Салаирский Кряж / Пешеходный туризм | Спортивный туризм

ОТЧЕТ о походе выходного дня на Салаирский кряж 4 - 6 Ноября 2005 года

4 - 6 ноября 2005 г.
Новосибирский государственный педагогический университет ОТЧЕТ о походе выходного дня на Салаирский кряж 4 - 6 Ноября 2005 года группы туристов клуба «Арго» (по следам сентябрьского марафона)

Описание

4 Ноября

Начинать рассказ надо бы не с четвертого ноябрьского утра, а хотя бы со 2-го или с 3 ноября, когда 10 человек в разных концах города что-то торопливо закупали, что-то искали у знакомых, что-то зашивали, меняли автомобильную резину и кого-то обзванивали. Но это дело обычное. Однако если ты пришел с работы в половине 11-го вечера, а в 11 тебе позвонили с радостной вестью, что для тебя есть место в машине, и надо быть в 9-15 у "Дракона" на Добролюбова, вот тут челюсть немного отвисает.

Ну ладно, к утру челюсти уже у всех на месте, и в половине десятого три машины, набитые людьми и рюкзаками, двинулись вверх по улице Никитина в надежде быстро вырваться из хронически присущих рыночному району автомобильной эмболии и броуновского движения пешеходов на Гусинобродское шоссе. Нас десять человек: Алена, Лена, две Наташи, Яна, Валерий, Виктор, Евгений и два Сергея. Возраст от 22 (за точность не ручаюсь) до 66. Идея ПВД, как всегда, кроется в укромных уголках подсознания организаторов, но, думаю, тут и желание чуточку экстрима после долгой теплой осени, и далеко не блестящие результаты клуба на последнем марафоне. Поэтому, наверное, и выбран Салаир (район сентябрьских соревнований) – только не с точки старта, а с точки финиша – Старогутова.

Мелькнул Гусиный Брод, потом Плотниково с дымящейся лентой Ини. Показались далекие холмы Салаирского кряжа. Дорога безлюдна, только в одном месте ведутся дорожные работы, да в трех-четырех местах встречался кровавый натюрморт с кусками мяса, плахами и топорами – сельчане торгуют мясом прямо на шоссе. Вот уже указатель на Коурак. Здесь был финиш марафона. Сворачиваем. Последние 12 км . Дорога заснеженная, но терпимая даже для низкого клиренса двух иномарок. Вот и Старогутово. Едем по длинной и пустынной улице. Мелькнула большая разноцветная группа туристов на распутье. Задача – найти дом, где можно оставить на три дня машины – решилась с помощью двух женщин, идущих из магазина. Вот этот дом на углу с зеленым крылечком, похожим на скворечник, просторным двориком и убирающимися секциями забора. Хозяйка расспрашивает, куда идем ("Да там же болото!"), когда ждать возвращения и, смеясь, пересчитывает нас. Увидев, что мы собираемся перекусить на улице, приглашает зайти в летнюю кухню. Чай из термосов, пироги, блины, пряники… У кого-то в дороге разлилось варенье. Шутки насчет взаимного облизывания.

Однако, в 13 часов с минутами все уже под рюкзаками. Обуты кто как, только трое из нас в бахилах, один – в сапогах, остальные кое-как "оботинены", Сергей Золотых вообще в кроссовках. Снегу, между тем, сантиметров десять, температура чуть ниже нуля, и это во всех отношениях оптимально. Но что будет дальше?…

Золотых раздает всем желающим черно-белые ксерокопии карты-километровки. Карты испорчены жирными кругами вокруг контрольных пунктов да и вообще очень плохо читаются, но…ведь это можно воспринимать и как один из элементов экстрима! Выходим за околицу, останавливаемся, ориентируем карты и берем азимут на КП5. По карте это 100 градусов, магнитный азимут будет примерно 95. Впрочем, и так ясно, что идем на восток вверх по Фролихе и ищем третью левобережную стрелку – место впадения Осиновки. А потому сворачиваем с дороги вправо и идем по мелколесью и кустам, сильно забирая к югу, чтобы не подчиняться всем прихотям речки. Главное – считать притоки. О, вот и первый! Перешагнули, постояли, подумали и решили не считать его за приток – маловат. Места все больше смахивают на заболоченный лес. Вот, наконец, приток, который постановили посчитать за первый. Дальше пошло форменное болото. Каждый уже провалился по щиколотку хотя бы по разу, и Сергей принимает решение перейти на правый берег Фролихи. Тут повыше и посуше. Справа остается бобровая запруда. Наконец, выходим на дорогу, идущую на юго-восток и пересекающую Фролиху (на карте точка 12). К сосне прибит метровый спил, который взывает черными буквами: «Гена, обними меня, я твоя!». Надо полагать, юмор лесозаготовителей. Сворачиваем к речке и переходим ее по наклонному бревну, на нижнем конце которого тяжеленький Сергей Золотых простоял незыблемым противовесом всю операцию.

По засыпанной снегом дороге прошли метров триста и сделали техническую остановку, а заодно проверили предположение, согласно которому справа от дороги, в нескольких десятках метров, должна быть Крутиха. Так и оказалось, а значит, вторая стрелка осталась чуть ниже того места, где мы переправлялись через Фролиху.

Дальше надо уходить с дороги и идти на восток до Осиновки. Сначала ноги радуются слегка заросшей кустарником поляне, потом полоске леса, но вот начинают нервничать: пошли кочки, ботинки оставляют мокрые следы, а то и просто проваливаются в подснежную воду. Прыжки с кочки на кочку не всегда заканчиваются удачно. К тому же приходится обходить завалы, густой кустарник и просто делать заячьи петли, повинуясь прихотливой интуиции идущих впереди. Неширокая полоска относительно сухого леса, и снова нескончаемое болото – плоское, без каких-либо заметных ориентиров и даже без заметного уклона. Цепочку своих следов – и ту не видно. Останавливаться и корректировать направление по компасу приходится через каждую сотню метров. Идем уже столько времени, что давно должны хотя бы пересечь просеку (если, конечно, она еще существует). Между тем, уже около 4 часов, еще полчаса и начнет темнеть. Начинаем думать, что идем параллельно Осиновке. Сергей Золотых решает вернуться немного назад, чтобы сделать еще одну попытку в северном направлении. Отмечаем точку, в которой повернули назад (на карте – точка 13, расстояние от Старогутова –3,64 км)

Идем назад по своим следам, метров через триста уходим от них под прямым углом вправо. Через 10 минут останавливаемся – все то же болото без каких-либо намеков на ручей или понижение. Решаем возвращаться на Крутиху, к воде, лесу и сухой земле, на которой можно ставить палатки.

Через минут сорок мы снова на той же дороге. Места не очень удобные для ночевки, но в двухстах метрах дальше, в стороне от дороги, есть несколько больших сосен. Там и останавливаемся (точка 14). Летом тут высокая трава и малинник, метрах в тридцати ручей (Крутиха), можно себе представить, сколько здесь гнуса. А сейчас – только белые мухи, которые к вечеру, правда, активизировались вместе с погоняющим их ветром.

Натянут тросик между соснами, висят котлы, горит костер, варится ужин. Три палатки поставлены прямо на снег. Все жмутся к огню, протягивая к нему босые и в носках ноги и пытаясь немного подсушить обувь. У кого-то сводит вытянутые ноги, у кого-то занялся ботинок, от носок – то ли пар, то ли дым. Места на десять человек не хватает: дым делает непригодной для кайфа половину околокострового пространства – поэтому возникает еще один костер. В 7 часов ужинаем. Вряд ли кто вспомнит сейчас, что мы ели. Главное – с мясом и горячее, и дают добавку, и вволю – чаю...

В 8 все уже в палатках. Спальник спальником, а все теплые вещи идут в ход, и счастлив тот, кто взял три-четыре пары шерстяных носок или лишнюю шерстяную шапку, которую тоже можно натянуть на ноги.

Всю ночь вой верхового ветра заглушал шорох падающего на палатку снега.

5 Ноября

В 7 часов у Сергея Погожих заиграл будильник. Во всех палатках зашевелился народ, единодушно бормоча, что 11 часов сна – это все тот же экстрим, только вывернутый наизнанку. Об умывании может думать только фанатик. Проблему сухих носок и сырых ботинок каждый решает по-своему (или принимает как должное). Надо сказать, поднялись довольно дружно, и через 10 минут огонь уже лизал котелки с водой.

За ночь несколько потеплело (чуть выше нуля), снег сыроват, небо полностью затянуто, ветер к утру утих. Палатки внутри мокры от нашего конденсата, снаружи – от дыхания богов.

На удивленье, справились со всеми утренними заботами за два часа и в 9-05 уже вышли. Наша очередная цель – КП21. Лесная дорога, на которой мы ночевали, идет на юго-восток, но пока можно идти и по ней. Снег на ней лежит слоем 15 см , иногда под ним вода, но это все же не болото. Через километр с небольшим вправо, под острым углом, отходит просека, и мы расстаемся с дорогой. Это место – точка 15 на карте.

По просеке тоже идется легко, хотя она плавно набирает высоту. В месте, где просека вышла на гребень, и дальше начинается спуск к Осиновке, останавливаемся на передышку и ориентирование. Жарко, все лишнее с себя приходится снимать. GPS присваивает этой точке номер 16, и показывает высоту 347 м . Дальше пойдем по азимуту. Истинный – 210, магнитный – 205 - это почти под прямым углом к просеке, прямо вверх на гребень. Начинается самая веселая часть маршрута: пихтово-лиственничная тайга то и дело сменяется сосново-осиновым лесом с завалами и большими перепадами высоты. Чем выше поднимаемся, тем больше снегу - местами переваливает за 25 см . Впереди обычно Евгений ( aka «Борода»). Последним обычно аксакал Виктор: время от времени ему надо останавливаться на минуту, искать спутники, отмечать очередную точку и делать пометку в блокноте.

Очередная передышка – на заброшенной делянке: лес когда-то был заготовлен, но так и не вывезен (точка 17). К поляне подходит такая же заброшенная дорога, но нам с ней никак не по пути.

Дальше в путевом блокноте отмечены точки пересечения трех ручьев (18,19,20) – каждый раз спускались в глубокие узкие лога, но сами ручьи преодолевались без проблем. Первый из них – правый приток Крутихи, два других – правые притоки Прямой Крутихи.

В начале второго останавливаемся на перекус на поляне (точка 23). Чай из термосов, печенье, конфеты. Рельеф здесь уже довольно сглаженный, GPS показывает высоту 425 метров .

Идем дальше все тем же азимутом, хотя, как потом выяснилось, его надо было бы скорректировать. Где-то пересекли, не заметив, давно заброшенную лесную дорогу, показанную на старых картах. Останавливаемся на передышку (точка 25) уже на другой дороге – старом проселке, соединявшем когда-то Старогутово и несуществующую уже деревеньку Тайлы. Пока женщины отдыхают, мужчины проводят разведку по дороге в обе стороны.

Южное направление наших вождей тоже почему-то не совсем устроило. Пройдя в этом направлении метров двести и выйдя на довольно наезженную дорогу (точка 26), мы все-таки сворачиваем с нее вправо, повинуясь прежнему азимуту, и спускаемся в лог к безымянному ручью (точка 27). Через триста метров пересекли еще более безымянный ручеек (левый приток предыдущего) (точка 28). Где-то тут должен быть луг, обозначенный на всех картах. Наконец, спереди раздаются радостные крики – выходим на луг. Здесь, однако, сильный ветер, метель, да и вообще заметно похолодало, так что спешим побыстрее перейти эти 700 метров открытого пространства и спуститься к речке Поперечные Тайлы. Справа сквозь падающий снег смутно чернеют 2-3 строения – остатки бывшей деревни. По дамбе (точка 29) переходим на высокий левый берег и на первой же террасе среди пихт и берез находим удобную и достаточно укрытую от ветра площадку для костра и палаток (точка 30). От Старогутова 6,92 км , высота 422 м . Шагомер Виктора показывает 41000 шагов от точки старта.

Пока еще светло, и Алена Гуреева зовет желающих сходить к КП21. В трехстах метрах вверх по речке на большой березе (точка 31) увидели треугольник и сняли судейскую записку. Никто до нас здесь не был, прямо полюс недоступности.

Снова греемся, сушимся, ужинаем, спасаем задымившиеся ботинки и носки. Разговор, в основном, о современных технологиях в туризме, о моделях спутниковых навигаторов, системах координат и программе для работы с картами ( OziExplorer ).

Ночь обещает быть холодной.

6 Ноября

Ночь и в самом деле была холодной: к утру снаружи было –9, в палатке –2. Ботинки не гнутся и не желают впустить ногу домой. Греемся по очереди топорами и цепной пилой. Впрочем, после завтрака всем стало тепло, и только спины жаждут прикосновения теплого рюкзака. Палатки заледенели, грамотно свернуть их и засунуть в чехлы – проблема, которую лучше не решать совсем.

В 9-20 выходим. Снова переходим по дамбе речку и выходим на дорогу, которая идет по правому берегу мимо большой старой избы и прииска (точка 32), который, видимо, только начинает здесь разворачиваться. После прииска дорога берет на северо-запад, пересекает луг и входит в лес. Снег сухой, а значит, и ноги долго будут сухими. Идти по такому снегу – просто удовольствие, особенно после двух дней испытания мокрым снегом. Небо затянуто, но снегопад кончился. На изредка появляющиеся голубые просветы смотрим с опаской. Тепло нам ни к чему.

Первая развилка в лесу (точка 33). Покидаем наезженную дорогу - она ведет куда-то на запад. Вскоре еще одна развилка, и снова берем более северную ветку. В результате оказываемся на живописной, почти заброшенной лесной дороге, которая местами – на полянах - почти совсем теряется, но потом все-таки находится. На одной из таких полян останавливаемся на передышку (точка 34). Тропа здесь, казалось бы, пропадает. Но нет, сделав крутой вираж, она спускается к ручью (исток р. Поперечная), поворачивает направо, выбирается из ложка и снова упрямо идет к северу.

Через километр начинается долгий плавный спуск, почти в самом конце которого останавливаемся на перекус с чаем из термосов (точка 35). Евгений предлагает сбегать до КП10, который должен быть где-то совсем недалеко, однако народ безмолвствует. Алена вслух мечтает о своей теплой машине, остальные тоже настроены на возвращение домой. Взглянув на карту с GPS -точками, убеждаешься, что мы пили чай в 120 метрах от КП10!

Еще 20 минут ходьбы, и мы вышли на наезженную лесовозную дорогу (точка 36), а еще через четверть часа, в 12-10, показалось Старогутово. Здесь, у одинокой сосны (точка 38), решили остановиться и пообедать. Ручья рядом не было, но снег и замерзшая в двух бутылках «Карачинская» не испортили вкус борща. Евгений кивает на высоту слева от дороги. Но нет, КП24 тоже попадает в список упущенных возможностей.

В 13-30 мы уже сметаем снег с машин, а через 15 минут выезжаем. Салаир милостиво отпустил нас восвояси, и только Алене он что-то припомнил, крутанув ее на повороте перед Коураком и мягко выбросив на обочину.