Часть 4.2. ИРАН (Пустыни Даште Кевир и Даште-Лут)

Колодец в пустыне Колодец в пустыне
Загадочные следы в пустыне Загадочные следы в пустыне
Варан Варан
Неземные пейзажи Неземные пейзажи
Заброшенный аул Заброшенный аул
Просторы Просторы
Пустыня может быть красной Пустыня может быть красной
Оазис Оазис
Съемки сериала Съемки сериала
Соленая река - бирюзовая вода, белые берега Соленая река - бирюзовая вода, белые берега
Прощай, кузов! Едем по крепкому солевому раствору Прощай, кузов! Едем по крепкому солевому раствору
Неудачная попытка форсировать брод. Температура под 40 Неудачная попытка форсировать брод. Температура под 40
Пустыня Даште Кевир Пустыня Даште Кевир
Наши "опекуны", непустившие в "ад" Наши "опекуны", непустившие в "ад"
Просто маленькое селение Просто маленькое селение
Пустыня Даште Кевир Пустыня Даште Кевир
Импозантный бензовоз Импозантный бензовоз
засуха засуха
Саксаул и солончак Саксаул и солончак
А вот такие у них дороги! А вот такие у них дороги!
Одинокий саксаул Одинокий саксаул
Оазис Оазис
Чай, самовар Чай, самовар
Глинобитные сооружения. Глинобитные сооружения.
Попутчик Попутчик
Даште Лут Даште Лут
Марсианские пейзажи Даште Лут Марсианские пейзажи Даште Лут
Солевые потоку как ледники Солевые потоку как ледники
Белая река Белая река
Обреченность Обреченность
Все участники экспедиции Все участники экспедиции
Закат в пустыне Закат в пустыне
Все ближе и ближе к самому жаркому месту Все ближе и ближе к самому жаркому месту
Форсируем  брод Форсируем брод
Пейзаж разрушенных городов Пейзаж разрушенных городов
Вроде сухо, но лучше след в след не ехать Вроде сухо, но лучше след в след не ехать
Выезд из Даште Лут Выезд из Даште Лут
13.05.09

С утра мы проснулись под приятный мелодичный перезвон. Оба на! Нас с разных сторон обходят пасущиеся стада овец и коров! Вот так! А с вечера казалось абсолютно безлюдное место!

«Встаем» на дорогу в пустыню Даште Кевир (соляная пустыня). Вот вроде бы мы уже видели пустыню (Каракумы), но они абсолютно непохожи друг на друга! Единственное что их объединяет это разнообразие! Мы осматриваем встречающиеся по дороге старые колодцы, устраиваем фотосессию с черепахами.

Сезонное пастбище: загоны для овец, поилки из разрезанных колес. Там встречаем большого варана, недовольный нашим вмешательством в его личную жизнь он издает пугающее шипение!

Вид из окна постоянно меняется то, ровная как стол, растрескавшаяся желтая поверхность без единого растения, то каменистые горы серого, красного цветов. Проезжаем заброшенные аулы, встречаются диковинные растения и даже деревья. Посреди дороги проезжаем жилой аул – среди безжизненной природы колосится зеленое поле!
Вдруг на горизонте показались силуэты пальм – это оазис и небольшой городок Торуд.

И…. нас встречает с флагами группа в красных национальных одеждах, воинствующего вида… Да уж! Жаждали национального колорита – ловите! Чуть позже становится ясно – снимается кино, вернее сериал. Люди забирались подальше от цивилизации для съемок исторического фильма, а тут им на заднем плане 3 внедорожника! Из России! Обсудив современное кино, Михалкова, Эйзенштейна, Канны и попив чайку, мы распрощались!

Въехали в город, и тут нам приходит в голову светлая мысль – А не купить ли нам хлеба? Мы заходим в магазин и пытаемся с помощью минимального разговорника и жестов объяснить, что нам нужен хлеб! Продавец нас "не понимать", а вот бородатый человек (Борода), стоящий в очереди "speak English". Контакт найден, но не хлеб! Мы приехали поздно, и хлеба нет. (Каждая семья выпекает хлеб для себя сама, а если надо купить, то в небольших городах только с утра). Ну, ладно! Выходим из магазина, а около наших машин полицейский на мотоцикле. «Борода» переводит, что нас зовут «в гости» в местное отделение полиции. Он поедет с нами, чтобы перевести беседу. Да, уж сходили за хлебушком! Разворачиваемся и едем колонной в сопровождении полицейских на мотоциклах в отделение. /Я забыла написать, когда мы свернули на проселочную дорогу, там был какой-то плакат. Желтый фон и синие буковки, мы решили, что если бы было что-то очень важное, фон был бы красным, а буквы белыми… как-то так/

Здание полиции находилось за забором с колючей проволокой, ворота отворились и мы припарковались во внутреннем дворе. Пашу, Олега и Сашу со всеми паспортами пригласили в полицию, а мы «бесправные женщины Востока» остались томиться в неизвестности в машинах. Время шло бесконечно долго! Наконец, наши вышли из полиции с довольными, улыбающимися лицами.

- Ну что? Ну как?
- Да ничего, все нормально, проверили документы, пригласили на обед!
-???
- Мы отказались, нам надо ехать!

Отлично! На волю! В пампасы! Дорогу из города в пампасы нам показывал на мотоцикле «Борода», откуда-то притащили лепешки хлеба и дали нам; в очередной раз была предпринята попытка (уже другими людьми) зазвать нас на обед. Excuse me, нам в пустыню! Наши с «Бородой» представления о пампасах сильно разнились! Нам в пустыню, где в наших картах была обозначена дорога, он же нас упрямо «ставил» на настоящую дорогу. Поняв бесполезность переговоров («умом Россию не понять!», а ум был на стороне иранца), мы «согласились» ехать по асфальту. Тепло попрощавшись с «Бородой», мы постояли и съехали с асфальта….

Полная безжизненность желтая, красная, коричневая земля, белые, как снег, соляные реки с бирюзовым рассолом. Рука опущенная в эту воду, высыхая покрывается кристаллами соли. Едем по высохшим белым руслам – если не говорить, когда сделана фотография, то первая мысль – зима! Очень тяжело поверить, что температура далеко за тридцать!

Дорога постепенно исчезает, зато появляется брод, в который Паша и влетает! Предварительно откопав колеса из соли(!), с помощью лебедки, Деф выползает на твердую землю. Наверно где-то есть другой заезд, возвращаемся и решаем поискать на выезде из города еще один путь в пустыню. Объезжая, центральные улицы как можно дальше, мы попадаем на улицы чуть шире Патруля, делаем круг, и….. сталкиваемся с нашим старым знакомым! Осознав, что свой долг перед гостями не выполнен, он нас опять провожает на дорогу. Мы повторяем свой маневр (только теперь нам приходится по ней отъехать подальше, ведь «Борода» решил проконтролировать процесс!) и опять ищем дорогу!

Исколесив все вдоль и поперек, мы «встаем» на нашу дорогу. Бурно обсуждаем сегодняшнее приключение! Устраиваем фотосессию в красивом месте: с высоты открывается волшебный вид на пустыню!

Скидываем платки! И… замечаем приближающиеся к нам облака пыли. Из пыли материализуются три мотоцикла, военные с автоматами и… наш бородатый друг!!! Думаете, что у них в голосе появились недобрые интонации? Отнюдь! Дружелюбным голосом нам в 101-й раз, объяснили, что ехать туда нельзя! Слова «Там ад! Вы погибнете!!!» и аргументы в виде висящих за спиной автоматов подействовали на нас.

На этот раз мы решили ехать по асфальту! Хотя было интересно, на чем бы они приехали в четвертый раз? Кавалькадой из машин и мотоциклов выезжаем на дорогу и прощаемся, уже насовсем!

/Чтобы понять отношение: Нас возвращали на асфальт, как кошка за загривок возвращает своих бестолковых котят на место! А чтобы понять абсурдность этой ситуации для нашего сознания: Это как где-нибудь в Лешуконском, нам не давали бы въехать на болото или зимник./

Едем по трассе, недалеко виднеется небольшой городок, решаем завернуть и проехать через него. Может там есть магазин? Хорошая идея, главное оригинальная ;-)

Дежавю, нас догоняет Тойота пикап с зеленой полосой, и… мы едем… в полицейский участок! У нас забирают паспорта, мы остаемся во дворе. С нами стоит несколько полицейских, с интересом рассматривающих гостей из России. Во дворе полиции волейбольная площадка (вообще все полицейские, которые встречались нам в Иране спортивные, подтянутые ребята), чтобы как-то сгладить паузу, начинаем разговор:

- Волейбол?
- Футбол?
Утвердительный кивок.
- Бекхэм?
Улыбаются, и вдруг в ответ с акцентом:
- Аршавин! Павлюченко! Челси! Абрамович!
Мы в ауте!

Нам возвращают документы, поят холодной водой, желают счастливого пути и предупреждают, что трасса опасна! Блин, как сговорились!

Далее пустыню Деште-Кевир мы пересекли по асфальту. Вокруг только безжизненные солончаки, без единой травинки и намека на жизнь. Градусов 40, на небе ни облачка. Так что на счет ада, Борода был прав!

Отличный асфальт, красная холмистая местность! Где-то за таким холмом мы и разбили лагерь.

14.05.09

Ко всему привыкаешь, и вот уже старые строения, солончаки кажутся чем-то обыденным. Температура снова приближается к 40. Мы движемся на юг!

Про дороги я уже писала, но не грех повториться. Стыдно за нашу страну, с нашими дорогами! В Иране с его сложным рельефом, с относительно небольшим населением, экономическими санкциями, дороги на порядок лучше наших и по качеству асфальта, и по организации движения: встречные полосы зачастую разнесены друг от друга метров на 50 минимум! При маленьком трафике движение доставляет наслаждение (исключение города!!!)! Еще бы температуру бы понизить градусов на 10 и было бы все отлично!

Вид за окном не балует разнообразием, но он настолько необычен, что вглядываясь в безжизненные горизонты ощущаешь себя то на Марсе, то на Луне. Меняется восприятие: вот кажется озеро близко-близко, а по карте до него километров восемь; по всем ощущениям затяжной подъем, а ты спускаешься и наоборот.

Где-то здесь в центре Ирана потерпела крах в 1982 году операция американских спецслужб «Коготь орла». Впервые о ней я услышала в Москве от Паши. История более похожая на сюжет блокбастера, нежели на реальность.

/Кратко: В 1979 году в Иране произошла революция, шах был свергнут, а во главе страны стал аятолла Хомейни. В Тегеране взяли в заложники всех сотрудников американского посольства. Переговоры успеха не имели, поэтому было решено провести секретную военную операцию. По плану подразделение «Дельта» должно было развернуть опорную базу в безлюдной пустыне в 300-400 километрах от Тегерана, туда должны были прилететь штук 6 самолетов «Геркулес» с топливом и спецназовцами и 8 вертолетов. После этого вертолеты с «Дельтой» направляются в сторону Тегерана и под покровом ночи спасают заложников и вывозят их за границы Ирана. Happy end.

Но все пошло не по плану: Когда три «Геркулеса» с «Дельтой» высадились в безлюдной пустыне … мимо (случайно, так) проезжал иранский автобус с пассажирами(!). Автобус пришлось задержать. Потом показался бензовоз с грузовиком, бензовоз подорвали (тоже случайно), а грузовик успел скрыться. Вроде провал, но нет, американские хлопцы решают продолжать операцию. Половина самолетов улетает (топливо и людей привезли). Из 8-ми вертолетов из-за песчаной бури до лагеря долетают только 6. Из 6-ти один ломается. Принимают решение сворачивать операцию. Спецназовцы грузятся в самолет, но один из взлетевших вертолетов врезается в «Геркулес». Взрываются топливо, снаряды. Погибли люди. Уцелевшие спецназовцы и летчики улетели на оставшихся самолетах (-е), вертолеты уничтожили с воздуха. /


Вот местонахождение этой базы в пустыне мы и искали. Сухой климат давал надежду, что какие-то следы, несмотря на долгий срок все-таки остались. Мы явно где-то рядом! Кругом ровная пустыня, да и старая асфальтированная дорога, прямая как стрела идеально подходит для роли аэродрома! Воображение рисовало сцены из прошлого. Мы бороздили пространство в поисках следов, но безрезультатно. Почти отчаявшись, едем в сторону одинокой мечети в пустыне, и… понимаем, что мы на месте!

Восприняв те далекие события, как волю Аллаха, иранцы построили рядом мечеть и что-то типа площадки для проведения «линеек в пионерлагере» (она такая же заброшенная, как и наши п/л) с просветительским щитом, наглядно демонстрирующим всю историю спецоперации. Бродя вокруг этой площадки, и ковыряя ногами гальку, мы находим свидетельства тех событий: оплавившееся авиационное стекло, старые гильзы, заклепки с надписью “USA”…

Саша остается в машине, и когда мы, довольные своими находками, возвращаемся к нему, застаем его в компании полицейских. Очередная проверка документов, в этих местах туристы явно в диковинку! Мои документы проверили без меня (что значит женщина в исламской стране)!

Далее по пути у нас город Табас. Осматриваем комплекс на центральной площади.

В стенах в полукруглых нишах прячась в тени от палящего солнца отдыхают иранцы. Расстилают небольшие ковры и пьют чай.

Площадь города заставлена самоварами на газу. Много мелких закусочных. Малодушничаем ;-) – решаем перекусить в местной забегаловке. Выбора практически нет, да и разобраться в меню на фарси задача не из легких! Задействовав английский, фарси, жесты, Любину книжку с картинками (незаменимый помощник для объяснений!) заказываем 5 иранских гамбургеров. Шестой гамбургер для Паши Дефа нам дается с огромным трудом – иранец упорно не хочет верить, что вместо мяса надо положить рыбу! В итоге Пашу приглашают на кухню поучаствовать в приготовлении бутерброда.

Солнце палит нещадно! Сашка вспоминает, что наша машина оборудована кондиционером и мы погружаемся в приятную прохладу. Минут так на 10! Наслаждение резко прерывается: стрелка температуры стремительно взлетела вверх, открываем капот – кипим!

Далее едем с печкой! Нет, ну почему когда холодно печка Патруля греет на тройку, а здесь отрабатывает все 100%! Равнинные пустыни сменились горными, и найдя съезд встаем на ночевку недалеко от дороги. Красивый закат! После печки воздух кажется прохладным ;-).

15.09.2009 Пустыня Даште-Лут

Заправляемся под завязку водой и топливом. Съезд с асфальта находим быстро. Памятуя о заботливости иранцев, следим за тем чтобы никто не видел как мы удаляемся в пустыню, благо здесь нет населенных пунктов. Однако дорога приводит нас к непонятному объекту – вышке на горе и заканчивается. Находим объезд и снова встаем на «дорогу». На самом деле дороги нет, просто угадывается, что кто-то когда-то здесь ездил, однако след совпадает с картой. Потом этот «пунктир» будет то пропадать, то появляться вновь.

Четвертая пустыня, а совсем непохожа на предыдущие. Холмы покрыты мелкой щебенкой, изредка прорезаются каменистые образования. Но окрашена она в разные цвета: розовый, пепельно-серый, черный, желтый, красноватый. Безжизненный пейзаж, идеально подходящий для съемок о Марсе. Были правда верблюды, но по мере удаления вглубь они пропали, остались сухие кусты... да и мы вшестером.

Солнце палит безжалостно, температура поднялась до 43-45. Машины раскалены до предела – к ним невозможно прислониться. В тени намного легче, только где ее найти? Солнце стоит вертикально, теней практически нет.

Самое время для эксперимента – сварятся ли яйца, если их закопать. Паша закладывает их в песок, мы ждем, но эксперимент не удался. Другой совет по выживанию – спрятаться в тени под автомобилем, подтверждается.

Психоделическая картина: 45 градусов, пустыня и… река! Полноценная река с обрывистыми берегами, приличной ширины, только с высохшим руслом. На дне, словно снег, блестит соль. Зима, да и только!

Найдя переправу через эту реку, поднимаемся на высокий берег и пустыня меняет свой вид – становится ровная, как стол. Кругом, до горизонта мелкая серая щебенка. Зато дорога становится более накатанной.

Где-то посередине этого «стола» разбиваем лагерь. Не успеваем поставить лагерь, как у нас появляются гости – мушки! Откуда они здесь и чем питаются? Непонятно!

Закат и темная ночь обволакивает нас. Одна из самых запоминающихся ночевок! Мы в центре пустыни, уверены, что никого до горизонта нет, но у меня ощущение, что вокруг в темноте стены! Словно нас поместили под большой колпак для эксперимента.

/Наша поездка со стороны может показаться легким приключением. Это заблуждение! Экстремальность экспедиции можно почувствовать здесь – что было если бы… сломалась машина, не рассчитали количество топлива, не заправили бы все емкости с водой. При любом «если», была бы борьба на выживание с низкой вероятностью на положительный результат! Дойти до населенного пункта 200-300 км по такой пустыне, на такой жаре – малореально!/

16.05.2009

Движение напоминает бег на беговой дорожке – километры щелкают, а пейзаж не меняется. Действует удручающе!

На карте обозначен «брод» и на местности полноценный брод с красноватой кашей и соленой водой! Несмотря на грозный вид, брод взялся без проблем. Следы костра на другом берегу и стволы неизвестно откуда тут взявшихся пальм говорят что, здесь бывает жарко!
За терпение нам бонус – место, обозначенное на генштабовской карте как «пейзаж разрушенных городов».

А тем временем температура все выше и выше, несмотря на май месяц. Употребление воды возрастает – надо пить понемногу, но часто, даже когда не хочется. Иначе не избежать обезвоживания. Вода уходит также и на «полив» головы, это приносит кратковременное облегчение. Чтобы как-то избежать нагрева, воду приходится прятать в теплую одежду. В противном случае, поливая пилота, можно услышать «горячо!».

А вот и асфальт! Мы сделали это! Я вздохнула с облегчением, мысль «а если…» все-таки была. Но на вопрос «повторила бы это еще раз?», ответ однозначный «ДА!». Качаем колеса около перевернутого щита. «Welcome to gandom beryan the hottest area the world. Restricted area: no enter without local guide». Упс!!!

/P.S. Надпись на этом плакате не давала мне покоя. Как это самое жаркое место мира? А Долина смерти (Калифорния), Эль-Азизия в Ливии, Марбл-Бар в Австралии?. Поиск по Интернету выдал интересную информацию об этом месте: " Пустыня Dasht-e Lut была зарегистрирована как самое жаркое место на земле с температурой 70.7 градусов C (159 градусов F) в 2004 и 2005 by MODIS of NASA." Вот так!/

Движемся в сторону Кермана. Незаметно появились горы.
На затяжных подъемах Патруль начал подогреваться (температура воздуха за 40).
/Очевидно сказалось либо конструктивная ошибка в расположении радиатора кондея перед основным радиатором, тем самым снижался естественный обдув, или просто из-за старости и боевой эксплуатации вышел срок радиатора./ Пришлось регулировать скоростной режим – на спуске разгоняться, чтобы на скорости влететь на подъем. Также произвели тюнинг Патруля: под капот положили 2 пластиковые бутылки, а крышку капота закрепили проволокой и веревкой (так ездят почти все местные машины).

У Дефа истекла демоверсия отечественной крыльчатки и только мы остановились, чтобы и его тоже оттюнинговать, как рядом с нами припарковался иранский пикап. Оттуда выпрыгнули иранские хлопцы, запрыгнули на капот к Паше и привязали капот на их взгляд более качественно! Вот так просто! Поблагодарив их «Ташаккур! Бесяр ташаккур!» мы продолжили наше путешествие. Немного в растерянности, наши добровольные помощники напоследок произнесли знакомые русскому уху слова «вотка,виски?!» -ответив «не-е», мы на самом деле не поняли - они нам предлагали или спрашивали у нас ;-)

Тоннели, прорубленные в горах, различной протяженности балуют прохладой. Вокруг горный пейзаж с пасущимися на склонах козами-альпинистками, вода и новенькие 76-е Тойоты (мечта джипера).

Так мы добрались до городка Махан, наша цель знакомство с иранскими автосервисами. Основной вопрос это крыльчатка. Вокруг Дефа собрался консилиум иранцев, они что-то чертили на пыльном капоте. Внешний вид «карлсона» сам за себя говорил, что нам надо – языкового барьера не было ;-).

Пашу Дефа куда-то увезли на мотоцикле. Вернулся он с нормальной крыльчаткой (!), что-то просверлили, что-то подточили. Иранские умельцы произвели на него впечатление, и мы решаем подварить нашу многострадальную чашку (туркменская сварка не выдержала испытания пустыней). Тыкая пальцем в кузов, и, издавая шипящие звуки, мы легко объясняем, что нам нужна сварка. Мотоциклисты машут рукой, мол давай за нами и отвозят нас в мастерскую где варят ворота и решетки. Там как в «Особенностях национальной охоты» Сашка с иранским сварщиком ползая под машиной быстро находят общий язык. Даже еще о чем-то поспорили ;-). Скажу сразу приварили очень качественно, стоила эта работа - 8 долларов. /И эта сварка спокойно довезла нас до дома. Потом уже, в Москве, в автосервисе все привели в порядок окончательно, за 200 долларов./

Пока варили жутко захотелось пить, повторение раз пять фразы «Please, cup of tea» не дало результатов, зато слово «чай» сработало.

/В Иране чай практически везде был в пакетиках, а к нему прилагался кусковой сахар. Иранцы пьют чай в прикуску с сахаром – цедя через кусок чай./

Пока мы занимались ремонтом Олег с Любой искали гостиницу, но безрезультатно – все были заняты. Однако они познакомились с иранкой Моной, которая предложила переночевать у нее дома. Вот удивительно, исламская страна, а студентка 17-ти лет предлагает 6-ти незнакомым людям ночевку! Родители, узнав, что гости из России сразу согласились принять нас.

Да, маленький дворик этого дома не ожидал увидеть три машины из России – въезжали мы со скрипом. Можно бесконечно писать об иранском гостеприимстве: нам незнакомым людям, случайно встреченным на улице, предоставили возможность принять душ, напоили чаем, накормили ужином, предоставили ночлег. Смогу ли я так поступить? Сильно сомневаюсь.

Увидеть быт страны изнутри дорогого стоит! Наша поездка была бы неполной без этой ночевки. Вечер коротали беседами. Мы показывали наши фото, Мона - фотоальбом своей семьи. Вот ее мама ходит по дому в хиджабе, а вот она же в фотоальбоме еще в короткой юбке со стрижкой. Что удивительно, у людей, живших еще до исламской революции нет негативного отношения к хиджабу. Даже наоборот.

Дом снаружи смотревшийся невзрачно, внутри поражает уютом. На полах ковры, обувь при входе снимают. «Стол» накрывают в гостиной - на полу застилают скатерть. Вокруг нее усаживаются по-турецки. С непривычки это не самое легкое упражнение ;-). Гостям оказывается послабление – за столом можно полулежать. При этом мама Моны, женщина хорошей комплекции, ловко сидит по-турецки. Из приборов на столе вилки и ложки (ножей нет), оказывается вполне можно обходиться без ножа. Излюбленный гарнир – рис. Мясное блюдо было необычным, но очень вкусным. Также интересно приготовлена картошка – запечена с яйцом (?). Но самое главное это специи, незнакомые нам. Аромат, готовящихся блюд, кружил голову, но не давал не малейшего намека об их содержимом.

Для ночевки нам были отведены две комнаты: одна для мальчиков другая для девочек;-). На полу расстелили матрасы и немного повеселившись, мы уснули чистые и довольные!

Комментарии
Юрий Жерняк13.02.20, 14:38
Погуглите про Таджикистан, найдете много всего интересного, не только о визах. 
..
Capitan7101.09.16, 09:15
Отличный поход.Супер! Тоже проехали Казахстан, Узбекистан.В план 
ах Туркменистан, но вот с визами в эту страну как то все грустно((
HIRODONTAL1330.09.14, 13:08
Молодцы ребята что еще можно сказать 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Каспийское
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: