озеро Байкал / Велотуризм | Спортивный туризм
 

По льду Байкала на велосипеде: Танхой - Листвянка

16 марта 2013 г.
 

Насмотревшись красивейших фотографий зимнего Байкала, где синее небо и скалы отражаются в ледяном зеркале, я решил увидеть всё это своими глазами.
 Времени на всё мероприятие было немного, уложиться можно было в 3 дня: сутки на поезде до Байкала, сутки обратно, и один день на переход через Байкал. Сначала хотел ехать по льду от Листвянки до Танхоя, но посмотрев космоснимки озера увидел, что восточный берег весь в снегу, а западный - чистый лёд. Была надежда, что по снегу там есть накатанные дороги, поэтому найти эту гипотетическую дорогу можно было от станции Танхой и по ней доехать до чистого льда, поэтому решено было начать от Танхоя и двигаться в Листвянку, это около 40 км. Кроме того , при таком направлении, солнце будет светить в спину.
 Из нескольких потенциальных попутчиков, реально остался только один - Павел, хоть и молодой, но достаточно опытный велосипедист и лыжник.

До станции Танхой на восточном берегу Байкала из Красноярска можно доехать только одним поездом №082 , т.к. другие там не останавливаются. Точно по расписанию, 16 марта 2013 г., в 07:25 утра местного времени, мы прибыли в Танхой. Вопреки моим ожиданиям, из поезда больше никто не вышел. 

В пустом здании вокзала собрали велосипеды и вышли на перрон, чтобы пообщаться с местным населением и узнать снежно-ледовую обстановку на пути в Листвянку. По моим представлениям, здесь должны быть зимние дороги, накатанные рыбаками, как у нас, на Красноярском водохранилище. 

На станции Танхой. 2013-03-16-06:53:49

Информация была противоречива: один мужик сразу заявил, что мы утонем, к счастью пока только в снегу; другой вспомнил, что недавно по этому маршруту проходил марафон, и дорогу в снегу прочистили, он махнул в сторону водокачки, и мы пошли туда прямо по насыпи, обходя стоявший товарняк. Преодолев рельсы и сугробы, мы увидели крутой спуск  к заснеженному бескрайнему полю. Это оказался замёрзший Байкал. Никаких дорог на нём не просматривалось.

Оз. байкал. 2013-03-16-07:11:42

Погода с утра была нормальная: лёгкий морозец – 8 С, слабый западный (боковой) ветер. Спустившись вниз, попали на узкую пешеходную тропинку, ведущую на север и размеченную прутиками

Рыбацкая тропинка. 2013-03-16-07:18:33
Ехать по тропе было невозможно, да и пешком идти не очень удобно, т.к. велосипед приходилось катить рядом по рыхлому снегу.
Взгляд на п. Танхой, вдали белеют вершины хребта Хамар-Дабан:

Вид на Танхой. 2013-03-16-07:25:22

 

Тропа пересекала заснеженные трещины, впереди чернели какие-то точки – не то машины, не то палатки.

Тропа пока есть. 2013-03-16-07:25:35

 

Казалось, давно уже идем, а восточный берег всё равно рядом:

Павел. 2013-03-16-07:39:50

 

Дошли до «точки» - это оказалась рыбацкая майна, широкая прорубь с укрытием от ветра и мороза
У рыбацкой майны. 2013-03-16-08:02:23

До Танхоя примерно 2 км

А берег так близко. 2013-03-16-08:02:29

Противоположный берег едва просматривается в дымке, но самое неприятное, что дальше тропа кончается. Действуем по правилу: лучше лишний час потратить на поиск дороги, чем 30 км переть по целине. Ещё вначале тропы мы пересекли колею, идущую параллельно берегу, теперь решили возвратиться к ней, возможно, от неё есть ответвление в нужную нам сторону.

Дальше следов нет. 2013-03-16-08:12:03

Вернулись назад:

Дорога какая-то. 2013-03-16-09:12:45

По колее двинулись в западном направлении, т.к. там опять виднелись черные точки. Иногда даже можно было проехать по ней несколько десятков метров

Павел. 2013-03-16-07:39:50

Вскоре колея повернула на север, в нужном нам направлении, но поперёк преобладающим ветрам, и как следствие, оказалась заметена снегом, и велосипед снова стал только обузой:

А предполагалось иначе. 2013-03-16-09:17:04

Точками, на этот раз, оказались рыбацкая палатка и мотоцикл с люлькой

Рыбаки на Байкале. 2013-03-16-09:32:24

Колея шла от майны к майне и вскоре тоже закончилась

Дороги расходятся. 2013-03-16-09:45:15

Дальше опять была целина. От Танхоя удалились всего на 3 км. Теоретически, можно было вновь вернуться на дорогу-колею и проехать по ней в восточном направлении, в надежде найти ответвление на Листвянку, но вероятность успеха была невелика. Решили идти вперёд напролом.

Ещё не поздно вернуться. 2013-03-16-10:17:13

Где же лёд? 2013-03-16-12:11:35

Тем временем, существенно потеплело, до +2 С, но это отнюдь не радовало: снег налипал на обода и таял на обуви

Сверим курс. 2013-03-16-12:11:05

Последующие 4 часа – тупое ломилово в глубоком (15-20 см) снегу по азимуту, т.к. противоположный берег периодически скрывался в дымке.

Ломилово по целине. 2013-03-16-13:36:07

Наконец, появились первые проплешины в сплошном снежном покрове

Добрались до льда. 2013-03-16-14:10:01

Их становилось всё больше, уже стало возможным ехать причудливыми зигзагами, соединяя островки чистого льда

Зигзагами между снежных островов. 2013-03-16-15:47:53

По-прежнему периодически попадались закрытые трещины, которые мы осторожно преодолевали пешком

Опасных трещин не было. 2013-03-16-15:47:48
Во второй половине дня, точно по прогнозу, резко похолодало, и задул северо-западный встречный ветер
Поднимается встречный ветер. 2013-03-16-14:18:05

До Листвянки оставалось около 15 км, и казалось, что все основные препятствия позади. Но неожиданно впереди опять белое сплошное поле – это мелкий торосняк: во время ледостава ветер взломал тонкий лёд, он застыл беспорядочными кусками, а сейчас занесён снегом

Поле Мелкого торосовника. 2013-03-16-16:08:20

К счастью, по этому торосняку оказалось возможным ехать, хоть и очень медленно. Через 1,5 км торосняк сменился колобовником – более крупные «блинчатые»  куски смерзшегося льда

Колобовник. 2013-03-16-16:23:31

После всего такого разнообразия наконец-то появились большие поля чистого льда, можно было только порадоваться этому, но встречный ветер усилился до 12-14 м/сек. Приходилось с трудом ехать на самой низкой передаче, со скоростью 6-7 км/ч.

Листвянка уже близко. 2013-03-16-17:28:13
Уже темнело, Павел (none) вырвался далеко вперёд, а я из последних сил крутил педали. Стало казаться, что такими темпами можно не успеть к поезду в Иркутске, и я позвонил Константину, местному водителю, и попросил его выехать нам навстречу. Он поначалу отнекивался, но в итоге, выехал и встретил нас на льду в 2-х км от Листвянки. Правда, сэкономили мы на этом всего минут 20, но всё равно большое спасибо Константину за его участие в нашей компании. Дальше он нас с ветерком домчал до Иркутска, где мы, не спеша, с хорошим запасом по времени, побродили по привокзальной площади, посетили местный продмаг, разобрали-упаковали велосипеды и сели в свой поезд.
Контакты, ссылки.

Написать автору можно на эл. почту: chief1961@gmail.com

Все фотографии в полном размере здесь: http://fotki.yandex.ru/users/vk5772/album/318815/

Трек перехода тут: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=bmdptjvzzctirwxc

Обсуждение и ещё два варианта отчетов по этому походу на форуме красноярских велосипедистов:  http://x-ride.ru/index.php/forum/viewtopic.php/f,74/t,44834/start,30/

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Валерий Федотов