прокалывалось, явно скучал.
Камеры Резидента стали похожи на лоскутное одеяло. Ястреб сжалился, и поставив у себя на переднее колесо битую, но клеенную камеру Резидента, дал тому целую, свою.
Ремонт затянулся до 16:00. Проколы тем не менее продолжались, и мы уже сбились со счёта. После очередной ремонтной остановки нас догнал УАЗ из которого вылезли алтайцы и попросили закурить.
- У нас сичек нет, только зажигалка.
- Давай.
- Предупреждаю, турбинная! - сказал Беркут извлекая оною из специального кармашка на ремне.
- Ё!... отозвался алтаец, когда острое и жаркое пламя чуть не спалило ему пол-сигареры - Них... се зажигалочка!
- Дык... походная... Начали знакомится. Это были лесники. По другую сторону Чулышмана заповедник, их рабочее место. Домой едут. один Костя, из Улагана, и напарница по имени Пошано из
Водопад Малыш.

Балыктуюля.
Звали в гости, если доедем, поговорили, они нас задарили овощами и хлебом. Кароче приятно пообщались.
Тоже спросили о наличии оружия, и получив положительный ответ сказали что это правильно. То, что Чулышман - долина водопадов мы почуствовали быстро. Они были вокгуг, один другого краше. Мы преодолеваем узкое ущелье, где река буквально зажата между скал, и там встречаем двух велобайкеров на легке, которые гнали нам навстречу. На дороге периодически попадается "стиральная доска" - она бы нас не сильно волновала, только вот почему-то камера лопалась на ней быстрее, и "Ну ё-моё!!!" звучало как естественное придожение.. Резидент старался ехать аккурано, но проколы перследовали его нещадно. Беркуту тоже доставалось, но немного реже. Особенно интересен был небольшой взлёт вверх перед мостиком через р.Кендир - Резидент и Беркут ехали рядом. Забравшись на взлёт оба обнаруживают, что сидят на ободах. Дело привычное, уже, Резидент на месте чинится, а Беркут докатываемся вниз до моста. и там чинится. Резидент садится на велосипед и трогается.
- Осторожно! - кричит ему Беркут, - Тут "стиральная доска"!
- Да мне уже плевать-Ать-Ать-Ать-Ать-Ать..... Ну ё-моё!!!
Беркут находит и заклеивает пробоину у себя сразу, а вот Резиденту пришлось заклеить аж 9 дырок, из них только четыре типа "змеиный укус". Зато у Беркута начал отслаиваться корд от покрышки заднего колеса. Пришлось пришивать капроном и заклеивать супер-клеем, после чего по верху, где контакт с ободом, пустить изолентой, что бы капроновая нить быстро не истрёпывалась. После этого проехав вместе с 1,5км, Ястреб с Беркутом не выдержали, и поехали быстрее. Резидент разумеется отстал. Его неудачи начались снова через 2км. Сначала, понятно, прокол. Потом - ещё один. Сделал. Но когда стал накачивать колесо сломался насос. Ну ё-моё!!! Резидент понял, что это - судьба. По рации связаться было уже затруднительно, далего
Стоянка "Водопадная".

уже, и он спокойно побрёл вперёд по дороге...
А Ястреб с Беркутом неуклонно двигались вперёд, останавливаясь для
любования водопадами, съёмки, и в надежде, что их догонит Резидент. Резидент не догонял, и они ехали дальше, уже насроившись вытаскивать его на стоянку по вчерашней схеме. Тем временем, не только начинало темнеть, но и вокруг начали сверкать молнии и греметь гром. Именно вокруг, над нами небо оставалось ясным. Недалеко от ручья Сератун мы увидели широкую плоскую площадку, правда не ней было уже 2 группы автотуристов, и спустившись туда устроили там закамуфлированный лабаз из рюкзаков. Тут мы разделились: Ястреб поехал назад доставать поломанного Резидента, а Беркут вперёд, узнать насколько далеко ещё до Кату-Ярык. Найти стоянку не сложно - напротв ней на другом берегу красивый водопад (правда в темноте его не видно), а съезд к ней единственный заметный вниз, потому как дорога идёт метров на 10 постоянно выше. Ястреб гнал по знакомой дороге, периодически вызывая Резидента по рации, хотя понятно, что с одной дороги никуда тот не денется. Резидента он нашёл в 3-х км от предполагаемой стоянки, разгрузил его, п повернул назад, доложив Беркуту о выполнении задания. Беркут тем временем гнал вперёд в сгущающихся сумерках. Гнал - это приувеличение, ибо из-за камеры, готовой в любой момент лопнуть, приходится ехать крайне осторожно. Так его и догнали
Классический пезаж Чулышмана.

велобайкеры, встреченные днём.

- Физкульт-привет!
- Здарова!
- Нашего видели?
- Ага. Чинится там.
- Помогли?
- Ну. Подкинули заплпаток мальца с рем-набора. Чего вы так?
- Да мистика какая-то. По 10 проколов за раз берёт.
- Круто. И как вам на 28"-х колёсах? - спросил коллега едучи на 26".
- Супер. Только вот с камерами беда просто... Сколько до перевала?
- А. Мы там под ним стоим. Ещё 13км честных. Велосипдных...
- Пасиб. Удачи!
- Вам того же!
После разговора Беркут проехал ещё пару км, и повернул назад. Тьма сгущалась, пришлось включать фару. Из рации периодически доносились обрывочные вызовы. Набегал мелкий порывистый дождь, дорога стелилась под колёса из темноты силуетов гор. Беркута пёрло. Ночная езда по прохладе, да ещё без особых трудностей доставляет необычайное удовольствие.
Пройдя тайгу и скалы сквозь,
Чулышман течёт упрямо.
И бросая водопады врозь,
К перевалу тянет прямо.
Дорога камушком хрустит,
Вода шипит ревниво,
Тайга над пропастью грустит
И катим мы вперёд лениво.
Беркут распевая в голос собственные стихи, тут же пришедшие в голову довольно шустро долетел обратно, даже не заметив "стиральных досок" тянущихся более чем половину пути. Уже ближе к стоянке его вызвал Резидент.
- Беркут Резиденту на связь.
- На связи.
- Контакт по видимости.
- Далеко?
- Ты вверху, фара такая яркая только у тебя. Я спускаюсь уже, где стоянка?
- Апогей спуска и налево. Там по дороге. Ястреб отмаякует фонарём. Я тебя тоже вижу. Ты что, едешь?
- На спущеном. Там кранты камере, не жалко.
Спустившись, не без труда нашли лабаз. Дело в том, что дождевая накидка на рюкзак у Беркута камуфляжная, и кроме того лабаз был приукрашен ветками и листвой, хворостинками. Если не знать - в упор не увидеть. Найдя его, Беркут отошёл в сторонку, и пока Резидент с Ястребом готовили бивак, Беркут уделил внимание погоде, разгон облаков не получался, но отвести было можно. Молнии тем не менее хлестали как на юге, так и на севере. Закончив с шаманством, Беркут быстро разделил подаренный лесниками-алтайцами кочан капусты и принялся на всякий случай ставить палатку.
Резидент, однако был усталый. Ремонт в темноте производить уже не мог, но Беркут всё настаивал, и сам тоже что-то пытался сделать. Но потом усталость взяла своё, и мы поползли в палатку.

День 5.
Водопад - Кату-ЯрыкПройдено: 13,27 км.
Счётчик: 2783,8 км.
Подъём: 120м

Утро "Водопадной" стоянки.

Утро - долгие традиционные ремонты после вчерашнего. У Беркута за ночь тоже заднее колесо спустило. Загадка невезения по-прежнему не раскрыта, и Беркут делает предположение, что во всём виноваты шорты Резидента, ибо как он их одел - начались проблемы. А фурункул тот уже кончился. Зато начался другой, на второй ноге. Починившись, Резидент пробует ехать без шорт на турбо-поддуве (медленный прокол), подкачивая колёса через каждый километр. Для этого Ястреб отдаёт ему свой насос. Ястреб с Беркутом почти сразу после начала движения начинают уходить от Резидента, но потом терпеливо ждут. Оно понятно - Резидент все подъёмы идёт вело-пешком. К тому же от нагрузок появилась ещё одна беда - слабое сцепление покрышки с ободом, которую мы раньше не наблюдали. Эта гадость приводит к тому, что сосок, заправочный клапан камеры, начинает срезаться ободом, и приходится периодически спускать воздух из заднего колеса, поправлять-передвигать покрышку с камерой на место, потом снова накачивать, иначе срежет и потеряем драгоценную камеру.
Вот так, медленно продвигаясь на юг, вверх по Чулышману, разглядывая великолепие его водопадов, мы приближались по каменистой дороге к перевалу. Дорога в основном идёт по валунам, оттого поъёмы резко сменяются спусками, те и другие резкие и небольшие. Не соскучишся. Резидент опять отстал за пределы радиовидимости, а Беркут с Ястребом отчётливо ощущали приближение какого-то цивила.
Цивилом оказалась турбаза "Эзен" в полукилометре до перевала Кату-Ярык. Учуяв кафе, мы сворачиваем туда: подкрепиться по-цивильному, прикупитть хлеба. Турбаза симпатичная. Генератор, маленькие теремки-домики для отдыхающих. Кафе-бар напоминает ранчо Дикого запада. Батон хлеба - 50р. и остальные цены в том же духе. Тем не менее мы взяли пару батонов, сока и чипсов. Сели за столик, и стали перекусывать. Или Обедать. Наши байки, припаркованные около входа стали объектом пристального изучения местной и отдыхающей ребятни. Однако их живой и неподдельный интерес к "разным штучкам" не переходил грани дозволенного, и мы на эту тему не дёргались совсем. Зато стали свидетелями очень поучительной сцены.
В кафе зашли крепкие парни и поинтересовавшись меню, сделали заказ. Разговорились. Они возят турьё из Улагана или дальше. Сейчас собираются туда и могут нас подвезти, если мы не потянем резину. Но резина тянулась и рвалась у Резидента, поэтому мы вежливо отказались, хотя было заманчиво - у них автобус. Появился хмурый и деловитый алтаец, который злобно объявил, что где-то не подалёку видел палатки туристов, и сейчас возьмёт коня и поедет их оттуда прогонять.
- Почему? - поинтересовались мы.
- Да я тут хозяин. Я тут за всё плачу. Пусть либо на базе живут, либо сваливают.
- Э, мужик, а ты ничо не попутал? - неожиданно в разговор вошли "крепкие".
- А что?
- Да ты тут такой же хозяин, как и мы, и они - показывают на нас, - и все остальные, чего они тебе сделали?
- Ну... - "хозяин" явно замешкался. - Это ж территория базы...
- И что? Тебе рога наломают, и будут правы.
- И потом, - невыдержал Беркут, - прикинь что будет с твоим бизнесом тут, а?
- А что?
- А то, приедут они домой, напишут отчётец в интернете, а сейчас уверяю, все сначала туда смотрят, а потом едут, и опишут там твоё "гостеприимство" нужными словами. И после этого не один турист сюда близко не подойдёт. Все мимо на полных парах гнать будут. Как, доходит? А они тут что теряют, ну переставят палатку подальше, и всё, в твой же кафняк и ходить не будут.
- Э... - "хозяин" почесал затылок, оценил перевес сил, и куда-то сразу свалил. Мы с "крепкими" ещё поболтали, потом они
Подножье Кату-Ярык.

сели в свой автобус и поехали на перевал. Мы же стали ждать Резидента.
Однако ожидание затянулось, и мы решили
занятся поиском стоянки для ночёвки. Выкатившись с турбазы, медленно двинулись в сторону перевала. У самого начала первала на небольшом пятачке стоит несколько автомобилей с туристами. К нам подошла восторженно-экзальтированная дама и долго восхищалась нами, потому как не могла себе представить, как можно путешествовать на велосипедах. Видимо таких велобайкеров впервые видела. Дорога сразу за знаком давала резкий взлёт и уходила в горизонт выси. Мы начали настраиваться на завтрашний штурм. Перевал действительно внушал уважение. Мучительно реущие передачи автомобилей, карабкающихся по его дороге добавляли антуража.
Проехав дальше по берегу мы не нашли стоянки в привычном понимании, но нашлось уютное и скрытное местечко неподалёку, на самом берегу, узкая, в пол-метра полоска мшисто-каменистой земли. Там мы оставили вещи, Ястреб выехал встречать Резидента, а Беркут пошёл разведывать перевал. Пройдя по равнине прямо под перевальной дорогой, Беркут обнаружил массу артефактов, красноречиво говорящих о характере самого перевала: разбросанные тут и там ржавые детали кузовов, скрученные и смятые обгоревшие автомобили, какие-то
Стоянка под Кату-Ярык.

непонятные,
наверно от комбайнов, громоздкие конструкции.
Беркут поднялся по дороге, и оценил крутизну, быстро очутившись довольно высоко. Вскоре его вызвал Ястреб по рации, и сообщил, что Резидент найден и разгружен, шкандыбает опять пешком до стоянки. Сверху удалось красиво заснять возвращение Ястреба с рюкзаком Резидента и спустится вниз. В это момент как раз появился "хозяин" из кафе. Он просил помочь - у него сбежал конь, и он никак не мог его снова заарканить. Мы с Ястребом быстро соорентировались и пошли на перехват животного, но оно двигалось всё-таки быстрее, и прошло в 2-х мерах от того места, где Беркут успел бы схватить верёвку. "Хозяин" грусно взмахнул руками и почти извиняясь улыбнулся:
- Ну не обученный, ещё, срывается... А ничо, догоню...
- Ну удачи!
Через 10 минут показался невесёлый Резидент. Он мучительно отыскал нашу потайную стоянку, постоянно проверяя курс по рации, но затащив велосипед вниз, отдохнул, и занялся обустройством. Беркут, традиционно пошаманив погоду, дал понять, что палатку ставить нет никакого смысла, спать будем под открытым небом. Покоптив до темноты костёр и выбрав места лёжек расползлись по спальникам.

День 6.
пер.Кату-Ярык - р.ИсчезающаяПройдено: 8,27+17(А) км.
Счётчик: 2791,1 км.
Подъём: 645м

Знак начала перевала Кату-Ярык.

С утра, ещё до традиционных ремонтов, замутили рис с тушёнкой. Сами ремонты были традиционны, плюс РТО. Беркут обнаружил, что камера переднего колеса ненакачивается вовсе, хотя вчера проблем небыло. Заклеивание ничего не дало, пришлось поставить битую камеру и терперь постоянный медленный прокол на заднем колесе. Да ещё опять проблемы с кордом. Ушли на ремонт последние заплатки, дальше клеим только порезанной на заплатки камерой. Клей, кстати, тоже на исходе. Ястреб бузит, материт Резидента.
Пройдя мимо знака первала, и подойдя к началу подъёма, Беркут совершает обряд договора с духом перевала. Дух обещает не чинить перпятствий и мы начинаем восхождение. Видеокамера для съёмки переходит из рук в руки, но оператор по понятным причинам постоянно отстаёт. Дабы не мучить этим угрюмого Ястреба, Резидент забирает у него камеру и уверенным шагом
Восхождение на Кату-Ярык.

вскоре догоняет Беркута.
Потом их обоих догоняет шустрая дама
налегке. Она инструктор-экскурсовод, группа изнеженных городских туристов ленится выйти из автобуса, а тот не может влезть на перевал. Кароче, говорит дама, нет слов, одни выражения, и идёт дальше. Потом мимо медленно проезжает микроавтобус, набитый зеваками.
Резидент продолжает шагать наверх.
И менно шагом, потому что ехать не только тяжело, хотя местами возможно и даже хочется, но и потому, что есть большие опасения за состояние камер задних колёс, тем более и так каждые 300м. надо поправлять и поверять покрышки. Тем не менее подъём не затягиваем. С погодой Беркут вчера явно перестарался, солнце печёт сильно, воду во флягах и термосах экономим, пьём "по-пустынному". В перевал - 80% пешком. Даже без видеокамеры Ястреб начинает отставать, и хоть не сильно, но его это изрядно бесит. Но он продолжает идти.
Прямой подъём переходит в серпантин, начинают открываться необыкновенно красивые виды долины Чулышмана.
Навстречу спускается машина МЧС. Разумеется Беркут интересуется в чём дело. Спасатели сами охотно рассказывают и спрашивают для начала, не видели ли мы здесь парня в серо-оранжевом комбинезоне. Оказывается, при сплаве по Башкаусу какой-то клоун пошёл вдоль реки пешком, и понятно,
Вид с Кату-Ярык.

пропал.
Теперь им занимается МЧС. Беркут сказал, что по-любому, если так вытропить его не удастся, то придётся работать
по квадратам, а выйти он сюда наврятли сможет, ловить его надо у Кок-Паш. Спасатели согласились, но видимо выбора у них не было. Они действовали грамотно, если опрвшивают велобайкеров, ибо это самые внимательные к происходящему вокруг люди, плюс быстро передвигающиеся. Пожелав удачи друг другу, они расстаются. Тем временем Беркут начинает борзеть, и временами не упускает случая проехаться верхом. Резидент, давно его обошедший, даже не пытается, хотя Беркут его уверенно догоняет. Отдав камеру для ценных кадров завершения перевала, Беркут пропускает Резидента вперёд, а сам отдохнув начинает на пониженных передачах добивать последние сотни метров подъёма.
На перевале - перепад подъёма 450м, высота 1440м. - почему-то перестала спускать камера. Там, наверху, стоит беседка в форме аила, а чуть выше по тропе прощадка, которася сразу заинтересовала Беркута как Место Силы. Он отправился туда, а вернувшись оттуда был явно странноватый. Ястреб довольно быстро поднялся после Беркута, и угрюмо осматривался вокруг.
Перекусив в беседке-аиле и собрав весь свой мусор, мы выбрались собираться. Резидент, испытывающий недостаток сил, пошёл на место Силы подзарядится, но ничеего там сделать не смог, ничего не почуствовал.
Но и жаловаться не на что - дух перевала не обманул, мы поднялись без
Мы на Кату-Ярык.

единого ремонта и проблемы.

Как известно, после перевала дорога идёт не вниз, а всё ещё поднимается. нас неприятно удивило, что поднимается она потом ещё несколько километров, причём набирая высоту равную подъёму в сам перевал! "Откатный глюк" приходил часто и неожиданно. Особенно после подъёма, когда въежаешь на казалось бы, апогей крутизны, видишь "спуск" но вместо долгожданного спуска получаешь скрытый подъём... Тот же каменистый просёлок, идущий с подъёмом по валунам, но уже по хорошей, добротной высокогорной тайге, что явно подпитывало нас и без этих подъёмов уставших, и уже малые подъёмы ленящихся ехать.
Ястреб вообще потерял контроль над собой. У него начало восмерить заднее колесо, цепляя раму и тормозя движение. Отрегулировать у него не было ни желания, ни сил, и он грязно матерясь и пиная велосипед и рюкзак тащился вслед за уходящим вперёд Резидентом Резидент в свою очередь хотел не сколько догнать зарадившегося на месте Силы Беркута, и поэтому легко едущего где-то впереди, сколько не находится рядом с Ястребом, поскольку негатив, исходящий от него, мог испортить настроение надолго.
А между тем мы проходили живописнейшие места высокогорной тайги, загадочно поблёскивающей в лучах вечереющего солнца. Беркут, найдя симпатичную полянку на очередном подъёме, устроил там подтяжную. Быстро подтянувшийся Резидент сразу присоеденился к активным поискам прячущийся в траве земляники. Нас откровенно медведило. Мы, урча и облизывались, ползали по траве, и лапами нагребали спелую землянику, особым рычанием выделяя наиболее злачное место для товарища. Периодически переворачиваемся на спину, и дрыгая задними лапами, передними чешем себе брюхо. Нас уже почти смедведило, когда пришёл хмурый Ястреб. Он ничего не хотел, и сильно устал от подъёмов. Хорошо бы если бы нашаманилась машина, ктоторая нас подвезёт. Спустя 10 минут около нас остановился кунгованный УАЗ-ик.
- Вот вы где! - из батона показался водитель, - Я думал уж не догоню...
- Да мы как-то и не торопились, в-общем-то...
- Так как, - переходя сразу к делу продолжал водитель, - Едим или как?
- Едем!!!
Водитель, его зовут Боря-фотограф из Акташа. Он увидел наши следы на перевале и ещё тогда решил догнать и подбросить. Но никак не мог понять куда мы так быстро упылили... Впереди ещё немало подъёмов, а спуски редки. Мы устали, отстали от графика, так что такая оказия весьма кстати.
Мы быстро закидываем Байки в кунг, и уплотняемся в кабине. Очень быстро выясняется, что у нас немало общих занакомых.
- А на Белом Боме кого знаешь? - Интересуется Беркут.
- А кого надо?
- Такина Василия, хозяина тамошнего.
- Чего ж не знать-то, он ж родственник мой, двоюродный по жене.
- И как он?
- Первого января этого года убит. Ножом в горло.
- Это как?
- Да... мужики у него затеяли драку, пьяные... Вот, полез разнимать.
Беркут рассказал ему про МЧС и пропавшего рафтера. Оказалось и тут Борис знает больше.
- Я ж вёз их. На Улаган. Чумные они какие-то все, безпардонные. Увидели озеро - давай стоп, купаться будем. Там на озере
Стоянка у р."Исчезающая".

дети маленькие, отдыхают... а они с гиками голышом туда...
Да они видимо травы курнули. Идиоты. Баба-то, дура у них
одна, первая приплыла.
- Куда?
- Да нашли её через неделю. Голая, как и была. Волосы за корягу зацепились, так и бултыхалась. Уже распухший синий труп вытаскивали. Гадость.
Так, разговорами да новостями алтайскими, мы проехали 17км, выбрав для ночовки берег у Исчезающего ручья. Обычное дело в горах - ручей выходит из-под земли, течёт себе несколько километров, потом снова уходит в камни и больше не появляется. Заехав по полю к живописному берегу со следами стоянок, мы разгрузились, и быстро сварганив костёр стали поить Борю чаем с конфетами. На конфеты он не налегал, сказав что нам они нужнее, зато попил чаю и припасённого с собой пива. Приятно посидели, пообщались. К сумеркам, он засобирался домой, куда и ехал, а Акташ. Но сегодня, говорит, я заночую в Улагане. Попрощавшись, он уехал, а мы остались на приятной во всекх отношениях стоянке устраиваться на ночь.

День 7.
р.Исчезающая - за УлаганомПройдено: 38,25 км.
Счётчик: 2829,3 км.

Сборы у р."Исчезающая".

Закончив традиционные устренние ремонты, выдвинулись на редкость рано. Около 11:00. Сразу начался подъём, который вмиг прибил у ребят весть энтузиазм старта. Песчанный редкокаменны просёлок не внишал никакой опасности нашим измученным камерам, но почему-то больше рвался вверх, хотя по идее мы должны ехать вниз. Спуски конечно были, но они были уравновешены, и не всегда симметрично подъёмаим. Часто встречается "откатный глюк". Когда же будет "накатный", а?
Погода переменная, в основном сухо, но в воздухе так и пахнет дождём. Временами набегает мелкий накрап, заставляя одевать на рюкзаки гидрозащиту.
Самое интересное, что начало происходить - это люди. Почему-то все, кто нам встречался по пути или на встречу (за редким исключением), были очень приветливы и общительны. Останавливались поопщаться в основном автотуристы, но и месные приветствовали нашу процессию, гудя сигналами и маха рукаи. Мы отвечали тем же и это быстро вошло в привычку. Туристы спрашивали в основном дорогу, скока до перевала и смогут ли они там проехать. Отвечали - как знали, можно, но не всем. Местные же глупостей не спрашивали, их болше интересовало откуда мы сами и откуда едем. Получив ответ, жали руки и хлопали по плечу, говорили что на велике ехать так далеко и долго это круто. Мы улыбались и соглашались, хотя знали, пережить тут зиму ещё круче. Климат-то суровый, и работа тяжёлая. Заработки низкие. Тем не менее к нам отношение более чем благожелательное. Энергетика!
Тем временем дорога нас тащила вверх и вверх, по грязи и ухабам. Создавалось ощущение, что мы снова лезим в перевал. Изучение карты и публикованых описаний говорило мало. В описаниях в сети ничего внятного нет, и ни о каком перевале речи не идёт. зато на карте есть 2 дороги - одна вдоль р.Улаган и никаких перевалов на ней нет. Но есть и другая дорога, севернее, на которой на всех картах стоит крестик перевала.
Мы проехали ещё не много, и что интересно без проколов, провели привязку к местности и выясняется, что мы натурально лезим в какой-то безымянный перевал. Рядом с ним по карте Пазарыкские курганы, решили так его и назвать. Перевал Пазарыкский.
Забравшись в очередную песчанную горку, мы обнаружили весьма приятный и длинный спуск прямо к курганам. Завершался спуск, на котором истосковавшись по большим скоростям, рискнули ехать больше 40км/ч, лихим поворотом с развилкой, и далее хорошо утрамбованный грейдер начинает забирать вверх образуя перевальный взлёт. Похоже, согласно карте, скоро место, обозначенное как перевал. Часть пути на верх мы движемся велопешком, но потом это быстро надоедает, включаем низкие передачи, и лениво влезаем наверх. Пазарыкский перевал оформлен именно как перевал, все атрибуты. Место отдыхи и всё такое... Подтяжная.
Впереди Балыктуюль. Длинный, красивый спуск, на котором можно втопить не по-детски.
Ястреб экипируется штативом и камерой и первый растворяется за близким горизонтом. Когда он по рации даёт нам отмашку, первый срывается Беркут, и аккурано по-началу объезжая рытвины начинает разгонятся. С сильным запозданием неспеша выплывает Резидент. Ястреб стоит с оштативленной камерой на пригорке справа от дороги, проффесионально фиксируя летящего с выпученными глазами Беркута на 60-70км/ч по просёлку, и задумчивого Резидента, старательно
Балыктуюль позади.

маневрируещего между ухабами.

За спуском, на въезде в Балыктуюль, мост через одноимённый ручей, где мы собрались заправить баки водичкой и переварить пережитое. Разумеется тут же подъёхал народ с расспросами что и как. Пока мы стояли, успели пообщаться наверно с 3-мя группами автотуристов их Новосиба, Тюмени, и даже Красноярска. Местные тоже останавливались или приветсвовали гудками и криками из кабины.
Что они в нас такого находили?
В Балыктуюле, как это не печально, по пути не попалось ни одного магазина. Магазин там есть, но это надо сворачивать на перекрёстке в сторону перевала Ажу, а нам в Улаган. Кстати перекрёсток асфальтирован, что было приятно, ибо последний раз асфальт мы видели ещё в Артыбаше, и с тех пор успели подзабыть что это такое.
За Балыктуюлем асфальт закончился, и начались проколы. Разумеется у Резидента. "Ну Е-Моё!!!..."
Беркут ехал впереди с небольшим отрывом, пока сам не получил пару проколов. Резидент отделался за весь день всего пяттью, но каждый отнимал массу времени. В основном из-за отцутствия клея. Дорога иногда асфальтирована, но больше грейдером, после горок за Балыктуюлем начала плавно спускаться к Улагану. На этом самом плавном спуске Резидент получает масштабный трудноизлечимый прокол, а Ястреб с Беркутом въежают в дождливый Улаган в поисках пищи и рем-набора для камер.
Улаган. По-своему, легендарное место, откуда начали свою историю знаменитые алтайские "Апачи". Сегодня выходной, воскресенье. Почти всё закрыто. Заработала сотовая связь, но частично: у нас у всех "BeeLine" а тут работает только МТС. Облом. Добравшись до главной площади, находим открытый магазин и закрытое кафе. Рядом отделение милиции. Устало заходим внутрь (магазина, а не милиции), и покупаем хлеб, сок, консерву и мороженное, устраиваеся тут же на заваленке для поедания последнего. Накатывет дождь. Собирается свора молчаливых псов с голодными глазами. самые честные глаза оказались у молодой волчицы, которой размякший Беркут дал мороженного и глазури. Волчица была честного серого цвета, за что Беркут сразу прозвал её "Серая". Она покорно съела всё, что ей давали, и уже не отходила от нас, как отхозяев. Остальные псы поняли, что ловить тут нечего, и вяло разбрелись.
Дождь полил плотно, мы забрались в непромокайки камуфляжной расцветки, закрыли от воды рюкзаки. Резидента всё не было. Продолжаем выполнять боевую задачу - ремнабор для резины. Для этого усроили дефиле по центряку - главной улице Улагана.
Ох, Улаган, Улаган...
Грозых гор владыка!
Горно-Алтайский ветеран
И в камере нам дырка!
Может ты помочь и рад,
Но не всем же пруха.
Не попасть бы нам под град,
Вот и вся везуха.
В камуфляжном обмундировании верхом на великах с рюкзаками тоже в камуфляже, да ещё и с собакой, мы наверно сами чеми-то смахивали на Апачей. Поймав вольношатающегося человека алкогольной наружности, выясняем, что внизу во дворах есть некая авторемонтная мастерская, которая наверно работает. Оставив Ястреба караулить Резидента, Беркут углубился в задворки Улагана. После недолгих поисков авторемонтный сарай был обнаружен, как и огромный висящий на нём замок.
Беркут поехал назад на центряк. Дождь, хоть и лил по-осеннему, но не сколько не мешал и не создавал дискомфорта. После нашаманенных жарких дней он был даже приятным для разнообразия.
Вернувшись, Беркут встречает Резидента. Ремонты даются особенно тяжко потому как и зплатки, и клей кончились, в дело идёт изолента. Но всё же мы на ходу! Теперь мы всей толпой подкатываем к милиции. Менты куда-то собираются.
- День добрый!
- Здраствуйте!
- Не подскажете, где ремонт для резины купить тут можно?
- сёдня не работет ничо, только вон там, на окраине, если ехать до конца за тем поворотм, километра 3, там автозапчпсти. Должны работать. Сами-то откуда?
- Москвичи, однако. От Верх-Биска едем.
- Ни хрена... оружие-то есть?
- А то!
- Тогда нормально! Удачи!
У Беркута начало складываться впечатление, что путешественник или турист без оружия - это что-то неправильное и опасное...
И вот, сопровождаемые Серой-волчицей, мы двинулись в указанном направлении. Направление это было в сторону Саратана, но надо было свернуть к дороге на Акташ.
В Улагане полоно собак, причём довольно злых. Нас, оберегаемых Серой, они понятно не трогали, зато мы увидели как корова перепрыгивает полутораметровый забор, спасаяь от очередной своры. Впечатляет. Доехав до поворота, где мы опять переселись с уже знакомыми милиционерами, зашли в сель-маг, где среди всего прочего нашёлся клей "Момент" для резины. Сохнет он правда долго, технология клейки более замороченная, зато бОльшой тюбик и недорого. Взяли, успокоились, и решили уже в автозапчасти не ехать. Поэтому выехав обратно на центряк продефелировали по нему до самого выезда из райцентра.
После моста и целого ряда дорожных знаков, указывающих на то, что мы едем не куда-нибудь, а именно в Акташ, пошёл долгий скучный подъём, на котором снова поломавшийся Резидент сразу отстал. Провозившись немало с клеем, и зайдя на автозаправку за бензином (обезжирить), он встретил Борю, с которым Тимофей (позывной Разрушитель, погиб в 2000г на переправе через р.Шавла) ходил на охоту в долине Саргальджука. Обнялись, потрепались. Он тут колымит лето, строит коттеджи. Народ на Алтае потихоньку богатеет, вот, уже коттеджики пошли. Поскольку про Такина из Белого Бома мы в курсе, просит Резидента его жене передать некоему Ажаже, что его машина сломалась. Резидент, запонимв заклинание, прощается и едет догонять Беркута с Ястребом, которые, тем временем, устав ждать Резидента устроили перекус вместе с Серой. Сидя на опушке у склона горы они наблюдают сцену отлова автомобиля по-алтайски: двое детей, лет по 8-10, берут тросс и натянув поперёк дороги идут. О чём-то поговорив с свежемойманым водителем отпускают его. Интересно, о чём?...
Подъехавший Резидент рассказывает про Борю и присоеденяется к перекусу. Уже вечер, и пора искать стоянку на ночь. Однако вокруг мест нет: с одной стороны гора, склон, с другой между дорогой и р.Кубадру сплош строительство или уже
Стоянка на р.Кубадру.

готовые домики и коттеджи.

Мы едем дальше, вперёд. Дорога - хороший асфальт, ровно набирает высоту, но мы это чуствуем только потому, что велики как-то вяло едут. Одним стовом "откатный глюк". Делаем пару неудачных попыток захода к воде, но каждый раз упираемся в чьи-то владения. Наконец, за 4 километра до моста через реку нам удаётся забурится, причём на поляне, которую мы проезжаем, стоят автотуристы.
Мы же ломимся глубже в чащу, пока не упираемся в высокий берег у какой-то тихой протоки. Стоянка получается по всем правилам горной пешки. Ни тропы ни дороги, кусты да глушь, напртив, через реку, возвышается отвесная скала метров 50-70. Уютно. Серая пошла изучать окресности, мы устраивать бивак и ремонтироваться. Пообшались с автотуристами. Милые люди, ездят и отдыхают в своём ключе. Приятные люди.Общее удовольствие от места подпортил только Ястреб, весь вечер хамивший Резиденту и Беркуту у костра. Беркут начал сильно задумываться о дальнейшей походной деятельности Ястреба.

День 8.
р.Кубадру - Чибитка (500м до р.)Пройдено: 25,44+12(А) км.
Счётчик: 2854,8 км.
Подъём: 700м

Всю Ночь бушевала сильная гроза. Громыхал гром, били яркие молнии, ветер завывал страшно, пару раз сыпался град, размером с горох. Где всё это время пряталась Серая, одному Алтайскому духу известно. К побудке буря улеглась, и мы стали собираться в дорогу.
Отъезд получился медленный, выползали на дорогу как сонные мухи. Остаётся неприятный осадок от вчерашних выходок Ястреба.
Дорога плавно идёт вверх до моста, пересекая пару ручьёв, а за мостом начинается подъёмчик покруче, где скоро кончается асфальт.
Резидент мучается с фурункулом, он не только мешает ехать, но и в целом влияет на физическое состояние - подавленное от вчерашнего, да ещё головная боль и ломота во всём теле.
Ястреб старается не отставать от Беркута, но тот с ним угрюм и немногословен. Дорога начала резво набирать высоту, иногда прячась под асфальт. Почему-то проколы и поломки отступили, и почти не напоминают о себе. Возможно от отго, что Резидент идёт пешком больше, потому что ехать ему крайне тяжело. Беркут изо всех сил старается от него не отрываться. Иногда грязный грейдер (от прошедшей ночью бури), иногда разбитый камень, редкие куски асфальта, В основном там, где не геологических процессов типа движения грунта или ручьёв. Больше всех едет Беркут, но часто отанавливатся, дожидаясь остальных. Ястреб почти не отстаёт, только на крутых подъёмах ему приходится идти там, где Беркут едет, в то время как Резидент с грусным видом покорно катит свой байк в гору.
Когда до перевала осталось 12 км, догнавший Беркута Ястреб констатировал, что таким темпом мы на перевал сегодня можем не успеть. Беркут это и сам понимал.
- Хорошо бы нашаманить машину до перевала.
Пейзаж Улаганского перевала.

- Хорошо бы. Попробуем. Но без гаранитии. - Беркут после вчерашнего недостаточно восстановил силу,
что бы что-то
конкретно такое устроить.
Мы остановились на перекус на одной из возвышенностей, вокруг росли разные грибы, в основном моховики и подберёзовики. Усталый Резидент, пообщавшись с неотстающей Серой, взял аптечку и пошёл наводить регламент фурункулу в кусты. Перекус, развели сок, Серая пыталась нас развесилить рассказывая свои толи собачьи, толи волчьи анекдоты (что-то там про провывку убывающей луны, которую делать никак нельзя), но нам было как-то невесело. Не было бы такой засады с фурункулом, мы бы уже на перевале были бы, паче подъёмы уже начали разбавляться спусками, хотя и небольшими. Начал продумываться план сегодня прекратить подъём на перевал, и дать Резиденту подлечится на одном из озёр по правую сторону дороги, но в наши планы вмешался ГАЗ-66, водитель которого увидев печально бредущего Резидента не удержался от соблазна нас подбросить. Он сам тормознул, и предложил загружаться в кузов. Мы закидали велики, и втиснулись в кабину. К этому
На перевале Улаганский.

моменту мы от стоянки поднялись на 450м.
Пока грузились
просмотрели, куда подевалась Серая, к которой мы уже начали привыкать.
ГАЗ-66 грозно завёлся, и мы двинулись вверх уже быстрее. Серая осталась где-то на подъёме, поселив какую-то печаль в душе...
Опять за разговорами мы шустро очутились на перевале - дальше просили нас не везти (хотя водитель этого хотел), потому что получить удовольствие от спуска тоже сегодня хотелось.
На перевале стояло несколько автомобилей и пара автобусов. В беседке-аиле мы по традиции перекусили, уважили Алтайского Духа. Поднялись наверх, поснимали пейзажи. Внизу дали телефон Семёна-лодочника из Артыбаша туристам из соседнего дома в Москве. Мир тесен, однако...
С перевала вялый спуск, зачастую с подъёмами, вдоль живописных высокогорных озёр. Мы ищем место для ночовки, но ничего подходящего не попадается. Кнечно, можно встать где угдно, но комфорта (лес, незаболченный берег без туристов) почему-то хачется больше, и мы крутим дальше вниз.
Стало заметно прохладно. Поиски стоянки начали затягиваться, а мы уже начали уставать: Резидент никак не мог разъехаться. Закончилась 2-я кассета в видеокамере, и Ястреб небрежно кинул её в сумку от камеры...
Бивак нашли уже у р.Чибитка, причём через дорогу, углубившись в одну небольшую долинку, так, что бы с дороги не видно было.
На пригорке вокруг стоянки обильно водились подберёзовики и белые, на которых немедленно устроили облаву. Ими же и подкрепились на ночь.

День 9.
р.Чибитка - ЧибитПройдено: 31,76 км.
Счётчик: 2886,6 км.

Стоянка у р.Чибитка.

Сегодня день особый: у Беркута День Рожденья. так что планы днём надо выстраивать так, что бы успеть его отметить как следует.
Ритуальные ремогты утром длились недолго, хотя новый клей требовал больше время и телодвижение в работе с ним, и уже к 10:30 мы выползли на дорогу продолжать спуск, перед этим традиционно уничтожив все следы своего присутствия там, где была стоянка.
Пгода солнечная, лёгкий ветер, припекает. Опять чувствуется лето.
Полупесчанный грейдер, довольно широкий, не осложнённый большими ухабами и колеями, на этот раз вёл нас именно вниз, не устраивая никаких гадких подъёмов. Даже Резидент умудрялся не отставать, а местами уходить вперёд чем сильно забавлял и радовал Беркута. Ястреб же, мог вообще отрваться вперёд далеко, но благоразумно сдерживался, не отваливаясь от группы.
Довольно быстро свернув в долину озера Чейбеккель, мы продолжали снижаться проезжая по его берегу и минуя небольшие подъёмчики. Озеро длинное, большое и красивое, буквально зажато между своих берегов-гор. Стоянка здесь была бы более живописной, но мы бы вчера сюда наверно не поехали бы. Так, на будущие учитывается.
На дороге стали появляться асфальтированные участки, правда исключительно в ровных и без этого местах. На сложных поворотах и уклонах остаётся грейдер, и Беркут с Резидентом получают по проколу. На такой дороге при спусках начинаеш хорошо понимать преимущества аммортизации на велосипеде и удобство именно больших, 28"-х колёс. Иначе просто езда будет совсем не комфортной, тряска и излишний экстрим от смещения центра тяжести вперёд. Больший диаметр просто не позволяет колесу проваливаться в ямки снижая тем самым вибрацию, особенно на больших скоростях. Зато и нагрузка при торможении на связку покрышка-обод соответственно возрастает. Помятуя о том, что именно на этом участке согласно отчётам в интернете самая высокая аварийность у велобайкеров, мы ввели определённый протокол безопасности для движения по сложным спускам.
Заключается он в следующем:
Впереди всегда едет самый внимательный и "свежий" с наилучшим состоянием тормозов.
Перед спуском, особенно если не просматривается перспектива поверхности для езды, обязательно притормаживать и входить в спуск на скорости не более 15км/ч.
В процессе спуска удерживать скорость в пределах 20-25км/ч - иначе может не хватить реакции на неожиданно возникающие прижимы и препятствия, возникает травмоопасная ситуация.
Если спуск сложный в плане рельефа, то впереди едущий подаёт остальным специальный знак рукой, предупреждающий об опасности.
Велобайкеры на спуске обязаны соблюдать дистанцию не менее 50м, и передавать сигнал опасности по цепочке, не выходя из прямой видимости.
Уже немного осторожничая, не превышая 25км/ч в ровном и 40км/ч на спусках мы въезжаем в начало резких спусков у
Красные Ворота.

Красных Ворот.
Сразу вводится протокол безопасности, и мы отмаяковывая каждый резкий сброс начинаем снижение.
Выкручиваем руль, и чуя силу поворота,
Скользим у скал, несёмся чуть дыша,
Затягивает велик в Красные Вотота,
Встречающие нас у Акташа...
Первым в Красные Ворота затянуло Беркута. Беркут начал осторожную пергруппировку к правой стороне хотя рельеф там хуже, и начал плавное тормрожение. Резидент, с трудом сдерживающий дистанцию по протоколу, устал себя ограничивать в скорости. Он, видя приемлемый рельеф и несильный уклон, позволил себе немного нажать на педали, но несколько не расчитав скорость понял, что его жмёт к скалам слева. Выжимая единственный работающий у него тормоз, Резидент видит, что идёт прямым курсом на иномарку с голландскими номерами. Скрость начинает падать, но из иномарки выскочили препуганные голландцы и бросились от машины прямо под колёса Резидента, который уже скинув скорость начал выполнять маневр объезда справа, но там, как назло, он попадает в ловушку между тормозящим задним колесом Беркута и собственно обрывом в реку. Резидент приготовился к худшему. Однако Беркут, заметив краем глаза крайне подозрительное движение
Дорога в районе Красных Ворот.

у заднего колеса через
зеркало заднего вида, сразу прекращает своё
приближение к краю дороги, и тем самым спасает Резидента от полёта в реку. Межу байком Беркута и обрывом остаётся зазор в полметра, в котором Резидент и обнаруживает себя. Посмотрев друг на друга, на оторопевших голланцев (неслабо они проехали от своей страны, что бы сюда попасть...), решили немного отдохнуть от спусков, заодно сделать пару снимков. Видимо мы не первые, кто пытался сыграть тут в речку: дальше вдоль дороги идёт почти сплошной отбойник. Тем не менее красивое место.
Вскоре подъезжает почему-то угрюмый Ястреб, но вез вопросов и даже с некоторым энтузиазмом берёт видеокамеру и выдвигается в перёд, что бы сделать хороший ходовой кадр из "засады". Ему это удаётся, едиственная сложность - удержать обоих едущих в кадре чётко не получается. Дальше дорога - тот же грейдер, частые резкие повороты, и не менее резкие спуски.
Становится ясно, почему тут побилось так много велобайкеров: устав от подъёмов ранее, тут они дают ходу. А поскольку
Ремонт покрышки Беркута.

перспективы спуска часто не видно, велик разгоняется "сам"
и очень резво, велобайкер попадает либо в рельефную (это
когда влетаешь в колею или продольную рытвину и не можешь из неё выскочить) ловушку, либо благодаря центробежной силе в повороте его просто выносит с дороги или вмазывает в скалу на обочине.
Мы же, благодаря своему протоколу безопасного спуска, этих напастей избежали, зато Беркут начал получать проколы один за другим, пока на одном из несложных спусков у него вообще не разорвалась задняя покрышка вдоль корда. Поскольку запасной покрышки нет, пришлось долго и невесело зашивать старую, и происходило это всё уже в паре километров от Акташа. Резидент помогает с клейкой измученных камер, а хмурый Ястреб скучает сидя на мосту. Такое "везение" Беркуту объясняется исключительно тем, что сегодня у него Днюха, и сюрпризов неизбежать.
Но вот починившись, группа бодро въезжает в Акташ. Заработала сотовая, BeeLine принимается везде на полную шкалу, и соответственно начинаются отзвоны всем и вся.
В нашей боезадаче по Акташу три жирных пункта: закупка продовольствия, рем-наборов до камер, а лучше самих камер, и отметить Днюху. С последним проблем меньше всего - зашли в кафе и отмечай. С первым тоже не трудно - магазинов по Акташу хоть отбавляй. Так что мы ещё попривередничали, обойдя несколько. А вот с рем-комплектами сложнее. Мы колесим по Акташу: единственный магазинчик "Велосипеды" в самом центре закрыт, нам все говорят, что есть некий мужик, который возит сюда велики на продажу, но живёт он где-то на
Отановка в центре Акташа.

ошибе, фиг-отыщеш, и типа у него "может быть, что-то есть..." Перспектива не внушает доверия.

В конце концов где-то в восточной части Акташа отыскался магазин "Автозапчасти" где был куплен честный ремнабор для ремонта камер... грузовиков! Интересно, что в последствии, это ремнабор оказался самым лучшим из всех. Заплатки большие, плёнка полиэтиленовая с адгезионной стороны отклеивается легко, клея много... Кроме этого в самом магазине были какие-то запчасти и для велосипедов, но старых-советских, камеры были только для детских. А на самом Чуйском тракте уже по пути к кафе попались ещё одни "Автозапчасти", там уже только "Авто", но на всякий случай прикупили ещё один рем-комплект. Теперь у нас у каждого снова по-ремкомплекту.
Кафе находится к югу от тракта, прямо напротив Акташа. Что бы его можно было найти не далеко на заборе нарисованн большой баннер возвещающий о его наличии. Туда мы и направились отмечать Днюху Беркута. Кафе оказалось не слишком уютное (по сравнению с Белым Бомом), и всего 5 столов. Цены - обычные, а меню не блещет разнообазием. Играет музыка, караоке, от которого больше всего балдеет продавщица-официантка (кстати, довольно симпатичная для своих лет). За соседним столиком оттягиваются два вооружённых парня в милицейской форме с крупной надписью "ОМОН". По их поведеню чуствуется, что у них просто редкая свободная минута, и они её проводят максимально уходя в отрыв...
Знакомися. Это летучий отряд Горно-Алтайского ОМОН-а, задачей которого появлятся там, где его не ждут, а там где ждут появляться быстро. В их компетенции и защита туристов от наездов новых "Апачей". Поэтому Юрий (так зовут одного из них) оставляет нам свой сотовый. Узнав о поводе нашего визита, они выпивают за здоровье именинника и тут же сбацали
Около кафе на Чуйском тракте в Акташе.

отрывной танец по этому случаю.

- Да... - Шепнул Беркут своим, глядя на это, - Где ещё увидишь, что бы для тебя ОМОН танцевал на День Рождения!...
- Ну ты хотел отметить как следует, - ответил Резидент, - Вот и получай!
- Лады. Тогда и ты сваляй чего-нибудь.
- Щас спою...
- Может не надо?
- Надо, Беркут, надо...
Резидент заказывает караоке, но хитрый беркут выбирает засадную песню: "К вершине" В.Высоцкого. Когда приходит время исполнять, Резиденту приходится туго на полный желудок, попать в ритм "Надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк..." у него правтически не получается, а Беркут, изверг, доволен.
Расслабившись не по-детски, икая и урча, мы вывалились с велосипедами наружу. Вечереет, нам ещё ехать минимум до Чибита. Однако движение туда мы начинаем неторопясь, разгоняясь по Чуйскому тракту медленно, как товарняк на подъёме. Настроение у беркута поднялось, причём довольно высоко, и ребята не стали его обламывать, когда он закрутил педали в своём ритме, уйдя на тружнодостижимые для остальных 40км/ч на марше. Беркут же, даже не заметив как его товарищи уши в точку на горизонте сзади весело катил на своём байке с наслаждением вдыхая вечернюю прохладу горного воздуха и балдея от пролетающих вдоль дороги пейзажей.
Летит мой велик в тракте Чуйском
Который вовсе не сюрприз,
И солнце уходя в закат не тусклый,
Дорогу тракта стелит мягко вниз.
Перелёт до Чибита был для Беркута лёгким и приятным. Однако Ястреб на полный желудок ехал доволно спокойно, вместе с Резидентом, пока тот снова не прокололся и отстал.
Влетев в Чибит, Беркут первым делом отыскал ту самую автобусную сотановку, в которой в 1993г. примерно в это же время провёл одну незабываемую ночь. Вспомнить было чего:
вечером, он и его друг детсва, по прозвищу Ганс, спустились с перевала Орой, в 14-ти км. отсюда. Пройдя через мост над Чуей, вышли на Чуйский тракт и эту самую остановку, в надежде поймать попутку до Горно-Алтайска, а лучше до Бийска. Вокруг остановки - лунный пейзаж, камни да мелкотравье изредка, сама она почти вся продувается дувшим сильным ветром. Темнело, попутка не ловилась, зато пошёл сильный дождь, похолодало. Ганс и Беркут поочереди выходили на полотно дороги ловить-сигналить, промокали, но всё было безрезультатно. Настала ночь, с ней пришёл холод. Ни дров, ни костра. Палатку не поставишь. Зуб у них не попадал на зуб, когда они поняли что скоро дадут дуба. И тогда было принято
Ностальгическая остановка у Чибита.

решение не ловить попуток, которых и так нет, а сФКН-нить.
Т.е. приготовить горячую пишу из того, и на том, что есть под
рукой. А под рукой, кроме ножей выживания, был сам ФКН (Котелок десантный универсальный, Фляга, Кан на 1л., и Полукан-кружка), миниатюрная жестяная печка с 4-мя таблетками сухого спирта, заварка чая, пара конфет и пол-пакетика "Uncle Bens" - сухого картофеля, во флягах ФКН-ов - по литру воды. На узенькой лавочке, на которую-то и присесть невозможно, поставвили печку, разожгли сухое горючее спичками из рукояток ножа, и поддерживали там огонь всем что горит и найдено вокруг - обрывками бумаги, фантиками, какими-то сухими веточками, найденными тут же. Всего этого хватило на то, что бы последовательно вскипятить 2 литровых кана: один был использован для разведения картофеля, другой под чай. Когда горячая еда попала в продрогшие организмы, Гансу с Беркутом сразу стало как-то веселее, а горячий чай с кофетами позволил встретить утро вообще в хорошем раположении духа.
Но сама остановка запомнилась надолго, если не на всю жизнь...
Поддавшись ностальгическим вопоминаниям, Беркут остановился, и решил тут устроить подтяжную. Предаваясь воспомининиям, Беркут смотрел на догорающий в закате день, и бытовую движуху внутри самого Чибита, который был перед ним внизу. Рядом катались велосипедисты местного разлива, видимо аккуратно изучая залётного путешественника.
Приехал Ястреб. Он сообщил, что Резидент, мягко говоря, "задерживается". Тогда Беркут с Ястребом придумали "зарадить машинку".
Это происходит так: Ловится автомобиль в идущий в нужном направлении, и его водителю передаётся устное послание "для ещё одного такого же велосипедиста, на дороге...", что у нас и как, и что надо делать.
Так и поступили. Зарядили пойманное авто сообщением, что мы будем ждать Резидента там, где была выброска на "Алтае-99", там же и бивак устроим.
Это особое место в 3-х км. от Чибита. Плоская поляна на берегу Чуи, где собирается турьё, ожидающие отъезда назад в город. Туда же привозят тех, кто собирается идти на Шавлинские озёра через пер.Орой.
Беркут, а за ним и Ястреб, неспеша двинулись туда. Заехав на поляну, они нашли место в самом дальнем её конце, в кустах, совершенно невидимое ниоткуда. Тут их и нашёл через 40 минут приехавший на ободе Резидент.
Беркут доволен: День его Рождения был бурным и нескучным, наполненным самых разных отвязных впечатлений.

День 10.
Чибит - Белый БомПройдено: 41,2 км.
Счётчик: 2927,8 км.

Традиционные утренние ремонты в это раз затянулись надолго: и у Резидента, и у Беркута опять проблемы с камерами. Выпит весь закупленный чера сок, пока к выезду в 12:00 все были готовы. Всё это время Беркута не покидало странное чувство: и в 1993, и в 1999-м это место было своеобразной точкой отрыва, по-своему диким удалённым от цивила. Человек с рацией тут был хозяином положения и представителем Hi-Tech одновременно. Теперь тут на полную шкалу ловит сотовый телефон, GPRS работает, хоть в интернет выходи. Причём сотовый у каждого алтайского пацана. Наступает цивил.
Выбравшись на Чуйский тракт, мы 5 километров ехали в 20м. друг от друга, иногда меняясь местами. Когда начались подъёмы начал отставать Ястреб.На мосту через р.Боки устраивается подтяжная, заодно заправляем баки (фляги и термоса) водой. Это тоже особое место, здесь заканчивается сотовая связь. Теперь она будет доступна только в Онгудае, если по Чуйскому тракту, или в Усть-Коксе, если по маршруту. От р.Боки Ястреб отстаёт, а резидент и Беркут некоторое время развлекаются тем, что снимают друг-друга на видеокамеру. Но через 10 км Резидент отстал, а Ястреб наоборот, догнал Беркута, и они неспеша продолжали ехать к Белому Бому.
На встречу то и дело попадались однотипные автомобили специфической раскраски, такое бывает только если идёт автопробег или авторалли. Авто были зи разных стран и континентов, но все Тойоты. Спортивно одетые экипажи часто приветствовали нас гудками, а мв отвечали им приветственно махая рукой. Зачастую и простые водители, участники движения по тракту, как попутные так и встречные поступали так же. Погода стоит ясная, настроение хорошее, обстановка
В кафе Ак-Боом. Ожидание Резидента.

приветливая, едем, балдеем.

Некоторые горки-подъёмы неохота брать накатом, слезаем с вела и идём пешком. Это позволяет внимательно рассмотреть красивые горные пейзажи вокруг, не пыхтя над педалированием.
Только проехав от Чибита 37 км (это при том, что от Чибита до Б.Бома - 40км.) у Беркута произошол первый и единственный за день прокол. А уже в 17:00 Беркут с Ястребом в Ак-Боом. В ожидании Резидента сделали солидный заказ в кафе, а дождавшись хозяйку, вдову Василия Такина, попытались ей передать заклинаниеобразное послание Бориса из Улагана.
- Вот блин, - отреагировала хозяйка Люба - Сломался он там! Тут работы не впроворот, а он на колым там спрятался... ай негодяй... Пусть Сюда едет!
Пока ждали Резидента, успели утрамбовать всякой вкусной еды рублей на 300, и вяло потягивать сок через трубочку, и тут поняв, что Резидент яно сильно задерживается, решили "зарядить" к нему машинку. Выйдя ловить, наткнулись на крайне забавный
Белый Бом, вид на Чуйский тракт. Турбаза Такина.

персонаж.

- Ой... Ребята-а.. - К нам подошла девушка хиппового вида с чебурашкой под мышкой, - У вас бензинчика не найдётся? А?
- Мы на великах. - ответил Беркут, не любящий наркотов. - Бензина у нас нет.
- Ух ты-ы.. Велосипедики... А дайте мне велосипед, я за бензином до бензоколонки прокачусь, а? Я бы-ы-стро...
- А вот велосипеда мы вам, уважаемая, недадим. 80 км ты не проедеш, и где вас потом искать?
- Ой, я ща у ребят своих спрошу, мож они знают... Они у меня приболели слегка, я щас..
Чебурахнутая девушка подошла к жигулям-десятке, в которой распластались два мужика обкуренные в муку. И что-то стала им говорить. Мы же в это время вели переговоры с водителем автобуса, везущего турьё в Курай, что бы он отловил на тракте Резидента. Но укуренная дама полностью завладела его вниманием. Тем более, что она снова направлялась к нам, точнее к водителю автобуса.
- Бензинчику не дадите-е...?
- У меня соляра.
- А у них есть? - Дама показала на припаркованные на стоянке кафе КАМАЗы.
- У них тоже соляра.
- Ну и что же нам делать? - огорчилась укуренная глядя Чебурашке в лицо.
Видимо, Чебурашка её что-то ответил, потому что она озабоченно куда-то ушла. Водитель автобуса оказался парнем свойским, с приколами, и Резидента обещал проинформировать в правильном ракурсе.
- Да если бы не турики, я б его вам привёз сюда. - закончил он, перед тем как попрощаться.
Пейзаж над Белым Бомом.

В оставшиеся время Беркут в качастве променада прошёлся по окресностям,
и нашёл пригодное для палаточной ночи место,
прямо за Белым Бомом, если его обйти и подняться наверх.
Сам Резидент показался из горизонта на спущенном переднем колесе только в 20:30. После его откармливания и очередного расказа как что ломалось, мы договариваемся с хозяйкой, что переночуем на территории её турбазы. Хозяйка уезжает домой в Йодро, а мы спокойно до темноты продолжаем зависать в кафе. Когда заканчиваем, направляемся к воротам турбазы (через дорогу), где нас встречает продавщица из кафе с каким-то парнем, видимо работающим на турбазе.
- Вы куда?
- Туда. Договорились, что переночуем там.
- Палатка - 50р.
- Вот как?... Жаль. - Беркут явно не ожидал такого "поворота от ворот" - Что ж, не в деньгах дело, но в принципе. Так, парни, Приступим к плану "Б"!
План "Б" - это заночевать над Белым Бомом. Костра не надо, сытые все, место тихое, невидное. И рядом. Туда и пошли.

День 11.
Белый Бом - устье р.Чуя (Катунь)Пройдено: 39,05 км.
Счётчик: 2966,9 км.

Позиция Ястреба-оператора на Белом Боме.

К нашей стоянке наверху идёт дорога с довольно лихим уклоном и весёлым поворотом на нём, и что бы заснять как мы там проезжаем, Ястреб заранее занимает позицию на склоне. Отсняви спустившись вниз, он вместе с остальными подъезжает в входу в кафе, что бы позавтракать. Оказывется, нас там уже с раннего утра ждут, встречают. Вчерашняя продавщица, которая нас не пустила на турбазу ночевать, видимо успела за это получить взбучку от хозяйки. Теперь она очень многословно, путая алтайские и русскиеслова извиняется за вчерашнее, всё время спрашивает, почему мы "не сказали, что хозяйка разрешила?"
Нам же осталось только пожать плечами, переглянуться, и сказать "Да ладно..."
Завтракаем и в путь. Сначала Резидент не отставал, но потом как-то незаметно перестал маячить в зеркале заднего вида, тем более там за Беркутом неотставая шёл Ястреб.
Проехали Йодро, поели мороженного, резидент не догоняет. Решили проехать побольше, найти место поудобнее для ожидания. Но оно как-то всё не попадалось, а Ястреб хорошо раззъехался и обогнав Беркута ушёл в горизонт. Беркут же стал ждать Резидента, но тот не появлялся и весточек с заряженнными машинами не было. В то же время Беркут частвовал, что с самим Резидентом всё впрядке, но у него поломки. Прождав на обочине около полутора часов, он решил найти сначала Ястребя, а уж потом сосредоточится на Резиденте. И поехал дальше.
Тем временем навстречу шло настоящее авторалли. кроме самих учасников в расписных авто, шли машины тех-поддержки, медики, журналисты с тарелками на крышах. Водители-гонщики видимо не особо торопились, потому как находили время останавливаться что бы пофоткаться или просто поглазеть на алтайскую природу. Почти все весело приветствовали нас, диких велосипедистов, затерявшихся на Чуйском тракте. Мы им отвечали тем же, взаимно поднимая настроение друг-другу. На дороге царила атмосфера полного взаимопонимания и радости момента. Погода стояла ясная, солнышко припекало
Знак, показывающий наличе рядом петроглифов.

соблазняя позагорать. Беркут включил в своём сотовом медиаплеер с дорожно-ходовой музыкой, и
погрузившись в сладкое
восприятие удовольствия от езды в горах на своём велосипеде незаметно для себя разогнался от 30 до 52км/ч.
Упрямо лезет Чуйский тракт в колёса
Несётся велик шустро по нему,
И я надеюсь, срезая повороты косо,
Что он поддаст в подъёме духу,
Не даст отдать нам душу Богу
И не свернётся лабиринтом горный серпантин
А пожелает просто в долгую дорогу
Йор-йоргалы ырысту болзын!*
*- Удачи в пути (по-алтайски)
Не остались без внимания и интересные места, расположенные по пути на Чуйском Тракте: места явления народу пертоглифов, какие-то древние развалины. Ощущаешь себя курортником в турпоездке. Ходишь, смотришь достопримечательности, делаешь
То, что должны помнить, едущие по Чуйскому тракту.

снимки напамять. Катаешся на велосипеде. Одни удовольствия.

В месте, где Чуя впадает в Катунь дорога делает резкий рывок вверх, и там, на импровизированно перевальчике, имеется Место Силы. Чтобы никто не спутал, стоит знак, и не нём так и написано. Беркут почуствовал, что тут ему надо задержаться. Для виду взяв фотаппарат, он отправился бродить там среди туристов и зевак. Подходят люди, интересуются, откуда едем, повторяется диалог "про поездку из Москвы но заблудимшись", Все смеются, настроение приподнятое... А Резидента всё нет...
Ястреб тем временем, ещё утром изучивший карту, запомнил, где надо свернуть с Чуйского тракта, что бы попасть в Инигень. Без труда добравшись до поворота, он встретил группу велобайкеров, едущих по маршруту Иня - Инегень - Мультинские озёра в соспровождении Проваторовских инструкторов. Поскольку по-пути он поехал с ними, переправившись через Катунь.
Беркута тем временем на месте силы уже искали. Мужик, стоял у байка Беркута и спарашивал всех, где его хозяин.
Устье Чуи. Видна мутная вода Чуи в чистой Катуньской.

- Ну я хозяин, - подошёл Беркут, - Здравствуйте.

- О! Зраствуйте! Вы - Беркут?
- Ага. Я знаю, у вас сообщение для меня?
- Да. Там... Ваш парень... как же его...Резидент! Так вот, у него сломалось что-то, с колесом, он просил, что бы вы его подождали...
- А где вы его видели?
- Не доезжая немного до Йодро. Мда. Далеко...
- Спасибо вам! Это важная информация. Надо будет ему передать, что бы он брал попутку и ехал сюда. Ещё раз спасибо.
Теперь Беркут знал что делать. Сначала надо найти Ястреба, зафиксировать точку сбора, и "зарядить" авто до Резидента.
Беркут сел на свой вел и покатил искать поворот на Инигень. Тем временем Ястреб с коллегами велобайкерми доехал до их стоянки на другом берегу Катуни, недоезжая до Инигеня значительно, но у это стоянки масса преимуществ - не видно с дороги, есть дрова, и чистая вода. Посидев немного с новыми знакомыми, он садится и едет назад, искать своих, оставив свой
Барнаульские велобайкеры.

рюкзак, и взяв только нож выживания и рацию.

Беркут быстро нашёл нужный поворот, поставил велик, и принялся ждать. Вскоре со стороны Ини показалась группа велобайкеров, на полном ходу идущих по полю. Барнаульцы. Маршрут традиционный - через Инигень на Усть-Кокс, а оттуда через Чёрный/Белый Ануй в Барнаул. От них он узнал, что Ястреб точно поворот этот не проехал и в Ине не был. Беркут так же поинтересовался, могут ли они помочь чем по задней втулке (гайки, подшибники) - нет, ничем. В Беркуте тлела надежда, что байк Резидента можно спасти благодаря тому, что мы вышли на известный веломаршрут, где хотят толпы велобайкеров и ремнаборов с ними.
У пассажиров выползших с моста через Катунь автомобилей спросил не видели ли они пацана-велобайкера.
- Какого именно? - ответили ему, - Там их стОлько проехало...
Беркут сразу включил рацию. Теперь понятно, что Ястреб где-то здесь и будет вызывать. Барнаульцы тем временем преодолели мост и начали подниматься на берег. Беркут думал, что их 26"-е колёса дадут им преимущество на этом подъёме и снимает их на видеокамеру. Однако они не оправдали надежд, и подъём они брали ровно так же, как это делаем мы на 28".
- Беркут Ястребу на связь!
- На связи.
- Я нашёл стоянку, вещи там. Ты где?
- Поворот с тракта на Инигень.
- Понял. Резидент с тобой?
- Резидент в аварии под Йодро.
- Еду к тебе, конец связи. Ястреб приехал довольно быстро и тут же начал осуществлять последнюю часть плана: "заражать" машину до Резидента. Однако мало кто почему-то останавливался, но всё же две машина, причём с местными номерами взяли на себя миссию отыскать за Йодро Резидента и сказать, чтобы ехал сюда на попутке. Мы приготовились к долгому ожиданию. Но спустя 15 минут подъехал УАЗ-батон из которого начал вываливаться Резидент.
Велосипед оттуда извлекается по частям. Это не радует. Резидент объясняет, что у него вдруг заднее колесо перестало крутится. Он ослабил держащие его гайки, но оно через некоторое время опять встало. короче, заклинивал конус подшипника в заднем колесе. Потом ещё и гайка, держащая колесо потерялась... Тут он отловил попутку и поехал на ней, выглядывая Ястреба и Беркута на тракте. Ну вот, и нашёл, через 30 километров.
Записав телефон водителя-спасителя и попрощавшись с ним, решаем так: забираем рюкзак, и везём его на стоянку. Это делает Ястреб. Беркут же, узнав где стоянка, идёт навстречу Резиденту, который понесёт свой велик на себе до стоянки. Вроде, оптимальный план, но сколько в нём коварства... Резидент в шортах, весть его выживальный экуп в рюкзаке. Кроме шорт на нём бандана и ботинки.
- До Инигеня дорога одна?
- Да, но есть отвилки - отвечает Ястреб, - в принципе она основная, идёшь не сворачивая, не заблудишся.
- Стоянка далеко?
- В общем да, и с дороги не видно.
На том и порешили. Ястреб с Беркутом неспеша проехали слегка покачивающийся подвесной мост через Катунь, и спокойно взобрались на берег. При этом Беркут отметил, что проехал вверх больше чем Барнаульцы. И почему все так любят 26"-е колёса?
Так же неспеша, они проехали километра 3,5 по песчанной мягкой дороге, которая потом упёрлась в скальные прижимы с злыми каменистыми спусками и подъёмами. Однако никаких проколов и аварий не случилось, и они благополучно прибыли в лагерь велобайкеров, расположившияся довольно далеко от дороги, внизу, и поближе к воде. Оценив пройденное расттояние и состояние Резидента, было понятно, что раньше чем через час он тут не будет. Пока Ястреб ездил за остальными, туристы поставили нашу палатку. Правда почему-то решили, что несколько супов в рюкзаке Ястреба ему не нужны и сожгли их. Инструктора конечно поняли, что это нехорошо, и посчитали своим долгом накормить нас своим ужином, что и было сделано впоследствии. А сейчас, Беркут лишь слегка перекусил и выпил кофе, а потом отправился встречать Резидента, взяв оружие, ракетницу и фонарь - начинало темнеть. Ситуация была не в пользу Резидента - у него с собой кроме сломанного велика ничего нет, даже ножа выживания. В принципе, никто из нас в походе с ним не расстаётся
Стоянка "Лагерь Велобайкеров".

вообще, но тут у Резидента были шорты, а нож остался вместе с рацией на штанах в рюкзаке.

Беркут шёл в сгущающихся сумерках назад к мосту, периодически пуская ракеты, но Резидента нигде не было.
В конце концов Беркут пешком дошёл до моста, и понял, что Резидента он тут не найдёт. Тогда он пошёл назад, но уже внимательно изучая следы на дороге.
"Ага.. Вот я с Ястребом еду, вот следы Резидента, он катит велосипед, а нет, несёт... Поверх - след автомобильный, потом мой, идущий сюда..."
Пройдя с километр картина следов изменилась: фрагментарно появился след покрышки Резидента "Duro-Cross", он топтался, и его следы исчезают. Остаются только Беркута, автомобиля, судя по протектору - УАЗ, и глубже велосипедные - Беркута, Ястреба и ещё полно всяких. Вывод напрашивался сам-собой - Резидента посадили в УАЗ и увезли в направлении Инигеня. Теперь можно не волноваться, не пропадёт. Беркут, поняв, что сегодня он уже Резидента не найдёт отправился назад в лагерь велобайкеров...
А в это время...
После того, как Резидента подвёз УАЗ-ик, и по пути он не встретил никого из группы, Резидент высадился неподалёку от Инигеня приступил к самостоятельному поиску стоянки. Тут он понял, что одеть шорты было ошибкой: ни рации, ни ножа, и самое главное - рации нет. Взвалив на спину своего поломанного коня, Резидент стал бродить по горам, пытаясь определить место, которое мы могли бы использовать для бивуака. Однако ничего похожего не попадалось, зато стремительно начало темнеть и холодать. Начинала подмерзать голая спина. Резидент снял бандану и повязал на тело - так казалось теплее. Поскольку в желудке с утра пусто, холод стал забираться глубоко под кожу, а силы на поиск стоянки таять стремительно. Один в горах, да ещё безлесых, ночью без фонаря, Резидент начал выживать.
Первым делом надо восстановить запас сил, подкрепится. Вокруг в изобилии норки сусликов, надо только подкараулить. Удар велосипедом - и вот, 300 грам ещё тёплого мяса, плюс шкурка. Поковырявшись с обстругиванием одного камня другим и получив подобие ножа, тушки быстро разделывались и шли в дело. Точнее в тело.
- Суслик... - приговаривал Резидент, вычленяя жилки из кусочков мяса, - Это не только ценный мех, но и порция легкоусвояемого мяса, вот только лучше бы оно было без косточек!...
После первого десятка этих грызунов, хоть и "сырых", Резиденту полегчало, и он задумался об устройстве на ночь. Найдя уютную складку рельефа и выложив её свежими обглоданными шкурками, Резидент собрался заночевать.
На стоянке тем временем, велобайкеры играли в "угадай слово", а Беркут с Ястребом уминали их тушёнку с гречкой, как назло любимое блюдо Резидента. Конечно туристы не выдержав, поинтересовались, как так, почему мы так спокойны, ведь ночь, и в горах потерялся наш человек?
- Ну во-первых, - отвечает Беркут, - Нервами тут мы ему ничем не поможем там. А во-вторых, Резидент человек опытный, проходил спец-подготовку по выживанию по программе SAS. Быстрее тут не останется ничего живого, чем с ним чего недоброе случится... А завтра мы его всё равно найдём
И глядя на наши суровые лица, туристы и сами успокоились.
С ремонтом колеса, которое так и осталось у Резидента, они тоже оказались бессильны помочь. Ничего подходящего у них и бизко не было. Один парень по-началу предложил свой запасной быстросъёмный зажим-эксцентр для заднего колеса, но вскоре о своём предложении технично "забыл".
Тем временем, местный фермер бродил по окрестностям фермы в поисках потерявшегося барана. Баран нашёлся, и теперь он гнал его на ферму, но собака сигнализирует, что под камнем кто-то есть. Еестественно, увидев Резидента, он предложил ему переночевать у него дома, на ферме, от чего Резидент, понятно, не отказался.

День 12.
устье р.Чуя - Инигень (берег ковбоя Мальборо)Пройдено: 7,36 км.
Счётчик: 2974,2 км.

Встали пораньше, и лишь слегка перекусив, оставив Ястреба главным по лагерю, Беркут отправился на поиски Резидента.
Его план предельно прост - держаться дороги, идти в сторону Инигень, тем самым сокращая зону поиска, потому как Резидент наверняка будет идти в обратном направлении. С собой у Беркута обычный набор выживальщика.
Резидент же встал очень рано. На ферме его угостили завтраком, и оставив велосипед в сарае, он отправился на вчерашние поиски стоянки, ясно понимая что без него она с места не сдвинется. Поднявшись от фермы на небольшое плато, он понял, что упустил потенцально подхлдящие место внизу, где притаилась какая-то турбаза. Пришлось спуститься, убедится что там никого похожих не видели, но посоветосали проверить сенокос - это уже выше, в горах, там вроде вчера движение было. Резидент опять Лезет на плато, и начинает подъём в горы.
Беркут внимательно изучает следы на дороге, опрашивает и "заражает" все авто, что ему попадаются, но пока безрезультатно. Дорога выходит на плато, откуда можно рассмотреть дальнюю перспективу, бинокль у него с собой.
Резидент, пройдя ещё 10 км вверх, находит пресловутый сенокос, и сам понимает, что сюда на великах группа даже с большого перепугу не пойдёт. Надо возвращаться, и искать вдоль дороги.
Осмотрев берег Катуни, свал плато к Инегень, и не найдя там Резидента, пошёл назад к дороге, ибо Резидент, по его
Инигеньский скальник-прижим.

расчётам, должен рано или поздно выйти туда. Прождав его некоторое время на пригорке рядом с дорогой,
Беркут
спустился, что бы встать в более узком месте, дабы быть более быстро обнаруженным, но дойти туда не успел.
- Бе-е-ер-ку-у-ут!!!! Э-э-э!... - Раздался сзади голос Резидента.
- Ду-у-уй сю-ю-юда-а-а!... - Откликнулся Беркут, и спустя пол-минуты на дороге состоялась трогательная сцена встречи старых друзей.
Мимо проехала одна из "заряженых" беркутом машин, и водитель притормозив спросил:
- Ну что, Нашлись?
- А то... Куда же денемся...
Вопрос о том, кто кого нашёл остался открытым. Мы стали возвращаться в лагерь, на связь вышел Ястреб и ему Беркут передал что нашёл Резидента.
- Как он? - Ястреб спрашивал не только из своего любопытства, но и туристы сопереживали.
- Норамльно. Дотянул на сусликах.
- ???
- Глушил их велосипедом, ну и того... пока тёплые... - отвелила рация, а оторопевшие туристы дружно сглотнули.
- Влосипедом?
- Ну да, - отвечает рация уже голосом Резидента - а что им делать, он всё равно не едет. Даже раму погнул.
- Об суслика?
- Не, об камень. - Резидент специально приврал про раму, чтоб не спрашивали более тупые вопросы. - Да осталось с десяток шкурок, у вас там никому не надо?
- Да вроде нет, - Ответил Ястреб, глядя на туристов которые ещё раз сглотнули и отступили на шаг.
Дорога на Инигень, возле устья р. Чуи. Панорама Скального прижима

Разумеется, когда Резидент прибыл в лагерь, смортели на него как-то по особенному.
Но нам надо двигаться дальше. Сейчас собираемся, идём до фермы, забираем и чиним велик Резидента - вперёд, докуда доедем. Резидент получил видеокамеру и боезадачу снимать нас до фермы, благо по-пути красивый скальный участок. К нашему выходу туристы уже снялись, и на своих 24"-х колёсиках покатили к мультинским озёрам, посоветовав нам обязательно там побывать. Камера глючит, меняется аккомулятор.
Для хорошего кадра на скальной дороге Резидент заряжается на скалу напротив. Поставив штатив и приготовив камеру,
Резидент на Инигеньском плато.

выясняет, что последняя нещадно глючит, и отказывется снимать.
Беркут, поняв что дело в аккомуляторе, берёт запасной
аккомулятор, заряженный ночью специальным походным устройством, сев на разгруженный велик Ястреба гонит к резиденту по всему скальнику. Отдав аккомулятор, и насроив камеру, Беркут поехал назад. Этот спуск Резидент и заснял, хотя в кадре не видно, что потеряв чувство уклона Беркут едва не сыграл с поворота вниз, потому как разогнался сильно. Затем уже, как положенно, медленно и чинно, Ястреб и Беркут двинулись на верх по скальнику, а Резидент их снимал...
После скального прижима и его каменистой доргоги начинается песчанный подъём на плато. Он тоже штурмуется но без особого энтузиазма. На плато ещё хуже - вроде ровно, но идёт долгий и скучный подъём, который сразу вывел Ястреба из равновесия. И в то время, когда Беркут поминал "Проклятые рудники НИИП-а, и его чёртовы радионасосы", Резидент устало (он за сегодня уже накрутил почти 20км пешком) шёл рядом, погружённый в какие-то невесёлые мысли толи относительно своего велосипеда, толи вчерашине суслики давали о себе знать.
Перед фермой на плато дорога раздваивается. Согласно разведданным, та, что идёт право, к горам, короткая, но спуск с плато там более чем экстремальный. Месные говорят "для самооубийц на мотоциклах". На налево - длинный, но более пологий. Понятно, мы налево едем. Пологий спуск оказался ещё и очень длинным, и по круитизне он тоже неплох, хотя в пределах разумного, потому как является основной дорогой в посёлок Инигень.
Сразу за спуском начинается забор фермы, когда он кончается - мост через р.Нижний Инигень, где мы и бросаем якорь: у
р. Нижний Инигень.

Беркута прокол, да и Резидент, ушедший на ферму за великом, тоже нуждается в ремонте.

Если с проколом Беркута справились более-менее оперативно, то с колесом, а точнее втулкой заднего колеса Резидента возникли серьёзные проблемы. Когда конус заклинивал вчера подшипник, он шариками подшипника разломал ответную поверхность втулки, отчего та стала неремонтабельной, и даже при наличии нового подшипника. Это пол-беды, вторая половина - это потерянная гайка, замены которой у нас нет...
Беркут долго пытается сообразить, как заставить всё это ехать дальше. Вместо убитого подшипника можно воткнуть запасной от каретки, проложив втулку шайбой, но нет такой шайбы. А как всё это потом закрепить на раме - загадка. Тут пришла помошь: пришёл сам фермер, и после беглого сомотра больгоно предложил поискать пром-подшипник. Нужен 201-й размер. Для этого он поймал своего брата на УАЗ-е, который извлёк на свет свой запас гаек-шайб и оказал неоценимую попощь в процессе снятия кассеы со втулки.
Погода тем временем стояла жаркая и душная. Временами набегал мелкий спасительный дождь, но высыхал тут же.
Потребовалось не менее часа, что бы из всего этого собрать нечто, готовое ехать. Подшипник от каретки значительно меньше, поэтому ясно, что надолго его не хватит. Но сейчас ехать можно, и собрав Велик Резидента в кучу, мы сердечно отблагодарили наших инигеньских велоспасателей.
Весь прикол получался в том, что помощь "в случае чего" получается от "братьев по-разуму" велосипедистов ждать бесполезно, зато простые, самые обычные местные жители, алтайцы, могут поставить мёртвого железного коня в строй. И ещё от денег отказаться.
Суслики всё ещё напоминали резиденту о себе, да и истоптался он не мало, и ему нужен был отдых. Поэтому съехав с фермы, мы отправились искать стоянку на ночь. Ехали понятно к Инигеню,по песчанным "Стиральным доскам" в изобилии тянущихся по дороге. Вскоре тропа разделилась, одна пошла вверх, к Инигеню, другая вниз, вдоль поросшего редким лесом песчанного пляжа, берега Катуни. Мы вниз. Там за высоким добротным забором из рабицы, стоял алтайский аил сделанный в стиле "Hi-Tech", одних тарелок штук пять, морёный, красивый дуб в отделке, Дорогая черепица наверху. Кроме аила ещё несколько разных построек, больше похожих на либо технические, либо на жилые, и все аккуратные и красивые. В
На берегу "Ковбоя Мальборо".

довершение мордатые псы на привязи облаивают всех встречных-поперечных.

Всё это проехав по целине мимо мы мыехали на длинный песчанный пляж, где и стали присматривать место для ночовки. Место было явно в ходу, всевозможные туристические приспособы, в т.ч нужник!
Топляк, разбросанный на берегу позволяет решать проблему с костром не напрягаясь. Тут и решили встать, расчехлились, когда к нам приехал ковбой Мальборо.
И чтобы мы его ни с кем не спутали, на его ковбойской шляпе было так и написало, белым по красному "Mallboro". Конь, лассо, брюки а-ля "Дикий Запад", Только верных Colt-ов по бокам в кобурах не заметно. Пообщались. То, что мы видели, аил-hi-tech - это его ранчо... Генератор, солнечные батареи, скоростной интернет... Человек тут живёт, и наслаждается жизьнью. Место ему тут нравилось - тёплый микроклимат, вырастают арбузы, хотя зимой бывает холодно, но - сухо. Не жизнь, а курорт. Откуда финансовое обеспечения этого курорта, мы, понятно, не спрашивали. Ну а место мы так и назвали "Берег ковбоя Мальборо".
Короче встали, распаковались, потом перевезли всё на 20 метров в сторону, потом ещё на пять...
В результате никто не заметил как в песок ушла рация Резидента и самое обидное - отснятая 2-я видеокассета, с Чулышманом, Кату-Ярыком, Улаганом...
Ястреб, занимавшийся костром, развёл огромное кострище, на котором можно было слона жарить, но было, как назло, тепло и без этого.

День 13.
Инигень - Сокх-ЯрыкПройдено: 11,21 км.
Счётчик: 2985,5 км.

Супермаркет в Инигень.

Ремонты со сборами затянулись съев всё утро. Выезд группы в 13:00. Для выхода на дорогу пришлось втащить велосипеды на верх, где шла сама дорога и начать движение уже там. "Стиральные доски" дороги объежаются по многочисленным паралельным тропкам, поэтому через час (14:00) неспешной езды Ястреб и Беркут были уже в Инегень.
Тут выясняется, что Резидент не едет - у него опять в клин встала втулка. Пока его ждём, изучаем магазины. С хлебом облом, потому как из-за неожиденной (для кого как!) сухой погоды всё работоспособное население попрыгало в машины и уехало на сенокос. Сделав необходимые покупки в местном "супермаркете" и интересно пообщавшись с его единственной продавщицей (хотели купить арбуз местного производства), переехали на центральную площадку посёлка, по совместительству спортивную. Подходили пенсионеры, дети, что-то спрашивали, в т.ч кто устроил сухую погоду (по расчётам должен был быть дождь) а Беркут лишь загадочно улыбался...
С приходом Резидента у него настроение испортилось. Подшипник из каретки, вставленный вчера, проехав меньше 4-х км. приказал долго жить. На вид раздербаненного велика стали подходить люди. Один деятель всучил Резиденту за 20р. сумку с овощами - огурцы, лук, помидоры, яблоки. Витаминная подпитка была весьма кстати. Один мужик, алтаец, сказал что если бы не сенокос, из-за которого все мужики свалили, то подшипник бы нашли. Но так... Разумеется предложил продать велик ему (и был он в этом не первый), за 1000р. Мы посмеялись. Тогда он сказал, что лучше будет, если мы переберёмся отсюда поближе к его дому на окраине, второму дому от конца села. Положительно, что это как раз по пути, и мы приступили к операции по передислокации.
Аварийное колесо Резидента Беркут приторочил к себе на рюкзак сзади, словно "запаску", Ястреб забрал у резидента кое-какую тяжёлуб мелочовку, А Резидент, одев на себя рюкзак и взвалив велик побрёл пешком. Покрутившись 20 минут по посёлку, и пеперавившись через протекающий там ручей, мы находим нужный дом, где нас уже поджидают.
Сугаш Тукуев - так зовут нашего нового знакомого. Он приносит свой запас битых моторов от бензопил, газонокосилок и ещё Бог знает чего, мы это разбираем фантазируем, но ничего не получается. Вскоре к поискам подшипника подключается его занакомый, тоже алтаец, и уходит куда-то на поиски. Пока суть да дело, общаемся узнаём много нового. В часности, Сугаш поведал нам гусную но интересную историю алтайских "Апачей" - откуда и почему они появились.
История алтайских Апачей, рассказанная Сугашем Тукуевым
- Да-а... - начал свой рассказ Сугаш, - Зря они тогда загрубили с этим парнем, зря...
Дело было в 70-х. Дети все учились в интернатах - очень далеко от дома, по 40км надо было идти, зимой холод, до -40RС. Так вот, грубили они тогда сильно грубили. В Улагане это дело было, ребята ходили, голодные, в интернате не комили, выставили на улицу и иди. Ну ребята что-то там украли, съели. Дети ж ещё. Менты их понятно взяли, ну и загрубили с ними... Зря конечно. Один потом замёрз насмерть, не дошёл домой.
А потом дети выросли. Собрались в шайку, назвали себя "Апачи", и было их девять. Взяли они коней, винтовки свои, и перестреляли всю милицию и власти сначала в Улагане, потом в Балыктуюле. Прокуратуру, суд вообще всех кто там был по власти. И стали сами властью. тут волна пошла, Акташ, Кош-Агач... Апачей сразу мого стало, и везде. Ну бандиты конечно, но ведь они своих-то, коренных, никогда не обижали. Туристам да, досталось.
Такая вот история.

- А сейчас?
- Да сейчас алкаши одни, как примет за воротник, так Апач. Сейчас туристов кто ж тронет - это ж источник дохода, иностранцы едут. Только вот плохо, гадят многие, в тайге, обычаи наши не уважают.
Вон тут, одних велосипдистов, как лето так табунами идут. В прошлом году, тут "Русский Экстрим" на двух машинах проезжал. Одна-то машинка сразу окочурилась, ворая, говорят, до Тюнгура дошла... Вот вы там поедете - смотрите, будет 2 дороги, одна по берегу, если вам особого экстрима не надо, ежаёте по ней, она ровная и переходит плавно в тропу, вторая, это направо, там в том году мужик, спортцмен, велосипд у него бы сильно навороченный... Кароче обе ноги сломал на спуске. Ну там крут спуск. Велосипед он продал свой за 300р., тут пацаны на нём гоняли, сломался - запчастей у нас таких нет...
- При таких темпах - скоро будут.
- А вы как... с оружием?
- Ну да.
- Вот. А то всё лезут не думая в тайгу. Это им не парк...
Медленно начинало вечереть. Начал налетать вчерашний дождик, а Беркут чуствовал, что это - только начало, и бури не миновать. Мокнуть завтра на тропе как то не хотелось, поэтому желательно, что бы все непогоды прошли ночью.
Тем временем появляется знакомый сугаша, с подшипником от чего-то, но нужного размера! По внешнему диаметру как раз во втулку, с натягом - честрный пром-подшипник размер 201. Мы его камушком во втулку и забили. Ось колеса конечно диаметром милиметра на 3 меньше, но её мы более менее зафиксировани конусом поджима, и наворотив сложную конструкцию из шайб, собрали резиденту велик, можное ехать.
Надо признать, что надежда Беркута на помощь "братьев-по-разуму" не оправдалась, вот простой алтаец - может значительно лучше выручить в краеугольной ситуации.
-На этом подшипнике теперь до своей Москвы доедете! - резюмировал Сугаш, - Ничего с ним не будет. Велосипед развалится, а он выживет.
От денег в качестве благодарности Сугаш отказался, сказал, что доброе слово и хорошая память для него дороже.
Эмоционально попрощавшись, мы поехали дальше. Дорога действительно раздвоилась, и мы повернули вниз, налево. Но проехав от силы метров 400 очутились на месте, где лежали останки парома через Катунь, и дорога там заканчивалась. Пришлось возвращаться к развилке, и ехать направо, вверх, причём подъём там довольно лихо поднял нас снова не некое плато, где под набегающий мелкий дождик из душного воздуха мы устроили перекус, ибо есть хотелось сильно. Беркут стал
Стоянка под Сокх-Ярык.

замечать странное похрустываение из своей каретки, что наводило на мысль о ремонте.

Совет стаи решил, что сейчас уже куда-то ехать поздно, надо найти хорошее укрытие в рельефе на ночь - будет буря. А уже завтра ехать по маршруту. Сейчас оптимально встать в районе Сокх-Ярык (Сок-Ярык на картах), там есть ручей и складки рельефа. Там и ремонты сделать, и отдохнуть. Продолжая ехать по грунтовке с небольшим уклоном вверх, мы сначала проехали какое-то мрачное место, видимо бывшую стоянку, потом спустились к ферме Сокх-Ярык. Там хозяйство, бараны, козлы, коровы. Фермер помахал нам рукой - привтствовал. Сразу от фермы дорога метнулась к реке, и пошла вдоль мелкого заросшего ручья, пока не перелезла через него и пошла между ним и крутым, но не высоким рельефным подъёмом. Этот карман оптимален для того, что бы переждать непогоду, и мы забравшись в заросли рядом с дорогой и ручьём устраиваем бивуак. Сразу натянули тент, вставали по "дождевой" схеме.
И правильно сделали. Ночью была страшная буря. Сильные порывы ветра, град, проливной дождь. Гром и молнии шарахали где-то рядом. А мы лежали в палатке, которую тем не менее шатало прилично, и наслаждались походной романтикой.

День 14.
Сокх-Ярык - р.КазнахтаПройдено: 10,96 км.
Счётчик: 2996,5 км.
Подъём: 450м

Спуск экстремалов к Катуни.

С утра уже бури не было, ветер утих, но дождь продолжал усиленно поливать горы вокруг нас Это заставило Беркута заняться шаманством на хорошую погоду. Однако это не мешало заняться углублёнными ремонтами, попутно отдыхая. У беркута в каретке, как и ожидалось,развалился подшипник, как раз такой, который интуитивно взятый прозапас вчера умер во втулке Резидента. Сам Резидент традиционно возится с камерой, спицует колесо пытаясь настроить задний тормоз перед сложным горным участком.
Каретку Беркут уговорил работать просто насыпав шарики вместо подшипника и тонко настроив его поджим, а к полудню погода расшаманилась настолько, что даже земля просохла рекордно быстро, и солнце начало недвусмысленно припекать. Поэтому выезжали уже расчехлившись настолько, что Беркут даже не стал прятать кобуру с оружием под одеждой, так она и болталась у него у всех на виду.
Дорога, всё тот же полукаменистый просёлочный песчанник, поднявшись чуть выше, вывела нас к останкам сине-зелёного комбайна, и пошла ровно к Катуни. Однако вскоре начала
Беркут определяет уклон.

сваливаться вниз и неожиданно мы поняли, что находимся как раз перед экстремальной тропой, где кто-то сломал ноги.

Уклон тропа (уже не дорога) набирает постепенно, так, что даже Беркут не успел этого понять, прежде чем упал с велосипеда, съежая по уклону почти 30R. Все тут же насторожились и к проходу по "Спуску Экстремалов" отнеслись со всей осторожностью.
Резидент, настроение которого было на редкость хорошим, заряжен в качестве оператора с господствующих точек, а спускались мы по тропе на велосипедах по одному, что бы избежать навала друг на друга из-за разности скоростей. Так что всё прошло ровно за исключением того, что снимая очередной сверх-ценный кадр Резидент едва не съехал вместе с камерой с 20-ти метровой скалы, а Беркут, у которого вдруг спустило колесо починил его за 3 минуты. Без клея и инструмента, всего лишь дотронупшись до прокола... Вот, всегда бы так!...
Сразу после спуска начинается тропа, каменистая, но очень легко проезжабельная. Мало того, если не торопится и смотреть не только на то, что у тебя под колёсами, можно получить массу приятных впечатлений от окружающего пейзажа, и группа наслаждалась этим, благодаря высоким рулям на своих байках.
Дальше начали открыватся ещё более живописные пейзажи. Тропа идёт вдоль русла, в основном низом, но иногда врезается в скалу, илезет в скальном прижиме, позволяя разнообразить впечатления лёгкими порциями адреналина, и карсивыми поворотами на изгибах скалы.
Очень быстро дошли до устья Аргута. Там, сразу как спускаешся со скального участка (откуда кстати прекрасный вид на само устье), множество замечательных мест для стоянок. На противоположном берегу причалилась большая гуппа рафтеров, но что бы сними пообщаться пришлось несколько раз пальнуть в воздух.
навстречу пополись два алтайца-рыбака со спиннингами. Поговорили, пожали руки и поехали дальше. Далее тропа начала подниматься вдоль скал вверх на небольшое плато. Ястреб немного поснимал с колёс и из засад.
На плато, довольно большом, алтайская каменная баба, её снимков много, мы её не не снимали. заметно, что мы едем высоко, вечереет. Тут Ястреб превзошёл себя: он снимал с колёс, идя паралельным курсом, причём по целине, по камням. Надо признать это не просто,и у него неплохо получилось. мало того, он даже не отстал.
После плато резкий и долгий подъём по лесной тропе. Крутизна большая, перевальный взлёт одним словом. Ехать там нереально, если только на BMX или на Триальном велике, причём на легке. Мы без вопросов забираемся пешком. тут Ястреб сильно отстаёт, и едва не сбивается с тропы. Ближе к концу подъём выводит тропу на каменные лбы-голыши, однако серьёзным препятствием не являющиеся, только сам подъём. Наверху более-менее ровное место, геодезическая метка и все "перевальные" отребуты. нигде в отчётах не встречалось обозначение этого места как перевала, хотя все признаки налицо.
Тем временем уже стемнело. Скорее уже наступили глубокие сумерки. Мы включили фары и бортовые опознавательные огни, и приступили к снижению для захода на посадку на берегу р.Казнахта. Берём полностью пешком, 21:30 на перевале, сумерки.
Спуск длинный и плавный, тропа среднекаменистая, мы несёмся вниз со включёнными фарами, с трудом впсываять в повороты и облетая коряги и камни. Впрыс адреналина ставит волосы дыбом, то и черезмерно тормозить почему-то не хочется. Развив среднюю скорость от 30 до 50 км/ч мы вылетаем на переправу через реку и сходу её переезжаем, однако заметив что она не меньше 40см глубиной и с ощутимым течением. Уже стоя на другом берегу приходим в себя и видим наведённый мостик чуть ниже по течению, но его осмотр показал, что вброд переходить намного безопаснее, тем более с велосипедом.
Дальше тропа ломанулась в гору, и мы вернулись на берег, где и разбили лагерь на ночь. было 22:00, и в свете фонарей из земли вылезали отряды грибов бодберёзовиков и белых. Закончился очень удачный, красивый во всех отношениях, день.

День 15.
р.Казнахта - р.ТургундаПройдено: 16,79 км.
Счётчик: 3013,3 км.

Казнахтинские грибочки.

Вялый подъём в 10:00, вокруг из земли прут подберёзовики, окружают. Ловим и готовим, но большую часть оставляем в живых, потому как нам уже хватает того, что на фото.
К 11 часам к нам подвалила группа пеших туристов из Бийска. Маршрут у них, по дистанции на велосипедный похож. Вот и разговорились об этом - что-то их после этого на велосипеды потянуло, спрашивали какой для туризма лучше. Сказали, что Инструктор, который с ними была в альп-части выдала такую фразу: "Буду ходить с велосипедом. Пусть он на мне 2км. едет, зато потом я на нём все 20...", а теперь мы тут им попались.
Беркут дал личинку, а туристы сообщили, что впереди нас ждёт погран-застава. Ничего криминального, просто всех записывают. Выехали только в 14:00.
Сразу начался плавно нарастающий подъём в гору. В большинстве тропа абсолютно проходимая и проезжая, часто разветвляется чтобы потом снова собраться. Уклон вроде небольшой, но сердитый. Зато на нас клещи просто горстями сыпятся, ловим, стараемся не зевать, двигаемся шустро. Ястреб, постоянно, но не сильно отставая, говнит всё на свете:
Велотропа на Катуньском берегу.

тропу, тайгу, велосипед, рюкзак и вообще всё, что увидит и услышит. Стараемся держаться от него подальше.

После подъёма вываливаемся на ровную поляну. Поляна перекопанная, видно что кто-то недавно золотой корень копал, причём в промышленных масштабах. Сразу за поляной начинается спуск на Катунтьский склон.
Тропа там то вверх, то вниз, каменистая, местами злая. но всё это меркнет по сравнению с тем, какие тут заврорживающие пейзажи. Едючи на велосипеде не верится в то, что это происходит. Обычно видим такое в пешке, после изнурительных подъёмов и марш-бросков, а тут вот на велике по тропиночке едешь и всё это видишь, причём не успеваешь привыкнуть к одному пейзажу, он уже меняется на другой, ещё лучше... Поскольку Ястреб постоянно матерится и пинает ногами велосипед с рюкзаком заодно посылает всех в ж..пу, мы с Резидентом держим от него дистанцию, заодно приходя к мысли что Ястреб тут - наша ошибка.
А виды один другого краше. Таким макаром мы добираемся до ручейка текущего из лога Ядрушка, где нас опять начинает сильно медведить. Повод есть: малина, смородина, крыжовник - и всё вперемежку в кустах вокруг ручтья. Беркута отмедведило первым, и он выполз из кустов к тропе первым, где встретил трёх
Перекур на тропе. Созерцание вида.

таких же диких велобайкеров, только едущих настречу.

Потрепавшись с ними о своём-велобайкерском, в часности они не могли понять как мы идём сначала на 28"-хколёсах, а потом как Беркут уживается с туплексами на педалях. В довершение их очень беспокоил вопрос будут ли ещё "прижимы", потому как от них они устали видимо. Пока разговор, подъехал столь же дикий байкер. Именно байкер, на походном мотоцикле, с GPS-монитором на руле и большими багажниками. Правда при попытке остановится мотоцикл решил сигануть вниз, и Беркут прыжком очутившись рядом помог коллеге вытащить железного коня из пасти крутого склона.
Одним словом место не скучное. Отмедведившись на сколько было возможно поехали дальше. Дальше - спуски и подъёмы и долгожданный "накатный глюк". Это когда едешь в горку, тормозишь, а велосипед разгоняется... Проходим развилку: тропа раздваивается, одна идёт вверх, и потом по верху, другая - вниз, спускается до воды, и постепенно превращается в дорогу. идущую на Тюнгур. Мы решаем полюбоваться красотой Катуни и
Вид на Катунь с велотропы.

её берегов ещё, и едем по верхней.

Пейзажи продолжали радовать глаз, когда тропинка начала потихоньку делать уклон вниз по приемуществу. Это происходит через 3 расщелины за за развилкой. Как тропа пошла вниз, неожиданно успокаивается Ястреб.
Тут начинается настоящий слалом. Протокол безопасного спуска никто не отменял, но на узкой тропе это настоящий экстрим. Байк прямо рвёт вперёд, он готов лететь через камни, и мы чудом удерживаем руль вжимаясь в тормоза. Внизу уже замаячили какие-то постройки, стало видно дорогу. А мы всё ещё на приличной высоте, и катимся в низ, иногда улюлюкая.
Тропа выскочила на бурно заросшую полянку и раздвоилась. Вырвавшийся вперёд Ястреб выбрал похожую на дорогу, идущую резко вниз тропу. Но выкатившись на 45R склон, тропа исчезла, а Ястреб, потерявший к этому моменту чуство уклона понёсся вниз по целине. Успел одолеть метров 150 спуска, пока один камень, выскочивший из засады, не заставил велосипед остановится. А
Вид на устье р.Аккем с тропы.

Ястреб, понятно, спуск продолжил.

Беркут наблюдал это безобразие сверху, вовремя оценив шансы проехать по этому склону как нулевые, и поэтому остановившийся. Подъехавший Резидент уже увидел его бегущего вниз, разбираться с последствиями Ястребиного кубаря через голову.
А последствия самые что не наесть лёгкие. Разломан в труху кронштейн зеркала заднего вида, и от этой "розочки" глубокие царапины на левом боку Ястреба. Свёрнутый руль и слетевший рюкзак не всчёт. Получивший серьёзный урок, Ястреб начинает понимать, что спуски - дело опасное.
Разведав правильную тропу спуска, начинаем спускаться. Ястреб, не стал искать сложных путей, и когда тропа отвернула, он продолжил спуск по другой, в результате заехал в заросли около ручья, и там повреждает себе колесо. Резидент же, хоть и едет там где надо, и правильно, тем не менее не удерживает тормоза и тоже устраивает кубаря, но ничего не ломает, только развеселился.
Тропа переберается в зарослях через ручей, состоящий из множества проток с раскишими берегами, и снова выходит на открытый склон. Здесь мы начинаем выявлять местоположение Ястреба. После стрельбы и пускания сигнальных ракет с обеих сторон, его местоположение локализуется,
Омичи-автотуристы и группа Беркута. р.Тургунда.

Ястреб чинит колесо, и поднимается к нам по склону. Только собрались ехать - у Беркута прокол, плюс опять развалилась

зашитая покрышка. Пока чинимся - перекусываем, а тем временем надвинулся вечер.
Тропа довольно долго ещё скатывается по склону, прежде чем просто расстворяется на очередном лугу. Тогда мы просто едем по целине, постоянно забирая к Катуни, пока не натыкаемся на жиденькую перпендикулярную тропку, идущую к дороге, и скатываемся по ней через поле прямо на дорогу. Дорога - одни камни, тем не менее по ней регулярно ходят автомобили, причём легковые. Соответственно и нам не составляет труда. Дорога попрыгав по берегу и постепенно втянув нас в темноту, выводит к броду черех р.Тургунда. При свете фар мы её переходим, почему-то только Резидент и Ястреб сильно промокают.
Сразу за перепрвой отличные бивуако-пригодные места, и мы соответственно напрвляемся туда. А там уже разбит лагерь автотутистов из Омска. Семья активно отдыхает на природе, делает вылазки далёкие в горы.
Сейчас, откисая от очередного похода в горы, они приглашают нас к своему столу и плотно поят чаем, комят печеньем, вареньем, сушками и кажется всем, что у них было на столе. За разговорами и поеданием съестных припасов гостеприимных Омичей, настаёт глубокая ночь и мы вползаем в палатку так и не просушившись. Кроме того, Беркут обнаруживает, что потерял антенну от своей рации, а Резидент - флягу для воды велосипедную.

День 16.
р.Тургунда - под АкобаПройдено: 42,90 км.
Счётчик: 3056,2 км.

Начало пограничной зоны.

С утра набегающий мелкий дождь. Резидент с Беркутом собрались покамлать немного на погоду, но тут вмешался Ястреб:
- Да панты это всё. Везёт вам, и всё, а вы тут развели, типа шаманы крутые...
- Дык.. - Переглянувшись, Резидент с Беркутом ответили в один голос, - Не вопрос. Больше не будем. Будет что сравнить, да и силы побережём.
Больше ни о чём с ним говорить не стали, и засобирались в дорогу. Дождь, как специально стал накрапывать ещё интенсивнее, когда отъёхав 100м от стоянки мы увидели то, что можно считать заставой, а к нам уже направлялись два автоматчика с собакой. С ними в компании мы и доехали на заставу. Основное помещение, где совершается тайнодействие регистрации - довольно новый крепкий и просторный аил. Несмотря на наш довольно воинственный вид, офицер к нам расположен очень дружелюбно, не обращает внимание на нашу "вооружённость" - наверное и кого поуплотнённее видел. Только солдат проявил интерес к "малненькому лесному ножику" Беркута, что офицер откомеентровал: "Да ладно, щас чего толлько не продают... легально, и покруче видел". Беркуту такое отношение очень понравилось, взаимопонимание - великая сила.
- Вроде до границы отсюда как до Китая в неправильной позе, с чего вас сюда воткнули? - интерес Беркута не праздный, ни в одном отчёте про заставу - ни слова.
- Отсюда - да. А вот то, что пограничная зона - вспминают только кагда их на выезде заворачивают. И носятся толпами туда-сюда... Так что мы тут предупредительный пост. Значит так: доедете до Усть-Коксы, дуете в коммендатуру, получаете пропуск в погран-зону. На ребёнка (Ястреб) - доверенность надо. Можно факсом, вот телефон.
Проведя не так много времени на заставе, мы выбрались наружу и поехали дальше по дороге. Дождь тем временем отстал,
Беркут и Тюнгур-вымогатель.

и нас обогнал явно армейский УАЗ, Беркут про себя отметил "Наши данные в центр поехали..."

После заставы дорога грунтовая, мягкая. Пришлось сделать несколько остановок: сначала замедведится в кусты малинника, потом у Беркута опять полез корд, и лопнула камера. И традиционно Резидент получает 2 прокола.
Дорога идёт вдоль берега, который немного скалится следами пробитой в берегу дороги, памятники красноормецам под коммадованием тов.Сухова. На узкой полосе между дорогой и Катунью обращаем внимание на кучу автомобилей с номерами Евросоюза. Во забурились. Европейцы тоже на нас посмотрели не без интереса.. кто успел. Едем мы около 30км/ч, так что долго нас разглядывать затруднительно. Так, зглядывая голубые воды Катуни, мы неожиданно доехали до Тюнгура. Тут, проехав по центральной улице, остановились у магазинов. Закупки провианта, хлеб, солёно-перчёные огурчики, призванные разнообразить меню. Около магазина ошивается проффесиональны вымогатель съестного, похожий на аиста птиц, который питается мясом, мороженным, но не любит хлеб. Впрочим, вымогатель, классифицированный как ТюнгУр, довольно отзывчив и дружелюбен, может мурчать как кошка. А вот местные жители - напротив, довольно угрюмы, если здоровашся - отворачиваются и старателно делают вид, что вас не замечают. Вероятно, что толпы туристов, проходящие через этот не самый богатый населённый пункт, попросту достали жителей своими проблемами, вот они и шугаются.
Так или иначе, Тюнгур покидаем без сожаления, даже с каким-то осадком. Почти сразу за ним, широкая песчанная дорога поднимается вверх, и идёт уже почти ровно по лесу, напоминающему подмосковный десопарк. Тут устраивается перекус у пня с грибом, и продолжается путь. Едем довольно шустро, обгоняем попутный мопед, к искреннему удивлению двух
Стоянка под Ак-Коба.

девушек, едущих на
нём. Так же, махом, минуем Катанду, и накатом проезжаем ещё километров 7, после чего начинаются
проколы. Немного рассасывается хмарь и настаёт вечер, подкрадывается усталость. Когда едешь по горной тропке видимо мышцы по-другому и иные работают, потому что тут нам показалось как-то непривычно, хотя сил мы явно прибавили. В конце концов Резидент поломался надолко, и Беркут с Ястребом поехали искать место ночёвки. По карте скоро Ак-Коба,и после неё степи, встать комфортно негде. Находим приемлемое место над дорогой, на поляне поросшей кустами сочной конопли подходящее место, затаскиваем туда велики, но понимаем, что вечно поломанного Резидента ждать можно долго, и Ястреб, взяв раскладную канистру выежает его разгрузить.
Когда бивак уже стоял, и мы были все накормлены, Резидент во тьме пытался что-то заклеить. Ястреб же не упустил случая проявить себя не с лучшей стороны, да так, что Беркут решает Ястреба с собой больше никуда не брать, но этот поход нормально довести до конца.

День 17.
Акоба - Усть-КоксаПройдено: 43,32 км.
Счётчик: 3099,5 км.

Несмотря на ранний подъём, в 10:00,из-за различных ремонтов смогли выехать только в 14:00. У Резидента, несмотря на это медленный прокол, он постоянно останавливается и подкачивает, и поэтому отстаёт.
После Ак-Кобы дорожный грейдер прыгнув по горкам пару раз, выходить в степь, большую и открытую, орамлённой горизонтом невысоких гор. Дорога идёт прямая, и если бы не дождик вчерашний, изрядно пыльная. Пройдя пару изломов, она выводит к перекрёстку с АЗС, после чего начинается асфальт. А вместе с ним поднимается сильный западный ветер, который незамедляет сказаться на скорости движения.
Поскольку пространство большое, видно, как грозовые тучи готовятся атаковать тот участок дороги, по которому едет Беркут, и за ним в 50-ти метрах Ястреб. В определённый момент Беркут понимает, что при таком ветре ехать бесполезно, очень сильный, и что сейчас накроет стеной ливня, останавливается, одевает ВВЗК (Ветро-влаго-защитный комплект) на себя и рюкзак, отходит вниз в канавку, встаёт спиной к ветру и ждёт бури. Больше спрятаться негде. Ястреб, видя это повторяет, но остаётся на дороге. Так их застаёт буря. В течении 20-тиминут проходит сильный шторм, после чего плавно стихает, и Беркут едет дальше. Отставший Резидент его беспокоит, а ехать рядом с Ястребом ему не очень охота, он разворачивается, и едет назад. Судя по резко возросшей скорости можно с уверенностью сказать, что степь находится под уклоном. Найдя постоянно покачивающего Резидента, беркут предлагает ему просто идти пешком. Что интересно, но они
Погран-вышка в Усть-Коксе.

оба при это получают удовольствие даже от дождя. назначается.
Так они доходят до Ястреба, и решают, что надо
разделится. Беркут поедет в Усть-Коксу за ремнаборами, а Резидент будет туда добираться хоть пешком. Вызвано это тем, что сегодня надо бы успеть в коммендатуру до её закрытия. Там и место встречи
Дальше Резидент пошёл пешком, а Беркут и Ястреб доехали до Усть-Коксы и устроили себе обед в кафе 'Элегия', что стазу на въезде в город, за АЗС и авторемонтом. После этого отправились на исследование Усть-Коксы. Узнав где находится коммендатура, а она направо, к северу, в гору (ориентир - пограничная зёлёная вышка), они приехали в центр, где к своему удовольствию обнаруживают веломастерскую! Правда - закрытую... Тут к ним буквально бодбегает мыжик спортивно-туристическоко вида, и начинает вело-проффесиональные расспросы. Оказывается он инструктор по-туризму, причём по велосипедному, и пропустить мимо таких персонажей был, конечно не в силах. Раасказав нам что тут и как, посоветовал ночевать на другом берегу катуни, на стрелке с Коксой. Туда ведёт подвестной мост, по которому даже на мотоцикле не проехать, а на велике - можно.
Резидента встретили ехавшим уже от комендатуры: его подвезли, и он уже пол-часа нас разыскивает. Вместе с ним сразу назад, в коменндатуру. Колёса
У коммендатуры Усть-Коксы.

Резидента подозрительно впорядке, не прокалываются, не спускают...

Коммендатура. Офицер, взявший наши документы, сказал, что уже ждал нас, потому как видел вчера из УАЗ-а... Пообещал что-то придумать с доверенностью, точнее с его отцутствием. На всякий случай Резидент звонит жене и говорит, что "Ястреба задержали на границе, с контрабандным снегом из Китая. Поскольку тот растаял, его не отпускают, требуют доверенность". Но всё обходится, нам делают пропуск на всё группу, под ответственность руководителья. Всё очень вежливо, даже с пониманием. Мы испытав настоящую гордость за нашу армию вообще и пограничников в часности, поехали ужинать в кафе в центре. Несмотря на оформление и ресторанный сервис внутри, цены вполне приятные, и мы там немного засиделись. Через мост над катунью, и потом по лесо-парку в поисках стоянки ехали уже с форарями. Место выбрали красивое. Легли в 23:00.

День 18.
Усть-Кокса - р.АбайПройдено: 63,52 км.
Счётчик: 3163,0 км.

Стрелка Катуни и Усть-Коксы.

Выезд со стоянки в 10:30. Мы даже не подозревали, спокойно едучи к мосту через утренюю хмарь, что этот день будет столь длинным и тяжёлым. Сам мот пердставляет собоё весьма интересное сооружение: с обеих стором довольно крутые деревянные ступеньки, куда даже велик на руках вносишь, а сам он узкий, и выстлан тонкими доками, что бы мотоцикл не мог проехать не провалившись. Таким образом на мототехнике не переедешь. Хотя на той стороне следы авто имеются. Перебравшись через мост с сняв это действо подробно на видеокамеру, мы приступили к осуществлению нашего Усть-Коксинского плана: веломастерская, аптека, продовольствие.
В веломастерской мы купили 5 новых камер (просто сказка), новую покрышку, и ножной насос вместо сломанного. Разумеется заплатки и ремнаборы для камер, хотя с новыми казалось что не потребуются... Наивные, крошка камня из-под Кок-Паша никуда не делась...
В аптеке восстановили запасы противогнойных мазей,
Вид с дороги под Усть-Коксой.

истреблённых Резидентом на войне с фурункулёзом.

Рядом в магазине закупили продовольствия, деликатесов и полопали мороженного на дорожку. Основательно зарядившись, и приторочив новую камеру как запаску сзади, мы двинулись через город в сторону Кырлыкского перевала, на Усть-Кан. Во время этого дефиле, несмотря на то, что здесь проходит известный веломаршрут, нас разглядывали с интересом. Редко, но зато эмоционально приветствовали, кричали что-то в поддержку. Мы же сегодня запланировали доехать до заставы - КПП пограничников, где собственно и потребуется полученный вчера вечером пропуск.
Попрыгав резкими спусками с подъёмами, через 3км от Усть-Коксы асфальт закончился. Начался утрабованный в бетон грейдер с фрагментарными "стиральными досками" и песчанными колеями, на одной из которых через 8км, Беркут получает прокол и заменяет себе камеру на новую.
Четез 10км начинаются проблемы у Резидента, он и Беркут отстают, и Ястреб уходит вперёд, пока Беркут ждёт Резидента - у того срезается ниппель, он постоянно перенакачивает. Забравшись на небольшой перевальчик на дороге, Беркут разговорился с дорожными рабочими. Они сразу сообщили, что Ястреб проехал довольно давно и быстро, и догнать его будет не просто. Кроме того, сообщили они, что до заставы осталось каких-то 20км. По их спидометру. Это же они сказали и Ястребу, и тот уехал в явном расположении духа туда сегодня добраться. Так, шатко-валко, влезая на подьёмы и иногда обгоняя сенокосильные трактора, мы добрались до Синего Яра. Тут пришлось
Синий Яр.

задержаться - Резидент менял камеру, слегка перекусили.

После поворотов на Юстик дорога вывалилась в плоскую долину, степь. Тут же начался асфальт. Резидент, уже поменявший камеру на новую, не может понять, почему и она спускает и прокалывается, полагая, что чем-то прогневил Алтайского духа. Степь тянется в горизонт с дорогой, по скорости езды ощущается уклон в гору, хотя глазом он не виден. Около 18:00 начал подниматься северо-западный ветер. К 19:00 он уже заставляет вспоминать "Циклон" в 99-м. Это настоящий сильныый "лобовик", дующий в лоб останавливающими порывами. Беркут решает проехать сколько сможет не дожидаясь Резидента, потому что это выбивает из ритма, а Резидент вроде едет без поломок. Уже. Холодает.
Сосредоточившись, Беркут борется с ветром в надежде вскоре увидеть заставу, потому что по дистанции она уже должна быть. И вот, в Абай постреди улицы из сумерков Беркут разглядел что-то полосатое поперёк дороги. Застава! Но не тут-то было, это - пешеходный переход. Зато сразу после Абай асфальт кончился, ветер едва не сдувший Беркута с дороги заставил его остановиться и ждать Резидента. Начинается мелкий дождь с сильным встречным ветром, заставы нет даже не горизонте, сумерки превращаются в тьму, и неизвестно, где Ястреб?
Дальше видно, что дорога в гору, от дорожников уже 36км, и подъехавшего усталого Резидента это беспокоит не меньше. Понятно, что Ястреб где-то впереди, ипока мы его не найдём о биваке нечего и думать. Ветер продолжает наваливаться, и мы начинаем ехать цепляясь на заднее колесо друг другу. Как известно, за велосипедистом едущим впереди, образуется зона разряженного воздуха, как и за любым движущимся объектом. Вот если в эту зону внедряется другой велосипедист, где-то в пол-метре от заднего колеса едущего впереди, то ему ехать значительно легче, он отдыхает на ходу. Это называется "зацепится, или повиснуть на колесе". Стемнело. Силы на исходе. Замёрзли.
- Ястреб, блин, знает же, что надо делать "Тимофеевскую подтяжную", где он? - Резидент начал нервничать, когда ещё два километра в поле против ветра не дали результатов. Когда ездили с Тимофеем-Разрушителем, через 10км. обязательно делалась подтяжная остановка.
- Ястреб не дурак. - Ответил Беркут, - Он знает, что подтяг делать в таком месте полная безнадёга: голая степь, подъём... продувается насквозь. Ни кустика... Он найдёт укрытие и будет дожидаться нас там. Вероятно на заставе.
- Да, верно. Я бы тоже так сделал. Тогда поехали...
- К тому же мимо заставы не проедет - пропуск-то у меня! - резюмировал Беркут, и вжался в педалирование.
Учитывая всю сложность ситуации, Резидент с Беркутом начинают применять свои самые передовые велотуристические технологии, это "принцип малой дистанции" с "движением в звене".
"Принцип" облегчает восприятие трудного пути, заставляя концентрироваться ездока только на том, что у него происходит перед передним колесом и изолирует от созерцания перспективы. Для этого мы ложимся почти на руль и смотрим вниз. Это очень помогает на тяжёлых подъёмах.
"Звено" - техника заимствованная у велогонщиков. Создаётся компактная группа, из висящих друг у друга на заднем колесе велосипедистов. Как правило - двое. Передний, ведущий, тянет на заднем колесе уставшего товарища (ведомого), задача которого соблюдать дистанцию и не вырываться вперёд, пока не будет готов ведущий. Когда готов, они меняются местами, или "звено переворачивается". Таким образом удаётся преодолевать тяжёлые подъёмы в не самом лучшем физическом состоянии. Здесь, и подъём, хоть и не сильный, зато сильный ветер навстречу, скорость колеблется от 8 до 14км/ч, ноги наполняются свинцовой тяжестью и не хотят шевелится. Хододный ветер кажется продувает насквозь, заставляя концентрировать волю и собирать последние силы, тихо рычать, закрывая от напряжения глаза....
Резидент увидел, как за ним пришли убиенные Инигеньские суслики. Они начали прыгать вокруг него, но были смыты водопадом. А водопад потух в костре. Костёр, палатка, спальник... Но почему так холодно? Надо спрятаться в шкурки. Шкурки шевелятся... это не шкурки, а дорога под колёсами заползает под велосипед. Резидент сделал знак беркуту, что на очередном возвышении надо отдохнуть. Беркут видимо думает о том же, и соглашается. Ветер упорно сопротивляется движению, но звено нерушимо.
- Так, - Беркут перевёл дух, остановившись на короткий привал, - План такой: видишь ту седловинку, через которую идёт дорога? Там единственное место, где есть деревья около дороги.
- Да, - выдохнул Резидент, пытаясь перекричать ветер.
- Так вот, это - решающая точка. Если в перспективе с неё ничего интересного не видим, то встаём на горячий перекус. Сразу с него, пока при памяти двигаем вперёд. Боезадача: поиск и обнаружение Ястреба с укрытием.
- Понял..,
Ребята снова влезли на своим велики, и ветер, слегка стихший, пока они стояли, словно тоже отдохнув, ударил по ним с новой силой.
А они попёрли снова вверх, медленно погружаясь в свои сладостные видения. Вот Резидент уже у костра. Там его уже ждут весёлые суслики, поедающие его любимую гречку с тушёнкой... Нет!.. Брысь! Надо камеру заклеивать, ё-моё!... Вот дыра, "змеиный укус", так, зачищаем шкуркой... нет не суслика! Наждачной! Ага - готово, клей сохнет, надуваем... Что за звук? А блин, это Беркут маякует, что можно переворачивать звено...
Беркут, тем временем, уже ехал на своём коне по имени Чолмон, который был у него на "Абыл-Оюк". Тот идёт не спеша, слегка кивая головой и вращая ушками туда-сюда, отгоняя шабагинских мух. Беркут кричит ему "Чу-у!", тот переходит на рысь, сотрясая свою чёрную гриву, но вскоре снова переходит на шаг. Вот он насторожился - ручей. И осторожно ступая на камни начинает его переходить. Из воды, жадно клацая маленькими острыми зубками выпрыгивают биксарки, пытаясь что-нибудь оторвать, и размахивают своим длинным скользким хвостом, но неудачно. И они падают назад в воду, обиженно мотая головой и зыркая злобными, похожими на бусинки глазками. Плюх!... И биксарок интенсивно перебирает перепончатыми лапками, готовясь к новому прыжку... Конь встаёт на дыбы и ржёт. Нет, это не конь ржёт, а Резидент кричит, что можно переворачивать звено...
И вот, наконец, решающая точка. То, что Резидент с Беркутом увидели, не оставляло им никакого выбора. Они посмотрели друг на друга, оскалились острыми зубами. Внизу, после небольшого спуска, горит множество упорядоченных огней: толи АЗС, толи застава-КПП, толи кафе, толи всё вместе взятое.
- Сейчас... медленно... спускаемся с этой горки... и там...
- Ага! Делаем...
Медленно спустившись с горки, они видят пустое освещённое крыльцо с вывеской "Кафе", и одиноко припаркованный велосипед Ястреба. Напротив АЗС, а дальше шлагбаум и КПП. Приехали.
"Лобовик" своими порывами застал Ястреба в трёх километрах отсюда, и он на самой малой передаче со скоростью 8км/ч жал педали в поисках заставы. Найдя её, направился на КПП, где его уже ждали пограничники, извещённые о нашем приближении. Но поскольку пропуска у Ястреба нет, да и дальше ехать в его планы не входит, он поставил байк около кафе и сел рядом, потому как на кафе денег у него всё равно нет. Но тут подвалила братва из Абая, праздновать день рождения одного из своих. Именинник не прошёл мимо такого персонажа и пригласил его внутрь, обещая угощать нахаляву. Ястреб, понятно не отказался, потому как ждать придётся наверно долго, а после борьбы с ветром есть очень хотелось.
Братва не обманула, напоила кофе и соками, угощала чипсами. Однако была в шоке от того, что подросток оказался крепок как кремень, отказываясь от выпивки, даже на халяву. Здесь подростки о таком только и мечтают, а этот заявил, что он "не такой дурак, что бы ещё и бухать". Тем не менее, за его здоровье было выпито не раз, и Ястреб развлекал народ походными рассказами, пока из открывшейся двери не показалась рука Беркута в стрелковой перчатке. Вслед за рукой втянулся и сам Беркут, с деревянным лицом и узкими глазами. За ним вскоре ввалился Резидент, и немного пошатываясь обошёл помещение, проверяя, не прячутся ли где инигеньские суслики. Но видимо биксарки Беркута их уже разогнали, и в повисшей в кафе мёртвой паузе от такого зрелища раздался глухой голос Резидента:
- А... Есть чо пожрать?...
Пожрать в кафе есть, но за деньги. Поэтому в течении ближайшего времени шёл активный их обмен на горячую пищу.
- Плюхнувшись за свободный столик, Резидент переглянулся с Беркутом. Они о чём-то вместе подумали, согласились, после чего Беркут загадочно произнёс:
- А ничо нас так торкнуло...
- Да...
КПП-застава.

Ястреб, подсевший сразу к своим, рассказывает им нехитрую свою историю, а Беркут с Резидентом слова не всегда

связывают. Больше едят. Трапеза затянулась на полтора часа, только тогда собрались с силами и двинули на КПП.
там ничему не удивлялись, хотя оценили наш последний рывок против ветра. Покряхтели из-за отцутствия доверенности на Ястреба, отзвонились куда-то, и пожелав всего наилучшего отпустили.
- А где тут можно заночевать? - спросил сразу Беркут.
- С палаткой?
- Ага. Тут сразу есть дорога, от КПП в сторону Казахстана, на Карагай, где-то через километр речка, мост. Деревья-кустики там всякие. Разберётесь.
- Спасибо!
В темноте с фонарями мы нашли мост через р.Абай, и устало разбили лагерь. Ничего не готовили, наевшись в кафе, хотя Резидент периодически вопрошал "А чоб пожрать?" Ястреб чуть не потерял свой велофонарь, но тот нашёлся. Залегли в 23:30. День, рекордный по дистанции за поход, причём 30км. пройдено в гору при, мягко говоря, неблагоприятных условиях, закончился.

День 19.
р.Абай - р.ЧарышПройдено: 49,33 км.
Счётчик: 3212,4 км.
Подъём: 450м

После завтрака, пока собрались, Резидент успел проголодаться и обезвредив мешок с печеньем спросил: "А чоб пожрать?" Из этого следовало, что после вчерашнего он вовсе не оклемался.
Выехали в 10:40, объехав снова заставу и напарвившись снова вверх, с уже непугающим уклоном, и солнечную, хоть и не тёплую, безветренную погоду.
От заставы до Сугаша асфальт. В Сугаше сразу сворачиваем в магазинчик по хлеб и мороженное, на закупки уходит Беркут. Выйдя оттуда, он видит как два местных мужика что-то хотят от Резидента с Ястребом.
А хотели они вот чего: один просил прокатится на велике, потому что, по его словам, на "таких некогда не ездил". Резидент, усмехнулся, и дав руль, сказал: "Валяй". Тот сел и поехал нарезать круги по площадке вокруг магазина. Со вторым сложнее. Он просто хотел денег. На поддержание и развитие. Чего - не уточнял. Конечно все поняли, что это простой развод на бабки, и переадресоввали ("Все деньги у него") всё на Беркута, имеющего опыт в подобных вопросах.
- В чём проблема?
- О не, никакой проблемы! - ответил довольно молодой алтаец, улыбаясь фиксатыми зубами, - Просто мы тут люди бедные, зарплаты низкие, не могли бы вы нас поддержать?
- Чем?
- Ну деньгами конечно, рублей тысяча, если не жалко... М?
- Мы не благотворительная организация.
- Ну чо вы сразу так... Давай, пойдём, отдохнёте, шашлык поедим... Побазарим..
Беркут знал, чем может закончится такое гостеприимство. Тем временем второй алтаеци уже отдал Резиденту его велосипед, сказав что тот хорошо ездит (рюкзак никто не снимал), и обёяснял, как нам лучше срезать через Ябоган, что бы быстрее проехать на Чергу. В приципе мы так и планировали, но слушали внимательно.
- Ну что, у вас за понятия, - тем временем "разводной" не унимался, что жалко денег?
- Слушь, я отпуск за свой счёт брал, чем семью кормить буду, если с тобой поделюсь? А? Так что денег я вам ребяты... не дам.
- Ну ты как, кто по-жизни?
- Я - мужик, а ты кто? - Разговор пошёл "по-понятиям".
- Э.. как это мужик? Мужики в поле сено косят...
- Мужики, - ответил Беркут менторским тоном - Уважают воровской закон, уделяют внимание общему по-возможности, и живут своей жизнью.
- А! Блин! Ну и ну... - Алтаец явно растерялся, не ожидая от заежего велосипедиста таких специфических знаний. Однако многие могут начитаться чего-нибудь, не зная сути. Тут их легко поймать и... развести ещё сильнее. - А что такое общее?
- Тебе ли не знать. Общак это всегда был, и я ему внимание уделял, а ты?
- А для чего общак?
- Для грева! - Беркута начало веселить. - За забор, под крышу...
- Кому?
- Людям.
- Каким?
- Достойным и правильным. Так что, как у тебя с этим делом?
- Базара нет, базара нет... Э... Ну я бродяга вобще-то...
- Кто смотрящий? - Теперь очередь Беркута задавать вопросы.
- Артур. (имя изменено по соображениям безопаности)
Забавно то, что Беркут знал, мимолётно этого Артура. И сейчас он мог буквально "развести" самого "разводящего" одним вопросом что тот сделал для общего и т.д т.п. Но развите этой темы могло закончится печально, а ставить под угрозу группу более чем глупо. К тому же, "разводящий" понял, что тут что-то не так, байкер излишне подкован и смел, и сам решил спустить дело на тормозах.
- Ты не ломай мозг, братан, - Добивал Беркут оторопевшего "бродягу", - Я тоже в теме...
- Тогда может шашлычку... Побазарим..?
- Да нет уж... Поедем мы как нибудь, время идёт, дела делать надо!
- Ну что ж, счастливого пути!
- Счастливо!
Апач хотел ещё что-то замутить, но его товарищ буквально сгрёб его в охабку и уволок от магазина, в то время как мы медленно, именно медленно, удалялись в сторону Чакырского перевала, причём по довольно пыльному грейдеру. Асфальт
Кырлыкский перевал.

увы, кончился, но Беркут бал собой, по понятным причинам, доволен.

Дорога сначала поднялась потихоньку, пересекла по мосту р.Еланду, и начала подъём в перевал, медленно набирая крутизну. Резидент, видя такое дело, решил не искушать судьбу, и пошёл пешком. Беркут и Ястреб поехали вверх. На перевале решено устроить перекус. Подъём прошёл без особых проблем, где-то 30% велопешком. Перед самым перевалом дорога резко берёт вверх по прорытой на склоне горы полке, поворачивает на 200 градусов и выкатывает на перевал. Он пыльный и скучный, но вся перевальная отребутика в наличии. кроме того, начинается Усть-Канский район. Резидента ждали довольно долго, и он долго отдыхал. "Вчерашнее" подкосило его силы значительно. На перевале большой перекус и мелкий ремонт.
Спуск радовал толко одним - что он спуск, и не надо крутить педали, что бы ехать со скоростью 45км/ч. В остальном одни минусы: дорога пыльная, хоть и широкая, но "стиральная доска" там не редкость, так что приходится маневнировать. Довершало это всё странные водители обгоняющих КАМАЗ-ов. Несмотря на то, что дорога широка как 5-ти полосный автобан, они сигналили и ругались на велосипедистов, хотя не то что объехать, просто ещё три таких КАМАЗ-а могли разъехаться в одной точке одновременно. Только через пару дней удалось понять, почему они так поступали - среди них не было трезвых... Впереди едет первый начавший спуск - Ястреб. С отставанием в пол-километра Беркут, Резидент сзади, долго мелькал у Беркута в зеркале, но перед деревянной надписью "Кырлык" вроде знака, пропал. За знаком справа множество каких-то построек, но ожидалось большего. Да и как-то рано, быстро что-то начался Кырлык. Это 5км. от перевала. Вскоре выясняется, что это не Кырлык, а одноимённая ферма, Кырлык ещё через несколько горбатых километров. Дорога правда уже пошла в асфальте, но как только выехали из-за холмов на Кырлык - настало 18:00, и сразу, как по расписанию, задул северо-западный "лобовик".
Сразу за Кырлыком Беркут нашёл поджидающего Ястреба. Догадвается где и что делает Резидент не требовалось - разумеется чинится, и потому отстал. Добавить к этому его не свежее состояние и всё понятно. Заправив фляги из протекающего вдоль дороги ручья с оригинальным для этого места названием Кырлык, мы поехали вперёд, искать удобное место для ночлега. И по карте, и в действительности, раньше моста через Чарыш можно даже не пытаться - голые поля,
Стоянка на Чарыше.

редкие деревца далеко на склонах - об удобстве можно только мечтать. Да и видно всё насквозь.

Несмотря на то, что дорога всё-таки по идее идёт вниз, из-за ветра казалось что вверх, хотя ехать значительно легче. Мы торопились: Беркут чуствовал приближение непогоды, и хотел успеть поставить лагерь и запасти дров раньше, чем польётся вода с неба.
Мост через р.Чарыш. Сразу за ним можно вставать. Везде. Мы выбрали справа. Порбравшись в кусты и найдя подходящее место, Беркут отправился на мост и оставил специальные знаки на дереве, так, что бы Резидент заметил. Однако на всякий пожарный и Ястреб, и Беркут постоянно выглядывали, не едет ли по дороге Резидент, пока мы обустраиваем лагерь. Резидент появился через час с небольшим после нас, и по уже понятным причинам. Его мы засекли, когда он выяснял про нас у водителей фур, тоже не трезвых, и те понятно внятно ответить не могли. Откричали, он подъехал, и так осталось неизвестным, увидел ли он наши знаки на мосту...
А ночью разразилась гроза, и идёт мощнейший ливень...

День 20.
р.Чарыш - р.ЧакырПройдено: 37,76 км.
Счётчик: 3250,1 км.

Встали в 10:00, и всё ещё идёт дождь. Хмурый и осенний. В этот периуд здесь всегда такая погода, так что удивляться не чему. Отремонтировав резидента, собрались ехать... и тут Беркут обнаруживает, что у него сломан багажник, и надо немало проволоки, чтобы привести его в рабочее состояние. Проволока в рем-комплекте была, но её, как выяснилось, потерял Резидент, поэтому отправился на грустные поиски чего-то подходящего по округе. Общими усилиями багажник удалось реанимировать к 12:00, но даже замотанный найденной проволокой он не внушал довения. Часть вещей, особо тяжёлых, перекочевала от Беркута в рюкзаки Ястреба и Резидента, и поскольку всё оставалось так же облачно и хмуро, мы немного подожали, до 13:00 и выехали.
Часть небольшого пути почти до самого Усть-Кана проехали без проблем, потом прокол у Резидента, Долго чинится, и снова туда. Беркут с Ястребом даже не заметили как он отстал,и въёхали в Усть-Кан. Погода портилась, и долго стоять на улице не хотелось, решили поискать укрытие, и поехали в центр. По пути пошёл дождь, потом сильный дождь. В какой-то момент Беркут услшал странный звук впереди, нарастающий и громкий...
У резидента опять прокол. Уже машинальными движениями он снимает колесо, разбортовывается, находит дырку, зачищает шкуркой, наносит клей, и понимает, что сейчас его накроет ливнем, он закрывает собой сохнущую камеру, готовясь переждать непогоду в такой позе. Но стихия наносит мощный удар градом, и Резидент сцепив зубы чуствует себя
У кафе "Дракон". Усть-Кан.

так, словно в него разряжают пейнтбольный пулемёт...

Беркут, понял что за звук, только когда оказался под "обстрелом". Быстро свернув под ближайщий прочный навес, вскоре он понял, ято вместе с Ястребом находится у входа в районное управление МВД. И на них там никто внимания не обращает.
Когда град утих, стало выглядывать солнце. Выехав на центральную площадь, где гулялась свадьба одного из местных милиционеров, было обнаружено кафе с пугающим названием "Дракон". Обнаружив в кафе вовсе не драконовские цены, решили дожидаться Резидента там.
Уже успели съесть по порции первого, второго,и начать десерт, когда дверь открылась, и вошёл Резидент, дико вращая глазами. У него вперёд были вытянуты руки, и сам он был немного согнувшись.
- Я!.. - Заорал на весь зал одичавший Резидент, - Я вот так, вот так... Всё время!
- Может присядешь и потише?
- Вы поймите, это был такой выход! Силы!.. Под градом...
Одним словом, Резидента опять торкнуло. Зато остальные посетители кафе ничего не поняв, решили спешно ретироваться, и мы дальше откармливаем Резидента в полном
Ремонт Резидента в сюрреализме под Усть-Каном.

одиночестве. Даже продавщицу звать приходится.

Наевшись и напившись, мы быстро ехать уже не могли, поэтому выезд из Усть-Кана выглядит величественно и покинули мы его плавно. Дорога - вполне сносный асфальт. Вокруг и над нами бродят тёмные, тяжёлые тучи свинцового оттенки, а с запада светит жёлтое, вечернее солнце, создавая радужние системы в атмосфере. Получался сюрреалистический пейзаж: тёмное, свинцовое небо, потом радуга, которая кажется светится, и так, что ярко освещает своим неземным светом горы вокруг. Резидент, понятно, прокалывается через каждый километр, это всем надоедает, и у автобусной остановке у поворота на Яконур решено заменить ему покрышку. Беркут, который брал её для себя, решил что до Горного он доедет на зашитой, а Резидент из-за проколов не ехал совсем. К тому времени снова пошёл дождь, задул уже традиционный ветер. Но поскольку мы сейчас едем на Ябоган, т.е. на восток, он был уже попутный.
Такое подспорье помогает нам влезать на пологие подъёмы, хотя ехать как-то тяжеловато, но мы уже привычно применяем "тяговое звено". Ястребу, который едет не в "звене" да ещё без переднего крыла по лужам приходится тяжелее всех. Вся вода летит прямо в лицо. Но он не сдаётся, говорит что его это бодрит. Потом начался спуск. Мимо проплывали неземной раскраски пейзажи, и мы крутим педали входя в какой-то тайный ритм этой действительности.
Тугие километры мы давим под педали,
И в гору лезем в дождь и хмарь,
И думаем, в Усть-Канские вглядываясь дали:
Велосипедист - такая маленькая тварь...
Она ползёт в инопланетном свете,
По странному пейзажу среди гор.
Колёса крутит на велосипеде,
Считая километры как прикол.
Перед поворотом на Чакырский перевал, в сторону Беш-Озека, у Резидента что-то ломается капитально (заклинивает тормоз), и размякнув от всего этого сюра, ему совершенно влом чинится. Ястреб выезжает вперёд, и снимает на видеокамеру как Беркут проезжает поворот. Сразу после этого приступаем к поиску места для ночлега. Вдоль дороги течёт ручей Чакыр, однако подступы у него болотистые, тайга, хвойные деревья стоят далеко от него и дороги на склоне. Добравшись до места, где они наиболее близки друг ко другу и поближе к шагающему пешком Резиденту, мы решаем вставать на опушке, несмотря на ощутимый уклон. Ястреб берёт флягу и едет подтягивать Резидента, пока Беркут ковыряется с установкой палатки. наваливается дождь, который потихоньку превращается в ливень, и прибывший промокший и усталый Резидент зачем-то пытается под ним установить тент, в то время как еда уже готовится в палатке. Сильно измотавшись, готовим на газовой горелке. Не без труда озознав бессмысленность своей затеи, Резидент залезает в палатку. Нам уже наплевать, кто во что верит или нет, но мокнуть всем надоело. Поэтому решаем нашаманить завтра хорошую погоду. Тут же происходит взаимная перепалка между Резидентом и Ястребом, закончивиеся практически дракой между ними. Поскольку победителя угадать не сложно, обиженный на всех и всё Ястреб вылетает вместе со спальником наружу, где под ливнем в течении часа у него проходит буйная истерека. Беркут его потом с трудом успокоил.
Тяжёлый и красочный день с неприятной оконцовкой закончился под дробь воды о тент палатки.

День 21.
р.Чакыр - ЧергаПройдено: 14,88+82(А) км.
Счётчик: 3265,0 км.

Поднимаемся на Чакырский перевал.

Рассветная мгла прессуется в туман, густо заполняющий долинку. Сверху его стерегут плаксивые тучи. Но вот из-за горы на востоке появляется солнце, своим горячим телом выдавливая серость из облаков и втягивая за собой синеву неба. Тучи начинают в панике разбегаться, не всилах противостоять жгучим лучам светила, а туман рваться и прятатся под кустами и в траве, но надвигающийся свет всё равно втаптывает его в землю, испаряя замешкавшиеся тучки прямо на глазах у пасущихся в долине коров.
Но нам, стоящим под деревьями на восточном склоне остаётся только быть наблюдателями, и тёплые лучи нас смогут обрадовать не раньше полудня. Сушить после вчерашнего много вещей, разводится 2 костра, и развешанная вокруг них наша снедь вызывает живой интерес у проходящего рядом стада бычков. Бычки норовят всё изучить и попробовать на зуб, и нам по очереди приходится с ними бодаться. Поняв, что наша бодливость лучше и интенсивнее, бычки обжиенно уходят, а мы начинаем собираться в дорогу. Выехали только в 14:30.
Пока доехали до начала подъёма на перевал, успели сильно растянуться и согрется. Впервые за неделю мы снова раздеваемся до голого торса, позволяя солнцу пожарить наши косточки.
Дорога асфальтирована, подъёмы средней крутизны. Каждый сам решает когда ехать, а когда идти, в зависимости от своего физического состояния и настроения. В результате в перевал Беркут едет 75%, остальные не более 50%. Возможно это
Вид с Чакырского перевала на юг.

связано с тем, что Беркут "разгружен".

Не спеша, под приветственные гудки проезжающих автомобилей и уворачиваясь от жёлтых, как в Москве, ГАЗелей-маршруток мы по очереди забираемся на перевал, не забывая сделать пару кадров на фото и видео.
Мы уже отстали от графика на 2 дня, и нам не помешала бы попутка, которая довезла бы нас до Черги. Это вполне спортивно - потому как перевал мы чесно взяли, ну а перевалом Верх-Кукуя уже можно пожертвовать.
На перевале мы решили немного отдохнуть, а поскольку время перекуса ещё не пришло, просто стояли и наслаждались видами и воздухом, когда на него заползли два КАМАЗ-а, которые, казалось, пытались попихаться друг с другом.
Быстро выясняется, что один водитель настолько пьян, что не шевелится и не разговаривает. Второй, Макс, видно что не трезв, но абсолютно вменяем и адекватен. Мы как-то совсем не удивились, когда он предложил нас подвезти до Черги...
Макс пьян. Но машину ведёт очень аккуратно, быстро реагируя на всё что нужно. "Это пьяная дорога, - рассказывает он, - здесь трезвый никто не ездит". На его КАМАЗ-е, везущем в Чергу 3 кубометра дров, и наши велики, мы минуем Беш-Озек и Шаргайту, а перед Барагашем увидели как голосуют местные, что бы их подвезли. "Авто-стоп" по-алтайски выглядит здесь так: голосующий не стоит и не машет руками, а ложится на дорогу так, что бы его не объехали. Если остановятся - то он уже точно уедет куда надо, а если нет - то и ехать не надо... Кстати дорога за перевалом сплошь песчанный грейдер, никакого асфальта. Однако потом она выходит на строящуюся трассу Алтайское-Ильинка, которая выглядит как автобан. Широкая, обустроенная, с хорошим асфальтом отбойниками и разметкой. На мосту через речку Арбайта замечаем двух таких же диких велобайкеров-путешественников, которые в попугайски раскрашенных куртках любовались растительностью на берегах речушки. Какое-то время КАМАЗ рыча и фыркая забирается на красивые подъёмы перевала Верх-Кукуя, после чего весело
Стоянка на р.Сема.

катится с него вниз.
Сворачиваем с автобана на заежннный просёлок и попадаем в Улусчергу. Оттуда как-то очень быстро
оказываемся в Черге, который, по словам Макса, все называют Чергачак. В итоге он подбрасывает нас на 82км. ликвидируя тем самым отставание от графика. В Черге, дабы не быть халявшиками, мы лихо разгружаем ему эти 3 кубометра из кузова за 15 минут втроём. на
И вот мы снова в седле велосипеда, медленно и важно катимся по Черге. Надо пообедать, и "Пельменная" в центре посёлка вполне для этого подходит. Сделав столь основательный перекус, и докупив хлеба в магазине напротив, мы выкатываемся Чуйский тракт.
Это совсем иной Чуйский тракт, по сравнению с тем, который мы видели между Инёй и Акташом! Здесь нет никакой приветливости и иобстановки радости и взаимопонимания на дороге. Тут надо ехать, всем, и быстро. Велосипдист - лишь новая помеха, и отношение к нему соответствующие. Впрочем, ехать это нисколько не мешает, и мы довольно оперативно добираемся до резкого поворота, после которого спуск на Камлак. Тут мы вбуриваемся на берег р.Семы, где находим довольно живописное место для бивака. Это где-то в 4,5 км от Черги.
По неизвестным причинам Ястреб всё время чем-то недоволен, говнит. Приходится терпеть.

День 22.
Черга - МанжерокПройдено: 43,37 км.
Счётчик: 3308,8 км.

р.Сема.

Несмотря на приятное и мягкое утро, нам грусно. Чуствуется закат похода, скоро назад в Москву, а так нехочется...
Вот и ковыряемся до 13:00, прежде чем выбраться на Чуйский такт. До Усть-Семы едем поодиночке. Каждый должен на какое-то время остаться наедене с собой и дорогой, великом и Алтаем. В Усть-Семе Резидент заряжается "засадным оператором, и снимаеи проезд нами моста. После опять обед в кафе, но на этот раз у нас есть выбор, и мв сначала устраиваем "строесой смотр" местных кафняков на предмет цена-качество. Никаких сентиментов.
Потом у Резидента вдруг опять начались проколы (давно не было), у Беркута снова проблемы с кордом - опять разрыв истерзаной покрышки. Когда всё же починились, договорились гнать до Алтын-Суу, где будет подтяжная, совмещённая с досмотром местного рынка сувениров.
В Алтын-Суу Беркут прибывает первым, и пока он заправляет баки водой из местного источника, Резидент благополучно
Алтын-Суу.

проезжает мимо, не заметив его. Зато Ястреб более внимателен, и ничего не пропускает.
Он вместе с Беркутом ходит по
рынку сувениров, слегка задирая продавщиц, пока Беркут смотрит сувениры и покупает атлас Горного Алтая с камусом, говоря что им будет озвучивать видеофильм в последствии (что и было сделано). Попутное ожидание Резидента затягивается, и поскольку мы знаем, что он ехал "где-то между нами" решаем его искать впереди, но всё же основная версия что он опять сломался, а Ястреб его не видел. Проехав пару километров от Алтын-Суу, мы остановились, и стали ждать Резидента, пытаясь "зарядить попутки. Но здесь они не заряжаются. Летят мимио, никто не останавливается. Потеряв так полтора часа, мы едем вперёд, и через 2,5км находим Резидента, чинящего свою камеру...
Резидент удивлён. Он нас искал в Алтын-Суу. Проехав весь рынок, он вернулся, и спросил у мужиков сидящих у самой дороги:
- Ребят, здесь никто на велике похожий на меня, в камуфляже, не проезжал?
- Да! Проезжал! Точь-в-точь как ты... Прямо одно лицо.
Резидент, решив, что это был Беркут, ломанулся вперёд его догонять, заодно костеря Беркута, что тот не подождал, но далеко не уехал из-за проколов. Теперь озадаченно спрашивает у Беркута:
- Тогда кто же это был, в Алтын-Суу? Передо мной?
- Это был ты, Резидент. Ты же пред ними проехал перед этим, потом вернулся. И снова подъехал. Ты гнался сам за собой...
Резидента с Беркутом пробивает на большое хи-хи, и подъехавший Ястреб думает что они немного того, оба. Так как уже 20:30, надо бурится на ночь. К этому вопросу мы подходим особо тщательно, понимая, что это наш последний бивак в сезоне.
Спокойно, изучая возможные места, мы доехали до Манжерок и проехали его. Тут Чуйский тракт выкатывается ближе к берегу, и найдя свободное от заборов турбаз место, делаем заход на посадку. Вниз, по песчаной отмели, через камушки, и вот, симпатичное местечко напротив небольшого островка. Мы довольно долго сидим у костра. Оно понятно, когда ещё такое повторится.
Нас так развезло сентементальностью и уникальностью момента, что решили ночевать без палатки.

День 23.
Манжерок - Горно-АлтайскПройдено: 36,75 км.
Счётчик: 3345,5 км.

На последнем биваке сезона.

То, что настал последний день похода - чуствовалось во всём. Встали в 8:30. Ночь под открытым небом как-то по особому заряжет, заставляя быть ближе к той земле, на которой спишь. Когда встали совсем не спешили собираться. Напоследок хочется заглотнуть кусок побольше.
Да, кажется что всё здесь, рядом, никуда не делось и привычно - чарующие пейзажы Телецкого озера и водопады Чулышмана, захватывающие виды Кату-Ярык и спуски среди скал у Красных Ворот, полёт Акташ-Чибит и Инигеньские суслики, живопистейшие красоты Катуни с тропинки Инигень-Тюнгур и битва с ветром у заставы, Усть-Канский сюрреализм и Чакырский восход... Вот они, эти впечатления, которые ещё не успели утромбоваться в воспоминания, кажеся что это так и останется вокруг тебя, но ты знаешь, что скоро всему конец, и впечатления разложатся по полкам воспоминаний, откуда ты их будешь вытаскивать, словно диск с любимым фильмом, когда месишь снежную грязь на городских тротуарах, или бдишь у компьютера, в середине зимы с её длинными ночами. И вот, цепляясь за каждый новый ракурс, вид, стараешся не упустить что-то важное, такое, которое может быть успешно положено в эту копилку наших воспоминаний о том, что ещё не
Вид на Катунь от стоянки. Виден Бивуак.

закончилось.

Все наши движения этим утром отмечены этой ненаставшей ностальгией, и мы устраиваем прощальную видео-фото сессию. Только потом собираемся, и начинаем вылезать на верх.
Не обходится без казуса: Сразу наверх от берега идёт тропинка, но она серпантинисто петляет, и довольно длинна. Тем не менее Резидент с Беркутом спокойно по ней поднимаются, но Ястреб не ищет лёгкого пути, и штурмует в-лоб. Понятно падает вместе с велосипедом, заодно обругивая снимающего это Резидента.
Выехали 10:30. Под Черемшанкой снова находятся сувенирные лавки. Теперь мы тут ходим вместе. Ястреб говнит товар, и Беркуту приходится пояснять, что Ястреб не из Москвы, а из Дзержинска, так, что бы не путали...
- А это у вас что? - перед Беркутом лежали мелкие кривые кусочки дерева по 100р.
- Это сувенир такой ценный, отвечает пафосно продавщица, - Корни кедра, омытые водами Катуни!
- О!.. Круто... Знаете, у меня встречное предложение: мы кинем тут в реку помпу, и будем вам реализовывать не менее ценный сувенир - "Воду Катуни, омывавшую корни кедров" по 50р. баночка! Натур продукт! Без ГМИ! Экологически кристально! А?
- Не... Не надо... - продавцы явно в замешательстве. А Беркут, берёт камус и исполняет на нём что-то своё-ритмичное. Настроение у всех как-то поднялось сразу.
Резидент закупает сувениры и атлас, и поговорив о неизведанном и загадочном с хозяином грусно смотрящено на проезжающие автомобили ручного мамонта, мы снова очутились в седле своих байков. Беркут не стал сдерживаться на последок подтяжными, и поехал в своём темпе. С этим темпом он очень быстро очутился в Карлушке, у поворота на восток с Чуйского тракта, сто бы срезать дорогу до Горно-Алтайска, не заежая в Майму. Здесь беркут сначала 20 минут ждёт Ястреба, потом сходив за мороженным ещё больше часа дожидается, пога мглящийся горизонт дороги не выпустит из своих объятий Резидента.
Собравшись в кучу, и убедив самих себя, что это именно тот поворот, что надо, поехали по укатанному грузовиками грейдеру прочь от Чуйского тракта.
Догога эта идёт прямо, и чем дальше, тем хуже и грязнее. Заканчивается грязным тупиком. Однако направо, на юг, есть съезд на просёлок, на который мы и сворачиваем. Но тут почти сразу развилка, за ней ещё одна... Беркут смотрит на компас и выбирает направление по нему. Зря. Метров через 150 он, не заметив, что сел на обод, срезает себе ниппель. Долгий ремонт в грязи. С трудом найдена камера, готовая удерживать какое-то время воздух, и мы отъежаем назад к развилке, и берём просто более накатанную дорогу. Далее, несмотря на все развилки и ответвления, Беркут правильно находит дорогу, и выходит на слаломный спуск в зады Горно-Алтайска. Это действительно, заход через задний ход... Мы влетаем на сумашедших скоростях в узкие улочки одноэтажных частных домиков на задворках города, но быстро выбераемся на
В Горно-Алтайске.

главную улицу, идущую через весь город -
Коммунистический Проспект. Напряжённый городской трафик, городская суета
сильно шокирует, и удивляет непривычностью: ведь ещё месяц назад мы уехали из города с ещё более напряжённым движением, где никакого от этого дискомфорта не чуствовали. А тут...
Долго удивляться не получается: Беркут опять срезает ниппель, неуспев вовремя подкачать колесо. Опять долгий ремонт какой-то старой камеры, порядка 5-ти заплаток. Ястреб даже за это время успел объездить всё округу, опросить продавцов веломагазинов - но тщетно, камер у них нет. Только велосипеды.
В конце концов, уговорили камеру накачаться, и она больше не спускала. Теперь только вперёд. Точнее назад - сейчас к Корбуту Василию, а потом уже авто нас повезёт в Бийск, и далее поезд. В вот, в 17:00.прибываем к василию, значит, поход оконченн. Всё...
О чём я буду думать лютою зимою,
Промёрзшие дрова кидая в печь?
Алтай! Не попрощаюсь никогда с тобою,
А лишь скажу: "До новых встреч!"

Послесловие, однако!

Итак, позади Алтайские вело-приключения. В итоге, кроме выводов, которые и так понятны по тексту, можно сделать краткое подведение итогов.
Первое, что для нас стало открытием, так то, что сцепление покрышка-обод - очень важный момент!
Второе - заднее колесо для походов высокой сложности - должно быть крепостью, ибо на него ложаться все тяготы и невзгоды. У Резидента, по итогам похода заднее колесо полностью подлежит замене.
И теретье: не ленится подкачивать камеры, особенно перед переправами и грязью.
Самая же большая и скорбная потеря - кассета со снятым материалом Чулышман - Улаган.
А теперь, мы готовы двигаться дальше!