Вокруг южной оконечности Онекотана, застава Шестакова

Остров Харимкотан Остров Харимкотан
Тихий Тихий океан.. Тихий Тихий океан..
Юго-Западный берег Онекотана Юго-Западный берег Онекотана
Из-за мыса появилась застава Шестакова Из-за мыса появилась застава Шестакова
Прибой на рейде Шестакова Прибой на рейде Шестакова
Вид явно уже не "прежний" Вид явно уже не "прежний"
Онекотанская заправка - сюда еще можно приехать на авто! Онекотанская заправка - сюда еще можно приехать на авто!
Застава Шестакова Застава Шестакова
Застава Шестакова - 2 Застава Шестакова - 2
Застава Шестакова - 3 Застава Шестакова - 3
Автохозяйство на заставе Шестакова Автохозяйство на заставе Шестакова
Цистерны горючего. Видны каналы японской базы торпедных катеров Цистерны горючего. Видны каналы японской базы торпедных катеров
Прожектор уже давно не светит Прожектор уже давно не светит
Закат на Охотском море.. Закат на Охотском море..
Закат - Охотское море Закат - Охотское море
Облака над Охотским морем Облака над Охотским морем
Мазки природы Мазки природы
Охотоморские пейзажи Охотоморские пейзажи
Охотоморские пейзажи - 2 Охотоморские пейзажи - 2
Застава Шестакова - вид с прибойной полосы Застава Шестакова - вид с прибойной полосы
Застава - вид от вертолетной площадки Застава - вид от вертолетной площадки
Чудо мотопрома острова! Чудо мотопрома острова!
Мощеная дорожка к зданию заставы.. Мощеная дорожка к зданию заставы..
Здесь "реультивировали" баню.. Здесь "реультивировали" баню..
Вид с высоты над заставой.. Вид с высоты над заставой..
Петли из гусениц! Дешево и сердито! Петли из гусениц! Дешево и сердито!

14 сентября


        Отходим довольно рано. Полный штиль. Нас провожает пара глаз и усы.

        Еще одно спасибо и мы уходим за мыс.. Вершина вулкана впервые за последние дни открылась и, красиво подсвеченный восходящим солнцем, он следит за нами – не намерились ли мы зайти к нему с другой стороны?! Проходим несколько бухт, просматриваем и обсуждаем, что по ущельям, намытым ручьями можно попытаться подниматься на Кольцевой хребет и по южным сторонам острова – по расстоянию самое близкое, но высота хребта тут больше.. Когда дорога зарастет окончательно, а стланик покроет еще большее пространство, ручьи станут единственными дорогами на острове.

        Впереди последний номерной пролив – Шестой Курильский, пролив Креницына. Он полностью в тумане, который стоит стеной на нашем пути. Как будто отрезая нам дорогу дальше на юг. Но нам туда и не надо, заворачиваем направо и уже в тумане движемся к охотоморской стороне острова.

        Там волнение сильнее – несколько дней постоянного западного ветра раскачали море. Волна широкая и мощная – океаническая. Укачивает прилично. Сидим наверху – осматриваем западную сторону острова. Везде низвергаются водопады прямо в море. Эта сторона острова явно гораздо более водоносная.

        Показался мыс Суботина, многометровые заросли морской капусты, едва проглядывающая тропинка от мыса к заставе Шестакова и вот наконец-то показались строения на заставе.. Начинаем издалека гадать что это, что там виднеется и тут.. Одна из точек явно движется по берегу! Человек! Точно увидел нас! К нему идет еще один и еще, их уже четверо – стоят на берегу и смотрят на нас.

        Тут же вспомнилась моя фраза недельной давности: «Что-то нет у меня ощущения, что мы на необитаемом острове!» Тут просто кипит жизнь.. Скоро все узнаем..

        Долго искали место для якорной стоянки, в результате встали достаточно далеко от берега, впереди поле капусты, а на берегу сильный прибой. Лодка в воду, первая партия, под присмотром местного часового котика, на берег. Высадились без особенных приключений. Весь берег сочится ручейками! А в Мусселе ни одного.. Ждем вторую партию – она высаживается метров на триста еще дальше от заставы.. Собираемся вместе и выдвигаемся на заставу..

        Между рекой и морем огромный вал из бревен и всякого хлама, даже перелезть не просто. Переходим Фонтанку вброд. Рыбы не видно. Вдали слышен звук.. работающего трактора!! Поднимаемся от реки к вертолетной площадке – вдали работает маленький тракторишка, вокруг суетятся еще трое рабочих. Поднялись по развалившейся местами лесенке с перилами в виде тонкого каната. Перед нами открылась территория заставы.. Выглядит явно обитаемо.. Под навесом горит огонь, там стоят два бидона.. Вдали видны две бочки – ярко красная и темно синяя – явно современные. В здании заставы слышны голоса и стук топоров и молотков. Мелькнувшая мысль о перемещении во времени на живую заставу Шестакова, подкрепленная стоящими посреди центральной площадки брусьями и натянутой веревки в виде волейбольной сетки, быстро улетучилась. Хвост ее, правда еще пару раз показался среди кустов реальности сознания, например, когда увидели столбики, увенчанные шарами по всему периметру площадки, мощеную камнем дорожку ко входу, а перед ним как будто вчера выкрашенные в желтый цвет верхние камни кладки. Но нет.. Из окна и боковой двери уже выглядывают лица рабочих, не слишком приветливые и слегка удивленные, не зная как себя вести с нами..

        - Бригада мы.. Из ПК.. Разбираем тут все.. Рекультивация местности.. Месяц на все работы нам дали..

        Из дальнего дома выходит пожилой человек – бригадир наверно – на поясе большой тесак, смуглое лицо в морщинах..

        - Гости?! Гости разные бывают.. Просто посмотреть?! Ну-ну.. Дрова здесь сожжем, а железо на берег – на вывоз.. Успеем – погода впереди хорошая.. На другой стороне тоже должны люди быть.. Ну, посмотрите, посмотрите..

        Ощущение непонятные.. Не ожидали увидеть тут людей, да еще и на разборке строений.. С одной стороны это правильно – убрать все, засадить травкой, но для кого-то это память, годы жизни, часть истории острова.. Ну, что ж, останется память тех, кто тут был, фотографии, видео, как минимум наше, и книги Олега Уланова.. Кстати, тракторишка тот ровнял место, где уже снесли баню – так нам сказали.

        Присмотрелись повнимательнее – одно здание, среднее из самых больших, уже разобрано, как минимум еще трех строений уже нет, одни стены.. Забрались на высоту за зданием заставы, там окопы, блиндажи, остатки столбов, по которым были подвешены воздушные электрические кабели. Сверху хорошо просматриваются каналы, оставшиеся от японской базы торпедных катеров – по ним они затаскивали катера на берег.. посредине площадки стоит мощный прожектор, видны емкости для топлива. Один ряд бочек ближе к вертолетной площадке, второй рядом с постройкой, где было какое-то автохозяйство. Там даже сохранилась заправочная колонка. Видны останки автомобиля – надо подойти поближе.. Видна дорога, уходящая к кольцевому хребту и дальше в бухту Муссель.. Бункер мы не нашли, да и не особо искали – неприятно ощущать на себе взгляды десятка рабочих..

        Подошли к машине: рама Урала (наверное), колеса и руль – всё, больше ничего не сохранилось. В груде досок лежат остатки какого-то мотоцикла – похоже переделка местного умельца, внушительный агрегат. Несколько столбов в куче привлекло мое внимание – это похоже на стойки ворот, где вместо петель приделаны.. внимание.. звенья гусениц от трактора!! Дешево и сердито!!

        Еще немного походили и в обратный путь.. Проходили мимо хозблока – там несколько отделений.. В одном на полках виднелись еще вполне свежие каски, несколько пограничных курток, на полу валялась гора сапог.. Много добра осталось..

        Нас бросился догонять один из рабочих – спал он что ли раньше!? Кто такие, что тут делаете, почему снимаете?! Горячая голова.. Пара приличных фраз в ответ и товарищ ничего не нашелся ответить, повернулся и пошел рекультивировать дальше.. или спать..

        Вот такая судьба у заставы Шестакова или можно сказать у японской базы.. Последние дни мы застали.. На память осталась только фотография, подобранная нами на развалинах – человек шесть – семь улыбающихся солдат, на фоне лозунга: «решения ХIХ партконференции в жизнь».. Следовательно, год так 88 или 89.. позже вряд ли, уж больно часто потом менялись судьбоносные сборища, решения которых надо было претворять в жизнь, в отличии от более ранних пятилетних периодов. Наверно при разборе много материалов памятных бригаде этой попадалось.. что они с ними сделали?! Риторический вопрос..

        Обратно на яхту.. Не очень-то хочется.. Море штормит все сильнее.. Вечереет.. Остается только ждать и надеяться, что удастся высадиться завтра в бухте Немо, встав сегодня там на якорь – шансов у нас мало..

        Так и получилось.. Штормит.. Ветер так и не повернул, повинуясь прогнозам, на южный, а дует с северо-запада.. Макарунши почти не виден в тумане.. Стоять в бухте Немо не представляется возможным.. Высадится на берег сегодня тоже нереально – темно уже.. Вулкан Немо нам сегодня не открылся ни разу – сплошная облачность.. Да и пик вулкана Креницына закрылся уже давно.. Облака как будто зацепились за верхушки Немо и горы Шестакова и ждут другого ветра.. Решаем двигаться дальше.. Немного обидно.. Переходим на Тихоокеанскую сторону по Четвертому Курильскому проливу.. Кругосветка вокруг острова Онекотан завершена полностью! Не все удалось, несколько дней потеряли, но на душе все равно приятно – фантастическое место! Удивительная природа! Уникальная история! Серьезный остров!!

        

        Наверное, надо сказать: Прощай!

Путь домой

Касатки! Касатки!
Немного цирковых упражнений Немного цирковых упражнений
Большие они.. Большие они..
Сивучи ждут фотосессию Сивучи ждут фотосессию
Гарем Гарем
"Да тут их тыщи!" "Да тут их тыщи!"
Разбегаемся! Разбегаемся!
Видны "проделки" биологов Видны "проделки" биологов
Последний, самый ленивый.. Последний, самый ленивый..
С прибытием! С прибытием!
Быстрая погрузка в самолет - и мы на пути домой! Быстрая погрузка в самолет - и мы на пути домой!
С приездом! С приездом!

15 сентября


        На Тихом океане гораздо спокойнее, штиль продолжается, поэтому ночь прошла достаточно спокойно. За ночь прошли примерно половину Парамушира, идем в СевКур. Заказали местным людям купить хлеба, картошки и сушек – все самое необходимое. Ну и на десерт пару килограмм свежего гребешка. К обеду пришли на то же место, где стояли неделю назад (неделю?! Или месяца два прошло уже?!). Лёха опять поймал красного терпуга, опять потом не клевало – сплошные зацепы.. Одного на уху мало! Юра расчехлил свою палочку – десяток забросов и еще один красный красавец предстал перед объективами фото и видеокамер.

        Рыба почищена, уха варится – надо успеть поесть, пока не ушли из пролива, и опять не стало качать. Получили сигнал, что «заказ» доставлен в порт, запрос на заход, и мы идем в СевКур без высадки на берег.

        Поражает кладбище кораблей по берегу.. Свежая стенка порта.. Свежие строения.. Многоэтажка впереди.. В 1952 году город был чуть на другом месте и почти полностью уничтожен цунами.

        Быстрая передача продуктов, срочное поедание практически целой буханки вкуснейшего и свежайшего белого хлеба с Виолой и сгущенкой и выход по Второму Курильскому проливу на осмотр уникального острова – вулкана, остров Атласова – вулкан Алаид. По описаниям вулкан правильной конической форма стоит в Охотском море и собственно и представляет из себя весь остров. Вершину его нам удалось увидеть, проходя  с другой стороны острова Парамушир в разрыв хребтов, но хотелось подойти поближе.

        Пока мы набираем ход, взялся быстренько приготовить гребешка.. Быстро обжариваю специи с маслом, соль, сахар, соевый соус по вкусу и срочно туда гребешок, который на поверку оказался свежемороженым, и сырым его есть было не очень приятно. Он скорее слегка потушился, пока не выпарилась вода, но первая партия была съедена моментально. Приняли решение сделать срочно еще столько же и добавить в соус остроты – соус Чили. Василич не присоединяется – оставляем ему порцию.. К слову сказать, он похоже решил проверить предел своего организма на предмет похудения и уже явно глазами ищет шило, чтобы колоть дополнительную дырку на ремне.. Его порция утреннего омлета лежит не столе нетронутой, но вроде ухи он похлебал в СевКуре.

        К сожалению, на Охотоморской стороне туман совершенно не рассеивается, видна только самая вершина острова. Стоять и ждать тут «у моря погоды» у нас уже совершенно нет времени. Фрахт наш заканчивается через двое суток. По опыту похода до СевКура, нам надо около полутора суток до ПК, но мы еще на другой стороне островов, да и есть идея зайти в Вилючинскую бухту – половить рыбку, возможно поставить краболовку (потроха двух пойманных в СевКуре рыб и одна маленькая целиком, пойманная Лёхой напоследок, болтаются в пакете за бортом) и сойти на берег (уболтало нас уже прилично, а мы двое суток идем уже).

        Тем временем, за разговорами и созерцанием красот Шумшу сквозь туманную дымку становится все темнее.. Организм, привыкший за две недели к местному времени уже вовсю требует сна в 14.00 по Москве..

        Мечтаем о пиве с крабом все вместе, кто-то предпочитает в желаниях всего лишь пакетик черных сухариков, кому-то подавай мяса, кто-то вспоминает наш прекрасный обед в китайском ресторане в ПК..


16 сентября

        

        Проснулись под порядком надоедающую уже качку.. Большие океанические волны.. Третьи сутки подряд.. Вверх, вниз.. Ветер наконец-то повернулся на южный.. Идем чуть медленнее, чем движутся волны.. Кормовая качка.. Погода отличная.. Ночью прошли по Первому Курильскому проливу, мыс Лопатка и по Тихоокеанской стороне движемся уже вдоль побережья Камчатки.. В ту сторону мы проходили тут ночью и в шторм.. Любуемся красотами полуострова.. Любуемся океаном..

        Тихий океан.. Такое огромное количество воды.. Сидя наверху и вглядываясь назад, набегают философские мысли.. Метров пятьдесят за яхтой еще сохраняется след.. Потом все сглаживается и волны приводят все в свой порядок.. Странная вещь вода.. Берешь ее в руки и она кажется тебе совершенно податливой – можешь ее взболтать, можешь разделить, можешь подбросить и разбрызгать, но она все равно не становится подвластной тебе.. Она стремится убежать, разлиться, испариться, принять другую форму.. Мы управляем ею?!

Она кажется такой безмятежной.. Но стоит только вспомнить, что она делает, с людьми, с кораблями, с камнями.. А если она с помощниками?! Ветер, землетрясения, время, Луна – это ее союзники.. Только что человек плескался водой и ему казалось, что он ею управляет, а вот уже он без нее не может жить, она не держит его бесконечно на себе.. Даже следа не остается на воде..

        Надо пойти вскипятить воды - попьем чайку и заварим по омлетику! Мы без нее не можем! Эх, в баньку бы сейчас! Две недели без горячей воды!

        Время на яхте течет как-то странно, то быстро, то очень медленно.. Ждем встречи с сивучами.. Хотели увидеть их еще на южной оконечности Онекотана, но так и не встретили ни одного..

        

        «Касатки!» - все срочно хватаются за камеры. Какие здоровенные! Явно позируют нам! Их тут несколько! То поперек хода, то навстречу, то по ходу движения.. Минут двадцать не прекращают пищать и щелкать затворы фотоаппаратов. Юра даже успевает одновременно фотографировать и стирать предыдущие неудачные фото – у него закончилась вторая карта.. Телевик взяли явно не зря! До этого мы несколько часов назад наблюдали несколько касаток с большого расстояния. Да и то, нам были видны только фонтанчики водяного пара над поверхностью океана – их было тоже несколько. А тут такое представление устроили! Нам даже пришлось нарезать пару больших кругов по этой акватории, а они явно никуда не торопились. То покажут над водой только плавник, то красиво прогнутся всей спиной, то вынырнут побольше – так что можно разглядеть белое брюхо и в довершение к этому махнуть нам здоровенным хвостом! Супер зрелище!

        Идем дальше! Заброшенные маяки и постройки явно военного назначения, причудливые гроты, и столбы вымывания и выветривания, бухты, мысы, тупики, бакланы и.. качка, качка, качка..

        Фотоаппараты снова наготове: приближаемся к лежбищу сивучей. Глушим двигатель, медленно скользим по гладкой поверхности бухты. Тишину нарушают только фотоаппараты и тихий шепот.. Запах чувствуется уже задолго.. Храпят, трубят – привлекая внимание друг друга. У каждого большого самца свой гарем – пять-семь самок. По мере нашего приближения они прыгают в воду – там они будут чувствовать себя гораздо увереннее. Их очень большое количество. Вот там еще несколько особей – «впереди главный, во всей своей красе». Что-то из той группы уже все прыгнули в воду, а «главный» только трубит и медленно сползает задом наперед к воде, явно нехотя – очень ему не хочется в воду и он надеется, что мы не подойдем слишком близко. Эх, нет – бултых, опять весь мокрый.

        При беглом разборе кадров с аппарата Василича, удалось разглядеть, что один из взрослых сивучей с огромным номером на борту: буква и три цифры. Как корова у Кузьмича: «с буквой К на двух бортах». Ну да ладно, это дела биологов.

        Что мы еще не увидели в океане?!

        Закончились третьи сутки качки.. В Вилючинскую мы придем уже затемно. Краболовки ставить будет уже темно, до ПК осталось часов шесть ходу, т.е. завтра к обеду надо по-любому двигать в порт. Так чего ждать?! Все думали, похоже, об одном и том же – надо идти в порт, ночевать там на яхте и утром решать: что делаем в ПК?!

        Решено – сделано..

        Варианта в ПК пока у нас три: попробовать двигать в долину гейзеров, менять билеты с 19 на 17 сентября и тут же попытаться улететь в Москву либо зависать на сутки или двое в Паратунке. Распределили завтрашние утренние дела на всех, попили чай и приготовились к возращению в ПК, приняв горизонтальное положение в каютах.


17 сентября


        Часа в 3 ночи пришли в ПК, Юре не спалось, и он бродил по городу, выискивая поблизости баньку – не нашлось.. Утром оказалось, что в главной самолетной компании страны по телефону никто толком не может объяснить, сколько будет стоить замена билетов, все говорят разные сроки и суммы. Все известные нам базы на Паратунке заняты и свободных номеров нет, а путешествие в долину гейзеров будет стоить для нас 100 тысяч рублей! Да еще не известно есть ли подходящие нам группы..

Решили попробовать добраться до касс и узнать все на месте..

        Дождались Алексея, совершили окончательный расчет за путешествие и срочно выдвигаемся: около 9 утра – примерно полчаса назад над нами прошел на посадку борт из Москвы. Вылет у него в 11.55 – попробуем успеть. Фото на память. Доброе прощание с капитаном.

        Василич с вещами уехал на машине Алексея, остальные на автобус. Бегом в кассы. Билеты есть, поменять можно, доплата вроде вразумительная – прогулять за двое суток можно и побольше. Билеты сдали, взяли новые – на часах 10.20. В аэропорту надо быть к 11 – 11.15. Такси летит к нам под слова: «у нас есть минут 15, не больше!». Водитель уложился в 16! Сто рублей добавки за скорость и в 11.05 мы на регистрации! А еще через 15 минут мы уже сидим в креслах самолета!! Даже пива не успели попить.         Вот так удалось обойтись с двумя днями, обозначенными в нашем графике экспедиции как: «покрытие рисков». Домой сообщать надо – мы прилетаем сегодня! В Москве четвертый час утра рабочего дня – пятница, прилетаем в 13.05 по расписанию. Расписание, правда, похоже, не поменяли с переходом Камчатки к новому часовому поясу – прилетели все-таки в 12 с небольшим.

        Что делать в самолете 8 часов?! Да еще днем?! Не знаю, но мы научены яхтой – просто еще восемь часов..


        Москва приветствовала нас отличной погодой и улыбками встречающих.. Четверо бородатых мужиков, пахнущих костром и морем, с одухотворенными лицами и мыслями, фильтрующими слова – переходя на официальный язык общения :-)

        Сколько нас тут не было?! А мы действительно были на Онекотане или просто прочитали все вместе еще один роман Олега Уланова: «Путешествие на край земли или к ее началу»?!

        Фантастическая экспедиция!


        Но в голове постоянно крутился вопрос: куда же дальше?! Дальше вроде уже и некуда двигаться по нашей стране! По сложности, продолжительности, технической и информационной подготовке – это пока предел наших мечтаний и возможностей.. Подкаменная Тунгуска, заполярный Урал, Хакасия, море Лаптевых, Якутия, Новая Земля?! – какими все эти красивейшие места кажутся нам близкими теперь!


Онекотан! Остров мечты, остров надежд, остров загадок! Как ты там?!


Спасибо тебе!!



Спасибо вам, мои коллеги:

Алексей Анатольевич!

Сергей Васильевич!

Юрий Робертович!


Видеодневник экспедиции можно посмотреть тут:
http://www.youtube.com/watch?v=sigE1vm3GaA

Послесловие

        PS: выражаем благодарность всем, кто помогал нам, кто поддерживал, кто ждал нас здесь и переживал за нас!


        Отдельное спасибо мы выражаем:


Андрею – капитану нашей яхты;


Алексею – организатору и вдохновителю яхтенных путешествий;


Александру – помощнику капитана;


Андрею – который зародил в нас идею путешествия на яхте, но не присоединился к нам;


Ромадану – отчет которого мы постоянно штудировали при подготовке;


Олегу с ником Prostoll Inc – ведущему блог об острове Онекотан, мы тоже почерпнули от него информацию;


Андрею Клитину - автору нескольких материалов по Курилам;


Олегу Уланову – автору романов про Онекотан;


Нашим детям, любимым, всем друзьям и знакомым!



Спасибо вам всем!


Комментарии
FullSerg19.03.13, 11:35
Яхта 
Здравствуйте, Ирина.
Все контакты ребят есть на их сайте:  www.oceantravels.ru
Если останутся вопросы- пишите.
Знаю, что в этом году сразу несколько групп собираются на остров..
Guest16.03.13, 18:56
Яхта 
Сергей, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у вас ещё сохранились контакты экипажа яхты, на которой вы ходили на Камчатке? Можно позаимствовать?
Заранее спасибо. Ирина
Guest13.10.12, 19:43
Krainov-omsk@mail.ru я тут 
я тоже служил в пво в 1982-84 году мы к погранцам ходили по прибойке в сторонй севера а потом поперек 20 км и погранцы застава шестаково или на гтске к кольцевому озеру а затем к погранцам менялись фильмами итд мы вязали сумки а погранцы ремни из японской лески !!!!! носталгия тоже завидую кто там побывал на онекотане я крайнов сергей мой емаил krainov-omsk@mail.ru пишите кому интересно много чего могу расказать
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Онекотан
еще маршруты
О Маршруте