В течение 14 лет неспортивная группа совершила 9 походов по побережью Белого моря. Первоначальным планом было прохождение побережья по периметру. Но из-за транспортной труднодоступности берега восточнее Архангельска план впоследствии был сокращён. Путевые заметки: Чупа - Пояконда

Из архива В.Жесткина Из архива В.Жесткина
Обложка-Вишневского Обложка-Вишневского
  В лыжные походы ходит немало людей. Но большинство из них – это спортивные группы, «закрывающие» категории, участие или руководство. Они не «вынашивали» свой опыт и снаряжение годами, а экипируются чуть ли не в один день, в одном экипировочном центре, и даже формируют группу иногда по Интернету.  Тех, кто ходит для удовольствия – меньшинство, потому что для получения удовольствия от лыжного похода нужно в нём сначала стать хоть немножко специалистом. Обычно, когда мы со своим снаряжением выходим из поезда где-нибудь на глухом северном полустанке, это вызывает удивление проводников.  «Сюда же никто из лыжников не ездит!» Они уже привыкли, что все люди с лыжами и рюкзаками если и едут куда-то к северу от Москвы и Питера – то в Кировск, к горнолыжным подъёмникам. И даже те, кто в поход – всё равно хотя бы к Хибинским перевалам. Нам же нравится то, что делаем мы. У нас – свой собственный «эксклюзивчик!» Мы тоже пару раз сходили в Хибины и Ловозёрские тундры. Но – трезво взвесив свои возможности – физические, технические, материальные – быстро поняли, что все наши горные походы будут повторением одного и того же. И – ещё нужно знать, как всё это начиналось…

Вскоре после окончания войны в Сухуми был создан секретный институт, в котором, так сказать, «работали» пленные немецкие физики-ядерщики. Постепенно они заменялись отечественными специалистами. Работала в нём и команда молодых приятелей. Неделю трудились на благо страны и её работоспособности, а по выходным ныряли за амфорами в Сухумской гавани, уезжали в горы и лазили там по пещерам. И вот как-то, на Сухумском-то пляже – стукнула этой компании в голову совсем уж шальная идея.
 - А давайте пройдемся на лыжах по достопримечательностям деревянного зодчества Русского Севера!  Сказано – сделано! Но, сходив один раз, остановиться уже не могли. Так и бродили по Северу каждый март или апрель (тогда климат был похолодней, и зачастую в поход отправлялись в первой половине апреля).

Лапландия

Для нас всегда такая тайна есть
На Севере среди снегов и сопок.
И жаждет сердце тайну ту прочесть,
Подслушать сполохов полночный шепот.

Но тайну отгадать нам не  дано.
Неутоленность заставляет снова
Все тосковать о северном панно,
Где сопки скованы озерною подковой

И грезить, и бродить по ним во сне,
Вдыхая свежесть выпавшего снега.
И собираться стаей по весне,
Чтобы устать от собственного бега.

И где одна лыжня  на  много верст
Морщиной режет девственной лоно.
Где водопад в единый миг замерз
Волной такою сказочно зеленой.

Где приглушен рокочущий поток
Вдруг вставшей на дыбы могучей льдиной.
И где мужают  в мареве дорог
Изнеженные городом мужчины.

И здесь Души весь испещренный лик
Разгладят горы нежной белизною.
Нам обновиться  радостью велит
Вот этот край полярною весною.

Галина Нежданова

Бессменным руководителем походов, а также их идейным вдохновителем вплоть до 1996г. был Родионов Олег Михайлович. Не будучи профессиональным гидом, он большую часть своего времени проводил в самых разных путешествиях и экспедициях, используя для этого любую представившуюся возможность. Именно он собрал вокруг себя такую компанию друзей, которая готова была идти с ним в любой поход,  даже не задумываясь. Лишь бы – идти с Олегом!  Так, в 1982г. не задумываясь пошли в лыжный поход по Приполярному Уралу!  А в 1991-м поехали в летний поход по Фанским горам. Авторитет Олега был настолько непререкаем, что и теперь – когда уже 14 лет его нет, участники тех походов до сих пор на него ссылаются.

Подробнее об этом периоде можно прочитать в книге участника тех – ранних – походов В. Вишневского «Вкус атомной бомбы» (Харьков, «Курсор», 2009).