Санкт-Петербург - Тверь - Анапа - Терскол - Станция Мир, озеро Азау - перевал Хатю-Тау (3500) - Приют 11 (4130) - Эльбрус (5642) - Терскол - Санкт-Петербург.
 
Начало

Приключение наше началось довольно необычно. Идея поехать к Эльбрусу на машине появилась весной, но мои бдительные родители были против. Причина была проста – недоверие к отечественному, совсем не новому автопрому. Пришлось отложить идею до лучших времен. 16 июля мне позвонила мама, выяснилось, что она перепутала время отправления поезда, и мой брат не поехал в лагерь в Анапу. Бедный ребенок, с собранной сумкой, находился у бабушки под Питером. Мысль, что мы (я и мой муж) могли бы отвезти брата на машине, пришла почти мгновенно. Недостатки нашей машины с той же быстротой были позабыты. К часу ночи мы написали раскладку, купили продукты, собрали рюкзаки и успели докрасить окна на кухне. В семь утра мы выехали.
17 июля. Питер – Тверь.

Первый день в пути. Весь багажник заняли рюкзаки, поэтому сумку брата поставили в салон. Так и ехали вчетвером: я, муж, брат и сумка. Как все помнят, лето стояло аномально жаркое, поэтому ехали с открытыми окнами и завидовали кондиционерам. Зато можно было громко петь песни в пробке, высовывать руку в окошко, а иногда и нос. Путь держали в Тверь, к родителям, с заездом в Удомлю к другим родителям за спальником. Трасса Санкт-Петербург – Москва очень оживленная, поэтому смотрели в основном на машины. По обочинам мелькали традиционные для средней полосы деревья и такие же традиционные деревни. Вечером были в Твери.
18 июля. Тверь – Воронеж.

Остановка в леске, у трассы. Остановка в леске, у трассы.
Выехать решили пораньше, чтобы не встрять в московские пробки. В итоге выехали так, чтобы аккурат в них попасть. К сумке прибавился еще рюкзак с «необходимыми» вещами и ехали мы теперь впятером. Пробки мы миновали, потому что поехали не через Клин и Химки, а по другой дороге. Зато немножко поплутали по МКАДу, поэтому времени потратили примерно столько же, сколько и в пробке. Наконец выехали в Тульскую область. Что ни говори, а и без табличек было понятно, что Московская область кончилась: во-первых, смог стал меньше, во-вторых, появились чудесные остановки-туалеты из красного кирпича. Правда, чудные они только со стороны, внутрь заходить я бы не советовала.
К вечеру были в Воронеже. По пути остановились искупаться в реке Воронеж. Несмотря на то, что вода «цвела» и была не кристально чистой, купаться было одно удовольствие. После жаркого дня в машине казалось, что ты в горном озере. На ночевку встали где-то за Воронежем. Место выбрали в лесочке, недалеко от трассы, но машин не было слышно из-за деревьев. Не скажу, что было сильно чисто (все-таки возле трассы), но для палатки место было расчищено (наверняка не мы первые, не мы последние). До утра нас никто не беспокоил.

19 июля. Воронеж – Анапа.

Вставать рано было тяжело, но хотелось большую часть пути проехать по светлому и по прохладному. Честь и хвала нашему водителю, потому что он гнал машину всю дорогу один, а по утрам мы его даже разговорами не развлекали, потому что спали. Стоит отметить, что в окно стало смотреть интереснее: привычный пейзаж сменился южными полями. Больше всего впечатляли ярко-желтые подсолнечные.
В Ростове-на-Дону мы заблудились, въехали в город, хотя надо было свернуть на окружную. Спросили трех человек куда ехать, все трое показали в разные стороны. Так бы мы и крутились весь день, если бы не спросили у ГАИшников. Те отправили нас по дороге, снабдив четкими инструкциями: «Езжайте прямо, тут одна дорога, не промахнетесь». Действительно, ближе к ночи, на «однополоске» в сторону Анапы скопилось много машин.
В самом городе мы оказались около 12 ночи. Были мысли снять на ночь комнату, но цены были очень высокие, и брать на одну ночь никто не хотел. Такой он, русский туристический бизнес! В итоге выяснили, что можно встать где-то палаточкой, но точно ли можно и где это нам объяснили ну очень примерно. Купили карту и поехали в Благовещенское. Там действительно, если проехать весь населенный пункт (это, наверное, поселок), все маленькие дома отдыха, упрешься в шлагбаум. Охраняют его краснодарские мальчики из школы бокса. Цены у них довольно умеренные – сутки с палаткой 300 руб., днем на пляж – с машины 150. Правда и за шлагбаумом кое-что налажено: сеть биотуалетов, души, кафе, дискотека, и море очень близко. Единственный и очень большой минус – море зеленое от водорослей и очень приставучий песок. Утром мы проснулись, а на дне палатки – маленький пляж. Город же довольно близко, но только машину поставить сложно и пробки похуже московских, потом что все ездят как могут и хотят.

20, 21 июля. Анапа.

Вечернее солнце Анапы. Вечернее солнце Анапы.
20 июля. Отдали ребенка в лагерь, сходили в аквапарк, купили средство от ожогов. Познакомились с ребятами из Нижнего Новгорода. Оказывается южный отдых в палатках – очень популярен. Некоторые из туристов приезжают каждый год.
21 июля. Провалялись на солнце, сгорели. Решили, что банановый отдых нам надоел и пора выдвигаться в горы. Посетовали, что мы не как все нормальные люди после похода к морю, а наоборот. На утро назначили отъезд.

22 июля. Анапа – Терскол.

Из Анапы уехали рано утром. Обгоревшие плечи и носы жгло. Нам повезло, в тот день было облачно, даже прошел небольшой дождь. Наверное, космос все-таки существует, он принимает наши заказы и исполняет желания. Ехали мы по трассе М4, сначала в Краснодар, потом в сторону Нальчика. В Краснодаре пришлось остановиться и купить очки для сварки (кажется так), в магазине спецодежды. Когда я собиралась ехать на Эльбрус, мне и в голову не приходило, что снаряжение может быть не очень красивым. В этих же очках я была похожа на гуманоида. Уже потом, когда мы спускались с Эльбруса, навстречу нам попался веселый человек. Он громко крикнул «Привет! Я знаю, что вы русские, буржуи в таких очках уже лет 10 не ходят!».
Из Краснодара ехать было сложнее. Мы знали, что надо нам в сторону Нальчика, но на указателях ничего такого не было. На этот раз даже ГАйцы не помогли, им было не до нас, они какой-то девушке объясняли, что та не права. Но хоть сказали, что ехать надо на Кропоткин. Опять же на указателях ничего не значилось. На поиски мы потратили около получаса, пока на заправке нам не объяснили, что ехать надо в противоположную сторону.
В Терскол мы приехали поздно ночью. Было темно и туманно, поэтому я пропустила величественное зрелище, когда неожиданно перед глазами появляются снежные вершины. Перед нашим лобовым стеклом появлялись только встречные фары. Надо сказать, что народ в тех краях горячий. Если ехать, то быстро и желательно на «пятерке», наверное, она лучше всего пригодна для серпантина. А еще очень юморной. В Баксане зашли в магазин, спросить дорогу. Продавщица осмотрела нас с ног до головы, вышла на крыльцо, махнула рукой и сказала «Езжайте прямо, пока не остановят» - «А точно остановят?» - «Не сомневайся, там всех останавливают».
Ночью в Терсколе страшно, темно и пусто. Жизнь замирает. Мы крались на машине, мимо спящих домов и не знали, где остановится. Наверняка мы такие не первые, поэтому местные бизнесмены поставили указатель «Бивуак». За поворотом была большая свалка, посреди дороги – шлагбаум – привязанное веревкой тощее деревце. Вдобавок ко всему у нас закипела машина – отечественный автопром не выдержал нагрузки.
Спать хотелось просто неимоверно, поэтому кое-как разобравшись с машиной, закрыв её на все замки, мы, наконец, поставили палатку, недалеко от шлагбаума.

23 июля. Терскол – Девичьи косы.

Высокогорные колокольчики Высокогорные колокольчики
Девичьи косы Девичьи косы
А вы кого видите? А вы кого видите?
Макароны Макароны
Проснувшись утром, мы смогли рассмотреть место, куда приехали. Пейзаж прямо скажем, был величественный – горы почти кольцом окружили нас. Одни невысоки, зеленые, другие – сияющие снежными пиками. А этот воздух я еще не раз вспоминала в душном городе. «Бивуак» же представлял собой небольшой лесок, с вытоптанными полянками под палатки. В центре леска было место для костра, а через всю территорию проходила дорога. В принципе, отличное место для стоянки, если бы не туалет. Этот наспех сколоченный прямоугольный сарай стоял прямо рядом с дорогой. У него не закрывалась дверь, а внутри была жуткая грязь. В споре между удобрением почвы и походом в «чудный дом на окраине» победило первое.
Несложно догадаться, что раз территория перегорожена, она кому-то принадлежит, и за постой берут ренту. Так и было, цена вопроса была 200 рублей с палатки. Сборщик подати приехал рано утром, на золотистом Мерседесе, и стал бегать по лагерю в поисках какой-то группы (к слову она уехала за 20 минут до него). Не найдя никого, он недоверчиво посмотрел на нас (хотя мы уже собрали палатку и стояли у машины) и попросил денег. У него был такой грустный вид, что я его даже пожалела, и конечно мы заплатили.
Погода была чудная. Это я уже потом поняла, что дожди в этой местности начинаются после обеда, каким бы чудным не было утро. В поездку мы собирались быстро, поэтому решили проверить экипировку, а заодно сходить на водопад Девичьи косы.
Дорога к водопаду протоптана не то, чтобы тысячью ног, но и десятками машин. Она довольно круто взбирается вверх, наматывая серпантинные повороты. По дороге нам встретилась «буханка» с туристами, два мотоциклиста (один был наш земляк) и довольно много людей. Они шли группами и по парам, тройкам. Одна мама была даже с трехлетней девочкой. У ребенка за спиной был рюкзачок, а в ручке лыжная палка – вот такой юный туристенок.
По пути, конечно, глядели по сторонам. Виды были просто восхитительными. Домики в поселке казались игрушками, которые раскидал ребенок-великан. Кудлатые облака вились над горными кручами, и это было так захватывающе, так необыкновенно притягательно. С гор, с неимоверной скоростью, разбиваясь о камни на тысячи осколков, летели ручьи. Они казались белесыми с высоты, как в сказке «молочные реки, кисельные берега». Про природу же верно сказано «Лучше один раз увидеть».
Встречались по пути и диковинки. Так называемые «макароны» (выступы породы, напоминающие висящую лапшу), или кусок скалы, похожий не то на лошадь, не то на щенка. Сам водопад ничуть не изменился, (я видела его на фотографиях), только в живую он навевал совсем другие ощущения. Люди приходили и уходили: кто-то перекусывал, кто-то умывался, а самые смелые девушки купались нагишом.
От водопада дорога уходит дальше вверх, к обсерватории. Мы думали было сходить, но начался дождь и испортил наши планы. К тому же еще предстояло решить ряд организационных вопросов, где оставить машину, где встать на ночевку и когда выдвигаться наверх. Все это решилось просто. Рядом с канатной дорогой есть гостиницы, и возле них платная стоянка. Если оставлять машину надолго, хозяин даже может сделать скидку (незначительную конечно). Сами мы встали немного в стороне от стоянки, там, где есть спуск к реке.

24 июля. Терскол – Станция Мир.

Вид на перевал "Эхо войны" Вид на перевал "Эхо войны"
Станция Мир и ледник Азау Станция Мир и ледник Азау
Основной нашей целью было, конечно, восхождение, но до этого мы хотели побродить в Приэльбрусье. Поэтому первая наша остановка была станция Мир, от которой мы пошли в сторону ледника Азау и встали у озера. Добраться до этой станции легко по канатной дороге (которую совсем недавно взорвали), стоит дорога туда-обратно – 600 руб. Хочу сказать, что на Старом кругозоре охранники берут по 1000 рублей с тех, кто будет совершать восхождение, но так как мы пока не планировали, то денег не заплатили.
Еще одно отступление – аптеки заканчиваются на Старом кругозоре. Поэтому если, что-то забыли купить, это можно сделать только там. Может кому-то пригодится совет – стоит купить какое-нибудь средство от герпеса, потому что на высоте эта болячка может доставить много хлопот (Я оказалась в такой ситуации, приятного мало было еще даже 2 недели спустя после похода).
От станции Мир мы пошли на ледник. Если честно я представляла себе ледник немного другим – чисто белым с голубизной. Этот был серым от горных пород. Таким, каким я его себе представляла, он был только в глубоких расщелинах, которых было довольно много. Они местами были широки, поэтому перешагивать через них было страшно. До озера идти было недолго, но из-за того, что мы петляли между трещинами, отыскивая место поуже, шли мы около часа или больше. Озеро тоже не оправдало моих ожиданий – оно было коричневое. Да и погода начала хмурится, от этого тоже становилось как-то не комфортно. Мы разбили палатку, пообедали и решили добежать до перевала «Эхо войны». Пока мы туда шли, Дима рассказывал занимательные истории о том, как велись военные действия на Эльбрусе.
Дорога была полна открытий. Одно из них ждало нас на берегу озера, буквально в двух шагах. Из камней было выложено Туристский Клуб «Бриз», город Тверь, 2009. (Это клуб, где занимался Дима). Мы исправили 2009 на 2010.
До Эха войны мы не добрались. Ручейки, которые с утра маленькие и легко перешагиваемые, к обеду превращаются в реки. Эльбруса не было видно, его заволокли тучи, начинался дождь. К лагерю мы пришли относительно сухие, но позже дождь хлынул со всей силой.

25 июля. Озеро Азау – Перевал Хатю-Тау.

Вид на озеро Азау. Вид на озеро Азау.
Трещины Трещины
Вид на ледник. Вид на ледник.
Вид на перевал "Хатю-Тау" Вид на перевал "Хатю-Тау"
Утро было солнечное, отличный день для… да для всего, что угодно! Вот только мои губы зацвели как весенняя лужайка, а все аптеки, как я уже говорила, остались внизу. Правда оставалась надежда, что на станции Мир что-то найдется. Эту спасательную экспедицию мы отложили на вечер, а, позавтракав, пошли на Хатю-Тау.
Шли мы примерно по тому же маршруту, что и вчера. Кругом были хорошо различимые турики, так что заблудится сложновато. Ледники с трещинами перемежались моренами, внизу, под нами, прокладывала себе дорогу вода. Иногда в расщелину падал камень, и тогда что-то гулко отзывалось в толще льда. Ледник жил своей тысячелетней жизнью, дышал и потихоньку сползал. Один раз под нами так громко ухнуло, что от неожиданности мы даже присели.
Дорога была легкая, все подмерзло, да и шли мы налегке. Навстречу нам попалась московская группа, которая шла уже третью неделю и планировала посетить Эльбрус. Ох, и закаленные ребята все-таки! Единственная трудность, которая лично для меня встретилась, был подъем по снежничку. Ноги скользили и проваливались в некоторых местах.
С перевала открывался отличный вид. С одной стороны снежные поля Кабардино-Балкарии, с другой - зеленые Карачаево – Черкесии. На самом перевале много памятных досок и венков. Справа, если смотреть на Терскол, очень красивый ледник. Он спускается с горы как хвост павлина. Хотя, нет, скорее гигантской утки. Если смотреть в другую сторону, можно увидеть остатки вертолета. Эльбрус, наверное, тоже можно было увидеть, но нам не повезло с погодой.
После обеда, как я уже говорила, мы пошли на станцию Мир, в аптеку. Почему-то мы не одели кошки по дороге туда. Это обстоятельство нагнало на меня нелепый страх. Казалось, я вот-вот свалюсь вниз с ледяной горы или не смогу перешагнуть трещину (был вечер, и вода внизу клокотала со страшной силой). Поэтому мы плутали долго, выискивая самые узкие места в трещине, а лучше обходя их совсем. Страх – дело гиблое. Мало того, что из-за трясущихся коленок я не могла нормально идти, так он забирал и моральные, и физические силы. Представьте себе мое разочарование, когда, достигнув цели, мы не нашли аптеки. Хвала небесам, что кошки мы с собой взяли, и обратная дорога показалась мне просто раем, хотя и подпорченная разочарованием.
Ночью я впервые увидела Эльбрус. Он был невероятен. Его снежные вершины подсвечивались полной луной (она была яркая, как прожектор) и мириадами звезд. Видна была, как мне, быть может чудилось, даже тропа и идущие по ей люди. Эта картина произвела на меня впечатление, как когда-то «Лунная ночь на Днепре» А. Куинджи. И, пожалуй, этот момент не забудется никогда.

26 июля. Станция Мир – Приют 11.

Вид на "Приют 11" Вид на "Приют 11"
Уже в четвертый раз мы шли по пути озеро Азау - станция Мир. На этот раз без приключений. По канатно-кресельной дороге поднялись до «бочек». Стоит это удовольствие 200 руб. туда - обратно. Я все переживала, как бы не упал рюкзак, и со стороны была похожа на горгулью, вцепившееся в свое добро. Оттуда было несколько вариантов подъема: или на своих двоих, или на ретраке. Я, уверенная в своих силах, выбрала первое. Во мне сошлись желание сэкономить и проверить свои физические возможности. В начале, идти было легко, высота не чувствовалась, а выспавшийся организм был полон энергии. Это продолжалось где-то полпути, после чего я стала ругать себя за излишнюю бережливость. Мимо весело проезжали гомонящие туристы на ретраках, а мы как вьючные животные шли вверх, к своей цели. Оставшиеся полпути я шла медленно, тяжело дыша и борясь с головной болью. Это уже потом я поняла, что у меня «горняжка». Наконец, мы дошли до Приюта 11. Места на деревянном настиле были заняты и мы встали прямо на снег, среди других палаток.
В лагере кипела своя жизнь. Многие, как я поняла, находились тут не один день. Кто ждал погоды, кто не взошел с первого раза. Все общались друг с другом, здоровались, делились впечатлениями. Узнать было можно много чего полезного. Мы попробовали было дойти до скал Пастухова, но мне было плохо, как будто у меня грипп, и дошли мы только до родничка.
Вечером рядом с нашей палаткой появились украинцы. Это были очень веселые ребята, однако к двенадцати ночи их веселость начала надоедать. Принцип «общего вагона», провозглашенного ими, мне не очень понравился, но деваться было некуда, надо было чуточку поспать. Выход запланировали на 3 утра. Однако поспать удалось с большой натяжкой, было жутко холодно. Открылись огрехи нашего быстрого сбора, мы взяли немного теплых вещей. Решив, что поспать все равно не удастся, вышли около двух.

27 июля. Восхождение.

Дошел-таки) Дошел-таки)
Вид с 5000 Вид с 5000
Вид с 5000 Вид с 5000
Вид с 5000 Вид с 5000
Вот в этом месте, да простят меня любители и почитатели Эльбруса, я не буду петь дифирамбов. Я полюбила Эльбрус только со стороны, он величественен, он прекрасен, он великолепен. Но восходить на него – это ммм… нецелесообразно, что ли. Я видела группы «светлячков», идущих наверх. Только инструкторам и людям покрепче этот подъем был не в тягость. Остальные же еле шли следом, останавливались, дышали, пытались что-то жевать, пить чай, но мало что помогает. Я была в числе этих несчастных. С козьерожьим упрямством мы шли наверх. Наверное, часть из них все-таки дошла, останавливаясь стошнить (извините за подробности) через каждые три шага. Я не дошла. Сначала меня мучила горняжка, потом мне в ногу прилетела ледышка, спущенная кем-то сверху. В лагере я слушала рассуждения некоторых вернувшихся, и все они были не очень лестными. Большая часть рассуждала в духе «А нафига, можно было зимой встать на кучу гравия, воткнуть в него флажок и сфотографироваться».
Быть может, я слишком строга, ведь тот рассвет на высоте 5000 м. над уровнем моря был непохож ни на один другой. Солнце вставало рядом со мной, казалось, я могу ухватить его рукой. Да и посмотреть на высоченные горы если не сверху вниз, то на одной высоте – это невероятно! Только ради этого стоит побороться. Мой муж, все-таки поднялся на вершину, но вернулся примерно с тем же чувством, о котором я сказала выше. Правда сейчас, по прошествии времени, он опять рвется в бой, и рассуждает в стиле «А вот если лучше подготовится».
В тот же день мы спустились вниз. Хотелось душ, чистое постельное и вкусный ужин. Все это нашлось в одной из многочисленных гостиниц.

28, 29 июля. Терскол.

Вид из долины нарзанов Вид из долины нарзанов
Река Баксан Река Баксан
Два дня мы бродили по окрестностям. Это было вдвойне здорово, после возвращения с Эльбруса. Погода стояла отличная, солнце грело вовсю. Мы посетили Долину нарзанов (обе, вторая правда маленькая, там всего один источник), рынок у подножия Чегета. Все эти дни мы наслаждались видами Эльбруса, который на этот раз не прятался от наших глаз.
30 июля-1 августа. Дорога домой.

Это около Воронежа. Это около Воронежа.
Не буду описывать долго. Скажу только, что леса, которые мы проезжали в середине месяца превратились в обугленные головешки, а вода в Воронеже стала еще более грязной. Но, несмотря на дым, Московские пробки и жару, мы ехали домой и испытывали наиприятнейшие ощущения, как бывает всегда, когда возвращаешься из долгого путешествия.

Комментарии
Sobolok12.04.11, 02:35
Ууух :) 
Красотень!
Особенно море, бушующее, смотрится устрашающе, даже с берега)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 1