Сплав по реке Чара.

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Поучительная история для "чайников".
 
Поиск попутчика и подготовка к сплаву.

Этот отчёт будет познавателен таким же «чайникам» как и я, кто решится на самостоятельный сплав по горным рекам и не побоится взвалить весь груз ответственности на свои плечи и тем самым получить более яркие впечатления от похода, чем в составе большой группы и под опекой опытного гида-проводника.

DSC00040

     Планируя путешествие по рекам Забайкалья и Якутии, я решил воспользоваться опытом путешественников, отчёты которых я читал на протяжении 2-х лет. До этого у меня опыт был в 2013 году где я сплавлялся на 2-х местном катамаране по Оке-Саянской с опытным гидом и инструктором Антоном Новиковым из Ангарска. Практически не имея опыта сплава по горным рекам, я решил продолжить накопление опыта самостоятельно по принципу: «пан или пропал». Не надеясь найти попутчика, я всё-таки решил на сайте /skitalets.ru/ в поиске попутчиков выложить заявку на участие в походе по рекам Забайкалья и Якутии. Я сомневался, что я смогу найти желающих на такой длительный срок, но как не странно на следующий день откликнулся Виктор из Владимира, который тоже «вынашивал» подобный маршрут и мы начали подготовку к сплаву. У меня практически никакого опыта, а Виктор был строителем БАМа и немного знал характеристики тех рек. Я ему предложил свой маршрут, которым двумя годами ранее, прошли супруги Китаевы из Ульяновска, но Виктор предложил сплав по Чаре более трудной реке, чем Хани и Олёкма, и мы решили получить самостоятельное крещение на реке Чара. Мы изучили многие отчёты, фото и видео материалы, описания прохождения порогов и т.д. Был разработан даже план действий на случай, если ты доплыл до берега, а всё остальное унесло рекой после оверкиля, но об этом я умолчу, т.к. ЧП не произошло, но тот психологический настрой, на который мы настраивались нам здорово помог в преодолении порогов реки Чара. Но тем не мене река нам преподнесла немало сюрпризов и трудностей, о которых мы и не подозревали и держала нас в напряжении пока мы не прошли все опасные пороги, а когда мы расслабились и наслаждались "матрасным" сплавом, нас постигла одна неприятная участь, которая поджидает любого, кто не до конца отрабатывает каждый день сплава, но об этом позже. А начну я с того, о чём я ещё не заикнулся в сказанном выше. Нам далеко за шестьдесят и у каждого немаленький букет хронических болячек с которыми тоже надо считаться, а теперь по порядку. Когда мы познакомились и общались в скайпе, то я не задавал Виктору дурацких вопросов по поводу здоровья и мне достаточно было того, что он так же, как и я был заражен вирусом странствий, даже если это будет билет в одну сторону. Я ему предложил экипироваться автономно на случай непредвиденных разногласий, но он уговорил меня идти тандемом до конца нашего маршрута, и я согласился, к тому же, это облегчает нашу ношу, но при утере чего-либо из инвентаря, второго не дано.

  Плавсредств у меня хватает, но для сплава по горным рекам у меня ничего не было. Думал купить тогда, когда найду попутчика и мы решим вместе на чём сплавляться. Начну с того, что я ни разу не плавал на байдарке, но когда Виктор мне предложил купить одноместную надувнушку, то я тут же сделал заказ и мне "деловые линии" привезли "Каньон-Соло" как у Виктора. Сразу скажу, что мой заказ исполнял заказчик 2 месяца и практически прислал мне брак (трубки в трещинах и пропускают у самого основания, что затрудняет ремонт, поэтому байдарка постоянно, то спускает, то не спускает. Швы шкуры местами наполовину расклеены, на сгибах у ватерлинии сильно гофрированы, что мешает ходкости и устойчивости на курсе). У Виктора   байде 3 года и этих проблем нет как у моей, проклеена качественно и когда я сел в его байдарку, я сразу почувствовал разницу в управляемости, как день и ночь по сравнению с моей

  И вот наступило время, я купил через интернет нам билеты на 26.06.14 г. и мы выехали; Виктор из Владимира, а я подсел в Тюмени. Знакомство наше продолжилось в поезде. Приятной новостью для меня было, что Виктор, как и я ведёт здоровый образ жизни и так же, как и я не курит, хотя я не ставил ни каких условий при подаче объявления для поиска попутчика. И вот мы в   Новой Чаре. На такси за 700рэ мы доехали до моста через Чару, откуда мы и стартовали. 

  Во время стапеля я заметил, что у Виктора проблема с правой рукой, но об этом позже. А пока меня больше всего беспокоило, то как я сяду в надувнушку и будет ли она устойчива подомной? Но опасения мои были напрасны, я сел в байдарку и почувствовал себя уверенно не смотря на то, что я загружен максимально, т.е. мой вес 75 кг. + 65 кг груза.                                               

От п. Чара до п. Чапо-Олого река течёт по верхне-Чарской котловине, петляя среди болот и лесов, тишина, на реке ни души, лишь только шум дождя заполняет всё вокруг.

   Я знал, что скоро закончится эта тишина и мы войдём в участок где река разрезает хребет Кодар, где начинаются пороги и шиверы, это самый опасный участок реки протяженностью около 130 км и трактуется по 6-ти бальной шкале трудности, как 4 КС, это максимально допустимый предел для моей надувнушки «Каньон Соло».  Сплав по такой реке опасное увлечение, особенно, когда речь идёт о маршрутах 3-ей и выше категории трудности. Особенно для такого туриста как я не имеющего опыта. Основные опасности представляют собой: преодоление мощных порогов; попадания в «бочки» и завалы, подводные гроты и карманы; получение травм, переохлаждение; удалённость от цивилизации и отсутствие связи со спасательными службами. Когда я готовился и просматривал видео по Чаре, мне тогда уже было понятно, что эта река по трудности не для меня, но когда Виктор её мне предложил, то я согласился и отдал ему за одно узды правления этим сплавом. Тем более, что у него хорошее зрение, и значит ему впереди «топать», что должно было облегчить мой сплав.
DSC00048
DSC00042
DSC00054
DSC00062
Начало порогов- Сулуматский слив.

Мы знали, что скоро будет первый порог – Сулуматский слив и по описанию он не самый трудный и лично я был спокоен до тех пор, пока река не стала сужаться и задолго до слива по мере приближения к нему, начал нарастать шум воды. Затем шум перерос в рокот, река резко сузилась и понесла нас вниз как по горке аквапарка. Страха не было, но тревожные нотки закрадывались в мою душу глядя на такое препятствие, вставшее на нашем пути. Я невольно подумал, если этот слив самое лёгкое препятствие, то что нас ждёт впереди. Ведь сложность порогов с продвижением вперёд будет только нарастать. Но обратной дороги нет и теперь всё это надо пройти.  В этот момент я вспомнил какой у меня была беззаботная жизнь на реке Ока-Саянская с Антоном, где мне не надо было просматривать пороги и думать по какой траектории проходить их, а только выполнять команды его и грести. Я чувствовал себя с ним, как за каменной стеной и мне ничего не оставалось делать, как только созерцать окружающие меня пейзажи, фотографировать и наслаждаться сплавом.                             

DSC00069
                     

 Как я уже писал, Виктор должен был идти впереди, моя задача была не упускать его из вида, чтобы не потерять друг друга.
DSC00074
Ведь весь бивачный инвентарь у него. И так мы шли 3 дня пока у Виктора не обострилась старая болячка - у него отказала правая кисть на 70% и он не мог грести, особенно когда надо маневрировать. Эту проблему надо было как-то решать, ведь мы прошли уже точку невозврата. Мне пришлось взять на себя часть нагрузки, которую я выполнял за Виктора. Когда я готовился к этому путешествию, то мне придавало уверенность то обстоятельство, что можно просмотреть порог (как писалось в некоторых отчётах, которые я изучал ранее), и затем идти по нему, но не тут-то было. Как можно просмотреть препятствие длиной несколько сот метров, когда оно не просматривается,
DSC_0385
и я лишился этой уверенности. Видать этой уверенности не хватало и тем, памятники которым были установлены то тут, то там на этом участке реки и в моём сознании повис вопрос - кто следующий? А если прибавить к этому ещё и паводок выше среднего уровня, то для меня было ясно, что с этой рекой шутки плохи и надо быть собранным и внимательным и не отвлекаться по сторонам пока не выйдешь на спокойную воду.
Сулуматский порог.

Сулуматский порог
С этого момента мне пришлось многое решать самому, т.к. в пороги я шел первым и что там ждёт меня впереди, я мог только догадываться.
Тактика противоречащая всем правилам техники безопасности.

Увеличилась психологическая нагрузка и ответственность. И тем не менее я и не думал делать проводку и обносы, и мы решили применить тактику, противоречащую всем правилам техники безопасности на воде: привязываем весло к байдарке, а байдарку к поясу, а там как повезёт, главное не потерять своё плавсредство. Я рассуждал с ним в разговоре так - нам далеко за 60-т, мы уже прожили одну статистическую жизнь россиянина, немало наших сверстников уже в Мире ином, а мы что тут с тобой теряем, ... я иду в порог первым, ты за мной, если киляемся (опрокидываемся), то плывём на спине ногами вперёд держась за весло и байдарку, если я буду на плаву, то тебе смогу помочь только когда пройдём последние валы на перекате. На том и порешили. За себя я не беспокоился, я был лучше, чем Виктор, защищён от переохлаждения неопреновым костюмом и забродными ботинками, я использовал бедренные упоры и сидел ниже чем Виктор. Я благодарен Виктору, что он не сдрейфил и рисковал порой больше, чем я.

DSC00068

  Сулуматский слив я запомню на всю жизнь, это мой первый порог в жизни, который я прошел дважды и без страховки, разумеется. По описанию перед этим порогом есть большое улово в которое предполагал зайти и остановиться для просмотра маршрута по сливу. Но мне в улово преградило дорогу большое бревно, застрявшее в камнях. Пройти правее я не рискнул, меня бы потащило сразу в порог, а это не входило в мои планы. Т.к. на сливе река круто уходит вправо и меня могло ударить боком о камни. Скорость течения была такой, что я не смог затормозить - я просто выпрыгнул из байдарки на крутой скользкий, пока ещё не полностью залитый водой участок левого берега. Байдарка стремительно уплывала, я запаниковал, а вдруг оторвётся или узел развяжется. Но через 20 метров дрейфа, байдарка меня рванула всей своей массой в 77 кг за ремень, к которому я её привязал заранее, и я соскользнул в воду и мы остановились, паника прошла, но в голове отложилось что на такой скорости затормозить практически не возможно, повезло что не было камней, ну и проверил крепость всей оснастки, больше я не беспокоился за оснастку когда при проводке отпускал от себя байдарку.

DSC00107

 На самом сливе по грудь в воде пробираясь между камнями я осуществил проводку судна, а дальше вдоль левого берега по струе я завершил прохождение порога. Вам покажется что завершение прохождения порога, это как с горки спуститься. Нет, это не так. Там также есть камни и бочки, валы и та же скорость. Но прежде чем спуститься мне пришлось запрыгнуть в байдарку, преодолевая прибойную волну, успеть одеть упорные ремни и к тому же не забыть при этом весло на берегу. Только я накинул упорные ремни как почувствовал сильный рывок назад, я чудом удержался за леерный фал, при этом, как выяснилось позже, надорвал резиновую шайбу леера. Оказывается, я забыл отвязать чальную верёвку от камня. Что значит не внимательность, и я подумал: ведь это только начало, а я уже третий «косяк» отчебучил на участке 100 метров порога. А второй «косяк», это когда во время проводки по сливу у меня залило байдарку в безобидном месте и я её еле вытащил из-под натиска воды. Вторая попытка мне удалась и в награду я получил хорошую порцию адреналина, на котором осуществил и проводку байдарки Виктора, т.к. в этом месте проводка ему была не возможна из-за кустов, нависавших над водой, а слабая кисть Виктора не могла удерживать весло при возросшей нагрузке на неё.
DSC00078
Паводок.

  Заканчивался день, а паводок всё нарастал, и мы решили остановиться в устье р. Сулумат на левом берегу реки Чара. И как оказалось это не самое лучшее место для бивака во время паводка. А пока река Сулумат была относительно спокойной и её можно было перейти в брод. Здесь мы и заночевали, а когда мы проснулись, то поняли, что сплавляться сегодня не имеет смыла и нам пришлось остаться и на вторую ночь,

Очень плотный лес. Вода прибывает, мы на островке оказались.
т.к. река сменила свой нрав на угрожающий, несла огромные деревья, корни которых вспахивали дно реки и был слышен гул катящихся валунов по дну реки.
Наш бивак затопило и мы пускаемся в сплав с корягами и брёвнами.
В эту ночь я часто просыпался из-за хлюпанья воды у самой головы и смотрел как быстро поднимается уровень воды в реке. Ночью дождь прекратился, но вода прибывала и на утро мы оказались на островке в лесу, зажатыми Чарой и потоками вздыбившейся реки Сулумат.
Паводок, перетаскиваем байдарки в лес
Палатку подтопило, и мы решили сменить место ночлега. Отступать к горе мешал плотный лес и река Сулумат с её многочисленными потоками и ручьями, деваться некуда, сборы были недолгими, т.к. мы ещё вчера были готовы к экстренной эвакуации, и мы пошли вниз по реке. Нас то и дело обгоняли плывущие деревья, приходилось постоянно оглядываться, чтобы не попасть под проплывающие деревья. Находясь в такой паводковой обстановке, чувствуешь суровый нрав этой реки, и он ощущается аж до жути.
DSC00079

  А теперь немного об адреналине и экстриме; мы его хотели, и мы его получили. Если бы мы всё обносили или делали проводку, то и сплав был бы так себе, да ещё и «ушатались» бы со своим грузом. Помню, как лёжа в палатке перед сном мы обсуждали обнос предстоящего порога, который был ещё более грозным, чем пройденные нами на кануне. Мы решили сделать обнос, чтобы не нажить проблем, а то и чего похуже. Работы по обносу предполагались на целый день. Но утром не хотелось карячиться по намеченному плану, и мы решили рискнуть.
DSC_0417
Устье р. Большая Тора. Виктор.
DSC_0420
DSC_0425
И вместо дневной «каторги» по обносу, мы получили 10 минут драйва и экстрима, а в награду ещё и адреналин, который вселял в нас уверенность на другие «подвиги» и так мы шли весь день преодолевая препятствие за препятствием этого экстремального участка реки.
"Каскадёр" Короткое весло.

. Впереди по курсу что-то сильно зашумело, и Виктор предложил это «что-то» пройти завтра после ночного отдыха.

DSC00092
Но во мне было столько адреналина, что я уговорил Виктора пройти и это препятствие, а завтра начать сплав с прохождения порога «Каскадёр», который по описанию был не шуточный и внутренне он меня беспокоил больше чем все остальные по ходу реки.
DSC00087
Мы без разведки пошли на нарастающий шум воды, но когда мы поняли, что это не шивера, было уже поздно и мы влетели в участок реки с огромными валунами по всей ширине русла реки. Метров 200 или 300 я уворачивался от набегающих на меня валунов, обливняков и огромных бочек. Дважды видел, как Виктор плыл то лагом, хватаясь за леерное ограждение, то задом, а когда пошли огромные валы я и вовсе потерял его из вида. Отбойные валы на выходе с порога жестко ударяли мне в борт, а последний вал накрыли меня с головой. Я удержал курс и остался на плаву, как не странно моя байдарка уверенно шла уже по спокойной воде, а за мной и Виктор, и мы причалили к берегу. Когда мы сверились по карте и навигатору, то мы поняли, что это был порог «Каскадёр». Да, мы сильно рисковали, но какое облегчение наступило, узнав, что мы прошли «каскадёра», да ещё и сходу. На этом пороге я окончательно убедился в преимуществе моего короткого (220 см при росте 188 см) весла именно на такой бешенной, белой воде – удобней им маневрировать. А на спокойной воде лучше грести более длинным (240-250 см), как у Виктора – увеличивается длина гребка и меньше забрызгиваешься; если в жару мокрые рукава, это какое-то благо, а вот когда температура около нуля, то это дискомфорт уже. И обязательно нужен угол разворота лопастей весла для уменьшения воздушного трения верхней лопасти во время гребка, особенно когда длинные маршруты (более 300 км) и на горных реках, когда постоянно в «морду винт», это значительно экономит силы. А тем, у кого дури много, можно и не париться на тему вёсел вообще (если это не соревнования) можно и дубиной грести. Вот характерный пример из этого похода: за три недели мы прошли 600 км и только минут пять в общей сложности нам дул ветер попутно и то такой слабенький. И ни одного дня без встречного ветра, который к обеду в жару особенно усиливается до порывистого, а перед закатом солнца и рано утром м. б. штиль.
DSC00089
DSC00091
DSC00095

  На этой реке мне пришлось видеть мощнейшую грозу и было немного не по себе: молния пучками ударяла в нашу гору и раскаты грома такие резкие, думал, что земля разверзнется; впечатляет шквал дождя. А так же, и внезапно налетающий шквальный ветер без всяких на то признаков и причин, который мог опрокинуть меня.
DSC00101
События повлекшие возбуждения уголовного дела по ст. грабёж.

   А теперь о том, о чём мне не хотелось упоминать в этом отчёте, но придётся что бы уберечь от подобных случаев других туристов. И так, мы прошли самый трудный участок реки, погода отличная, паводок пошел на убыль, вода чистая. Река стала широкой и спокойной, мы наслаждались «матрасным» сплавом,

DSC00100
DSC00086
Виктор приспособился грести как-то через колено, и мы каждый день по 8 часов в сутки гребли вёслами. Река нам уже ничем не угрожала, текла спокойно
DSC00125
и мы на биваках уже не подтаскивали свои лодки к самой палатке, только вытаскивали на 5-10 метром от воды, сами спали в лесу от 10 до 30 метров от лодок.
DSC00130
DSC00131
И так это было, пока мы не вошли в район, где начались населённые пункты. На 19 день сплава недалеко от с. Токко рано на рассвете я услыхал присутствие людей на нашей косе. Первая мысль, что это те двое, которые днём ловили сплавной сетью рыбу, а потом они видели наш бивак и проплыли пару раз за вечер на моторной лодке. Я выглянул из палатки и увидел, как один из грабителей отстёгивает самый большой драйбег от байдарки. Я заорал, но его мой крик не остановил. Грабитель схватил мой драйбег объёмом 120л и умчался со своим напарником на моторной лодке вниз по течению к с. Токко, не смотря на мои вопли вернуть вещи. У меня украли всё, без чего дальнейшее путешествие не имело смысла и невозможно. Я остался в том, в чем пошел спать в палатку. Единственным утешением было это оставшиеся при мне навигатор, паспорт и деньги, а то пришлось бы ещё и побираться по дороге домой. Самая большая ценность, это украденная у меня мечта, которая была запечатлена на фото и видеоматериалах.
DSC00120

DSC00119

   В посёлке я обратился к участковому и написал заявление о краже моих вещей и по факсу из администрации посёлка отправил его в отделение полиции г. Олёкминска. В надежде поиска пропажи по горячим следам результатов не дали, и я спустя 2 дня проживания на берегу п. Токко решил продолжить намеченный маршрут до Якутска на моторной лодке. (Потом, как выяснилось, мои вещи подбросили грабители в заброшенный дом на окраине посёлка, а потом их кто-то принёс в администрацию п. Токко, но я уже в это время был в Якутске и не знал о найденных вещах)

Комментарии
Взаимно, Николай (Познаватель). 
Познаватель05.01.15, 22:29
Участникам сплава мое глубочайшее почтение и уважение! 
Спасибо за науку Евгений. Следующий раз оденем каски и привязываться не будем. 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Забайкальский
еще маршруты
О Маршруте

Прикрепленные файлы