Осень 2009

20 свет и тень 20 свет и тень
21 простор 21 простор
22 луг 22 луг
23 малявочница (?) 23 малявочница (?)
24 привал 24 привал
33 роща на пригорке 33 роща на пригорке
34 известняковая осыпь 34 известняковая осыпь
35 холмы 35 холмы
36 причем тут Фрейд? 36 причем тут Фрейд?
37 Нугрь перед Пальчиково 37 Нугрь перед Пальчиково
45 остров на Оке 45 остров на Оке
46 завершение уборочной 46 завершение уборочной
47 по дороге в Пальчиково 47 по дороге в Пальчиково
В этот раз погода стояла солнечная, жаркая. Леса и перелески еще не подернуты красками осени, и только убранные поля напоминают, что лето уже позади. В состоянии легкой грусти я продремал полдороги от Орла до Болхова в полупустом автобусе. Недавно прочитал, что наш Болхов называют орловским Суздалем из-за количества церквей. Действительно с горки на въезде в город видно сразу множество куполов и маковок. Внизу под горой течет подпруженный плотиной Нугрь. Здесь он широк и спокоен. На автовокзале я традиционно сфотографировал расписание районных автобусов и карту маршрутов – пригодится в будущих походах. Такси нашел без труда, мы выехали из города и по дороге Болхов – Фатнево доехали до деревни Кишкино. Я легко отыскал дорогу, по которой пришел от реки 2 года назад. Проселок вьется между полем и оврагом, ощущается приличный уклон вниз. Я шел и любовался заречными далями – поля, перелески, мягкие холмы – родная Орловщина…

Итак, место стапеля равно месту антистапеля двухгодичной давности. Сборы, завтрак и в 11-00 я отчалил. Нугрь в этом месте не шире 6-8 метров, берега слегка приподняты и поросли деревьями. В русле лежат упавшие стволы, впрочем, всегда оставляя свободный проход для лодки. Течение приятно ощущается по меркам нашей области. Перекаты бодро чередуются с плесами. На перекатах встречаются небольшие щебневые косы, что, несомненно, разнообразит пейзаж.

Визитная карточка Нугря – это участки с высоким поросшим лесом берегом. Причем, если до Кишкино, высокий берег – правый, то после Кишкино – левый. Крутые склоны, поросшие лесом, смотрятся очень живописно. В некоторых местах пикникующие здесь горожане, вырубили в склоне ступеньки, сделали поручни и мостки в воду, а наверху разбили столы и лавки. К сожалению, почти всегда это «в нагрузку» сопровождается кучами мусора по окрестным кустам. Такие «островки цивилизации» встречаются, но их немного. С высоты склона открывается изумительный вид.

Сложно, конечно, искать особенности той или иной реки Средней полосы. Все они чем-то похожи. И такие высокие берега встречаются на той же Рыбнице и на Ворголе. Но вот после похода по Нугрю чаще всего в памяти всплывают именно лесистые крутобережья. Особенно в этом плане хорош участок до Кишкино.

Попутно со сплавом мне посчастливилось заняться сбором ягод. Точнее – ежевики. В некоторых местах ее кустики свешиваются над водой, и проплыть мимо нет никакой возможности.

На одном из перекатов мое внимание привлекло явно рукотворное сооружение. На мелководье из камней был выложен этакий лунный цирк (или атолл), с ведущим в него по ходу течения протоком. Единственное, что пришло мне на ум – это рыбацкая малявочница – приспособление для ловли живцов. Хотя, возможно, я ошибаюсь и это святилище Нептуна, как его видят местные жители.

Еще одна симпатичная каменистая коса вдоль берега и спустя пару часов после отплытия я миную впадения притока Машок слева. Ширина Машка при впадении в Нугрь – метра 4, один его берег зарос кустами. Я поднялся по притоку вверх на сотню метров – проход чистый. На будущее можно спланировать однодневный сплав по Машку и Нугрю, начав поход в Щербово (трасса Болхов – Белев) или в Репнино (ходит автобус от Болхова).

Немного ниже по течению Нугря левый берег в очередной раз поднимается и на зеленом склоне ярко желтеет осыпь известняка. Контраст разительный. Советую в этом месте подняться на высокий берег и полюбоваться окрестностями. Немного в стороне шумит березовая роща. Под ногами внизу извивается река.

Принимая в себя воды Машка, Нугрь становится шире и спокойнее. Шустрые участки практически пропадают до самого Пальчиково. Ширина реки – около 15 м. На этом участке реки мне повстречались «альтернативные» водники. Еще издали я заметил две резиновые лодки, вяло плывущие по течению. Весла были брошены, а матросы, утомленные жарой или пивом (а, скорее всего, и тем и тем) почивали, свесив из лодок обессилевшие конечности. Встреча двух миров была молчаливой. Впрочем, мы обменялись парой фраз о местоположении и расстоянии до Пальчиково. Спустя километр я встретил авангард этого отряда – на берегу были причалены еще пара резинок, горел костер.

Незадолго до Пальчиково мое внимание привлек правый берег. Его рельеф представлял собой ряд повторяющихся горок-пирамидок. Такое впечатление, что одну горку повторили четыре раза. Все они практически идентичны. Если смотреть на пару, то вспоминаешь «Копи царя Соломона» Хаггарда – две горы «груди царицы Савской». Здесь хватило бы на двух цариц.

В нескольких километрах до впадения в Оку на берегу Нугря лежит деревня Пальчиково. Как и пройденное ранее Хомяково, она практически не видна с воды. В самой деревне через реку перекинут низководный мост. Он проходим. После моста река напоследок показывает свой резвый нрав. Нугрь сужается до 8-10м, вновь появляется течение. Быстринка идет до самого устья. На этом участке лежат два небольших переката. Мне бы хотелось, чтобы это были порожки, но увы… Чтобы хоть немного исправить ситуацию, я решил дать им имена, как настоящим порогам. Перекат «Почти-1» и перекат «Почти-2».

Нугрь впадает в Оку практически под прямым углом. Ниже по течению расположен заросший кустами остров. Ока здесь широкая, течение хорошее, берег занят рыбаками. На Нугре я встретил всего пару рыболовов. Я причалил чуть выше впадения, вытащил лодку на берег, искупался в осенней прохладной воде и стал собираться домой. В Пальчиково ведет накатанный проселок, поначалу он идет вдоль Нугря, а потом отдаляется от него.

Недалеко от устья на другой стороне реки, оправдывая свое название, раскинулась деревня Крутогорье, на окраине которой стоит памятник героям ВОВ. Во время войны в этом районе шли кровопролитные бои. Советские войска в рамках Болховской операции зимой-весной 1942 года штурмовали глубоко эшелонированный немецкий укрепрайон, положив при этом десятки тысяч солдат. После четырех месяцев ожесточенных боев, продвинувшись вглубь немецкой обороны на несколько километров, наши войска были вновь отброшены за Оку. Операция провалилась.

Если вы планируете выброску на автомашине и у вас есть свободный час, советую заехать в Кривцово – посетить одноименный мемориал. Он состоит из трех элементов: бронзового солдата стоящего у громадного бетонного надолба, скорбящей матери, взирающей на братские могилы и (несколько в стороне) памятника герою русско-турецкой войны генералу Лаврову (он был родом из этих мест). Мемориал в перестроечные времена подвергся нападению вандалов. На гранитных плитах до сих пор видны пеньки срубленных болтов, на которых крепились памятные доски, сделанные из цветного металла. Доски заменили, но сделали их почему-то меньшего размера.

От устья Нугря до Пальчиково около 3-4 км. В Пальчиково ходит автобус из Болхова.

Итог
Нугрь оказался очень приятной рекой на всем протяжении от Болхова до устья. Шустрое течение, красивые берега, минимум населенки, несложная заброска и выброска, маршрут идеально укладывается в 2 выходных дня. Река мне очень понравилась. Рекомендую весьма!

Посмотреть стоит:
• живописны крутые поросшие лесом берега Нугря, с них открывается прекрасный вид на пойму реки