Эстония / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Автотуризм | Спортивный туризм

Таллинн четверть века спустя. Часть 6-я. Замок Раквере и Ливонский орден

26 августа 2011 г.
Центральная площадь с желтыми куполами. Тарванпяэ, он же Везенберг, он же Раковор, он же Раквере. Что такое флатрок. Миф о Ледовом побоище. Круглая башня с колодцем и латриной. Тренировка с копьем. Раковорская битва. Средневековый лазарет. Позорный столб. Из Ордена меченосцев в Ливонский орден. Конец Ливонского ордена. Сделать порох. Выставка мечей. Символ Раквере - статуя тура. Юный велосипедист: памятник Арво Пярту. Памятник трубочисту в Таллинне.
Таллинн - Раквере - Таллинн

Замок Раквере и Ливонский орден

5-я часть здесь:

Часть 6-я. Замок Раквере и Ливонский орден

Говорите «Да!» всему тому, что делает вас счастливым. Говорите непримиримое «Нет» всему, что коробит вас. Время – самый ценный ресурс, который не возобновляется. Расходуйте его разумно. Жизнь одна.

Мудрость буддизма

День восьмой, пятница, 26 августа 2011 года.

Автобус Георг Отс. Центральная площадь с желтыми куполами. Замок, похожий на крепость. Тарванпяэ, он же Везенберг, он же Раковор, он же Раквере. Что такое флатрок. Миф о Ледовом побоище. Круглая башня с колодцем и латриной. Тренировка с копьем: увернуться от мешков. Раковорская битва. Средневековый лазарет. Позорный столб. Козел Василий, жена его Мутти и сын их Элвис. Из Ордена меченосцев в Ливонский орден. Конец Ливонского ордена. Понтус де ла Гарди, герой Ливонской войны. Сделать порох. Камера пыток. Винный погреб. Здание Конвента: кресло фогта. Выставка мечей. Рефекториум. Пушки замка Раквере. Символ Раквере - статуя тура. Юный велосипедист: памятник Арво Пярту. Памятник трубочисту в Таллинне. Австралийский ресторан «Goodwin».

Отрывной календарик считал, что день сегодня неплохой, благоприятный. Кроме того, календарик не советовал купаться в морях, океанах и озерах. Про речки ничего сказано не было.

Впрочем, купание нам сегодня не грозило, поскольку собирались мы посетить сугубо сухопутный город Раквере.

001-Карта Эстонии

Билеты на автобус куплены были заранее, стоил билет 6-20 в один конец.

До автостанции нас Володя подбросил – ему все равно на вылет пора было. Летел он в Киев, из Киева – в Осло, а уж из Осло – назад в Таллинн. Обещался дома в 22-50 быть. Чисто автобус рейсовый.

Мы зашли в автобус № 592 и нас попросили сесть на свои места: оказывается, на билетах места были указаны. Наши конкретно 1-2-3 оказались. Автобус целиком заполнен был. Водитель попросил всех пристегнуть ремни.

Ровно в 10-00 автобус в Раквере отправился, куда ровно в 11-30 и прибыл. Потому что расстояние от Таллинна до Раквере – 99 километров. Время прибытия, кстати, также на автобусном билете указано было.

002-Билеты

В дороге я все вспомнить пытался состав и имена вчерашних гостей: получалось не очень.

Высадившись на автобусной станции, огляделись по сторонам.

005-Автобусная станция
003-Автобусная станция

Первым делом именной автобус заметили: Георг Отс он назывался.

004-Автобусная станция

Тут же Центральная площадь (бывшая Рыночная) находилась. С очень прикольными желтыми куполами, к изогнутым бетонным опорам подвешенными. Интересный дизайн.

006-Центральная площадь
Центральная площадь
007-Центральная площадь
008-Центральная площадь
009-Центральная площадь
010-Центральная площадь

На площади информационный стенд с картой города имелся, из которого (впрочем) мы ничего не поняли.

011-Информационный стенд
012-Информационный стенд

Поэтому по простому пути пошли: отловили бабушку и спросили ее, в какой стороне замок находится. Старушка хоть и с трудом, но вспомнила русский и указала дорогу, назвав замок крепостью.

013-Дорога к замку

Туда мы и отправились.

Указатели перед историческими достопримечательностями отличались от таллиннских.

015-Указатель

Хотя некоторые достопримечательности историческими назвать можно с известной долей условности.

016-Указатель

Вот, например, здание банка, построенное в 1932-1933 годах. В Москве бы его снесли, даже не икнув, но для маленького Раквере оно – память о прошлом города.

014-Банк

Раквере – пятый по численности город в Эстонии, население – примерно 16 тысяч человек.

Зато очень чистый и тихий.

По дороге симпатичный отель со СПА попался, а еще домики деревянные.

017-Отель
018-Домик
019-Домик
020-Раквере

Наконец, завернув за угол, нашли каменную лестницу, ведущую в замок.

021-Лестница в замок

Тут же нашлась табличка (на эстонском и английском), повествующая о долгой и несчастливой судьбе замка. Настолько долгой, что толком неизвестно, когда именно его основали.

023-Указатель

-Вторая половина середины первого тысячелетия н.э., –читал я табличку.- Это 6-й век н.э., что ли? Обожаю историков.

022-Табличка

Строили замок постепенно: с 14-го по 16-й век.

024-Вид с лестницы на Раквере
Вид с лестницы на Раквере

Зато дата разрушения замка указана была довольно точно (1602-1605 гг.) – в ходе польско-шведской войны. Какое-то время после гибели замка местные феодалы использовали уцелевшие помещения под склады, пока окрестное население не растащило обломки замка на кирпичи окончательно.

025-Вид с лестницы

Первые работы по консервации остатков замка начались в 1901-1902 гг., более серьезные исследования начались в 1975 году и продолжаются по сей день; с 1988 года в замке музей располагается.

026-Панорама Раквере
Панорама Раквере

Поднявшись по лестнице, оглядели окрестности. Посмотрев на замок, я сразу понял, почему старушка обозвала его «крепостью». Действительно: на замок это сооружение походило слабо.

027-Замок Раквере
Замок Раквере
028-Замок Раквере
029-Замок Раквере
030-Замок Раквере

Неподалеку имелся массивный памятный знак «Раквере 1226-1976».

031-Памятный знак

Недаром утверждают, что образование в СССР было гораздо качественнее. По крайней мере, историкам в 1976 году было ясно, что городу – 750 лет.

032-Раквере

А вот вторая надпись на памятном знаке – Tarvanpaa – практически совпадала с надписью на английской надписи на табличке (Tarvanpea).

Тарванпяэ («Голова быка») – так древние эсты именовали этот свой город. По легенде, жил некогда на свете гигантский бык размером с большую часть Эстонии и когда его поймали и повалили, то туловище быка пришлось на Тарту, а голова оказалась в нынешнем Раквере.

Настырные немцы город звали Везенбергом (они вообще все переименовывали), а русские – Раковором, что гораздо ближе к эстонскому Раквере.

033-У замка

Еще до входа в замок можно было (бесплатно) почувствовать себя узником.

034-Узница
035-Узник

Кроме того, рекламные щиты (несколько поблекшие) перед входом содержали кое-какую полезную информацию.

036-Рекламный щит

Например, стоимость входных билетов (по-прежнему номинировалась в эстонских кронах с переводом в евро).

Перечень объектов для осмотра и развлечений гостей замка.

037-Рекламный щит

Также выяснилось, что в замке харчевня (в средневековом стиле) имеется: название - «Шенкенберг».

038-Рекламный щит

При входе в крепость справа на стене прикреплена была табличка, на которой еще можно прочесть русское слово «открыто».

039-Вход в замок
Вход в Замок
040-Вход в замок
041-Вход в замок

Гид Александр уже ждал нас, хотя мы чуть раньше назначенного времени явились. А конкретно - в 11-40. Предстал перед нами Александр в образе монаха: одет он был в рясу, на ногах – сандалии.

Стоимость входного билета в замок Раквере составляла 4,5 евро, услуга гида на группу от 3 до 5 человек – 20 евро.

Прежде всего Александр попросил нас напялить на себя белые мантии с черным крестом.

042-Флатрок
043-Флатрок

Мы со свояченицей надели, а жена отказалась, мотивируя отказ тем, что после вчерашнего падения с лестницы, ведущей на второй этаж (во время затянувшегося празднования трех Дней рождения кряду), у нее нога болит и ей не до тряпок вообще. Это была вполне уважительная причина.

-Туника эта флатроком называется, -пояснил Александр.- Что-то вроде мундира. А крест на флатроке – тевтонский, обозначающий принадлежность рыцаря к Тевтонскому ордену.

-Ага, -вспомнил я.- Ледовое побоище. Этот фильм я еще в детстве видел. Ну, там псы-рыцари, построение «свиньей», т.е. клином. Александр Невский, хитроумно устроивший битву на льду Чудского озера, где лед не выдержал и рыцари тупо (вместе с лошадками) утонули.

-Было такое сражение, -подтвердил Александр.- Только значение его сильно преувеличено.

-В 1136 году Новгород вышел из состава Киевской Руси и образовал Новгородскую республику. Территория республики пролегала от Балтийского моря до Уральских гор. Главным источником дохода Новгорода была торговля с западными странами, преимущественно с городами Ганзейского союза.

-В отличие от русских княжеств, законодательная власть в Новгороде принадлежала народному собранию - «вече», участие в котором принимало все мужское население Новгорода и принимало важные решения. На вече выбирали посадника (городского голову) - высшее должностное лицо в республике. Вторым по значимости лицом в республике был тысяцкий, в главную задачу которого входило управление новгородским ополчением.

-Князя с дружиной новгородцы сами приглашали к себе из русских княжеств, в основном из Владимиро-Суздальского. Власть князя в Новгороде ограничивалась ролью защитника новгородских владений. Т.е. князь вместе с дружиной были наемным войском, содержавшимся на средства налогоплательщиков (простых новгородцев).

-Новгород, являясь частью торгового пути «из варяг в греки», богател на транзитной торговле и являлся лакомой добычей. В конце 30-х годов 13-го века против Новгорода сформировалась католическая коалиция, целью которой являлся захват новгородских земель. Время выбрано было крайне удачно – большинство русских земель разорили монголо-татары, так что рассчитывать на помощь соседей Новгород не мог. Сам Новгород практически не пострадал – большинство его земель остались в стороне от татаро-монгольского нашествия.

-В июне 1240 года шведско-норвежская флотилия вошла в реку Неву. Цель скандинавов осталась неизвестной: то ли они пограбить собрались, то ли Новгород захватить. В месте впадения реки Ижоры в Неву на лагерь их неожиданно напал новгородский князь Александр Ярославич и разбил супостатов. За что получил прозвище «Невский».

-В августе 1240 года объединенное войско крестоносцев вторглось в псковские земли и Псков пал. Псков входил в Новгородскую республику, но обладал широкой автономией.

-Зимой 1240-1241 гг. случился конфликт между Александром Невским и новгородцами, опасавшимися усиления влияния князя. Князь обиделся и вместе с семьей и дружиной удалился в Переяславль-Залесский. Но уже весной 1241 года Александр Невский (по просьбе новгородцев) вернулся в Новгород. Оценив степень угрозы, князь попросил военную помощь у отца. Подкрепление собралось в Новгороде только через год.

-Освободив псковские и новгородские территории, Александр Невский решил наказать немцев и вторгся в их земли. И в апреле 1242 года состоялось сражение в районе Чудского озера, в котором русские действительно разгромили рыцарей. Место битвы до сих пор точно неизвестно, так как исчезли упоминаемые в летописях географические названия. Существует порядка 10 мест, где (предположительно) могло состояться сражение. Численность ливонского войска некоторые историки оценивают в 700-900 человек. Отступающего противника русские преследовали еще семь верст. Согласно Новгородской летописи, 400 немцев было убито и 50 взято в плен.

100-Рыцарь Тевтонского ордена

-Так что на битву это небольшое приграничное сражение никак не тянет. А уж на ту роль в истории, которую ему приписывают – тем более. Что же касается не выдержавшего вес рыцарей льда, то это – вообще миф. Вооружение и доспехи немецких рыцарей и русских дружинников весили примерно одинаково. Тем не менее, поражение при Чудском озере стало последней каплей, убедившей Ливонский орден не лезть (хотя бы в ближайшее время) в новгородские земли: в том же 1242 году Ливонский орден и Новгород заключили мирный договор.

-Мы с вами в Круглой башне находимся – возможно, в самом позднем строении замка. Прилегающие к подковообразной башне ворота использовались для доступа к верхним этажам замка.

044-Ворота башни

-В башне колодец имеется, решеткой железной закрытой. Вода из колодца для противопожарных целей (в том числе) использовалась.

045-Александр
046-Колодец
047-У колодца

-На подоконниках ядра сложены.

048-Ядра

-В дальнем углу – место для раздумий. Средневековая латрина, или отхожее место.

049-Латрина
050-Латрина
Латрина
051-Латрина

-Очень на сортир в Тауэре похоже, в Белой башне, -заметил я.

-Все средневековые крепостные туалеты по одному и тому же принципу устроены, -сообщил Александр.

052-Замок  Раквере
Замок Раквере

-А сейчас пойдемте во двор и проведем обычную рыцарскую тренировку.

053-Двор замка
Двор замка

-Перед нами столб, на перекладине которого щит с нарисованным крестом прикреплен. На другой стороне перекладины – мешок с песком. Я раскручиваю перекладину, а ваша задача – попасть копьем в щит и при этом от мешка увернуться.

054-Столб со щитом
Перекладина
055-Столб со щитом

Копья взяли мы со свояченицей. У меня попасть в щит и увернуться от мешка получилось, а вот свояченицу копье перевесило и она упала: мешок просвистел у нее над головой.

156-Рыцарские копья

-А Вы находчивый воин, -похвалил свояченицу Александр.

056-Двор замка
Двор замка

-В 1268 году объединенное войско новгородцев, псковичей и владимирских князей вторглось в Северную Эстонию, в датские владения, которые русские исконно своими считали. Перед этим послы Ордена и Дорпатского (Юрьевского) епископа заверили, что вмешиваться в ситуацию на стороне датчан не станут.

057-Двор замка

-Но в феврале 1268 года под Раковором русская рать (которая пришла брать город) неожиданно столкнулась с объединенным войском датчан, немецких рыцарей и воинов Юрьевского епископа Александра (во главе с самим епископом). Произошла жестокая битва, о результатах которой спорят до сих пор. Немецкие источники утверждают, что русские были разбиты, новгородские – что немцы, которые при этом еще и с поля битвы бежали. Потери с обеих сторон были огромными: у новгородцев посадник Михаил Федорович и еще 13 бояр (поименно перечисленных) погибли, других бояр и простых людей – без счета пало. Тысяцкий Кондрат и еще двое бояр вообще без вести пропали. Немецкие хронисты о своих потерях умалчивают, но упоминают, что погиб дорпатский епископ Александр.

058-Двор замка
Двор замка

-Тем не менее, поле боя за русскими осталось: три дня они собирали тела своих погибших, которых отвезли домой и там похоронили. Ни о каком дальнейшем завоевании Северной Эстонии речи уже не шло. И самое главное: численность объединенного войска крестоносцев оценивается в 18 тысяч, что в 20 раз больше, чем в битве при Чудском озере. Но о Раковорском сражении (в отличие от Ледового побоища) мало кто слышал.

059-Ливонская Конфедерация 1260

-А сейчас мы в средневековый лазарет отправимся – лечиться.

060-Лазарет

-Это средневековая больничная койка.

061-Лазарет

-Это - полки с лекарственными препаратами. Здесь на полочке – подсвечник с лекарственным справочником, стеклянные банки (простуду лечить).

062-Лазарет

063-Лазарет
064-Лазарет

-На этом плакате доктор изображен: в противочумном костюме.

065-Лазарет

-В Средние века считали, что каждое зодиакальное созвездие на определенный орган (или часть) человеческого тела влияет. Кто из вас лечиться будет?

066-Плакат
067-Плакат

-Она, -указали мы со свояченицей (одновременно) на жену.

Александр оказался настоящим актером, устроив целое шоу. Прежде всего, он осведомился у жены кто она по знаку Зодиака.

-Весы, -ответила жена.

-Людей этого знака часто от алкоголизма лечили, -сообщил Александр.

-Я только вино пью, -оправдывалась жена.- И только белое.

-То-то я гляжу – бледная, -ухмыльнулся Александр.- Ну ничего, сейчас мы кровь отворим. Кровопускание в Средние века было основным методом лечения.

068-Лечение

Резать запястье он (конечно) не стал, изобразив порез полоской йода, а запястье бинтом замотал.

069-Лечение

Далее Александр вывел нас во двор замка и продемонстрировал пушку, а заодно и нехитрые самодельные аттракционы, предназначенные для туристов. Он рассказал, что замок ориентирован на платные экскурсии.

070-Пушка
071-Пушка

Для этого замок и восстановили (по камешку). И продолжают восстанавливать – по мере финансовых возможностей. Можно, конечно, охать и ахать по поводу «новодела», но для такого маленького городка, как Раквере, замок – это основная фишка для туристов. Ну кто поедет смотреть на кучу известняковых обломков? А на восстановленный средневековый замок - поедут.

072-Внутренний двор
Двор замка

-Известняк – национальный камень, -рассказывал Александр.- В нем разные слои имеются: что-то для наружных стен походит, что-то – для внутренней отделки.

073-Внутренний двор

Во время нашей экскурсии было две попытки к ней присоседиться, но Александр их пресекал моментально, заявляя «зайцам», что экскурсия – платная.

-Такое часто бывает, -пояснил Александр.- Не у всех 20 евро есть – за экскурсию заплатить.

076-Внутренний двор

-А что без экскурсии тут вообще делать? –удивились мы.

-Нечего, -подтвердил Александр.- Я согласен.

074-Внутренний двор
075-Внутренний двор

И повлек меня к позорному столбу.

077-Позорный столб

-Позорный столб предназначался для наказания провинившихся рыцарей, -рассказывал Александр.- Да и не только рыцарей.

078-Позорный столб

-Постоишь так денек в позе буквы «зю» - сразу вину осознаешь. Но благородная дама могла спасти провинившегося, встав перед ним на колени и прося для узника пощады.

Что жена и исполнила, после чего меня на волю выпустили.

079-Позорный столб

В замке и скотный двор имелся: гуси и козы.

080-Гуси

-Знакомьтесь, -предложил Александр.- Козел Василий, его жена Мутти и их сын Элвис. Мутти по-немецки – мама, по-эстонски – старуха.

081-Козел Василий

-Козлы между собой дерутся часто, потому что на вольном выпасе находятся. Свиней в замке крестоносцы не держали.

082-Коза Мутти

-А сейчас в подземелье замка отправимся, там историческая экспозиция организована. Экспозиция – потому что до полноценного музея подземелье (пока) не дотягивает. Заметьте: эта и все другие камеры по часам открываются, а нам откроют сразу.

083-Подземелья замка

-Итак, краткая история замка Раквере. В 5-6 веках н.э. эсты построили здесь деревянную крепость. В 1220-1227 годах в крепости проживал и проповедовал католический священник Иоанн. В 1226 года название Тарванпяэ (Раквере) впервые упомянуто в Ливонской летописи Генриха Латыша.

-В 1227-1237 гг. крепость принадлежала ливонскому Ордену меченосцев.

-Я уже упоминал о тевтонских и ливонских рыцарях. Но история Эстонии не только с ними связана.

085-Музей

-В 12-13-х веках Датская монархия на пике могущества находилась. Датский флот доминировал на Балтийском море, но на востоке Балтики на датские корабли нападали пираты, в том числе и эстские. Стремясь превратить Балтийское море во внутреннее «Датское озеро» и обезопасить себя от пиратов, датчане в 1219 году захватили Северную Эстонию. Из-за относительной удаленности Дании и малочисленности ее населения колонизацию Прибалтики осуществляли немецкие наемники.

-В это же время началась колонизация балтийских земель немецким рыцарством, для чего в 1202 году был создан Орден меченосцев. Название Ордена произошло от изображения на плащах рыцарей красного меча с крестом тамплиеров. Орден меченосцев был небольшим и (если можно так выразиться) местечковым – большинство его рыцарей из мелких дворян происходило.

090-Подземелья замка

-Вторжение датчан привело к их конфликту с меченосцами, которые в 1227 году захватили принадлежавшую датчанам Северную Эстонию, включая Ревель. История Ордена меченосцев была яркой, но очень недолгой. В 1236 году в битве при Сауле Орден практически полностью разгромили литовцы.

091-Подземелья замка

-В 1237 году остатки рыцарей Ордена меченосцев влились в Тевтонский орден, сменив свои одеяния с красными крестами и мечами на белые плащи с черными крестами тевтонских рыцарей. Вот как раз этот постер смену одеяний рыцарей иллюстрирует.

086-Музей

-Однако Дания, контролировавшая все морские перевозки на Балтике настолько, что могла и с рыцарскими кораблями поступать, как пожелает, поставила жесткое условие для этого объединения – возвращение меченосцами всей завоеванной датчанами Северной Эстонии.

087-Музей

-Это условие было выполнено: и с 1238 года (по 1346 год) Раквере принадлежал датчанам. При них построили первую каменную стену вокруг замка и некоторые каменные строения внутри периметра. К 1252 году относится первое письменное упоминание нового названия Раквере – Везенберг.

092-Подземелья замка

-Основная проблема Дании в захваченных ею землях Прибалтики заключалась в составе колонистов, эти земли осваивающих: из-за малонаселенности самой Дании 80% колонистов, наделенных дворянскими титулами, составляли немцы; 18% - датчане и около 2% - эсты, принявшие христианство. Естественно, что со временем датчане онемечились (не говоря уже об эстах-христианах).

093-Подземелья замка

-Остатки Ордена Меченосцев, влившиеся в Тевтонский орден, стали его филиалом под названием Ливонский орден. Ливонский орден наследовал земли, находившиеся во владении ордена Меченосцев. В 1346 году Дания продает свои эстонские владения Тевтонскому ордену, а тот через год (в свою очередь) – Ливонскому.

094-Подземелья замка

-Ливония (она же Лифляндия) – историческая область на территории современных Латвии и Эстонии. Названа немецкими рыцарями-крестоносцами по имени одного из проживавших на этой территории племен – ливов.

095-Подземелья замка

-Перед нами административная схема управления Тевтонским орденом в Эстонии 15-го века.

084-Структура Тевтонского ордена в Эстонии

-Земли Ордена в Эстонии поделены были на 6 областей (комтурств), со временем (по мере присоединения новых земель) к ним прибавилось 9 фогств (более мелких областей). Фогт также выполнял судебные и административные функции и имел свой замок, но число проживающих в нем рыцарей было невелико. Раквере был центром одного из 9 эстонских фогств.

096-Подземелья замка

-Более двух веков, с 1347 по 1558 годы, замком Раквере (теперь уже – Везенберг) владел Ливонский орден, который за это время по сути замок и отстроил, выстроив внутри конвент (братский дом) - четырехугольное здание с внутренним двором.

097-Подземелья замка

-Вот так выглядел замок Раквере при рыцарях. Достаточно внушительная крепость.

088-Макет замка Раквере

-В 1558 году началась Ливонская война и в том же году русские войска взяли Нарву, после чего ливонский гарнизон в полном составе (11 человек) покинул замок Везенберг, который занял русский отряд. Фогта, сдавшего замок русским, по прибытии в Ревель в тюрьму посадили, да еще на несколько тысяч талеров оштрафовали.

089-Макет замка Раквере

-Рыцари в Раквере так больше и не вернулись. Более того, в 1561 году Ливонский орден, потерпев ряд поражений от русских войск, прекратил свое существование, а последний его магистр Готхард фон Кетлер, приняв лютеранство, стал первым герцогом Курляндии.

099-Хроника

-Здесь на стене висит список всех гроссмейстеров Ордена, Готхард Кетлер – на самой нижней строчке.

098-Список гроссмейстеров

После захвата Везенберга русскими город был значительно укреплен и стал уездным центром. В 1562 году в уезде и помещики появились. Но жить спокойно городу и уезду не давали: на него нападали и в 1568, и в 1572 году.

-В январе 1574 года Везенберг осадили шведы, одним из командующих которых был знаменитый Понтус де ла Гарди. Осада длилась три месяца, шведское войско во время трех штурмов понесло существенные потери – и все без толку. В составе шведского войска, кроме самих шведов, воевали наемники – немцы и шотландцы, которые не очень между собой ладили. Неудачная осада и подходящие к концу запасы провианта привели к конфликтам между немцами и шотландцами. В провале штурмов немцы обвинили шотландцев: те якобы уклонялись от сражений. Возникла потасовка, переросшая в бой. Командующие шведов попытались вмешаться, но на них также напали и они сбежали.

-После этого шотландцы захватили немецкую артиллерию и стали палить по немецкой коннице, которая в ответ начала рубить шотландцев. Погибло 1500 шотландских наемников и 30 немецких, 70 шотландцев сбежали к русским. Осада была сорвана.

-Летом 1579 года «эстонский Ганнибал» Иво Шенкенберг, сын таллиннского чеканщика монет, возглавлявший партизанский отряд из эстонских крестьян, напал на крепость, но был захвачен в плен и отвезен в Псков, где его по личному указанию Ивана Грозного казнили. Харчевня в крепости в честь Иво Шенкенберга названа.

-В 1581 шведы во главе с де ла Гарди вновь осадили замок и на этот раз его взяли. Деревянный город сгорел, часть крепостной стены замка была разрушена. В 1583 году Везенберг окончательно отошел к Швеции.

-В 1602 году во время польско-шведской войны поляки захватили замок, а шведы в 1605 году его отвоевали, заодно и разрушив. В 1635 королева Кристина Шведская исключила Раквере из списка крепостей.

101-Лаборатория

-А сейчас мы с вами в научную лабораторию отправимся: порох изобретать. Кто помнит, из чего порох состоит?

102-Лаборатория
Лаборатория
103-Лаборатория

-Древесный уголь и селитра, кажется, -промямлил я.

-Почти правильно, -одобрительно улыбнулся Александр.- Еще сера.

И мы принялись готовить черный (дымный) порох, изобретенный еще китайцами в незапамятные времена.

Я толок древесный уголь.

104-Уголь

Свояченица добавляла серу и все перемешивала.

105-Сера

Жена завершила процесс, добавив селитру.

106-Селитра

А потом мы вынесли полученную смесь во двор и подожгли.

107-Порох
108-Порох

Запах был ужасный, но нас переполняла гордость: мы сами порох сделали!

109-Порох
110-Двор замка
Внутренний двор замка
111-Двор замка

После изготовления пороха отправились в камеру пыток.

112-Камера пыток
113-Камера пыток
114-Камера пыток
116-Камера пыток

115-Камера пыток
118-Камера пыток

117-Камера пыток

Из камеры пыток прошли в пещеру с ужастиками, в том числе и с «Пляской Смерти».

119-Пляска Смерти

Потом прогулялись по Дороге в Ад – лабиринт ужасов в лондонском музее мадам Тюссо было страшнее. В конце лабиринта нас уже ждал Александр.

120-В камере

И мы вступили на деревянный помост.

121-Обманный мостик

-Это обманный мостик, -сообщил Александр.- В нужный момент проваливается вниз вместе со стоящим на нем человеком – прямо в тюремную камеру.

122-Двор замка

-Сейчас мы винный погреб посетим.

123-Винный погреб
125-Винный погреб

124-Винный погреб

Выйдя из погреба, увидели вдалеке памятник быку, к которому планировали после посещения замка отправиться.

126-Памятник быку

Кроме того, с этого ракурса стало совершенно очевидно, что стены замка еще восстанавливать и восстанавливать – уж больно поляки со шведами постарались.

127-Развалины замка
128-Развалины замка
129-Замок

Экскурсия закончилась ровно через два часа, в 13-40. Мы поблагодарили Александра и решили немного побродить по замку.

130-Здание конвента
Здание Конвента

Поднялись на второй этаж здания конвента.

Посидели по очереди в кресле фогта (начальника замка).

133-Кресло фогта

131-Кресло фогта
132-Кресло фогта

134-Здание Конвента
135-Здание Конвента

И тут в большом зале я обнаружил развешанные на стене образцы холодного оружия.

136-Здание Конвента. Главный зал

И не успокоился, пока не сфотографировал их все.

141-Мечи
143-Абордажная сабля

Вплоть до римского гладиуса.

149-Гладиус
Гладиус

Понятно, что это были дешевые копии, но парочки из них все равно не хватало – мечи то закреплены не были. Специально, чтобы гости в руках их подержать могли.

147-Пропавшие мечи

Сабля

148-Меч викинга

Меч викинга

Заглянули в рефекториум – зал для совместной трапезы рыцарей.

150-Рефекториум
Рефекториум
152-Рефекториум

151-Рефекториум
153-Рефекториум
155-Бойница

154-Внутренний двор замка
160-Двор замка

Во дворе замка тренировка будущих рыцарей во флатроках была в самом разгаре.

157-Тренировка юных рыцарей
158-Тренировка юных рыцарей
159-Тренировка юных рыцарей

Между тем барышни решительным шагом направились в харчевню «Шенкенберг», но довольно быстро оттуда вышли.

161-Двор замка
162-Харчевня

-Суп и горячее минут через 40 приготовить обещали, -комментировала свояченица.

-Может быть этому самому «эстонскому Ганнибалу» с явно немецкой фамилией Шенкенберг торопиться и некуда было, -добавила жена.- А нам еще в Таллинн вернуться нужно. Да и меню скудное. Кроме того, «партизанская» пища может скверно на наших желудках сказаться. Лучше в городе перекусим.

Пока барышни в харчевне были, я рассматривал пушку на лафете, располагавшуюся на деревянном помосте. Ну как пушку – скорее пушечку.

164-Сигнальная пушка

-Именно из такой по воробьям палить и можно, -решил я.

163-Сигнальная пушка

Гораздо позднее обнаружил я русскоязычную версию сайта замка. Там и про пушки написано. Правда, сложилось ощущение, что оригинальный текст на русский через он-лайн переводчик перевели. Забавно получилось:

«Сегодня в городище Раквере имеется шесть готовые к бою пушки, которые могут в любое время выстрелить.

«Призрак» является копией картауна Бургундии, исходящего из 1470 года, «Соловей» является исходящей из конца 17 века копией отлитой по чертежам шведской армии полевой пушки. Обе пушки используются в торжественных случаях, или во время происхождения более существенного боя. Ежедневные сигналы производятся из копии маленькой, исходящей из 17 века, сигнальной пушки, оригинал которого находится в исторической комнате. При необходимости можно использовать два маленьких миномета. Все пушки стреляют черным порохом.

Желающие могут заказать у орудийной команды городища пушечный выстрел.

Мушкетов, как с фитильным, так и кремневым замком, в городище примерно десяток, все они в боевой готовности и заряжены чёрным порохом, способные стрелять на довольно-таки большое расстояние. Также пистолеты типа 16 века, которые у солдат городища при необходимости заткнуты за пояс.»

Про минометы я вообще не понял: возможно, какие-нибудь мортирки в виду имелись. Зато уяснил, что «городище Раквере» до зубов вооружено. А пушчонка на помосте (надо полагать) – сигнальная.

И мы отправились к быку.

Александр не обманул – козы действительно паслись возле замка вполне самостоятельно.
165-Козы у замка
166-Замок Раквере

С определенного ракурса замок Раквере полной развалиной выглядел.

167-Замок Раквере
168-Замок Раквере

Не спеша добрались до статуи быка, который (естественно) оказался диким, т.е. туром. Последний тур на Земле погиб в 1627 году, в Польше.

169-Статуя тура, символ Раквере

«Настоящим символом Раквере является статуя быка, которая располагается сразу напротив замка Раквере, на высоком холме, как бы возвышаясь над городом. Статуя представляет собой огромного тура с изогнутыми длинными рогами…

170-Статуя тура, символ Раквере

Скульптура сравнительно молода, она была установлена 15 июня 2002 года в день 700-летия Раквере, и провозглашена символом города. Автором скульптуры является эстонский архитектор Тауно Кангро. Бронзовый бык весом в семь тонн, длиной в семь метров и высотой в пять вместе с основанием, стоит на прямоугольном гранитном постаменте, на фасаде которого выгравирован герб города. По обеим сторонам постамента выгравирована кратная история Раквере на шести языках (эстонском, русском, немецком, шведском, польском и датском) и имена спонсоров, кто финансово поддержал этот дорогостоящий проект скульптуры…

171-Статуя тура, символ Раквере

Городская легенда гласит, что если потереть «фамильные драгоценности» этого бычка, можно наделить себя плодовитостью и здоровьем. Поэтому неудивительно, что эта часть у него самая блестящая…»

172-Статуя тура, символ Раквере
173-Статуя тура, символ Раквере

К этому блестящему описанию стоит добавить, что вес статуи (семь тонн) объясняется просто: она не полая, а отлита целиком из бронзы. Спасибо спонсорам.

И второе: про «городскую легенду», из пальца (как обычно) высосанную. Гениталии у «бычка» не блестят. От слова совсем. Потому что нужно быть очень высоким и при этом весьма спортивным человеком, дабы до этих самых гениталий добраться. Или лесенку к памятнику с собой принести. Обожаю журналистов.

174-Статуя тура, символ Раквере

Бросив прощальные взоры и на быка (тура), и на замок, спустились в город по той же самой лестнице. По пути встретилась совершенно ничейная яблонька с очень вкусными яблочками.

175-Статуя тура, символ Раквере
176-Замок Раквере
177-Замок Раквере
178-Замок Раквере
179-Лестница

Мы их попробовали и они нам понравились.

180-Ракверские яблочки
181-Раквере
182-Раквере. Центральная площадь

Шли мы недолго. Дойдя до Центральной площади, свернули за угол и увидели «Art Cafe» с внутренним двориком. Его нам Александр отрекомендовал.

183-Арткафе
184-Арткафе

Погода была отличной и мы выбрали столик на улице. С учетом того, что последний раз ели мы вчера, аппетит после прогулки по Раквере разыгрался. Так что заказали мы три яичницы с беконом, два кебаба, три пива для нас с женой и ирландский кофе для свояченицы.

185-Арткафе

Официантка не говорила ни по-русски, ни по-английски. С подобной ситуацией мы уже в Тарту сталкивались: русский эстонцы позабыли, а английский еще не выучили. По крайней мере, в провинции. Но кое-как объяснились.

Проглотив все это, попросили еще три Liri Cofee с мороженым микс. Счет вышел на 41-90. Оставив 44 евро и взглянув на свадебный кортеж, отправились на автостанцию. На часах 15-40 значилось и пора уже было озаботиться билетами на автобус.

186-Свадебный кортеж

Не доходя до автобусной станции, на Центральной площади наткнулись на забавный памятник юному велосипедисту.

187-Памятник Арво Пярту
Памятник Арво Пярту

Позже выяснили, что скульптура эта «Юноша на велосипеде слушает музыку» называется и установлена в 2010 году в честь эстонского композитора Арво Пярта. Родился композитор в городе Пайде, но является почетным гражданином Раквере.

188-Памятник Арво Пярту

Когда-то Пайде, находящийся в центре Эстонии, Вайсенштейном назывался. И именно при его штурме 1 января 1573 года пуля убила знаменитого Малюту Скуратова.

189-Раквере

Билет на автобус стоил те же самые 6-20 и отправлялся в Таллинн в 16-25. Правда, номер он имел почему то не 592, а 746, но прибывал в Таллинн (без остановок) через те же самые полтора часа, в 17-55. Пришлось подождать автобус на скамеечке. Со скуки я на автостанции рубашку себе за 17 и пепельницу за 5 евро купил.

190-Раквере

От Таллинна до Раквере - 99 км, а от Раквере до Нарвы - 117 км. То есть Раквере все же ближе к Таллинну, чем к Нарве.

191-Дорожный знак

В Таллинн автобус полупустым отправился, что было и понятно: пятница, на уикэнд все из Таллинна (вместе с нами) еще утром уехали.

В автобусе барышни сладко спали и даже не заметили, что на полпути автобус остановился, в него зашел контролер (как по дороге из Тарту) и проверил у всех пассажиров билеты. Хорошо хоть все наши билеты у меня были.

В 17-55 автобус прибыл на автостанцию в Таллинн. Я предложил зайти в Нигулисте и мы взяли такси: пешком идти сил уже не было. Такси до Нигулисте обошлось нам в 4-08 – дешевле, чем если бы мы на трамвае поехали.

Поднялись к Нигулисте, но оказалось, что музей до 17-00 работает (со среды по воскресенье) и был уже закрыт.

192-Нигулисте
Нигулисте
194-Нигулисте

193-Нигулисте
195-Иформационное бюро
Информационное бюро

По улице Харью перешли на улицу Ванна-Пости и по ней обогнули кинотеатр «Сыпрус»

196-Улица Харью
Улица Харью

200-Карта

197-Кинотеатр
Кинотеатр
198-Кинотеатр
199-Кинотеатр

На маленькой площади Карьявярава, напротив кинотеатра «Сыпрус», между улицами Суур-Карья, Ванна-Пости и Мюйривахе, в 2010 году установили памятник трубочисту. Его мы случайно и обнаружили.

203-Памятник трубочисту
204-Памятник трубочисту

Памятник «Счастливому трубочисту» создал эстонский скульптор Тауно Кангро (тот, который в Раквере тура изваял) на средства расположенного рядом с памятником отеля. Утверждают, что этот памятник стал одним из самых известных памятников Эстонии и неофициальным символом Таллина.

201-Памятник трубочисту

Поскольку в Таллинне много старых печей, то существуют и настоящие трубочисты.

У скульптуры нужно потереть пуговицы – это приносит удачу.

202-Памятник трубочисту

По улице Суур-Карья добрались до Виру. Домой нам пока не хотелось и мы решили поужинать в австралийском ресторане «Goodwin». Том самом заведении, на скамеечке у которого присела бронзовая корова авторства того же самого скульптора, который и трубочиста создал.

205-Суур-Карья
Суур-Карья
206-Суур-Карья
207-Корова
208-Гудвин
209-Гудвин

Расположились мы на веранде, на улице.

212-Гудвин
213-Гудвин

С выбором блюд мудрствовать особо не стали, заказав три стейка «Рибай» (по 18-50), а к ним соленья. Запивали мясо сухим сидром (4-00 за пинту).

210-Меню
211-Стол

Мимо нас по улице Виру продефилировала таратайка с горячими эстонскими парнями, встречавшими вечер пятницы полуобнаженными.

214-Горячие эстонские парни
215-Горячие эстонские парни

Ужин обошелся нам в 85 евро. Расплатившись, вышли через Вирусские ворота и вызвали такси.

218-У Вирусских ворот
219-У Вирусских ворот
220-У Вирусских ворот
221-У Вирусских ворот

Мы уже знали правильный маршрут до дома в Вимси. По нашим наблюдениям, поездка по нему обходилась от 8-30 до 9-10 евро. Приехав домой, открыли белое чилийское вино. Хозяйка Лена (после вчерашних Дней рождений) пила пиво «Старый мельник».

В 23-00 на пороге нарисовался хозяин Володя, вернувшийся из полетов, и произнес только одно слово, обратившись к жене:

-Наливай!

Анатолий Новак,

05 июня 2020 года

P.S.

Из дневника Игоря Северянина:

«9 июня 1923 года

Зато удалось устроить по концерту в Везенберге и Нарве. Нарва дала…600 марок, а Везенберг…1500 марок убытку! Дождался, досиделся: мои вечера дают убыток! Это мои-то вечера!»