Пересекаем Княжью губу Пересекаем Княжью губу
Острова в губе Бабье Море Острова в губе Бабье Море
26.02. Безоблачное утро. Около –25°С. Позавтракав традиционной кашей с тушенкой, выходим в 10 часов. Идем через снежные поля и торосы. Последних все больше и больше. Снежно-ледовые композиции радуют глаз. Останавливаемся у большого, красивого тороса и делаем коллективное фото. Потрясающая красота кругом. Солнечно, слабый ветерок.
Пересекаем губу Красная. Проходим пролив между островом Кемлудский и Карельским берегом. За три часа преодолеваем девять километров. Огибаем мыс и попадаем в губу Кив. Пейзаж завораживает красотой. Видны следы пребывания человека – приспособления для просушки сетей. Здесь просто обязана быть избушка. Проходим еще метров 400 и вот она, хорошо видна с воды. Идем на осмотр. Пробираемся по глубокому снегу. Вокруг им завалено все – и сама губа, и деревья, кусты. Впечатление от избушки, прямо скажу, не очень. Внутри беспорядок. Пока судили да рядили, как поступить, Санек прошелся вдоль берега и обнаружил еще одну избушку. Удобный подход, вид на море. Чисто, все прибрано. Изба из бревен, но крыша летняя, потолка нет. С улицы удобное крылечко с навесом. Решаем встать на полудневку (время 14 часов).  В избе нары с двух сторон стола, печка-буржуйка. Расчищаем от снега вход, убираем наметенный изнутри. Идем заготавливать дрова, благо рядом нашли толстую сушину. Быстро пилим ее цепной пилой, колем и уносим в избу. Обустраиваемся, топим печку. Сегодня праздничный обед. Серега будет готовить рассольник. Для этого с нами из Москвы приехали два соленых огурца. Сушимся, ремонтируем одежду, ждем, когда сварится суп. Совершенно неожиданно за две минуты случается две аварии: пролили единственную банку со сгущенкой и опрокинули газовую горелку с рассольником – вылилось примерно 40 %. Уникальный случай, учитывая, что были трезвы. Думаю, произошло это потому, что в маленькой избушке мы как водитель в новой автомашине – не чувствуем габаритов.  Случившееся никак не отразилось на настроении, и через десять минут праздник начался. Говорим о разном. Пытаемся петь, но не очень получается. Серега играет на варгане. Варган является одним из древнейших музыкальных инструментов; его точное происхождение не установленною. Звучит красиво. Сейчас бы сюда еще гитару. К вечеру вышли к заливу продышаться и посмотреть красивый закат.

27.02. Снег, снег, снег, снег, снег над избушкой кружится… это о погоде здесь и сейчас. Пасмурно. Около -20?. Сильный боковой ветер. Снова, уже третий раз в этом походе, надеваю маску. Весь день идем быстро. Хотим попасть на Морскую Биологическую станцию СПбГУ, находящуюся на острове Средний. До нее километров пятнадцать. Проходим губу Кив и начинаем двигаться между островами. Ориентируемся по GPS. К вечеру достигаем острова Средний. Непонятно  как, с какой стороны выйти к станции. Решаем обогнуть остров с северо-запада. Начинаются вечерние сумерки. Еще минут 20 хода и мы видим на высоком берегу неказистые строения. С воды к ним не выйти. Признаков присутствия людей тоже нет. Продолжаем огибать остров и наконец-то выходим в небольшую бухточку, вокруг которой располагается весь поселок. По многим строениям видно, что они не жилые. Нигде нет ни огонька, ни дыма из труб. Подходим к причалу и по глубокому снегу выползаем на берег. Перед нами сарайчик размером 3х3 метра, из свежей обрезной доски, построенный видимо прошлым летом. Решаем остановиться прямо в нем. Начинаем располагаться. Слышим скрип снега и шаги. К нам подходит мужичок лет 50. Знакомимся. Зовут Александр. Он сторож, а во время навигации – капитан исследовательского судна. Видел, что мы прошли в бухту. Разрешил остановиться в сарайчике. Как выяснилось это «офис» дежурного по причалу. Объяснил, что он с напарником на вахте уже месяц. Завтра их меняют. Через месяц снова на дежурство.
С горечью в словах сообщил, что на неделе сгорела дизельная. Посетовал, что из четырех дизелей удалось отстоять только один. Ущерб составил несколько миллионов рублей. Рассказал, что до 1969 года это был поселок лесозавода. Жило в нем 1,5 тысячи человек. Была своя школа. За лесом суда приходили из центральной Европы, из Скандинавии. Ловили рыбу. Жизнь кипела. Нынче в навигацию приезжают студенты шести факультетов СПбГУ на практику, ученые, несколько десятков дачников. Работы нет. Разруха. Все это на фоне потрясающей красоты этих мест.  Закончив свой не очень веселый рассказ, Александр пожелал нам спокойной ночи и удалился.
  Мы разместились в сарайчике. На газу приготовили ужин. Понемногу приняли с устатку. С аппетитом съели кашку с тушенкой. Запили чайком.
Расположились на полу и без лишних разговоров быстро уснули. Чтобы не отсырели спальники, вторую половину ночи спали с открытой дверью, т.к. потеплело до –3С –5°С.

28.02. Утро пасмурное. Тепло. В 8 часов к нам на «Буране» подъехал Александр. Поинтересовался как переночевали. Посетовал на многоснежную зиму. На то, что старенькая машина тонет в снегу. Мы в свою очередь отдали ему наш запас бензина, который не пригодился. Попрощавшись, он уехал. Начали собираться. Заодно изучаем журналы прибытия/убытия и регистрации измерений уровня моря во время приливов и отливов. Вова зафиксировал нашу команду в журнале прибытия. Сережа параллельно с этим варит кашу на завтрак. Предстоит длинный переход при теплой погоде.
  В 10 часов вышли. За полчаса до этого Александр с напарником уехали, пробив, таким образом, след через залив к дороге Чкаловский – Чупа. Нам повезло, идем по следу «Бурана». Путь по льду отмечен вешками из веток лиственных деревьев, воткнутых в снег через каждые пятьдесят метров. Делается это на случай снежной бури чтобы не сбиться с пути. Необходимость такой разметки, мы осознали в 2007 году выходя из Хибин к Кировску через перевал Кукисвумчорр. Во время бурана, при видимости менее 50 метров, через 10 минут перестаешь понимать, где земля, а где небо. Совершенно непонятно в каком направлении двигаться. Спасают расставленные вдоль дороги высокие вешки. Километра через два, перед местом впадения реки Кереть в Чупскую губу, дорога уходит со льда вправо на зимник идущий по суше.
В месте впадения реки находится деревня с одноименным названием. Последняя представляет собой жалкое зрелище. Дома покосились. Повсюду признаки запустения. Судя по всему, деревня не жилая. Видны несколько домов более-менее крепких. Скорее всего это дачи. Отсюда – шикарный вид на залив.  Чуть поодаль на нашем пути небольшая часовенка и погост.
Потеплело. Ощущаем небольшой подлип. Идется плоховато. Зимник проложен по слегка холмистой местности, поросшей хвойно-лиственным лесом. Часам к 15 выходим на дорогу Чкаловский – Чупа. По ней на лыжах идем  еще час с небольшим, и мы в Чкаловском. Это большой поселок на берегу залива. Все дома деревянные. Проходим почту, кинотеатр, магазин. Все было построено основательно. В прошлом местный люд трудился на слюдяных шахтах, в карьерах, где добывали мрамор, гранит. В море ловили рыбу. Сегодня этот поселок мертвый. Большинство домов в т.ч. многоквартирных – пустует. Работы нет. В поселке живет человек 50. Школа не работает.
Вечереет. Начинаем поиск жилья для ночлега. В трехстах метрах от нас у воды стоит сооружение, напоминающее четырехпалубный корабль. На верхней палубе видим женщину, убирающую снег. Сережа идет в разведку. Скоро мы уже видим его, орудующим снеговой лопатой. Через 15 минут он возвращается с хозяйкой, как выяснилось, гостиницы. Тамара Васильевна, немолодая женщина присматривает за отелем и готовится к приезду гостей из Москвы на 8 Марта. Сутки проживания обходятся 2200 рублей. По местным меркам цена фантастическая. Тамара Васильевна устраивает нас в пустующей квартире на втором этаже двухэтажного двухподъездного дома. Примерно в таком я прожил первые 17 лет своей жизни в маленьком рабочем городке при лесокомбинате с одноименным названием реки, на которой он стоит – Западная Двина, что в Тверской области. Такие же сараи с дровами, курами и удобствами во дворе. Кстати здесь путь к этим удобствам не прост. По дороге ты встречаешь песика весом килограммов 45. На лицо он ужасен, но добр внутри. В общем – через тернии к удобствам.
  Квартира не отапливается. Температура внутри помещения такая же, как и на улице. Расположились кто на полу, кто на панцирной кровати. Приготовили ужин. Посидели (благо за столом), пообщались и вместо телевизора отправились смотреть сны.

1.03. Сегодня предстоит непростой переход к Нижней Пулонге. Деревня стоит на морском берегу. Зимника к ней нет.
  В 10 часов уходим, предварительно рассчитавшись за ночлег. Хозяйка сначала объявила по 200 рулей с человека, но позже, осознав, что у нас только одна ночевка, - снизила цену вдвое.
Тихая, мягкая погода. Температура –2°С, есть подлип. Идем через весь поселок. Немногочисленные жители на улице сражаются с последствиями вчерашнего снегопада, разгребая дорожки. Пытаемся у них выяснить, как нам правильно пройти. Мнения местных жителей немного разошлись, и нам яснее от этого не стало. Заодно узнали, что наши хоккеисты проиграли на Олимпиаде канадцам, а Россия заняла одиннадцатое командное место.
Из Чкаловского следы «Бурана» ведут в два места: к порогу недалеко от поселка и к небольшому  лесному пресному озеру, на котором местные жители пилят кубами лед и топят их него воду. Сначала мы проходим  к порогу, но что-то нам не понравилось на прибрежном льду и, вернувшись километра на полтора, мы в итоге вышли к озеру. В лесу очень красиво. Озерцо расположено в небольшом каменном живописном каньоне. Уже от озера мы долго плутали по заснеженному лесу, небольшим просекам, лугам пока вышли, наконец, к заливу. За ним виднеется Полунга.
Хорошо, что у нас GPS. В густом лесу, очень непросто ориентироваться, а с учетом глубокого снега, рюкзаков и саней, теплой погоды и подлипа лыж… В общем «долго будет Карелия сниться».
Выходим на залив. Берем курс на фонарь, горящий на берегу в деревне. Решили, что это пристань. Идти очень тяжело. Лыжи проваливаются. Сильный подлип. Хуже бывает только, когда в дополнение ко всему еще и дождик поливает. К шестнадцати часам выходим с воды прямо во двор к избе. Хозяева, им лет по 70 приглашают в дом. Решаем зайти, немного перевести дух. В избе тепло и уютно. Бабушка с дедушкой сами построили дом в 1964 году. С тех пор они ни разу не видели людей приходящих зимой с залива. Когда бабушка увидела нас далеко на льду и сказала об этом дедушке, тот не поверил. И только взяв бинокль, понял, что ошибки нет.
За чаем с конфетами завязался разговор. Поведали нам люди добрые, что в советские времена многие работали шахтерами, добывали слюду, мрамор и гранит в карьерах. На этом здесь все держалось… Теперь шахты затоплены, работы нет. Летом наезжают дети, внуки. Есть огородик, теплица, лодка. Все дары леса. Хозяйство небольшое, но крепкое. Приглашают приехать летом. Места – загляденье. Деревня расположена вдали от шумных дорог, окружена сосновым бором. Надо отдать должное Пулонга выглядит лучше Керети и Чкаловского, но «отметина» перестройки видна и здесь.
Спустя 50 минут, благодарим за гостеприимство и уходим по заснеженной дороге на Чупу. Пройдя три километра, останавливаемся на ночевку в придорожном лесу.

2.03. Сегодня у нас последний этап. До Чупы девять километров по прямой, плюс четыре до железнодорожной станции. Доктор решает, что утреннюю кашу надо приправить  не одной как обычно, а двумя банками тушенки. Чтобы было веселее идти J. Решаем двигаться без лыж. Так будет удобнее на наезженной снежной дороге, да и безопаснее. Машины хотя и редко, но проезжают со скоростью километров 60.
В десять часов выбираемся из леса. Лыжи привязываем  к саням и берем курс на Чупу. Дорога, немного извиваясь проходит по сосновому лесу, пересекая невысокие водоразделы. Проходим стороной шахтерский поселок с красивым названием Малиновая Варакка. Варакка – это скальная возвышенность. А вот откуда малиновая  непонятно. В связи с развалом горнодобывающей промышленности почти все шахты в посёлке закрылись. Через 3 часа мы в поселке городского типа Чупа. Это старинное поморское село. Сегодня это рабочий поселок с населением 3,5 тысячи. Расположен он на берегу одноименной губы. Градообразующее предприятие горно-обогатительный комбинат «Карелслюда» в состав которого входило ряд карьеров, в том числе, в Чкаловском и Пулонге. С началом перестройки и потерей рынков сбыта, как написано в Интернете – «утратил былую славу. В поселке есть сотовая связь МТС. Сообщаем домой о окончании нашего путешествия. Остается посетить гастроном и купить билеты до Москвы. Местные жители уже не в первый раз предупреждают нас, что вокзал в ночное время закрывают, а все поезда на юг идут поздно ночью. Около часа идем по поселку, вытянувшемуся вдоль губы и железнодорожной ветки от комбината до станции Чупа.
 Вот и вокзал, небольшой, чистенький, после ремонта. Доброжелательный кассир через полчаса выдает нам билеты. Поезд утром в 4:30. Вокзал не закроют, но мы должны вести себя тихо. Билеты на обратную дорогу на 10% дешевле – сегодня самый низкий сезонный коэффициент.
Вытаскиваем из рюкзаков все на просушку. Времени у нас более чем достаточно – половина суток. После ужина располагаемся на полу и отдыхаем до четырех утра. Поезд прибывает строго по расписанию и увозит нас в Москву.
“Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай…”.

Комментарии
Penaplast05.10.10, 22:00
Опс... 
А вот ссылочка почему-то не прокатывает :(
Penaplast05.10.10, 21:58
Молодцы! 
Это Сильно! Аж мурашки по коже от маршрута... команды... описания!
Вот это да... 
Я не столько поражаюсь сложности лыжных походов (у самого много), сколько участникам - люди другой жизни не знают просто и всю ее ходили в зимние походы. И судя по опусу не устали от этого. Вот это круто !!! И поразительно. Надеюсь в том же возрасте буду также ходить.
В общем, от поколения внуков глубокий, как говорится, респект :))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте