Ленинградская область / Водный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм
 

К вепсам или водно-ледовый поход: Тутока - Явосьма - Паша - Капша

26 апреля - 3 мая 1996 г.
Протяженность 130 км, 6.5 ходовых дней, 7 стоянок, 4 байдарки, 7 человек
Нитка маршрута
По рекам Тутока - Явосьма - Паша - Капша от погоста Пятница до деревни Усть-Капша
 
26 апреля

В поезде проснувшись поутру мы увидели в окно мокрый снег. А в Москве-то  было по-весеннему тепло, солнечно.
Похолодание? Оказывается - зима еще здесь.
Затем фирменную теплую, обжитую нами  "Арктику" сменил зал ожидания в Волховстрое: холодно, грязно, туалеты-ресторан- бр-р-р...
К вечеру мы прибыли на станцию  Ефимовский железнодорожной линии Ленинград-Вологда, где долго ждем-ищем машину.
На ЗИЛе с водителем Геной по заснеженной дороге мы едем все время вверх - зайцы-волки из-под колес прыгают, труп на обочине с неделю уже валяется.
Дорога идет по водоразделу - слева все течет на север, справа - на юг.
Проезжаем карстовые озера  - в них летом рыбу ведрами собирают, когда  вода уходит. Через 2 км. после озера Лидское  у  карьера (справа) мы свернули налево по следу трактора. Здесь где-то была/ должна быть грунтовая дорога на  дер. Печная Нива (брош.).
Так  в пол-десятого мы выгрузились в глухом зимнем лесу. Андрей: "снегу по пояс,  а мы с байдарками..."
Попытки разведки дороги к реке не удались, темнеет. Снежит-мокрит.
Стоянка №1 "Снежная" - почему-то не только мягко, но и тепло неожиданно. Я в первый раз ночую в снегу.
27 апреля

DSCF4392-1 - копия DSCF4392-1 - копия
DSCF4393-3 - копия DSCF4393-3 - копия
DSCF4394-5 DSCF4394-5
DSCF4393-4 - копия DSCF4393-4 - копия
DSCF4392-2 - копия DSCF4392-2 - копия
DSCF4394-6 DSCF4394-6
DSCF4395-7 DSCF4395-7
DSCF4395-8 DSCF4395-8
Игорь спозаранку отправился вдоль ручья в поисках реки - непроходимо, не понятно.
И вдруг в этой глухой тайге раздаются чьи-то голоса - появляются трое ленинградцев с каяками и кофе. По их следам мы и вышли потом к реке, преодолев переправу по бревну (коленки дрожат от страха).
В лесу по пути обнаруживаем какое-то культовое место - курганчики, захоронения? Погост Пятница.
По описанию (Плечко Л.А.Водные маршруты Ленинградской области. - Л.: Лениздат, 1987.) ширина реки в этом месте - 3-4 метра, глубина - около метра.
Мы же видим сплошное заснеженное пространство.
Перекусываем, собираем байдарки, проходим пару поворотов с завалами и вползаем в сплошные льды. 
Одной ногой в байдарке, второй отталкиваясь/ опираясь на лед вручную протаскиваем байдарки на "раз-два взяли".
А байдарки-то у нас - легендарные таймени: ходкие, но верткие. Это только ведь  лет эдак через 10 появились непотопляемые надувнушки с самоотливами.
Стоянка №2 "Во льдах"
28 апреля

DSCF4397-12 DSCF4397-12
DSCF4398-13 DSCF4398-13
DSCF4398-14 DSCF4398-14
DSCF4396-9 DSCF4396-9
DSCF4397-11 DSCF4397-11
Льды продолжаются,  силы иссякают, сплошные волоки, бревна поперек, страшно, надоело - ведь тяжело очень.
Стоянке №3 "У бобров"  с уютной заводью для байдарки.  
Саша стругает в чай чагу, щедро. Потом я прочитала что ее по щепотке употребляют.
Заснуть не удается - палатка крутится (кино Вий помните?), страшно провалиться в сон - как под лед. Очевидно сказался трудный день и  чага.
29 апреля

С утра опять льды, я отпросилась идти пешком.  Робко выглядывает солнце - льдины слабеют, что еще страшнее. Преодолев завал, на красивом бугре наш экипаж и Конощенко поджидаем остальных. Это ожидание по всеобщему нежеланию "плыть" дальше затягивается часа на три и плавно переходит в обед.
Невдалеке обнаруживаем клюкву.
За это время завал, который мы прошли перед обедом с топорами, подтаявшие льдины снесли вперед - и опять "начинай  с начала".
Но солнце все-таки сделало свое дело и до вечера мы уже наконец-то гребем. Вернее - до очередного бревна-моста, где высадились.
Стоянка №4 "В елях". Что-то пили, что-то ели, в  том числе ароматный  чай со смородиной.
30 апреля

DSCF4399-15 DSCF4399-15
DSCF4399-16 DSCF4399-16
DSCF4400-17 DSCF4400-17
DSCF4401-19 DSCF4401-19
DSCF4401-20 DSCF4401-20
DSCF4400-18 DSCF4400-18
Утром, пока суд да дело - ели, просыпались, - начался дождь. Плывем, пробивается солнце, туман густеет. По описанию близко пороги, договариваемся приостановиться, собраться вместе.
"с 42 км до дер никольское (46-й км) - цепь мощных перекатов и порогов. Русло - плиточник-известняк, мест для аварийной высадки почти нет. При низкой воде здесь потребуется проводка, при высокой - обнос. Участок опасный. Между порогами две безлюдные деревни (Опока, Манково). После них через километр русло раздваивается. Левое - доболее глубокое и узкое, с сильным течением. На выходе - опасный порог. который лучше проходить правым рукавом, более широким и мелким."(Плечко Л.А.)
 
И вдруг - понесло! Захлестнуло, попа мокрая, трясет, резко тормозим на отмели, прямо перед бурлящим порогом. Даже Саня Конощенко подходит побледневший, ничего не понимает  - что это было?!
Увязываемся. Игорь и Саня договорились пройти пороги 2 раза, меня отпускают брести пешком.
Фотографирую красивые виды сверху, и вдруг при переводе кадра улавливаю оверкиль Сани и Виталика.  Устойчивых навыков  брать кадр уникальный пока нету, вместо съемки я в панике бегу вниз с холма, ору, никого не видно на поверхности и вдруг через 500 м они выныривают в кустах с байдаркой подмышками.
Первыми пошли Игорь и Саня. Мгла , туман, сверху дождь-облако, снизу река бурлит. Вдруг река куда-то пропадает вниз. Игорь кричит: "Только не лагом!" Наверное кричали что-то еще, потому что из соседнего Никульского прибежал на вопли мужик.
Все остальные экипажи  проскочили очень быстро, я пробираюсь вдоль берега по натоптанным через холмы звериным тропкам, мост, второй, наконец  - оговоренное место встречи Никульское. Солнце, крыши, люди. Под основным мостом, говорят, пока никто не проходил. Иду вверх по течению, нахожу нашу байдарку, еще выше - все остальные. Довольные и весьма "гигиеничные" - то есть промыты  основательно.
Местный пожарник с картошкой в ведре  говорит, что пороги на этом кончились.
То есть дальше я уже должна ехать в лодке. Юбочку можешь не надевать, сказал Игорь и тут же окатил меня "для гигиены".
Проходим пару перекатов,  по берегам пошла сплошная населенка. 
"Ниже Никульского р.Тутока сливается с р.Ретешня и получает новое название Явосьма (длина 53 км, уклон - 0,96м/км). Русло расширяется до 20 м., течение сильное, цепь перекатов."
Долго ищем место для стоянки, обнаруживаем, где стояли каякеры - постелены еловые лапы, как раз нам под палатку, и скелет гуся валяется.
Иссякший запас тостов гениально возобновил Андрей - по счету: первый, второй... восьмой (Явосьма), кажется дошли до семнадцатого. Решаем по крайней. Вдруг Наука отказывается пить?! Я говорит с чайком и наливает в глоток чая полбутылки. После чего старательно дует в кружку, типа остужает.
 В этот вечер даже пели под гитару. Была большая сушка.
Так что стоянка №5 названа "Сушильная"
1 мая

DSCF4402-21 DSCF4402-21
DSCF4402-22 DSCF4402-22
DSCF4403-23 DSCF4403-23
DSCF4403-24 DSCF4403-24
DSCF4404-25 DSCF4404-25
DSCF4404-26 DSCF4404-26
С утра светит яркое солнце, даже хочется купаться. Впервые интересуюсь и читаю описание. До этого было недосуг.
В результате просвещения весь день с тревогой жду описанные "бетонный мост и Абрамово с порогами, непроходимыми по малой воде , а в большую их лучше обнести".
Проходим мимо демонтированной ГЭС (51-52-й км), видно, что здесь кто-то долго жил, выкапывал медный кабель.
"Далее до дер. Гришкино (58-й км) ряд перекатов, опасных в большую воду."
Выбираем место для стоянки через 2 бурных поворота после ГЭС на крутом берегу. набираем березовый сок. Вдобавок к гороховому супу  Саня печет блины.
Стоянка №6 "на крутом берегу"
2 мая

DSCF4405-27 DSCF4405-27
DSCF4405-28 DSCF4405-28
DSCF4404-25 DSCF4404-25
DSCF4406-29 DSCF4406-29
DSCF4406-30 DSCF4406-30
DSCF4404-26 DSCF4404-26

"Начиная с 77 по 79 км - очередная серия сложных перекатов. на 82-м км деревня Абрамово, новый железобетонный мост, с 87-го км сложный порожистый участок. с 93 по 99 км участок наиболее мощных перекатов и порогов. на 96 км - демонтированная ГЭС" 

Мы просматриваем пороги с берега - кажется успокаивается. Начинается долждь. Через 1,5 ходовых часа останавливаемся под ель, разжигаем костер. Льет и льет.

Входим в Пашу  (у дер.Новинка) - шикарные сосны, ширина, сильное течение.

"После дер. Заборовье встретиться порог, прохождение которого возможно только после просмотра с берега. на последних 4 км - серия несложных перекатов, которые местные жители называют порогами."
Стоянку нашли на изгибе, на крутом берегу. натянули тент - Стоянка №7 "Хмельная" 
Пришла пора отведать "Старый Таллин" и кофе.
Илья поддержал инициативу Андрея сгонять в магазин и для нас началось томительное-тревожное ожидание с прислушиванием и постепенным отравлением дымом под тентом.
Рыба даже у Сани не ловится.
 
Под самую ночь вернулись веселые и довольные гонцы, рассказам нет конца -  и с рыбаками пили, и к телефону их вдруг в медвежьем углу пригласили и т.д.
3 мая

DSCF4405-28 DSCF4405-28
DSCF4406-29 DSCF4406-29
DSCF4406-30 DSCF4406-30
DSCF4407-31 DSCF4407-31
DSCF4407-32 DSCF4407-32
Оказывается,  сегодня мы завершаем поход.
После вчерашней мряки погода  лучезарна, в бору брусники много - никогда такого не встречали по весне.
Сворачиваем лагерь и отплываем.
И вдруг на прощание - действительно как в описании: " перекаты. которые местные жители называют порогами". 
Впадает Капша - по ней мы поднимается метров 100 до уютного места со скамеечками.
Складываемся, обедаем, загораем.
Автобус на Тихвин.
Тихвин

DSCF4408-34 DSCF4408-34
DSCF4409-35 DSCF4409-35
Тихвин неожиданно красиво отстраивается, вокзал отремонтирован, кафе стерильно. В оставшееся время делаем пробежку до монастыря и опять отправляемся в Волховстрой.
А затем - с "Карелией" (никаких проблем с билетами) в Москву.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте