Петропавловск-Камчатский - Северо-Курильск - Онекотан

Удалось заснять ветер только в 42 узла, но было и больше! Удалось заснять ветер только в 42 узла, но было и больше!
Вахта после 30 часов шторма Вахта после 30 часов шторма
Северо-Курильск Северо-Курильск
Во всеоружие! Во всеоружие!
"Вот туда нам!" "Вот туда нам!"
Волны только кажутся маленькой зыбью.. Волны только кажутся маленькой зыбью..
Есть первый улов! Есть первый улов!
Что же Лёха поймал?! Что же Лёха поймал?!
Похоже на красного терпуга! Похоже на красного терпуга!
Выходим в море.. Выходим в море..
Тихий океан Тихий океан
КурИт вулкан Чикурачки КурИт вулкан Чикурачки
Не слишком комфортно.. Не слишком комфортно..
Онекотан!! Я вижу Онекотан!!! Онекотан!! Я вижу Онекотан!!!
Онекотан на горизонте - это надо отметить! Онекотан на горизонте - это надо отметить!
Каланы в приветственном жесте Каланы в приветственном жесте
Тупики очень смешно бегают по воде Тупики очень смешно бегают по воде
Лежа на спине еда вкуснее! Лежа на спине еда вкуснее!
Утро над Шумшу Утро над Шумшу
Завтрак в Тихом океане Завтрак в Тихом океане

4 сентября

Виртуальная экскурсия по огням ПК пока мы движемся на выход из Авачинской губы. За кормой зеленоватый цвет светящегося планктона – красивое зрелище.

Надо обязательно ложиться спать – насильственный переход по времени.

Тут больше писать мне нечего – я ничего особенно и не помню про этот день, поэтому перенесу продолжение описания в следующий.

5 сентября

Не знаю, спал ли я предыдущие 30 часов или думал, или мучился, но как только мы вышли в Тихий океан, задуло так, даже ТАК!, что даже перемещаться по яхте не было никакой возможности.

Закупленная заранее «Драмина» была съедена всеми – не в смысле, что вся, а каждый по таблеточке-две заглотить успел.

Ветер порывами в 50 узлов! Качка! Волны бьют, похоже, со всех сторон! Как там Василич в передней каюте – там самая жесть!

Не знаю, что еще писать про эти две ночи и один день – я просто лежал с закрытыми глазами. Ни глотка воды, ни крошки во рту. Коллеги правда сказали, что они выбирались накануне из своей каюты пару раз чайку попить, но я этого не видел, не слышал и не знаю.

Часиков в 8 утра, по ощущениям вроде подуспокоилось. Встаю. Оглядываюсь. Я ведь и не раздевался, спальник не доставал, под головой куртка, под боком рюкзак, места не супер много, бока все отлежал, мутит слегка..

Вышел в кают-компанию – никого. Тишина, Александр спит, значит наверху Андрей. Сверху слышны отдельные междометия, относящиеся то к ветру, то к волнам, то к морю, то к жизни в целом. Выбрался наверх – свежий воздух. Андрей явно уставший. Чуть посидел, полюбовался утром и бегом вниз – надо принять горизонтальное положение и побыстрее закрыть глаза. Зубы только успел почистить и заглянуть к Василичу. Он шевелится, что-то говорит, но также как и я лежит в одежде, без спальника и даже в ботинках – лишние движения, знаете ли, не хочется делать при качке. Даже сейчас волны бьют в носовой части очень сильно – надо будет его переселить ко мне.

Лежу, сверху слышно, как под утихший немного ветер, Лёха и Юра помогают ставить паруса. Вставать не хочу! Через пару часов заглядывает Юра осведомиться «Жив ли я?!» Около полутора суток даже не пересекались на яхте!!

Немного прикачались, вроде..

Свернули во Второй Курильский пролив – пойдем в Северо-Курильск. В такой сильный шторм дальше идти больше не хочется.

К обеду встаем на рейде, спрятавшись за мысом – в порт войти не удастся, с северо-запада ветер прижимной достаточно мощный. Отстоимся и пойдем дальше. Тут затишок. Может быть сходим на берег, спустив лодку.

Вокруг огромное количество любопытных каланов. А может они просто принимают нас за рыболовецкий корабль, с которых им частенько перепадает еды?! Они позируют нам и машут своими ластами, красиво ныряют и просто плавают вокруг, что-то едят лежа на спине и общаются с бакланами, в общем, ведут свою обычную каланью жизнь в Северо-Курильске.

Лёха берется за спиннинг с мини-пилькером. Пара забросов и ярко-красный красавец подцеплен ведром и вытащен из воды. «Лёха – кормилец! Лёха – добытчик!» Фотосессия и вопрос: «Кто это?». Потом, гораздо позже нам удалось определиться, что это красный терпуг. Все остальные забросы Лёха пытался вытащить ОГРОМНУЮ.. морскую капусту – больше ничего не клевало. Но даже из одной рыбы получился вполне вкусный и питательный.. рыбный супчик (приготовление ухи оставим на остров). Тем более что никто из экспедиционеров вот уже часов сорок после пива с рыбой ничего не ел.

Пока ели, ветер немного повернул, и нас стало задувать. Даже с якоря сорвало и потащило в Тихий океан. Команда яхты проявила завидную выдержку, доев уху, и только после этого мы вернулись на наше место, поставив на этот раз целых два якоря. Лодку было решено в такую погоду не спускать, а готовиться ко сну – завтра ранним утром двинемся дальше, прогноз нам прислали с изменением ветра.

Василич перебрался на корму в мою каюту, все вещи перекочевали на нос – чистый бардак в носовой каюте получился. Удастся ли уснуть после предыдущей спячки?!

Неожиданно наше внимание обратил на себя резкий скрежет переборок. Странно, вчера это было не так заметно, а сегодня просто невозможно отвлечься от него. Нагрузка в кормовых каютах увеличилась и переборки стали не просто поскрипывать, а протяжно стонать, скрежетать, храпеть, что там они еще делали, только им известно. Лёха с Юрой, как оказалось утром, тоже изнывали от этого звука.. Ужас! Утро наступило очень быстро..

6 сентября

Часов 6 утра – отходим! Последняя возможность отправить смску – связи дальше не будет дней десять. Братец: «С днем рождения! По Курильскому времени :-)»

Фото и видеосъемка островов Шумшу и Парамушир, очень красивые утренние пейзажи, встающее солнце, окрашивающее сушу и воду в причудливые тона.

Смешные тупики – бегут от яхты, шлепая по воде ногами и крыльями или тупо разглядывая нас, пока не остается только нырнуть поглубже. Бакланы что-то едят, большой стаей усевшись на заросли морской капусты. Чайки снуют туда-сюда по каким-то важным делам. Галдеж стоит неимоверный, но ощущение, что вокруг тишина – это давлеет над всем ТИХИЙ океан. Он практически спокоен  - «после вчерашнего», наверно :-)

Постепенно весь экипаж собирается наверху, ведем неспешную беседу, сверяем контуры бухт, мысов и гор с картой в атласе Курильских островов, немного путаемся, но вулкан Чикурачки угадываем точно. Только он периодически выбрасывает в воздух столб белого дыма – курИт. Красота.. Паруса стоят, двигатель тоже работает, но что-то не нравится Андрею в звуках и выхлопе, вибрация какая-то.. Глушимся. Андрей с Александром о чем-то переговариваются и Саша начинает готовиться к заплыву в океане – есть подозрение, что намотали на винт что-то – капусту или веревку.. Пара заныриваний в холоднющую воду, но винт чист, дело в чем-то другом.. Медленно движемся дальше, волнение Андрея не отпускает.. Останавливаемся и решаем поменять масло – пора уже было.. Посреди Тихого океана идет работа! Через час все готово, вперед! Еще через полчаса пищит датчик температуры в движке – срочно стопоримся, чтобы промыть фильтр забортной воды. Когда нас сорвало с якоря, возвращаясь, прошли через заросли морской капусты, и фильтр быстро забился. Еще несколько минут орудования зубной щеткой, и мы снова повернули нос в сторону Онекотана.

От СевКура до Онекотана, а именно бухты Муссель около 90 миль или 160 км. Яхта покроет их примерно за 20 часов, т.е. уже этой ночью должны подойти к острову!

В разрыв между хребтами Парамушира виднеется далекий вулкан. Сверяемся с картой, и абсолютно точно удается определить, что это Алаид! Это он заглянул посмотреть всё ли у нас в порядке! Подожди красавец-великан, мы скоро постараемся прийти к тебе поближе!

Сквозь дымку на горизонте начинают явно проступать контуры двух вулканов.. «Онекотан! Я вижу Онекотан!!!» Наверно, когда-то на кораблях именно так ждали возгласа «Земля!».

Всеобщее сдержанное ликование, сверка с картой, сомнения, выбор ракурса, но при этом все равно мы движемся к нему!

После вынесения вердикта – Это ОН! Была поставлена на стол последняя бутылка Камчатского с последним кижучем и данное событие было закреплено к всеобщей радости!

До темноты прошли еще длиннющий мыс Васильева с маяком на его конце и добрались до Четвертого Курильского пролива. Это пролив, про который говорят, что там всегда штормит. И действительно, волны и ветер усиливаются, темнота сгущается. Попробовал поснимать в режиме ночной съемки – видны только силуэты вулканов Немо и Креницына.

Самое время принять горизонтальное положение и попытаться, уняв радость близкой встречи, уснуть – завтра нас ждут великие дела!!

Восхождение на Кольцевой хребет

Бухта Блакистон - вид на гору Шестакова Бухта Блакистон - вид на гору Шестакова
Мы уже близко! Прекрасное утро в бухте Муссель Мы уже близко! Прекрасное утро в бухте Муссель
Бухта Муссель Бухта Муссель
Бочки всё на том же месте Бочки всё на том же месте
Остатки строений в бухте Муссель Остатки строений в бухте Муссель
Мы добрались! Первые шаги по острову! Мы добрались! Первые шаги по острову!
Дружная команда! Дружная команда!
Яхта на якоре - мы в горы.. Яхта на якоре - мы в горы..
Заминированный ручей Заминированный ручей
Эхо прошлого.. Эхо прошлого..
Лёха в русле ручья - ищем дорогу из бухты Муссель Лёха в русле ручья - ищем дорогу из бухты Муссель
Высадка в бухте Муссель Высадка в бухте Муссель
Старая дорога изрядно заросла Старая дорога изрядно заросла
Вид с хребта на поселок Онекотан Вид с хребта на поселок Онекотан
Так выглядят ЦУБ-ики сегодня Так выглядят ЦУБ-ики сегодня
Разрушенные строения Разрушенные строения
Монумент в поселке Онекотан Монумент в поселке Онекотан
Где же вулкан?! Где же вулкан?!
Восхождение в хорошем настроении Восхождение в хорошем настроении
Снежники в сентябре Снежники в сентябре
Покидаем яхту - высадка в бухте Муссель Покидаем яхту - высадка в бухте Муссель
Высадка прошла успешно Высадка прошла успешно
Базовый лагерь Базовый лагерь
Вот там вулкан! Вот там вулкан!

7 сентября

С утра все начали вставать очень рано – предвкушение..

Поднявшись наверх, обнаруживаем, что ночью мы таки добрались до острова, но зайти в темноте в Муссель Андрей не решился и мы встали в бухте Блакистон. Прямо перед нами, освещенный солнцем и обрамленный абсолютно чистым синим небом вулкан Креницына!

Какая красотища!!

В бухте абсолютный штиль, с севера уже подползает стена тумана, но сейчас зрелище нас просто завораживает..

Не будем терять время – двигатель заведен, мы перемещаемся на юг, в Муссель, туман нас догоняет.         Готовимся к высадке на берег – московские и дорожные вещи оставляем на яхте, все остальное по рюкзакам и в сумку – на берегу распихаем, в яхте собираться тесно.

Лодка на воде, Юра за весла, мы с Лёхой и вещами идем первыми на берег. Вокруг туман, но очертания бухты выглядят совершенно знакомыми – несколько старых фотографий нам удалось найти в инете. Прибой не слишком сильный, но мы начеку. Быстро спрыгиваем на вулканический песок, лодку на берег, разгружаемся, Юра запрыгивает обратно и вот! Мы на острове!!!

Не передать словами, что творится в душе! Радость, волнение, желание поделиться со всеми – все перемешалось. В руках и ногах мелкая дрожь..

Решили прогуляться пока по пляжу.. вокруг камни, плавник, железки, целый трактор, наполовину засыпанный песком, сухой ручей, гора железных бочек, разорванные сети и обрывки канатов – все, что выброшено океаном и то, что осталось от наших военных. На передней полочке видны развалины строения – с ними мы тоже заочно знакомы из отчетов о цунами 1952 года. Везде видны следы птиц и дорожки следов, которые могли здесь оставить только лисы.         В южной части бухты тут же появляется голова морского котика – но нам сейчас не очень-то до него и он это похоже понимает.

Тем временем, яхты почти не видно, хотя она и недалеко от берега. Из тумана появляется лодка – вторая партия экспедиционеров спешит оставить свои следы на вулканическом песке. Движутся в тумане к другому месту, и мне приходится пробежаться, чтобы заснять высадку.

Отправляем Александра с лодкой на яхту, и мы остаемся одни в бухте или одни на целом острове?!

Говорить особенно не о чем, ждать нечего. Погода нам сегодня явно благоволит – надо двигаться вверх. Перепаковываем вещи, распихиваем все по рюкзакам и к 9.30 мы закончили все дела.

Хлопаем друг друга по рукам и «В лямки!»

Никакой дороги из бухты не видно – все заросло, и мы решаем подниматься по ближайшему, к указанной на карте дороге, ручью. Под ногами камни, а также гильзы и снаряды, разного калибра и давности – ручей все это где-то вымывает, когда он полноводен, а сейчас его просто не существует. Конечно, все эти железки уже сильно побиты камнями и вряд ли представляют серьезную опасность, но немного боязно трогать их и мы стараемся смотреть, куда наступаем.

Рюкзаки тяжелые, камни не слишком устойчивые, кое-где приходится подниматься по мини водопадам.. Так мы движемся до места, где ручей уходит левее, а дорога правее и явно уже где-то выше, чем мы. Куда дальше?! Юра пробует подняться налегке и найти дорогу, а потом надо принять решение – идти по ней или дальше по ручью. Василич осматривает ручей метров на 500 вперед – он забирает сильно налево. Дорога есть, но очень заросла. Решаем, что Юра попробует спуститься в бухту по ней, а я вернусь обратно по ручью и постараюсь пробраться ему навстречу.

Очень сильно заросло – кустарник по грудь и даже выше сплошной стеной. Встретились – похоже, надо подниматься на дорогу там, где мы остановились, но с рюкзаками это почти невозможно.

Провешиваем по склону веревку и поднимаемся по очереди по очень крутому склону – первая альпинистская трудность. Забрался первым, чтобы заснять восхождение каждого экспедиционера. Предупреждаю о съемке и необходимости перехода на «официальный язык экспедиции», чем вызываю общее веселое настроение.         Однако подъем настолько серьёзный, что при монтаже фильма все равно придется несколько раз «пи» накладывать :-) Надо перевести дыхание..

Бросаем рюкзаки и поднимаемся еще выше метров на 15-20 – трава в рост. На вершине по всей длине выкопан окоп более метра глубиной. Огневые позиции сделаны таким образом, чтобы иметь возможность скрытно охранять дорогу на выходе из бухты Муссель.

После спуска к рюкзакам, обнаруживаем на другой стороне ручья, также достаточно высоко от него, два столбика со звездами на верхушке – скорее всего какие-то захоронения.. но сейчас пойти туда мы не можем.. постараемся на обратном пути.

Дальше наш путь лежит в поселок Онекотан – надо найти ответвление от этой, с позволения сказать,  «дороги» к нему. Продираемся очень медленно, несколько раз падаем, удивляемся глубине колеи в отдельных местах – более полуметра!, в одном месте сохранился даже отпечаток рисунка протектора – лет двадцать же тут ничего не проезжало!!

Отворота все нет и нет. В одном месте дорогу пересекает огромный оползень – полноценной дороги в этом месте больше уже не будет никогда.. Оставляем рюкзаки на полянке и идем дальше без вещей. Разделяемся, просто спускаясь по склону напрямик сквозь достаточно толстую уже осину. Непросто.. Юра ушел куда-то в сторону, встретимся в поселке, вон там уже виднеются бочки – ЦУБ-ики. С ними мы уже тоже знакомы заочно. Спустились в долину, речка Банная тут петляет и похоже переходить ее предстоит несколько раз. Вдруг, прямо у меня перед ногами появляется вполне свежая воронка, явно от взрыва. Мысли набегают разные – а вдруг тут есть места, заминированные еще японцами?! Военные знали куда ходить не стоит, а мы ломимся напрямую так и не найдя дороги.. Увеличиваем осторожность и движемся сквозь траву к поселку. Василич полностью промок, переходя Банную пару раз, как ему казалось, «вброд», но он утверждает, что дорогущие ботинки абсолютно не пропускают воду! Конечно, кто ж сознается, что потратился зазря ;-)

В реке видели вполне трофейные экземпляры форелек, стоящих за камнями – давно тут никто не ловил, но мы постараемся вернуться..

Вот он, центр РЛС на острове Онекотан. Удручающее зрелище сейчас, но мы стараемся говорить о недавнем прошлом – что тут было, что там, как люди здесь жили, где ели, как обеспечивали свой быт.. Вышли на центральный плац, вымощенный железом.. Вполне сносно сохранился обелиск памяти погибшим здесь в 21 сентября 1945 году двум неизвестным солдатам и командиру орудия Д. А. Панышеву. Без нескольких дней 65 лет назад. Снимаем кепки..

Еще немного побродили вокруг, поели очень вкусную ягоду, которую впоследствии Александр назвал Княженикой и двинулись обратно наверх, предварительно набрав полтора литра воды из Банной.

Видели бойлерную с оставленной кем-то бутылкой из-под пива с датой 2003 год, упавшую спутниковую тарелку, кабель связи, идущий прямо в воде реки, несколько уже разрушенных строений с обвалившейся крышей, ёмкости для топлива на хоздворе и совершенно пустой морской контейнер – тут хранили что-то ценное..

Поднялись, отдышались и пошли искать свои оставленные вещи.. Стоп! Вот они, но что-то изменилось.. Вещей стало больше!! Замешательство, однако.. Ах, вот оно что!! Это яхтенная команда, не выдержав наших рассказов про сказочный остров, решила с нами быстренько добежать до кальдеры и тоже увидеть чудо света. Вот и они – сидят в траве и едят поспевшую в сентябре жимолость, ждут нас. Мы оставили такую просеку за собой на склоне, что они с легкостью нас нашли :-)

Движемся дальше – вулкан все время перед глазами, видимость отличная.. В голове постоянно пульсирует мысль: если бы не задержались лишние сутки в ПК, это самый лучший день для подъема на вулкан! Но успокаиваем себя, что все к лучшему, как всегда.

Рюкзаки тяжелые, часто останавливаемся и подкрепляемся жимолостью. Воды только полтора литра из Банной, но и она быстро кончается - на шестерых человек этого мало. Ручей глубоко внизу – Юра и Василич ходили – он пустой. Перекус! Практически всухомятку – у Александра с собой термос с чаем и остатки нашей воды. Лёха «заводится»: «Еды до хрена! Я буду есть вдвойне и за троих!!». Пытаемся его успокаивать, что это только так кажется, что еще неизвестно как повернется жизнь дальше.. :-)

Перекус устроили практически в конце хребта перед началом более крутого подъема по стенке древнего вулкана. Дальше остановки стали еще чаще – стараемся двигаться не на износ, но останавливаемся через каждые 15 минут, поднимаясь при этом по GPS'у метров по 40-45. Непросто, но есть надежда, что это с непривычки – приходимся.

Ветер гонит с океана облачность – по ущелью и дальше прямиком куда-то в сторону рейда Шестакова, постепенно заполняя всю долину, которую мы только что оставили. Мы как будто убегаем все выше и выше облаков.         Вечереет опять..

На очередном привале ребята «сбегали» и принесли воды из ближайшего снежника – далеко пришлось идти. Вода вкусная, всех мучила жажда. Облако сзади все выше, сидеть некогда, в облаке ставить лагерь не очень приятно. Понятно, что за сегодня мы до вершины хребта уже не дойдем – устали с непривычки, да и поздно уже, выбираем место для организации базового лагеря, а если будет еще светло, сбегаем вверх налегке пофоткать. Однако, чем выше поднимаемся, тем отчетливее видно, что вулкан тоже затягивает, хотя его самого нам уже давно не видно - крутизна наклона стенки хребта не позволяет заглянуть за край кальдеры.

Андрей и Александр идут в нашем темпе и надо принимать решение: возвращаться им на яхту сегодня или оставаться на ночлег снами?! После обсуждений они остаются – у нас есть тент, натянем его как еще одну палатку, вещи кое-какие подберем, еды хватит, пока..

Из тента сделан вполне комфортный шатер со стойкой посредине, пол выстелен кедрачом, крылья прижаты бревнами – должно быть вполне уютно и тепло.

Палатки поставлены, костер разожжен, воды принесено вдоволь, на ужин планируется гречка с тушенкой и чай. Все заняты делами. Пока суета немного спала и не очень темно, пробуем выдвинуться к вершине. Вверх, влево, вправо, с полочки на полочку, а край кальдеры не очень-то и видно. Идти еще как минимум километр, а там неизвестно. Сегодня сил и времени больше нет – оставляем все на завтра.

Когда разворачиваемся обратно, внизу уже ничего не видно – сплошное молоко. Там, где мы только что разбили наш лагерь, полностью властвуют облака.

Спускаемся, заканчиваем приготовление ужина, разливаем по первой рюмочке из «капитанского бочонка».

Александр порывается готовить грибы, которые он насобирал сегодня по дороге, но из нас силы остались только у Василича и от костра еще долго доносятся их с Сашей голоса сквозь наступающее чувство блаженного отдыха.. Что-то будет завтра..

8 сентября

Просыпаемся пораньше. Сплошная облачность вокруг! Вулкана не видно! Ночью непрерывно шел дождь! Вся дорога в довольно глубоких лужах – хорошо, что мы вчера поставились чуть повыше. Принято решение - ждать погоды.         Яхтенная команда попробует подняться до хребта, посмотреть на вулкан и в обратный путь..

Завтрак.. Рис с тушенкой, грибы!! Василич.. ;-))

Ребята уходят и приносят информацию – подъем еще длинный впереди предстоит, спуск к озеру очень крутой, сейчас вообще ничего не видно!

На день намечено отлёживание в палатке. Постоянные порывы ветра – вспоминается шторм на островах в Белом море – привет Андрюхе! :-). Лежа в палатке, читаем «Курильский эксцельсиор» Олега Уланова. Пару раз для поднятия настроения прикладываемся к капитанскому бочонку да под барбариску. Василич впал в режим экономии энергии – в отдельной палатке его ничто не беспокоит. Эту палатку моя старшая дочка назвала в шутку «гробиком» - уж больно похожа :-) Она не больше, чем полутораспальная, но Василич в последние дни экспедиции утверждал, что занимает в ней уже только 30% площади! :-))

Обед. Супчик неплохо похлебать.. Немного развиднелось над долиной.. На океане штормит, прибой сильный.. Ветер поменялся на западный. Решаем срочно паковаться и попробовать подняться до края хребта прямо сегодня. Раздел вещей и еды на то, что мы берем с собой и что оставляем в базовом лагере.. Пока суетились, все опять затянуло туманом.. Ну теперь мы полностью готовы, даже потренировались собирать то, что возьмем завтра – выходим пораньше!

Погодная дневка закончилась – еще день потерян.. или просто проведен на острове.

Яхта ушла в СевКур, ребята рассказали потом, что еле добрались до нее – очень сильный прибой, обносили всю бухту и с подветренной стороны пытались добраться до яхты..

Ужин, сон.

Вулкан Креницына - мы увидели его!

На краю кальдеры: ветер, облако, холод.. Радость! На краю кальдеры: ветер, облако, холод.. Радость!
Бухта Блакистон сверху - вид с Кольцевого хребта Бухта Блакистон сверху - вид с Кольцевого хребта
Страшный ветер из кальдеры - Юра пробует первый спуск Страшный ветер из кальдеры - Юра пробует первый спуск
Уровень кольцевого озера Уровень кольцевого озера
Вот так вулкан начал появляться.. Вот так вулкан начал появляться..
В полный рост! В полный рост!
Нам его показали!! Нам его показали!!
Нам его показали - 2!! Нам его показали - 2!!
Вулкан Креницына во всей красе Вулкан Креницына во всей красе
Бесконечная красота.. Бесконечная красота..
Утром вулкан Креницына как всегда красив! Утром вулкан Креницына как всегда красив!
Спуск крутоват, но вид потрясающий! Спуск крутоват, но вид потрясающий!
Самый молодой вулкан Самый молодой вулкан
Можно бесконечно любоваться.. На краю кальдеры.. Можно бесконечно любоваться.. На краю кальдеры..
Запоминаем, записываем, зарисовываем.. Запоминаем, записываем, зарисовываем..
Подглядываем за вулканом.. Подглядываем за вулканом..
Лемминги существуют! Лемминги существуют!
Фотосессия Фотосессия

9 сентября

Ничего не видно.. Порывы ветра ночью были очень сильными.. Рано не встаем..

Завтрак.. К 11 часам «В лямки!» – над долиной разрывы. Ветер западный.

Подъем проходит в полном молоке, чем выше, тем ветер сильнее. Вчерашний отдых пошел явно на пользу – ноги идут как новые.

Душно, все мокрые - сняли флисы. На ногах сапоги – вокруг очень мокро. Добрались до поворота дороги на заставу Шестакова. На повороте установлен сейчас уже покосившийся знак в виде выцветшего красного фонаря – если занесет все снегом, то дорогу можно и проскочить, а тут рядом такие овраги, промытые ручьями!

Забираем чуть левее высоты, обозначенной на карте как 608 метров.

И вот он - край кальдеры!! Ничего не видно.. Метров тридцать вниз и все.. Ветер снизу страшенной силы!! Внизу явно сильно шумят волны! Переглядываемся.. Холодно.. продувает без флиса моментально! Устраиваем перекус прямо на краю, укрывшись слегка за стлаником..

Рюкзаки решаем оставить тут и идти налегке искать спуск! Берем с собой только веревку и бутылку воды. Стланик!! Это ужас!! Теряешь огромное количество сил, если продираешься сквозь него и не меньше, если пытаешься обходить! Чем ближе к краю кальдеры, тем он мельче, но также каждой веточкой цепляется за ноги, да и ветер норовит свалить тебя с ног. Чем ниже пытаешься обходить, тем длиннее путь – стланик разрастается причудливыми островками, прочитать топологию которых в высоты человеческого роста просто не представляется возможным, вот и приходится уходить все ниже и ниже – по прямой то через него метров сто, а в обход метров по пятьсот вверх и вниз может оказаться.

Над кальдерой появляются разрывы облаков, через них иногда даже проглядывают воды Кольцевого озера, на нем барашки и интерференционные волны..

Кальдера - это как аэродинамическая труба.. Часть воздушного потока с огромной скоростью движется над ней по прямой, часть скатывается вниз. Соответственно, на другой, противоположной стороне, горизонтально движущиеся потоки создают огромное разряжение, в которое устремляется поток с самого низа! Вот от этого облака из кальдеры вылетают практически  вертикально вверх, везде вокруг морось.. У всех на головах затянутые капюшоны, куртки застегнуты наглухо и еле держат температуру.

Дошли до первого потенциально подходящего спуска – Юра берет его на себя, я страхую до трети высоты (или глубины).. В этой части кальдеры соотношение ее высоты и дальности нашего передвижения по краю кальдеры выглядит оптимальным: километра полтора – два от места нашего подхода к краю хребта и метров 170 до уровня воды в Кольцевом озере, угол наклона внутренней стенки при этом около 45-50 градусов.

Пока я рассуждаю и продираюсь сквозь стланик, Юра добрался до дна – махнул рукой, поднимаюсь обратно, ждем его возвращения..

Вердикт следующий: спуск более-менее нормальный, до трети сквозь стланик, дальше неприятный переход метров 10-15 через обсыпуху, потом метров 100 по камням, держась за тот же, теперь уже спасительный стланик. Но это не хайвей, конечно, и мы решаем пойти поискать другие места.. Первая трудность в передвижении – колено у Лёхи начинает болеть. Возникает потенциальное ограничение в расстоянии – решаем дальше не идти, а поискать места для спуска  на обратном пути.. Тревога в душе.. А в глазах радость: пока ждали, обсуждали, вулкан полностью очистился от облаков! Фотосессия, срочно – вечернее солнце мешает съемке слева и немного из-за вулкана.. Но кадры все-таки получаются – будет ли у нас еще возможность сделать более красивые снимки?

Вторая попытка спуска: я и Василич. Рации разделили – мы взяли одну, вторую оставляем наверху.. Трудно.. но явно здесь спускались люди – надломленные ветки по всему пути на уровне рук.. У меня непроход.. Василич пробует слева – «Я страхую!».. Василич спустился до поворота и.. резко пропал из поля зрения!! Кричу – куда там: ветер завывает, озеро шумит.. То ли спасать Василича – метров 50 по скале, то ли узнать у ребят, не отвечает ли он по рации.. 10 минут проходит – очень долго.. Поднимаюсь, кричу ребятам – он доложился: все в порядке!! Василич!!! Вдвоем ведь пошли! Маякнул бы хоть с берега!! Адреналин бьет ключом, отдых нужен срочно, холодно.. Василич поднялся – я уже немного успокоился..

Фотосессия.. Можно бесконечно смотреть на это чудо природы!!! 10 минут.. 20 минут.. полчаса.. «Всё, идем!» - кто это сказал?!

Надо возвращаться: вещи разложены по дороге как при хорошем восхождении: яхта, базовый лагерь, край кальдеры и есть еще надежда, что сегодня удастся занести лодку на берег озера  - отличная идея пришла Лёхе, а завтра налегке быстро спустимся вниз..

По дороге обратно ищем место для ночлега – это очень не просто!! Везде шквальный ветер: стланик на вершине невысокий, скальных выходов нет, везде плавные переходы ландшафта с понижением – ветер распространяется по нему как по направляющим, без задержек.. Юра нашел прекрасную, на первый наш взгляд, полянку – со всех сторон стланик, диаметр ее метров двадцать, от кальдеры нас закрывает небольшая высотка.. Затишок.. но, как оказалось, он только тогда, когда ветер бьет прямо с другой стороны прикрывающей нас высоты, а вот если повернет!! Даже чуть-чуть..

Разделяемся: Василич и Лёха – палатка и ужин, но главное надо найти воду!, я и Юра – поиск и проверка еще одного спуска и лодка на берег. Рюкзаки, опять рюкзаки: лодка, веревка, вода.. Решаем идти вниз прямо рядом с лагерем – Лёхина нога должна завтра меньше ходить!

Спуск! Или так: это спуск?!! Не понравился он мне сразу.. сползаем.. Юра чуть впереди, я за ним.. Скользим по траве.. Стланик!! Наше спасение!! Как хорошо, что он тут!!! Только что его ругали последними словами! «Не ходи за мной – тут непроход, обрыв метров 15-20, попробуй слева обойти».. Ползу левее.. Крутизна явно увеличивается.. Ноги уже устают и начинают подрагивать.. Вдруг резко соскальзываю и лечу на спине (рюкзаке) метра полтора - два.. Стланик!! Удержался.. Ё.. Нет, дальше еще хуже.. Отдышался, лезем обратно вверх – здесь всем не спуститься, а главное не подняться потом (хотя изначально мы и рассматривали возможность осмотреть хребет с воды на предмет подъема потом в более удобном месте), но у нас нога Лёхи – надо ведь не только добраться, но и вернуться всем! Забираем случайно немного левее при подъеме и упираемся практически в самом верху в отвесный скальник.. Надо теперь перебираться по горизонтали правее.. Осматриваюсь – впереди целых три «перелеска» из стланика.. Силы на сегодня заканчиваются.. Ругаясь про себя и громко вслух, продираемся.. Всё, вылезли.. «Завтра опять пойду!»

Завтра придется идти на то место, где Юра спускался в первый раз – оно дальше всего, но зато самое «простое» место для спуска, из опробованных нами – больше искать не будем, ни сил, ни времени.

У Юры тоже болят и опухли колени, оба.. Находились, налазились.. Три больных колена на четверых..

Походим к лагерю.. никого.. ветер чуть изменился и, как мы и боялись, гнет палатку практически к земле.. В палатке при каждом порыве вырисовывается силуэт.. Лёха.. кипятит воду в большом канне.. вода никак не закипает, уйти он не может – того и гляди ветер все опрокинет да и горелка горит газовая.. Василич ушел за водой.. Что делать?! Пробуем укрепить тент палатки дополнительными растяжками – всё  это ерунда, шквалы слишком сильны..         Надо искать другое место.. Расходимся – ничего подходящего, холодно.. мы абсолютно все мокрые после ползанья по отвесной стене.. Переодеваюсь и.. сразу нахожу затишок, прямо рядом с нашим лагерем, только на склоне – его надо будет ровнять.. Солнце быстро садится за противоположный край кальдеры, моментально становится темно, Василича не видно – надо бы повесить фонарик, чтобы он не плутал – нет, вон он появился вдалеке, красная курка видна, машет.. Весла в руки, и мы с Юрой начинаем копать землю Онекотана! Какая же она плодородная! Прямо Центрально-Черноземный регион! Все изрыто ходами каких-то грызунов.. Известный знаток флоры и фауны Василич называет слово: «лемминги». Первое впечатление, что он просто так ляпнул, вспомнились старые игры на персоналках первых лет, а оказалось так оно и есть! Лемминги существуют!! :-) Роем землю.. Застилаем получившуюся площадку сухой травой, чтобы лишний раз не пачкать палатку и не нести потом лишний вес.. Василич подключился к переезду – таскает все вещи на новое место. Он принес только 5 литров воды из какой-то дождевой лужи – больше нет ничего.. Завтра разольем по бутылкам и бросим немного марганцовки – из озера пить по нашим данным нельзя, а нам надо воды на спуск 200 метров, подъем и спуск в километр! и подъем обратные 200 метров.. А возможно еще и завтра ночевать в штурмовом лагере.. На сутки надо литра по 2 – 2,5 на человека, у нас сейчас только 1,5 литра каждому лично.. Почти уже ничего не видно.. Лёха продолжает кипятить воду.. никак она не дается.. Думаем, что надо бы сначала пойти поесть там, на старом месте, а потом перенести палатку, но все вещи находятся уже на новом месте – Василич быстр! Или мы копали долго?! ;-) Не таскать же ложки, тарелки, еду обратно?! Несем палатку, канн и Лёху (он продолжает кипятить :-) ) на новое место.. Суета.. Усталость.. Темнота.. Ветер.. Холодно.. К моменту переноса палатки ветер еще немного повернул и начал задувать даже на наше новое место.. Плохо.. Кое-как ставим, укрепляем, теряем колышки (если сорвало – где его там найдешь в темноте), дуги гнутся – выправляем их постоянно, нагретая вода стынет.. Спать придется поперек палатки: на каждого 50 см ширины и 180 см длинны (это когда палатка растянута, а так 40 на 150 см не больше, по ощущениям).. Забираемся в нее как-то все.. Надо бы еще и поесть.. Завариваем сублимированную гречку – пахнет очень вкусно! После перекуса днем, ничего во рту не было! Пару глотков из капитанского бочонка да с добавкой, гречка по тарелкам тоже с добавкой, но добавка у Лёхи выливается на и под коврики – суета опять, поиск туалетной бумаги для сбора гречки, печеньки без добавки, чай из незакипевшей воды..         Спать!

Ветер, сильная усталость, предвкушение завтрашнего дня и размышления не дают быстро вырубиться – удастся ли нашей палатке удержаться на склоне, как будет завтра?!