Где-то очень далеко, на краю земли (а на самом деле в 150 км. от Питера), на берегу сурового Ладожского озера затерялась небольшая, но невероятно живописная деревенька со странным названием «Сторожно». Именно туда в тёплый майский день решили мы поехать на велосипедах, дабы открыть велосезон 2014.
В качестве отправной точки была выбрана дер. «Паша». Оставив на одной из её немногочисленных улиц автомобили и пересев на велосипеды, мы начали свой путь в «Сторожно».
дер.Паша
Попасть в это притягательное для нас место оказалось очень нелегко: примерно 7 км. от дер. «Паши» до дер. «Загубье» представляют собой гравийную насыпь, там как раз прокладывали дорогу (возможно, будущим поколениям повезёт больше).
Мужчины мужественно крутили педали, а я уже через километр готова была начать истерику. Уж не знаю как, но преодолев этот ужасный отрезок пути, мы попали в дер. «Загубье». Основные её достопримечательности – церковь 1829г. и понтонный разводной мост через Новоладожский канал. Церковь мы решили осмотреть на обратном пути и двинулись по грунтовой дороге дальше в «Сторожно». Дорогу эту тоже нельзя назвать комфортной, так как она очень ухабистая, в ямках и горках. Но всё познаётся в сравнении и мне она показалось просто сказочной. Проходит она через еловый лес и запах нагретой на солнце хвои позволил на какое-то в время (нам ведь предстоял обратный путь) забыть о предыдущих ужасах.
Сделав небольшой привал на обочине, через 14 км. мы подъехали ко въезду в Сторожно, где стоит знак: "Сторожно-сити". С чувством юмора у жителей деревни всё в порядке. Проехав по улочке со старыми деревянными домами,
минув кладбище и Никольскую церковь, мы упёрлись в основную цель нашей поездки – Стороженский маяк.
Путеводной звездой возвышается над всей деревней. На огороженной территории живёт смотритель. Прочитав отзывы ранее там побывавших, мы попытались пробраться на маяк. Но смотритель был непреклонен в нежелании нас туда пустить. Что ж, в другой раз.
Деревня оставляет в памяти яркие впечатления. Кажется, что её жители живут своей обособленной «стороженской» жизнью: почти в каждом дворе коптится рыба, сушатся на берегу лодки, мирно рыбачат на пирсе мужики.
Живя в отрезанном от «большого мира» месте, люди привыкли делиться с другими. Так нас безвозмездно угостили копчёной рыбой, вкуснее которой я раньше не ела.
Особенно хочется отметить церковь, стоящую на берегу Ладоги. По легенде её основал пират, вставший на праведный путь.
Николькая церковь
На протяжении нескольких веков противостояния со шведами она действительно выполняла «сторожевые» функции и по совместительству была крепостью. Сейчас церковь реставрируется, а рядом поставили маленькую деревянную часовню, где и проходят редкие службы.
Вдоволь налюбовавшись красотами «Сторожно» и подкрепившись рыбой и взятыми с собой припасами, мы отправились в обратный путь.
Снова проехав по лесной дороге, мы остановились в дер. «Загубье», чтобы осмотреть церковь. Церковь оказалась полуразрушенной и, в отличие от стороженской, не реставрируется.
церковь в дер.Загубье
Напротив неё уже построили деревянную часовню и полного разрушения, как мне кажется, ждать осталось недолго.
Больше нас ничего не отделяло от завершающего и самого сложного этапа нашего путешествия – уже полюбившейся гравийной дороге. Мы, правда, попытались найти другой путь, но его не оказалось. Стиснув зубы мы поехали дальше. Должна сказать, что для меня это было тяжелое испытание. Всего мы героически преодолели 55км.