ЧАСТЬ 1. КАЗАХСТАН

Казахстан. Сельский быт Казахстан. Сельский быт
Степные орлы Степные орлы
Могила Шамбаймолы Могила Шамбаймолы
Форсирование водных преград Форсирование водных преград
Почти пустыня Почти пустыня
31.04 – 01.05.09

Полтора дня дороги и мы на границе с Казахстаном. Непривычно меняется пейзаж - леса, перелески, поля и вот она, степь! На подъезде к границе дорога становится хуже и раздолбанней, кажется что она ведет в никуда. Ветер становится сильнее до такой степени, что наш Патруль болтает по дороге, через дорогу летают перекати-поле. Первый переход границы был для меня очень волнительным, но все прошло очень четко – заполняем документы (нам предстояло 6 границ, т.е. 12 погранпереходов, и чтобы не было проблем с обратным ввозом 2-х ноутбуков, 2-х GPS, 2-х фотоаппаратов, СВ и т.д. на каждой мы заполняли таможенную декларацию в 2-х!! экземплярах), досмотр машины, паспортный контроль , еще раз все повторяется в том же порядке (терпение, главное терпение!) и мы уже в Казахстане.
На часах глубокая ночь, двери в машину открываем по очереди, иначе ветер уносит все бумажки из машины. Становится понятным зачем нам пуховики и шапки, проникаешься словами песни «в той степи глухой замерзал ямщик»! Собираемся свалить в степь, и спать, спа-а-ать, но... вечер перестает быть томным – случайно в Мазде блокируется сигнализация, и она отказывается куда бы то ни было ехать! Звонить в Черноголовку установщику сего девайса около 3-х ночи и спрашивать код, как-то не комильфо, да и код, который можно услышать в это время, легко угадать ;-)). «Греемся», едим сухой паек и спа-ать до утра. С первыми лучами солнца подъем, и чудо – Люба случайно подбирает 4-х значный код!

02.05.09

Этот день ознаменовался открытием – где в прошлые годы был лишь небольшой кусочек асфальта и грейдер, построили шикарную дорогу! Испытания максимальной скорости автомобилей, завтрак в местном кафе, тушенка из конины на прилавках, обмен денег, заправка под завязку, понтонная переправа в Индере, пополнение запасов питьевой воды, закупка овощей, первые суслики и степь, степь….
Скажу сразу, нам повезло – эта весна была сухой! Вся степь изрезана колеями, легче ехать параллельно основной дороге - меньше трясет. Как весело там в дождливое время, приходится только догадываться! А сейчас, лишь трясет и стоит жуткая пыль, приходится держать большую дистанцию между машинами. А кругом бескрайние просторы!!!

А-ааа, верблюды! Как на картинке! А-аа, срочно фотоаппарат, а-ааа, поближе, а-ааа, какие большие, у-уу, какие они облезлые! Где-то так, можно перевести эмоции при виде этих животных. Клочья шерсти свисали (весенняя линька), делая этих красавцев нефотогеничными. Хотелось их погладить, но инстинкт самосохранения и рассказ Олега про вид верблюда в зеркало заднего вида, преследующего их машину … В общем, несильно и хотелось!

А-аа, солончак!! Слушать рассказы про солончаки и смотреть фотки - это одно, а видеть своими глазами….. Белоснежная поверхность, ощущение озера, засохшая потрескавшаяся корка и соль, соль.. (чтобы убедиться, что это не сон, попробовала на вкус!) Как обманчивы наши ощущения! При попытке пройтись по этой иссушенной поверхности, понимаешь, что тебя держит эта корка, а под ней пластилинообразная субстанция, которой безразличен протектор твоей грязевой резины!
Вечер, лагерь между холмами немного спасает от ветра!

03.05.09

Степь, степь…. Траву сменяет песок, потом опять трава. Пролетаем мелкие населенные пункты, все домики покрашены в белый цвет с синими элементами отделки. Строительный материал – «лепешки» верблюдов смешанные с травой и высушенные на солнце.

При этом на кладбищах могилы отделаны камнем! Женя ведет всю колонну, мастерски находя выезды из аулов. Дороги веером расходятся в разные стороны, могут затем сходится, а могут заводить совсем в другую сторону. Порой наш маршрут идет совсем не накатанной дорогой, по которой последний раз ездили только прошлые экспедиции. Карты тут бессильны, только космоснимки.
Въезжаем в . Ищем магазин, чисто так…из интереса.
/Небольшое отступление: в одной из самых первых экспедиций произошел инцидент с местным населением – Паша Деф и Немодный отправились в магазин, а Женя осталась одна в машине. Казахстан мусульманская страна, поэтому в далеких аулах женщина, в лучшем случае друг человека. Так вот, Женя сидит в машине, местный открывает заднюю дверь и просто берет баклажку с водой, не обращая на нее никакого внимания! Поэтому, у нас была установка, что при остановках в магазинах и т.д. всегда с машинами остается хотя бы один мужчина!/
Итак, магазин нашли, ознакомиться с местным колоритом рванули все, кроме меня и Жени! Сижу я себе в машине, окна открыты, вдруг нарисовался один казах, второй, третий, … десятый… ходят вокруг, читают надписи, сразу вспоминаю ту историю. Наши и не думают выходить из магазина, а меня окружают!!! Вобщем, оказалось очень дружелюбные люди, поинтересовались куда едем - ответ «в Иран» их немного озадачил ;-), предложили помощь (если надо) и под конец попросили их сфотографировать на фоне машин! Когда я фотографировала 8-х местных на фоне наших машин, из магазина появился Олег. И начинает фотографировать меня, фотографирующую эту группу! Картина маслом!

Зубодробительный грейдер, простор, орлы, сидящие на километровых столбах, редкие тюльпаны. Я то думала они ого-го, а они…… маленькие, маленькие ;-(. Пора цветения прошла и встречаются лишь припозднившиеся экземпляры.

Ощущение простора, кайфа от открытого пространства сменяет чувство монотонности. Заправка. Сказать сколько мы залили и точно по какой цене сложно, корректировка количества литров производится простым передвижением стрелки, что такое «обнулиться» этот аппарат знал только в своей далекой советской юности.

Переезжаем брод, вода низкая, но все-таки какое-никакое развлечение. После брода выясняется, что на Дефендере подклинило подшипник, а вентилятор утратил часть своих лопастей. Но нашему передвижению это не мешает, температура невысокая, ветер, да и Деф изначально машина для Африки. Но появляется повод для изучения автомагазинов в Бейнеу. Вентилятор в Иране нам однозначно понадобится, ведь мы направляемся в пустыни!
/Отступление: у нас на Патруле еще под Саратовым подклинило подшипник ролика ремня кондиционера, проблема была решена быстро – Саша скинул ремень кондея и путь продолжили без него. Но, в пустыне-то лучше с этим девайсом, и мы тоже надеемся поправить эту техническую проблемку в Бейнеу. А пока, запомните эти слова – кондиционер и вентилятор ;-)/.
Однообразие ровного как стол ландшафта сменилось холмами, постепенно набираем высоту. Посещаем могилу Шамбаймолы.

Кто это и сколько лет могиле сказать трудно, но безусловно она заслуживает внимания. Выражение «ковер из тюльпанов» преобретает реальный вид – да, они мелкие, но их очень много!!!Красота! Огромные гнезда орлов и горизонт, где-то далеко, далеко…

То что степь не прощает к себе небрежного отношения, понимаешь по встречающимся сгоревшим остовам машин. Абсолютно безлюдные места! Из ниоткуда вырастают небольшие старые захоронения, сколько им лет остается только догадываться! На ночевку останавливаемся на обрыве с потрясающим видом!!

04.05.09

Дорога снует то вверх, то вниз, пыль и офигительные виды: белоснежные меловые выступы причудливых форм, горизонт теряется в дымке, постоянно меняется растительность: то сухая трава, то одиночные космические растения, вылезающие из потрескавшейся земли и запах, дурманящий запах полыни.
Неожиданно дорога переходит в насыпь! Также неожиданно эта насыпь заканчивается.

Непонятно и с колодцами – бетонные кольца и где-то очень, очень глубоко вода сомнительного качества. Ну в экстренной ситуации про качество можно забыть, но как ее оттуда достать? Без веревки (очень длинной) и емкости! Меловые горы/возвышенности - отдельная тема для отдельного путешествия.

Проверили работоспособность лебедок ;-). Колеса мылятся и становятся сликами. Все-таки нам повезло с погодой, при неудачном раскладе я думаю, мы бы в Казахстане задержались надолго!

Двугорбые верблюды успели надоесть, мало того что они лезут, они еще воняют и громко орут!
Зато тут особенные коровы – во первых они очень чистые, а во-вторых они пушистые! Шерсть «длинная и шелковистая». В степях пасутся табуны лошадей и отары овец, за ними следят лихие пастухи на скакунах.
Опять наступает монотонность: степь, пыль, населенные пункты, похожие один на другой. То что приближаешься к населенному пункту можно узнать по мусору, который появляется чаще и чаще. Приборная панель покрывается слоем пыли, при неудачном направлении ветра шлейф от впереди идущей машины бесконечно долго висит в воздухе.

Дистанция между машинами увеличивается до зоны видимости. Зубодробительная дорога, и так мы должны сегодня проехать около 600 км, чтобы завтра оказаться в Узбекистане. Морально утомительно и бесконечно долго.

Знакомо ли вам ощущение идеального асфальта, по которому машина летит, как будто на воздушной подушке? Вот, вот, вот именно так, воспарили наши машины посередине этого пути. Нет, асфальта не было, по прежнему вокруг степь, но иссушенная окончательно, без признаков растительности, ровная как стекло! 100-110 км/ч – легко! Счастье было недолгим ;-).
Устюрт!!!

Мы поднимаемся на плато! Космический пейзаж, нереальные цвета: красный, желтый, белый, причудливые рельефы. Фантастика!! А дальше, дальше опять степь, да степь кругом! Только вокруг огромные кучи (как от кротов, но раз в 10-20 больше), что за животные населяют эту планету Устюрт в столь большом количестве? Непонятненько. Воспоминания наших спутников о прошлой поездке по этим местам - полное отсутствие цивилизации, и… И отличный сигнал приема сотовых телефонов!!! Чудеса, здесь, в безлюдном месте, работают сотовые! А что это блестит вдалеке? Может кто-то из наших (джиперов ) разбил лагерь? Паша достает бинокль и…шок, вдалеке стоят машины, антенны и какие-то строения! 2 года назад ничего подобного не было! Валим отсюда, быстрее! Упс, с обратной стороны шлагбаум и "кирпич"!

Проезжаем, читаем - «Газовое месторождение. Въезд только по пропускам».
На ночь уходим в степь, не очень далеко от дороги.
Часть 2. Узбекистан

Степи Каракалпакии Степи Каракалпакии
Ремонт подручными средствами Ремонт подручными средствами
На улицах Нукуса На улицах Нукуса
Базар Нукуса Базар Нукуса
По дороге к крепости (около Нукуса) По дороге к крепости (около Нукуса)
крепость крепость
Стоянка в Кызылкумах Стоянка в Кызылкумах
Зороастрийская башня Зороастрийская башня
Просторы Просторы
Мусульманское кладбище Мусульманское кладбище
Арба Арба
05.05.09

Быстро доехали до Бейнеу. В автомагазине купили необходимые запчасти: вентилятор и подшипник для нашего кондиционера. Даже успели в сервисе его заменить. Кучу эмоций вызвал «домик на колесах» и пара из Италии/Франции (точно не помню), самостоятельно путешествующая по Казахстану на одной машине! На ма-аленьких колесах!!!
Даже в городах, отдаленных от центра, не говоря об аулах, русский язык знает лишь старшее поколение. Как мы будем общаться лет через 10-15? Непонятно! Однако, из наблюдений: знание русского языка способствует продвижению по социальной лестнице: на границе те кто говорит по-русски командуют и оформляют документы, а кто «не понимать» открывают шлагбаум (ИМХО).
Казахстан выпустил нас безо всяких проволочек – 05.05.09 мы покинули мекку джиперов на майские праздники.
Нейтральная полоса и уже шлагбаум со стороны Узбекистана, и ... длинный хвост машин. Попали, и судя по всему надолго! С той стороны толпа народа, жаждущая попасть в Казахстан. Жесть! Наши водители отправляются на разведку - что, где, куда. Мы же охраняем машины ;-) (Лучше их без присмотра на границе не оставлять!). Мастерство переговоров Олега и в наших паспортах зеленеет штамп «Узбекистан».

/Водитель при переходе границы – Человек, а пассажир так….. «друг Человека», у него отдельная очередь, отстойники. Пока стояли в очереди, разговорились с узбеками – они через Казахстан едут в Россию на заработки. Радостные, с надеждой на лучшее, приветливо советуют что нам посмотреть, куда заехать. Становится совестно – у нас такого доброжелательного отношения они не встретят!!/

Наши машины прошли санобработку от «какой-то свинячий грипп» - жалкой струйкой побрызгали непонятной жидкостью на колеса. Пограничник, тыкая в наклейку, пожурил, что забыли в своем маршруте упомянуть их. Пришлось подписывать маркером (шутка)! Поменяв немного денег прямо на границе, рванули в ближайший город на базар!!!!! За свежими овощами, зеленью! Денег мы поменяли совсем немного, но в местных купюрах это увесистые пачки, которые в кошелек не положишь. Торговцы не сводили с них глаз! Затарились мы по полной! Ушли ночевать в Каракалпакские степи.

Ах! Какой был ужин! Просто фантастика! Паша Деф сделал салаты и фееричную жареную молоденькую картошечку! Все свежее, этого года! /я пишу и у меня текут слюньки!/ Под «уничтожение» алкогольных запасов…/На границу с Ираном мы должны придти с нулевым запасом алкоголя/.

06.05.09

Приспособив вентилятор от жигулей (марку точно не помню) на Дефа, днем покатались по степям: пыль, колючки, верблюды.

Ветер стал солоноватым – видно с Арала заносит соль. Нашли старый колодец в степи, где то очень глубоко, глубоко блестела вода. Как его копали? Нереально!

Выходим на грейдер на Нукус. Проезжаем через шлагбаум экологической полиции ;-). Дорога с прошлых путешествий явно улучшилась. Скоро не останется мест для путешествий – везде будут дороги! Налево и направо степь, изрезанная диким количеством колей. Этим направлением в Россию возили узбекские фрукты и овощи, и проводили в дождливую погоду в степях не один день!! Именно, направлением! Это сейчас дорога, пусть трясет, но Дорога, а раньше сплошной заколбас.

Жуткий гул, усиливаясь, сотрясал воздух, причем мы к нему явно приближались! Как оказалось, это идет сброс технологического газа из газопровода под жутким давлением. Разговаривать находясь рядом невозможно! Степной пейзаж сменяется полупустынным. Ночевали под Нукусом в полях. Зарница, гром? Будет дождь, не будет? Как только накрыли стол, стало ясно – будет. Единственная встреча с дождем за наше путешествие.

07.05.09

Мдя, а что это торчит из ступицы Дефа? Ой, похоже на полуось! Ноу проблем!
Подручными средствами ;-) защищаем масло от попадания грязи и валим в Нукус.
Появляется асфальт. За время нашего путешествия по Казахстану я огородов не видела, а здесь каждый!!! мало-мальски пригодный для возделывания кусок земли занят чем-то полезным! Земля поделена на квадратики между ними системы каналов для полива и грядки, грядки...
Проезжаем Амударью! Реку разобрали на орошение, мутная невысокая вода и лишь промытое русло показывает былую мощь. В Нукусе едем сразу в гостиницу, далее шоу - по очереди снимаем номер на час ;-) Помыться, постираться. В ней же получаем регистрацию (на всякий случай). Там же на стоянке ремонтируем полуось.

И успеваем на базар, запастись витаминами!!!!
БАЗАР! Эдакий муравейник, где продают все, что только можно! С нашими рынками сравнивать нельзя, по базару можно гулять, получая удовольствие от этого зрелища.

Люди настроены дружелюбно. Любе нужен был мобильный интернет, а Мегафон там не работал (МТС рулит, даже висят рекламные плакаты), так в маленькой комнатушке на базаре, где был «салон связи», продавщица вскрывала конверты, доставала сим-карты, чтобы попробовать разные тарифы. Выбившись из сил позвала подмогу, чтобы решить эту проблему, но интернет подключить так и не удалось (?).
Пока образовалась пауза, подлетел Сашка с горящими глазами – «Пойдем, погуляем по базару – купим шоколад! Там шоколад кусковой на вес!». Живописная бабушка сидела на полу, перед ней высилось нечто, в виде белесых кусков цвета какао. Сомнения и замешательство, если шоколад, то однозначно старый и какой-то он стремный! Бабушка по-русски ни бельмеса, проходящая мимо женщина, увидев наше замешательство, разъяснила, что это глина, от…. паразитов, глистов и так для оздоровления. Жаль не взяли килограмма 2 ;-). Представляю наши лица с этим «шоколадом» во рту ;-).
На стоянке, перед базаром, к нашей группе подошла интеллигентная женщина и по-английски поинтересовалась - Кто мы? Откуда? Оказалось, что учительница английского языка решила попрактиковаться, а тут облом «From Russia»!

Matiz и Nexia, в основном белые, заполонили Узбекистан. Поначалу кажется, что других марок вообще не существуют. Однако встречаются хорошо сохранившиеся представители отечественного автопрома в виде классических Жигулей, а также …. Трехколесные трактора (специальная модель для возделывания риса)!!!! Но в целом, Узбекистан можно назвать страной автомобилей Daewoo. По слухам, в этой стране понятия «угон автомобиля» вообще не существует – за это преступление сейчас дают минимум 15 лет, а раньше была смертная казнь.

Заехали в древнюю крепость ….., устроили фотосессию. Подробная статья об этой крепости была в 4x4club в 2007 году (?). Как климат способствует сохранению! Древняя крепость, построенная из глины с соломой, стоит столько лет! У нас бы развалилась лет через 5. На гальке валяются осколки керамики, много лет назад здесь кипела жизнь – пересечение торговых путей!

Удивительно, сколько всего мы успели за день! Да, и мы распрощались со степями – впереди пустыни! Сегодня мы краешком видели первую – Кызылкумы («красные пески»). На ночевку съезжаем с дороги, и едем в глубь этой пустыни, пока машина не растворяется в пространстве.
Часть 3. Туркменистан (Каракумы. Дарваза. Ашгабад)

Кёнеургенч. Туркмения Кёнеургенч. Туркмения
Двери 16 век. Туркмения Двери 16 век. Туркмения
Мозаика. Мозаика.
60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине 14 в. 60-метровый минарет Кутлуг-Тимура, построенный в середине 14 в.
Дом в Дашогузе. Дом в Дашогузе.
Начало пути через пустыню Каракумы Начало пути через пустыню Каракумы
Пустыня Каракумы. Растительность. Пустыня Каракумы. Растительность.
Пустыня Каракумы.. Пустыня Каракумы..
У водопоя У водопоя
Пески. Пески.
Жук-навозник Жук-навозник
Стрижка овец. Стрижка овец.
Цветущая пустыня. Цветущая пустыня.
Верблюды Верблюды
Аул Аул
юрта юрта
И это тоже Каракумы И это тоже Каракумы
Пустыня Каракумы. Пустыня Каракумы.
Прогулка Прогулка
Ближе к закату Ближе к закату
Дарваза. Огненный кратер. Дарваза. Огненный кратер.
Ад Ад
Дарваза в ночи Дарваза в ночи
Центр Ашхабада Центр Ашхабада
Центр Ашхабада. Памятник жертвам землетрясения. Центр Ашхабада. Памятник жертвам землетрясения.
08.05.09

Крайне ответственный день! Сегодня мы должны попасть в Туркменистан! С утра по дороге заезжаем на башню, очень похожую на зороастрийскую башню молчания.
Вид сверху офигительный, и опять невольно зацениваешь «пейчворк» узбекских огородов!
В Узбекистане есть еще один чудесный вид транспорта – ослики с арбой. Дикий восторг! Они такие трогательные и маленькие!!
На проезжающей мимо арбе Паша решил прокатиться, лихо запрыгнув на край тележки…. Ишак воспарил в небо ;-).

И вот мы на границе, очередей нет, народа мало. Идем оформляться. Узбекские пограничники детально досматривают по очереди наши машины – вываливаем все сумки на асфальт, перебираем аптечку. Причем все крайне доброжелательно и с неподдельным интересом. Далее паспортный контроль. Первым получают штампик Женя с Пашей Дефом, следующими в будку заходим мы с Сашей. А там: В окошке два погранца, приветливо улыбаются - Салам аллейкум! Мы им – Аллейкум Ассалам! Протягиваем паспорта, они нам бла-бла-бла на своем языке! Мы по-русски, по-английски – «Мы не понимать вашу речь, руссо туристо, нам нужен штампик!». А они продолжают свою чистую узбекскую речь! Тупик!!!!!!!! Языковой барьер нас догнал задолго до Ирана! Жесты не приносят результатов! Они перестают улыбаться, речь становится сердитой! Мы растерянно переглядываемся – ведь предыдущей машине они все проштамповали…. Прошибает холодный пот - что-то не так. Как повезло, что мы не ляпнули что-то типа «Блин, ........!», потому что, выдержав драматическую паузу, они разразились хохотом, довольные своим розыгрышем! И заговорили на хорошем русском языке, походу продемонстрировав знание английского. Когда они описали наши растерянные лица, тут рассмеялись и мы ;-). Напоследок, пожелав счастливого пути, ребята попросили не говорить третьему экипажу, об их образованности. Скучно, вот и развлекаются!

Нейтральная полоса. Шлагбаум. Туркмения. В первую очередь человек в белой маске и халате, дезинфицирует наши машины хлорсодержащей жидкостью, причем качественно! Далее стандартная процедура заполнения деклараций, оформление документов, досмотр и мы в Туркменистане! Мы знали, что нашу экспедицию будет сопровождать представитель министерства по туризму на машине, и пытались угадать марку автомобиля, который поедет с нами в пески. Это оказался Range Rover. При въезде в Туркмению меня сразу поразил контраст: вроде бы те же аулы, но практически на каждом доме спутниковые тарелки!

А мы очень далеко от столицы. Огородов становится больше, меняется стиль одежды. Если мужчины в основном в костюмах/либо брюки + рубашка/, то женщины одеты в национальные платья, ворот, которых украшен ручной вышивкой. По вышивке можно определить из какого велаята (области) женщина. Первая остановка у нас в городе Кенеургенч. Это столица древнего Хорезма - одной из самых известных и мощных империй в Средней Азии. Отобедав и пополнив запасы питьевой воды, мы отправились на осмотр достопримечательностей города: мавзолея Наджм ад-Дина Кубра и 60-метрового минарета Кутлуг-Тимура, самого высокого в Центральной Азии. Минарет был воздвигнут в середине 14 в. По дороге к минарету аллея саксаулов. Для мусульман это святое место.

Далее наш путь лежит в город Дашхауз, это последний населенный пункт перед Каракумами. Про машины – в основном это приличные б/у иномарки. Такая приверженность марке авто, как в Узбекистане, отсутствует. Но все-таки в этом районе преобладал Opel разных годов выпуска. Дорога – асфальт, не помню уже его качество (значит хороший ;-)) .

Количество спутниковых тарелок на зданиях за пределами разума. А какая чистота в городах! Вах!

Время близится к закату, заехать в пустыню засветло не успеваем, принимаем решение ночевать в гостинице в Дашхаузе. Теплый вечер, холодное разливное пиво в баре, ужин с вкусным туркменским вином в ресторане отеля… Красота!

Телевизор в номере ловит каналов больше чем Стрим у нас в Москве!

09.05.09
Каракумы!!! Конфеты ели? А мы туда едем! Примерно так я объясняла маршрут на работе ;-).

К нашим спутникам, Атабаю и водителю Ильхаму, на период каракумской части экспедиции присоединился местный проводник, который не говорил по-русски, но зато отлично знал пустыню. Его комментарии и разъяснения помогли нам лучше узнать пески.

Ну как описать эти пески? Это надо ВИДЕТЬ!!!!!!!!!!!!!! Песок желтого цвета, барханы - все фантастично объемное, цвета нереальные! Ну почему Каракумы – «черные пески»? Они ЦВЕТНЫЕ!!!

Помните, я описывала впечатление от степи, когда монотонность дороги достала? Так здесь все наоборот очень динамично: дорога петляет вверх-вниз, впереди идущая машина периодически пропадает из вида. Упс - трамплин, упс – песок поглубже, пробуксовка и легкий занос. Наши туркменские спутники спускают резину. Пески сменяются растительностью, и опять пески, пески. Кажется, что жизни здесь нет и быть не может, но не стоит торопиться! Если остановиться и посмотреть, то скрюченные, безжизненные деревья подернуты легкой дымкой листьев и разноцветными (от розового до фиолетового) цветами!

Наш проводник выдергивает из песка дикий лук (невзрачный и незаметный), его забираем с собой для вечернего салата! Пески пересекают цепочки следов разных животных и пресмыкающихся. Еле успеваем затормозить перед черепахой!

За следующим холмом неожиданно встречаем бьющую ключом жизнь в виде отары овец у водопоя. Вода - это жизнь! Пастухи регулируют процесс водопоя – особо наглых особей оттаскивают от воды, чтобы досталось маленьким и более слабым. В пустыне протянут водопровод и через некоторые отрезки устроены поилки для животных.

Пастухи, ориентируются в пустыне как дома, безо всяких GPS. На первый взгляд все кругом однообразно и как отличить один бархан от другого непостижимо!

При виде отары, бывалые путешественники потеряли над собой контроль и уже мы с Любой по очереди взбираемся на ослика, Саша прижимает к сердцу черную овечку с возгласом «какая она шелковистая и теплая!». Паша Деф, взвалив беленькую овечку на плечи, прогуливается с ней по барханам. После завершения променада овца, рванула в сторону стада с блеяньем бее-бее-бее….Наверно жаловалась на городских дикарей – «понаехали бее-бее тут».

В темпе «валим» по пустыне. Проводник показывает зайца, спрятавшегося в тени саксаула в метре от дороге. Затаился, блин: мимо него проехала одна машина, вторая остановилась напротив, затем притормозили еще 2. Все вышли из машин, хлопнули дверьми, а он сидит и думает что его не видно! Где-то недалеко следы волка. Жуки скарабеи с дикой скоростью они утилизируют продукты жизнедеятельности…. Так что пустыня совсем не от слова пусто! Жизнь кипит!

Стали попадаться большие растения с зонтиком, чем-то напоминающие наш борщевик. Внешний вид не сулил ничего полезного. Оказалось, что из стебля этого растения можно добыть воду, а мякоть у него сладкая. Быстро поставили эксперимент, действительно в полом стебле было энное количество воды, попробовали мякоть на вкус. Тьфу три раза, она сладкая, но с таким привкусом! Этот вкус не перебили ни сигареты, ни жевачка. До конца этого дня я жалела о своем любопытстве – лучше было поверить на слово!

Периодически в пустыне встречались бетонные поилки для животных, старые хранилища воды/колодцы.
Проезжаем загон для скота – ловко орудуя огромными ножницами, местные стригут овец.
И опять верблююдыы!! Только кто-то украл у них один горб! Это – дромедары или одногорбые верблюды. И тоже линька - шерсть свисает клочьями.

Машина взлетает на бархан, а там, в низине аул, очередной бархан и солончак, вид за окном меняется - барханы становятся крупнее, низины глубже.
В очередной впадине на солнце, словно зеркало, сверкает слюда… Долина солнечных зайчиков, жаль сфотографировать не удалось, все засвечивалось.

Эх, ехать бы не торопясь! Но всем ясно, чтобы доехать до Индийского океана надо торопиться. При выезде из Москвы, я воспринимала предыдущие отрезки пути как транзит. Это жесткое заблуждение! Каждая из посещенных стран заслуживает отдельной экспедиции, особенно Туркмения!

Мы торопимся к нашей планируемой точке ночевки. И вот из-за бархана появляется ….. появляется огненная бездна! ДАРВАЗА!!! ДАР-ВА-ЗА!!!

Представьте, кругом пустыня и вдруг среди песков кратер, диаметром 80-100м и глубиной метров так 15, из которого вырывается адское пламя. Солнце садилось и начало смеркаться. С каждой минутой наступающая темнота усиливала драматичность зрелища!!

Сотни горящих факелов вырывались из земли, над дырой висело марево горячего воздуха. Подойти близко можно лишь на несколько секунд – жар как из духовки! Да и страшно!

Дарваза в переводе означает «дверь», символично! Однако природа сего явления прозаична донельзя: При бурении разведочной скважины на газ в начале 70-х, наткнулись на подземную каверну. Все оборудование ухнулось в эту пропасть. Люди по счастливой случайности не пострадали. Удивительно, но газ нашли – он сам стал вырываться на поверхность! Чтобы он не скапливался, не травил людей и скот, его подожгли. Вот так и горит уже 30 с лишним лет! Сколько газа сгорело за это время? Миллионы? Миллиарды кубометров?

Ночь — темная, безмолвная. Лагерь с видом на огненный кратер! И проблема: у нас, несмотря на все наши усилия, осталась водка! Завтра мы по плану в Иране, а ввоз туда алкоголя в любых проявлениях запрещен!

10.05.09

Утро началось с протирки лобовых стекол….. водкой! Не пропадать же добру! При дневном свете кратер не так величественен. Скорректировав свой маршрут с учетом суровой реальности, решаем ехать в Ашхабад по асфальту. В пустыне очень здорово, но в бешеном ритме это не так интересно, а нас сегодня ждет Иран! Отличный асфальт зашуршал под колесами, слева и справа огромные барханы, дюны оранжево-желтого цвета, песчаные переметы на дороге (как снег у нас зимой) – зрелище достойное внимания канала “Discovery”. До Ашхабада просто долетели, там сытно отобедали и перед расставанием решили осмотреть город, благо время нам позволяло (вернее нам казалось, что позволяло ;-).

Ашхабад - чистый, точнее чистейший, современный город . Дома отделаны мрамором и смотрятся гораздо интересней, нежели наши новостройки (в их проектировании принимали участие европейские архитекторы).. Клумбы, цветущие розы, кедры. А вдали на фоне – горы с белыми вершинами. На улицах порядок охраняют полицейские – форма и выправка как на параде! Кстати, курить в публичных местах в Ашхабаде нельзя!

Мы поехали в самый центр столицы – посмотреть «Арку Нейтралитета». Этот памятник был воздвигнут в честь нейтралитета Туркмении. Огромную 75-метровую конструкцию венчает вращающаяся вслед за солнцем огромная золотая/позолоченная статуя первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова (Туркменбаши). Наверх можно подняться на лифте и осмотреть город с высоты птичьего полета! Говорят это самое высокое сооружение в Туркмении!

Заслуживает внимание и памятник жертвам землетрясения 1948г. Это мемориальный комплекс в виде огромного бронзового быка, на рогах которого – расколотый земной шар с женщиной, держащей в руках маленького золотого ребенка. Фонтаны, скверы, газоны. В принципе, галопом по Европам, но мы составили впечатление об этом восхитительном городе.

Пограничный переход находится в пригороде Ашхабада, наши сопровождающие уже явно мечтают об уютной постели и душе, а мы же мысленно в Иране! Обо всех этих планах не знал только погранпереход. Да, действительно он работает до 18.00, с маленькой оговоркой - до него еще нужно доехать по горной дороге километров 15, поэтому шлагбаум на пропуск в погранзону закрывается на 2 часа раньше!

У машины сопровождения, после нашего ралли по пескам, накрывается сцепление, наш Патруль как-то покосился на один бок, у Мазды подтекает сальник переднего моста. В общем, знакомимся с сервисами Ашхабада.

«Восточное гостеприимство» - расхожая фраза, смысл которой начинаешь понимать только на Востоке. На автосервисе, где нам подварили оторванную чашку задней пружины, на вопрос «Сколько денег?» получили потрясающий ответ «У вас долгая дорога, заплатите на обратном пути!». Немая сцена!!! Чтобы представить такой ответ в Москве, надо курить что-то очень забористое!
Часть 4.1. ИРАН (Знакомство)

Иран Иран
Девчушки Девчушки
Первая ночевка в Иране Первая ночевка в Иране
Дерево пластиковое ;-) Дерево пластиковое ;-)
Движение на улицах Движение на улицах
Чем старше женщины, тем темнее одежда Чем старше женщины, тем темнее одежда
Сабзевар Сабзевар
Иранская пресса Иранская пресса
Логистика Логистика
Минарет Минарет
Прогулка по Сабзевару Прогулка по Сабзевару
Смысл окраски остался неизвестен Смысл окраски остался неизвестен
Попытка заправиться Попытка заправиться
Какой-то древний караван-сарай Какой-то древний караван-сарай
 древний караван-сарай древний караван-сарай
Естественной освещение через отверстие в потолке Естественной освещение через отверстие в потолке
Улочки небольших городов Улочки небольших городов
11.05.09

Чтобы осмотреть все достопримечательности Туркмении надо оставаться здесь на все 4 недели, да и то времени не хватит! Древняя земля, сумевшая сохранить свои памятники, и красивейшая природа! Наши спутники Атабай и водитель Ильхам делали все возможное, чтобы наше пребывание в Туркменистане было комфортным, за что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Уезжаю из этой страны с мыслью, что сюда надо обязательно вернуться!

После неудачного штурма границы, за полчаса до открытия шлагбаума мы уже на месте. Дорога к переходу открыточно красива: на фоне зеленой травы алые ковры маков, а на заднем плане горы Копетдага ! Отличное шоссе, но почему-то закладывает уши… ба-а, а наш друг GPS показывает что мы стремительно набираем высоту, причем визуально сильный подъем не ощущается! Но начинает чувствовать подъем наш атмосферник, он уверенно, но очень-очень медленно ползет к границе Ирана.

Паспорта, документы, декларации, осмотр… все процедуры уже привычны. Нейтральной полосы нет, переход высоко в горах, поэтому разделяют два государства только ворота. Переодеваемся прямо в машинах. Повязываем платки - это целая наука! Выползаем из машин – теперь на две недели это наша форма!

/У женщин в Иране наряд должен соответствовать определенным требованиям: Одежда должна полностью закрывать голову и тело, кроме лица и кистей рук. Просвечивающиеся или прозрачные ткани неприемлемы. Одежда должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть очертания тела. Желательны темные, сдержанные цвета. Это все попадает под понятие хиджаб («покрывало»). Если одежда не соответствует этим требования, могут не пустить в Иран. (поэтому в нашем гардеробе были платки, длинные, до пола юбки, свободные штаны, а сверху что-то среднее между коротким платьем-халатом и длинной туникой) /

Ворота открываются, и мы проходим обычные пограничные процедуры, но уже на иранской стороне. Ключевое слово – «ОБЫЧНЫЕ»! Пройдите все формальности, если кругом все надписи на витиеватой персидской вязи! Где оставить машины нам объяснили на языке жестов, дальнейшую дорогу тоже указали взмахом руки в неизвестном направлении! Куда идти??

Стоим в растерянности, подойти не к кому! Вдруг, волшебным образом, около нас рисуется бородатая личность, в комбинезоне « а-ля грузчик» (вид у него, мягко говоря, бомжеватый), на языке жестов направляет нас в какой-то кабинет, там сверяют наши личности с паспортами. И… мужчин уводят в неизвестном направлении, нас «троих в хиджабах», оставляют в зале ожидания (без паспортов!). Коротаем время за беседой, смотрим плазменный телевизор с местными новостями, изучаем персидские цифры на календаре!

/В Иране (и в Афганистане) используется астрономический солнечный календарь, разработанный при участии Омара Хайяма. Он ведёт летоисчисление от переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году, но основывается на солнечном годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (навруз, праздник весны). Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу./

С радостными улыбками появляются Паша Деф, Саша и Олег! Все формальности пройдены, на руках документы, только где чьи???

(Наличие у нас Корнет-де-пассажа – обязательства на вывоз из страны авто, сильно упростило оформление). Меняем по 100 долларов на общие расходы - получаем миллион местных реалов, расплачиваемся с хелпером. И все!!! Мы в Иране!! В паспортах красуется дата въезда – 1388 год!!!!!!! Осталась одна мелочь – оформление страховки в ближайшем городе.

Красные горы, маки, горная дорога с дорожными знаками, облегчающими движение. Рекомендация о включении более низкой передачи, при прохождении спусков. Первые местные машины! Быстро добираемся до городка Кучан. На въезде нас ждет человек с таможни, чтобы показать дорогу к офису страховщиков. Первый город Ирана!

- Кто-нибудь понимает по каким правилам они ездят!????
- Кто у них имеет приоритет на круговом!?
- Мотоциклист!! Осторожнее!!!!!!
- Почему на светофоре одни желтые сигналы????????????
- Встречка!!! В лоб! На мотоцикле!!!!!!!
- Кто-нибудь заметил сколько людей сидело за мотоциклом? Пять? Четыре?

Это сплошное броуновское движение! Если сравнивать, то в Москве все ездят очень, очень спокойно. Хаотично ездящие мотоциклисты, разговаривающие по телефону, уворачивающиеся черные «пирамидки» в чадрах, звуковые сигналы – от иерехонских труб, до жалобного попискивания. Обочины заставлены машинами, торговцами. От вида этого хаоса, мне хотелось закрыть глаза и заткнуть уши!

На оформление страховки ушло минут пять (еще по факсу с таможни послали наши данные, и мы только забрали бумажки, исписанные кружевной вязью).

На загородных дорогах, в противовес городу, царит спокойная жизнь – широкие полосы, встречное движение часто разнесено метров на 100 друг от друга, мало машин. Каждая встречная машина мигает фарами, водители машут рукой. Какие приветливые иранцы! Через пару десятков километров до нас доходит – мы единственные едем с ближним светом, вот нам и мигают! Не принято у них днем включать фары! Даже в сумерках водители оттягивают этот момент до последнего.

В придорожном ларьке покупаем фисташки, овощи и….. ПИВО! Да, да пиво! Вот стоите вы в ларьке, и не верите своим глазам – в исламской стране и алкогольный напиток, со знакомыми этикетками и надписью beer! Холодное! Офигеть, дайте шесть! Не отходя от кассы, вскрываем бутылки и….. читаем внимательно этикетку “100% free alcohol” – ну, это можно пережить! А что оно сладкое и со вкусом ананаса, вишни, банана??? Хотя, если не знать что это пиво, напиток прикольный /в составе присутствует ячменный солод/!

Заезжаем в Нишапур посмотреть усыпальницу Омар Хайяма. Это большой мемориальный комплекс в красивом парке с кедрами. На входе покупаем билет, но нужно записаться в журнал посещений! Теперь в их книге, среди персидской вязи, есть автограф русских путешественников в персидском стиле справа налево русскими буквами. В парке огромное количество экскурсий, в основном это группы девчушек школьного возраста. Если женщина на востоке себя ведет скромно, потупив взор, то стайки девочек в форме…. Шум, хохот, попытки общения с иностранцами и опять хохот.

Прямо напротив усыпальницы Хаяма находится очень красивый имамзадэ (гробница потомка Пророка) Махруг. Два отдельных входа для мужчин и женщин, снимаем обувь, заходим. Росписи и оформление производят неизгладимое эстетическое впечатление!

Любовь иранцев к круговому движению в городах не знает границ! Правил проезда этих перекрестков мы так и не узнали! Зато у нас было очень много версий ;-).

На ночь отъезжаем от дороги, скрываемся в красных холмах и празднуем первый день в Иране!

12.05.09

С утра едем в Сабзевар, с целью погулять по городу, посмотреть на местный колорит. По дороге комментируем чудеса автопрома в виде диковинных машин. Встречаются как редкие европейские экземпляры годов так 60-х – 70-х, так и современные иранские марки «Саманд», «Пейкан». Эти автомобили свежего года выпуска, но модельный ряд также древних годов. «Саипа» произвела на нас неизгладимое впечатление! Это слово сопровождало всю поездку, и приобрело нарицательный смысл. Саа-и-па!!! Такой возглас раздавался при виде каждого синего пикапа, груз которого, превосходил по объему автомобиль в 2-3 раза! А также любого авто, поведение которого на дороге повергало нас в шок.

Сабзевар. Организм адаптируется к манере городской езды, и едущий навстречу, не по своей стороне, мотоциклист воспринимается как нечто обычное – ну надо так человеку, ну позвонили ему по телефону – нет ну и что, что едет, управляя одной рукой, остановился посередь дороги? А может у него важный разговор? Ничего, мы объедем! Парковаться нашим «небольшим» машинам на улочках городов не легко. Приткнув автомобили в более-менее свободное место, пошли гулять в центр.

Одноэтажные, максимум 2-х этажные, дома, у каждого выход на улицу – это торговая лавка. Торгуют всем: ткани, ковры, украшения, медная посуда, куски самодельного мыла, еда, запчасти к машинам, мотоциклы и много-много всего………. Здесь можно спокойно гулять, рассматривая товар. Продавцы ведут себя сдержанно, не в пример «Слишь! Купи дарагой!». Олег не смог равнодушно пропустить мотоцикл «ИЖ.Планета». У всех вызвали удивление цыплята, окрашенные во все цвета радуги!

Дорога зовет! Но надо сначала заправиться! Наслушавшись рассказов о стоимости топлива в Иране, предвкушаем момент заправки и расплаты.
А вот и местная АЗС, внешне ничем не отличающаяся от наших. Свободно, очередей нет. Заруливаем, и если вы подумали что мы заправляемся, вы жестоко ошибаетесь! Перед нами колонки с надписями по-английски “Price/ Litre/Unit Price”, цифры на табло тоже наши, не хватает только надписей где бензин, а где дизель! По запаху находим дизель.

Тут же подлетают местные и на очень чистом фарси, что-то нам объясняют. Руссиа туристо! Фарси не миданам (мы не понимать фарси), нам нужен дизель! Нет, блин, машут в другую сторону! А там по запаху бензин! Нам нужен дизель! Ди-зель! Понимать? Нет! Как будет по-английски дизель? Да так и будет! Коллективный разум отказывается верить в происходящее – вот машины, вот дизель, вот деньги - что им еще надо? Тут кто-то произносит “Gas oil”. О-о-о среагировали, с неверующим видом осматривают наши машины, повторяя «газойль? газойль!”. Теперь бы этот «газойль» еще бы оказался дизелем! Протягиваем деньги, а они новое слово – «карт?»! Нет, честное слово, эта миссия невыполнима! Какая «карт»? Нет у нас никакой «карт»! Нэ карт? НЕТ! Наши иранские помощники исчезли в направлении недалеко стоящих грузовиков. Немая сцена. Вдруг они возвращаются, ведя человека с этой самой «карт», он вставляет ее в колонку и мы заливаем все 3 машины! Расплачиваемся. Занавес!

/Какая система с картами не совсем понятно, но ясно, что легковые машины в Иране бензиновые. Дизель только для грузовиков. Поэтому иранцы и отнеслись с недоверием к «газойлю», потребляемому нашими машинами. Для грузовиков и введены эти самые карты. Почему нам их не дали на таможне, непонятно! Ведь мы должны были как-то заправляться? Вот легенда для заправки в Иране: Подъезжаете к колонке, там где грузовики. «Руссиа туристо. Фарси не миданам. Газойль! Нэ карт». Все, проблема решена. Обязательно вам кто-нибудь поможет! Про цену на дизель – она варьирует в разных районах страны – но однозначно на порядка два ниже нашей. Очень хорошо помню заправку где мы залили 130 литров за…….барабанная дробь……. 1 доллар!!! /

Валим, валим в пустыню. По дороге останавливаемся около старого караван-сарая.
Встречаем группу иранцев, один из них немного говорит по-английски, также активно общаются иранцы говорящие только по-фарси. Им это не мешает, но что самое удивительное мы их понимаем! Отказываемся от приглашения на охоту («пух-пух») ;-).

Последний городок перед пустыней. Заправка по уже отработанной схеме. Наши машины не привлекают внимание иранцев, им более интересны люди. Практически везде нас обступает толпа, желающая общаться! Если есть человек в городе, говорящий по-английски его тут же под руки доставляют к нам. Огромную роль в преодолении языкового барьера сыграли наклейки. Паша Деф перевел название экспедиции и наш маршрут на фарси, также на наклейках была схематично представлена карта нашего странствия.

А как иранцы любят фотографироваться! Толпа зевак облепляет автомобиль, я стою в стороне, и решаю их сфотографировать. Щелк! Моментально группа перемещается ко мне – посмотреть что получилось, глядя в экран фотоаппарата, каждый ищет себя. Щёлк! Кто-то еще решил сфотографировать – и все уже у другого фотоаппарата… Так может продолжаться бесконечно!

Закупка свежих овощей на ужин и…. арбузов! Как приятно, в Москве холодно, дожди, а здесь +25 и арбузы!
Часть 4.2. ИРАН (Пустыни Даште Кевир и Даште-Лут)

Колодец в пустыне Колодец в пустыне
Загадочные следы в пустыне Загадочные следы в пустыне
Варан Варан
Неземные пейзажи Неземные пейзажи
Заброшенный аул Заброшенный аул
Просторы Просторы
Пустыня может быть красной Пустыня может быть красной
Оазис Оазис
Съемки сериала Съемки сериала
Соленая река - бирюзовая вода, белые берега Соленая река - бирюзовая вода, белые берега
Прощай, кузов! Едем по крепкому солевому раствору Прощай, кузов! Едем по крепкому солевому раствору
Неудачная попытка форсировать брод. Температура под 40 Неудачная попытка форсировать брод. Температура под 40
Пустыня Даште Кевир Пустыня Даште Кевир
Наши "опекуны", непустившие в "ад" Наши "опекуны", непустившие в "ад"
Просто маленькое селение Просто маленькое селение
Импозантный бензовоз Импозантный бензовоз
засуха засуха
Саксаул и солончак Саксаул и солончак
А вот такие у них дороги! А вот такие у них дороги!
Одинокий саксаул Одинокий саксаул
Оазис Оазис
Чай, самовар Чай, самовар
Глинобитные сооружения. Глинобитные сооружения.
Попутчик Попутчик
Даште Лут Даште Лут
Марсианские пейзажи Даште Лут Марсианские пейзажи Даште Лут
Солевые потоку как ледники Солевые потоку как ледники
Белая река Белая река
Обреченность Обреченность
Все участники экспедиции Все участники экспедиции
Закат в пустыне Закат в пустыне
Все ближе и ближе к самому жаркому месту Все ближе и ближе к самому жаркому месту
Форсируем  брод Форсируем брод
Пейзаж разрушенных городов Пейзаж разрушенных городов
Вроде сухо, но лучше след в след не ехать Вроде сухо, но лучше след в след не ехать
Выезд из Даште Лут Выезд из Даште Лут
13.05.09

С утра мы проснулись под приятный мелодичный перезвон. Оба на! Нас с разных сторон обходят пасущиеся стада овец и коров! Вот так! А с вечера казалось абсолютно безлюдное место!

«Встаем» на дорогу в пустыню Даште Кевир (соляная пустыня). Вот вроде бы мы уже видели пустыню (Каракумы), но они абсолютно непохожи друг на друга! Единственное что их объединяет это разнообразие! Мы осматриваем встречающиеся по дороге старые колодцы, устраиваем фотосессию с черепахами.

Сезонное пастбище: загоны для овец, поилки из разрезанных колес. Там встречаем большого варана, недовольный нашим вмешательством в его личную жизнь он издает пугающее шипение!

Вид из окна постоянно меняется то, ровная как стол, растрескавшаяся желтая поверхность без единого растения, то каменистые горы серого, красного цветов. Проезжаем заброшенные аулы, встречаются диковинные растения и даже деревья. Посреди дороги проезжаем жилой аул – среди безжизненной природы колосится зеленое поле!
Вдруг на горизонте показались силуэты пальм – это оазис и небольшой городок Торуд.

И…. нас встречает с флагами группа в красных национальных одеждах, воинствующего вида… Да уж! Жаждали национального колорита – ловите! Чуть позже становится ясно – снимается кино, вернее сериал. Люди забирались подальше от цивилизации для съемок исторического фильма, а тут им на заднем плане 3 внедорожника! Из России! Обсудив современное кино, Михалкова, Эйзенштейна, Канны и попив чайку, мы распрощались!

Въехали в город, и тут нам приходит в голову светлая мысль – А не купить ли нам хлеба? Мы заходим в магазин и пытаемся с помощью минимального разговорника и жестов объяснить, что нам нужен хлеб! Продавец нас "не понимать", а вот бородатый человек (Борода), стоящий в очереди "speak English". Контакт найден, но не хлеб! Мы приехали поздно, и хлеба нет. (Каждая семья выпекает хлеб для себя сама, а если надо купить, то в небольших городах только с утра). Ну, ладно! Выходим из магазина, а около наших машин полицейский на мотоцикле. «Борода» переводит, что нас зовут «в гости» в местное отделение полиции. Он поедет с нами, чтобы перевести беседу. Да, уж сходили за хлебушком! Разворачиваемся и едем колонной в сопровождении полицейских на мотоциклах в отделение. /Я забыла написать, когда мы свернули на проселочную дорогу, там был какой-то плакат. Желтый фон и синие буковки, мы решили, что если бы было что-то очень важное, фон был бы красным, а буквы белыми… как-то так/

Здание полиции находилось за забором с колючей проволокой, ворота отворились и мы припарковались во внутреннем дворе. Пашу, Олега и Сашу со всеми паспортами пригласили в полицию, а мы «бесправные женщины Востока» остались томиться в неизвестности в машинах. Время шло бесконечно долго! Наконец, наши вышли из полиции с довольными, улыбающимися лицами.

- Ну что? Ну как?
- Да ничего, все нормально, проверили документы, пригласили на обед!
-???
- Мы отказались, нам надо ехать!

Отлично! На волю! В пампасы! Дорогу из города в пампасы нам показывал на мотоцикле «Борода», откуда-то притащили лепешки хлеба и дали нам; в очередной раз была предпринята попытка (уже другими людьми) зазвать нас на обед. Excuse me, нам в пустыню! Наши с «Бородой» представления о пампасах сильно разнились! Нам в пустыню, где в наших картах была обозначена дорога, он же нас упрямо «ставил» на настоящую дорогу. Поняв бесполезность переговоров («умом Россию не понять!», а ум был на стороне иранца), мы «согласились» ехать по асфальту. Тепло попрощавшись с «Бородой», мы постояли и съехали с асфальта….

Полная безжизненность желтая, красная, коричневая земля, белые, как снег, соляные реки с бирюзовым рассолом. Рука опущенная в эту воду, высыхая покрывается кристаллами соли. Едем по высохшим белым руслам – если не говорить, когда сделана фотография, то первая мысль – зима! Очень тяжело поверить, что температура далеко за тридцать!

Дорога постепенно исчезает, зато появляется брод, в который Паша и влетает! Предварительно откопав колеса из соли(!), с помощью лебедки, Деф выползает на твердую землю. Наверно где-то есть другой заезд, возвращаемся и решаем поискать на выезде из города еще один путь в пустыню. Объезжая, центральные улицы как можно дальше, мы попадаем на улицы чуть шире Патруля, делаем круг, и….. сталкиваемся с нашим старым знакомым! Осознав, что свой долг перед гостями не выполнен, он нас опять провожает на дорогу. Мы повторяем свой маневр (только теперь нам приходится по ней отъехать подальше, ведь «Борода» решил проконтролировать процесс!) и опять ищем дорогу!

Исколесив все вдоль и поперек, мы «встаем» на нашу дорогу. Бурно обсуждаем сегодняшнее приключение! Устраиваем фотосессию в красивом месте: с высоты открывается волшебный вид на пустыню!

Скидываем платки! И… замечаем приближающиеся к нам облака пыли. Из пыли материализуются три мотоцикла, военные с автоматами и… наш бородатый друг!!! Думаете, что у них в голосе появились недобрые интонации? Отнюдь! Дружелюбным голосом нам в 101-й раз, объяснили, что ехать туда нельзя! Слова «Там ад! Вы погибнете!!!» и аргументы в виде висящих за спиной автоматов подействовали на нас.

На этот раз мы решили ехать по асфальту! Хотя было интересно, на чем бы они приехали в четвертый раз? Кавалькадой из машин и мотоциклов выезжаем на дорогу и прощаемся, уже насовсем!

/Чтобы понять отношение: Нас возвращали на асфальт, как кошка за загривок возвращает своих бестолковых котят на место! А чтобы понять абсурдность этой ситуации для нашего сознания: Это как где-нибудь в Лешуконском, нам не давали бы въехать на болото или зимник./

Едем по трассе, недалеко виднеется небольшой городок, решаем завернуть и проехать через него. Может там есть магазин? Хорошая идея, главное оригинальная ;-)

Дежавю, нас догоняет Тойота пикап с зеленой полосой, и… мы едем… в полицейский участок! У нас забирают паспорта, мы остаемся во дворе. С нами стоит несколько полицейских, с интересом рассматривающих гостей из России. Во дворе полиции волейбольная площадка (вообще все полицейские, которые встречались нам в Иране спортивные, подтянутые ребята), чтобы как-то сгладить паузу, начинаем разговор:

- Волейбол?
- Футбол?
Утвердительный кивок.
- Бекхэм?
Улыбаются, и вдруг в ответ с акцентом:
- Аршавин! Павлюченко! Челси! Абрамович!
Мы в ауте!

Нам возвращают документы, поят холодной водой, желают счастливого пути и предупреждают, что трасса опасна! Блин, как сговорились!

Далее пустыню Деште-Кевир мы пересекли по асфальту. Вокруг только безжизненные солончаки, без единой травинки и намека на жизнь. Градусов 40, на небе ни облачка. Так что на счет ада, Борода был прав!

Отличный асфальт, красная холмистая местность! Где-то за таким холмом мы и разбили лагерь.

14.05.09

Ко всему привыкаешь, и вот уже старые строения, солончаки кажутся чем-то обыденным. Температура снова приближается к 40. Мы движемся на юг!

Про дороги я уже писала, но не грех повториться. Стыдно за нашу страну, с нашими дорогами! В Иране с его сложным рельефом, с относительно небольшим населением, экономическими санкциями, дороги на порядок лучше наших и по качеству асфальта, и по организации движения: встречные полосы зачастую разнесены друг от друга метров на 50 минимум! При маленьком трафике движение доставляет наслаждение (исключение города!!!)! Еще бы температуру бы понизить градусов на 10 и было бы все отлично!

Вид за окном не балует разнообразием, но он настолько необычен, что вглядываясь в безжизненные горизонты ощущаешь себя то на Марсе, то на Луне. Меняется восприятие: вот кажется озеро близко-близко, а по карте до него километров восемь; по всем ощущениям затяжной подъем, а ты спускаешься и наоборот.

Где-то здесь в центре Ирана потерпела крах в 1982 году операция американских спецслужб «Коготь орла». Впервые о ней я услышала в Москве от Паши. История более похожая на сюжет блокбастера, нежели на реальность.

/Кратко: В 1979 году в Иране произошла революция, шах был свергнут, а во главе страны стал аятолла Хомейни. В Тегеране взяли в заложники всех сотрудников американского посольства. Переговоры успеха не имели, поэтому было решено провести секретную военную операцию. По плану подразделение «Дельта» должно было развернуть опорную базу в безлюдной пустыне в 300-400 километрах от Тегерана, туда должны были прилететь штук 6 самолетов «Геркулес» с топливом и спецназовцами и 8 вертолетов. После этого вертолеты с «Дельтой» направляются в сторону Тегерана и под покровом ночи спасают заложников и вывозят их за границы Ирана. Happy end.

Но все пошло не по плану: Когда три «Геркулеса» с «Дельтой» высадились в безлюдной пустыне … мимо (случайно, так) проезжал иранский автобус с пассажирами(!). Автобус пришлось задержать. Потом показался бензовоз с грузовиком, бензовоз подорвали (тоже случайно), а грузовик успел скрыться. Вроде провал, но нет, американские хлопцы решают продолжать операцию. Половина самолетов улетает (топливо и людей привезли). Из 8-ми вертолетов из-за песчаной бури до лагеря долетают только 6. Из 6-ти один ломается. Принимают решение сворачивать операцию. Спецназовцы грузятся в самолет, но один из взлетевших вертолетов врезается в «Геркулес». Взрываются топливо, снаряды. Погибли люди. Уцелевшие спецназовцы и летчики улетели на оставшихся самолетах (-е), вертолеты уничтожили с воздуха. /

Вот местонахождение этой базы в пустыне мы и искали. Сухой климат давал надежду, что какие-то следы, несмотря на долгий срок все-таки остались. Мы явно где-то рядом! Кругом ровная пустыня, да и старая асфальтированная дорога, прямая как стрела идеально подходит для роли аэродрома! Воображение рисовало сцены из прошлого. Мы бороздили пространство в поисках следов, но безрезультатно. Почти отчаявшись, едем в сторону одинокой мечети в пустыне, и… понимаем, что мы на месте!

Восприняв те далекие события, как волю Аллаха, иранцы построили рядом мечеть и что-то типа площадки для проведения «линеек в пионерлагере» (она такая же заброшенная, как и наши п/л) с просветительским щитом, наглядно демонстрирующим всю историю спецоперации. Бродя вокруг этой площадки, и ковыряя ногами гальку, мы находим свидетельства тех событий: оплавившееся авиационное стекло, старые гильзы, заклепки с надписью “USA”…

Саша остается в машине, и когда мы, довольные своими находками, возвращаемся к нему, застаем его в компании полицейских. Очередная проверка документов, в этих местах туристы явно в диковинку! Мои документы проверили без меня (что значит женщина в исламской стране)!

Далее по пути у нас город Табас. Осматриваем комплекс на центральной площади.

В стенах в полукруглых нишах прячась в тени от палящего солнца отдыхают иранцы. Расстилают небольшие ковры и пьют чай.

Площадь города заставлена самоварами на газу. Много мелких закусочных. Малодушничаем ;-) – решаем перекусить в местной забегаловке. Выбора практически нет, да и разобраться в меню на фарси задача не из легких! Задействовав английский, фарси, жесты, Любину книжку с картинками (незаменимый помощник для объяснений!) заказываем 5 иранских гамбургеров. Шестой гамбургер для Паши Дефа нам дается с огромным трудом – иранец упорно не хочет верить, что вместо мяса надо положить рыбу! В итоге Пашу приглашают на кухню поучаствовать в приготовлении бутерброда.

Солнце палит нещадно! Сашка вспоминает, что наша машина оборудована кондиционером и мы погружаемся в приятную прохладу. Минут так на 10! Наслаждение резко прерывается: стрелка температуры стремительно взлетела вверх, открываем капот – кипим!

Далее едем с печкой! Нет, ну почему когда холодно печка Патруля греет на тройку, а здесь отрабатывает все 100%! Равнинные пустыни сменились горными, и найдя съезд встаем на ночевку недалеко от дороги. Красивый закат! После печки воздух кажется прохладным ;-).

15.09.2009 Пустыня Даште-Лут

Заправляемся под завязку водой и топливом. Съезд с асфальта находим быстро. Памятуя о заботливости иранцев, следим за тем чтобы никто не видел как мы удаляемся в пустыню, благо здесь нет населенных пунктов. Однако дорога приводит нас к непонятному объекту – вышке на горе и заканчивается. Находим объезд и снова встаем на «дорогу». На самом деле дороги нет, просто угадывается, что кто-то когда-то здесь ездил, однако след совпадает с картой. Потом этот «пунктир» будет то пропадать, то появляться вновь.

Четвертая пустыня, а совсем непохожа на предыдущие. Холмы покрыты мелкой щебенкой, изредка прорезаются каменистые образования. Но окрашена она в разные цвета: розовый, пепельно-серый, черный, желтый, красноватый. Безжизненный пейзаж, идеально подходящий для съемок о Марсе. Были правда верблюды, но по мере удаления вглубь они пропали, остались сухие кусты... да и мы вшестером.

Солнце палит безжалостно, температура поднялась до 43-45. Машины раскалены до предела – к ним невозможно прислониться. В тени намного легче, только где ее найти? Солнце стоит вертикально, теней практически нет.

Самое время для эксперимента – сварятся ли яйца, если их закопать. Паша закладывает их в песок, мы ждем, но эксперимент не удался. Другой совет по выживанию – спрятаться в тени под автомобилем, подтверждается.

Психоделическая картина: 45 градусов, пустыня и… река! Полноценная река с обрывистыми берегами, приличной ширины, только с высохшим руслом. На дне, словно снег, блестит соль. Зима, да и только!

Найдя переправу через эту реку, поднимаемся на высокий берег и пустыня меняет свой вид – становится ровная, как стол. Кругом, до горизонта мелкая серая щебенка. Зато дорога становится более накатанной.

Где-то посередине этого «стола» разбиваем лагерь. Не успеваем поставить лагерь, как у нас появляются гости – мушки! Откуда они здесь и чем питаются? Непонятно!

Закат и темная ночь обволакивает нас. Одна из самых запоминающихся ночевок! Мы в центре пустыни, уверены, что никого до горизонта нет, но у меня ощущение, что вокруг в темноте стены! Словно нас поместили под большой колпак для эксперимента.

/Наша поездка со стороны может показаться легким приключением. Это заблуждение! Экстремальность экспедиции можно почувствовать здесь – что было если бы… сломалась машина, не рассчитали количество топлива, не заправили бы все емкости с водой. При любом «если», была бы борьба на выживание с низкой вероятностью на положительный результат! Дойти до населенного пункта 200-300 км по такой пустыне, на такой жаре – малореально!/

16.05.2009

Движение напоминает бег на беговой дорожке – километры щелкают, а пейзаж не меняется. Действует удручающе!

На карте обозначен «брод» и на местности полноценный брод с красноватой кашей и соленой водой! Несмотря на грозный вид, брод взялся без проблем. Следы костра на другом берегу и стволы неизвестно откуда тут взявшихся пальм говорят что, здесь бывает жарко!
За терпение нам бонус – место, обозначенное на генштабовской карте как «пейзаж разрушенных городов».

А тем временем температура все выше и выше, несмотря на май месяц. Употребление воды возрастает – надо пить понемногу, но часто, даже когда не хочется. Иначе не избежать обезвоживания. Вода уходит также и на «полив» головы, это приносит кратковременное облегчение. Чтобы как-то избежать нагрева, воду приходится прятать в теплую одежду. В противном случае, поливая пилота, можно услышать «горячо!».

А вот и асфальт! Мы сделали это! Я вздохнула с облегчением, мысль «а если…» все-таки была. Но на вопрос «повторила бы это еще раз?», ответ однозначный «ДА!». Качаем колеса около перевернутого щита. «Welcome to gandom beryan the hottest area the world. Restricted area: no enter without local guide». Упс!!!

/P.S. Надпись на этом плакате не давала мне покоя. Как это самое жаркое место мира? А Долина смерти (Калифорния), Эль-Азизия в Ливии, Марбл-Бар в Австралии?. Поиск по Интернету выдал интересную информацию об этом месте: " Пустыня Dasht-e Lut была зарегистрирована как самое жаркое место на земле с температурой 70.7 градусов C (159 градусов F) в 2004 и 2005 by MODIS of NASA." Вот так!/

Движемся в сторону Кермана. Незаметно появились горы.
На затяжных подъемах Патруль начал подогреваться (температура воздуха за 40).
/Очевидно сказалось либо конструктивная ошибка в расположении радиатора кондея перед основным радиатором, тем самым снижался естественный обдув, или просто из-за старости и боевой эксплуатации вышел срок радиатора./ Пришлось регулировать скоростной режим – на спуске разгоняться, чтобы на скорости влететь на подъем. Также произвели тюнинг Патруля: под капот положили 2 пластиковые бутылки, а крышку капота закрепили проволокой и веревкой (так ездят почти все местные машины).

У Дефа истекла демоверсия отечественной крыльчатки и только мы остановились, чтобы и его тоже оттюнинговать, как рядом с нами припарковался иранский пикап. Оттуда выпрыгнули иранские хлопцы, запрыгнули на капот к Паше и привязали капот на их взгляд более качественно! Вот так просто! Поблагодарив их «Ташаккур! Бесяр ташаккур!» мы продолжили наше путешествие. Немного в растерянности, наши добровольные помощники напоследок произнесли знакомые русскому уху слова «вотка,виски?!» -ответив «не-е», мы на самом деле не поняли - они нам предлагали или спрашивали у нас ;-)

Тоннели, прорубленные в горах, различной протяженности балуют прохладой. Вокруг горный пейзаж с пасущимися на склонах козами-альпинистками, вода и новенькие 76-е Тойоты (мечта джипера).

Так мы добрались до городка Махан, наша цель знакомство с иранскими автосервисами. Основной вопрос это крыльчатка. Вокруг Дефа собрался консилиум иранцев, они что-то чертили на пыльном капоте. Внешний вид «карлсона» сам за себя говорил, что нам надо – языкового барьера не было ;-).

Пашу Дефа куда-то увезли на мотоцикле. Вернулся он с нормальной крыльчаткой (!), что-то просверлили, что-то подточили. Иранские умельцы произвели на него впечатление, и мы решаем подварить нашу многострадальную чашку (туркменская сварка не выдержала испытания пустыней). Тыкая пальцем в кузов, и, издавая шипящие звуки, мы легко объясняем, что нам нужна сварка. Мотоциклисты машут рукой, мол давай за нами и отвозят нас в мастерскую где варят ворота и решетки. Там как в «Особенностях национальной охоты» Сашка с иранским сварщиком ползая под машиной быстро находят общий язык. Даже еще о чем-то поспорили ;-). Скажу сразу приварили очень качественно, стоила эта работа - 8 долларов. /И эта сварка спокойно довезла нас до дома. Потом уже, в Москве, в автосервисе все привели в порядок окончательно, за 200 долларов./

Пока варили жутко захотелось пить, повторение раз пять фразы «Please, cup of tea» не дало результатов, зато слово «чай» сработало.

/В Иране чай практически везде был в пакетиках, а к нему прилагался кусковой сахар. Иранцы пьют чай в прикуску с сахаром – цедя через кусок чай./

Пока мы занимались ремонтом Олег с Любой искали гостиницу, но безрезультатно – все были заняты. Однако они познакомились с иранкой Моной, которая предложила переночевать у нее дома. Вот удивительно, исламская страна, а студентка 17-ти лет предлагает 6-ти незнакомым людям ночевку! Родители, узнав, что гости из России сразу согласились принять нас.

Да, маленький дворик этого дома не ожидал увидеть три машины из России – въезжали мы со скрипом. Можно бесконечно писать об иранском гостеприимстве: нам незнакомым людям, случайно встреченным на улице, предоставили возможность принять душ, напоили чаем, накормили ужином, предоставили ночлег. Смогу ли я так поступить? Сильно сомневаюсь.

Увидеть быт страны изнутри дорогого стоит! Наша поездка была бы неполной без этой ночевки. Вечер коротали беседами. Мы показывали наши фото, Мона - фотоальбом своей семьи. Вот ее мама ходит по дому в хиджабе, а вот она же в фотоальбоме еще в короткой юбке со стрижкой. Что удивительно, у людей, живших еще до исламской революции нет негативного отношения к хиджабу. Даже наоборот.

Дом снаружи смотревшийся невзрачно, внутри поражает уютом. На полах ковры, обувь при входе снимают. «Стол» накрывают в гостиной - на полу застилают скатерть. Вокруг нее усаживаются по-турецки. С непривычки это не самое легкое упражнение ;-). Гостям оказывается послабление – за столом можно полулежать. При этом мама Моны, женщина хорошей комплекции, ловко сидит по-турецки. Из приборов на столе вилки и ложки (ножей нет), оказывается вполне можно обходиться без ножа. Излюбленный гарнир – рис. Мясное блюдо было необычным, но очень вкусным. Также интересно приготовлена картошка – запечена с яйцом (?). Но самое главное это специи, незнакомые нам. Аромат, готовящихся блюд, кружил голову, но не давал не малейшего намека об их содержимом.

Для ночевки нам были отведены две комнаты: одна для мальчиков другая для девочек;-). На полу расстелили матрасы и немного повеселившись, мы уснули чистые и довольные!
Часть 4.3. ИРАН (Бам, тюрьма и Индийский океан)

На рынке в Баме На рынке в Баме
Чувствуется разница в одежде с иранками Чувствуется разница в одежде с иранками
юрты кочевников юрты кочевников
Наше сопровождение вдоль границы с Пакистаном Наше сопровождение вдоль границы с Пакистаном
А виды в Белуджистане красивые! А виды в Белуджистане красивые!
На берегу Индийского океана На берегу Индийского океана
"Молодые" горы "Молодые" горы
"пешеход" "пешеход"
Женщины в масках Женщины в масках
В ресторане Бандер-Аббаса В ресторане Бандер-Аббаса
Ночной вид на Бандер-Аббас из окна гостиницы Ночной вид на Бандер-Аббас из окна гостиницы
17.05.09

Сегодня у нас по плану – Бам! Именно так называется город Ирана, где расположена древняя цитадель Арг-е Бам. Возраст крепости около 2500 лет. Город был расположен на перекрестке важных торговых путей, в его истории были периоды расцвета и упадка. Сейчас это обычный иранский город, нас же интересует крепость, входящая в список всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, землетрясение 2003 года разрушило большую часть строений. Сейчас идут активные восстановительные работы. Сложно поверить, что эти глинобитные сооружения простояли 2500 лет! На мой дилетантский взгляд, дома крепости ничем не отличаются от домов в небольших селениях Ирана. Те же глинобитные постройки, та же архитектура. Кстати Арг-е Бам является одним из крупнейших глиняных сооружений в мире.

Экскурсия окончена, едем к Индийскому океану! Однако охранники, просят нас немного подождать. Ждем. В будке охраны кондиционер охлаждает воздух за счет испарения воды (!) при чем очень эффективно. Наконец жестами показывают, что мы можем ехать, но нас чтобы мы не заблудились «на выезде», проводят полицейские на мотоцикле. Перед тем как покинуть гостеприимный Бам, решаем на местном рынке пополнить запасы овощей.

И понимаем, что нас не только провожает, но и ненавязчиво охраняет полицейский с автоматом. Попытка попрошаек подвалить к туристам была предотвращена только жестом полицейского. Стали встречаться мужчины в шароварах и просторных рубахах ниже колен. Это белуджи, населяющие юго-восточную часть Ирана. Интуитивно почувствовалась некая напряженность, дружескими их взгляды в нашу сторону назвать было нельзя.

Выезжаем из города и прощаемся с нашими провожатыми на мотоцикле. …Теперь нас «провожает» полицейская легковушка. Забегая вперед, скажу, что эскорт нас сопровождал практически до самого Индийского океана. Машины менялись через 50-100 км, эта смена не доставляла нам никаких проблем – все происходило быстро и четко, без замедления нашего передвижения. Для полицейских/солдатов сопровождение туристов было развлечением, они приветливо улыбались.

Что и говорить, всю дорогу в рацию мы обсуждали это приключение. Вспомнился разговор с Моной, когда узнав куда мы едем дальше она сказала, что там опасно… стреляют. Да, с одной стороны, приятно видеть трех автоматчиков приветливо улыбающихся и охраняющих тебя, а с другой стороны виды сгоревших машин, бензовозов и осознание некой опасности оптимизма не добавляло. По мере продвижения вглубь провинции Белуджистан наша охрана наращивала свое вооружение, наши шутки о танке оказались недалеко от истины – апогеем было появление пикапа с крупнокалиберным пулеметом. Причем никаких инициатив по поводу организации этой охраны мы не предпринимали! Иранцы, увидев заезжих туристов, за несколько минут организовали эскорт!

/В силу ряда обстоятельств, многочисленные белуджи оказались разделенными между Ираном, Пакистаном и Афганистаном. Мысль о создании отдельного государства Белуджистан не покидает этот народ. Из-за чего возникает напряженность с официальными властями. Кроме того имеет место контрабанда наркотиков и топлива. Разница между ценами на топливо в соседних странах составляет десятки раз./

На просторах появились шатры кочевников, к сожалению, посмотреть их быт ближе нам не удалось.

Так в сопровождении охраны мы въехали в город Ираншехр. Какая разница с Северным и Центральным Ираном! Разница в одежде: мужчины все поголовно в зауженных книзу шароварах, под черными накидками у женщин яркие блузы с восточными узорами, а брюки на манжете.

На площади непонятный памятник мужчине с автоматом. Интуиция говорит, что надо валить отсюда, но дело близится к закату, а ночевка «в полях» кажется сомнительной.
“Hotel, parking!” и мы в гостинице, а наши машины под надежной охраной. В номере маленький коврик для вечерних молитв, коран, мини-бар с соком и водой. Не успели расслабиться, как раздался стук в дверь. Проверка документов с предъявлением «ханум».

Ужин в отеле. Во время путешествия по Ирану пришлось столкнуться с тем, что блюда из рыбы в большинстве отсутствовали как класс. Зато кебабов было вариантов пять.

Заснула с ощущением, что мы черт знает где и что ждет нас завтра совсем неизвестно.

18.09.2009

С утра, к назначенному времени охрана ждала нас у отеля. Выезжаем на улицу и притормаживаем около тюрьмы (это соседнее здание с отелем). На стене с колючкой красуются живописные картины с тюремной лирикой. Удивительно, но олицетворение свободы иранских и российских заключенных очень похоже – озера, зеленые луга, стога, лебеди. Удивительно, потому что леса и поля тут надо поискать! Пролетает мысль снять картинки, но тут вокруг наших машин начинается какое-то движение. В рацию выясняем, что Женя уже сфотографировала стену с картинками и у нас появились проблемы.

Да уж, обстановочка что надо: они не говорить по-английски, мы не понимать фарси. Мы готовы удалить это злосчастное фото, отформатировать карту, в общем, все что угодно, чтобы продолжить наш путь. Однако они еще чего-то хотят от нас! Появляются непонятные люди (явно из органов), фотографируют наши машины. Время идет, попытки как-то объясниться неудачны.

И тут, около нас появляется иранец в европейской одежде, и… «Здравствуйте! У вас проблемы?». Инженер-строитель, женатый на русской и учившийся в России, проезжал мимо, услышал русскую речь, увидел полицейских, понял, что у нас проблемы и остановился, чтобы помочь соотечественникам жены! И мы, и полицейские радостно вздохнули – теперь мы найдем общий язык!

Вместе с переводчиком идем в … тюрьму, на допрос. В тюрьме хорошо, там кондиционер. Автор фото - Женя, но ее игнорируют, все вопросы к Паше:
- Цель путешествия?
-Туризм.
-Куда едете?
Рассказываем о маршруте.
- Зачем фотографировали тюрьму?
- Красивая картинка.
Далее рекламная пауза, взгляд допрашивающего скользит то на экран фотоаппарата, то на Пашу. Наверно переводчик напутал. Переспрашивает:
- Красиво???
- Да, картинка красивая.
Далее опять пауза, и уже двое переводят взгляд с фотоаппарата на Пашу и обратно. Дабы прервать паузу:
- Мы готовы удалить фото, если что-то не так.
Долго пишут.
-Подпишите протокол!
- А что там?????
Переводчик объясняет, что там все о чем говорили и Паша подписывает листок А4, плотно исписанный кружевной вязью. Все, мы свободны! Фотоаппарат возвращен, фотка не удалена!

Дорога идет по гористой местности с чудными долинами, до границы с Пакистаном всего около 30 км.

А тем временем наш газойль подошел к концу. Тормознув наших сопровождающих, объясняем «газойль, не-е». Теперь это их головная боль! Но на заправке, то ли из-за близости с границей, то ли из-за присутствия блюстителей закона «кард» не находится. Очередная смена эскорта, судя по форме, теперь нас ведут пограничники. Они быстро находят «газойль» без «кард». Из подвала дома достается шланг и по сигналу, под бешенным напором в машины начинает поступать дизель. Три машины заправлены, но ценник совсем не иранский! Ситуация комична – мы торгуемся с нашими сопровождающими! Сошлись за 3 машины – 70 долларов. Расстроились, пересчитали цены, получилось, что заправились лишь вдвое дешевле, чем в Москве. Это была самая дорогая иранская заправка.

Деревни вдоль дороги имеют определенную специализацию – здесь газовые баллоны, здесь выводок тойот пикапов. Эскорт нас покидает, а мы так привыкли к сопровождению. Проезжаем через город Шабахар, самый южный иранский город. Угнетающее впечатление – пытались построить свободную экономическую зону, а царит запустение.

Но самое главное - мы добрались до Индийского океана!!! И моем колеса в его водах!

Теперь дорога пойдет вдоль побережья, а наша задача выехать сегодня за пределы Белуджистана. Лагерь разбиваем недалеко от дороги. Вечером в гости к нам приползают скорпионы.

Сколько приключений! Тюрьма, сопровождение с крупнокалиберным пулеметом на изготовке, Индийский океан, температура 48 градусов!

19.05.2009

Машины в океане искупались, а мы? Надо это срочно исправить, и по пескам прорываемся к безлюдному побережью. Песчаные дюны, океан!

Ошалев, переодеваемся, бросив в машинах все – деньги, документы, ключи, фото и видеоаппаратуру. Забег был долгим – берег очень, очень пологий! Счастье! Цель, казавшаяся в Москве нереально далекой, достигнута! Приступ веселья был прерван появлением мотоциклиста, крутящимся вокруг наших машин. Придя в себя Паша, Олег и Сашка рванули к машинам. Нам же пришлось прятаться в волнах.
/В Иране мужчины и женщины купаются на раздельных пляжах. Да и купальники у них сильно отличаются от европейских. Как и в повседневной жизни все должно быть закрыто./
Сидим мы с Любой в океане, 5 минут сидим, 10… А мотоциклист не уезжает. Что-то объясняет жестами. Ну хоть бы кто-нибудь догадался подъехать к нам, мы уже близко подползли ;-) к берегу! В общем, выждав момент, делаем рывок к машинам. Иранец щелкает нас на телефон.

Оказывается человек приехал предупредить, что купаться здесь нельзя – стреляют. Излишне говорить, что у человека даже мысли не было поживиться содержимым наших машин. А вот впечатлений от девушек в купальниках у него было ого-го!

Дорога вдоль побережья не очень хорошая по иранским меркам (по нашим обычная). Зато прикольные горы – они здесь молодые на стадии образования, вид как у 3D моделей. Где-то в результате выветривания образуются причудливые фигуры.

Знак «Осторожно, верблюды» – здесь они шастают по дороге, как коровы у нас в глубинке. Одежда женщин становится более цветастой, а на лицах появляются маски, закрывающие полностью лицо. Только из прорезей поблескивают черные глаза.

/Исторически вдоль побережья, живут «бандери» (в переводе - прибрежные) – арабы. Женщины бендери носят пеструю одежду, в отличие от одетых в черное иранок, и маски из кожи(?). Есть несколько версий появления этих масок – защита лица от сильного солнца, скрывание не очень красивых лиц. /

Купленное около дороги манго не имеет ничего общего с фруктом, который продается у нас под тем же названием. Сочное и вкусное!

Температура упала до 36-38 градусов, но облегчения после 48 –ми не наступило. Близость океана делает воздух влажным. Добираемся до Бандер-Аббаса. Это достаточно крупный портовый город.

Поиски гостиницы привели нас к Hormoz Hotel*****. Шикарный пятизвездочный отель и 3 пыльные машины с шестью не менее пыльными путешественниками смотрелись дисгармонично. Решено было на разведку отправить Олега, из отеля он вышел с улыбкой и со словами «Номера по 80 баксов, но там так хорошо…». Машины влезли на стоянку со скрипом – она не была рассчитана на лифтованные машины с багажниками. В холле отеля божественная прохлада, в лифте звучит релаксирующая музыка, есть интернет. Час – полтора на душ, и мы идем изучать город.

Гуляем – заказывает такси и едем в самый крутой ресторан! Ресторан до уровня отеля не дотягивал, однако был по восточному причудлив – по стенам текла вода , кругом были разложены арбузы (май месяц), столики представляли собой приподнятый над полом подиум.

Скинув тапки мы уселись на одном из них и стали ждать. Очевидно, мы пришли слишком рано, кроме нас никого не было и официанты не слишком торопились. /У иранцев основная жизнь начинается после захода солнца./ Меню не удивило разнообразием, а выбора блюд из рыбы практически не было. Зато удались креветки и манговый фреш! К концу нашей трапезы в ресторан стали прибывать посетители (в основном туристы/делегации).

Завернули на рыбный рынок, прогулялись по набережной. Удивительное дело – вечер, портовый город, а спокойствие! На газоне расстелив коврики сидят пары, девушки, юноши и пьют чай, курят кальян. Бегают дети. Вдоль набережной расположены торговые лавки, от скуки мы заглядываем в некоторые. Вечерняя прогулка удалась на славу!
Часть 5. ИРАН и дорога Домой

Добыча соли Добыча соли
На улице Шираза На улице Шираза
Закат около Персеполиса Закат около Персеполиса
Персеполис Персеполис
Барельефы Барельефы
Накше-Рустам Накше-Рустам
На улицах Язда На улицах Язда
Ширина улиц!!!!!!! Ширина улиц!!!!!!!
Хлебопекарня Хлебопекарня
Старя часть Язда Старя часть Язда
Мост в Исфахане. Мост в Исфахане.
Исфахан Исфахан
На базаре На базаре
Центральная площадь Исфахана Центральная площадь Исфахана
В мечети В мечети
Резные потолки дворца шаха Резные потолки дворца шаха
Вид на центральную площадь Исфахана Вид на центральную площадь Исфахана
20.05.09

По трассе направляемся в сторону Шираза. Дорога забирает вверх, чтобы не греться разгоняем Патруль на спусках. Тоннели. Горы.

В маленьком магазинчике пополняем запасы воды (льда в бутылках). Разобраться сколько мы должны денег не можем – протягиваем пачку, продавец выбирает сам сколько надо. У старика видно не было сдачи, и он нам дал пачки печенья.

30 градусов кажутся приятной прохладой и абсолютно комфортной температурой. Проезжаем Шираз. В городе очень много зелени. Чувствуется, что мы встали на «туристическую тропу» - много указателей на английском. К вечеру мы в Персеполисе. Места в кемпинге все заняты, но нас пускают на территорию и мы разбиваем лагерь прямо на асфальте.

Ночью идем гулять к Персеполису. Охранник, узнав что мы из России, ненадолго пускает внутрь. В близлежащем парке стоят палатки туристов. Иранцы очень активно путешествуют внутри страны.

Здесь мы единственный раз пострадали от кражи – во время ночевки собака утащила у Сашки один шлепанец ;-)

21.05.09

С утра пораньше нас ждет путешествие во времени - Персеполис.

Это развалины древнеперсидского города, возникшего в VI—V вв. до н. э. и бывшего столицей огромной империи Ахеменидов. Персеполис по-персидски называется "Тахт э-Джамшид", "тахт" значит "трон", а Джамшид - один из мифических царей. Сроительство Персеполиса началось в 518 г. до н.э. по приказу Дария Великого. Несколько поколений царей строили здесь дворцы. Это продолжалось вплоть до завоевания Персии Александром Македонским, т.е. примерно до 330 г. до н.э.

Размах строительства впечатляет – в Персеполисе были водопровод и канализация.
В настоящее время сохранились колонны, развалины дворцов, гробниц, многочисленные барельефы и клинописные надписи.
В одном из дворцов располагается музей.
Испытываешь внутренний трепет, когда читаешь таблички с датами. Такая далекая история, а здесь как на ладони.

Далее к северу от Персеполиса на нашем пути Накше-Рустам. Здесь в горе находятся гробницы царей династии Ахеменидов, они расположены на большой высоте. Здесь же находятся древние скальные барельефы, датируемые 1000 годом до н.э.

Рядом с гробницами находится «Куб Заратустры». Есть две версии назначения этого сооружения: по одной оно служило зороастрийским святилищем огня; по другой, под сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна версия не подтверждена документально.

Далее заезжаем в Пасаргады — древний персидский город, первую столицу империи Ахеменидов. Но сооружения после Персеполиса не впечатлили. Наверно этот путь надо проделывать в обратном порядке.
Дорога до Язда петляла по горам, зелени становилось все больше. Стали встречаться сады.
К вечеру прибыли в Язд.

22.05.09

Язд. Центр древней религии – зороастризма
За городом расположены Башни молчания. На одну из них мы с трудом забрались, около второй местная молодежь на мотоциклах устраивала заезды.
В далекие времена священники приносили умерших внутрь башен. Останки растаскивались птицами, а кости сбрасывались в круглую яму в центре башни. Таким образом ни земля, ни вода, ни огонь не осквернялись мертвецами.
С башен молчания открывается обзорный вид на город.

Язд интересен также системой водоснабжения и маленькими узкими улочками в своей старой части. Ширина этих улиц местами такая, что с трудом разойдутся два человека, глинобитные перекрытия представляют лабиринт. Оказавшись здесь, реально переносишься в другое время. В одном из домов пекарня, нам там охотно попозировали. В глиняных стенах есть краны с водой и миска на цепочке (для страждущих воды).

В музее воды мы были поражены системой водоснабжения, доведенной до совершенства еще до нашей эры. Климат Язда один из самых сухих в стране, поэтому здесь было построено огромное число ганатов - подземных каналов для воды. Вода с гор по ганатам доставлялась в города!

Для охлаждения воды и воздуха в городе были сооружены бадгиры (ветроуловители). Это прямоугольная труба с прорезями, позволяющая захватить дующий с любой стороны ветер и направить его на глубину до 10 метров.

В настоящее время водопровод заменен на современный, а бадгиры, по-прежнему выполняют свои функции.
По дороге решаем заехать в Чак-Чак.

Посреди горной пустыни высоко в горе вырублен храм - главная святыня и место паломничества зороастрийцев Ирана. Около него выстроен комплекс для паломников.

Ступенек не считали, говорят их 320, подъем не из легких. Много иранцев, из иностранцев только мы. В горе растет большое дерево (говорят его возраст около тысячи лет), в храме горит огонь, из стены сочится вода. Само название Чак-Чак и произошло от звука падающих на камни капель - кап...кап...

Пока мы наслаждались прохладой, нас закрыли в этом храме. Служитель отошел обедать. Пока одни иранцы предлагали нам чай, другие терпеливо ждали открытия, мы нервничали. Добрые люди, видя наше нетерпение, оторвали человека от трапезы и мы оказались освобождены. Спускаться значительно легче.

Проехать Иран и не увидеть персидские ковры? Заезжаем в Наин, небольшой городок, столица ковроткачества. Улицы и магазины пусты – сегодня пятница. У мусульман праздничный день. Проезжающий мимо мотоциклист, интересуется целью нашего визита, и один из магазинов открывают специально для нас. Хозяин начинает метать ковры, попутно объясняя как определить качество ковров.

С детства к коврам относилась негативно, а здесь при виде всей этой красоты, понимаю что это произведение искусства. Шерстяные с вкраплениями шелка, шелковые, с необыкновенными узорами и волшебным цветом! Они играют, светятся! Задав вопрос о цене, понимаем, что показ ковров нужно сворачивать – эти чудеса стоят недешево.

Где-то по дороге заправляем 120 литров за 1 доллар!!!

В Исфахан въезжаем затемно. Мы проехали много городов и к манере вождения иранцев привыкли, как я думала. То ли пятница, то ли численность этого города, но передвижение по нему до гостиницы было нелегким испытанием: все, все жители в этот вечер решили куда то поехать или пойти! Около гостиницы парковались с облегчением, желания поехать поискать что-то подешевле не возникало, итого KOWSAR*****. В отеле нам дали карту и мы отправились гулять по ночному Исфахану.

В Исфахане протекает одна из самых больших рек Ирана Заяндеруд ("Дарующая жизнь"). Она начинается в горах Загроса, течет с запада на восток через центр Ирана и теряется в пустыне. Вот на знаменитый мост Си-о-Се Поль (33 арки) мы и пошли смотреть в первую очередь. Однако река потеряла свои воды, не добравшись до пустыни. Мост красиво подсвечивался, а русло было абсолютно сухим.

Action: перейди улицу в городе Ирана – светофор мигает, машины не притормаживают перед переходом, черные пирамидки ловко уворачиваются. Нереально! Можно на основе организации движения в Иране разрабатывать компьютерные игры, дальше 1-го уровня вряд ли кто доберется!

Ужинаем в ресторане. Все официанты мужчины. Меню стандартное – рис, кебабы ;-).

23.05.09

Сдав номера с утра, мы оставили машины на гостиничной стоянке до обеда, а сами отправились смотреть площадь Нахш-е Джахан ("Карта мира"). Построена она в 1612 г. Это вторая по величине площадь в мире, ее размеры – 500 на 160 м.

На площади находятся мечети Имама и Лотфоллы, дворец Али Капу. Также на площади находятся бесконечные ряды Большого Базара.

В мечети поражает религиозное пение, акустика разносит звук по всему пространству, придавая волшебное звучание.
Во дворце – резной потолок.
Осмотрев достопримечательности, разбегаемся по базару сначала на час, потом на полтора;-).

Ходить там можно бесконечно долго, наслаждаясь разнообразием товара. Здесь можно встретить и антиквариат, и дешевый ширпотреб. Много антиквариата из России, времен революционной эмиграции. Поражает разнообразие товаров: специи, медная посуда, инкрустированные шкатулки, ковры, набивные ткани, кальяны, чеканка, элегантные сине-белые вазы... Многие изделия здесь же и делаются, заходишь внутрь, а там сидит дедушка и набивает ткань штампиком! Торговаться, торговаться, и торговаться! Цена волшебным образом падает, когда разворачиваешься по направлению к выходу. Правда, действительно стоящие вещи, за дешево не отдают! Некоторые продавцы говорят по-русски. Избавившись от денежных знаков, мы только силой воли прервали шопинг.

Не в силах передвигаться пешком, ловим такси до гостиницы. У таксиста выясняем сколько стоит «Саипа» - 8000 долларов!

Выехав из Исфахана, вздыхаем с облегчением! Большие города Ирана, с их манерами движения, надо, по возможности, объезжать стороной!

На ночевку прячемся в холмах по направлению к Хамадану.

24.05.09

По дороге к Хамадану выезжаем на кусок дороги, очевидно использующийся в качестве запасного аэродрома. 4 полосы в каждом направлении, идеально ровное покрытии, прямая как стрела.

Сам Хамадан нас не интересует – мы направляемся к водной пещере Алисадр, которая находится рядом с одноименной деревушкой. Пещера расположена в невысокой горе Саритаппе («желтая скала»), ее длина около 14 км.

Вход в пещеру оформлен в виде современного холла аэропорта. На входе выдают спасжилеты, к небольшой пристани подъезжают пластмассовые лодки, сцепленные паровозиком. В движение лодки приводит водный велосипед с двумя «рикшами». Пещера испещрена ходами, часть пути преодолеваем пешком. Воздух прохладный, вода идеально прозрачная. Указатели глубины от полметра до четырнадцати. Потолок и стены украшают сталагмиты и сталактиты.

Прогулка нагнала аппетит, решаем здесь перекусить. Нам дают меню на фарси, мы просим меню на английском, нас не понимать. На фразу «Не понимать фарси» официант радостно кивает головой, и … переворачивает меню вверх ногами. Нам от этого легче не стало :-) В общем, минут через 10 откопали человека изъясняющегося по-английски. И мы не пропали с голода.

По мере движения к северной границе, пейзажи становятся более цветными – зеленые поля, долины гор чем-то засажены. Место под ночевку искать сложнее – рельеф не позволяет просто так свернуть с дороги, а накатанные «тропы» ведут к населенке. Мы находим укрытие между гор.

25.05.09

Объездными путями, минуя Тегеран, выехали на трассу вдоль побережья Каспия. Трафик приличный. Все побережье огорожено, подъезд к морю найти сложно. На побережье стоят коттеджи в современном стиле. Где-то находим лазейку - Здравствуй Каспий!

Ближе к вечеру прибываем в Астару, погранпереход полупустой – только пара фур. Вечером гуляем по городу.

26.05.09

Прощай древняя Персия! С утра проходим границу с помощью хелпера. Быстро и четко. Жалко расставаться с этой страной, с этими приветливыми людьми. Наше путешествие по этой стране было насыщено открытиями и впечатлениями! С криком «Ура-а-а!!!» с голов срываю платок!

Нейтральная полоса. Двухэтажный Duty Free с алкоголем. Азербайджанский штампик в паспорте.

/Когда путешествие начинается, отъезжаешь от Москвы километров 50-100 и ты уже на воле! А когда возвращаешься наоборот, до Москвы еще километров 500-600, а ты уже дома. Вот так и сейчас Азербайджан, кажется домом ;-)/

Азербайджан, запомнится портретами Алиева, дорОгой «как дома» и шикарным осетром, волшебно приготовленным Пашей Дефом.
Ночевали мы на границе с Россией.

27.05.09 Здравствуй Родина!

Азербайджан выпустил нас быстро, а вот на Родину мы пробивались долго. На границе подходили разные личности, интересующиеся не везем ли мы чего такого… Дошло не сразу, что речь о наркотиках. В общем выгрузка ВСЕХ!!! вещей из экспедиционной машины, досмотр собаками, просвет ВСЕХ вещей и «голой» машины на рентгене… и мы ДОМА!

Дагестан проехали за день. По пути свернули в Дербент, посмотреть древнюю крепость. Перекусили, очень вкусно, в кафе. И к вечеру ночевали, практически, в калмыцких степях.

Из бросающегося в глаза: очень много в Дагестане наглухо затонированных машин и порше кайенов ;-).

28.05.09

Степи, степи… примерно так начиналось наше путешествие, так оно и завершается. Только с другой стороны Каспийского моря.

Шахматный город, памятник Остапу Бендеру в Элисте, Волгоград…

29.05.09

Волгоградская, Тамбовская, Рязанская, Тульская, … Московская область, Москва!
Без приключений мы дома!

ОТЛИЧНАЯ ПОЕЗДКА! Не выкинуть ни одного дня! Всем СПАСИБО!!!